Краткие жития святых, православные праздники и события

2/15 июля

 

Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V).

Свт. Московского Фотия, всея России чудотворца (1431). Свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского (ок. 458).

Пожайской (XVII), Феодотьевской (1487) и Ахтырской (1739) икон Божией Матери.

 

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V). В царствование благочестивого византийского императора Льва Великого (457-474) в Константинополе проживали два родных брата, саном сенаторы, Галвин и Кандит. Однажды они попросили императора отпустить их в Иерусалим на поклонение святым местам и, получив отпуск, отправились в путь. Придя в Назарет, чтобы увидать святой дом Пречистой Девы Богородицы, где Она, по благовещению архангельскому и наитию Святого Духа, неизреченно зачала Бога-Слова, они остались ночевать в небольшой деревне в доме одной незамужней женщины преклонного возраста, родом еврейки, проводившей чистую жизнь. Здесь в отдельной комнате, в которой было зажжено множество свечей, кадился фимиам, и исходило ароматное благоухание, возлежало также немало больных, получавших чудесное исцеление от своих болезней. Изумившись, братья стали расспрашивать хозяйку о причинах всего увиденного ими. Женщина, убедившись, что перед ней люди благочестивые и боголюбивые, наконец, открыла им божественную тайну – в комнате хранится Риза родившей Христа Бога Пречистой Девы Марии. Когда Она отходила от земли к небесам, при Ее погребении находилась одна из прародительниц этой женщины – вдовицы. Ей, по завещанию Самой Богородицы была отдана та честная Риза, которую та хранила до конца своей жизни. Умирая, она отдала Ризу одной девице из ее рода, заповедав ей с клятвой сохранять в чистоте не только честную Ризу, но и само девство свое. Таким же образом, оканчивая дни своей земной жизни, она передала честную Ризу другой девице из своего рода. Таким образом, в течение многих лет та святая Риза, переходя от одной девицы к другой, дошла до смиренных рук этой благочестивой женщины. Но, так как в ее роду уже не находится такой девицы, которой она могла бы доверить эту тайну, то она решила рассказать о ней Галвину и Кандиду. Она также умоляла их никому не рассказывать об этой тайне в Иерусалиме и в других местах.

Услыхав о Ризе Пречистой Богоматери, Галвин и Кандид преисполнились ужасом и несказанной радостью. Они со слезами обещались хранить сказанную им тайну. После этого братья упрашивали ту женщину дозволить им пробыть при святой Ризе в той комнате в молитве всю ночь, и женщина не запретила им этого. Внутри комнаты они увидели ковчег, стоявший на почетном месте, в котором находилась святая Риза, горевшие вокруг него лампадки и ощутили сильное ароматное благоухание. После молитв и поклонений, они вымерили ковчег в ширину, в длину и в высоту и сохранили весь вид его в памяти.

Побывав в Иерусалиме, поклонившись животворящему Кресту и Гробу Господню и посетив все находившиеся  в окрестностях Иерусалима святые места, Галвин и Кандид позвали плотника и приказали ему сделать из старого дерева ковчег в точности такого же вида и размера. После того как ковчег был сделан, Галвин и Кандид купили для него тканное золотом покрывало и возвратились своей дорогой, держа путь к той женщине.

Когда они прибыли к дому женщины, то показали ей это покрывало, упрашивая ее покрыть им ковчег честной Ризы Пречистой Богоматери. Затем они снова начали просить женщину дозволить им, как и в первый раз, совершить всенощное с молитвой стояние при ковчеге. Получив разрешение, они пали перед ковчегом лицами на землю и омочили землю слезами, усердно молясь к Пречистой Деве Богородице, дабы Она не возбранила им коснуться Своего ковчега с Ризою, с целью взять его с собой. Ночью они со страхом взяли ковчег, вынесли его из дома и спрятали в своей колеснице. Вместо него они внесли в комнату тот ковчег, который сделали в Иерусалиме, покрыли его покрывалом и до рассвета оставались на молитве. С наступлением дня они возблагодарили ту благочестивую женщину, простились с ней и, дав милостыню нищим, отправились в путь.

Возвратившись в Константинополь, они устроили в своем доме небольшую церковь во имя святых апостолов Петра и Марка, поставили в ней в потаенном месте тот ковчег со святой Ризой. Но когда они заметили, что не могут утаить Ризы Богоматери по причине происходивших от нее чудес, тогда отправились к императору Льву Великому и возвестили ему, а также святейшему Патриарху Геннадию (458-471, память его 31 авг.) обо всем происшедшем.

Те, исполнившись несказанной радости, отправились в дом Галвина и Кандида и в их церковь. Здесь, открыв ковчег, они увидели в нем святую Ризу Пречистой Божией Матери, не истлевшую в течение стольких лет, и благоговейно со страхом прикоснулись к ней, лобызая ее устами и сердцем. Затем, взяв ее оттуда, понесли со славой при всенародном торжестве во Влахернскую церковь Пречистой Богородицы и положили ее там в украшенном золотом, серебром и драгоценными камнями ковчеге. После этого они постановили ежегодно праздновать во второй день месяца июля положение Ризы Пресвятой Богородицы [по свидетельству византийского историка Никифора (†1360) и русских паломников в кованом золотом ковчеге хранилась не одна одежда Богоматери, но вместе с тем омофор и часть Ее пояса].

 

Святитель Иувеналий (Ювеналий) Иерусалимский Свт. Иувеналий, патриарх Иерусалимский (ок. 458). Св. Иувеналий принял престол Патриарха в царствование благочестивого императора Феодосия Младшего (408-450). В эти времена в Палестине подвизались великие светильники, свв. отцы: Евфимий (память его 20 янв.), Феодосий (память его 11 янв.), Герасим Иорданский (память его 4 марта) и многие другие. Тогда же были смуты в Церкви, производимые еретиками. В городе Ефесе был созван Третий Вселенский Собор святых отцов, на котором Иувеналий со святым Кириллом, Патриархом Александрийским, и прочими святыми отцами предал проклятию Нестора и его ересь, изрекавшую хулы на Пречистую Деву Богородицу. После кончины императора Феодосия, когда на престол вступил Маркиан (450-457), возникла новая ересь – Диоскора и Евтихия, богохульно лгавшая, что во Христе было лишь одно естество. Тогда в городе Халкидоне состоялся Четвертый Вселенский Собор (451) святых отцов. На нем св. Иувеналий сиял благочестием, разгоняя еретическую тьму.

В Палестине же некий еретик Феодосий склонил к отрицанию халкидонского собора императрицу Евдокию, супругу императора Феодосия Младшего, а затем своей ересью причинил вред и многим неопытным инокам, сделав их своими единомышленниками. С множеством обольщенных иноков он поднял возмущение против Патриарха Иувеналия. Так как Иувеналий не склонялся на требуемое от него порицание халкидонского собора, то его низложили с престола, и он удалился в Константинополь к императору Маркиану.

Между тем еретик Феодосий взошел на патриарший престол и причинял многие бедствия православным (в течение 20 месяцев своего нахождения на престоле с декабря 451 по август 453 г.). Вследствие этого вся Палестина находилась в страшном смущении, а святой город Иерусалим был, как бы, захвачен и опустошаем варварами до тех пор, пока не пришло от императора к военачальнику приказание схватить лжепатриарха Феодосия и как мятежника и убийцу отправить на суд в Константинополь. Но, заранее узнав об этом повелении императора, Феодосий тайно убежал на Синайскую гору, где скрывался в неизвестности.

Тогда св. Иувеналий, пользовавшийся большим уважением в Константинополе у императора Маркиана и святейшего Патриарха Константинопольского за свою добродетель, отправился в Иерусалим, снова получил патриарший престол и начал приводить в порядок и исправлять все разоренное. Вернулись в свои обители пустынные отцы. Императрица Евдокия, колеблясь умом и не зная, какого исповедания держаться ей, послала нарочного к прп. Симеону Столпнику (память его 24 мая), испрашивая у него полезного совета и наставления. Тот написал императрице письмо, приказывая примириться со святейшим православным Патриархом Иувеналием и последовать его благочестивому учению. Видя это, обратилось к православию, по примеру императрицы, бесчисленное множество народа, мирян и черноризцев, обольщенных ранее еретиком.

После этого св. Иувеналий остальное время своей жизни прожил в мире, украшая святую Церковь словом, жизнью и пастырской бдительностью, и с миром почил, потрудившись в сане священном тридцать восемь лет.

Святитель Фотий Свт. Московский Фотий, всея России чудотворец (1431). По национальности святитель Фотий был грек из Амореи. В молодые годы он подвизался в пустыне под руководством великого старца Акакия. В 1407 году был поставлен митрополитом всея Руси, с титулом Киевского и Владимирского, вместо скончавшегося (1406) святителя Киприана (память его 16 сент.). Встретили его радостно и с торжеством, но в Москве ждал его тяжкий крест. То был голодный год: засуха уничтожила урожай; моры и пожары опустошали Русскую землю. Только перед тем хан Едигей разорил Москву и увел многих пленных. Святитель нашел митрополичий дом разоренным и церковную казну опустошенной; дела были в беспорядке, а он не знал ни одного слова по-русски. Часто приходилось ему ездить в Орду, татары требовали у него денег, которых у него не было, но Господь хранил его, и он невредимым возвращался в Москву. Свт. Фотий восстановлял церкви, помогал бедным и заботился о своей русской пастве, как никто из епископов-чужеземцев. Под городом Владимиром, в лесной глуши, на берегу озера Сенго, он построил церковь и дом для безмолвия и молитвы и любил углубляться в эти лесные дебри. Здесь он с волнением вспоминал счастливые годы юности, проведенные им в пустыни старца Акакия. В 1430 году митрополит был во Владимире, татары сделали набег (см. житие сщмч. Патрикия – 3 июля), но святитель успел удалиться на Сенго и пробыл там три месяца, пока вел. князь Василий Димитриевич не вызвал его в Москву. Вскоре после его возвращения явился ему ангел и предупредил его о дне кончины. Ровно через неделю, 2 июля 1431 года, святитель Фотий скончался.

Память его празднуется также 27 мая в день обретения мощей и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором прпп. отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

 

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:

Пожайская (XVII). Находилась в Пожайском Успенском мужском монастыре, расположенном на берегу Немана, основание которого относится к XVII в. Монастырь устроен на урочище Пожайсце, почему и называется Пожайским. На Пожайской иконе изображение Пресвятой Богородицы написано на холсте, и на Ее лике выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим и ко всем прибегающим к Ее помощи и заступлению.

Феодотьевская (1487). Икона явилась в 1487 году в пределах рязанских, на пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьево, почему и была названа Феодотьевскою. Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от нее. По повелению князя Рязанского и по благословению епископа икона перенесена в Рязань для ограждения и спасения этого города и поставлена с подобающей честью в соборном храме Успения в 1611 г.; с самой чудотворной иконы снят был список и послан в с. Феодотьево. На иконе Богомладенец изображается на левой руке Богородицы; правою рукою Он благословляет, а в левой держит свиток. Празднество Феодотьевской иконе установлено в память избавления Рязани от нашествия в 1668 г. запорожских черкесов помощью и заступлением Пресвятой Богородицы.

В 1771 г., во время свирепствовавшей в округе моровой язвы, Федотьевскую икону носили по городу и окрестным селам, и болезнь либо не начиналась, либо прекращалась, а заболевшие получали исцеление. Не раз во время бездождия с иконой Богоматери Феодотьевской совершали крестные ходы, и засуха прекращалась. Наиболее известный случай исцеления от святого образа произошел в 1812 г. В Рязани в доме отставного сержанта лежала его больная свояченица Ксения. В продолжение 13 недель она не могла видеть. Когда в соседний дом принесли Феодотьевскую икону, болящая увидела во сне незнакомую женщину, которая сказала ей: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая Гостья, и ты увидишь Ее». – «Как же я могу увидеть Ее, если я ослепла?» – «Поверь мне, ты увидишь Ее», – подтвердила женщина. По просьбе сестры Ксении икону принесли к ним в дом и начали служить молебен с акафистом. Во время чтения кондака «О, Всепетая Мати» глаза ослепшей внезапно раскрылись, она ясно увидела свет и радостью воскликнула: «Слава Богу, слава Богу!»

После революции рязанский Христорождественский собор, где пребывал чудотворный образ, отдали окружному архиву, а икона была передана в историко-архитектурный музей-заповедник.

Икона Божией Матери Ахтырская Ахтырская (1739). Принадлежит к наиболее прославившихся на Руси Богородичных икон. Образ этот явился 2 июля 1739 г. в г. Ахтырке Харьковской епархии священнику Покровской церкви Даниилу Васильевичу, человеку весьма добродетельному и благочестивому. Однажды, при наступлении сенокоса, он косил траву на своем огороде и увидел в траве икону Божией Матери, молящейся перед распятием Господа Иисуса. Икона блистала необыкновенным светом. В благоговейном страхе он осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Затем священник внес икону в свой дом. В праздник Покрова священник, войдя в эту комнату, был поражен сильным светом от иконы. Явление это повторялось много раз, но он молился и никому не говорил о том. Однажды он увидел во сне Божию Матерь и услышал повеление обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник, проснувшись, поспешил выполнить повеление. Воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить ее в реку. Опять заснув, он увидел во сне, что идет к реке с сосудом воды, которой он омыл икону, но на пути явилась ему Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду: она будет исцелять всех страждущих лихорадкой». Священник имел дочь, давно страдавшую лихорадкой, он дал ей пить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкой стали прибегать к Пресвятой Богородице и, как только пили воду от Ее иконы, немедленно выздоравливали. В продолжение трех лет икона оставалась у священника в доме, затем, видя чудесные явления от благодатной иконы, он почел лучшим внести ее в свою приходскую церковь, и здесь сия икона особенно просияла силой чудотворений. Впоследствии чудотворная сия икона находилась в Ахтырском соборном храме.

В 1751 г. Священный Синод, произведя расследование чудес от Ахтырской иконы, предписал почитать ее за чудотворную и празднование в честь ее совершать 2 (15) июля. Императрица пожелала, дабы почтить святыню, построить в Ахтырке каменный храм. По проекту знаменитого зодчего графа Растрелли был воздвигнут обширный и величественный Покровский собор, освященный в 1768 г.

Ахтырская икона Божией Матери исчезла в 1905 г., когда ее отправили на реставрацию в Санкт-Петербург. Неведомыми путями она оказалась в Харбине и была приобретена С.А. Степановым. В 50-х годах его сын вывез образ в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал Комитету русской православной молодежи. Сейчас чудотворная Ахтырская икона находится в ведении Первоиерарха Русской Православной Церкви За границей митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона.

Список с иконы Богоматери Ахтырской считался наследственной святыней рода Трубецких, чье подмосковное село было в 1772 г. переименовано в Ахтырку в связи с основанием там первого деревянного храма во имя явления иконы.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz