Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 июля

 

Ап. от 70 Акилы (I). Сщмч. Константина пресвитера (1918); сщмч. Николая пресвитера (1933).

Прп. Стефана Махрищского (1406). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809).

 

Апостол Акила и мученица Прискилла (Ап. Акила и мц. Прискилла).

Ап. от 70 Акила (I). Он был учеником святого ап. Павла (память его 29 июня) и им был поставлен во епископа. Родом он был еврей из Понтийской страны (северо-восточная область Малой Азии). До обращения в христианство жил вместе с женой своей Прескиллой в Италии. Когда же кесарь Клавдий (41-54) повелел евреям выселиться из Рима, Акила с супругой ушел в Коринф. Здесь он питался трудами рук своих, владея мастерством скинотворца или делателя палаток. В это время св. ап. Павел, проповедуя Христа среди язычников, пришел из Афин в Коринф, главный город Ахаи и, найдя здесь Акилу с Прискиллой, остановился у них. Научив Акилу и Прискиллу вере во Христа, Павел крестил их (Деян. XVIII, 1-3). Пробыв в Коринфе полтора года, уча слову Божию иудеев и язычников, ап. Павел отплыл в Сирию. За ним, как за своим учителем и спасителем, последовали Акила и Прискилла, сильно привязавшиеся к нему духовной любовью. С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе, затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим, обещая опять вернуться в Ефес. После ухода Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении. Он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышав в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень (Деян. XVIII, 24-28). После этого св. Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал свое первое послание верующим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: «Приветствуют вас Акила и Прискилла с домашней их церковью» (1 Кор. XV, 19).

После этого умер царь Клавдий, и евреям снова была возвращена свобода жить в Риме. Каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда св. Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не только я благодарю, но и все церкви из язычников» (Рим. XVI, 3-4).

В Риме св. Акила был недолгое время и с женой своею пошел снова в Асию (в западную часть Малой Азии), будучи назначен епископом и послан туда своим учителем ап. Павлом на проповедь слова Божия. Придя в Ефес, он помогал в трудах св. ап. Тимофею, ученику ап. Павла, поставившего его епископом для ефесян (1Тим. I, 3).

Впоследствии, когда св. ап. Павел, будучи гоним иерусалимскими иудеями, был приведен связанный оковами в Рим и писал отсюда второе послание к Тимофею в Ефес, то снова вспомнил об этих возлюбленных своих учениках, говоря: «Приветствуй Прискиллу и Акилу» (2 Тим. IV, 19).

Святой Акила, проповедуя Христа в Асии, Ахеи и Ираклии, привел ко спасению великое множество душ человеческих, обратив язычников от идольского служения и крестив. Проходил он и по другим странам, проповедуя везде Царство Божие, просвещая святой верой, сокрушая идолов, воздвигая церкви и поставляя священников. Претерпев немало напастей, он был убит неверными (по преданию вместе с женой своей, память св. Прискиллы 13 февр.).

 

 Сщмч. Константин (Богоявленский) пресвитер (1918): Новомуч.

Сщмч. Николай (Порецкий) пресвитер (1933): Новомуч.

 

Мученик Иуст Римский Мч. Иуст Римский (I). Святой Иуст, родом римлянин, был воином. Ему было чудесное видение: на воздухе явился кристалловидный крест. Иуст уверовал во Христа и раздал все свое имущество нищим. По приказу игемона Магнеция он был схвачен, претерпел многие мучения, после которых предан был огню и скончался даже без повреждения волос.

Прп. Онисим чудотворец, иже в Магнезии (IV). Чудотворец, пострадавший при Диоклетиане и скончавшийся в Малой Азии, в Магнезии.

Прп. Еллий монах, Египетский (IV). Преподобный Еллий в египетских пустынях прославился среди монахов постническими подвигами и угодил Богу добродетельной жизнью. С детства он был отдан в монастырь на служение Господу, воспитан в воздержании и целомудрии, научен кротости и смирению и сподобился благодати Божией, получив с юности дар чудотворения. Так, когда его, еще отрока, посылали принести огня, он брал горящий уголь в одежду и приносил его старцу, не опалив ее. Найдя пещеру, он пробыл в ней некоторое время. Когда же его телесная природа требовала пищи, он на камнях молился Богу, и тотчас невидимая рука приносила ему чистый свежий хлеб, масличные ягоды и разные овощи.

Как-то преподобный отправился посетить в пустыне братию, имеющую нужду в самом необходимом, и понес им пищу из того, что ему посылал Бог. В пути, чувствуя утомление от тяжести ноши, он увидел ослов, пасшихся в пустыне, и обратился к ним со словами: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа пусть один придет сюда и понесет мою ношу!» Тотчас один, самый сильный, осел подошел к нему, святой положил на него ношу, сел сам, и скоро достиг жилища братии. В другой раз он с помощью Божией переплыл реку Нил на спине крокодила, который до этого умертвил многих людей, после чего умертвил животное.

Пробыв в монастыре три дня, прп. Еллий поучал братию и, будучи прозорливым, он знал помышления каждого, о чем и беседовал с ними давая, полезные наставления. Однажды он попросил братию приготовить трапезу, так как провидел, что скоро в монастырь придут странники. Так и случилось.

Когда он уходил в пустыню, один из братии просил старца взять его с собой, на что тот ответил, что дело это очень тяжелое, и требует большого труда. Но брат обещал все перенести, и святой, приняв его, повелел жить в отдельной пещере. И в наступившую ночь нашли на того брата бесы сначала невидимо, смущая ум его скверными помыслами, а затем видимо, как страшные видения устремились на него, желая умертвить. Он выбежал из пещеры, поспешил к святому, рассказал ему о своем несчастье. Старец утешил его немногими словами и утвердил его в терпении и в вере, затем снова отвел его в ту же пещеру, где очертил пальцем место поселения и, оградив его крестным знамением, повелел вооружиться именем Господним и не бояться. И жил брат в той пустыне, уже невредимый бесовскими нашествиями, и также сподобился пищи, невидимой рукой приносимой от Бога.

Святой Еллий достиг глубокой старости, совершил многие чудеса и представился Богу, Которому угодил, и был причтен к лику преподобных.

Преподобный Стефан Махрищский Прп. Стефан Махрищский (1406). Прп. Стефан принадлежал к тем подвижникам, которые называются собеседниками прп. Сергия (память его 25 сент.). Родился он в Киеве. В то время Южная Русь была завоевана литовцами, и русские терпели притеснения от них. Поэтому Стефан, уже иеромонахом, пришел в Москву. Вел. князь Иоанн II Добрый (отец Димитрия Донского) принял подвижника с радостью и посоветовал ему поселиться в месте, называемом Махрищи, в 30 верстах от Радонежа. Преподобные сблизились, и прп. Сергий был частым гостем прп. Стефана. Прп. Стефан был очень строг к себе, нестяжательность его была необыкновенна: он ходил в рубище. В то же время он отличался большой добротой и мягкостью к другим и никогда никому не отдавал приказаний. Неприятности, которые ему делали соседи, заставили его уйти в Вологодскую страну. Там в Авнежском княжестве (давно уже не существующем), он основал другой монастырь. Но вел. князь Димитрий Донской уговорил его вернуться, и он скончался в Махрищах в 1406 г. Авнежский свой монастырь он передал своим ученикам, Кассиану и Григорию (память их 15 июля). Мощи святого обретены в 1654 г., служба ему составлена по благословению свт. Макария Московского (память его 30 дек.).

Память его празднуется также 23 июля вместе с Собором Владимирских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Прп. Никодим Святогорец Прп. Никодим Святогорец (1809). Родился в 1749 году в Греции на одном из Кикладских островов – Наксосе от благочестивых родителей Антония и Анастасии Калливурси и при крещении был наречен Николаем. С ранних лет он выделялся среди сверстников остротой ума, прилежностью и духовной сосредоточенностью. Высшее образование Николай получил в малоазийском городе Смирне, где изучал богословские дисциплины и языки. В 1770 году из-за турецких притеснений Николай оставил Смирну и вернулся на Наксос, где был принят митр. Анфимом в качестве секретаря. Здесь Николай сблизился с несколькими иноками, поведавшими ему о Святой горе. В 1775 году он прибыл на Афон, где принял монашеский постриг с именем Никодим. Митр. Макарий (Нотар), в 1777 году посетивший Святую гору, попросил Никодима просмотреть готовящуюся к изданию «Филокалию» (Добротолюбие) – сборник аскетических творений св. отцов и другие книги. С этого началось его главное монашеское послушание – переводить, писать и издавать духовные книги. Св. Никодимом было подготовлено и издано множество книг. Он перевел с латыни и значительно отредактировал книгу итальянского монаха «Невидимая брань». Переведенная на русский язык в XIX веке св. Феофаном Затворником (память его 10 янв.), эта книга в наши дни стала одним из самых любимых и широко читаемых духовных сочинений в России. Николай Святогорец был удивительно кротким и смиренным иноком. Его глава ныне хранится на Афоне в келье Скуртеон в Карее. Преподобный был причислен к лику святых указом Константинопольского патриарха Афинагора 31 мая 1955 года.

Сщмч. Петр, еп. Критский.

Мчч. Акила и Иларий.

Мч. Ираклий.

Мч. Иоанн Мервский.

Св. Феодор.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz