Краткие жития святых, православные праздники и события

1/14 июля

 

Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших (284). Сщмч. Аркадия пресвитера (1918); сщмч. Алексия диакона (1942).

Мч. Потита (II). Прп. Петра патрикия (854). Прав. Ангелины, деспотисса Сербской (XVI).

 

Святые бессребреники Косма и Дамиан Бессребреники Косма и Дамиан, в Риме пострадавшие (284). Святые страстотерпцы Косма и Дамиан были братьями по плоти. Родители их воспитали в правилах христианского благочестия. Научившись врачебному искусству, они успешно исцеляли всякие болезни. По благодати Божией, на каких бы больных людей или скотов ни возлагали они свои руки, те немедленно становились здоровыми. Эти искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны «безмездными врачами». Только одной самой драгоценной награды требовали они от исцеляемых – веры во Христа. И действительно не только в самом Риме, но и в окрестных городах и селениях, которые они обходили с целью исцеления недужных, они многих обращали ко Христу. Святые братья, унаследовав от родителей большое имение, продавали его и тем самым питали алчущих, одевали нагих, раздавали нищим и нуждающимся.

Между тем диавол возбудил некоторых своих прислужников отправиться к царю Карину (283-284) и оклеветать перед ним неповинных. Тот послал воинов в селение, где жили свв. Косма и Дамиан, чтобы схватить их. Воины возложили на них оковы, и повели их в Рим. Здесь их заключили в темницу. С наступлением утра царь воссел перед народом на обычным своем судилище, которое находилось на месте, отведенном для зрелищ, и приказал привести святых узников.

Царь обвинил их в противоборстве богам и в волшебстве, с помощью которого они исцеляли больных людей и скотов, соблазняя простых людей отступать от отеческих богов и законов. Он потребовал от них принести жертву «богам» для искупления «вины».

Святые ответили ему, что не знают никакой волшебной хитрости, но излечивают болезни силою Спасителя и Господа Иисуса Христа, а бескровную жертву они приносят Единому Богу, не созданному, но Создателю всех. Рукотворным ложным богам принести жертву они отказались, сказав при этом: «…пусть для твоего посрамления…изменится лицо твое на твоем теле и свернется со своего места!»

В это время внезапно переменилось лицо Карина, и свернулась шея его, таким образом, что лицо его очутилось на его плечах, и он не мог повернуть шею, да и помочь ему никто не мог. Святые узники сказали ему, что исцелить его может только истинный Бог, если он искренне уверует в Него. Царь воскликнул громогласно: «Я верую в Тебя, Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй меня и не помяни моего первого неведения!» В это время выпрямилась шея его, лицо стало на свое прежнее место, и он, встав со своего места, воздал вместе с народом благодарение Богу.

Получив, таким образом, исцеление, царь почтил дарами святых рабов Косму и Дамиана и отпустил их с миром. Выйдя из Рима, святые направились в свое селение. Они по своему обыкновению снова стали обходить окрестные города и селения, исцеляя недуги и просвещая всех святою верою.

В той стране был один весьма известный врач, у которого первоначально учились врачебному искусству и святые Косма и Дамиан. Его то и научил враг рода человеческого позавидовать святым. Призвав лестью к себе святых, он повлек их как бы с целью собирания врачебных растений на гору, затаив при этом Каинову мысль. Заведя их далеко, он сделал так, что каждый из них собирал растения отдельно. Затем, напав сначала на одного, побил его камнями, а потом таким же образом погубил и другого. После этого он скрыл тела святых в колодце.

 

 Сщмч. Аркадий (Гаряев) пресвитер (1918): Новомуч. Священнослужитель Соликамского уезда Спасской церкви (Пермская епархия), расстрелян.

Сщмч. Алексий (Дроздов) диакон (1942): Новомуч.

 

Мч. Потит Гаргарский (II). Св. Потит был сыном язычника, но в тринадцатилетнем возрасте, познакомившись с христианским учением, уверовал в Истинного Бога и принял крещение. С проповедью о Христе святой прошел многие страны, совершая силою Божией многие чудеса.

Впоследствии святой Потит поселился в уединении на горе, в окружении птиц и зверей. Там его нашли слуги императора Антонина, дочь которого была одержима бесом. Устами девицы бес сказал, что выйдет с нее лишь с приходом святого Потита. Святого юношу доставили ко двору императора; его молитвами больная получила исцеление. Однако вместо благодарности император поступил со святым с бесчеловечной жестокостью: за отказ принести жертву языческим богам ему вырвали язык и после долгих мучений усекли мечом.

Мч. Константин чудотворец и иже с ним (IV).

Прп. Петр патрикий (854). Преподобный Петр родился в конце VIII столетия в Константинополе в семье патриция. В царствование византийского императора Никифора (802-811) Петр был назначен военачальником и участвовал в походах греческих войск против Болгарии. В одной из битв греки потерпели поражение. Император был смертельно ранен, а Петр среди многих других воинов попал в плен.

Однажды ночью, во время усердной молитвы, ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и освободил из плена. Вернувшись в Константинополь, святой Петр оставил мир, удалился в монастырь на гору Олимп (Малая Азия) и стал иноком. Там он провел в постоянных подвигах 34 года под руководством преподобного Иоанникия Великого (память 4 ноября). Все время своей монашеской жизни преподобный Петр держал строгий пост и постоянное бдение, носил колючую власяницу и ходил без обуви. Последние 8 лет он жил в Константинополе, где создал храм и обитель во имя святого Евандра.

Преподобный Петр скончался на семидесятом году жизни († 854 г.) и был погребен в своем монастыре.

Прп. Василий, основатель монастыря Глубокие реки (IX).

Возвращение мощей прп. Иоанна Рыльского (1469). Память его празднуется 18 августа в день преставления (см. о нем там же) и 19 октября, когда в 1238 году мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу Болгарского государства – Тырново и положены в храме во имя святого.

1 июля 1469 года мощи были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают и ныне.

Ангелина Сербская Прав. Ангелина, деспотисса Сербская (XVI). Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание вместе со своим мужем и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. Двух сыновей своих, святых Максима и Иоанна, воспитала в духе истинно христианском. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она воистину заслужила имя «матери Ангелины», которым ее наградил народ. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга – святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол. Святая Ангелина обрела покой и вечную жизнь в начале шестнадцатого столетия.

Прп. Лев пустынник.

Мч. Маврикий.

Мчч. 25 Никомидийских.

Мчч. 2000 усеченных.

Свв. Перпетуя, Павел и иже с ними.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz