Краткие жития святых, православные праздники и события

11/24 июля

 

Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, им же Православие утвердися (451). Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969).

Мч. Киндея пресвитера (III-IV).

Ржевской, или Оковецкой (1539), Борколабовской икон Божией Матери.

 

Великомученица Евфимия Всехвальная Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, им же Православие утвердися (451). Святая вмц. Евфимия родилась, воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе, который лежит при заливе Черного моря, против Царьграда. Пострадала она в царствование Диоклетиана (284-305), 16 сентября (день празднования ее памяти, см. о ней там же). Сегодня же вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во время 4-го Вселенского Собора святых отцов, происходившего в Халкидоне, и которым было явлено и утверждено православное исповедание веры.

Патриарх Александрийский Диоскор и архимандрит цареградский Евтихий, еще при жизни правоверного царя Феодосия (408-450) воздвигли монофизитскую (евтихианскую) ересь. Они прельстили многих духовных лиц и мирян этим зловерием.

Когда же царство принял добродетельный и богоугодный Маркиан со святой Пульхерией (память ее 10 сент.), то, видя, как ереси смущают Церковь, они повелели святым отцам со всей вселенной собраться в город Халкидон, дабы рассмотреть и обсудить здесь вопросы веры.

Собрались святые отцы числом 630. В числе них – святейший Анатолий, патриарх Цареградский, святейший Ювеналий, патриарх Иерусалимский, и посланники святейшего Льва, Папы Римского. Присутствовали и зловерные во главе с Диоскором, в том числе и Евтихий со своими единомышленниками. Все они собрались на совещание в церковь святой вмц. Евфимии. В ней почивали и мощи великомученицы, от которых творились дивные и славные чудеса. Так в день ее памяти каждый год из них проистекала ее кровь или, лучше сказать, благоухающее миро, похожее на кровь, как будто только что вытекшую из ран. Бывали и другие чудесные явления.

Много было на том соборе у православных с еретиками рассуждений, прений и несогласий, так как зловерные никак не хотели согласиться с православным учением. Тогда святейший Анатолий, посоветовавшись с другими святыми отцами, сказал еретикам: «Напишите на свитке исповедание вашей веры, также и мы напишем свое исповедание, и оба свитка, запечатанные, положим в гроб на честные мощи св. вмц. Евфимии. Будем поститься и соборно молиться Богу, чтобы Он через эту угодницу Свою открыл нам, какое исповедание правильное».

После этих слов святейшего Анатолия все одобрили его совет и написали два свитка: правоверные свой, а зловерные свой, запечатали своими печатями, окрыли гроб святой, положили оба свитка у нее на груди, закрыли опять гроб, приложили царскую печать, приставили стражу и три дня постились и молились. С наступлением четвертого дня пришел царь и весь собор к честному гробу святой и, когда, сняв царскую печать, открыли гроб, то увидели, что список правоверных святая великомученица держит в правой руке, а свиток зловерных лежит у нее в ногах. Удивительнее же всего было то, что она, протянув руку как живая, подала царю и патриарху список с правым исповеданием. Тогда все несказанно обрадовались… и объявили Православную веру, как утвержденную Богом и чудесно возвещенную святою великомученицей, а еретическое зловерие предали проклятию. Многие из еретиков, увидев такое чудо, обратились к православию, а кто оставался непреклонным, тех лишили сана и сослали в заточение. С этого времени иконописцы начали изображать на иконах святую вмц. Евфимию со свитком в правой руке.

Ольга равноапостольная Равноап. Ольга, вел. княгиня Российская, во Святом Крещении Елена (969). Древние летописи говорят, что св. княгиня Ольга была славянкой из Псковской земли, и языческое имя ее было Прекрасна. Происходила она из рода Гостомысла, по совету которого были призваны на Русь князья-варяги. Однажды при переезде через реку Пскову она познакомилась с молодым князем Игорем и поразила его свой красотой и мудростью. После этого опекун Игоря князь Олег сам поехал за ней, привез ее в Киев и выдал замуж за Игоря, причем ее славянское имя заменил своим собственным, варяжским, и назвал ее Ольгой. В 945 г. князь Игорь был убит древлянами. Так называлось славянское племя, жившее на Волыни. Ольга, по языческому обычаю, повелевавшему вдовам мстить за смерть своего мужа, жестоко отомстила им. И, так как сын ее Святослав был еще мал, она стала управлять своим народом вместо него, и управляла с мудростью и милосердием.

В Киеве уже было много христиан, и в христианство обратилась Ольга в Киеве, но она крестилась в Константинополе, причем Патриарх благословил ее крестом с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 г. В Константинополе св. Ольга была еще раз, причем посещение ее было описано императором Константином VII Порфирогенетом (или Багрянородным) – в книге его «Об обрядах и крещениях Византийской империи».

С Ольгой была большая свита и племянник ее князь Глеб, который, по кончине ее, был убит, как христианин, князем Святославом. Крестившись, Ольга обошла всю Русскую землю с проповедью Христа и многих обратила к Нему. На своей родине – на реке Пскове – она основала город Псков, причем ей было явление трех светоносных лучей, сходящих на землю. На этом месте был воздвигнут впоследствии собор во имя Пресвятой Троицы, который существует до сих пор.

В отсутствие своего сына Святослава, занятого походами, св. Ольга воспитывала трех его сыновей: Ярополка, Олега и Владимира. Двое старших были склонны к христианству, а Владимир был еще мал. Но окрестить их она не могла, так как отец их был убежденный язычник. В 969 г. св. Ольга заболела предсмертной болезнью и сделала последнюю попытку обратить его в христианство. Но он решительно отказался. Тогда св. Ольга предсказала обращение всей Руси ко Христу, а сыну своему плохой конец и вечную погибель. Скончалась она 11 июля 969 г. и была погребена по-христиански, без языческих обрядов. А сын ее, Святослав, был убит через три года печенегами, которые сделали из черепа его чашу для своего князя. Внук св. равноап. Ольги вел. князь Владимир (память его 15 июля), став христианином, перенес ее святые мощи в Десятинную церковь, но во время частых разорений Киева они были скрыты в неизвестном месте.

 

Мч. Киндей Сидский (Памфилийский) пресвитер (III-IV). Святой Киндей был пресвитером Памфилийского селения Сиды. В царствование Диоклетиана он был схвачен, по приказу игемона Стратоника, и осужден на сожжение. Его повели на место мучения в железной с гвоздями обуви. Воины, ведшие его, на пути встретили дровосека и насильно отняли у него дрова для костра, но святой Киндей заплатил дровосеку деньги, сам положил на себя дрова и нес их до места мучения. Поставленный среди огня, мученик оставался невредимым и призывал народ познать силу Христову. Вдруг началась гроза, и сильный дождь залил костер. Когда гроза прекратилась, святой помолился Богу и испустил дух.

Прп. Никодим Ватопедский (XIV). Афонский инок.

Обретение и перенесение мощей прп. Аркадия Вяземского, Новоторжского (1677). Память его празднуется также 13 декабря в день представления (см. о нем там же), 14 августа в день перенесения мощей.

Прмч. Никодим Албанский (1722). Подвизался на Афоне и был обезглавлен турками.

Прп. Лев, иже в пещере.

Мч. Мартирокл.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Икона Божией Матери Оковецкая-Ржевская Ржевская или Оковецкая (1539). Явилась 26 декабря 1539 г. в Оковецкой волости Ржевского уезда Тверской епархии Недалеко от г. Ржева. Два разбойника на Пырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Пырошни нашли прибитый к сосне большой железный крест, а на другом дереве – небольшую, старого письма икону, изображавшую Божию Матерь с Младенцем и слева от Них стоящим свт. Николаем Мирликийским. Они сообщили об этом односельчанам, и в день Сошествия Святого Духа инок Селижарова монастыря Стефан при стечении народа из четырех окрестных деревень обрел эти святыни. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет, и совершались исцеления.

Явление иконы было ознаменовано множеством чудес. Митрополит Московский Иоасаф, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма – во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя свт. Николая Чудотворца.

В январе 1541 г. по указу царя Ивана Васильевича Грозного оковецкий образ был торжественно перенесен из Ржева в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. Здесь икона и крест были торжественно встречены митрополитом со всем Собором и поставлены в Успенском соборе. В Москве от иконы тоже происходило много исцелений. 11 июля икона была отпущена обратно на место своего явления. В Москве же оставлен список с этой иконы в устроенной во имя ее церкви у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковецах икона называется также и Оковецкой. Памятником пребывания этих икон в Москве стала церковь во имя Пресвятой Богородицы Ржевской (второе название Оковецкой иконы) с приделом во имя святого Николая Чудотворца у Пречистенских ворот. Другая церковь Ржевской иконы Божией Матери – на Поварской улице – была построена на месте остановки Оковецких икон при внесении их в Москву. Ни одна из них не дошла до нашего времени – обе были разрушены при большевиках.

Со временем неподалеку от места обретения Ржевских святынь из земли забил целебный источник, названный в народе Оковецким. Возле этого источника в 1870 г. была построена часовня в честь Оковецкой иконы Божией Матери.

В 1930 г. из опечатанного властями Оковецкого храма чудесным образом бесследно исчезли оковецкие святыни. В 1934 г. с закрытием храма в с. Оковцы разрушили часовню, а источник был засыпан строительным мусором и камнями.

В 1991 г. земля Оковецкого источника была передана Нило-Столобенской пустныни, к 2002 г. часовню в честь иконы Божией Матери Оковецкой воссоздали по сохранившимся фотографиям. В деревне Оковцы (Селижаровского района, Тверской обл.) восстановлен храм в честь Божией Матери Оковецкой. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором составлена праздничная служба, тропарь и кондак Оковецкой иконе Богородицы. Ежегодно 11 (24) июля в часовне на святом источнике владыка совершает Божественную литургию, после которой верующие окунаются в живительные воды Оковецкого ключа.

Борколабовская икона Божией Матери Борколабовская. Такое название икона носит по месту своего нахождения в Борколабовском женском монастыре Могилевской губернии Быховского уезда. Монастырь был основан в 1648 г. Эту икону привез сюда князь Пожарский, возвращаясь в 1659 г. со своим войском после военных походов в Польше и Литве. Когда он проезжал мимо монастыря хранившаяся у него икона Божией Матери «стала неподвижно» и никакими усилиями ее не могли сдвинуть с места. Видя это, князь пошел к игуменье Фотине Кирнаровне и сказал: «Возьмите икону Пресвятой Богородицы: видно хочет Матерь Божия здесь пребывать». Это было 11 июля 1659 г. В Борколабовской обители икона прославилась многими чудесами. Во многих храмах находились старинные списки, в надписях на которых упоминалось о чудотворности образа. По некоторым сведениям, в икону были вложены частицы мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и Лонгина Сотника. Сейчас белорусская святыня пребывает в Свято-Воскресенском храме г. Быхова Могилевской области.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz