Краткие жития святых, православные праздники и события

19 июля /1 августа

 

Прп. Макрины, сестры свт. Василия Великого (380). Прп. Дия (ок. 430). Обретение мощей прп. Серафима Саровского и всея России чудотворца (1903). Собор Курских святых.

Блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270). Прп. Паисия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Блаж. Стефана (1427) и матери его Милицы (1405), Сербских.

 

Макрина - сестра Василия Великого Прп. Макрина Каппадокийская, Новая, Младшая, сестра свт. Василия Великого (380). О св. Макрине, сестре святителей Василия Великого (память его 1 янв.) и Григория Нисского (память его 10 янв.), говорится, что она, будучи девою, еще до посвящения себя жизни монашеской, была диаконисой. О деятельности Макрины в сане диаконисы ничего не известно, поэтому во многих жизнеописаниях ее говорится лишь о жизни в доме родителей и о ее монашеских подвигах.

Святая Макрина – дочь благочестивых родителей Василия и Эмилии – родилась в Каппадокии в начале IV в. Кроме Макрины в семье было еще 9 детей. Она отличалась необыкновенно высокими душевными качествами и удивительной красотой тела. Многие искали ее руки. Выбор отца пал на одного юношу, который вскоре умер, не успев вступить в брак с Макриной. Когда родители стали предлагать ей других женихов, она отвечала: «Жених мой не умер, он только в отлучке, зачем же изменять ему?» Она осталась девою до смерти.

Воспитанная благочестивой Макриною, бабкой ее отца, и матерью своею св. Эмилией в строгом благочестии, Макрина уже с юных лет была поистине красавицей не только телесно, но и духовно. Трогательная дружба связывала мать и дочь. Живя в доме своих родителей, св. Макрина помогала им исполнять домашние обязанности и воспитывала младших братьев и сестер. Когда дети выросли, св. Макрина и ее мать удалились в девичий монастырь; после смерти матери преподобная сама руководила сестрами обители. За благочестивую жизнь она была удостоена от Господа дара чудотворений. При мирной кончине ее присутствовал брат ее, свт. Григорий Нисский.

Прп. Дий Константинопольский (ок. 430). Родиной прп. Дия была Антиохия Сирийская. Он происходил от христианских родителей, был воспитан в благочестии, с юности стал совершать постнический подвиг. Диавола он побеждал постоянною молитвою, а плоть свою одолевал постом и бодрствованием, порабощая ее духу. Покорив себя воздержанием, победив врага духовного, он достиг высокой степени бесстрастной жизни и сделался чистым жилищем Святого Духа: вселилась в него благодать Божия, и стал он человеком сильным и в деле и в слове – творил чудеса, многих наставлял на спасение и славился через него Отец небесный. Он прожил довольно долго в Антиохии. Потом, по бывшему ему в двукратных видениях повелению Божию, он прибыл в Царьград. Видя город впервые, он удивлялся, насколько точно он его видел в откровении, показанном Богом. Ходя не только по городу, но и в окрестностях, он нашел одно пустынное место за городом, на котором находились древние языческие могилы, и жило много бесов. Прохожие очень боялись этого места из-за бесовских приведений и ужасов, но ему понравилось оно, и, вооружившись силою крестною и молитвой против бесов, он поселился там, построив себе маленькую хижинку. Нельзя пересказать тех беспокойств, которые ему причиняли бесы и днем и ночью, желая его напугать и прогнать, но он, как храбрый воин Царя небесного, призывая страшное для бесов имя Христово, мужественно сопротивлялся им, не чувствуя боязни, и побеждал их. Желая узнать, благословляет ли Господь его жить на этом месте, он помолился об этом три раза Единому в Троице Богу и, взяв свой сухой посох, воткнул его в землю со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Если этот посох произрастет здесь и пустит корни, то я останусь здесь». Бог услышал молитву угодника своего и исполнил его просьбу: сухой посох Он оживил влагой, и принялся посох, пустил корни, выросли у него ветви, и начал он понемногу расти, пока черед несколько лет не вырос в большой дуб. Прп. Дий, видя это, понял волю Божию и, еще больше вооружившись против бесов, окончательно очистил от них это место и стал здесь жить, славословя Бога и получая пищу промыслом Божиим. Потом стали про него узнавать люди и приходить к нему. Особенно пронеслась о нем слава, когда по благодати Божией он начал исцелять людские болезни как телесные, так и душевные.

В то время царствовал благочестивый и христолюбивый царь Феодосий Младший (408-450). Услыхав о прп. Дие, он сам посетил его, удивился образу жизни преподобного и умилился благодатью душеполезного его учения. Еще подивился он и сухому посоху, из которого выросло дерево. Он приказал на свои царские средства поставить там церковь и построить монастырь. Святейший патриарх Аттик уговорил преподобного принять священнический сан. Таким образом, угодник Божий стал игуменом собравшейся к нему братии, славным учителем всех, кто приходил к нему, чудесным врачом души и тела, и был полезен всей столице. А обитель его сделалась покойным пристанищем для тех, кому некуда было приклонить голову. В обители не хватало воды, и по благословению игумена братия выкопала глубокий колодец, но воды в нем также не оказалось. Тогда преподобный спустился до середины стенок колодца, ударил три раза заступом в стенку и сотворил молитву к Пресвятой Троице. И тут же из стенки обильно хлынула вода. Один из рабочих, увидев это, тайно сказал другому, что старец сделал это силой волшебства. При этих словах его внезапно постиг суд Божий – он поскользнулся, упал в колодец и утонул. Узнав об этом, его жена стала обвинять старца в гибели ее мужа. Но, когда утопленника извлекли из колодца, прп. Дий подошел к нему, прилежно помолился над ним Богу, взял за руки мертвеца и поднял его с земли живого.

Преподобный сотворил много и других чудес силою и содействием всесильного Бога. Чудотворец жил долго. Уже в глубокой старости он заболел и был при смерти. Созвав братию и причастившись Божественных Таин, сделался словно мертвый, без движения, не дыша. Все, думая, что он умер, стали оплакивать его и готовиться к погребению. Он же, словно проснувшись, встал с постели и сказал: «Бог мне дал еще пятнадцать лет жизни». И стал он совсем здоровый, и все радовались его возвращению.

Прожив данные ему Богом пятнадцать лет в обычных постнических трудах, пользуя души многих и являясь светом миру, он приблизился к концу своей земной жизни. Однажды он вошел в церковь помолиться в святой алтарь и видит: явился ему какой-то светлый муж, одетый в священнические ризы, и сказал ему: «Исполнилось время твоей жизни и настало время перехода тебе в жизнь нескончаемую; приготовься расстаться с телом и отойти к Господу».

Преподобный поклонился этому мужу и горячо поблагодарил Бога за такое извещение о смертном часе, потом созвал братию, обратился к ней с последним поучительным словом, приготовил все нужное к своей доброй христианской кончине, помолился довольно обо всех и, увидев ангела Божия, отдал ему с радостью свою честную душу. Братия, исполняя его последнюю волю, похоронила тело в монастырской гробнице.

Преподобный Серафим Саровский Обретение мощей прп. Серафима Саровского и всея России чудотворца (1903). Память прп. Серафима празднуется 2 января (см. о нем там же). 26 января 1903 г. определением Святейшего Синода старец иеромонах Серафим был прославлен в лике святых. 19 июля, в день рождения преподобного, с великим торжеством, в присутствии царской семьи и при многочисленном стечении народа, совершилось открытие его честных и многоцелебных мощей. Святой старец предвидел это событие еще при жизни, как и судьбу России, предупреждая ее о грядущих тяжелых испытаниях и гонениях на православный народ: «У нас (в Сарове) какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то – со всех сторон!» И, немного помолчав, добавил: «Но эта радость будет на самое короткое время; что далее будет… такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут поспевать принимать души». При этих словах слезы текли у него из глаз.

 Собор Курских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь угодников Божиих кто был родом из Курской губернии или служил в пределах Курской епархии. Собор Курских святых был учрежден в 2003 году по ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия и благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память столетия канонизации преподобного Серафима Саровского. Празднование было установлено в день обретения мощей – 19 июля.

 

По благословению митрополита Иувеналия, в 2004 году, к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, в иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

 

Князь Роман Рязанский. Блгв. кн. Роман (Олегович) Рязанский (1270). Св. князь Роман происходил из рода князей, которые во время татарского ига прославились как защитники христианской веры и Отечества. Оба его деда умерли за Отчизну в битве с Батыем. Воспитанный в любви к святой вере и своей Родине, князь всеми силами заботился о разоренных и угнетенных подданных, защищал их от насилия и грабежей ханских баскаков (сборщиков податей). Баскаки возненавидели святого Романа и оклеветали его перед татарским ханом Менгу-Тимуром в том, что он поносил языческую веру. Святой князь был вызван в Орду, где твердо исповедал себя христианином, и хан предал его мучителям. Но под пытками св. Роман не переставал проповедовать Христову веру. Тогда озлобленные татары отрезали ему язык и потом всего его изрезали медленно по суставам. Когда же осталось уже одно туловище с искрами жизни, то мучители содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. В 1812 г. в день памяти св. князя Романа одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память этого положено было написать образ св. князя Романа на стене храма Христа Спасителя в Москве.

Прп. Паисий Печерский (XIV). Прпп. отцы Паисий и Меркурий (память его 4 нояб.), живя между собой в неразлучной братской любви и единомыслии, просили непрестанно Бога, чтобы Он никогда их не разлучал ни в сей, ни в будущей жизни. И дал им Господь по молитве их. На земле они жили в одной келье и по смерти были положены в одном гробе, и на небе наслаждаются одной радостью вместе с Христом.

Память его празднуется также 28.08. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Блаж. Стефан Высокий, деспот Сербский (1427), и матерь его св. Милица (1405). Блаженный Стефан был сыном Лазаря, князя Сербского (память 15 июня). В тяжелое время турецкого ига святой Стефан стал великим благодетелем порабощенных единоплеменников. Он строил города, созидал храмы и тратил свою казну на помощь нуждающимся. Многих властителей превзошел святой Стефан мудростью, милосердием и верой. Умер он мирно в 1427 году.

Милица Сербская Святая Милица (в крещении Евфросиния, в иночестве Евгения, в схиме Евфросиния), мать блаженного Стефана, короля Сербского. Основала женский монастырь Любостинь, в котором постриглась с именем Евгения. Скончалась в этом монастыре схимницей 11 ноября 1405 года.

Прп. Варлаам, проповедник Кавказский.

Прп. Григорий, новый исповедник.

Прпп. 4 подвижника, в миру представившиеся.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz