Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 июля

 

Мчч. Прокла и Илария (II). Прп. Михаила Малеина (962).

Мчч. Феодора варяга и сына его Иоанна, в Киеве (983). Прп. Арсения Новгородского (1570). Прмч. Симона Воломского (1641). Св. Голиндухи исп., во Святом Крещении Марии (591). Прпп. Иоанна (998) и Гавриила (X) Святогорцев (Груз.).

Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

 

Мученики Прокл и Иларий Мчч. Прокл и Иларий Калиптские (98-117). Они был родом из города Калипта, что близ города Анкиры. Пострадали от игемона Максима в царствование Траяна (98-117). Первым был взят св. Прокл и приведен к самому царю, где он был закован в железо и ввергнут в темницу. Царь, рассмотрев дело Прокла и найдя, что он не повинуется повелениям и не поклоняется идолам, предал его на мучения игемону Максиму. Тот, сев на судилище, начал расспрашивать св. Прокла о его роде и знаком ли он с царскими приказаниями относительно почитания богов. Святой отвечал, что род его Христов, о приказаниях беззаконников наслышан, приносить жертвы идолам он не желает, а обещанных мук не боится.

Разгневанный игемон приказал повесить мученика нагим на дереве, привязать к ногам его тяжелый камень и железными крючьями строгать тело. И долго так мучили св. Прокла. Он же все переносил мужественно, ничего не говоря, только смотря на небо. Потом его сняли и заключили в оковы.

После этого игемон отправился в Калипт и повелел вести за собой мученика, который принужден был пешим не отставать от быстрых лошадей. Когда было пройдено почти полдороги, мученик стал молиться, громко взывая к Богу: «Боже Иисусе Христе, ради Которого страдаю я. Внемли сегодня рабу Твоему, да прославится имя Твое во веки: простри Свою всесильную руку, удержи беззаконного игемона сего и не допусти его продолжать путешествие, пока он пред всеми людьми не исповедует, что нет иного Бога, кроме Тебя!» Когда святой помолился, таким образом, вдруг игемон неожиданно остановился в пути, точно связанный: не могли двинуться ни кони, ни он сам, удерживаемый невидимой силой Божией. Остановились и все воины, дивясь такому чудесному делу. Тогда игемон послал одного из слуг своих, по имени Ермия, сказать мученику, который был далеко позади: «Что это ты сделал, остановив нас своим волшебством среди пути?». Святой Прокл сказал слуге игемона, что они не двинутся с места до тех пор, пока игемон не исповедует имя Господа Иисуса Христа – пусть он напишет это исповедание на хартии и пришлет ему.

Узнав ответ мученика, игемон вынужден был взять хартию и написать: «Един есть истинный Бог – Тот, Которого почитает Прокл, и нет иного Бога, кроме Него». Написав так, он послал хартию мученику, и тотчас кони и воины двинулись и отправились в путь.

В Калипте игемон, сев на судилище, призвал св. Прокла и сказал ему – также как ты силой волшебства принудил меня признать твоего Бога, так и я, силой своей власти, заставлю тебя признать наших богов и принести им жертву. Затем он приказал принести горящие свечи и опалять ими живот и ребра св. Прокла, но тот молчал, как будто носил не свое, а чужое, тело. Тогда игемон приказал вывести его из города и, распяв на дереве, стрелять в него из луков. На пути им встретился один, только вышедший из юности, муж, по имени Иларий, племянник св. Прокла. Он приблизился, поклонился святому дяде и, целуя его, воскликнул: «И я христианин!»

Воины взяли Илария и заключили в темницу, а св. Прокла привели на место казни, распяли на дереве и, начали стрелять в него из луков. Мученик, пронзаемый по всему телу стрелами, молился Богу, пока не испустил дух. Верующие тайно его погребли.

Ирарию же в темнице явился в сонном видении ангел Господень и сказал: «Мужайся и крепись, я с тобой – я послан от Бога, чтобы укрепить тебя».

На третий день после кончины св. Прокла св. Иларий был приведен на пытки. Убедившись, что он тоже христианин, игемон в ярости приказал долго и жестоко бить мученика, повесив нагим на дереве. Потом осудил его на смерть, повелев вывести его за город и там отсечь ему голову. Верующие похоронили его вместе с останками св. Прокла.

Преподобный Михаил Малеин Прп. Михаил Малеин (962). Прп. Михаил происходил из Харсианской области в Каппадокии от знатного рода, в мире назывался Мануилом. Родственный ему император Лев Мудрый (†912) удостоил его звания кандидата, и он служил в Константинополе. По смерти этого императора Мануил ушел в пределы Вифинские (северо-западная область Малой Азии). Имея 18 лет от роду, он отдался под руководство старца Иоанна Еладита на горе Киминской, где и пострижен был с именем Михаил. После великих подвигов иноческой жизни Михаил основал лавру на горе Киминской близ реки Галла на юго-западе Вифинии. Около 953 г. под его руководство поступил Авраамий, наименованный в монашестве Афанасием, впоследствии основавший знаменитую лавру на Афоне (память его 5 июля, см. житие). Он здесь провел около 6-ти лет. Прп. Михаил скончался в своей обители после 50-летних иноческих подвигов в 962 г. Господь еще при жизни прославил его многими знамениями и чудесами. Он зовется Малеином по родовой фамилии. Сестра его была матерью двух знаменитых полководцев Никифора и Льва. Никифор Фока сделался царем вскоре после кончины преподобного (в 963 г.). По имени прп. Михаила (Малеина) назван первый царь, Михаил Феодорович, родоначальник династии Романовых в России.

 

Мученики Маркиан и Мария (Мчч. Маркиан и Мария).

Св. Голиндуха исп., во Святом Крещении Мария, Персидская (591). В земле персидской в царствование Хозроя Старшего (531-579) жила некая женщина, молодая и красивая, называемая персидским именем Голиндуха. Была она из знатного рода великих вельмож, в замужестве – за известным начальником волхвов (жрецов). После трех лет замужества она вразумлена была божественным просвещением и, начиная понимать заблуждение персидского нечестия, искала – какая вера истинная. Слыша о христианской чистой вере, она размышляла в себе: эта ли вера есть истинная, и желала Голиндуха быть наставленной в ней. И вот во сне в одну ночь она увидела светлого ангела Божия, который, взяв ее, повел к какому-то темному и огненному месту, полному великого страха и ужаса, где было множество людей, подвергнутых мучению.

Голиндуха спросила ангела, что это за место и кто здесь мучается? Ангел ответил ей, что это место казни грешных и неверующих, мучаются здесь и ее прародители, которые поклонялись идолам и ложным персидским богам. Скорбела Голиндуха о гибели своих прародителей. Потом ангел повел ее в другое место, где был рай Божий и жилище праведных, и показал ей через малую дверцу бывший там великий свет и в нем многих мужей и жен, веселящихся в неописуемой радости. Хотела Голиндуха войти туда вслед за ангелом, но он не пустил ее, сказав, что сюда никто не может войти, ни приняв святого крещения Христова.

Тотчас со страхом проснулась Голиндуха, удивляясь виденному, и очень желала сделаться христианкой, возмущаясь персидским нечестием и волхованием своего мужа. Затем она тайно пришла к одному священнослужителю, которым она была наставлена в вере и крещена. При крещении ей дано было имя Мария. По наставлению духовного отца, крестившего ее, Голиндуха пребывала в посте и молитве, посвящая ей целые ночи. День она проводила в молчании, не желая беседовать с неверными, а мужу своему не позволяла и прикоснуться к себе. Муж удивлялся ее внезапной перемене и старался разными способами – то лаской и просьбами, то насилием и побоями – сломить ее упорство, но не мог достигнуть цели. Узнав, наконец, что супруга его стала христианкой, муж стал плакать о ней как о погибшей и всячески увещевал ее, чтобы она отказалась от Христа. Еще он производил над ней свои волхования, призывая на помощь бесовскую силу, но тоже ничуть не преуспел в этом, ибо бесы не смели даже издали приблизиться к ней. Тогда пошел он к царю Хозрою и с большим сожалением поведал ему, что жена его сделалась христианкой и гнушается союза с ним. Царь послал одного из своих приближенных увещевать ее, но вельможа также вернулся ни с чем. После многократных таких попыток царь, наконец, пообещал через своих посланцев взять ее в жены, если она отречется от Христа и вернется к прежней персидской вере. Святая ответила, что не хочет соединиться со смертным и недолговечным царем, так как соединена с Царем бессмертным, Христом Богом, за Которого готова и страдать и умереть.

Узнав ее ответ от своих посланцев, царь разгневался, приказал заковать ее всю в железные оковы и бросить в темницу, чтобы ее все забыли так, как мертвую. И оставалась мученица в темнице 18 лет. Между тем умер Хозрой, после него стал царем его сын Ормисдас, а в Греции переменились цари: Иустин II (565-578), Тиверий II (578-582), а поле них святой Маврикий (582-602). В это время пришел в Персию от греков посол, по имени Аристовул, муж честный и боголюбивый. Он, узнав, что в темнице сидит Мария (Голиндуха), пожелал ее видеть и получить от нее благословение. Он получил от царя персидского позволение беспрепятственно приходить в темницу и, придя к ней, облобызал ее узы, которыми она была окована за Христа. Приходя затем часто к святой, он научил ее псалмам Давидовым.

После ухода Аристовула Ормидас отдал св. Голиндуху волхвам на мучение по их желанию. Они каждый день выводили ее из темницы, наносили ей множество ран и немилосердно мучили, но утром находили ее невредимой и здоровой. Видя это, персы удивлялись и прославляли силу Христову, а многие из них перешли даже в христианскую веру. Волхвы же ярились, как звери, и изобретали все новые муки. Но действием сверхъестественной силы мученица оставалась живой и невредимой. Она могла обходиться без пищи и питья, не чувствуя голода и жажды, после того, как явившийся ей ангел Господень прикоснулся к ее устам. Окружавшие ее люди объясняли это христианским волхованием, более сильным, чем персидское.

Царь, узнав, что она жива, приказал мечом отсечь ей голову, но когда ее повели на казнь, ангел Господень похитил ее из рук воинов и сохранил живой. Ушедшая мученица, оставаясь неизвестной для мучителей, пребывала среди христиан, которых тогда было немного в Персии. Спустя немного времени после ее освобождения от рук мучителей, нечестивый царь Ормисдас был с шумом убит своими приближенными. Царем стал его сын Хозрой II (590-628), но и против него восстали вельможи, и он убежал из Персии в Греческую область, где был принят с честью царем греческим Маврикием. Маврикий дал Хозрою большую силу своего войска, с которым он вернулся в Персию, победил врагов и снова взял свой престол. Наступили отрадные, свободные дни для христиан, живших в Персии, ибо Хозрой считал Маврикия своим отцом и потому до его смерти не делал зла христианам. С Хозроем пришел в Персию св. Дометиан, еп. Мелитийский (память его 10 янв.), посланный Маврикием. Он собственными очами видел св. мученицу Марию (Голиндуху) уже свободной, проповедующей персам о Христе. Он беседовал с ней, слышал о ее страданиях и, возвратившись в Грецию, поведал о ней многим. По проповеди Марии в Персии приняли святую веру ее родственники, и другие знаменитые люди и немало народа, ибо видели многие творимые ею чудеса, в том числе немало предсказаний о будущем и исполнение их, ибо она имела дар прозорливости. После этого святая отправилась в пределы Греческой области, в Киркисию и Дарию, посетила Иерусалим и здесь поклонилась Животворящему древу Честного Креста, гробу Господню и прочим святыням. Руководимая Ангелом Божиим, приходила она и в другие страны и города, посетила Иераполь Сирский и в нем еп. Стефана, который в последствии написал ее житие. Когда приблизилась блаженная кончина ее, она немного заболела в церкви святого мученика Сергия, которая находилась между Низивией и городом Дара, помолилась о спасении всего мира, возблагодарила Бога за великую Его милость, на ней явленную, и радостно предала свою святую душу в руки Господа.

Прпп. Иоанн (998) и Гавриил (X) Святогорцы Грузинские. Преподобный Иоанн – отец преподобного Евфимия Нового, Афонского (†1028 г.; память 13/26 мая). Он был знатным вельможей и родственником грузинского царя, оставил мир и удалился в один из Имеретинских монастырей, где принял схиму. Через некоторое время перешел на гору Олимп и подвизался на ней. Прославился основанием знаменитого Иверского монастыря на Афоне, где был игуменом. Мирно почил о Господе 14 января 998 г. После его смерти настоятельствовал сын его, преподобный Евфимий.

О св. Гаврииле упоминается в день его памяти 13 мая и более подробно – 12 февраля в день празднования чудотворной Иверской иконы Божией Матери, им обретенной в море.

Мчч. Феодор варяг и сын его Иоанн, в Киеве (983). Сохранилось предание, что киевские князья Аскольд и Дир были христиане, и потому языческий народ выдал их языческому князю Олегу, который и велел убить их. Во всяком случае, в Киеве были христиане и при князе Игоре, и существовала церковь Св. пророка Илии. Св. княгиня Ольга крестилась. Чувствовалась близость православной Греции. Но незадолго до крещения Руси произошла последняя вспышка умирающего язычества. Поставили идолов – Перуна, Велеса и других богов – и стали им приносить человеческие жертвы, как это делалось у других языческих народов. На Руси этого раньше не было.

В 983 г. жребий быть принесенным в жертву пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец отказался выдать его язычникам. Он сказал им: «Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и возьмут моего сына!» Разъяренная толпа подрубила столбы их дома, и отец с сыном были убиты. Летопись называет их первыми русскими мучениками. Их мужественная смерть поразила языческого князя Владимира. Может быть, в это время и начал брезжить в сердце его свет благодати Христовой.

На Руси занималась заря христианства. Впоследствии князь Владимир, уже христианин, на месте убиения св. мчч. Феодора и Иоанна воздвиг первую созданную им Десятинную церковь.

Свт. Серапион, еп. Владимирский (1275): Влад. Святитель Серапион, один из замечательных русских проповедников, был поставлен епископом Владимирским из архимандритов Киево-Печерской Лавры. Проповеди его отличались простотой, красноречием и силой евангельского духа. В 1230 г. он сказал в Киеве Слово по случаю землетрясения, грозя гневом Божиим, если не исправятся нравы. Слова его сбылись. Он сам был свидетелем татарского нашествия в 1237 г. и разорения Киева в 1240 г. В потрясающих словах, под свежим впечатлением пережитого, изображает он нашествие и иго татарское в Слове, сказанном им во Владимире. Он говорит: «Страшно, чада, впасть в гнев Божий! Чего не видим? Чего мы не навели на себя? Каких казней не приняли от Бога? Не пленена ли наша земля? Не были ли взяты наши города? Не пали ли отцы и братья наши трупами на землю? Не отведены ли были жены и дети наши в плен? Не порабощены ли мы, оставшиеся, иноплеменниками горьким рабством? Вот уже к сорока годам приближается томление наше и мука, и не прекращается голод и мор нашего домашнего скота; и мы не можем хлеб есть досыта. Печаль иссушает наши кости. Подивимся, братья, человеколюбию Бога нашего: как Он нас приводит к Себе, какими словами нас наставляет, какие запрещения на нас налагает! Мы же к Нему нимало не обратились. И, видя наши беззакония, видя, что мы заповеди Его отвергаем, Он показал нам много знамений, много страшного, много угнал рабов Своих, но мы лучше не стали. Тогда Он навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий юных, ни немощей старцев, ни юности детей. Мы подвинули на себя гнев Божий, по словам Давида, и возгорелся гнев его на нас: разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, святители преданы в пищу мечу, плоть преподобных монахов повержена на съедение птицам, кровь отцов и братьев наших напоила землю, как обильная вода; исчезла сила князей и воевод наших; храбрые исполнились страха и бежали; множество братьев и детей наших были отведены в плен; поля наши поросли молодым лесом; величие наше досталось другим; труд наш достался поганым; земля наша стала достоянием иноплеменников. Мы стали поношением нашим соседям и посмешищем наших врагов, ибо мы свели на себя, как дождь с неба, гнев Божий…»

Свт. Серапион скончался в 1275 г. и был погребен в Успенском Владимирском соборе. Память его празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Прп. Арсений Новгородский (1570). Прп. Арсений, в миру Амвросий, родился в Ржеве и был кожевником. Родители его женили, но через 20 дней он оставил семью и ушел в Новгород. Там он сблизился с боярином Феодором Сырковым, известным храмоздателем и благотворителем монастырей (в 10 верстах от города находился также основанный им Сырков монастырь), по совету его он постригся и основал монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и подвизался в нем в затворе. Он носил вериги, одевался в рубище, иногда юродствовал. Провидя бедственную судьбу родного города, он непрестанно проливал о нем слезы. В 1570 г. Новгород был разгромлен царем Иоанном Грозным, и среди прочих граждан погиб и боярин Сырков (см. житие прп. Мартирия – 1 марта), но обитель прп. Арсения царь пощадил. Он не раз посещал преподобного и без гнева выслушивал его обличения. Один прп. Арсений имел смелость быть защитником несчастного города. Царю он отказал в благословении и не принял его даров. Разорив Новгород, царь решил подвергнуть той же участи и Псков и пришел звать праведника с собой. «Насытился ли кровью, зверь кровожадный? – спросил его святой. – Кто может благословить тебя, и кто может молить Бога о мучителе, облитом кровью христианской? Много душ неповинных послал ты в Царствие Небесное, а сам не узришь его. И еще замышляешь новое кровопролитие». Царь уверял его, что не сделает зла городу, если не найдет в нем измены. «И ты сам, отче, будешь свидетелем тому», – добавил он. «Пусть будет по слову твоему, – отвечал Арсений. – Завтра буду готов в путь с тобой и неотступно буду с тобой во Пскове!» На другой день, сколько ни стучали в дверь прп. Арсения, он не отвечал. Ее разломали и нашли его скончавшимся, на коленях перед святыми иконами, со скрещенными руками и склоненной головой. Царь поехал в Псков, но знал, что имеет с собой неотступного невидимого обличителя (см. житие прмч. Корнилия – 20 февр.).

Память его празднуется также 8 мая в день обретения мощей и тезоименитства со св. Арсением Великим (†450), 23 июня вместе с Собором Тверских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прп. Симон Воломский Прмч. Симон Воломский (1641). Св. Симон в молодости был портным. Иночество принял в Пинежской Макарьевской пустыни (давно не существующей), но, избегая почитания братии и ради безмолвия, удалился в Воломские леса за 75 верст от Устюга, где основал обитель Святого Креста и был настоятелем. В 1641 г. его убили разбойники. От святых мощей его были исцеления. Они почивают под спудом в бывшей монастырской церкви, ставшей приходской.

Мчч. Андрей Стратилат, Ираклий, Фавст, Мина и дружина их.

 

Икона Божией Матери  Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» (VIII) (о ней см. 28 июня).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz