Краткие жития святых, православные праздники и события

23 июля / 5 августа

 

Почаевской иконы Божией Матери (1675). Мчч. Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников (284-305). Сщмч. Михаила пресвитера и мч. Андрея (1938). Прав. воина Феодора Ушакова (прославление 2001).

Сщмч. Аполлинария, еп. Равеннийского (ок. 75).

Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888).

 

Икона Божией Матери Почаевская Почаевская икона Божией Матери (1675). Прославленная Почаевская икона Пресвятой Богородицы находится в Успенской лавре г. Почаева Тернопольской обл. Богоматерь изображена склоненной ко Христу, Который положил левую руку на плечо Матери, а правой благословляет. По сторонам иконы – миниатюрные изображения пророка Илии, первомученика Стефана, св. Нины, свв. Авраамия, Екатерины, Параскевы Пятницы и Ирины. Видимо икона первоначально была заказана семьей, члены которой носили имена перечисленных святых. Икона получила название Почаевской от местечка Почаева, где она прославилась. От этого же местечка получила свое название и гора, и лавра, находящаяся на этой горе. Некогда в Почаевской горе, в пещере, поселились два инока для подвигов. Однажды один из этих подвижников взошел на гору для молитвы и вдруг увидел Пресвятую Богородицу в огненном столпе, стоящую на камне. Он тотчас позвал посмотреть на видение жившего с ним инока. Это видели и пастухи, пасшие стада под горою. Когда видение кончилось, то все, удостоившиеся его, нашли на поверхности камня, на котором стояла Пресвятая Богородица, след правой ее стопы. Под стопою твердый камень точно растаял, как воск, и эта стопа оказалась наполненной прозрачной водой. Замечательно, что в этой стопе вода никогда не убавляется, хотя многочисленные паломники постоянно берут ее для своего освящения и исцеления. Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе было около 1340 г. и затем, в продолжение 200 лет там ничего особенного не происходило. В 1559 г. на Волыни был проездом из Константинополя митрополит Неофит, и здесь пригласила его к себе владелица местности, где находилась Почаевская гора, панна Анна Гойская. Митрополит, отъезжая, в благодарность за гостеприимство благословил Гойскую иконою Пресвятой Богородицы. Скоро в доме Гойской икона стала ознаменовывать себя чудесными явлениями: служанки панны не раз видели икону в сиянии. Сама Пресвятая Богородица не один раз являлась Гойской во сне, наконец, явилась и наяву. Тогда Гойская возымела особое уважение к иконе. Вскоре брат Анны, слепой от рождения, получил зрение по молитве перед иконою, по совету сестры. После того Гойская сочла себя недостойной иметь икону в доме и пожертвовала ее инокам на Почаевской горе. Тут поставили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Гойская снабдила церковь всем необходимым, дала инокам на содержание вотчины с угодьями и лесами и украсила саму икону. С этого времени потекли от иконы чудеса как бы рекою. По молитвой перед нею не только исцелялись всякие болезни, но были случаи, что и воскресали мертвые. Чудеса совершались не только для православных, но и для католиков, даже евреев. В 1675 г., во время войны с поляками, турки осадили было Почаевский монастырь. Иноки и собравшиеся в монастырь миряне молились Пресвятой Богородице  пред Ее чудотворною иконою, запели Акафист, и Пресвятая Богородица, с множеством ангелов в воинских одеждах и с обнаженными мечами в руках, явилась над церковью. Она стояла в лучезарном сиянии и своим омофором покрывала обитель. Это видели и турки, и на них напал такой страх, что они бросились бежать; осажденные же преследовали их, и иных убили, а иных взяли в плен. «Кто эта Госпожа, и откуда такое множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих Ей?» – спрашивали турки у бывших в плену русских. «Здесь стоит чудотворная икона Божией Матери, – отвечали им пленники, – и вот почему даются такие силы». В 1721 г. Почаевская обитель вместе с иконою перешла к униатам. Во время владения иконою папа короновал ее торжественнейшим образом, т.е. возложил на нее драгоценные короны. В 1831 г. Почаевская обитель была возвращена православным и наименована лаврой.

В Москве чтимый образ Почаевской иконы есть в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда он был принесен в 1930-х годах. Празднование иконе установлено также 8 (21) сентября.

Мчч. Трофим, Феофил Ликийские и с ними 13 мучеников (284-305). Они пострадали в царствование Диоклетиана. После того как они отказались повиноваться приказанию нечестивого мучителя – не принесли мерзких жертв бездушным идолам – и не пожелали отречься от Христа, они были повешены на дереве; затем язычники начали терзать тела их острым железом, а также бросали в страстотерпцев камнями; наконец, перебив у них голени, бросили их на костер. Но всемогущей силой Божией святые были сохранены целыми и невредимыми посреди пламени и вышли из огня без вреда. Тогда мучитель, разгоревшись лютой яростью, приказал умертвить мечом всех их.

 

Сщмч. Михаил (Троицкий) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Михаил родился 6 ноября 1878 года в селе Покровское Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника Михаила Троицкого. Михаил окончил Духовную семинарию и три курса Московской духовной академии. В 1913 году он был рукоположен во священника ко храму в родном селе, через некоторое время – переведен служить в село Троицкое Подольского уезда, а чуть позже – в село Валищево того же уезда, в Успенскую церковь, строительство которой началось в 1907 году, а освящена она была в 1919 году.

Отец Михаил был арестован 27 ноября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Серпухове. Вызванные на допрос свидетели из местных крестьян показали, что священник жаловался, что советская власть притесняет духовенство, требует от него уплаты непосильных налогов, старается уничтожить религию, высказывал контрреволюционные взгляды, критикуя мероприятия, проводимые советской властью. Один из свидетелей показал, что в начале ноября 1937 года он вручил священнику письменные требования на самообложение, на что тот будто бы стал говорить: «смотри мол, как издевается советская власть над нами, ведь ты сам видишь, что нам совсем платить нечем, а нам все же еще шлют, разве это не издевательство».

Вызвав в день ареста священника на допрос, следователь спросил его:

– Следствие располагает данными, что вы среди населения проводили антисоветскую агитацию. Признаете в этом себя виновным? – Нет, виновным себя не признаю, антисоветскую агитацию я не проводил, – ответил о. Михаил.

В тот же день следствие было закончено, и на следующий день составлено обвинительное заключение, в котором священник обвинялся в том, что, «используя религиозные обряды, вел среди верующих контрреволюционную агитацию, высказывая враждебные взгляды на советскую власть».

1 декабря 1937 года судебная тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-­трудовом лагере, и он был переведен сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем отправлен этапом в город Лесозаводск, куда прибыл вместе с большой партией заключенных 5 февраля 1938 года. Отец Михаил пробыл в заключении три с половиной месяца, когда против него и других священнослужителей в соответствии с новыми распоряжениями советского правительства было начато новое дело.

В марте 1938 года один из заключенных 145-й колонны, в которой было много священнослужителей, высланных из Москвы, и где находился о. Михаил, подал на них донос. Был арестован один из священников, протоиерей Леонид Харьюзов, который на допросе 12 марта подтвердил этот донос. Всего по этому делу был арестован тридцать один человек; четверо признали себя виновными и оговорили других.

Священник Михаил Троицкий виновным себя не признал. 31 марта 1938 года тройка УНКВД по Дальне-Восточному краю приговорила его к расстрелу. Но, по-видимому, и после этого священника продолжали выводить на общие работы в лагере, как и других приговоренных по тому же делу. Священник Михаил Троицкий был расстрелян 5 августа 1938 года и погребен в безвестной могиле. Память священномученика Михаила совершается 23 июля (5 августа) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский). Московские Епархиальные Ведомости № 9-10 за 2010 год]

Мч. Андрей (Аргунов) (1938): Новомуч. Мученик Андрей родился 13 октября 1904 года в деревне Прудцы Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьян Ивана Кузьмича и Пелагии Васильевны Аргуновых. Иван Кузьмич умер рано, и детям пришлось столкнуться с лишениями. Несмотря на бедность, Андрей благополучно окончил сельскую школу и стал заниматься кустарным промыслом, работая в находившейся в соседнем селе Покровском артели, которая изготовляла зубные щетки. Много лет Андрей Иванович был старостой в приходской церкви и пел в церковном хоре. В 1933 году в их деревне был образован колхоз, но Андрей Иванович по религиозным убеждениям отказался в него вступать, так как колхоз в то время идеологически заявлял себя безбожным.

В 1936 году Андрею Ивановичу было указано, сколько и чего он должен был сдать государству как единоличник. Поскольку он это не смог сделать, у него было отобрано почти все его имущество – дом, сараи, амбар, лошадь и корова.

В начале октября 1936 года представители местных властей направили начальнику районного отделения НКВД заявление, в котором писали: «По согласованию с райисполкомом мы... проводили совещание с церковным советом Покровской церкви по вопросу дачи кирпича из церковной ограды для артели на строительство электростанции и установку двигателя... Аргунов Андрей, он же председатель церковного совета, сказал, что мы своего согласия не даем и не дадим, итак вера христианская от гонителей Церкви сильно пострадала...

После выступления... о троцкистско-зиновьевской своре, мешающей укреплению социалистического общества и переходу к коммунистическому обществу, о великом строительстве в СССР и обороноспособности страны, Аргунов ответил, что “эти люди... пострадали, может быть, ни за что. Возможно, такая участь постигнет и нас, но раз Христос нес Свой крест, страдал за нас, и мы тоже должны пострадать от гонителей Церкви за веру Христову. Вот вы (указав в нашу сторону) своих вождей держите в Кремле за кирпичной оградой и стенами и святыню не разбираете, а нашу ограду хотите сломать. Нам дела нет до вашей электростанции, все равно, что бы вы ни настроили, время придет, все это разрушится”».

В 1937 году за продажу изготовляемых им зубных щеток Андрей Иванович был приговорен к шести месяцам заключения; в том же году он снова был приговорен к шести месяцам заключения за то, что срубил без разрешения сельсовета несколько берез на кладбище в церковной ограде. В июле 1937 года ему было предъявлено новое обвинение в том, что он отказался платить обязательные поставки государству в количестве шестидесяти килограммов мяса.

В июле 1937 года авторы доноса были привлечены следователем к даче свидетельских показаний против церковного старосты. 14 сентября 1937 года Андрей Иванович был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен.

Он подтвердил, что действительно выступал против того, чтобы ломать церковную ограду и, призывая к протесту всех членов церковного совета. На требование следователя указать факты «контрреволюционной деятельности» среди колхозников Андрей Иванович ответил, что убеждал колхозников в существовании Бога, а также доказывал им, что придет время, люди будут умирать, как мухи, от голода и болезней, и от меча войны за грехи народа. На вопрос, кого он считает гонителями и врагами Церкви, Андрей Иванович ответил, что гонителями и врагами Церкви он считает коммунистов. В ответ на обвинение в распространение «контрреволюционной клеветы» против советской власти он также сказал: «Лично я считаю, что советская власть является гонительницей веры христианской, на счет этого у меня были контрреволюционные высказывания, о которых я дал показания. Но я их клеветническими не считаю и заявляю – то, что я говорил, было правдою».

10 октября 1937 года тройка НКВД приговорила церковного старосту к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Андрей Иванович Аргунов скончался в Бамлаге 5 августа 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

 

Феодор Ушаков Прав. воин Феодор (Ушаков) Санаксарский (прославление 2001). Память святого празднуется 2 октября в день преставления (см. о нем там же).

 

Сщмч. Аполлинарий, еп. Равеннийский (ок. 75). Он был учеником апостола Петра, который поставил его епископом города Равенны. Когда св. Аполлинарий прибыл впервые в этот город, то вошел в дом одного воина по имени Ириней, желая, как странник, отдохнуть. Во время беседы с ним епископ поведал о себе, рассказал о Господе Иисусе Христе и о его божественной силе. Ириней сказал ему, что имеет слепого сына, и, если пришелец излечит его силою Христа, то он, уверует в проповедуемого им Бога и последует за Ним.

Святой повелел привести к себе слепого и в присутствии всех домашних, осенив его очи крестным знамением, произнес: «Боже вездесущий! Внеси познание Сына Твоего в этот город, да не только телесные, но и духовные очи людей этих просветятся, чтобы познали они Тебя, Единого истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа, Которого Ты послал для спасения мира». И тотчас отверзлись очи слепого, и он прозрел и припал к ногам человека Божия с родителями своими. Итак, вся семья уверовала во Христа и крестилась в реке.

В городе была больная женщина, супруга трибуна, по имени Фекла, много лет лежащая в болезни; и, хотя ее пользовали различные искусные врачи, она не могла излечиться. Случилось, что Ириней пришел к трибуну и рассказал ему о своем постояльце, излечившего его сына от слепоты. Трибун попросил привести к нему тайно св. Аполлинария. На вопросы о врачевании святой ответил, что он не врач, но знает лишь имя Господа Иисуса Христа, силой которого помогает недужным. Трибун спросил его: «А какая сила в имени Иисуса?» Тогда св. Аполлинарий предложил ему созвать всех воинов, подчиненных власти трибуна, и на глазах всех он познает силу Господа Иисуса Христа. Трибун созвал своих воинов и при этом показал святому свою больную жену, предложив явить силу Господню над болящей. Святой, взяв руку больной, произнес молитву, и тотчас жена трибуна почувствовала себя здоровою. И уверовали во Христа трибун с женой своей и со всеми домашними, многие из бывших там язычников также уверовали и крестились.

С этого времени стал он пребывать в доме трибуна, и повседневно приходило к нему множество людей, и он тайно учил их веровать во Христа и крестил. Святитель устроил в одной из комнат в доме трибуна церковь, где совершал литургию и причащал верующих божественных Христовых Тайн. Оставаясь там 12 лет, он рукоположил двух пресвитеров, Адерета и Калокира, а Маркиана, человека благороднейшего происхождения, и философа Левкадия поставил диаконами и шесть человек клириками и совершал с ними дневные и ночные моления. Когда же число христиан умножилось, и слух об имени и силе Иисуса Христа и Его проповеднике прошел в народе, то было сообщено о нем правителю города Сатурнину. Тот распорядился привести святого к себе, а затем представил его главнейшим жрецам Равеннского Капитолия и в присутствии их обратился к нему с расспросами, чтобы все узнать о нем. Святой сказал им, что он христианин, а Христос есть Сын Бога Живаго, Которым движется все существующее на небе и на земле. Когда же его привели в языческий храм, то святой посмеялся над их истуканами-богами, чем вызвал ярость жрецов. Они сильно избили св. Аполлинария, а затем, привязав веревкой за ноги, вытащили его за город и бросили на морском берегу, как мертвого. Св. Аполлинария взяли его ученики, укрыли в доме одной вдовы, верующей во Христа, и заботились о нем.

Через шесть месяцев он исцелил одного страждущего от немоты и изгнал беса из одержимой им рабыни. При этом уверовали во Христа и приняли святое крещение более 500 человек. Немного дней спустя его снова схватили нечестивые и сильно били палками, запрещая проповедовать Христа. Видя его твердость в вере, они поставили святого босыми ногами на горячие угли, но он еще с большей силою громко проповедовал Христа. Потом, привязав святого Аполлинария за ноги, мучители вытащили его из города с криком: «Хотя ты и творишь исцеления, но, если хочешь быть живым, не осмеливайся входить в город». Но сюда к нему стали приходить богобоязненные люди, которые создали небольшую церковь недалеко от города, и совершал в ней архиерей Божий святую литургию, а обращающихся ко Христу крестил в море.

Спустя несколько лет святой был прогнан неверными и отправился в италийскую страну Емилию, где проповедью приводил людей к вере. Через некоторое время он опять вернулся в Равенну, где верующие встретили его с радостью. В это время Равенна имела уже другого правителя по имени Руфин, у которого была только одна дочь, и она так тяжко болела, что уже ожидали ее смерти. Узнав о святом Аполлинарии, правитель приказал с честью привести его в свой дом, чтобы он помог его дочери. Когда святой епископ с клириками вступал в дом князя, умерла больная. Руфин, сказал святому, что их великие боги прогневались и не захотели избавления его дочери от смерти, но, если он увидит ее воскресшею, то восхвалит силу Бога, которого проповедует св. Аполлинарий. Тогда святой приблизился к покойнице, обратился с молитвой к Господу Иисусу Христу, потом прикоснулся к мертвой и воскликнул: «Восстань и исповедуй Создателя твоего!» И тотчас девица воскресла, стала на ноги и восславила Господа, Спасителя своего. Обрадовались родители отроковицы и все христиане. Крестилась девица с матерью и все домашние, и всех, принявших крещение, было 324 человека. И многие другие из язычников уверовали во Христа и крестились. Правитель же Руфин, хотя и уверовал во Христа, но, страха ради перед цезарем, не принял крещения, но втайне любил святителя Божия и служил ему. Дочь же его посвятила себя Иисусу Христу.

Сообщено же было цезарю язычниками, что какой-то человек, пришедший из Антиохии, своим волшебством и чарами внес имя Жидовина в город Равенну, и многие из народа слушают его, причем он даже семью и домашних Руфина совратил в свою веру. Цезарь же немедленно послал наместника своего, именем Мессалина, в Равенну лишить власти Руфина, а Аполлинария приказал или принудить к поклонению языческим богам, или изгнать в самые отдаленные страны. Мессалин позвал Аполлинария в преторию и при капитолийских жрецах расспрашивал его – кто он, откуда и чем занимается. Святой же сказал о себе, что он христианин, родом из Антиохии, ученик апостольский; дело же его исключительно состоит в проповедании Иисуса Христа, Сына Бога Живаго. Мессалин не внял словам святого о Божестве Иисуса Христа, распятого иудеями и воскресшего, и потребовал от Аполлинария войти в городской Капитолий и вознести своими руками курение великому и страшно гремящему богу Зевсу. Святой отказался. Тогда Мессалин повелел обнажить его и бить палками.

Смотрело же на страдания святого много народа, верующих и язычников. Мессалин приказал еще больше мучить святого – лить кипящую воду на его раны. Один из истязавших святого слуг, более всех ярившийся на страстотерпца, внезапно был охвачен лютым бесом, упал на землю и умер.

Христиане, видя жестокость мучителя, не могли более терпеть (их было великое множество) и произвели народный мятеж. Бросились они на язычников и нескольких человек убили, хотели убить и Мессалина, но он, испугавшись, бежал. Воинам он приказал схватить Аполлинария, заключить в темницу, забить его ноги в колодки и не давать ему ни пищи, ни питья, чтобы он умер, изнемогая от голода и жажды. Но Бог, насыщающий всех, не покинул Своего раба, а послал ангела подкрепить святого. Спустя четыре дня, Мессалин приказал заковать святого в тяжелые железные оковы, тайно посадить на корабль и отправить в заточение. С ним пошли и три клирика, не желая расстаться со своим отцом и учителем, и пустились в плавание.

Через несколько дней поднялась сильная буря, корабль разбился, и все утонули. Уцелел только св. Аполлинарий с тремя клириками и два воина, хранимые Богом. Они приплыли невредимыми к берегу. Железные оковы спали со святого. Два спасшихся воина спросили святого – куда мы пойдем, и что будем делать? Он ответил: «Веруйте в Господа нашего Иисуса Христа, примите святое крещение и будете живы». Они тотчас, прокляв идолов, крестились. И ходил святой с тремя клириками и двумя воинами с одного места на другое, пришли даже в Мизию, где никто не принимал их. Святой же исцелил одного прокаженного и жил у него много дней, уча неверных познанию Бога истинного и просвещая их святым крещением. После того пришел он во Фракию и пребывал там близ одного языческого капища, где стоял идол нечистого языческого бога Серапида, который беседовал со своими поклонниками силой беса в нем находившегося. И умолк идол при появлении святого Божия. Тотчас язычники стали разыскивать Христова проповедника и, найдя, били немилосердно, затем посадили в корабль и отправили в Италию.

Выйдя на сушу в Италии, человек Божий пошел в город Равенну к своей пастве, и был принят своей паствой с великой радостью. Язычники же сильно гневались. Какое-то время спустя они напали на паству Христову и схватили самого пастыря святого Аполлинария и с побоями привели связанного в город к главным капитолийским жрецам. Когда святой был приведен в храм Аполлона, он вознес молитву Господу своему, и идол тотчас рассыпался в прах, а вслед за ним и сам идольский храм. Язычники схватили св. Аполлинария и привели его к князю Таврусу. Правитель, созвав всех своих советников, спрашивал святого, чьею силою творит он такие чудеса, исцеляя больных.

Святой поведал, что исполняет это силою Христовою. Тогда ему привели слепорожденного, и он исцелил его силою Господа Иисуса Христа. И многие уверовали во Христа. Правитель же, освободив святого из рук неверующих, отправил его ночью в свое имение, в шести миллиариях от города. Святитель оставался в том селении четыре года, и сходились к нему все верующие и многие язычники. Он обращал их проповедью евангельскою к святой вере. Всех больных, которых приносили к нему, он исцелял.

Когда же принял правление над городом патриций Демосфен, то схватил святителя Божия Аполлинария, уже престарелого от лет изнемогшего физически от многих мучений. Он отдал его одному сотнику, тайному христианину, который отвел его тайно в дом свой. Затем сотник отпустил святого, но идолопоклонники, узнав о том, настигли его в пути, рубили его мечами, пока не показалось им, что убили его.

Когда наступил день, пришли ученики его и нашли святого едва дышавшим и, взяв его, принесли в селение к больным, где он прожил семь дней. Перед кончиной собралась вся паства, и долго он учил ее не отступать от веры Христовой. Пас святитель Божий Аполлинарий церковь Христову двадцать восемь лет с месяцем и четырьмя днями.

Мчч., от болгар пострадавшие (ок. 802-811).

Прп. Анна Левкадийская (ок. 918-919).

Мч. Аполлоний.

Мчч. 7 Карфагенских.

 

Икона Божией Матери Всех скорбящих радость Икона Божией Матери, именуемая «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (1888). Эта чудотворная икона стояла у стеклянного завода в Санкт-Петербурге. Она впервые прославилась 23 июня 1888 г. во время страшной грозы. Икона стояла в небольшой часовне у завода. Сюда он была пожертвована купцом Матвеевым, торговавшим на заводе. Рассказывают, что икона была прибита волнами к берегу Невы и принята купцом. Она представляет собою копию с иконы, привезенной из Москвы кн. Наталией, письма простого. Во время грозы молния ударила в часовню, обожгла тут внутренние стены и большую часть икон. Коснулась иконы «Всех Скорбящих Радость», которая висела на шнуре в углу, и она, до сего времени бывшая с потемневшим от времени и копоти ликом, обновилась, просветлела и без всякого повреждения спустилась на землю, только шнур был обожжен. Невдалеке от нее валялась разбитая в дребезги кружка для сбора подаяний. Деньги были рассыпаны по полу, а двенадцать грошиков оказались очень плотно прильнувшими в различных направлениях к иконе. Слух разнесся по столице, и многие больные получили от иконы исцеление. В 1890 г. во время молебна перед образом получил исцеление 14-летний сирота, от рождения парализованный и страдавший страшными эпилептическими припадками, и жена писаря, неизлечимо больная чахоткой, потерявшая голос из-за опухоли горла. На месте часовни в 1898 г. была построена церковь во имя явленной иконы.

К началу XX века икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками была одной из самых почитаемых в Санкт-Петербурге. Настоятель Скорбященской церкви протоиерей Петр Скипетров стал одним из первых новомучеников – он был смертельно ранен в январе 1918 г. красноармейцами, пытавшимися захватить Александро-Невскую Лавру (в 2002 г. отец Петр прославлен как священномученик Петроградской епархии, память его 19 янв.). Через 12 лет храм был закрыт, а затем взорван. Икона Божией Матери хранилась в семье верующих, а после войны, когда в Свято-Троицкой церкви, называемой в народе «Кулич и Пасха», возобновились богослужения, образ передали туда.

Сейчас чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» с грошиками пребывает на своем историческом месте, в возрожденной Скорбященской часовне, ставшей подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz