Краткие жития святых, православные праздники и события

22 июля / 4 августа

 

Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I). Перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Алексия пресвитера (1931).

Прп. Корнилия Переяславского (1693).

 

Святая равноапостольная Мария Магдалина Мироносица равноап. Мария Магдалина (I). В молодости она так усиленно предавалась беспутной жизни, что оказалась порабощенной не одним, а семью бесами. Ее исцелил Иисус Христос, и она стала Его верной ученицей. Вместе с другими благочестивыми женщинами она разделила с апостолами их проповеднические труды и совмещала в себе достоинства обеих сестер Лазаря, Марфы и Марии: поучалась от Господа тайнам Царства Божия и служила Ему. Полная веры, любви и безграничной преданности Спасителю, Мария не страшилась неистовства врагов, а когда все ученики Господа разбежались, она сопровождала Его сквозь злобствующую толпу на Голгофу и оставалась у Креста вместе с Богородицей и ап. Иоанном. И вот в великий день новой Пасхи бывшая грешница удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Спасителя. Именно она, посланная Божественным Учителем к ученикам, первая в мире возгласила ликующее: «Христос воскрес!». С этим пасхальным благовестием она отправилась в Рим к имп. Тиверию и поднесла ему яйцо красного цвета как символ таинственно возрождающейся жизни, символ Воскресения. В преклонном возрасте, завершив свою многолетнюю проповедь в Италии, Мария переселилась в Ефес, где трудился ап. Иоанн Богослов, который с ее слов написал двадцатую главу своего Евангелия. Первая благовестница Христова Воскресения мироносица Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной.

Память ее празднуется также в Неделю жен-мироносиц.

Священномученик Фока Перенесение мощей сщмч. Фоки, еп. Синопского (403-404). Память его празднуется 22 сент. (см. о нем там же). В 404 г. мощи святителя были перенесены в Константинополь.

 

Сщмч. Михаил (Накаряков) пресвитер (1918): Новомуч. Священник Михаил Накаряков родился в 1866 г. Служил в Преображенской церкви села Усолье неподалеку от города Соликамска. Отец Михаил был женат на дочери протоиерея Василия Конюхова, который служил в Троицкой церкви в Перми.

В храме о. Михаил был третьим священником; прихожане больше других любили его, особенно за милосердие и нестяжательность. Кроме служб в храме, он преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе, преподавал с любовью и благоговением.

В июне 1918 г. после ареста архиепископа Андроника священники Пермской епархии перестали служить. Таково было распоряжение владыки, отданное им еще до ареста: если власти арестуют кого-либо из священнослужителей, перестать служить всем, пока не отпустят. Вместе со всеми перестал служить о. Михаил. Власти, опасаясь народного возмущения, стали вызывать священников в ЧК, чтобы заставить их исполнять требы. Был вызван и Михаил. Угрозы не возымели на него действия.

Через несколько дней о. Михаил был арестован и отправлен в тюрьму Соликамска. Было решено его убить, но чтобы избежать народного возмущения, объявили, что священника Михаила Никарякова отправят на принудительные работы в Чердынь. Некоторые солдаты стражи были из местных крестьян, они хорошо знали о. Михаила и раскрыли обман. В те дни священник находился в тюрьме на Усолке. 3 августа отсюда взяли на расстрел троих заключенных – врача, офицера и о. Михаила; к каждому из них было приставлено по два конвоира. Они, помогая священнику забраться в телегу, заговорили с ним вполголоса: «Батюшка, мы тебя везем расстреливать, а нам тебя жалко. Мы все помним тебя, ты нас учил, помогал семьям. Не можем мы тебя убить. Мы будем стрелять в воздух, а ты падай, а то иначе тебя застрелим, а мы этого не хотим». На это о. Михаил просил их делать то, что им приказано.

Когда приехали на место казни в лес, врач и офицер сразу же были расстреляны, а священника конвоиры завели вглубь леса и там, постреляв поверх его головы, ударили его прикладом так, что он потерял сознание. Очнувшись, когда уже смеркалось, о. Михаил начал читать отходную над телами врача и офицера. Неподалеку красноармейцы усаживались в телегу и, услышав, что он жив, несколько раз выстрелили наугад в темноту. Пули попали ему в правую руку, в левую ногу и в грудь.

На следующий день красноармейцев послали закапывать трупы. Приезжают и видят – о. Михаил сидит на пне. Красноармейцы спросили батюшку, куда его спрятать. Он ответил, что прятать его не нужно.

В деревне никто не захотел помочь раненому священнику и приютить его. Поэтому его привезли назад в тюрьму. В камеру его поместили вместе с белым офицером Пономаревым, которому священник рассказал обо всем произошедшем с ним. Также он сказал Пономареву, что если их будут выводить «на работу», это значит, что их будут убивать. Действительно, на следующий день тюремная стража объявила о. Михаилу и офицеру, чтобы собирались на работу. Их вывели во двор. Затем конвоиры стали избивать священника прикладами по голове, пока не убили.

Офицер, воспользовавшись моментом, перебрался через забор, бросился в реку и спрятался за сваей моста. Стража кинулась на его поиски, но безрезультатно. Пономарев видел, как красноармейцы приволокли тело священника на берег реки, привязали к нему большой камень, раскачали и бросили в реку.

На следующий день женщины пришли на берег полоскать белье. На середине реки, крестообразно раскинув руки, с крестом на груди лежал замученный накануне священник.

Сщмч. Алексий (Ильинский) пресвитер (1931): Новомуч.

 

Мч. Зинон и Зина Филадельфийские (Аравийские) (284-305). Они жили в аравийском городе Филадельфии в благочестии. Св. Зинон имел большое состояние, но роздал свое имущество бедным и отпустил на свободу рабов, а затем вместе с преданным ему слугой св. Зиной пришел к правителю и обвинил его в идолопоклонстве.

Гонитель христиан приказал истязать праведников, и им пришлось перенести страшные муки; но страдальцы терпеливо переносили их и силой Божией оставались живы. Наконец мученики были усечены мечом.

Блж. Киприан Воскресенский, Суздальский, Христа ради юродивый (1622). Память его празднуется также 2 окт. в день представления (см. о нем там же).

Прп. Корнилий Переяславский Прп. Корнилий Переяславский (1693). Прп. Корнилий, в миру Конон, родился в Переяславле Рязанском, в семье богатого купца. В юности он тайно оставил родительский дом и поступил в Лукианову пустынь, в которой прожил 5 лет. Потом пришел в Переяславскую обитель свв. Бориса и Глеба. Здесь было тогда только три монаха и строитель Сергий. Братия долго отказывалась принять Корнилия, полагая по виду, что ему не более 15 лет; к тому же он ничего не говорил о себе, и они сочли его глухим и немым. Но преподобный не отходил от ворот обители, и терпение довело его до цели. Его приняли в обитель. Корнилий усердно выполнял все возложенные на него послушания. Пищу он принимал только три раза в неделю. В трапезе не садился со старцами, считая себя недостойным вкушать со всеми. Так прожил он 5 лет и по просьбе его был пострижен в иночество. С тех пор никто не видел его спящим на постели, а послушания по-прежнему выполнял он с большим усердием. Число братии увеличилось, и некоторые смеялись над Корнилием как над юродивым. Он терпел и молчал. Спустя 3 года с благословения настоятеля он ушел в затвор. Раз нашли его в келье едва живым: келья была заперта изнутри, и отворили только оконце. Корнилий пролежал больным 3 месяца и ничего не ел, а принимал только воду и сок. Выздоровев, остался он, по убеждению настоятеля, с братией, но молчания своего не прерывал. Так прожил он 30 лет, оставаясь во мнении других глухим и немым. Только незадолго до своей кончины он рассказал о себе духовнику. Перед смертью он был обличен в схиму, особорован и тот же день скончался.

Святые мощи его открывал святитель Димитрий, архиепископ Ростовский (память его 21 сент.), который и составил ему тропарь и кондак. Мощи почивают под спудом в бывшей монастырской церкви Смоленской иконы Божией Матери, ставшей приходской.

Мч. Агапий.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz