Краткие жития святых, православные праздники и события

17/30 июля

 

Вмц. Марины (Маргариты) Антиохийской (IV).

Прп. Иринарха Соловецкого (1628). Прп. Леонида Устьнедумского (1654). Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского.

Святогорской иконы Божией Матери (1569).

 

Великомученица Марина Вмц. Марина (Маргарита) Антиохийская (IV). Святая Марина родилась в Антиохии Писидийской (Малая Азия) в семье языческого жреца. Рано овдовевший отец отдал ее на попечение кормилице, которая воспитала девочку христианкой. Узнав об этом, отец с негодованием отказался от нее, и в пятнадцатилетнем возрасте девушка была схвачена и заключена в темницу за исповедание веры Христовой.

Преданная истязаниям, мученица скорбела о том, что не успела принять крещение. Господь услышал ее молитву: когда Марину попытались утопить в огромной бочке, внезапно воссиял дивный свет, узы мученицы сами собой развязались, и святая вышла из бочки, ставшей ей купелью крещения, совершенно здоровой и без следов истязаний. Пришедший в ярость правитель Олимврий, возглавлявший мучения, повелел обезглавить святую, и она предала свою чистую душу Господу.

 

Прп. Иринарх Соловецкий (1628). Прп. Иринарх, инок Соловецкого монастыря, был его игуменом от 1614 до 1626 г. Он был другом и сподвижником прп. Елеазара Анзерского (память его 13 янв.). Благодаря своей духовности и высокой жизни, он имел огромное влияние на весь местный край, и его благоговейно чтили еще при его жизни. Во все время правления своего прп. Иринарх отличался снисходительной кротостью по отношению к другим и строгостью к себе. Он обновил весь монастырь и создал его укрепления, благодаря которым монастырь мог оказать сопротивление английскому флоту в 1854 г. Для борьбы с воинственными шведами прп. Иринарх содержал на свой счет небольшое войско. Царь Михаил Феодорович знал его лично и почитал его. По своей кончине прп. Иринарх не раз являлся жителям сурового Севера, оказывая помощь небесную в борьбе их с природой. Скончался прп. Иринарх 17 июля 1628 г.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Преподобный Леонид Усть-Недумский Прп. Леонид Устьнедумский (1654). В одной деревне в Пошехонско-Ярославской земле жил благочестивый крестьянин. Пятидесяти лет он решил поступить в монастырь. В это время ему было повелено в видении самому основать монастырь на ближайшей Туринской горе и перенести туда из одного монастыря икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Не доверяя своему видению, он сам поступил в этот монастырь и постригся там с именем Леонид. Но видение повторилось, и монастырские старцы признали его истинным. Они дали ему эту икону и благословили создать новый монастырь. Но недобрые люди прогнали его с Туринской горы, и ему пришлось переселиться в непроходимые болота. Чтобы осушить их, он выкопал три канала. Во время этих трудов его ужалила змея. Тогда, вооружившись молитвою, прп. Леонид поставил себе правилом не думать об ухищрениях бесовских и предал себя воле Божией. Бог помогал ему во всем. Свой последний канал он назвал «Недумой», и монастырь его стал называться Устьнедумским монастырем Пресвятой Богородицы. Край тот, где подвизался преподобный, явился частью страны диких пермяков, и прп. Леонида почитают как их просветителя. Скончался прп. Леонид Устьнедумский, будучи 105 лет, 17 июля 1654 г.

Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского (см. о нем 7 ноября).

Свт. Евфрасий, еп. Ионопольский.

Мчч. Сперат и Вероника.

 

Святогорская икона Божией Матери Святогорская икона Божией Матери (1569). Святогорский Успенский монастырь находится в 120 км от Пскова в поселке Пушкинские Горы (до революции – Святые горы). Древние записи, положенные в основу «Повести о явлении Святогорских икон», повествуют, что в 1563 г., в царствование Иоанна Грозного, в пригороде Псковской области Ворониче близ реки Луговицы было явление иконы Богородицы пятнадцатилетнему пастуху Тимофею, которого все считали юродивым. Однажды он пас свое стадо недалеко от речки Луговицы и вдруг в воздушном пространстве увидел икону Богоматери «Умиление». Это видение ему повторилось в другом месте, на Синичьей горе, причем в этот раз он слышал также голос, предвещавший, что через шесть лет на этой горе воссияет благодать Божия. Тимофей никому не сказал о своем чудесном видении. Через шесть лет, в 1659 г., он снова пришел на Синичью гору и нашел здесь икону Богоматери «Одигитрия», стоящую на суке сосны. Он не стал пока снимать оттуда явленную ему икону и только устроил себе возле этого места небольшой шалаш, выкопал пещеру и провел там сорок дней в непрерывном посте и молитве. Затем он удостоился услышать исходивший от иконы Богоматери голос, который повелевал ему идти в пригород Воронич и объявить там, чтобы духовенство и народ в пятницу, следующую за неделей Всех Святых, пришли на Синичью гору с иконою «Умиление».

В назначенный день вороничкое духовенство и множество народа с крестным ходом отправились на Синичью гору. Еще в пути, когда крестный ход достиг реки Луговицы, начались исцеления болящих. Когда все взошли на гору, то начался молебен, во время которого было явлено чудесное знамение: при чтении Евангелия гору озарил вдруг необыкновенно яркий свет, а воздух наполнился несказанным благоуханием. В этот момент все присутствующие здесь узрели икону «Одигитрия», стоящую на суке соснового дерева. Когда ее попытались снять, икона тотчас же поднялась невидимою силою на воздух и спустилась лишь на руки Тимофея. После этого крестный ход возвратился обратно. Новоявленная икона «Одигитрия» и икона «Умиление» поставлены были в Георгиевской церкви Воронича. От них стали совершаться чудесные знамения и исцеления, о которых псковский князь Юрий сообщил царю Иоанну Грозному. Заинтересовавшись этим, царь отправил на место явления особых следователей, которые удостоверились в действительности происшедших здесь чудесных знамений и исцелений. Тогда по приказу царя была сооружена часовня на месте явления чудотворной иконы, которое было названо Святой горой. В часовне ее поставили вместе с иконой «Умиление». На следующий год эта часовня сгорела дотла, но обе иконы остались невредимы. Царь, узнав об этом, велел на Святой горе вместо сгоревшей часовни построить каменный храм в честь Успения Богоматери и основать здесь монастырь, причем престол храма, освященный во имя Успения, был поставлен на пне той сосны, в ветвях которой явилась чудотворная икона. Царь подарил обители 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном».

Святая гора стала усыпальницей рода Пушкиных, там были похоронены родители, брат, дед и бабушка поэта. Приехав в Святые горы уже после ссылки, он выкупил на монастырском кладбище место и для себя.

В советское время обитель закрыли, но не разрушили, потому что здесь находилась могила А.С. Пушкина. Монастырские святыни были перенесены в действующий Казанский храм в Святых горах. В годы войны Успенский собор значительно пострадал, был заминирован (восстановлен в 1949 году к 150-летию со дня рождения Пушкина), Никольский храм и дом настоятеля полностью разрушены.

В 1992 г. Святогорский Успенский монастырь был возвращен в ведение Псковской епархии, и 29 мая при участии Патриарха Алексия II в нем возобновлено богослужение, началось возрождение монашеской жизни. Святыни, сохраненные в Казанской церкви – чудотворные иконы Божией Матери «Одигитрия», Феодоровская, а также еще 32 иконы, Евангелия, кресты и другая богослужебная утварь – были переданы обители.

Празднование в честь иконы «Одигитрии» совершается также в день Покрова Пресвятой Богородицы.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz