Краткие жития святых, православные праздники и события

7/20 июля

 

Прп. Фомы, иже в Малеи (X). Прп. Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI). Сщмч. Павла пресвитера. (1918).

Прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (1407). Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). Мчч. Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Прмчч. Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мч. Евангела (III-IV). Мц. Кириакии (IV).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

 

Прп. Фома, иже в Малеи (X). Святой Фома до принятия иночества был военачальником. Могучий и храбрый, он участвовал во многих сражениях, пользовался славой и уважением. Но, стремясь всем сердцем к Богу, святой оставил мир и принял иноческий постриг.

Через несколько лет преподобный получил благословение на уединенную жизнь и, укрепляемый особым откровением, полученным через святого пророка Илию, удалился на гору Малея в восточной части Святой Горы Афон. Пребывая в одиночестве, святой боролся с невидимыми врагами – бесами с таким же мужеством, с каким раньше поражал врагов отечества.

К святому Фоме стали стекаться больные и ищущие духовного руководства. Многие верующие получали помощь и после преставления преподобного ко Господу.

Преподобный Акакий Синайский. Прп. Акакий Синайский, о котором повествуется в Лествице (VI). О преподобном Акакие поведал в Лествице святой Иоанн Лествичник (память его 30 марта) (Слово 4 «О послушании»), который узнал об Акакии от Иоанна Савваита (память его 20 марта). Будучи послушником у одного сурового старца, юный Акакий подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через десять лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя пять дней старец поведал о смерти послушника другому подвижнику, но тот усомнился. Тогда учитель Акакия позвал старца к могиле преподобного и громко спросил: «Акакий, умер ли ты?» Из склепа раздался голос: «Нет, отче, не умер, кто переносит послушание, не может умереть». Наставник Акакия был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице. Смиренный Синайский подвижник был настолько юн, что, согласно «Ерминию» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) на иконах его изображают с бородой, едва показавшеюся.

 

Сщмч. Павел (Чернышев) пресвитер (1918): Новомуч.

 

Мчч. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман Диррахийские (II). Эти святые мученики были родом из Италии и пострадали в царствование императора Траяна (98-117). Когда началось гонение на христиан, они сели в корабль и прибыли в город Диррахий. Находясь в этом городе и видя, как святой епископ Астий (память его 4 июня) висел, распятый на кресте и обмазанный медом, и как шершни и мухи жалили его, они прославили его за исповедание Христа. Поэтому узнали, что они – христиане, и воины тотчас же схватили их. На допросе они исповедали свою веру во Христа и по повелению анфипата Агриколая их посадили на корабль и потопили на глубоком месте в море. Так и скончались святые мученики. Тела их выброшены были впоследствии волнами на берег и здесь же в песке были погребены. Спустя 90 лет после этого святые мученики явились александрийскому епископу и сказали ему: «Возьми наши тела». Тогда епископ с почестями похоронил тела святых и на месте их погребения построил небольшую церковь.

Мч. Евангел Томский (Кюстенжийский) (III-IV). Был усечен.

Святая мученица Кириакия Мц. Кириакия Никомидийская (IV). В царствование императора Диоклетиана (284-305) некий христианин, по имени Дорофей, и его жена, именем Евсевия, будучи бездетными, молились Богу о том, чтобы Он даровал им детей. При этом они обещали посвятить Ему свое дитя, если оно родится у них. По их молитве у них родилась девочка, которой они дали имя Кириакия (Господу принадлежащая – греч.) и крестили ее святым крещением. Воспитывая дочь свою в христианском учении и добрых наставлениях, они сохраняли ее в непорочности, чтобы, согласно своему намерению, отдать ее на служение Богу. В это время (с 303 г.) воздвигнуто было на христиан гонение, и благочестивые родители с дочерью своей были преданы императору Диоклетиану. Император произвел над ними суд, после которого повелел в течение долгого времени бить их, и потом Дорофея и Евсевию отослал в Мителенскую страну к правителю Иусту, а Кириакию – в Никомидию к кесарю Максимиану. Тот допросил святую и, видя, что она тверда и непоколебима в вере, повелел разложить ее на земле и долгое время без милосердия бить. Во время этого истязания Кириакия предавалась молитве.

После этого Максимиан послал св. Кириакию к правителю Вифинии Иллариону, который, допросив ее, велел ввести ее в идольский храм, но святая помолилась, и по ее молитве произошло сильное землетрясение, при этом все идолы, бывшие в храме, попадали на землю и рассыпались в прах. В храм ворвался вихрь и поднял этот прах на воздух, а затем блеснула огненная молния и опалила правителю Иллариону лицо, после чего он тут же умер. Тогда пришел другой князь области, соправитель первого, и, узнав обо всем случившемся, приговорил Кириакию к сожжению огнем. По его повелению была раскалена большая сковорода, и на нее бросили святую. Тут она, молитвенно воздев руки, долго молилась, и в это время при чистом летнем небосклоне сошло с неба облако и уничтожило весь жар огня, так что Кириакия осталась совершенно невредимой. После этого правитель повелел привести Кириакию на место суда и выпустить на нее разных зверей, но и тут она осталась невредимой. Видя это, многие из бывших здесь язычников уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а святая брошена была в темницу. Спустя некоторое время после этого правитель пришел на место суда и, сев на свое судейское седалище, приговорил ее к смерти. Святая попросила у него разрешения помолиться, долго молилась и, дав наставления сопровождавшим ее христианам, преклонилась к земле и мирно скончалась.

Прмчч. Епиктет пресвитер и Астион монах Алмирисские (290). В царствование нечестивого римского императора Диоклетиана (284-305), в одной из восточных областей римской империи жил один добродетельный муж, проводивший иноческую жизнь, по имени Епиктет. Это был пресвитер, с самой юности своей начавший служить Христу. Он был святым и обладал даром чудотворений, исцелял всякие болезни: возвращал зрение слепым, излечивал прокаженных, подымал с одра болезни расслабленных, изгонял бесов.

Как-то из ближнего города, по промыслу Божию, пришел к месту, где обитал преподобный, один юноша лет 18-ти по имени Астион. Он был сыном богатого вельможи и язычник. Он захотел узнать, кто живет здесь, и, войдя в келью, увидел почтенного на вид мужа, который любезно принял его и, посадив около себя, спросил – откуда он и кто его родители. Юноша ответил, что отец его – градоначальник, а мать – дочь сенатора. Он один у них, и они любуются им как драгоценной жемчужиной.

Тогда св. Епиктет рассказал юноше о Господе Иисусе Христе и о Его учении, призвал отвергнуть от себя все, что имеет этот видимый временный и суетный мир, чтобы со всеми святыми получить в будущей жизни невидимые вечные блага.

Благоразумный юноша, выслушав его речь, с сердечным умилением уверовал в ее истинность, но ничего не сказал ему на этот раз, опасаясь своих слуг, которые могли передать его слова родителям. Поэтому он с поклоном удалился.

На следующее утро очень рано юный Астион пошел поспешно к тому преподобному старцу один. Войдя в келью к пресвитеру Господню, он приветствовал его такими словами: «Здравствуй апостол Христов, служитель Нового Завета!» Святой же отвечал ему: «Здравствуй и ты, прекрасный юноша! Я вижу тебя носящим мученическую одежду и в венце из дорогих каменьев». Юноша попросил старца сделать его христианином тайно и взять его с собою в какую-нибудь далекую страну, куда ему укажет путь Господь, чтобы не видели его очи слез родительских.

Услышав это, старец возрадовался и повелел юноше все дни поститься и остерегаться осквернения идоложертвенной пищей, и в то же время заповедал ему воссылать моления Христу Спасителю, истинному Богу. Юный Астион с усердием выполнял эти повеления. Тайно от домашних, он каждый день ходил к старцу и у него учился святой вере. Когда же он хорошо узнал Христа и твердо уверовал в Него, тогда священный старец окрестил его. Спустя немного времени, ночью оба они ушли оттуда. Подойдя к морской пристани, они нашли там корабль, который отправлялся к скифским странам, и через некоторое время прибыли на нем в город Алмирис, стоявший в скифских пределах, при реке Дунае. Они нашли около этого города удобное для жительства уединенное место и там, построив себе небольшой дом, поселились.

Родители Астиона, не видя своего любезного сына, повсюду его искали и горевали.

В это время Епиктет и Астион, рабы Христовы, проводили жизнь около города Алмириса в постнических подвигах. Их святое, добродетельное житие не осталось тайной, так как святым пресвитером Епиктетом творились многие исцеления, и к ним начал стекаться народ, принося больных.

Однажды одна знатная женщина пришла к ним со своим сыном, которого несли ее слуги, так как он был немой, глух и расслаблен. Ему было около 15 лет от роду. Она просила Епиктета помочь ей силою Назарянина, о котором они много слышали чудесного и удивительного, и научить их познать Его. Св. Епиктет сказал ей, что, если она уверует от всего сердца, что един есть Бог истинный, Который создал для нас небо и землю и все видимое, то будет исполнена ее просьба. Затем он повелел поднять отрока с земли и, три раза плюнув в немые уста его, спросил: «Скажи нам, чадо, в какого бога нужно верить? В кумиры ли, которых изготавливают люди, или в Иисуса Христа распятого, Который тебя ныне исцеляет?» Отрок громким голосом воскликнул: «Нужно веровать, честный отче, в Иисуса Христа, являющего всегда столь великие благодеяния людям».

Видя это чудо, Алмирийские граждане прославили Бога, и в тот день более тысячи человек уверовало во Христа. И благодать Божия совершала чудеса не только через св. Епиктета, но и через св. Астиона. Так, однажды, когда он вышел почерпнуть воды к реке Дунаю, его встретил бесноватый. Астион осенил бесноватого крестным знаменем, и бес тотчас же бежал из этого человека.

Так жили там преподобные отцы и много душ человеческих обратили ко Христу Богу от идольского обольщения.

В то время в город Алмирис пришел правитель той страны, по имени Латрониан. Идолослужители донесли ему на этих двух святых мужей, что они будто бы волшебники, прельщают много народу своими чародеяниями и отвращают людей от принесения жертвы богам. Правитель тотчас велел схватить их и бросить в темницу. Находясь в узах, святые непрестанно молились и пели псалмы Давидовы.

На утро правитель повелел приготовить посреди города место для производства суда и собрать сюда же через глашатаев народ. Сев на седалище свое, он послал в темницу за святыми. Когда они явились перед ним, он, взглянув на них, пришел в ужас, так как увидел какой-то чудесный свет Божией благодати, просвещающий их лица. Оба они внушали почтение своим внешним видом. Через довольно продолжительное время правитель, наконец, спросил их – кто они, как их зовут и откуда пришли сюда?

На это святые отвечали только то, что они христиане, покланяются единому истинному Богу, гнушаются идольских мерзостей и отдаляются от тех, кто им кланяется.

Разгневанный правитель повелел обнажить их и бить без пощады долгое время. Святые же, терпя побои, молились Богу. Видя их твердость, правитель повелел повесить их на подмостках и строгать тела их железными когтями, подпаливая их при этом огнем.

Святых мучили, таким образом, до конца седьмого часа дня, затем их вновь увели в темницу. Один же из прислужников палача, по имени Вигилянций, слыша те слова, какие постоянно повторяли святые во время мучений, и, полагая, что в них заключается особая волшебная сила, уничтожающая боль в теле во время мучений, запомнил их в точности. Спустя три дня он начал громко восклицать перед всеми: «Я – христианин, да будет над нами воля Бога нашего!» После этого он пошел в темницу к святым, научился у них святой вере и, через несколько дней, со всем своим домом, удостоился принять святое крещение. Святых же через пять дней после первой пытки снова привели на допрос. Правитель и теперь не смог никакими уговорами обратить их к своей нечестивой вере и поэтому опять начал их мучить. Сначала он повелел натереть их прежние раны уксусом и солью, а затем бросил мучеников в большой котел, наполненный кипящей смолой. Но святые остались живы и невредимы. Их опять бросили в темницу, причем правитель запретил к ним всякий доступ и подачу хлеба и воды, чтобы они погибли от голода и жажды. Святые же пробыли в темнице тридцать дней, питаясь только словом Божиим и укрепляясь благодатью Святого Духа.

Затем правитель вновь призвал их на суд и здесь опять потребовал от них принести жертву богам, угрожая в противном случае отрубить им головы. При этом он назвал их воплощенными демонами и бесами. На это святые отвечали, что они христиане и именем Христа изгоняют бесов из людей и могут изгнать беса и из самого правителя, если бы он этого пожелал. Тогда правитель разъярился и повелел бить святых мучеников камнями по устам, а потом, подвергнув их наказанию палочными ударами, осудил на усечение мечом.

Когда святых вывели за город на место казни, они попросили время для молитвы и, встав к востоку, долго молились. После этого по их желанию сначала казнили Астиона, а потом – припавшего к нему Епиктета. Все же бывшие там христиане и язычники увидели, что честные тела их стали сиять как бы солнечными лучами, и необычайное благоухание распространялось там.

Поздним вечером Вигилянций, со своими домашними и с прочими христианами взяли тайно тела мучеников и, обвив их чистыми плащаницами и намастив ароматами, на избранном месте похоронили с честью.

В ту же ночь в правителя Латрониана вошел злой демон, и он в палате, где решались государственные дела, начал говорить всякие нелепости, потом схватил меч и начал рубить всех, находившихся там. Его схватили, связали и заперли в небольшую комнату, где он через два дня скончался страшной смертью, будучи задушен демоном.

Свв. Александр и Маркеллина, родители прмч. Астиона (III). Они принадлежали к знатному роду. Отец Астиона был градоначальником, а мать – дочь сенатора Юлиана. Когда их единственный сын, став христианином, тайно покинул их, они повсюду его отыскивали и, не находя, много плакали и рыдали.

Когда святые мученики Епиктет и Астион были допрашиваемы и судимы на месте публичной казни в присутствии всего народа, в тот город пришел один человек из восточных стран. Он узнал Астиона, так как хорошо знал его родителей. Возвратившись в свое отечество, он пришел к ним и рассказал обо всем случившемся с их сыном.

Родители Астиона поручили свой дом и имение верным своим друзьям, сами же с несколькими рабами и рабынями отплыли в Скифию. Но прежде, чем прибыли они в город Алмирис, святые мученики Епиктет и Астион закончили свой страдальческий подвиг. Когда корабль приблизился к городу Алмирису, святой Астион явился вышеупомянутому Вигилянцию и сказал: «Отец мой и мать моя ныне придут сюда искать меня. Окажи мне любовь свою брат, – выйди на пристань, возьми их к себе в дом, успокой их и утешь: они истомились из-за меня великой печалью. Кроме того, научи их спасительной вере и открой пред ними величие истинного Бога».

Вигиляций нашел родителей Астиона на пристани и пригласил их к себе в дом, сказав, что хорошо знаком с их сыном. С великой радостью они пошли за ним. Он же всячески заботился об их успокоении. Когда же они умоляли его, чтобы он рассказал им об их сыне, то Вигилянций сказал им, что Астион недавно был в этом городе и только несколько дней тому назад ушел отсюда с одним почтенным старцем в очень далекую страну, будучи позван славнейшим Царем, принять участие в его славном царствовании. Итак, мало-помалу, Вигилянций раскрыл перед ними учение об иной, вечной жизни, о райских обителях, о Царстве небесном и о Бессмертном Царе Христе Господе, об ангелах и ликах святых, соцарствующих Христу, к коим теперь причтен и их сын, Астион. После этого он рассказал им о страдании святых мучеников Епиктета и Астиона, как они за Христа положили жизнь свою, затем повел их на то место, где погребены были тела святых. Когда они поплакали там немалое время, он повелел им с вечера стать на молитву и всю ночь молиться вместе с ним Христу Богу.

Под утро внезапно заблистал пред ними яркий, как молния, свет и почувствовалось в воздухе чудное благоухание – это явились в красоте неизреченной святые мученики. Св. Астион, обняв свою мать, с любовью облобызал ее и сказал: «Хорошо, что ты пришла сюда, ученица Христова и моя мать, Маркеллина!»

Также и св. Епиктет, обняв голову отца Астиона, лобызал его, говоря: «Радуйся о Господе, возлюбленный брат Александр – ты сподобился быть причтенным к числу верующих и оказался достойным вечного блаженства».

Через некоторое время они стали невидимы.

В то время в скифской стране был христианский епископ Евангел. Во время гонения он скрывался, но, узнав о погибели правителя Латрониана, без страха уже пришел в город Алмирис, чтобы посетить и утвердить в вере христиан. К этому святителю Вигилянций привел родителей Астиона и в подробностях рассказал ему все о них и о святых мучениках. Епископ же, воздав прославление святым мученикам, принял с радостью обратившихся ко Христу родителей Астиона и окрестил их.

Александр и Маркеллина после этого довольно долго оставались при гробнице мучеников в посте и молитвах, а потом воротились домой и, продав все вое большое имение, раздали деньги нищим, немного оставив себе на пропитание. Они проводили, таким образом, богоугодную жизнь до самой кончины своей.

Евфросиния (Евдокия) Московская Прп. Евдокия, в инокинях Евфросиния, вел. кн. Московская (1407). Память ее празднуется также 17 мая (см. о ней там же).

Обретение мощей прп. Герасима Болдинского (2001). О житие прп. Герасима приведено в день его памяти 1 мая.

Сщмч. Евстафий. Мч. Поликарп.

 

Икона Божией Матери 'Одигитрия Влахернская' Влахернская икона Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.). Прежде эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы была святыней прославленного Влахернского храма в Константинополе и именовалась «Богохранимой». Она одна из самых древних икон в мире, и была создана в 302 г., после того, как в Никомидии в храме было сожжено около 20 тыс. мучеников, собравшихся на празднование Рождества. Никомидийские христиане, собрав прах сгоревших мучеников для погребения, смешали часть святых мощей с воскоматикой и вылепили образ Божией Матери с Младенцем – по подобию образа, который был написан св. евангелистом Лукой, пославшим свою икону в Антиохию к державному Феофилу (Лк. I, 3).

В 437 г. императрицей Евдокией эта икона под именем «Одигитрии» была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь. Многовековое пребывание Влахернской святыни в Царьграде сопровождалось дивными чудесами. Заступлением «Одигитрии» по молитвам перед образом трижды была избавляема византийская столица от грозных врагов – при императоре Ираклии в 626 г. от аваров, при Константине Погонате (668-685) и Льве Исавре (716-741) от сарацин. В VIII в., когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы «Одигитрии» и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона около ста лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнем месте во Влахернской церкви.

По взятии в 1453 г. турками Царьграда Влахернский храм разорили, и  «Богохранимая» (Влахернская) икона была некоторое время скрываема в Патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 октября 1654 г. – в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил ее на лобном месте. Царь изъявил сомнение в отношении чудотворной силы иконы Влахернской. Тогда 10 декабря того же 1654 г. правитель иерусалимского престола Гавриил, особой грамотой принося благодарность царю за присланную к нему милостыню, объяснил, что поднесенная государю через грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской была некогда покровительницей Константинополя и греческих императоров, она же сопровождала царя Ираклия в походе против персов, и подтвердил, что о ее «чудесах обстоятельно повествуется в истории». С тех пор сия икона пребывала в Успенском соборе в Москве. В 1812 г., после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она была врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой. Влахернская икона сделана из воскомастики. С этой иконы в России были сделаны слепки, которые находились: один в московском Высокопетровском монастыре, другой в селе Кузьминки, кн. Голицына, и третий в селе Деденеве, близ Дмитрова, в Спасо-Влахернском монастыре. И эти иконы, в свою очередь, прославились многими благодатными явлениями.

В 1918 г., когда Кремль на долгие десятилетия был закрыт для моления православных, Влахернскую икону удалось перенести в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке (в нескольких сотнях метров от Кремля), где святыне продолжали воздавать должное поклонение. Однако когда в 1931 г. эту церковь закрыли и снесли, чудотворная икона была взята обратно в Кремль и с тех пор входит в собрание Государственных музеев Московского Кремля.

Известно, что одновременно с этой святыней в Москву была привезена и другая подобная икона, которую царь пожаловал своему ближайшему сподвижнику Демидову. Князья Голицыны, к которым образ перешел по наследству, украсили его богатой ризой. О судьбе этой иконы, которая находилась в Кузьминках, долгое время ничего не было известно. Только в 1980-х годах сотрудница Третьяковской галереи Г. Сидоренко определила, что икона, которая в 1940-е годы поступила в запасники музея и хранилась в фондах как неопознанная «мастичная икона с изображением Богоматери» – есть древняя святыня, которая ранее пребывала во Влахенском храме в Кузьминках.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz