Краткие жития святых, православные праздники и события

31 июля / 13 августа

 

Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина (IX). Сщмчч. Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним архим. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (1922). Мч. Максима (1928); сщмч. Владимира пресвитера (1937); Сщмчч. Иоанна и Константина пресвитеров, мц. Анны и св. Елисаветы, исп. (после1937); сщмч. Николая пресвитера (1941); свт. Василия исп., еп. Кинешемского (1945).

Мц. Иулитты (304-305). Прмч. Дионисия Ватопедского (1822).

 

Предпразднство происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.

Праведный Евдоким Каппадокиянин Прав. Евдоким Каппадокиянин (IX). Праведный Евдоким, уроженец Каппадокии, жил в IX веке в царствование императора Феофила (829-842). Сын знатных и благочестивых родителей, он целиком посвятил себя служению Богу и ближним, дал обет целомудрия. За добродетельную жизнь император назначил его правителем Харсинской области.

Исполняя свои обязанности, как Божий слуга, праведный Евдоким управлял людьми и судил их справедливо и с кротостью, заботился о бедных, обижаемых, сиротах и вдовицах. Личные христианские подвиги он нес втайне, и известны они были только Богу.

Господь призвал с Себе праведного Евдокима в возрасте 33 лет, и святой мирно скончался в молитве. Сразу же после кончины праведника у его гроба стали совершаться многочисленные чудотворения.

 

Сщмчч. Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский, и с ним архим. Сергий (Шеин) и мчч. Юрий (Новицкий) и Иоанн (Ковшаров) (1922): Новомуч.

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский Священномученик Вениамин, в миру Василий, родился в 1873 г. в Нименском погосте в Андреевской волости Каргопольского уезда (ныне Архангельская обл.) в семье священника Казанского. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Он любил чтение житий святых, восхищался их духовными подвигами, сожалея, что в современном мире лишен возможности пострадать за веру православную.

После окончания Петрозаводской Духовной семинарии Василий Казанский поступает в Санкт-Петербургскую Духовную академию. В годы студенчества он принимает участие в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. В 1895 г. он принимает монашеский постриг с наречением ему имени Вениамин, а по окончании академии со степенью кандидата богословия направлен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию, в 1898 г. он – инспектор Холмской семинарии, а через год – Петербургской.

Святительское служение св. Вениамин начал в 1910 г. – был рукоположен во еп. Гдовского, Петербургского викария. Хиротонию совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский, †1912), Московский Владимир (Богоявленский, †1918, сщмч., память его 25 янв.), архиеп. Ярославский Тихон (Белавин, †1925, сщмч., память его 25 марта) и другие. Святительский сан владыка воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Владыка посещал бедные кварталы столицы как приходской священник. Воздействие его наставлений среди всех страждущих и заблудших было велико и многих приводило к покаянию. Святителя отличали евангельская простота, отзывчивость, сердечность и доступность.

В страшном 1917 году он был назначен митрополитом Петроградским и Гдовским. Все силы он направил на защиту православного народа от жесточайших гонений, обрушившихся на нашу Родину. 29 мая 1922 года владыку арестовали (по сфабрикованному делу проходило 86 человек).

Суд над священномучеником Вениамином (Казанским), митрополитом Петроградским и Гдовским В ночь с 12 на 13 августа того же года святителя Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), мирянина Юрия Новицкого и Ивана Ковшарова расстреляли на окраине Петрограда. На братском кладбище Александро-Невской лавры воздвигнут крест над символической могилой Новомучеников Российских.

Священномученик архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился в  1866 г. в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. В 1893 г. окончил Училище правоведения, был членом IV Государственной думы, входил в состав секретариата Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1917-1918 гг. Был заместителем председателя Общества петроградских православных приходов.

Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 г. в городе Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 г. доцент, затем – профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления Общества объединенных петроградских православных приходов.

Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом лавры в Петрограде.

Канонизация новомучеников состоялась на Архиерейском соборе в Москве в 1992 г.

Мч. Максим (Румянцев), мирянин (1928): Новомуч. Максим Иванович Румянцев родился в середине пятидесятых годов XIX столетия в деревне Вандышки Кинешемского уезда Костромской губ. в крестьянской семье. Родители его умерли, когда Максиму едва минуло десять лет, и он поселился в доме брата Егора и его жены Елизаветы, где прожил до пятнадцати лет, а в пятнадцать лет ушел странствовать. Где и как странствовал Максим – неизвестно, но, вернувшись почти через тридцать лет на родину, он знал службу церковную наизусть, хотя оставался неграмотен; во время странствий он принял подвиг юродства, который не оставлял до самой кончины.

Вернувшись в родную деревню, Максим Иванович жил то у брата в баньке, то в благочестивом семействе Груздевых, почитавших блаженного за прозорливость, то в семействе Кочериных, а то где придется, куда Бог приведет.

Ходил Максим Иванович круглый год босиком и в одних и тех же, надетых одна на другую рубахах.

В деревне многие, особенно поначалу, смеялись над ним, а мальчишки, бывало, пускали в него камни. Но благодушно все это переносил блаженный, помня, что все подвизающиеся за Христа гонимы будут.

К тому времени, когда он поселился в деревне после многолетнего подвига странничества и юродства, он достиг берегов блаженного бесстрастия, и Господь начал открывать ему Свою благую волю о других людях. Обмануть или скрыть что-нибудь от Максима Ивановича было невозможно.

Бывало, что Максим Иванович ни к кому не шел ночевать, а садился со своим мешком посреди улицы и сидел здесь по нескольку дней. Однажды зимой он просидел так неделю.

Сердце Максима не прилеплялось ни к чему земному; деньги он презирал, а если ему их давали, то он потрет их, потрет, да и бросит или сунет куда-нибудь.

Духовно близкие отношения Максим Иванович вел с епископом Кинешемским Василием. Владыка Василий ходил к блаженному Максиму Ивановичу пешком. И когда бы он не задумал прийти, Максим Иванович всегда заранее знал о его посещении. Однажды он предупредил о его приходе хозяйку, и она бросилась убирать в избе. Но не успел святитель войти, как блаженный сам указал ему место на пороге, чтобы он сел. Святитель не стал возражать. Это было незадолго до ареста епископа.

Многие, видя какую жизнь ведет блаженный, говорили ему: «Максим Иванович, ты уже спасен, ты уже в Царстве Небесном».

Незадолго до своего ареста Максим Иванович пришел к о. Николаю Житникову и сказал: «Отец Николай, давай багаж собирать». И действительно, вскоре они оба были арестованы.

Максим Иванович был арестован после третьего на него доноса со стороны председателя первого в тех местах колхоза и его сына, недолюбливающих блаженного.

В Кинешемской тюрьме Максима Ивановича подвергли жестоким мучениям, попеременно держа то в жаре, то в холоде. Но недолго он здесь пробыл и был переведен в другой город. Здесь блаженный оказался вместе с о. Николаем Житниковым, который явился свидетелем его кончины, и написал из заключения кинешемцам, что блаженный Максим умер как великий праведник.

Сщмч. Владимир (Холодоковский) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмчч. Иоанн (Румянцев) и Константин (Разумов) пресвитеры, сщмцц. Анна (Серова) и Елисавета (Румянцева) мирянки (1937): Новомуч.

Священник Константин Васильевич Разумов родился в 1869 году в селе Головинском Буйского уезда Костромской губ. С 1890 о 1895 год служил псаломщиком, в 1895 г. был рукоположен во диакона, а в 1904 г. – в сан священника к Успенскому монастырю города Кинешма. Здесь он служил до самого закрытия монастыря в 1924 г., а после его закрытия – в кинешемском соборе. В двадцатых годах ГПУ арестовывало его несколько раз, как имеющего авторитет среди верующих людей. В 1929 г. отец Константин был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Вернувшись в Кинешму в 1933 г., он поселился в доме своих прихожан. В комнате, где он жил, была устроена церковка, и там он служил скрытно от всех. Время от времени посещал своих духовных детей, живших в Вычуге и около Палеха. Эти его посещения стали известны НКВД. 20 февраля 1936 г. священник Константин Разумов был арестован. Вместе с ним были арестованы священник Иоанн Румянцев и миряне Елисавета Румянцева, Анна Серова и другие, всего семь человек.

Елисавета Григорьевна Румянцева родилась в деревне Ильинской Костромской губ. Жила в деревне Вандышки Кинешемского района, где была арестована. Обвинялась в том, что принимала в своем доме священников и верующих и вела антисоветскую агитацию. Виновной себя не признала, была приговорена к пяти годам ссылки в Казахстан. В сороковых годах она писала жалобу на неправое осуждение и просила разрешения переехать на родину, но НКВД ей в этом отказал. Умерла она в ссылке.

Анна Васильевна Серова родилась в деревне Большие Ламы Ветлужского уезда Костромской губ. в крестьянской семье. Работала на ткацкой фабрике  имени «Демьяна Бедного», жила в общежитии при фабрике. Ее обвинили в том, что она принимала у себя священников, ходила молиться, а также в том, что разорвала портрет одного из советских вождей. Она была приговорена к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Всех арестованных привезли в Кинешемскую тюрьму; когда-то здесь был монастырь, где о. Константин Разумов был священником. Сейчас он увидел здесь мерзость запустения. Допросы начались сразу же после ареста. У следователя не было ничего для обвинения священника. Обвинение в антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности священник отверг.

Также твердо держались священник Иоанн Румянцев и женщины. 15 июля 1937 г. о. Константин Разумов и Елисавета Румянцева были приговорены к пяти годам ссылки в Казахстан, о. Иоанн Румянцев и Анна Серова – к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отец Константин вскоре в ссылке скончался, не вернулись из заключения и остальные.

Сщмч. Николай (Правдолюбов) пресвитер (1941): Новомуч.

Василий Кинешемский Свт. Василий (Преображенский) исп., еп. Кинешемский (1945): Новомуч. Епископ Василий (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский) родился в 1876 г. в городе Кинешме Костромской губернии (ныне Ивановская обл.) в семье священника Сергия и жены его Павлы и своим христианским воспитанием целиком был обязан родителям.

Все устроение жизни, окружавшей мальчика с детства, было подобно монашескому.

После окончания гимназии Вениамин поступил в Киевскую Духовную академию, которую окончил в 1901 г. со степенью кандидата богословия, и был определен преподавателем в Воронежскую Духовную семинарию. Здесь он пишет диссертацию под названием «О скитском патерике», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. В Воронеже он пробыл до 1910 г.

Зная в совершенстве как древние, так и новые европейские языки, Вениамин, для более углубленного изучения европейской культуры, уехал в Англию и в 1910-1911 гг. прожил в Лондоне. После возвращения в Россию он поступил преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородскую мужскую гимназию. В 1914 г. Вениамин переехал в Москву и устроился преподавателем латинского языка в Петровской гимназии. Он окончил педагогический институт и готовился к профессии педагога. Но Господь распорядился иначе. Однажды он с друзьями катался в лодке по Волге, но далеко от берега лодка внезапно перевернулась. Вениамин взмолился, прося Господа сохранить ему жизнь, обещая посвятить себя служению Православной Церкви. В этот момент он увидел толстую длинную доску и, ухватившись за нее, выплыл.

Вскоре после этого случая Вениамин переехал на родину в Кинешму и в октябре 1917 г. поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, где служил его престарелый отец. Памятуя данный Богу обет, он стал проповедовать в храмах Кинешмы и ее окрестностей. Он также приступил к созданию православных кружков, где большое значение предавалось изучению Священного Писания.

В 1918 г. он стал ездить по приходам епархии. В начале 1918 г. власти запретили преподавание Закона Божия в школах. Вениамин стал собирать детей в Воскресенском храме. 16 июля 1920 г. Вениамин был рукоположен в сан священника в городе Костроме митрополитом Серафимом (Мещеряковым). Вскоре после этого скончался его отец и о. Вениамин принял постриг с именем Василий – в память Василия Великого. 19 сентября 1921 г. он был хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии.

Теперь он усилил свои подвижнические труды. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, он поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Воскресенской церковью.

Помимо ежедневных церковных служб, во время которых он обязательно проповедовал, святитель исповедовал, обходил дома всех нуждающихся в его помощи со словом утешения, посещал монастыри и основанные им кружки.

Проповеди епископа Василия привлекали в храм все больше и больше людей. Некоторые совершенно меняли свой образ жизни. За короткий срок владыка организовал кружки в Кинешемском, Юрьевецком, Вичугском, Семеновском и Вязниковском районах. Только тех кружков, которые он посещал лично, было более десяти.

Миссионерская деятельность епископа вызывала у властей большое беспокойство. Но повода для ареста святителя не находилось. И тогда власти стали посылать в храм людей, поручая им во время проповеди епископа задавать искусительные вопросы, чтобы привести его в замешательство. Владыка провидел, что такие люди есть в храме, и заранее давал ответы на многие их вопросы, вынуждая их покидать храм ни с чем.

Как истинный пастырь, святитель оберегал свою паству от всякого рода зла и заблуждений. Если узнавал, что кто-то из его духовных детей мыслит неправо, то спешил этого человека посетить.

Летом 1922 г. возникло еретическое церковное течение – обновленчество. Повсюду в стране обновленцы захватывали храмы, изгоняли православных священников и архиереев, которых советские власти предавали на заключение и смерть. В тех приходах, где храм был захвачен обновленцами, святитель благословил священников не покидать своей паствы, а литургию совершать на площадях сел. Пример такого служения он подавал сам, и на эти службы сходились сотни и тысячи людей.

Вскоре после хиротонии владыка Василий познакомился со своим будущим келейником Александром Павловичем Чумаковым, разделившим с ним трудности изгнания и тюремного заключения.

В 1922 г. в Нижнем Поволжье разразился голод, от которого ежедневно умирали тысячи людей. Власти распорядились подбирать оставшихся без родителей детей и отправляли их по разным городам в детдома. Незадолго перед наступлением Пасхи привезли таких детей и в Кинешму. Узнав об этом, святитель после богослужения обратился к народу с проповедью, призывая помочь голодающим. Многие после этой проповеди взяли детей в свои семьи. Сам епископ в доме своей прихожанки В.А. Альтовской устроил приют, в котором нашли себе кров восемь девочек-сирот.

Утонченный аскет и подвижник, святитель был любвеобильно прост в общении. Когда владыка ездил по епархии и навещал кружки, слух о его приезде распространялся быстро, люди торопились увидеться с ним. Вскоре Господь стал открывать окружающим, что не только в проповеди даровал Он Своему рабу благодать, но и молитву его Он слышит и исполняет. По молитвам святителя было много случаев исцеления болящих. Он также имел дар прозорливости и многих наставлял на единственно правильный для них путь, предвидя скрытые от других последствия.

Меньше двух лет прослужил святитель на кафедре, и 10 мая 1923 г. был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулум на два года. Сюда же были сосланы митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) (сщмч., память его 7 нояб.), епископ Новоторжский Феофил (Богоявленский), епископ Петергофский Николай (Ярушевич), священник из Великого Устюга Михаил Шилов и из Петрограда священник Петр Иваницкий. Проездом в Усть-Кулуме был епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) (сщмч., память его 15 окт.).

Ссыльные архиереи и священники совершали службы в небольшой таежной избушке. После литургии очередной архиерей произносил проповедь. По общему мнению, только митр. Кириллу уступал еп. Василий в благодатной силе и глубине слова.

В мае 1925 г. ссылка закончилась, и владыка Василий возвратился в Кинешму. На Рождество 1926 г. власти, обеспокоенные ростом и укреплением Церкви, потребовали, чтобы епископ покинул город. Александр Павлович предложил уехать на его родину в деревню Анаполь, чтобы там пережить тяжелое время. Владыка согласился.

Здесь в полном уединении епископ прожил около полугода, а затем поехал в Саров – помолиться у мощей прп. Серафима; был в Дивееве, оттуда поехал в Нижний Новгород, где вместе с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и епископом Алаксандром (Щукиным) участвовал в хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Митрополит Сергий сообщил владыке Василию о переводе епископа Вязниковского Корнилия (Соболева) на Екатеринбургскую кафедру и что вязниковцы просят его к себе. Он предложил еп. Василию временно возглавить эту кафедру. Владыка согласился.

В Вязниках епископ продолжил дело, начатое еще в Анаполе, собрание в одной книге содержание бесед, которые он вел в кружках и храме. Рукопись книги он передал доверенным людям в Кинешме, и они переписали ее от руки.

В июне 1927 г. владыка Василий приехал в Кострому, где прожил около года. В августе 1928 г. епископ вернулся в Кинешму и через месяц был арестован. Вместе с ним были арестованы священник Вознесенской церкви Николай Панов и председатель церковного совета Екатерина Книшек. Арестованных отправили в Ивановскую тюрьму. В предъявленном обвинении арестованные виновными себя не признали. Около полугода они пробыли в Ивановской тюрьме и были приговорены к трем годам ссылки.

В ссылку владыка ехал тюремным этапом и в Екатеринбурге в камере пересыльной тюрьме встретился  с епископами Амвросием (Полянским) (сщмч., память его 7 дек.) и Прокопием (Титовым) (сщмч., память его 10 нояб.).

Святитель поселился в маленькой таежной деревушке Малоречка в двадцати пяти километрах от районного города Таборово Екатеринбургской обл. Александр Павлович и здесь разделил с ним трудности ссылки. Вдвоем они поставили в домике престол, епископ освятил его и ежедневно совершал богослужение.

В уединении, в молитве и работе прошли три года, и уже кончался четвертый. Епископ склонялся к мысли остаться здесь навсегда, но местные власти потребовали от него, чтобы он уехал. В сентябре 1932 г. епископ со своим келейником приехал в Орел. Сразу же к нему приехала из Кинешмы монахиня Виталия, привезла множество писем, на которые владыка дал ответы.

В марте 1933 г. епископ получил известие, что в Кинешме допрашивают его духовных детей, некоторых уже арестовали, следователи спрашивают о владыке. 31 марта владыка Василий и Александр Павлович были вызваны в Орловское ГПУ, арестованы и отправлены этапом в Кинешемскую тюрьму. Следователи ГПУ допрашивали всех, кто хоть сколько-нибудь знал епископа. Достойны уважения ответы некоторых из них.

Владыку обвинили в том, что он «являясь противником советской власти, ориентируясь на реставрацию государственной власти, в 1918 г. создал сеть контрреволюционных кружков – филиал ИПЦ (Истинная Православная Церковь), ставивший своей задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего строя… организовал и воспитывал кадры тайного моления монашества… Добился в ряде сельсоветов Кинешемского района упадка роста коллективизации, массовых волнений и ухода старых работниц с производства».

В июле 1933 г. епископ Василий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним приговорили одиннадцать человек, в частности, священника Павла Березина, Александра Чумакова и монахиню Виталию – к пяти годам, Марию Андреевну Дмитриеву и ее сестру Елизавету к трем годам лагерей.

Заключение владыка отбывал неподалеку от Рыбинска на строительстве канала. Александр Павлович был отправлен в лагерь под Мурманском.

Верующие посещали владыку, привозили продукты, деньги.

В январе 1938 г. епископа освободили из Рыбинского лагеря. Он поселился в Рыбинске у хозяйки, которая предоставила ему отдельную комнату. В лагере владыка познакомился со священником села Архангельского Угличского района о. Сергием Ярославским, который после освобождения стал служить в Угличе. В один из своих приездов в Углич епископ познакомился с регентом храма села Котово Ираидой Осиповной Тиховой (исп., память ее 25 июля), и она пригласила его жить к себе в Котово. В прошлом учительница, она была близка к архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу) (сщмч., память его 22 окт.) и в свое время окончила организованные им богословские курсы.

Переехав в село Котово, владыка договорился с местным священником Константином Соколовым в будние дни служить вместе всенощную и литургию в присутствии только самых близких людей; позже на огороде хозяйки дома, в баньке, устроили небольшой храм.

5 ноября 1943 г. Ярославским НКГБ были арестованы епископ Василий, иеромонах Дамаскин и Ираида Тихова. Обвинили их в том, что «они являются сторонниками истинно православной церкви, ведут активную антисоветскую деятельность, организовали подпольную домашнюю церковь».

7 ноября епископ был заключен в Ярославскую внутреннюю тюрьму. У владыки конфискованного имущества оказалось немного: один ветхий подрясник, деревянный крестик, иконка, детская игрушка, кожаный ремень и расческа. При приеме в тюрьму врач поставил диагноз – миокардит и рекомендовал легкую работу. Владыке было 68 лет.

Допросы начались на следующий же день. И в тот же день ночью. И на следующий день. И снова ночью. Следователей было двое, и они менялись. Иногда их сменял третий следователь. Епископа допрашивали, не давая ему спать.

Следственный конвейер, когда многие сутки не давали спать, пытка голодом на фоне немощей и болезней старости сломили волю к сопротивлению следственным домыслам. И когда следователь в очередной раз принес загодя отпечатанный на машинке протокол допроса, владыка его подписал; он решил говорить хоть как-то, объяснять хоть что-то. Он долго рассказывал о своем религиозном пути. Следователь записывал по-своему: «Объединив вокруг себя недовольных советской властью лиц из числа сторонников нелегальной церкви… создавал антисоветскую организацию…».

В январе 1944 г. из НГКБ СССР телеграфировали в Ярославль, чтобы епископа Василия переслали этапом в Москву во внутреннюю тюрьму. Измученный двухмесячным пребыванием в Ярославской тюрьме и допросами, едва живым был доставлен святитель в Москву. При приеме во внутреннюю тюрьму НКГБ 26 января врач поставил диагноз: миокардит, атеросклероз, истощение и выписал направление в больницу.

В конце января владыку отправили в больницу Бутырской тюрьмы. Через две недели его перевели во внутреннюю тюрьму НКГБ для допросов.

Епископа Василия включили в одно «дело» с епископом Афанасием (Сахаровым), которого также доставили в Москву. Формальным основанием послужило то, что келейник епископа Афанасия иеромонах Дамаскин (Жабинский) несколько раз навещал епископа Василия. И следователь упрямо теперь добивался подтверждения домыслам о близком знакомстве епископов.

13 июля епископа перевели в Бутырскую тюрьму и здесь объявили приговор – пять лет ссылки, после чего у владыки случился тяжелый сердечный приступ.

Общим этапом он был отправлен в тюрьму города Красноярска, где ему объявили, что до места ссылки в село Бирилюссы он должен следовать сам. Кроме подрясника, иконки, креста у владыки не было ничего: он нашел крохотный клочок бумаги и написал заявление в Красноярский НКГБ, чтобы из денег, отобранных при аресте, ему выдали хотя бы сто рублей на первоначальное обзаведение.

Подвижнические труды, годы заключения и ссылок подорвали здоровье святителя, он начал сильно болеть, в Бирилюссах с ним случился частичный паралич, теперь ему стало трудно ходить, и требовался уход.

13 августа 1945 г. епископ почувствовал приближение смерти и позвал жившую у хозяйки монахиню. Он попросил ее прочесть канон на исход души. Монахиня начала неспешное чтение, владыка молился. Когда она прочла последнюю молитву, святитель сам твердым голосом произнес: «Аминь» – и тихо почил.

5/18 октября 1985 г. были обретены честные останки святителя. В июле 1993 г. они были перенесены в Свято-Введенский женский монастырь города Иванова. В августе 1993 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание епископа Василия.

 

Св. Иосиф Аримафейский (I). Член Синедриона, тайный ученик Иисуса Христа. После крестной смерти Его св. Иосиф пришел вечером к Пилату и просил дать ему тело Христа, чтобы он мог похоронить Его. Пилат согласился, и Иосиф, вместе с другим учеником, Никодимом,  сняли тело Христа с креста, помазали Его душистым маслом, покрыли чистым полотном (плащаницей) и положили в новую могилу, высеченную в скале около Голгофы (Мф. XV, 43-46). Св. Иосиф почил в мире.

Мц. Иулитта Каппадокийская (304-305). Это случилось при императоре Диоклетиане. Святая Иулитта, насильственно лишенная имения, просила у судьи правосудия, но получила ответ, что может возвратить свое имение только отречением от Христа. Неустрашимая исповедница имени Христова предпочла тогда смерть отпадению от веры. Отказавшись от имения и жизни, святая Иулитта бестрепетно вступила в подвиг мученичества.

Свт. Иоанн, экзарх Болгарский (IX-X).

Свт. Арсений, еп. Ниноцминдский (1082).

Прмч. Дионисий Ватопедский (1822).

Прп. Стефан князь.

Мчч. 12 римлян.

Мч. Геласий.

Мчч. Антоний и Георгий.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz