Краткие жития святых, православные праздники и события

15/28 июля

 

Мчч. Кирика и Иулитты (ок. 305). Равноап. вел. кн. Владимира, во св. Крещении Василия (1015). Сщмч. Петра диакона (1938).

Мч. Авудима (IV).

 

Мученики Иулита и Кирик Мчч. Кирик и Иулитта Тарсийские (ок. 305). В городе Иконии страны Ликаонской (Малая Азия) жила одна молодая женщина, благородного происхождения, из рода бывших ранее римских царей, по имени Иулитта, верой христианка. Не долго пожив в законном супружестве, она овдовела, родив мальчика. Крестив младенца, она дала ему имя Кирик. В это время нечестивый римский император Диоклетиан (284-305) воздвиг сильное гонение на христиан. Комит Дометиан был поставлен им начальником Ликаонской страны. Он был муж суровый и бесчеловечный, звероподобный, радующийся пролитию христианской крови. Придя в Иконию, Дометиан начал яростно мучить верующих во Христа и усердно отыскивать людей, тайно держащихся христианства. Верная раба Христова Иулитта, зная, что ей со своим благочестием не скрыться от мучителей, решилась бежать, ибо боялась, что она не перенесет жестоких пыток и отвергнется от Христа. Поэтому, оставив свое довольно крупное имение и взяв трехлетнего сына своего и двух верных рабынь, ночью ушла из города Иконии и отправилась в странствование.

Пришла оно в Селевкию, как странница и нищая, скрывая свое благородное звание, но и здесь она нашла такое же гонение на христиан, ибо некий Александр, принявший от царя начальство, пришел в Селевкию и без жалости убивал всех, исповедующих имя Иисуса Христа. Тогда блаженная Иулитта из Селевкии отправилась в Тарс, город Киликийский, и жила здесь среди бедняков. Спустя некоторое время тот же начальник Александр пришел и в Тарс мучить христиан. Св. Иулитта была некоторыми узнана, и о ней доложили начальству. Александр тотчас велел ее привести, а сам воссел на открытом для народа судилище. Когда воины взяли ее вместе с сыном, обе рабыни ее убежали, а затем следили за ней издали. На все вопросы начальника Иулитта смело отвечала, что она христианка, происхождение ее и отечество – небесное Царство Иисуса Христа.

Разгневанный начальник повелел взять у нее отрока, обнажить ее и бить беспощадно жесткими жилами. Дитя, смотря на это, плакало и вырывалось из рук держащих его, чтобы пойти к матери. Начальник взял дитя к себе на колени и начал его ласкать и утешать, но ребенок вырывался и просился к матери, тоже называя себя христианином. При этом он ногтями царапал лицо мучителя. Тогда начальник пришел в ярость, бросил дитя на пол и ногой толкнул его в бок, сбросив вниз с высокого седалища. Дитя, ниспадая по каменным ступеням и ударяясь головой об острые углы, все то место покрыло своей кровью и отдало свою святую и непорочную душу в руки Божии. Так увенчался мученичеством св. отрок Кирик.

Мать же его Иулитту продолжали мучить. Ее повесили и железными крючьями строгали тело, поливая при этом ее раны кипящей смолой. Но никакие мучения не могли склонить св. Иулитту к поклонению идолам и отречению от Господа Иисуса Христа. Видя ее непреодолимое мужество и терпение, начальник осудил ее на усечение мечом. Ее казнили за городом, оставив тело без погребения, рядом с ним бросили и тело ее св. сына Кирика. Ночью их две рабыни взяли тела святых мучеников и, унеся далеко от этого места, погребли их. Одна из этих рабынь дожила до дней Константина Великого, первого христианского царя, и показала верным христианам то место, где были погребены честные мощи христианских мучеников Кирика и Иулитты, и рассказала об их страданиях. Святые мощи их были вынуты из недр земли нетленными, исполненными благоухания и подающими больным исцеления.

Князь Владимир, равноапостольный Равноап. вел. кн. Владимир, во св. Крещении Василий, Креститель Руси (1015). Он был младшим сыном киевского князя Святослава, родился в 963 г. Ему было только 6 лет, когда умерла воспитавшая его св. княгиня Ольга (память ее 11 июля), и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата матери его княгини Малуши, носившей еще скандинавское имя Малхрида. Она была христианкой, и, когда вел. князь Владимир, став христианином, основал в Киеве Десятинную церковь, она пожертвовала на нее свое имение, в котором родился Владимир. Через три года после кончины матери, св. равноап. княгини Ольги, князь Святослав был убит в сражении с печенегами. Тогда воспитатели его сыновей начали между собой войну: воевали Киев, в котором начиналось христианство, и языческий Новгород. Новгород победил, и князь Владимир стал княжить в Киеве. А два старших брата его, Ярополк и Олег, были во время войны убиты, и князь Владимир всю жизнь оплакивал их смерть. С семнадцати лет он стал править самостоятельно. Первые шесть лет своего княжения он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена, от Карпат и Немана и города Городён (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое – Русскую землю и называться русскими. В благодарность за победу в Киеве поставили идолов языческих богов – Перуна и Велеса – и стали им приносить человеческие жертвы. В древности идолов и жертвоприношений славяне не знали, а переняли их у других языческих народов, много позднее. Но какова же была в древности вера славян? Еще в VI в. греки говорят о них: «Единого Бога признают они владыкой всего мира». Он назывался Сварогом, что значит «голубое небо». Перун, Велес, Мать-Сыра Земля и другие, меньшие божества, считались его детьми и назывались Сварожичами. Верили они и в бессмертие души, и в загробную жизнь. Все это делало их предрасположенными к христианству. Несколько раз проникало оно в русскую землю. В 860 г. русские напали в ладьях на Константинополь, но греки погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы. Море взволновалось, и корабли руссов были разметаны, и они отступили. После этого они прислали в Константинополь посольство просить крещения. Это было первое крещение Руси. В том же 860 г. св. Кирилл, просветитель славян, крестил в южнорусских степях 200 семейств. Он нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращенных был послан митрополит Михаил, и князь руссов собрал народ и призвал всех принять крещение. Старейшины соглашались, но потребовали чуда, а именно, чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Евангелие было брошено и не сгорело, чудо свершилось. Народ крестился. Это было второе крещение Руси. Третье было при св. княгине Ольге, к тому времени в Киеве было уже немало христиан, и была церковь св. пророка Илии. После кончины св. Ольги христианство временно заглохло. Настали дни св. князя Владимира.

В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий.

Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они не знали, «на земле они или на небе». Расположен был Киев на «великом водном пути из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Грецию. И близость православной Греции сказывалась. Память о христианстве, недавно уничтоженном Святославом, была жива. По словам писателя XI в. Иакова Мниха, на молодого князя Владимира влиял и пример его великой бабки, равноап. княгини Ольги, «мудрейшей из людей», как ее называли современники. Не мог не влиять пример и матери его, христианки княгини Малуши, и, наконец, героическая смерть свв. первомучеников Феодора и Иоанна (память их 12 июля).

В одной исландской саге говорится, что король Норвегии Олаф долго жил в молодости при дворе князя Владимира. Когда он возмужал, то покинул его для военных подвигов. Но среди моря небесный голос призвал его в Византию для познания истинного Бога. Там он крестился и на обратном пути был опять у князя Владимира и убеждал его принять христианство.

Исторически известно, что, вернувшись из похода христианином, король Олаф крестил свой народ. Тем не менее, князь Владимир был язычником, держался языческих обычаев и имел 5 жен. Что именно привело его ко Христу, как совершилось его обращение – это остается его духовной тайной, скрытой в глубине его сердца. По свидетельству писателей, живших вскоре после вел. князя Владимира, причина обращения его глубоко духовна и осталась скрытой в его душе.

Между тем по воле Божией сами внешние события вели св. князя Владимира к осуществлению его желания.

Греческие императоры Константин и Василий (из Македонской династии) обратились к Владимиру с просьбой помочь им усмирить бунт воеводы Фоки. Владимир согласился, но поставил условием руку сестры их, царевны Анны, и присылку духовенства со священной утварью для крещения Руси. Императоры согласились, но, когда Владимир Фоку победил, обязательства своего не выполнили. Тогда Владимир взял Корсунь и этим заставил императоров выполнить обещание. Корсунь он вернул грекам как выкуп за невесту. Дружину свою он крестил и, согласно «Повести о Крещении Руси», крестился сам. Это было в 988 г. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Но Иаков Мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь, будучи уже христианином, и что крестился он в 987 г. в имении своем Васильеве.

Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники – родом, очевидно, болгары (Болгария тогда была подвластна Греции) – крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык свв. равноапостольными просветителями славян Кириллом и Мефодием. С ними был митрополит Михаил (память его 30 сент.). В Киеве, знавшем близко христианство, утвердилось оно быстро. На севере – в Новгороде, Ростове, Муроме – язычество держалось дольше и крепче, и много потребовалось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его.

По мере того, как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал осуществлять он заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным. В древности на Руси не знали смертной казни. Она заменялась «пеней», то есть денежным штрафом. Св. Владимир утвердил этот обычай, говоря: «Боюсь греха». Обычай этот стал законом и вошел в Свод законов, составленный при сыне его вел. князе Ярославе под названием «Русская Правда». Народ любил своего князя, прославляя его в своих песнях и былинах, и называл Красным Солнышком. У себя вел. кн. Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах. Он созидал новые города, как, например, Вдадимир-Волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими. При нем влияние варягов стало ослабевать, а значение славян усиливалось. В Киеве, на месте убиения свв. русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался св. равноап. князь Владимир 15 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Софийском соборе, созданном сыном его вел. князем Ярославом Мудрым.

Празднование св. Владимиру было установлено св. Александром Невским (память его 23 нояб.) после того, как 15 мая 1240 г. – помощью и заступничеством св. Владимира – была одержана знаменитая Невская победа над крестоносцами. Церковное почитание на Руси св. князя началось значительно раньше. В «Слове о Законе и Благодати» святителя Иллариона (†1053) святой князь назван «во владыкой апостолом», «подобником» св. Константина и сравнивается его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

 

Сщмч. Петр (Троицкий) диакон (1938): Новомуч. Священномученик Петр родился 9 июня 1897 г. в городе Истре (в то время Воскресенске) Звенигородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Ивана Троицкого. Окончив обучение в семилетней школе, Петр устроился работать на телеграф. С августа 1918 по 1919 год он служил в Красной армии писарем. С 1919 по 1922 год Петр Троицкий находился в Польше в плену.

После освобождения он вернулся в Истру, где работал на телеграфе. В 1925 г. Петр Иванович оставил гражданскую службу, стал часто посещать храм и устроился служить псаломщиком, а в 1930 г. он был избран старостой.

22 мая 1931 г. вместе с иеромонахом Василием (Краснококовым) Петр Троицкий был арестован, заключен в Истринский арестантский дом и 20 июня допрошен. «Антисоветской агитации и агитации против колхозного строительства я не вел. Виновным себя не признаю. Соприкасаясь с духовенством, я их контрреволюционной деятельности никогда не замечал. В 1930 г. верующие посылали меня ходить в чайные и разъяснять сущность религии и убеждать за веру в Бога. С этой целью в чайные я ходил», – ответил на следствии Петр Иванович.

Через неделю следователем в качестве свидетеля был допрошен бухгалтер Истринского отдела связи, который показал: «Троицкий является самым реакционно настроенным элементом по отношению к советской власти… всегда был враждебным к пролетарской революции, считал Бога и религию идеалом любви… Вел большую агитационную работу среди верующих крестьян за борьбу с теми, кто идет против религии… Пользовался всеми средствами и возможностями, чтобы противодействовать антирелигиозной работе на селе…»

Поскольку следствием предъявленное обвинение доказано не было, уполномоченный по Истринскому районному отделению ОГПУ 1 сентября 1931 г. дело за недоказанностью прекратил, иеромонах Василий (Краснококов) и староста Петр Иванович Троицкий из-под стражи были освобождены.

В 1933 г. Петр Иванович был рукоположен во диакона и служил в Вознесенском храме в городе Истре. В 1934 г. его перевели в Троицкий храм села Троицкое на Истре. Летом 1937 г. начались массовые аресты священнослужителей и верующих. 7 ноября 1937 г. был арестован священник Александр Машков, который вместе с диаконом Петром служил в Троицком храме. Во время допросов он оговорил себя, а также священника Иоанна Орлова (сщмч., память его 22 февр.), диакона Петра Троицкого и старосту храма Михаила Строева (сщмч., память его 3 марта) в том, что они под его руководством организовали контрреволюционную группу людей для борьбы с советской властью.

18 ноября 1937 г. Истринское районное отделение НКВД арестовало диакона Петра. В тот же день начались допросы. Его обвинили как участника контрреволюционной группы. Виновным себя в этом отец Петр не признал.

После допросов в Истре отца Петра перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Диакон Петр Троицкий умер 28 июля 1938 г. в Бамлаге и был погребен в безвестной общей могиле.

 

Мч. Авудим (IV). Пострадал на острове Тенедосе при Диоклетиане. Там почивали и его святые мощи.

Блгв. кн. Владимир и кн. Агриппина, Ржевские (XIII). Свв. князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские издревле почитались в городе Ржеве. Погребены они были в Ржевском соборном храме. Сам город Ржев в древние времена назывался Ржевою Владимировою по имени своего первого князя – св. Владимира. Св. Владимир был сыном Мстислава Мстиславича Удалого. Св. Агриппина, вероятно, была женой князя Владимира. Точных сведений об этих  святых нет. По некоторым источникам, св. князь Владимир был сыном Всеволода Большое Гнездо.

В Ржеве существовало предание о сохранении города в Смутное время от литовцев благодаря заступничеству св. князя Владимира.

Православные жители Тверской земли всегда чтили память этих святых.

Память их празднуется также во 2-ю Неделю после свв. апостолов Петра и Павла.

Обретение главы прп. Матроны Хиосской.

Мч. Лоллиан.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz