Краткие жития святых, православные праздники и события

16/29 июля

 

Сщмч. Афиногена епископа и десяти учеников его (ок. 311). Блж. Матроны Анемнясевской, исп. (1936); сщмч. Иакова, архиеп. Барнаульского, и с ним сщмчч. Петра и Иоанна пресвитеров, прмч. Феодора и мч. Иоанна (1937); прмч. Ардалиона (1938).

Мч. Павла и мцц. Алевтины (Валентины) и Хионии (308). Мч. Антиоха врача (IV). Мц. Иулии девы (ок. 440 или 613). Память святых отцов IV Вселенского Собора (451).

Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).

 

Святитель Афиноген Пидахфойский Сщмч. Афиноген, еп. Пидахвои, и 10 учеников его (ок. 311). Во времена нечестивого императора Диоклетиана (284-305) было жестокое гонение на христиан. В армянский город Севастию тогда прибыл один игемон, по имени Филомарх, который приказал всему народу с венками на головах и с весельем приносить жертвы скверным идольским богам. Христиан же, не повиновавшихся этому приказу, он повелел избивать, и многие умерли за Христа и приняли венцы мученические. Тогда же ему донесли на  Афиногена, епископа христианского, у которого близ того села в особом уединенном месте был маленький монастырь, где он жил с десятью учениками своими в посте и молитвах. Всех их схватили воины и бросили в оковах в темницу.

На следующий день мучитель сел на суд и приказал привести к себе Афиногена с десятью его учениками. Он сказал им: «Принесите жертву богам, по царскому повелению; если же не послушаетесь, то я буду мучить вас лютыми муками и лишу вас жизни, как погубил упорствующих прежде вас».

Святой Афиноген ответил ему: «Те, которых ты, мучитель, называешь погибшими, не погибли, но ликуют на небесах вместе с ангелами… не испугаешь нас своими угрозами, делай, что хочешь: мы готовы терпеть все за нашего Бога».

Тогда мучитель разгневался и велел десять учеников Афиногена обнаженных повесить на дубе, жестоко бить и железными гребнями строгать их тела, но, увидев их мужество и терпение, велел усечь их мечом.

После этого мучитель велел и св. епископа Афиногена повесить нагого на дереве и бить. Но святой мученик молился Богу. И был ему божественный голос свыше: «Дерзай, избранник Мой! Я с тобой, – Бог твой, сохраняющий тебя!»

Этот голос слышал не только святой, но и слуги, мучившие его. Их объял страх, и они не могли больше мучить человека Божия, так как руки их оцепенели.

Игемон тогда отдал приказ умертвить мученика мечом. Св. Афиноген просил, чтобы его казнили в его монастыре, что и было выполнено. Честное тело его погребли верующие на том же месте и собирались каждый год в день кончины его для торжественного празднования его памяти.

 

Св. блж. Матрона Анемнясевская Блж. Матрона (Белякова) Анемнясевская, исп. (1936): Новомуч. Матрена Григорьевна Белякова, известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши, родилась 06.11.1864 г. в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губ. Родители ее Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. Отец слыл на деревне пьяницей. У них было большое семейство – 6 дочерей и 2 сына. Три сестры умерли в детстве; Матреша была 4-й по счету.

До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком, как и все дети ее возраста, гуляла и играла со своими сверстниками. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей приходилось терпеть обиды, ругань, побои, но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой, все ее тело покрылось нарывами, но, как она вспоминала, мать ее не лечила и не молилась за нее Богу; лежала она на печке, где было много сора. Потом тело ее сильно распухло, и она к тому же ослепла. После этой болезни девочка поправилась, но навсегда осталась слепой. Теперь на нее легла обязанность нянчить своих младших братьев и сестер.

Однажды, когда ей было девять лет, она нянчила по обыкновению сестру, а мать ушла на речку. Каким-то образом, она нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала и сама прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать и сильно начала бить. Матреше было очень тяжело, и ей привиделась Царица Небесная, о чем она сказала своей матери, но та в ответ еще больше стала ее бить. Видение повторялось три раза. В последний раз Царица Небесная дала Матреше утешительную записку, но не сказала, что в ней было написано.

С этого времени началась для Матреши еще более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась способности ходить или что-либо делать. Беспомощная, она могла только лежать, и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь. Как она говорила, на ней было три креста: один от скорбей и болезней, второй от родных и третий от всей вселенной – от народа, который к ней ходил. Надо сказать, что обе руки ее были изуродованы: левая рука была вывихнута в плече и неправильно срослась, а правая – просто искалечена и, в конце концов, иссохла. Так лежала Матреша в родительском доме до 17-ти лет, терпеливо перенося скорбь и обиды и только в молитве находя себе утешение. С 17-ти лет к ней стал ходить народ. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Сначала она прикосновением руки исцелила от болезни спины одного пильщика по его же просьбе. С тех пор все больше и больше к ней стали ходить люди со своими нуждами, скорбями и болезнями.

Когда умерли родители, Матреша перешла с сестрой Дарьей в небольшой собственный домик, построенный ей ее почитателями. Но сестра смотрела на нее исключительно как на средство дохода: ничего не давала, а, напротив, все отбирала. Тогда Матреша перешла жить к своему племяннику, Матвею Сергеевичу, который был очень религиозным и добрым человеком. Он с детства относился к Матреше с благоговением, уважал и любил ее.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда было особенно душно, ее выносили в сени. По внешнему виду Матреша была настолько мала, что казалась 10-летним ребенком. Ее платьице, длиной 91 см, закрывало ее всю. Она имела возможность переворачиваться с бока на бок, шевелила ручками и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким голосом.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только, что она знала много молитв, акафистов и церковных песнопений, которые, по ее словам, узнавала от «добрых людей». В беседе с одним из своих глубоких почитателей она говорила, что молиться нужно беспрестанно, что сама она тайно молится беспрестанно с помощью четок даже тогда, когда говорит с людьми. Особенно важной Матреша считала молитву об умерших.

Очень уважала Матреша духовенство, не признавая только батюшек-обновленцев. Из святых мест с наибольшим благоговением она относилась к старому Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Из праздников более всего любила Пасху.

Находясь безвыходно в своей комнате, Матреша знала многих святых и благочестивых людей, рассеянных по лицу земли Русской и находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя она их никогда не видела и не разговаривала с ними. Так, например, она знала одного юродивого по имени Абрамушка, который жил в 30-ти верстах от нее и пользовался большим почетом и уважением в народе, как человек «большой жизни» и прозорливец. Вообще Матреша очень любила и уважала, так называемых, «глупеньких» и «дурачков», людей без определенного места жительства и занятий, так называемых «людей мирских».

Молиться Матреша советовала различно, но особенно высоко ставила молитву в церкви. Не любила нарушения постов. Матреша отличалась необыкновенной отзывчивостью. Очень многие люди не только посещали Матрешу в трудных обстоятельствах жизни, но ни одного дела не начинали без ее благословения. Раньше Матреша со всеми держалась просто, всех жалела, вникала в горе каждого человека, болела болезнями всех, несчастье другого было и ее несчастьем. Но в последние годы своей жизни она как будто совсем перестала интересоваться мирской жизнью. О житейских делах говорила редко и неохотно. Но о жизни духовной, религиозно-нравственной, тем более о жизни будущей, она готова была говорить день и ночь. «И никого, никого мне теперь не жалко, только о. Александра (ее духовник, священник Александр Васильевич Орлов; исп., память его 14 апр.)…Я очень переменилась, я ведь теперь не Матрена, а Мордария…» – говорила она. Есть слух, что Матреша действительно была пострижена в иноческий чин саровскими старцами, но сама она об этом не говорила.

О последних днях и кончине блаженной Матроны имеются скудные сведения. В 1935 г. она была арестована по доносу. Из Касилова ее увезли в Рязань, а затем в Москву, где она прожила почти год. Предположительно она была заключена в бутырскую тюрьму. Но пробыла она в ней недолго, так как стала объектом почитания почти всех без исключения заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправлять в лагерь не позволял пример молитвенного подъема заключенных под ее влиянием.

Есть сведения, что ее сумел освободить как больную и умирающую следователь, мать которого была исцелена по молитвам блаж. Матроны. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29.07.1936 г. в Доме хроников им. Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино. Здесь она была похоронена на местном старом кладбище.

Блаженная Матрона Анемнясевская была прославлена Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года.

Память ее празднуется также в воскресенье 25 янв. или в ближайшее воскресенье после 25 янв. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Сщмч. Иаков (Маскаев), архиеп. Барнаульский, и с ним сщмчч. Петр (Гаврилов) и Иоанн (Можирин) пресвитеры, прмч. Феодор (Никитин) и мч. Иоанн (Протопопов) (1937): Новомуч.

Священномученик Иаков (в миру Иаков Иванович Маскаев) родился 13 октября 1879 г. в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии и был назван в память апостола Иакова Алфеева. В 1901 г. Иаков Иванович окончил Оренбургскую Духовную семинарию. Учась на последнем курсе, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника. В 1901 г. у них родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который был уже тогда священником, горячо молился о его выздоровлении. Он дал обет, что, если младенец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного прп. Серафима. По чудесном выздоровлении сына он исполнил свой обет. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, и она умерла при родах последнего ребенка в 1918 г.

В 1901 г. Иаков Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Зобово, расположенном в 180-ти км от Оренбурга. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой. Он неустанно проповедовал, его усилиями в течение нескольких лет была построена в селе новая церковь. Несмотря на стеснение в средствах и большую семью, отец Иаков был одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, он активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время русско-японской войны 1904-1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 г. отцом Иаковом было выстроено здание церковноприходской школы в деревне Ворониной. С 1913 г. он значится членом епархиального комитета православного миссионерского общества. В 1915 г. о. Иаков был награжден камилавкой.

Во время начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны отец Иаков вместе со своими прихожанами щедро жертвовали на нужды русских воинов, и пожертвований всегда было больше, чем в каком бы то ни было другом приходе в епархии, хотя они жертвовали не от материального избытка, а от широты милующих сердец.

За безупречное и ревностное пастырское служение он вскоре был возведен в сан протоиерея и включен в состав епархиального управления. Среди своих прихожан, а также среди духовенства в епархии отец Иаков имел столь высокий авторитет, что, когда в Оренбургской епархии было образовано викарианство, он был вызван в Оренбург в качестве кандидата на архиерейскую кафедру.

В январе 1923 г. в Оренбурге состоялось собрание духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского). На этом собрании абсолютным большинством голосов было решено кандидатом на Орскую кафедру избрать протоиерея Иакова и командировать его в Москву для рукоположения в сан епископа.

По пострижению в монашество с именем Иаков, в честь апостола Иакова, брата Господня, с днем тезоименитства 23 октября, отец Иаков был рукоположен в сан епископа. Хиротонию осуществили преосвященный Антонин (Грановским) и бывший когда-то архиепископом Екатеринославским Владимир (Соколовский-Антонов), который сообщил ему, что он находится в подчинении Патриарха Тихона, и после этого никогда не прерывал с ним общения. После хиротонии епископ Иаков вернулся в Оренбург.

Однако выяснилось, что епископ Антонин является одним из руководителей обновленчества, поэтому законность хиротонии владыки Иакова была поставлена под сомнение. 3 сентября 1923 г. епископ Иаков послал прошение Патриарху Тихону, а затем по его предложению написал заявление, в котором указал, что он не имеет ничего общего с обновленческим Синодом. Так же он написал заявление и в обновленческий Синод, что он не желает и не находится у него в подчинении. После этого Патриарх признал хиротонию владыки Иакова действительной.

В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозя арестом и предлагая стать негласным сотрудником. Для того чтобы иметь возможность съездить в Москву для встречи с Патриархом и получить официальный документ о законности хиротонии, владыка заявил начальнику ОГПУ о своем согласии на сотрудничество.

13 января 1925 г. обновленцы наложили на епископа Иакова запрещение в священнослужении, но оно было ничего не значащим для него, так как он никогда не связывал себя с ними, желая быть только в Патриаршей Церкви. После решительного отказа иметь какую-либо связь с обновленцами владыка был вызван в ОГПУ в связи с данными им обещаниями, но на этот раз он решительно отказался от сотрудничества как с теми, так и с другими. После этого владыка отказался с кем-нибудь из них встречаться.

В это время владыка служил каждый день и за каждой службой проповедовал. Однажды его задержали, когда он ехал на богослужение. В ОГПУ, кроме сотрудников, находился обновленческий священник. Все они стали шумно требовать, чтобы владыка дал подписку, что он перестанет проповедовать против обновленцев и, вообще, будет проповедовать реже. Владыка решительно отказался, сказав, что проповедь – это уставная часть богослужения, а устав он отменить не может.

Видя непреклонность епископа в служении православию и его решительную борьбу с обновленцами, ОГПУ в 1925 г. арестовало владыку и приговорило к трем годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в город Самару.

После ареста владыки дети его остались без средств к существованию, и в храмах города устраивались тарелочные сборы на «архиерейских детей».

По окончании ссылки в 1928 г. владыка был назначен епископом Осташковским, викарием Тверской епархии. В Осташкове владыка прослужил около года и 6 февраля 1929 г. был назначен епископом Балашовским, викарием Саратовской епархии.

В 1928 г. в Балашове была арестована большая группа духовенства, а в 1929 г. местные власти снова принялись собирать сведения о священнослужителях и верующих города Балашова. Они видели, что при балашовском соборе собрана дружная община верующих во главе с правящим епископом Иаковом, они обвинили их в том, что те ведут «среди населения агитацию против мероприятий советского правительства и партии, такого рода деятельностью они разлагающе действуют на местное население в селах». Было арестовано 15 человек – священнослужителей, монахинь и мирян. Среди них 12 февраля 1930 г. был арестован и епископ Иаков. Всех арестованных поместили в тюрьму в городе Балашове.

Власти стали вызывать для допроса одного за другим лжесвидетелей, среди которых были и отступники от веры, священники, снявшие с себя сан. Они, в частности, показывали, что «епископ Иаков, являясь враждебно настроенным по отношению к советской власти…, дает советы для борьбы с мероприятиями советской власти и выказывает свое неудовольствие таковыми…, объединил черные силы церковников из монашествующего, торгового и чиновничьего элемента и является вдохновителем их в борьбе с советской властью».

4 марта 1930 г. следователь допросил владыку, задавая вопросы в соответствии с показаниями лжесвидетелей. На все вопросы владыка дал исчерпывающие и аргументированные ответы, опровергая домыслы о своем участии в антисоветской деятельности. Все обвиняемые и некоторые свидетели, будучи допрошены о владыке, говорили о нем как о выдающемся архиерее и ревностнейшем архипастыре, обладавшем среди православных города бесспорным и заслуженным авторитетом. Никто из обвиняемых не подтвердил фактов антигосударственной деятельности епископа, но для властей было достаточно свидетельства о его церковной деятельности.

13 марта 1930 г. следствие было закончено, и владыке было предъявлено обвинение. Виновным в антисоветской деятельности он себя не признал. 9 июня 1930 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Иакова к трем годам заключения в концлагерь. Вместе с ним были приговорены еще четырнадцать человек.

По распоряжению властей епископ Иаков был отправлен в Соловецкий концлагерь и в конце июня прибыл в пересыльный лагерь в городе Кемь. Незадолго до окончания срока заключения, 16 декабря 1932 г., Особое Совещание при Коллегии ОГПУ распорядилось отправить епископа на три года ссылки на Урал. Однако каким-то образом потерялись учетные документы, в которых сообщалось, в какой именно лагерь был отправлен епископ. 27 июня 1934 г. Свердловское ОГПУ обратилось к своему начальству в Москву с сообщением, что епископ Иаков в Свердловск не прибыл, и просило объявить его во всесоюзный розыск.

Епископ Иаков между тем ни от кого не скрывался, но сразу же после освобождения из лагеря посетил Местоблюстителя митрополита Сергия и 4 апреля 1933 года получил от него назначение на Барнаульскую кафедру с поручением временно также управлять и Бийской епархией. В 1935 г. владыка был возведен в сан архиепископа.

В Барнауле святитель-исповедник сразу стяжал любовь паствы истовым богослужением, проповедями, христианским мужеством, которое напоминало пастве мужество апостолов и первых святителей-мучеников Церкви Христовой. Владыка служил каждый день. По городу и везде, куда бы он не отправлялся, он всегда ходил в священнической одежде и с посохом, в то время уже одно это было исповедничеством, так как вызывало со стороны безбожников хулу и насмешки. В своей жизни святитель отличался крайней нестяжательностью. На службы в городские храмы он всегда ходил пешком. В Барнаул к нему приехала дочь Нина. Она часто видела его молящимся ночью. В эти годы здоровье владыки, сокрушенное заключением в Соловках, сильно пошатнулось, и в 1936 г. он в сопровождении дочери выехал на лечение в Одессу. Когда он после лечения вернулся в Барнаул, стало очевидно, что близится новое гонение.

Осенью 1936 г. НКВД Алтайского края приступил к реализации плана по уничтожению духовенства Барнаульской и Бийской епархий. 23 сентября были арестованы и заключены в тюрьму в городе Бийске благочинный Даниил Носков, и мирянин Гектор Захарьин. 29 сентября был арестован священник Николай Пальмов. Все они согласились подписывать допросы с показаниями, которые требовались следователям. Основываясь на лжесвидетельствах, подписанных арестованными обвиняемыми, 29 октября 1936 г. власти арестовали архиепископа Иакова и заключили в тюрьму в городе Бийске. Во время длившихся в течение нескольких месяцев допросов архиепископ Иаков держался с большим мужеством и достоинством. Ему было предъявлено обвинение в том, что он являлся идейным вдохновителем и руководителем контрреволюционной повстанческой организации в Смоленском и других районах Западно-Сибирского края. Виновным себя в этом владыка не признал. Тогда ему была устроена очная ставка с лжесвидетелями Захарьиным и затем с Пальмовым, которые утверждали, что узнали об участии архиерея Иакова в контрреволюционной организации от Даниила Носкова, которому тот якобы давал установки по вербовке в нее новых участников. Лжесвидетельства против себя владыка также отверг.

25 декабря 1936 г. архиепископу Иакову был предъявлен протокол об окончании следствия. Владыка его подписать отказался, сказав, что он не признает себя виновным.

Однако следствие на этом не было закончено, и он вместе с другими заключенными продолжал пребывать в тюрьме. Несмотря на тяжелые условия тюремного заключения и длительность пребывания в узах в условиях неопределенности, не суливший ничего доброго, владыка не унывал, подкрепляемый благодатью Духа Святого.

Вместе с владыкой в числе других были арестованы священники Петр Гаврилов и Иоанн Можирин, инок Феодор Никитин и мирянин Иоанн Протопопов.

Священномученик Петр родился в 1870 г. в деревне Уткино Мамадышского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Гавриила Гаврилова. В 1888 г. окончил учительскую семинарию, а в 1903 г. – миссионерские курсы. В 1895 г. Петр Гаврилович был рукоположен в сан священника. За безупречное и ревностное служение отец Петр был возведен в сан протоиерея.

В 1929 г. он был выслан из города Барнаула в Нарым. Вернувшись через четыре года из ссылки, служил в одном из храмов в городе Бийске. 1 ноября 1936 г. отец Петр был арестован. 4 ноября состоялся первый допрос, а затем допросы продолжались в течение нескольких месяцев. Ему было предъявлено обвинение в участии в деятельности контрреволюционной организации, ставящей своей задачей свержение советской власти вооруженным путем в момент интервенции со стороны Японии. Виновным себя в этом отец Петр не признал. От него также требовали свидетельствовать об антисоветской деятельности и других священнослужителей, в том числе и архиерея Иакова (Маскаева). При этом следователь оказывал давление на подследственного, опираясь на показания лжесвидетелей. Отец Петр отрицал свою причастность и известных ему священнослужителей, а также архиерея Иакова, к контрреволюционной деятельности.

Священномученик Иоанн родился в 1870 г. в селе Софьино Тамбовской губернии в семье крестьянина Михаила Можирина. По окончании среднего учебного заведения Иван Михайлович был рукоположен в сан священника. В 1931 г. отец Иоанн был арестован и заключен в концлагерь. По возвращении из заключения он стал служить в храме в селе Старо-Белокуриха Алтайского края.

23 сентября 1936 г. власти вновь арестовали священника, заключили в тюрьму города Бийска и сразу же приступили к допросам. Ему предъявили обвинение в активном участии в деятельности контрреволюционной группы. Виновным себя в этом отец Иоанн не признал. 2 октября 1936 г. следователи произвели очную ставку между священником Иоанном и лжесвидетелем Степаном Кащеевым. Лжесвидетель дал показания о якобы слышанном им высказывании священника относительно скорой войны СССР с Японией, когда японец возьмет все по Урал в свои руки, и жизнь будет легче, а то ему, священнику, очень плохо живется при советской власти. Отец Иоанн это также не подтвердил.

Следователем были проведены очные ставки и с другими лжесвидетелями, которые утверждали, что священник «обрабатывал их в контрреволюционном духе» и был активным участником повстанческой организации. Отец Иоанн опроверг и эти измышления.

Преподобномученик Феодор (Федор Васильевич Никитин) родился в 1873 г. в крестьянской семье в селе Солдатском Орловской губернии. Принял иноческий постриг. В 1931 г. инок Феодор был приговорен к десяти годам заключения в концлагерь в Сибири, откуда был досрочно освобожден по состоянию здоровья и отправлен в административную ссылку в село Колбаны Грязнухинского района Западносибирского края. Здесь он работал в храме сторожем. 17 ноября инок Феодор был арестован. Ему было предъявлено обвинение в принадлежности к контрреволюционной повстанческой организации. Виновным в этом он себя не признал.

7-9 апреля 1937 г. состоялось судебное разбирательство с участием выездной сессии Специальной Коллегии Западносибирского края, на которой обвиняемые, признавшие себя виновными и оговорившие других, стали выступать с заявлениями, что сделали это под влиянием угроз и давления со стороны следователей.

9 апреля выездная сессия Специальной Коллегии постановила отложить слушание дела, направив его на дополнительное расследование в краевую прокуратуру.

Следователи НКВД стали допрашивать дополнительных «свидетелей», некоторые из которых сидели с обвиняемыми в тюрьме в качестве подследственных.

22 июля следователь передопросил инока Феодора. Инок Феодор вновь не признал себя виновным в предъявленных обвинениях.

12 июня 1937 г. следователи снова допросили архиепископа Иакова. Владыка по-прежнему отрицал свое участие в антисоветской деятельности и категорически отказался ставить свою подпись под протоколом допроса.

3 июля 1937 г. Сталин подписал распоряжение о массовых расстрелах и о проведении дел приговариваемых к расстрелу административным порядком через Тройки. 25 июля 1937 г. Тройка НКВД приговорила архиепископа Иакова (Маскаева), протоиерея Петра (Гаврилова), священника Иоанна (Можирина), инока Феодора (Никитина), Ивана Протопопова и других к расстрелу.

Архиепископ Иаков, священники Петр и Иоанн и инок Федор были расстреляны 29 июля 1937 года и погребены в безвестной общей могиле. Мирянин Иван Протопопов был расстрелян 4 августа 1937 года.

Прмч. Ардалион (Пономарев) архимандрит (1938): Новомуч.

 

Мч. Антиох врач (IV). Святой мученик Христов Антиох был родом из города Севастии. Будучи по профессии врачом, он ходил по всем городам своей страны и своим искусством исцелял одержимых различными недугами. По повелению правителя области Адриана он был схвачен и, претерпев различные мучения, брошен был, наконец, в котел, но остался невредимым. Затем его приговорили к борьбе с дикими зверями, но звери при виде его приходили в радость, ложились у ног его и лизали их, а один зверь проговорил человеческим голосом, обличая мучителя. После этого святой мученик помолился Богу и по его молитве все идолы рассыпались, как песок. Тогда ему отсекли голову, причем из раны его потекла кровь с молоком. Воин, отсекший святому Антиоху голову, по имени Кириак, тотчас же после казни святого смело объявил себя христианином и произнес проклятие на идолов. За это, по повелению Адриана, ему отсекли голову, и он погребен был вместе со святым мучеником Антиохом.

Мч. Павел и мцц.

Алевтина ( Валентина ) Кесарийская Алевтина (Валентина) и Хиония (308). Эти святые мученики были родом из Египта. Их схватили, привели в город Кесарию и представили перед правителем на допрос, где они исповедали Христа истинным Богом. За это им сожгли сначала левые ноги, затем выкололи ножами правые глаза и, наконец, вместе с другими мужами и женами, также веровавшими во Христа, их предали сожжению, отчего они и скончались. Перед этим св. Хиония была повешена на дереве и строгана по телу. Сестра ее, Алевтина, угрожая судье, разрушила ногами жертвенник, за что и подвергнута была беспощадным мучениям. Св. мученик Павел стал на молитву и помолился сначала о христианах, а после и обо всех язычниках, чтобы они пришли к познанию Бога истинного и перестали преследовать верующих во Христа. Этою молитвою он вызвал слезы у присутствующих, после чего ему отсекли голову.

Мученица Иулия Карфагенская Мц. Иулия дева (ок. 440 или 613). Когда персы взяли знаменитый в Африке город Карфаген и множество жителей отвели в плен, в это время вместе с ними была взята и маленькая девочка, блаженная Иулия, дочь одного знаменитого человека Аналсона. Она была отвезена в палестинскую Сирию и продана в рабство одному купцу, нечестивому язычнику. Девочка, находясь у неверного господина, однако крепко держалась святой веры во Христа, в которой родилась, и христианских добрых обычаев, которые усвоила с младенчества. Она часто постилась и молилась. Став девицей, она тщательно соблюдала себя в чистоте, жила целомудренно и в строгом воздержании и верно служила своему господину. Господин ее усиленно принуждал отречься от Христа и склонял ее жить по их нечестивым обычаям. Но никакими угрозами нельзя было склонить ее к тому. Она готова была скорее умереть, чем отречься от Христа или лишиться своего целомудрия. Хозяин, видя ее усердие в работе, добрый нрав и кротость начал жалеть ее, любить и уважать. Ей было уже около 20-ти лет, когда хозяин ее задумал плыть со многими товарами в Галлию. Он взял с собою и верную рабыню свою Иулию, так как видел, что его имущество увеличивается под ее присмотром. Они пристали к острову Корсике. Здесь были и христианские города и языческие. Увидев близ пристани сборище своих единоверцев язычников, совершавших празднество и приносивших жертвы своим идолам, купец вышел к ним со всеми слугами, купил жирного быка, принес с язычниками скверную жертву, и начали все есть, пить и веселиться. Святая же Иулия осталась на корабле и в глубине сердца вздыхала и плакала, скорбя о заблуждении и погибели этих людей.

Один из сборища пришел на корабль, увидел Иулию, узнал, что она христианка и тайно донес об этом начальнику того сборища, заведовавшему жертвоприношениями. Начальник спросил о ней купца, и тот ответил, что не смог ее отвратить о

Сделать бесплатный сайт с uCoz