Краткие жития святых, православные праздники и события

24 июля / 6 августа

 

Мц. Христины (ок. 300). Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во св. Крещении Романа и Давида (1015).

Сщмч. Алфея диакона (1937); свв. Николая (1942) и Иоанна (1951) испп., пресвитеров.

Прп. Поликарпа, архимандрита Печерского (1182).

 

Мц. Христина Тирская (ок. 304). Отец ее был правителем города Тира, готовил красавицу дочь к судьбе языческой жрицы, но Христина уверовала во Христа. Отец ее после жестокого бичевания бросил дочь в темницу. Видя ее непреклонность, он решил ее казнить, но внезапно умер сам. Новый правитель мучил Христину еще безжалостнее, но зато ко Христу по ее проповеди обратились около трех тысяч человек. Не сломленной, после усечения мечом, предстала мученица перед Женихом Небесным.

 Образ святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба Мчч. блгвв. кнн. Борис и Глеб, во св. Крещении Роман и Давид (1015). У вел. кн. Владимира было 12 сыновей. В Древней Руси долго соблюдался обычай давать новорожденным князьям два имени: одно – славянское, языческое, другое – христианское. Сыновья вел. кн. Владимира, Борис и Глеб, носили христианские имена – Роман и Давид. Мать их была родом болгарка. Князь Борис отличался мужеством, силой, красотой, милосердием и щедростью. Отец, бояре, дружина и народ любили его. Он хорошо знал божественные книги, и князь Глеб в детстве любил слушать его чтение. Св. Борису отец дал в управление город Ростов, а св. Глебу, когда он вырос, – Муром. Но в Муроме еще держалось язычество, и св. Глеб не пожелал жить в нем и поселился с дружиной в 2 верстах от него, в палатках. В Суздальской земле есть место, называемое Борисово становище: там братья встречались, чтобы вместе ездить к отцу. В 1015 г. князь Борис приехал к нему один и нашел его больным. В это время под Киевом появились кочевники-печенеги, и отец послал его с дружиной против них. Но князь Борис их не нашел и возвратился в Киев. На берегу реки Альты он остановился, и здесь пришла к нему весть, что отец его умер, а брат Святополк тайно похоронил его в Десятинной церкви, а сам занял престол. Святополк всегда ненавидел Бориса и хотел его убить. Борис знал это. Знал он и то, что весь Киев и вся великокняжеская дружина – 8000 человек, которые были с ним, – хотят видеть вел. князем не всеми нелюбимого Святополка, а его – Бориса. И когда пришел к нему посол от Святополка со словами: «Брат, я хочу с тобой жить в мире и увеличу твою часть в отцовском наследии», то он понял, что в этих словах – ложь. Воины сказали ему: «Иди и сядь на великокняжеском престоле, ибо все войско у тебя!» Князь Борис знал, что ему грозит смерть, но он был христианином и хотел поступить по Евангелию. И он ответил воинам: «Не подниму руку на брата своего, да еще старшего, которого мне следует почитать за отца!» Тогда воины поняли, что защищаться он не будет, и все разошлись, и князь Борис остался один с немногими отроками (приближенными слугами). Одного из них он послал к Святополку и велел сказать ему: «Ты будь мне отцом, ты – брат мой старший!» Но Святополк уже послал к нему из Вышгорода убийц. Отрока он удержал у себя. Был вечер субботы. Борису дали знать, что его хотят убить. В сильной печали вошел князь в шатер и велел служить вечерню. Ночью пришли убийцы и обступили шатер. В это время священник пел утреню, а Борис читал шестопсалмие. Что убийцы пришли, он знал и не прерывал чтения. А убийцы стояли и слушали. Окончив шестопсалмие, князь Борис стал читать Псалтирь и канон. Утреня окончилась. Князь Борис обратился к образу Спасителя и сказал: «Сподоби меня принять страдание это не от врагов, а от моего брата. Не поставь ему, Господи, сего в вину!» И, сказав это, он лег на постель. Тогда в шатер ворвались убийцы и пронзили его копьями. С ним вместе убили они и верного его отрока Георгия, пытавшегося защитить его своим телом. Этот Георгий был одним из трех братьев-венгров, служивших князю Борису. Два других брата были в это время в отлучке. Георгий носил на шее золотую гривну, пожалованную ему господином. Чтобы снять ее убийцы отрубили ему голову. Ее нашел потом брат его, в последствии ставший прп. Ефремом Новоторжским (память его 28 янв.), который завещал похоронить ее в своем гробу. А тела Георгия не нашли. Известно одно явление убиенного отрока. Третьим братом был Моисей Угрин, скончавшийся в 1043 г. (память его 26 июля).

Раненый князь выбежал из шатра. Убийцы окружили его, и он обратился к Богу с последней молитвой: «Ты, Господи, виждь и рассуди меня с братом моим, не поставь ему в вину греха сего и прими с миром душу мою!» И, сказав это, обратился к убийцам: «Братья, приступите и окончите повеленное вам!» Тогда они завернули его, истекавшего кровью, в шатер, положили на повозку и повезли. Но, узнав, что брат его еще жив, Святополк послал двух врагов, и они пронзили сердце св. князя мечами. Было это 24 июля 1015 г.

Потом Святополк послал сказать князю Глебу: «Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!» Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь его оступился и повредил себе ногу. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его – князя Ярослава новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. «Не ходи, – писала она ему, – отец твой умер, а брат убит Святополком». – «Увы, мне, – воскликнул князь Глеб со слезами, – лучше мне было бы умереть с братом, чем жить на этом свете! Зачем я остался один?»

Показались убийцы, посланные Святополком! Их было много. Долго гнались они за князем Глебом на лодках. Когда они приблизились, св. Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и не противиться, говоря, что при покорности они просто отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят. По просьбе святого спутники его высадились на берег, с жалостью обращая свои взоры на блаженного, который остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: «Бери нож и зарежь господина твоего, иначе погибнешь сам». Повар вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло Блаженному, подобно незлобивому агнцу. Было это 5 сентября 1015 г.

Тело закланного князя был брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам св. князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя, как молния. Но пока князь Ярослав не победил Святополка, прозванного народом Окаянным, и тот не погиб где-то не то в Чехии, не то в Венгрии, в пустынном месте, никто не смел искать тела свв. князей. Наконец в 1019 г. вел. князем стал Ярослав Мудрый и, прежде всего, стал их искать. Могилу св. Бориса ему сейчас же указали в Вышгороде, около церкви Св. Василия, а где тело св. Глеба – не знал никто. Наконец услышал Ярослав о чудесных знамениях около Смоленска и сейчас же сказал: «Там тело брата моего, святого Глеба!» Он послал за ним священников. Охотники указали, где искать святые мощи. Князь Глеб лежал как живой, и дикие звери не тронули его. Погребли его в одной могиле со св. Борисом.

Однажды один варяг нечаянно наступил на нее. Из могилы вырвался огонь и обжег его. Вскоре церковь Св. Василия сгорела, и надо было переносить тела свв. страстотерпцев в другое место. Тогда обнаружилось их нетление, и начались чудеса и исцеления. Так, они явились хромому сыну садовника Миронега и исцелили его, причем перед ними убиенный отрок Георгий нес зажженную свечу. Являлись они всегда вместе, в виде молодых вооруженных воинов в воинских доспехах.

Тогда вел. князь Ярослав воздвиг во имя их в Вышгороде церковь и хотел перенести в нее их святые мощи. Он же приказал написать их икону. Но в Константинополе долго не соглашались на их прославление. Слишком недавно была просвещена христианством Русь, и греки долго сомневались, могли ли в ней явиться угодники Божии. Прославление свв. Бориса и Глеба и перенесение их мощей состоялось только 24 июля 1078 г., в день убиения св. Бориса, уже после кончины Ярослава Мудрого.

Второе перенесение мощей свв. князей страстотерпцев Бориса и Глеба из Вышгорода в Киев, в церковь, посвященную их имени, произошло при вел. князе Владимире Мономахе (1113-1125) и празднуется 2 мая.

Память их празднуется также во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших. Свв. князья были первыми русскими святыми, канонизированными Русской и Византийской Церквами.

 

Сщмч. Алфей (Корбанский) диакон (1937): Новомуч.

Свв. Николай (Понгельский) (1942) и

Иоанн Оленевский Иоанн (Калинин) (1951) испп., пресвитеры: Новомуч.

 

Прп. Поликарп, архимандрит Печерский (1182). Прп. Поликарп был с юных лет иноком Киево-Печерского монастыря. В зрелых годах, когда он достиг духовной опытности и дара рассуждения, прп. Поликарп был возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Киево-Печерского монастыря. Он был духовным отцом вел. князя киевского и смоленского Ростислава Мстиславича (память его 14 марта), который в старости хотел даже постричься в его монастырь, но прп. Поликарп удержал его, указывая ему на княжеские обязанности.

Скончался прп. Поликарп в глубокой старости. По его кончине братия Печерского монастыря избрала его заместителем благоговейного вдового священника Василия, помышлявшего о монашестве. Митрополит Киевский Никифор одобрил их выбор, постриг его и поставил настоятелем Печерского монастыря.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов.

Мч. Феофил Хиосский (1635). Сожжен турками на острове Хиоссе в 1603 (?) г.

Мч. Афанасий Икийский (1670). В Никейской епархии. Усечен в 1660 (?) г.

Прп. отрок-схимник Боголеп Черноярский, Астраханский (1667). Прп. отрок схимонах Боголеп, во святом Крещении Борис (в честь св. князя страстотерпца Бориса), родился в семье московского дворянина Умакова в 1660 г.

Отец его, Яков Умаков, был определен воеводой в город Черный Яр, в 250 верстах от Астрахани (в нынешней Астраханской обл.). Младенец Борис проявлял черты необыкновенные: едва услышав благовест, он начинал плакать и успокаивался, когда его относили в церковь. Когда распространилась смертельная язва, Борис заболел, ему было видение странствующего инока, и он просил у родителей принять постриг. Мальчика облекли в схиму с именем Боголеп.

Представился отрок схимонах 1 марта 1667 г. Многочисленные чудеса и исцеления явились основанием для установления ему празднования. Житие было составлено по обету черноярским купцом Саввою Татариновым в 1731-1732 гг. Гроб с мощами св. отрока поглотила Волга после обретения их.

Мч. Капитон.

Мч. Именей.

Мч. Ермоген.

Св. Анатолий.

Св. Фантин Чудотворец.

Св. Папа.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz