Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 июля

 

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073). Сщмчч. Петра и Стефана пресвитеров, Георгия и Нестора диаконов (1918).

Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Прпп. пустынники египетские, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Прпп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских.

Коневской иконы Божией Матери (1393).

 

Положение ризы Господней в Успенском Соборе Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). В дни благоверного царя Михаила Феодоровича (1613-1645), в патриаршество святейшего Филарета (1619-1633), отца царя по плоти и духу, в Персии царствовал шах Аббас (1586-1628). Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, Аббас часто отправлял к нему послов с дарами. Также и русский царь присылал к нему послов с дарами. В марте 1625 года прибыл в Москву к царю Михаилу от шаха некий посол, по имени Урусамбек. Он привез с собою послание и много ценных подарков царю Михаилу. Кроме того, он принес с собою послание и драгоценный подарок святейшему Патриарху Филарету, а именно – ризу Господа нашего Иисуса Христа, положенную в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В этом послании персидский шах извещал, что риза Христова была найдена во время завоевания Иверской страны (в 1613 г.) в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов.

Святейший Патриарх Филарет с радостью принял этот великий дар. Потом он позвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев. Одни из них прибыли из Иерусалима, другие из стран греческих. Среди них был, между прочим, Нектарий, впоследствии архиепископ Вологодский и Великопермский, а также и Иоанникий, незадолго перед этим прибывший в Москву со святейшим Феофаном, Патриархом Иерусалимским. Святейший Патриарх Филарет спросил этих старцев-греков, знают ли они что-нибудь о ризе Господней. Архиеп. Нектарий сказал: «Когда я был архидиаконом у святейшего Патриарха Константинопольского, случилось мне быть посланным от него ради некоторых церковных надобностей в страну Иверскую. Был я здесь случайно в церкви, именуемой «Илета», где заметил на правом клиросе у первого столпа много зажженных свеч. Я спросил священников, бывших там – что это? Они отвечали мне, что здесь положена риза Христова. Сказали, что принес ее один из воинов из страны, бывшей в Иерусалиме при распятии Господа. Поведали также, что много чудес творилось этой ризою Христовой». Другие из греков сказали святейшему Патриарху, что везде правоверные утверждают, что риза Господня находится в Иверии, ибо при распятии Господа был некий воин из страны Иверской. Этот воин получил по жребию ризу Господню (Ин. XIX, 23-24), после чего отнес ее в свою родную страну, Иверию, и отдал ее здесь, как драгоценный подарок, своей родной сестре, отроковице. Вслед за этим воин поведал всем о том, что было в Иерусалиме с Господом Иисусом Христом. Отроковица, услыхав рассказ того воина, возлюбила ризу Господню и с благоговением хранила ее. Спустя непродолжительное время после этого, отроковица та умерла. Умирая, она завещала похоронить ее тело в ризе Господней. Так и было сделано. Спустя некоторое время над могилою той отроковицы выросло большое и очень красивое дерево. В царствование Великого Константина, императора Греко-римского (306-337), из этого дерева стало истекать благовонное миро. Этим миром помазывались все, одержимые какой-либо болезнью или недугом, и получали исцеление. Правоверные цари Иверские, видя такие славные чудеса, выстроили над тем деревом красивую церковь, и назначили быть при ней епископу. По прошествии многих лет, когда, по попущению Божию, персы пленили в первый раз Иверию, тогда они разорили и ту церковь. Впоследствии Иверия освободилась от ига персидского, но древа там уже не было, и миро многоценное уже не истекало из места того, только столп означал то место. Что же касается ризы Господней, то все единогласно утверждали, что она находится в Иверии. Многие полагали, что она была взята, по смотрению Божию, во время пленения персидского, верующими с того гроба для сохранения в неприкосновенности. Каким же образом она оказалась потом в церкви митрополии, об этом не сохранилось никаких сведений.

Святейший Патриарх Филарет, выслушав все сообщения о ризе Господней, посоветовался с преосвященными российскими архиереями (это было время Великого поста). По совету с ними был объявлен строгий пост и молитва. Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную, святейший Патриарх повелел ризу Христа Спасителя возлагать на недужных, подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности (подробно о том 14 сент.). И как тогда крест Христов был узнан по причине силы, коей воскрес мертвец, так и теперь подобным же образом все удостоверились в истинности ризы Господней, ибо от нее получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.

И благоверный царь, и святейший Патриарх преисполнились великой радостью от такой благодати. Потом они приказали устроить в великой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, на западной стороне, в правом углу, почетное и особо украшенное место, где было изображение гроба Христова. Здесь и была положена риза Господня. Впоследствии две части ризы Господней хранились в Петербурге (в Придворном и Петропавловском соборах), а третья – в Москве.

Сорок пять мучеников Никопольских Мученики 45 в Никополе Армянском: Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, Ианикит, Сисиний, Менея, Вирилад и прочие (ок. 319). Нечестивый царь Ликиний (307-324), принятый Константином Великим (306-337) в соправители и управляющий восточной половиной империи, издал повеление предавать различным мучениям и смерти христиан, не желавших поклоняться идолам, а имущество их отнимать на постройку идольских капищ и бань и на перестройку городов. Когда это повеление пришло в Никополь Армянский, язычники начали готовить различные орудия мучений для христиан и стали многих верных брать и отводить на мучение. Тогда рабы Христовы, числом  более сорока, собрались и решились, не дожидаясь, пока их схватят нечестивые, самим по своей воле пойти на суд, исповедать имя Христово и отдаться на мучение. Из них главнейшие были Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, люди знаменитые и своим родом, и образованием и отличавшиеся добродетельной жизнью. Они пошли все вместе к игемону армянской области и объявили, что они христиане. Игемон удивился и стал их расспрашивать о происхождении и вероисповедании. Наконец, усмотрев в их ответах хулу на языческих богов, он в гневе приказал бить их всех по устам камнями. Потом мучитель велел всех их обложить железными веригами и бросить в темницу. Но святые мученики радовались тому, так как с готовностью желали претерпеть за Христа всякие мучения. Стоял зной, и святые мучились сильной жаждой. В темницу пришла навестить их одна благородная и благочестивая женщина, по имени Власиана, беспрепятственно принесла холодной воды из источника и напоила их.

Наступившую ночь святые проводили в молитвах и пении псалмов.

С  наступлением дня игемон начал суд и, поставив перед собою святых, стал их склонять к поклонению и жертвоприношению богам, обещая за это всякие блага. Святые на это отвечали: «Будь проклят ты, мучитель, со своими богами. Мы не станем приносить жертв нечистым бесам, нам не нужно ни вашего золота, ни одежд, ни пира, ни дружбы. Христос нам и Отец, и дражайший Друг, и за Него мы готовы терпеть и умереть».

Тогда, по приказанию мучителя, их всех нагими повесили и долго строгали тела их железными крючьями до костей, пока не стало сильно печь солнце. Потом их опять заключили в темницу. Благочестивая женщина Власиана вновь пришла навестить их и сквозь окно напоила их водой, изнемогших от язв и зноя. Наконец, они узнали от друзей, что смертный приговор им будет исполнен на следующий день. Они стали готовиться к смерти, в полночь запели великий псалом 118 на свое погребение. По окончании псалма пришел ангел Господень, наполнил светом темницу и сказал им: «Радуйтесь, рабы Христовы, близка кончина ваша, имена ваши записаны на небе, надейтесь, с вами Бог».

С этими словами ангел удалился. В это время два темничных сторожа, Меней и Вирилад, родом египтяне, не спали, видели свет, заблиставший в темнице, и слышали голос ангела. Посоветовавшись, оба стража вошли внутрь темницы и припали к святым со словами: «Господа наши, рабы Христа, истинного Бога, примите и нас в ваше число: и мы веруем в Господа Иисуса Христа, возлюбившего вас, и просим вас помолиться Ему, чтобы Он сподобил и нас одинаковой участи с вами».

Святые обрадовались их обращению и приветствовали их.

На следующее утро игемон Лисий вышел с воинами за город на то место, где собирался умертвить святых мучеников. Там он устроил суд и приказал привести и поставить их перед собой. Увидев, что к ним присоединились и два темничных стража, первый его советник предложил их мучить самыми жестокими муками, но игемон всех их, 45 человек, приговорил: сначала отсечь им топором руки и ноги, потом бросить на сожжение в огонь, и оставшиеся после сожжения кости бросить в реку.

Когда слуги начали исполнять приговор один из мучеников, по имени Ианикит, смотря на свои отрубленные руки и ноги, улыбнулся и сказал: «Смотрите, как жатвенный серп сжал мои члены, словно колосья!»

А святой Сисиний, лежа в своей крови, привалился к случившемуся там по близости камню, открыл уста свои и так молился Богу: «Господи, Податель всех благ, источивший некогда в пустыне воду из камня и напоивший жаждавшего Израиля (Исх. XVII, 1-7). Ты теперь открой этот камень, испусти воду и напой немного меня…».

По молитве его внезапно двинулся камень, раздался и испустил источник ключевой воды. Святой Сисиний испил воды и благословил Господа.

Когда всех мучеников сожгли в огне, а кости их бросили в реку, то все они собрались в одном месте около берега. Благочестивые люди без труда нашли их, собрали их и сберегали в почетном месте, пока не погиб нечестивый царь Ликиний. Когда дана была свобода церкви Христовой по всей вселенной, тогда и кости этих святых мучеников были показаны всем, и была построена церковь во имя их. От святых костей их подавались исцеления, а также и от источника, который вызвал молитвой св. Сисиний.

Преподобный Антоний Печерский Прп. Антоний Печерский, Киевский, начальник всех русских монахов (1073). Прп. Антоний был родом из города Любеча в Черниговском княжестве. В конце X и начале XI века он подвизался в обители Есфигмен на Святой горе Афон в пещере среди отвесных скал, нависших над морем. По откровению Божию, игумен послал его обратно на Русь, но там была тогда смута: только что были убиты свв. князья Борис и Глеб (память их 2 мая) и Киев был занят польскими войсками. Антоний вернулся на Афон. Но через несколько лет Господь Иисус Христос явился игумену и сказал: «Пошли Антония на Русь. Он мне нужен». Антоний пошел обратно.

В это время княжил уже Ярослав Мудрый, и на Руси был мир. На берегу Днепра Антоний нашел пещеру, выкопанную священником великокняжеского села Берестова, ставшим потом митрополитом Киевским Илларионом, знаменитым проповедником. Прп. Антоний увеличил ее и стал в ней подвизаться, питаясь лишь хлебом и водой. Первым пришел к нему прп. Никон (память его 23 марта). Он имел священный сан и стал постригать приходивших. Между ними был и прп. Феодосий (память его 3 мая).

От слова «пещера» новая обитель стала называться Печерской. Княжеская семья любила и почитала ее. Но своим непостоянным характером князь Изяслав Ярославич причинил ей немало горя. Так, когда прп. Антоний постриг двух его приближенных – св. Варлаама (память его 14 нояб.) и Ефрема (память его 28 янв.), – он был так раздражен, что прп. Антоний был вынужден удалиться на некоторое время из Киева. Это повторилось, когда в Киеве произошло народное возмущение и прп. Антония ложно обвинили в сочувствии возмутившимся. Тогда его взял под свое покровительство постоянный друг монахов – черниговский князь Святослав Ярославич – и пригласил его к себе в Чернигов. Там прп. Антоний ископал пещеру в Болдиной горе, положив, таким образом, основание Елецкому монастырю, существовавшему до наших дней. Вел. княгиня Мария Казимировна, родом полька, заступалась за иноков и напоминала своему мужу кару Божию, постигшую короля польского Болеслава за гонение на монахов (см. житие прп. Моисея Угрина – 26 июля). И оба раза Изяслав Ярославич раскаивался, и между ним и печерскими иноками опять наступал мир.

Братии в первоначальной обители было всего 12 человек. После окончательного возвращения своего в Киев прп. Антоний поставил игуменом сначала Варлаама, а потом Феодосия, а сам ископал себе другую пещеру, недалеко от первой, и затворился в ней.

Но монастырем своим он продолжал руководить через прпп. Феодосия и Варлаама, которые постоянно посещали его и ничего не делали без его совета и благословения. Прп. Феодосия он особенно любил за его смирение и послушание. Прп. Антоний обладал великими духовными дарами: умением управлять душами, мудростью, прозорливостью, даром исцеления. Приходили к нему и другие иноки, и миряне ради духовного руководства. Больных он исцелял травой, которой он питался. За больным прп. Исаакием (память его 14 февр.) он ухаживал сам с прп. Феодосием. На месте его подвигов создались пещеры, называемые Дальними или Антониевыми. А над старой пещерой (называемой Ближней или Феодосиевой) соорудили небольшой храм во имя Успения Божией Матери, и, когда число братиев дошло до 100 человек, был введен общежительный устав.

Однажды пришли к нему князья за благословением перед походом на половцев. С ними был и варяжский князь Шимон, который был изгнан родственниками своими из родной ему Скандинавии и нашел убежище у русских князей. Русским князьям затворник сказал прямо, что их ждет – за грехи их – поражение. Шимону он сказал, что, хотя тот будет лежать, раненый, среди трупов, Господь помилует его, и он вернется со всеми своими воинами в Киев, будет еще долго жить, а похоронят его в церкви, которая будет создана по воле Божией. Так и случилось.

Вернувшись в Киев после похода, Шимон посетил опять прп. Антония. Он рассказал ему, что в ту самую ночь, когда он, изгнанный, должен был покинуть родину, и молился в соборе родного города перед Распятием, ему явился Сам Господь и сказал ему, что в той далекой стране, которая его примет, будет чудесно создана церковь. При этом Господь повелел ему снять с Распятия золотую корону и пояс, которым Он на распятии был опоясан, и пояснил, что корону надо будет укрепить над жертвенником той церкви, а поясом должно измерить ее основание – 30 поясов в длину и 20 в ширину. Взяв с собой корону и пояс, Шимон в ту же ночь отплыл на ладье от берегов своей родины. И вдруг он увидел, что над ним заблистал великий свет, и в свете этом увидел церковь. Ту же церковь он увидел, когда лежал после побоища, раненый, среди трупов. В то же мгновение он и все его воины получили благодатное исцеление, и все вместе вернулись в Киев.

В конце жизни прп. Антония Пресвятая Богородица с обоими преподобными – Антонием и Феодосием, которые оба тогда еще были живы – явилась в Константинополе двенадцати строителям церквей, дала им золота и послала их в Киев соорудить в Печерском монастыре церковь в честь Ее Успения, причем сказала: «Антоний только благословит начало нашего дела, так как он готов взойти в вечный покой, а Феодосий последует за ним в следующий год!» (об этом подробно см. 3 мая при описании иконы Божией Матери Успения Киево-Печерской).

После того, как строители приступили к созданию церкви Печерского монастыря, получившей название Великой, прп. Антоний затворился окончательно в своей пещере и скончался в ней в том же 1073 г., будучи 90 лет от роду. Он просил, чтобы как жизнь его всегда была утаенной, так и его мощи никогда не были открыты, и желание его было исполнено: его мощи никогда не были найдены. Но больные, приходившие в его пещеру, получали исцеление.

Братии прп. Антоний обещал никогда не покидать их и обещал что все те, кто неисходно будет пребывать в монастыре в покаянии и послушании игумену, спасутся. Великая церковь была окончена при преемнике прп. Феодосия – игумене Стефане (память его 27 апр.), и первым был в ней погребен князь Шимон варяжский. В 1240 г. она была разорена татарами, и сохранилась только часть ее стены. Потом ее отстроили, но в 1942 г. она была взорвана по распоряжению советской власти.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

 

Сщмчч. Петр (Зефиров) и Стефан (Луканин) пресвитеры, Георгий (Бегма) и Нестор (Гудзовский) диаконы (1918): Новомуч.

Имя сщмч. Стефана Луканина упоминается в записках о себе прмч. Варлаама (Коноплева), архимандрита Белогорского монастыря Пермской епархии (память его 12 авг.). Он был миссионером и оказал большую помощь будущему архимандриту, находящемуся под влиянием старообрядцев-раскольников, в выборе правильного пути к Богу.

Священномученик Георгий Платонович Бегма родился в 1873 году. По окончании Духовного училища служил с 1905 года псаломщиком, после 1915 года – диаконом Сретенского храма в селе Колчеданском Камышловского уезда Пермской губернии. В июле 1918 года вместе со священномучениками священником Стефаном Луканиным и диаконом Нестором Гудзовским схвачен красноармейцами, доставлен на станцию Синарская Пермской ж.д. (ныне в черте г. Каменска-Уральского Свердловской области) и 23 июля убит. Канонизирован решением Священного Синода от 17 июля 2002 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

 

Мч. Аполлоний Иконийский (III). Он был родом из города Сард, находившегося в Лидии (римская область в Малой Азии). Когда он шел однажды в город Иконию, то был схвачен и приведен к правителю этого города Переннию. На допросе он объявил себя христианином, и правитель стал принуждать его поклясться именем императора. На это св. Аполлоний сказал ему: «Не следует клясться именем смертного императора, а надлежит клясться только именем Творца и Создателя всякой твари».

Посрамленный такими словами святого, Перенний пришел в гнев и повелел повесить его на дерево, после чего его подвергли продолжительным мучениям, среди которых он с усердной молитвой за верующих и с мольбой о спасении всех людей предал свою душу в руки Божии.

Мчч. Вианор и Силуан (IV). Святой мученик Вианор был родом из Писидийской области (римская область в Малой Азии). За исповедание веры во Христа он схвачен был по повелению правителя города Исаврии Севириана, который стал принуждать его отречься от Христа, но он не подчинился такому требованию. За это его сначала жестоко искололи ножом, потом повесили и стали строгать и жечь раскаленными железными молотками, затем выбили ему зубы и после всего этого отрезали уши. При этих мучениях присутствовал некий Силуан и, видя терпение святого мученика, уверовал во Христа, за что ему немедленно же отрезали язык, а потом отсекли голову. Святому же Вианору просверлили еще пяты, выкололи правый глаз, содрали с головы кожу и, наконец, отсекли голову.

Прпп. пустынники египетские, огнем и дымом уморенных от Феофила, патриарха Александрийского, Исидора ради пресвитера (ок. 398).

Прп. Силуан, схимник Печерский (XIII-XIV). Память его празднуется также 10 июня (см. о нем там же).

Прпп. Евмений (1920) и Парфений (1905) Гортинские.

 

Коневская икона Божией Матери Коневская икона Божией Матери (1393). Коневская икона греческого письма, изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем Христом, держащим в левой руке двух птенцов голубиных. Принесена с Афонской горы в Россию прп. Арсением, Коневским чудотворцем (память его 12 июня), в 1393 г. Она находилась в мужском Коневском монастыре, устроенном на острове Коневце Ладожского озера Петербургской губернии. Наименование острова Коневцом произошло от коня-камня, находящегося в полуверсте от обители.

Когда прп. Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в свое отечество, то игумен Иоанн Зидон благословил его иконой Пресвятой Богородицы и предрек основание им обители. С этой драгоценной святыней Арсений возвратился в Россию в 1393 г. Придя в Новгород, он явился к архиеп. Иоанну и с его благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском озере острова Коневца, Арсений обратился с молитвой ко Господу, чтобы Он указал ему место для обители.

Провидение Божие направило преподобного на то место, где впоследствии был построен Коневский монастырь. Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славою чудес от иконы Пресвятой Богородицы, чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения ее на острове.

В 1573 г. обитель Коневская помощью Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя Карелию, хотели разорить монастырь, но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лед вокруг острова, так что они не могли исполнить свое намерение. В 1577 г. опять возгорелась война и заставила коневского игумена с братией взять чудотворную икону и переселиться в новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. Остров Коневец оставался в запустении более ста лет, до тех пор, пока Петр Великий не возвратил русской державе страну Карельскую. По изгнании шведов из Карелии в 1718 г., Коневский монастырь был обновлен повелением Императора. Но чудотворная икона оставалась еще в Деревяницком монастыре до 1798 г., когда дозволено было перенести ее в Коневский Рождественский монастырь, в Деревяницком же оставить точный список с нее. Но прежде возвращения в обитель икона препровождена была в Петербург для возложения на нее сребропозлащенной ризы. Здесь от иконы было много чудес: иные исцелялись от глазной болезни, другие – от беснования и расслабления.

В 1809 г. святыню перенесли во вновь построенный каменный собор, находившийся над мощами основателя.

Коневецкий образ Богородицы изображен и на крышке серебряной раки 1842 г., на барельефах по бокам раки помещались житийные клейма, в том числе моление преподобного перед чудотворным образом Божией Матери на Коневце.

В 1917 г. Коневец оказался в составе Финляндии, а во время войны 1939-1940 годов братия была эвакуирована с острова финскими властями. С собой иноки взяли и чудотворную Коневскую икону.  И доныне она хранится за пределами нашей страны, в Ново-Валаамском монастыре (Паппиниеми, Финляндия), в Преображенском соборе, а на Коневце можно видеть лишь список, выполненный в недавнее время.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz