Краткие жития святых, православные праздники и события

30 ноября / 13 декабря

 

Ап. Андрея Первозванного (62). Сщмч. Иоанна пресвитера (1937).

Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).

 

Андрей Первозванный Ап. Андрей Первозванный (62). Св. апостол Андрей был рыбаком. С юности он всей душой обратился к Богу, сохранив девство, что было редкостью у иудеев, первым последовал за Господом и первым был призван на служение Иисусу Христу, став одним из 12-ти апостолов. Именно он привел к Иисусу будущего первоверховного апостола Петра, своего родного брата; он вместе с будущим евангелистом ап. Иоанном Богословом слушал в пустыне проповедь св. Иоанна Крестителя. После сошествия Святого Духа на апостолов св. Андрей отправился с проповедью слова Божия в восточные страны. Он пересек Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до того места, где теперь стоит Киев. Русские летописи сохранили нам предание о том, что ап. Андрей благословил это место и воздвиг крест на киевских горах. На своем пути первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов и избивали. Но его трудами возникали христианские Церкви, в которых он ставил епископов и священников. Последним городом, куда пришел св. Андрей, были Патры (Греция). Многих жителей обратил он в христианскую веру, поэтому разгневанный этим городской правитель Эгеат приказал распять апостола. Чтобы продлить мучения, воины не стали прибивать руки и ноги святого, а привязали их к кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, потребовали снять его с креста, и, испугавшись народного гнева, Эгеат приказал прекратить казнь. Но св. Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. И пока воины пытались снять святого с креста, он уже предал свою душу Господу.

Тело св. Андрея сняли с креста и с честью погребли его. При имп. Константине, в 357 г., мощи апостола были положены в храме Святых Апостолов в Константинополе рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика ап. Павла – Тимофея. В 1458 г. честная глава апостола Андрея была перенесена в Рим и помещена в церкви апостола Петра. В XIX в. в Патрах, на месте мученической кончины святого, был построен небольшой храм, а в начале XX в., в 1908 г., королем Греции Георгом I заложен новый грандиозный храм во имя апостола Андрея Первозванного. Честная глава апостола Андрея покоится в особом киоте в правом приделе нового храма. Здесь же хранятся частицы креста, на котором был распят апостол.

В 1988 г. в Пятигорске часть мощей св. апостола Андрея Первозванного была передана в дар Русской Православной Церкви гражданами Австрии.

 

 (Сщмчч. Иоанн (Честнов) и Леонтий (Гримальский)).

Сщмч. Иоанн (Честнов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 30 января 1874 г. в деревне Запонорье Богородского уезда Московской губернии в семье священника Петра Честнова.

В 1904 г. по окончании четвертого курса Московской Духовной семинарии Иван Честнов подал прошение об увольнении. В мае того же года он стал экзамен на звание учителя церковноприходской школы.

29 июня 1904 г. епископ Можайский, викарий Московской епархии Парфений (Левицкий) определил Ивана Петровича на должность псаломщика Знаменской церкви в селе Амерево Богородского уезда. В 1905 г. он был посвящен в стихарь.

В июле 1907 г. Иван Честнов был переведен на место псаломщика в Крестовоздвиженский храм в селе Новое при реке Волге Клинского уезда.

В 1908 г. Иван Честнов был рукоположен во диакона и митрополитом Владимиром (Богоявленским) определен на служение к Воскресенской кладбищенской церкви в городе Подольске. С 1910 г. он также был здесь законоучителем в мужском и женском училищах.

С 20 марта 1917 г. диакон Иоанн состоял членом исполнительного уездного комитета духовенства и мирян, а в июле того же года был избран членом благочиннического совета Первого Подольского округа. За усердное служение Церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1919 г. диакон Иван Честнов был удостоен Патриаршего благословения.

В 1920 г. о. Иоанна рукоположили во священника, и 1 сентября митрополитом Крутицким Евсевием (Никольским) он был определен во священника в Знаменский храм в селе Захарьино Подольского уезда. 3 января 1921 г. его снова перевели в Воскресенскую кладбищенскую церковь в городе Подольске.

По благословению епископа Подольского Иннокентия (Летяева) в конце декабря 1928 г. о. Иоанн был направлен в Михайло-Архангельскую церковь в селе Вертлинское Солнечногорского района Московской области. Здесь о. Иоанн в 1929 г. был в первый раз арестован. Пробыв пять с половиной недель в заключении, он был освобожден.

Из-за невозможности постоянно платить большой налог, который безбожная власть накладывала на служителей Церкви, у о. Иоанна в феврале 1930 г. в счет причитающихся недоимок была конфискована корова и часть имущества. Не имея постоянного жилья, он был вынужден просить архиерея перевести его на другой приход.

Преосвященным епископом Воскресенским Иоанном (Васильевским) 24 января 1930 г. о. Иоанн Честнов был переведен в Успенский храм села Гжель Раменского района Московской области.

В начале 1930 года власти решили снять колокола с Успенского храма. Настоятель храма протоиерей Александр Виноградов пытался предотвратить это намерение безбожной власти. Женщины, прихожанки церкви, пришли на собрание граждан села Гжель и выступили против снятия колоколов.

На 1929 и 1930 годы пришелся один из периодов беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь. Многие священнослужители в то время были арестованы, часть из них расстреляна, другие были приговорены к заключению или ссылке, где нередко умирали от болезней и голода.

Намереваясь арестовать священника, следователь ОГПУ в октябре 1930 г. допросил несколько свидетелей. Все допрошенные дали необходимые следователю показания, ложно обвинив священника в различных антисоветских выступлениях. Эти лжесвидетельства подтвердил диакон Солертовский, служивший в одном храме с о. Иоанном. Он рассказал, как в разговоре о. Иоанн однажды сказал: «…Несмотря на эти гонения, все же вера православная не угаснет и после гонения восторжествует». Эти и другие слова священника диакон представил как антисоветскую агитацию, заявив, что «попы Честнов и Виноградов при всяком удобном случае используют религию во вред существующему строю».

31 октября 1930 г. о. Иоанн был арестован и 1 ноября допрошен. На вопросы следователя священник отвечал: «…Всякая власть дается от Бога, …народ достоин той власти, которая ему послана Богом, …пока народ не обратится к Богу, ниспосланная Им власть будет продолжаться долго… Мои призывы и беседы имели целью вразумить народ и привести их к вере Христовой, так как если вера Христова укрепится, то и существующая власть также подойдет к этой вере, и вот тогда-то и установится власть, угодная Богу».

22 ноября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила священника Иоанна Честнова к трем годам ссылки в Казахстан.

После отбытия наказания о. Иоанн вернулся в Московскую область. Поскольку проживать в стокилометровой зоне от Москвы ему было запрещено, он поселился в городе Можайске, где был священноначалием назначен служить в Вознесенский храм города. В 1934 г. с помощью обновлецев власти решили закрыть храм.

Отец Иоанн обратился к священноначалию о назначении его на другой приход. Ему посоветовали обратиться с прошением к архиереям соседних с Московской епархий.

10 марта 1935 г. о. Иоанн был назначен на служение в Михайло-Архангельский храм города Талдома Московской области. На праздник Пасхи Христовой власти запретили ему совершать обход домов верующих с молебнами. В первый день Пасхи о. Иоанн пришел по приглашению церковного старосты Волкова к нему в дом на чаепитие. Кроме о. Иоанна присутствовали и прихожане храма. Был там и некто Агентов, который занимался изготовлением свеч для прихода. За чаем зашел разговор о современных событиях в мире, об антирелигиозной агитации и воспитании детей.

19 мая 1935 г. следователь НКВД допросил Агентова в качестве свидетеля, который определил сказанную священником за чаепитием речь как «антисоветскую по содержанию» и воспроизвел его высказывания в отношении вопроса о русском патриотизме, утрате веры в Бога, о неизбежности войны с Германией под давлением всех держав мира для уничтожения большевизма.

В тот же день, 19 мая, о. Иоанн был арестован. Начались допросы.

Используя показания лжесвидетелей, следователь принуждал священника признать вину в призывах к прихожанам «не слушать безбожную агитацию», «всеми силами стремиться к разрушению воспитания детей, преподаваемого им школой, а воспитывать детей в богобоязненности и послушании». На это о. Иоанн отвечал: «Моя нравственная обязанность как священника оберегать своих пасомых от безбожия. И в этом сказанном мною не могу считать себя виновным».

После окончания следствия о. Иоанна перевели в Бутырский изолятор в городе Москве. 8 июня 1935 г. тройка НКВД приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан.

Наказание о. Иоанн отбывал на станции Чу Чуйского района Казахской ССР. 23 ноября 1937 г. он был арестован Чуйским районным отделением НКВД.

4 декабря было составлено обвинительное заключение, где сказано, что «Честнов, отбывая ссылку в Чуйском районе, занимался нелегально исполнением религиозных обрядов, среди населения вел антисоветскую агитацию».

10 декабря 1937 г. УНКВД Алма-Атинской области приговорила о. Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Честнов был расстрелян 13 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле.

 

Свт. Фрументий, архиеп. Индийский (Ефиопский) (ок. 380). В конце царствования Константина Великого один Тирский купец, христианин, по имени Меропий, отправился путешествовать в Индию и в другие страны по берегам Чермного моря и Индийского океана. С собою он взял двух своих племянников, Фрументия и Едессия.

Когда они плыли по морю, то неблагоприятным ветром и сильным волнением корабль их прибило к Эфиопии, населенной дикими варварами, которые и захватили в плен путешественников. Купца Меропия и его товарищей они убили, а Фрументия и Едессия отправили в город Авксум, в дар своему царю. Царю понравились оба юноши, и он пожелал оставить их при дворе своем. По приказанию царскому, для обучения юношей, были приставлены особые надзиратели и учители, с тем, чтобы, после обучения, юношам можно было дать должности при дворе.

Будучи с детских лет просвещенными Христовой верой, Фрументий и Едессий быстро возвысились по уму и образованию перед всеми, окружавшими царя, и вскоре сделались лицами сильными и влиятельными при дворе его.

Еще большей чести они удостоились по смерти царя, когда на престол вступил его малолетний сын Айзан. В воспитатели Айзана был избран Фрументий. Тогда братья Фрументий и Едесий, имея большое влияние на всю страну, могли свободно исповедовать свою веру. В то время завязали торговые отношения с Эфиопией некоторые римские и греческие купцы, по большей части – христиане. Фрументий и Едесий знакомились с купцами и устраивали с ними богослужебные собрания, для которых они построили небольшую церковь. Вместе с тем и эфиопы, мало помалу знакомились от них с христианской верой.

Между тем Айзан вырос. Тогда Фрументий и Едесий стали просить царя отпустить их на родину. Айзан, после некоторого колебания, позволил им оставить Эфиопию. После этого Фрументий и Едесий с первым же кораблем отплыли в Грецию. Едессий, прибыв в Грецию, отправился к себе на родину, в Тир, чтобы более не разлучаться с родными до конца своих дней. Но не с тем же намерением оставлял Эфиопию Фрументий. Он успел привязаться к этой стране, которая по устроению Божию стала его второй родиной. Он желал пламенно, чтобы страна эта сделалась родственной ему и по вере.

Вдохновляемый такими святыми мыслями, Фрументий направился вместо Тира в Александрию, где тогда был епископом св. Афанасий Великий. Придя к св. Афанасию, Фрументий подробно рассказал ему все, что пришлось испытать ему в Абиссинской стране. Он объяснил также великому святителю, что пленившие их варвары после уже не чуждались христиан и даже вникали в их жизнь и учение, и теперь легко могли бы быть просвещены светом Христовой истины. Поэтому Фрументий горячо просил святителя теперь же послать в Эфиопию епископа и клир.

Выслушав это повествование, св. Афанасий уразумел во всем, произошедшем с братьями, дивное промышление Божие, ради обращения ко Христу эфиопов. При этом он решил, что лучше всего поставить епископом в Эфиопию самого Фрументия, успевшего близко изучить нравы, обычаи и язык жителей той страны и заслужившего там почтение и любовь.

После этого, Фрументий был рукоположен св. Афанасием во епископа и с апостольскою ревностью отправился вновь в Эфиопию просвещать язычников. Прежде всего, он стал убеждать самого царя Айзана принять святое крещение. Молодой царь, привыкший пользоваться советами Фрументия и в глубине души склонный принять веру своего учителя, с сердечной верой внимал проповеди его о Воскресшем и крестился во Имя Христово. За ним крестились и многие из приближенных царя.

Господь удостоил сего равноапостольного угодника Своего дара чудотворений. Святой Фрументий силой имени Христова исцелял бесноватых и одержимых различными недугами. А тех, кто своими мудрствованиями отрицали Христово учение, он предавал власти сатаны; иных же из упорствующих поражал сухотою всего тела, а на других наводил ослепление очей. При таких внезапных грозных знамениях, происходивших по слову угодника Божия, даже упорные из язычников, преклонялись перед ним и, исповедуя Христа, получали от Фрументия исцеление и были крещены.

Положив, таким образом, начало Церкви Христовой в Эфиопии, св. Фрументий стал ревностно заботиться о внешнем и внутреннем ее благоустройстве. Он созидал по всей стране храмы для новообращенных и повсюду устраивал богослужения. Вместе с тем он озаботился переводом Священного Писания на язык эфиопский. После этого проповедь Евангелия распространялась в Эфиопии еще успешнее.

И так немалые годы прожил богоугодно св. Фрументий, после чего мирно отошел ко Господу. От честных мощей святителя, не оскудевая, подавались различные исцеления всем, с верой и мольбою прибегавшим к нему.

Блгв. Царь Грузинский Вахтанг Горгосали (502) (Груз.).

Мч. Феофил.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz