…ц умер рано, и Сергей воспитывался в доме деда – сельского псаломщика. В 1913 г. он окончил Казанскую Духовную академию и женился; у них с супругой Марией Лукьяновной было две дочери. В 1913 г. Сергей Иванович был рукоположен в сан священника к кафедральному собору в городе Чите. На него были возложены обязанности миссионера среди языческих племен бурят и монголов.

Когда началась Первая мировая война и потребовались полковые священники, о. Сергий был командирован на фронт священником 234-го Борисоглебского пехотного полка. Он пробыл на фронте до конца войны. За самоотверженное служение о. Сергий был награжден двумя орденами и георгиевским крестом 4-й степени. В 1917 г. он был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями и митрой.

После распада фронта о. Сергий отправился домой в Читу, но в это время началась гражданская война, и почти остановилось движение на железных дорогах. Разруха застала его в то время, когда он находился в Симбирске, и архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский) назначил его в Троицкую церковь в село Чуфарово Симбирского уезда, куда к нему приехала жена с дочерью. Здесь своей активной деятельностью, проповедями, тем, что никому из крестьян не отказывал в исполнении треб, куда бы и в какую погоду его не звали, священник вскоре завоевал себе значительный авторитет, причем как среди крестьян, так и у представителей местных властей.

Однако среди местных коммунистов у него оказались противники, которыми предводительствовал председатель волостной коммунистической ячейки Степан Шарагин. Они занимались поборами с крестьян и грабежом, и им не нравилось, что священник видит организованный ими разбой и говорит об этом, и они стали прилагать усилия, чтобы убрать священника из села.

В 1920 г. недоброжелателям священника не удалось удалить его из села – о. Сергий был освобожден из ЧК с удостоверением, что по месту своего жительства «он не подлежит ни аресту, ни каким-либо репрессиям без ведома и согласия Губчека».

Но Шарагин не прекратил попыток удалит священника из села и 12 марта 1921 г. послал в Симбирскую Губчека заявление: «Поп Знаменский ввиду отлучения Церкви от государства образовал себе церковный совет из кулацкого элемента… Ведет каждый праздник длинные проповеди против коммунистов… Одним словом Знаменский полный контрреволюционер, идет против распоряжений советской власти и коммунистов и не дает последним никакого ходу. Всячески обзывает их, издевается над ними…»

16 марта он направил еще одно заявление в уездный комитет партии, в котором доносил на священника о якобы разносимых им провокационных слухах «среди крестьянского населения, будто бы город Петроград взят повстанцами, коммунистов всех убивают, и скоро будут бить здесь, в Симбирской губернии…».

18 марта заявление было передано в ЧК города Симбирска. Получив его, один из уполномоченных ЧК распорядился арестовать священника.

20 марта верующие направили в Симбирский революционный трибунал заявление, в  котором писали о клеветническом характере заявлений Шарагина, направленных на притеснение священника и просили оградить «независимость и свободу религии».

Протоиерей Сергий был арестован 21 марта 1921 г. в то время, когда находился по делам в Симбирске, и заключен в тюрьму ЧК.

Еще до своего ареста о. Сергий послал телеграмму Ленину с просьбой разобраться с этим делом. Ленин распорядился спросить об этом деле губернский комитет партии и губернский исполком. Но это не привело к облегчению участи священника.

Через некоторое время протоиерей Сергий был допрошен. Он мотивированно ответил на все вопросы следователя по существу дела и отверг все его попытки приписать ему антисоветские высказывания.

Тем не менее, 23 апреля 1921 г. по постановлению Коллегии ЧК  Симбирской губернии от 20 апреля священник был заключен на пять лет в Симбирский губернский концентрационный лагерь принудительных работ.

Оказавшись в лагере, о. Сергий не переставал настаивать на своей невиновности и направил одному из уполномоченных Симбирской Губчека заявление, в котором подробно излагал суть дела и незаконность его осуждения на основании клеветы мздоимцев и расхитителей.

22 февраля 1924 г. Комиссия НКВД по административным высылкам изменила приговор, назначив ему два года ссылки в Зырянский край. Через пять месяцев о. Сергий был освобожден; возвращаясь в Симбирск, он остановился в городе Вятке, так как не имел средств сразу доехать до Симбирска. На следующий день по его приезде в Вятку епископ Авраамий (Дернов) назначил протоиерея Сергия настоятелем Успенского собора в городе Яранске. 3 ноября он отслужил первую службу в соборе и с тех пор служил часто, проповедуя за литургией и всенощной, и деятельно участвовал во всех церковных событиях города. Это было время тяжелое для церковной жизни Вятской епархии, так как власть захватили обновленцы. Все это порождало нестроение и смуту в приходах.

В начале января 1925 г. в Яранск прибыл направленный сюда Патриархом Тихоном епископ Нектарий (Трезвинский), который назначил протоиерея Сергия своим секретарем; в этой должности о. Сергий пробыл до ареста владыки.

После того как во главе Яранского викариатства стал православный епископ, духовенство усилило борьбу против обновленцев, которые при помощи советской власти отнимали храмы у православных и достигли в этом некоторых успехов. Теперь же многие приходы возвращались в православие.

Активная церковная деятельность православных привлекла внимание властей.

5 апреля 1925 г. епископ Нектарий был арестован и заключен во внутреннюю тюрьму Вятского ОГПУ.

22 мая сотрудники ОГПУ допросили протоиерея Сергия и, отвечая на их вопросы, священник сказал: «С епископом Нектарием я всегда служил обедню. Точно сказать относительно его проповедей я не могу, так как проповеди всегда говорились в конце обедни, когда я был занят в алтаре. Лично я также говорил проповеди, в каждой из которых касался  обновленцев и что путем погибельным они ведут; имел выражения: лучше идти по-старому с Богом, чем по-новому без Бога. В проповедях своих о советской власти я никогда не говорил».

На следующий день сотрудники ОГПУ произвели в доме священника обыск.

Видя, что дело, начавшееся арестом епископа Нектария, идет, при поддержке властей, к захвату собора обновленцами и аресту всех сопротивляющихся этому, о. Сергий решил ехать в Москву.

Однако уже была приготовлена повестка на вызов его для допроса в ОГПУ. Отец Сергий не взял ее из рук посредника, сразу же пошел на вокзал и в тот же день уехал в Москву, решив найти священническое место в другой епархии.

В Москве он узнал, что только епископа Серафима (Звездинского) можно застать в Дмитрове. В Дмитровском районе, однако, не оказалось свободной священнической вакансии, и о. Сергий уехал в Нижний Новгород, затем в Арзамас, а оттуда отправился пешком в Саровскую обитель помолиться преподобному Серафиму. В Сарове он прожил больше недели, усердно прося преподобного о помощи. Из Сарова он выехал во Владимир, оттуда в Муром, и здесь ему сообщили, что вскоре освободится место священника, о чем его известят. Отец Сергий уехал в Москву и вскоре получил телеграмму, что место освободилось. Выехав в Муром, он прибыл туда в тот день, когда там развернулась многолюдная ярмарка. На ней о. Сергий был задержан, арестован и заключен в Муромскую тюрьму, где просидел недолго. Этапом через Московскую Таганскую тюрьму он был переправлен во Владимир. 21 сентября он был переправлен этапом в тюрьму города Вятки и в тот же день допрошен.

Священник собственноручно и обстоятельно изложил свои показания, доказывая несостоятельность возводимых на него обвинений.

26 марта 1926 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Сергия к двум годам заключения. С открытием навигации на Белом море он был направлен в Соловецкий концлагерь. По окончании срока заключения в 1927 г., он был направлен в Екатеринбург под надзор ОГПУ. Вскоре священник был снова арестован и приговорен к трем годам ссылки в Узбекистан.

Вернувшись из ссылки, протоиерей Сергий стал служить в храме мучеников Флора и Лавра в городе Кашире Московской области.

В 1937 г. власти арестовали священника, обвинив его в хулиганстве. Но обвинение было настолько нелепым, что суд вынужден был его оправдать. Однако 17 ноября 1937 г. власти снова арестовали его. На допросах священник виновным себя не признал.

На вопрос следователя о. Сергий ответил, его отношение к советской власти враждебное, хотя открытых враждебных действий против нее он не проявлял.

25 ноября тройка НКВД приговорила о. Сергия к расстрелу. Священник Сергий Знаменский был расстрелян 27 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Дунаев) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Василий (Лихарев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 25 марта 1871 г. в селе Тишилово Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Алексея Дмитриевича Лихарева. Окончил в 1886 г. Дмитровское духовное училище, в 1894 г. Вифанскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника к храму Казанской иконы Божией Матери Головинского монастыря, где он прослужил до самого его закрытия.

Женский монастырь в селе Головино Московской губернии был образован в 1893 г. Решением схода крестьян и на пожертвования помещиков было организовано строительство церкви в монастыре, которое было окончено в 1900 г. При монастыре выстроили больницу и гостиницу.

В русско-японскую войну о. Василий был направлен полковым священником в действующую армию. По окончании военных действий он вернулся служить в монастырь. К 1914 г. в монастыре были построены собор, колокольня и богадельня.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в конце двадцатых годов власти отобрали у монастыря деревянную церковь, но служба продолжалась в соборе.

В декабре 1928 г., незадолго до праздника Рождества Христова власти предприняли попытку сломать колокольню, но верующие отстояли ее, документально доказав неправомерность таких действий.

4 мая 1929 г., в Страстную пятницу, власти устроили собрание рабочих местных фабрик и жителей села Головино, которое постановило возбудить ходатайство перед центральными властями в Москве о закрытии храма. Это вызвало сильнейшее недовольство народа, что власти отнесли целиком на счет авторитета монахинь обители, которые после ее закрытия не покинули этих мест, поселившись поблизости.

В пасхальную ночь 1929 г. безбожники запланировали показ в клубе антирелигиозного фильма, причем сеанс должен был начаться в двенадцать часов ночи, во время крестного хода, а клуб находился рядом с храмом. Расчет строился на том, что демонстрация фильма не только отвлечет молодежь от участия в церковной службе, но и настроит ее агрессивно по отношению к Церкви.

В первом часу ночи, когда начался крестный ход вокруг храма, в клубе погасло электричество, и демонстрация кощунственного фильма прекратилась. Вскоре выяснилось, что были повреждены провода, показ фильма пришлось отменить.

Проведенное следствие не обнаружило никакого участия верующих в повреждении проводов, однако цель безбожников закрыть храм осталась прежней. 1июня 1929 г. по поводу инцидента с электрическими проводами сотрудниками ОГПУ был арестован казначей храма Александр Иванович Дрындин. 21 июня сотрудники ОГПУ вызвали о. Василия на Лубянку и в приемной арестовали.

16 августа 1929 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Александра Ивановича Дрындина к лишению свободы сроком на четыре месяца, а священник Василий Лихарев был из тюрьмы освобожден с запрещением три года жить в Москве и Московской области, а также еще в пяти крупных городах с прилегающими к ним областями. Отец Василий выбрал местом ссылки близкий к Москве город Тулу, куда приехал в конце августа.

По окончании административной ссылки – 28 июля 1932 г. ему было разрешено выехать, куда он пожелает, и о. Василий вернулся домой. За время его ссылки обитель была приведена безбожниками в плачевное состояние: собор обратили в клуб; в склепе, где были похоронены основатели монастыря, устроили склад зерна. Здание богадельни, в котором жили несколько престарелых монахинь, отобрали, и о. Василий приютил их в своем доме. Сам он стал служить в Знаменской церкви в селе Аксиньино, расположенном в нескольких километрах от его дома. За свое долгое и мужественное служение святой Церкви о. Василий был возведен в сан протоиерея и награжден митрой. В это время к нему за духовным советом и утешением стало обращаться множество народа – крестьяне, учителя, ученые.

Во время усилившихся в 1937 г. гонений представители властей стали допрашивать всех, кто мог дать показания против священника. 28 сентября сотрудники НКВД вызвали некоего человека, который снимал в доме о. Василия комнату, и попросили рассказать о священнике. Он рассказал, что к о. Василию часто приходят в гости священники, в том числе и брат его жены протоиерей Артоболевский, «который является завзятым контрреволюционером, если, конечно судить по тому, что советские власти его уже высылали»; часто к священнику приходят две учительницы – «явно антисоветские личности». «Сам священник Василий Лихарев ведет активную проповедническую деятельность, и особенно среди молодежи, влияя на их родителей, и в частности тем, что оказывает им всевозможную помощь. В результате учащается посещение храма крестьянами в селе Аксиньино. Священник Василий Лихарев пользуется большой популярностью среди местного населения, а местные власти не оказывают ни малейшего противодействия этому явлению».

2 октября власти допросили второго свидетеля, который на вопрос, что он может сказать об антисоветских высказываниях священника Лихарева, ответил, что летом 1936 г. священник поделился своими впечатлениями об увиденном им в газете проекте архитектурного исполнения Дворца советов. Он ему напомнил вавилонскую башню, и как постройка той башни разрушилась, заметил священник, так разрушится и строительство власти советов. Свидетель стал ему возражать, что власть не рухнет, на что о. Василий сказал, что все в руках Божиих, но он уверен, что это случится.

15 ноября 1937 г. сотрудники Красногорского отделения НКВД арестовали о. Василия и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. При аресте сотрудники НКВД забрали у священника награды, полученные им во время русско-японской войны, позолоченный наперсный крест и митру. 19 ноября следователь допросил священника, пересказав ему показания свидетелей. Выслушав, священник ответил, что не подтверждает ни одно из этих показаний, и никогда не занимался, какой бы то ни было, антисоветской агитацией. На следующий день следствие было завершено, и следователь составил обвинительное заключение для передачи его на рассмотрение тройки НКВД.

25 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Василий Лихарев был расстрелян 27 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Александр (Быков) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александра родился 8 августа 1881 г. в селе Кельи Волоколамского уезда Московской губернии в семье торговца Иакова Быкова. Окончив земскую школу, Александр стал помогать отцу в торговле, а недостаток образования восполнил впоследствии самообразованием. Он женился на девице Марии, впоследствии у них родилось десять детей.

В 1908 г. Александр Яковлевич с семьей поселился в Москве и стал самостоятельным владельцем цветочного магазина и теплиц, где разводил множество сортов цветов. Сразу же после того как произошла февральская революция, он оставил торговлю и все с нею связанное имущество и 1 октября 1917 г. поступил псаломщиком в церковь села Щеглятьево Московской губернии.

23 сентября 1921 г. Александр Яковлевич был рукоположен в сан диакона. С 1923 по 1926 год он служил в Москве в храме на Большой Дмитровке. С 10 февраля 1926 г. он был назначен служить во Введенскую церковь в селе Хранево Волоколамского района. 18 июня 1930 г. епископ Воскресенский Иоанн (Васильевский) рукоположил его во священника к Знаменской церкви в селе Судниково Лотошинского района. 1 января 1931 г. о. Александр был вновь определен к Введенской церкви села Хранево, в которой прослужил до дня ареста.

29 октября 1937 г. был допрошены в качестве свидетелей председатели двух  колхозов, которые в качестве «антисоветской деятельности» о. Александра привели примеры якобы слышанных от него высказываний: «колхозники сейчас сами еле ходят, так как их лошади заняты на выполнении государственных обязательств, и я решил купить свою лошадь и объехать весь приход»; «…скоро большевиков заставят опять вешать колокола на церкви»; «скоро придет время, когда все, которые некрещеные и невенчанные, будут креститься и венчаться; это значит, что советская власть будет заменена другой».

Отец Александр был арестован 12 ноября 1937 г. и заключен в Таганскую тюрьму.

Виновным себя в ведении контрреволюционной агитации он не признал.

23 ноября тройка НКВД приговорила о. Александра к расстрелу. Священник Александр Быков был расстрелян 27 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмчч. Николай (Виноградов), Димитрий (Лебедев) пресвитеры и мч. Гавриил (Бесфамильный) (1937): Новомуч. Во время гонений 1937 г. власти часто арестовывали всех членов притча, после чего опустевшие храмы разрушали. 21 октября  1937 г. были арестованы настоятель Воскресенского храма в селе Теряева Слобода Волоколамского района Московской области протоиерей Николай Виноградов, диакон храма Петр Смирнов и вместе с ними мирянин Гавриил Безфамильный, а также настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в соседнем селе Спирово протоиерей Димитрий Лебедев.

Священномученик Николай родился 21 апреля 1876 г. в городе Дмитрове Московской губернии в семье диакона Иоанна Виноградова. В 1901 г. он окончил Московскую Духовную академию. Женился на Екатерине Павловне Соколовой и был рукоположен в сан священника.

В 1914 г. о. Николай был удостоен степени магистра богословия. В это время он был настоятелем храма Московского Александровского института, а также законоучителем в этом институте. В 1918 г. его перевели на должность настоятеля церкви святителя Николая на Пупышах.

В 1920 г. о. Николай был возведен в сан протоиерея. В 1924 г. митрополит Петр (Полянский) назначил его благочинным 1 отдела Замоскворецкого сорока, а с 8 сентября 1927 г. он был назначен благочинным и 3 отдела того же сорока. В том же году награжден митрой.

В 1929 г. протоиерея Николая назначили настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе. В конце 20-х годов власти склонили протоиерея Николая к сотрудничеству, он дал согласие, но исполнить то, что требовало ОГПУ, из нравственных соображений не смог. 1 января 1933 г. он был арестован вместе с другими членами причта и некоторыми из членов церковной двадцатки и заключен в Бутырскую тюрьму.

На следующий день после ареста следователь допросил священника. Отвечая на вопросы следователя, он сказал, что действительно рассказывал анекдот о 15-летии Октябрьской революции. Он также рассказывал и другие анекдоты, в которых «высмеивалась личность Сталина». Что касается произнесенных проповедей за церковными службами, то они антисоветского характера и критики существующего строя не носили.

19 февраля следствие было закончено. Священники обвинялись в том, что «являлись участниками контрреволюционной группировки церковников при церкви так называемых Флора и Лавра. Основное содержание контрреволюционной деятельности обвиняемых заключалось в систематической антисоветской агитации пораженческого и антиколхозного характера и в устройстве нелегальных антисоветских собраний по квартирам участников группировки».

15 марта 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Николая к трем годам ссылки, которую он отбывал в городе Каргополе Архангельской области. 2 января 1936 г. о. Николай был освобожден и 21 января направлен служить в Воскресенский храм в селе Теряева Слобода Московской области.

21 октября 1937 г. протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Его обвинили в том, что он благословил прихожанина Воскресенского храма Гавриила Бесфамильного (см. о нем ниже) продать памянники для записи имен живых и почивших. Его также обвинили в том, что он, придя в сельсовет, в присутствии секретаря сельсовета говорил о конституции, о выборах в Верховный Совет и о религии.

На допросе следователю он ответил: «Зачитанные мне свидетельские показания я отрицаю, за исключением того, что мы совершили крестный ход в церковной ограде без разрешения сельсовета».

Священномученик Димитрий родился в 1871 г. в селе Спирово Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Александра Лебедева. В 1892 г. Дмитрий Александрович окончил Московскую Духовную академию и был рукоположен в сан священника. Он служил в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Спирово, известной своей скульптурной иконой святителя Николая Чудотворца и крестными ходами с этой иконой. Отец Димитрий всю жизнь прослужил в этом храме. Был возведен в сан протоиерея.

Во время гонений от безбожных властей священник был арестован и по обвинению в антисоветской агитации выслан на три года в Казахстан. Когда он вернулся, власти потребовали от него уплатить налоги и выполнить задание по сельскохозяйственным заготовкам. Отец Димитрий этого сделать не смог, был выселен из дома, и все его имущество было конфисковано. 21 октября 1937 г. о. Димитрий был снова арестован.

На допросах о. Димитрий виновным себя не признал.

Мученик Гавриил (Гавриил Гаврилович Бесфамильный) родился в 1880 г. в Москве. Окончил школу и затем работал водопроводчиком и прислуживал в храме. В 1924 г. Гавриил Гаврилович переехал в село Ярополец Волоколамского района. 21 октября 1937 г. власти арестовали его по обвинению в контрреволюционной и антисоветской агитации; он виновным себя не признал, сказав лишь, что действительно продал два помянника верующим.

25 ноября тройка НКВД приговорила священников Николая и Димитрия и мирянина Гавриила к расстрелу. 27 ноября 1937 г. протоиерей Николай Виноградов, протоиерей Димитрий Лебедев и мирянин Гавриил Бесфамильный были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Порфирий (Колосовский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Порфирий родился в 1868 г. в селе Долгое Поле Нижегородской губернии. Служил в селе Варганы Лысковского района Нижегородской области. Был арестован 17 сентября 1937 г. на основании ложных показаний ранее арестованного священника, который, сломленный тюремным содержанием и пытками, подписал все показания, составленные следователем. С предъявленным обвинением о. Порфирий не согласился, и следователи не смогли доказать его виновность. Священник держался мужественно. 11 ноября 1937 г. он был приговорен к расстрелу и расстрелян.

Сщмч. Василий (Розанов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 22 июня 1872 г. в погосте Черницкое Опочецкого уезда Псковской губернии в семье священника Георгия Розанова, настоятеля местной церкви Покрова Богородицы. Поступил учиться в Псковскую Духовную семинарию. Окончил семинарию по второму разряду и был определен на место учителя и законоучителя в церковноприходскую школу (русских и эстов) родного погоста Черницкое (Черница), находившегося близ д. Алексино. В настоящее время д. Черницы в Опочецком районе не существует.

22 июля 1897 г. правящий архиерей Антонин (Державин), епископ Псковский и Порховский, посетил приход Черницкое. Церковный притч и прихожане с большим воодушевлением принимали высокого гостя. Ученики местной церковноприходской школы под руководством молодого учителя Василия Розанова встретили владыку стройным церковным пением.

Василий Георгиевич обучал учеников не только предметному, но и церковному пению, к которому с раннего возраста привык в семье отца-священника. Он всей душой отдавался педагогической работе и в 1898 г. получил от Духовной Консистории денежное вознаграждение в сумме почти месячного оклада сельского священника – 159 руб.

Преосвященный Сергий (Ланин), епископ Псковский и Порховский, рукоположил Василия Розанова 11 апреля 1902 г. во диакона, а 13 апреля – во священника к Черницкой Покровской церкви. Так он стал преемником своего отца и пастырем своих односельчан. Нелегок по тем временам был труд сельских батюшек. На их плечах, кроме церковных и приходских, лежали обязанности преподавания Закона Божия в учебных заведениях. Отец Василий преподавал в Коношинской земской школе.

Были у батюшки и немалые семейные хлопоты. Его семья состояла из 7 человек: жены Лидии Павловны, 4-х сыновей – Владимира, 1901 г.р., Александра, 1904 г.р., Михаила, 1907 г.р., Георгия, 1910 г.р. и дочери Валентины, 1913 г.р.

В 1903 г. о. Василий был избран членом благочиннического Совета, в котором состоял в течение 3 лет. Еще через два года батюшка в качестве депутата от своего благочиния участвовал в работе епархиального и училищного съездов, состоявшихся в Великих Луках. В этом же 1905 г., о. Василий был перемещен на место настоятеля Успенской церкви погоста Копылка (Копылок) Опочецкого уезда.

В 1905 г. к празднеству рождества Самодержца и во внимание к усердному служению Псковская Духовная Консистория наградила о. Василия набедренником.

15 – 21 декабря 1905 г. в Пскове проходил съезд епархиального духовенства. Отец Василий принимал участие в его работе.

В следующем году о. Василий был избран членом благочиннического попечительного Совета. В последующие 2 года (1906 – 1907) он снова принимал участие в работе съездов Велуколукского училищного округа и был на них делопроизводителем. Будущий священномученик возрастал от силы в силу и в пастырском и в общественном служении миру.

После 3 лет служения в п. Копылка, в 1908 г. о. Василий был перемещен в другой приход Опочецкого уезда, к церкви погоста Глубокое. Именно здесь располагалась усадебная церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь была выстроена в 1853 г. тщанием князя А.М. Дондукова-Корсакова, первого владельца имения.

В Глубоком во время настоятельства о. Василия находились имения родовитых особ: дворян Волковых, графов Гейден. Отец настоятель имел пастырское попечение и о представителях высшего общества, посещающих имения. Продолжались здесь и его преподавательские труды.

Правящий архиерей, архиепископ Арсений (Стадницкий), наградил его скуфьей в 1909 г. Следуя стопам отца, члена Братства Кирилла и Мефодия, о. Василий в 1910 г. также стал членом Братства. В 1916 г. он был участником съездов отцов депутатов Великолукского училищного округа.

После захвата власти в 1917 г. большевиками начались беспримерные гонения на Православие. Церкви, монастыри, приходы, храмы закрывались и уничтожались. На верующих и в первую очередь на так называемых «церковников» – духовенство и церковный клир – начались жестокие гонения.

Участь гонимых не миновала священника Василия Розанова и его семью. Батюшка и члены его семьи были лишены избирательных прав. Церковь и приход, где служил о. Василий, были ликвидированы. Зарегистрироваться, как требовал того закон, в какую-либо другую церковь ему не удалось: власть беспощадно проводила линию полной ликвидации Церкви. Отец Василий с семьей вернулся на родину, в село Черницкое. Здесь был отчий дом, осталась земля и какое-никакое хозяйство. На родной земле, среди своих, можно было каким-то образом продолжать существование.

Но не единым хлебом жив человек. Смириться с отсутствием храмового богослужения о. Василию был нелегко. Следуя просьбам своих пасомых, о. Василий крестил, венчал, отпевал, служил на дому молебны. Он учил, что даже при отсутствии церкви можно приближаться к Богу. Учил опытно познавать, что с Горним миром можно связаться очень просто, имея чистое сердце и крепкую веру.

Многое о. Василий делал тайно, осторожно, но карательным органам его деятельность была известна. За ним велась слежка со стороны агентурных служб НКВД. Работа пастыря с людьми, которая пробуждала в человеке все лучшее к жизни, звала к добру, любви, у некоторых понуждала проснуться, быть может, давно уже уснувшую совесть – эта деятельность его была неугодна властям и расценивалась как антисоветская. И когда наступил последний, самый жестокий период гонений на духовенство, 9 октября 1937 г. о. Василия арестовали. 65-летний пастырь был заключен под стражу в городе Новоржеве.

Через день после ареста, 11 октября, он был вызван на первый допрос. После установочных вопросов о знакомых и родных следователь, без указания на конкретные факты, обвинил о. Василия в …контрабандной деятельности. После категоричного отказа подследственного от признания своей вины в этом ему было предъявлено следующее обвинение: антиколхозная агитация. Отец Василий твердо отверг и эту возводимую на него клевету.

На следующий допрос он был вызван спустя 12 дней, 23 октября. Допрос начался снова с обвинения о. Василия в антиколхозной агитации. Отец Василий остался непреклонным в своем «упорном» отрицании возводимой на него клеветы. Следствию стало очевидно, что добиться от арестованного В. Розанова признания «вины» не удастся.

Была запрошена справка на него из Лобовского сельсовета. Местные власти охарактеризовали его как контрреволюционера. Затем к делу были приобщены фиктивные показания свидетелей, подложный характер которых очевиден. Не найдя желающих свидетельствовать против священника, следствию пришлось прибегнуть к тем, кто имел провинность перед властями, и был готов дать следствию нужные показания.

В тюрьме города Новоржева о. Василий пробыл полтора месяца. Он знал н… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz