Краткие жития святых, православные праздники и события

28 июля / 10 августа

 

Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница) (принесена из Царьграда в 1046 г.). Апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I). Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698). Собор Тамбовских святых. Сщмч. Николая диакона (1918); прмч. Василия, прмцц. Анастасии и Елены, мчч. Арефы, Иоанна, Иоанна, Иоанна и мц. Мавры (1937).

Прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321). Прп. Павла Ксиропотамского (820).

Гребневской (1380), Костромской (1672) и  «Умиление» Серафимо-Дивеевской (1885) икон Божией Матери. Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Воронинская (1524), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Седмиезерная (XVII), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730).

 

Икона Божией Матери Смоленская Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия». Первообраз Смоленской иконы Божией Матери, очень древний, по преданию, написан апостолом Лукой. Называется икона  «Одигитрией» (Путеводительницей), потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм и, когда они были приведены туда, даровала им исцеление и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Пресвятая Богородица есть для всех нас Путеводительница к вечному спасению.

Из Иерусалима икона был принесена в Константинополь в 1046 г. По свидетельству летописного источника, византийский император Константин IX Мономах благословил ею в 1046 г. свою дочь Анну, выдавая замуж за сына Ярослава Мудрого черниговского князя Всеволода. В 1101 г. сын Анны Владимир Мономах после смерти отца перенес икону из Чернигова в Смоленск в соборный храм Успения Божией Матери. С того времени она стала называться еще и Смоленской. В 1237 г., когда Батый подступил к Смоленску и граждане прибегли с пламенной молитвой к Пресвятой Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от нее повеление сказать Меркурию, из дружины князя Смоленского, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услыхал от иконы голос: «Угодник мой, Меркурий! Властитель ордынский в нынешнюю ночь хочет напасть на народ Мой со всей своей ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его во вражье рабство. Выйди тайно ото всех навстречу врагу, и силою Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победой ожидает тебя мученический венец». Меркурий так и сделал: поразил исполина и отразил рать Батыя при помощи сошедших с неба молниеносных мужей и в присутствии светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, и сам был убит. Перебив множество татар, он, утомленный, заснул. Татары, найдя его спящим, отрубили ему голову. Но он, как живой, сам внес свою голову в город, где и погребли его тело в соборной церкви. В XIV в. икона была перенесена в Москву, ею князь Витовт благословил дочь свою Софию, супругу московского князя Василия Димитриевича, во время их свидания в Смоленске. В 1456 г., в царствование вел. кн. Василия Васильевича Темного, Смоленский епископ Михаил со многими почтеннейшими гражданами, прибывшими в Москву, просил князя отпустить их икону обратно в Смоленск. Великий князь после долгих совещаний с духовенством и боярами решил отпустить чудотворную икону, сняв с нее список. Икону за две версты за город сопровождали торжественно, с крестным ходом. Впоследствии, в 1525 г., при вел. кн. Василии Ивановиче, здесь был построен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей, и в монастыре поставлен список со Смоленской иконы, и установлен праздник с крестным ходом в монастырь.

Во время Отечественной войны 1812 г. Смоленская икона была отправлена в Москву, где по молитвам перед нею облегчились страдания раненых и больных; главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Владычицу о помощи и спасении России, накануне Бородинского сражения Смоленскую икону носили по военному лагерю и служили молебны. Потом образ был перенесен на сохранение в Ярославль, а после изгнания французов возвращен в Смоленск.

Последние достоверные известия о нем относятся к 1941 г. Закрытый в 1929 г. Успенский собор Смоленска разорен не был: его святыни и утварь сохранялись в целости до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. вошедшие в город немецкие войска известили свое Верховное командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке, позднее переписанная икона… находится в изначальном месте и не повреждена. Она… была признана чудотворной и являлась местом паломничества верующих». Но когда два года спустя Смоленск был освобожден советскими войсками, иконы там уже не было.

В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список, воспринявший благодатную силу древнего образа, и помещен в башне Смоленской крепостной стены. Сейчас он находится на месте подлинника в Смоленском Успенском кафедральном соборе. В Москве чтимая копия первообраза пребывает в Новодевичьем монастыре. Всего же шестнадцать списков со Смоленской иконы Богоматери были прославлены чудотворениями в городах и монастырях России.

Апп. от 70-ти Прохор, Никанор, Тимон и Пармен диаконы (I). После Вознесения Господня и по ниспослании Святого Духа число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось, поэтому, по совету апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных «Духа Свята и премудрости», на служение диаконское (Деян. VI, 1-7). Имена их: Стефан (память его 27 дек.), Филипп (11 окт.), Прохор, Никанор, Тимон, Пармен (28 июля) и Николай антиохиянин (не причислен к лику святых).

Иоанн Богослов и Прохор Святой Прохор первоначально сопутствовал святому верховному ап. Петру (память его 29 июня) (еще до Успения Матери Божией) вместе с прочими учениками. Ап. Петр поставил его в епископы вифинского города Никомидии. После же Успения Матери Божией Прохор был спутником и сотрудником св. ап. Иоанна Богослова (память его 8 мая, 26 сент.). Вместе с ним Прохор прошел по многим странам, принимая везде страдания от язычников за благовествование имени Христова. Вместе с Иоанном Богословом он был заточен на остров Патмос. Здесь он записывал все, что слышал от св. Иоанна Богослова, изрекавшего по откровению Божию (по преданию им было записано и само Евангелие). После этого Прохор опять потрудился в Никомидии, где он был первым епископом. Здесь он обращал ко Христу язычников, умножая Церковь. Скончался св. Прохор мученически, будучи убит язычниками за имя Христово в городе Антиохии.

Апостол Никанор Святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями св. первомученик Стефан. В это время было поднято жестокое гонение на церковь иерусалимскую. Святой Никанор, как и первомученик Стефан, был умерщвлен вместе с двумя тысячами людей, уверовавших во Христа (память его также 28 дек.).

Апостол Тимон Святой Тимон был поставлен святыми апостолами епископом города Бостории, находившегося в Аравии. За проповедь имени Христова он много пострадал как от иудеев, так и от язычников. Наконец, он был брошен в сильно разожженную печь, но нисколько не пострадал от огня и вышел из печи невредимым. После этого (по преданию) он был предан крестной смерти (память его также 30 дек.).

Святой Пармен с усердием совершал служение, порученное ему святыми апостолами. На их глазах он умер и их руками был похоронен. Однако некоторые утверждают, что он пострадал перед смертью и был украшен венцом мученическим.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский Свт. Питирим, еп. Тамбовский (1698). Мирское имя его было Прокопий. Родился он в Вязьме в 1645 г. С детства полюбил чтение святоотеческой и житийной литературы, овладел искусством иконописания и церковного пения. Это сформировало его духовный облик. Приняв пострижение в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, он провел там около 20 лет, заслужив уважение братии. В 1677 г. братия избрала его игуменом, получил он также редкий в то время сан архимандрита. В 1685 г. Патриарх Иоаким рукоположил архимандрита Питирима во епископа недавно образованной Тамбовской епархии. Дикий край, населенный раскольниками, беглыми преступниками, язычниками и татарами, враждебно встретил святителя. Но он рьяно взялся за дело. Ему предстояло укрепить православную веру в епархии. Он отправился в логово преступников и бродяг, населявших в то время Пашкельскую слободу близ Тамбова. К ним святитель относился с особым участием. Много трудов приложил святитель и для обращения в христианство язычников и магометан, и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, стал религиозным. Повсюду стали строиться храмы, устраиваться монастыри, приводиться в благолепный вид населенные пункты. Владыка всегда был доступен для обращавшихся к нему за советом и помощью. Неприхотливый в быту, свои средства он тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Заботясь о подготовке достойных пастырей, святитель устроил для них специальную школу, а при архиерейском доме – библиотеку. Он часто становился на клирос, чтобы научить церковнослужителей правильному чтению и пению. Личным примером, святостью жизни и силой благодатного слова свт. Питирим многих привел в лоно Православной Церкви. Несколько написанных им икон прославились чудотворениями. В 1690 г. свт. Питирим ездил в Москву на избрание Патриарха Адриана, а в 1698 г. скончался. Погребен был архипастырь в построенном им Преображенском соборе. К лику святых причислен в 28 июля 1914 г. Мощи свт. Питирима, украденные после революции, чудесно обретены в 1988 г. и теперь почивают в кафедральном соборе Тамбова.

 Собор Тамбовских святых. Празднование установлено по благословению Святейшего Патриарха Пимена 16 февраля 1988 г.

 

Сщмч. Николай (Пономарев) диакон (1918): Новомуч.

Прмч. Василий (Эрекаев) иеромонах (1937): Новомуч. Василий Егорович Эрекаев родился в 1879 году в селе Носакино Спасского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу и поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь, где подвизался до закрытия пустыни весной 1927 года. Был рукоположен во иеромонаха. Служил в Успенском храме в селе Старая Пичеморга Торбеевского района (ныне объединено с селом Носакино). В 1932 году арестован, вскоре освобожден. Отец Василий был усердным пастырем, часто посещал прихожан в своем селе и окрестных деревнях, объяснял крестьянам православное вероучение и религиозно-нравственные обязанности христианина, предостерегал против опасности уклонения в раскол. Много людей приходило к священнику за духовным наставлением и житейским советом. В марте 1937 года иеромонах Василий (Эрекаев) был арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной деятельности, направленной на свержение советской власти». Виновным себя не признал, заявив, что давал наставления верующим, следуя своему пастырскому долгу. Расстрелян 10 августа 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Мордовской АССР от 5 августа. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Прмцц. Анастасия (Камаева) и Елена (Асташикина) монахини, мчч. Арефа (Еремкин), Иоанн (Милешкин), Иоанн (Ломакин), Иоанн (Сельманов) и мц. Мавра (Моисеева) миряне (1937): Новомуч.

 

Мч. Иулиан Далматский, Атинский (II). В царствование императора Антонина (138-161) язычники принуждали христиан приносить жертвы богам; в противном случае язычники угрожали христианам лютыми муками и самою смертью. В провинции Кампании тогда игемоном был некто Флавиан, человек весьма жестокий и ненавидящий имя Христово. Он послал по всей провинции Кампании своих нечестивых слуг, приказав им забирать всех христиан, каких они встретят, и привести их в город Атину, в коем он сам находился в то время.

В это время в Кампанию прибыл из Далмации некоторый муж, юный летами, но старый по поведению и мудрости христианской, по имени Иулиан. Он был прекрасен телом, благочестив и свят, честный по происхождению и вере. Около города Анагния святой случайно натолкнулся на воинов игемона. Он приветствовал их по-христиански: «Мир вам, братия!» Воины догадались, что он христианин и начали просить его рассказать им все о себе. Раб же Божий Иулиан, желая пострадать и умереть за имя Христово, бесстрашно рассказал им, что он христианин, происходит из Далмации, направляется в эти страны для увещевания людей отвергнуть поклонение идолам и уверовать в единого истинного Бога, и Сына Его Господа Иисуса Христа.

Воины весьма удивились столь мужественному ответу святого, однако взяли его, крепко связали и повели, ударяя палками и оружием. Перенося побои, святой молился Богу, прося дать ему силу до конца претерпеть страдания за святое имя Его. И молитва св. Иулиана была услышана Богом, ибо он услышал голос, укрепивший святого.

По повелению игемона его заключили в страшной темнице, называвшейся «Холодным рвом», где его содержали семь дней без пищи и питья. Но Бог не оставил раба Своего, ибо послал к нему святого ангела. Узник Христов наслаждался лицезрением и беседой с ангелом, принимая небесную пищу из рук его.

Через семь дней игемон вышел на публичное судилище (здесь потом была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы) и воссел на судейском месте в присутствии множества народа. Когда привели к нему святого юношу, он потребовал от него отречься от Христа и поклониться идолам. Но, услышав от него бесстрашное и твердое исповедание имени Христова и презрение к их богам, пришел в ярость и велел мучить святого, растянув на дереве. Несмотря на мучения святой увещевал народ и обратил ко Христу более тридцати человек.

На следующий день святого опять повесили на дереве для мучений, начали бить и строгать железом. Но по силе Бога руки мучителей ослабели и разболелись до такой степени, что они не могли более продолжать пытки. В то время как игемон весьма удивлялся этому, прибыл вестник, возвестивший, что храм бога их, называемого Сераписом, упал, и идол того бога вместе с прочими идолами превратился в прах. Тогда язычники, стоящие близ места того, потребовали как можно скорее погубить св. Иулиана, называя его волхвом. Игемон в гневе и злобе тотчас же согласился с этим требованием и предал мученика на смерть усечением мечом на месте разрушенного храма.

Мч. Евстафий Анкирский (ок. 316). Святой Евстафий служил в войске. Как христианин он был схвачен и приведен к правителю города Анкиры Корнилию. На допросе он смело исповедал Христа, и за это его сначала без пощады избили, потом просверлили ему пяты, затем, привязав к нему веревку, влачили от города Анкиры до реки Сагки, причем правитель шел вслед за ним и смотрел, и, наконец, положили его в ящик и бросили в реку. Но в это время по изволению Божию явился ангел Господень и вынес ящик из реки на сухое место. Святой оказался живым и, находясь в ящике, пел: «живый в помощи вышняго…» (Пс. XC, 1) и прочее. Увидев это, правитель почувствовал себя посрамленным, и, вынув меч свой, сам убил себя. Между тем, святой мученик помолился Богу. Из рук явившегося ему ангела причастился Божественных Тайн, принесенных ему с неба голубем, и после этого предал дух свой в руки Господа. Честные мощи его погребены были в городе Анкире.

Мч. Акакий Апамейский, Милетский (ок. 321). Св. мученик Акакий пострадал в царствование Ликиния (311-323), которому и предан был для суда. За исповедание Христа Ликиний повелел повесить его и строгать по телу, а потом отослал к епарху Терентию. Тот приказал бросить его в костер, наполненный смолой и салом, но он остался совершенно невредимым. Когда епарху понадобилось отправиться в Анамею и Апполонию, то он велел святому Акакию следовать за собой. В одном из этих городов его ввели в языческий храм, и он силой молитвы ниспроверг всех бывших в нем идолов. После этого епарх отдал его для суда трибуну, по повелению которого он был сначала сильно избит, потом боролся со зверями и, наконец, был брошен в печь, но остался невредимым. Трибун, думая, что печь холодна, подошел к ней, желая удостовериться в этом, но сам сгорел, и тело его обратилось в прах. После смерти трибуна святой отдан был на суд Посидонию, который повелел наложить на него тяжелые оковы и отвести в город Милет, где он снова ниспроверг идолов. За это ему отсекли голову, причем из раны истекла кровь и молоко. Некий пресвитер Леонтий похоронил тело его в городе Синнаде.

Прп. Павел Ксиропотамский (820). Преподобный Павел Ксиропотамский, в миру Прокопий, был сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в построенном им монастыре. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел.

Из смиренномудрия Преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток).

Вступивший в то время на престол император Роман, родственник святого Павла, через Прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Свою славу избранника Божия святой Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость - восстановить Ксиропотамскую обитель.

По возобновлении монастыря и освящения соборного храма на святом престоле была возложена часть Честного Древа Животворящего Креста Господня, переданная святому Павлу императором Романом.

Вскоре Ксиропотамская обитель наполнилась множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление монастырем одному из братии, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое безмолвие было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Тогда Преподобный испросил у императора средств для постройки новой обители. Так был основан святым Павлом монастырь во имя святого великомученика и победоносца Георгия. Первым настоятелем нового монастыря стал сам преподобный Павел, который и туда принес частицы Честного Древа Креста Господня.

Заранее извещенный Господом о своей кончине, святой созвал к себе братию Ксиропотамской и новой Георгиевской обителей и дал им последнее наставление. В день кончины преподобный Павел надел мантию, прочитал молитву святого Иоанникия, которую произносил постоянно: "Упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе", и приобщился Святых Христовых Таин. Похоронить свое тело святой Павел завещал на полуострове Понгосе (напротив Святой Горы).

Но по воле Божией корабль прибило к берегам Константинополя, где император и Патриарх с благоговением приняли тело святого и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами мощи святого Павла были перенесены в Венецию.

Прп. Ирина Каппадокийская (921 или ок. 900).

Прп. Моисей, чудотворец Печерский (XIII-XIV). Преподобный Моисей чудотворец, желая совершенно посвятить себя Богу и предстать чистым на всеобщий суд, умерщвлял тело свое и очищал душу свою молитвой и постом. Кроме того, он сделал собственными руками из железа пояс и крест и носил их на своем теле. Псалмопение и бесчисленные коленопреклонения были любимым его подвигом. Подвизаясь, таким образом, он просветился душой и на земле сподобился дара чудотворения, а на небе – блаженства вечного.

Прп. Конон.

Мц. Дросида.

Мчч. Евфимий и Антонина.

Св. Доримедонт.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Гребневская икона Божией Матери Гребневская (1380). Эта икона прославилась чудотворениями, находясь в храме города Гребня (на реке Чири, впадающей в Дон). Она была поднесена жителями города великому князю Димитрию Донскому по возвращении его с Куликовской битвы в 1380 г. (эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон). Великий князь с верой принял образ и по прибытии в Москву велел поставить его в кремлевском Успенском соборе. Версии историков о появлении единственной в Москве церкви во имя Гребневской иконы различны. Согласно общепринятой версии, в XV веке, после удачного похода на Новгород, великий князь Иоанн III Васильевич по обету построил церковь Успения в Москве на Лубянке и в ней поставил Гребневский образ Божией Матери, который он брал с собой в поход. Гребневскую икону московский государь приказал украсить серебром с драгоценными камнями и на киоте написать акафист Пресвятой Богородице, в благодарность за рождение сына, будущего великого князя Василия III. С этим святым образом русские дружины отразили в 1612 г. поляков на Сретенской улице.

В 1654 г. случилось одно из известнейших чудес от образа. В храм проникли злоумышленники с целью похитить драгоценности с иконы; но лишь только приступили они к грабежу, как опалил их сильный огонь, так что не могли уже выйти из храма, и, будучи схвачены, со слезами раскаяния рассказали о чуде.

В 1687 году, когда церковь сгорела, икона чудесно сохранилась.

В петровскую эпоху в судьбе Гребневской церкви приняла ревностное участие сестра государя, царевна Наталья Алексеевна. Церковь уже сильно обветшала, и даже сама икона была повреждена временем. В 1711 г. Наталья Алексеевна просила принести чудотворный образ к ней в Преображенское, а церковь обновить. Гребневский храм выстроили почти заново и освятили новый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Икону же, бережно покрытую олифой, царевна украсила своими сокровищами и пешая провожала ее из Преображенского обратно в храм на Мясницкой. Освящал обновленную церковь митрополит Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола до учреждения Святейшего Синода в 1722 г.; им засвидетельствованы и чудеса, бывшие от Гребневской иконы. А настоятелем в Гребневском храме был поставлен его родной брат.

Переживший многие беды, оставшийся невредимым в 1812 г., Гребневский храм был уничтожен только большевиками – в 1935 г.

Костромская (1672). Икона была написана в 1962 году на стене юго-западной башни в Костромском Богоявленском монастыре. В 1779 году 13 мая, случился в Костроме страшный пожар, от которого сильно пострадал весь город, а также и Богоявленский монастырь. Особенно сильному воздействию пламени подверглась юго-западная башня монастыря, но икона Божией Матери и даже деревянный киот ее остались невредимыми. С этого времени началось особое ее чествование со стороны местных жителей. В 1824 году в башне была устроена церковь во имя Смоленской Богоматери с особою полуциркульной пристройкой в стене, на которой изображена чудотворная икона.

Икона Божией Матери Серафимо-Дивеевская «Умиление» Серафимо-Дивеевская (1885). Находилась в Дивеевском женском монастыре в Тамбовской епархии. Перед этой иконой на коленях скончался прп. Серафим Саровский.

Чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери:

Устюженская (1290). Находилась в городе Великом Устюге, Вологодской губернии, в Успенском соборе, которому она была прислана в дар в 1290 г. от ростовских князей Димитрия и Константина Борисовичей, из коих последнему тогда достался в удел г. Устюг. 

Выдропусская (XV). Эта икона находилась в XV веке в селе Выдропусске, Новгородской губернии, в местном храме во имя св. вмч. Георгия. Во время случившегося в храме пожара святая икона осталась неповрежденной. После взятия Новгорода вел. князем Московским Иоанном III войско его возвратилось в Москву. Один из ратников, муромский уроженец, войдя в храм, взял из него икону Божией Матери, унес ее в свою вотчину и поставил в храме свт. Николая. Когда перед похищенной святой иконой служили первый молебен, то после чтения слов Евангелия «…и возвратится в дом Свой» (Лк. I, 56) внезапно налетел вихрь, свод храма открылся и икона чудесно перенеслась в церковь села Выдропусска. Похититель иконы раскаялся и пришел пешком в Выдропусск, умоляя Богородицу простить его. В XVI веке образ был взят в Москву, с нее сделан точный список для церкви села Выдропусска, а подлинник поставлен в храме Преображения города Торжка.

Во время Великой Отечественной войны святыня чуть было не погибла. В церкви села Выдропужск держали пленных немцев. Стояли сильные морозы. Красноармейцам приказали жечь иконы, чтобы согреть пленных. Неожиданно к храму подъехал крестьянин с возом дров, отдал их солдатам, а чудотворный образ забрал.

Сейчас чудотворная икона Божией Матери Выдропусская пребывает в храме Смоленской иконы Божьей Матери села Выдропужск.

Воронинская (1524). Находилась в Воронинской Успенской Богородицкой пустыни, Череповецкого уезда, Новгородской губернии. Предание рассказывает, что в 1524 г., на том месте иноку по прозванию Вороне, явилась Смоленская икона Божией Матери. Инок основал здесь обитель во имя Успения Богоматери и в ней поставил явившуюся ему икону. По имени основателя обитель стала называться Ворониной; то же наименование получила и хранящаяся в ней икона Одигитрии.

Христофоровская (XVI). У прп. Христофора, ученика и постриженика прп. Лонгина Коряжемского (память его 10 февр.) была икона Божией Матери Одигитрии. В 1555 г. он основал при верховье речки Малой Коряжемки, в Сольвычегорском уезде, Вологодской епархии, обитель и построил храм, в котором и поместил принадлежащую ему икону Одигитрии. Икона прославилась здесь многими чудесными исцелениями.

Супрасльская (XVI). В Гродненской епархии, в 16 верстах от города Белостока, находился (до конца XIX в., далее нет сведений – прим. состав.) древнейший памятник православия в Западно-русском крае – Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный на берегу реки Супрасли в 1500 году епископом смоленским Иосифом Солтаном. В этом монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая также Супральской. Предание говорит, что она принесена была сюда из Смоленска.

Около двух столетий (до 1839 г.), когда в этом крае господствовали униаты, этот монастырь со своею святыней находился в их власти. В 1557 г. икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями.

Супральская икона Одигитрии писана в византийском стиле, на доске высотой 3 аршина 6 вершков и шириной 1 аршин 13 вершков. Она представляет собою копию с чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии-Смоленской. Вверху, над главою Богоматери, изображен Бог-Отец в облаках, окруженный ликами ангелов.

Явление Югской иконы Божией Матери преподобному Дорофею Югская (1615). Явилась схимонаху Псково-Печерского монастыря прп. Дорофею. Во время нашествия шведов, разорявших обители Псковского края, Богородица повелела старцу взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести в пределы Ярославской епархии и основать там обитель. Схимонах Дорофей отправился с иконою в путь. В Мологодском стане, где река Белый Юг впадает в Черный Юг, Дорофей почувствовал необыкновенную усталость и остановился для краткого отдыха. Икону старец поставил на сосну, а сам задремал под деревом. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Дорофей понял, что Царица Небесная повелевает остаться на этом месте. Тогда он построил небольшую хижину и стал жить у святыни. Усердием местных жителей были собраны средства, и положено начало постройки новой обители. После смерти Дорофея (в 1622 или 1623 году) икону несколько раз пытались перенести в местную церковь, но она всегда чудесным образом возвращалась в хижину почившего старца. Известие об этом дошло до митрополита Варлаама II, а затем и до Патриарха Филарета. Святитель послал митрополиту грамоту, в которой давал разрешение на устроение обители на реке Юг с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь стал именоваться Югским Успенским. В 1654 г. заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва.

В начале XX века Югская пустынь принадлежала к числу самых богатых и благоустроенных обителей епархии. В ней было пять храмов, больница и амбулатория, которыми пользовались до 5 тысяч человек в год, школа. В подклете Троицкого собора покоились мощи основателя монастыря. В 1920 г. обитель закрыли и разместили на ее территории колонию для несовершеннолетних. Чудотворная Югская икона исчезла из монастыря накануне его разорения. Сейчас Югская Дорофеева пустынь скрыта водами Рыбинского водохранилища. Чтимый список с явленной Югской иконы, выполненный когда-то в обители, ныне находится в Успенской церкви (XV… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz