Мч. Менигн белильник (ок. 250). Святой Менигн был родом из города Парии, Геллеспонтской области (север Малой Азии на берегу Черного моря). По ремеслу своему он был белильщик, занимался мытьем и чисткой одежд и холстов. Во время этих занятий при реке св. Менигн дважды слышал голос с неба, призывавший его на подвиг ради имени Христова. Это было в царствование жестокого гонителя христиан Декия (249 – 251).
По приказанию царя, в городе, где проживал Менигн, было схвачено множество христиан, коих обрекли на мучение и заточили в темницу. Когда врата темницы были запечатаны и охранялись воинами, Ангел Господень явился узникам в темнице. Сняв оковы с узников, Ангел отпустил их из темницы на свободу невредимыми.
Мучители, хватившись узников и не найдя их в темнице, спрашивали о них у стражников, но и воины ничего не могли сказать, так как ворота оставались запечатанными. Язычники, ослепленные злобой, разыскивали христиан.
Святой Менигн, услышав об этом от воинов, воспылал ревностной любовью ко Христу и вспомнил о небесном голосе, звавшем его на подвиг. Недолго раздумывая, он роздал заказчикам данные ему для мытья одежды, и объявил себя последователем Христовым. Он разорвал указ нечестивого царя Декия, повелевавший предавать мукам и смерти всех христиан, если они после убеждений не отрекутся от Христа. После этого Менигн был схвачен и представлен властям. Судья приговорил отрезать персты его, разодравшие царский указ. Когда отрубили ему пальцы, то из них вытекла не кровь, а молоко. После этого мученика стали уговаривать принести жертву идолам, чтобы избежать ему дальнейших мук и смерти. Но святой мужественно исповедал Христа. Тогда мучитель приказал без милосердия бить его и мучить. Он был повержен на землю сильными ударами палачей, потом повешен на дереве и строган железом. Однако это не ослабило ревности исповедника Христова. Тогда его сняли с дерева и отсекли голову. В это время из уст святого вылетела к небу чистая горлица.
Христиане после кончины святого, тайно ночью, пришли на место его мучений и взяли тело его.
Мч. Прокопий чтец (303). Святой Прокопий был родом из Иерусалима. Он строго относился к своей жизни и украшал себя многими добродетелями. Назначенный на должность чтеца церкви Кесарийской и, имея дар разумения Писаний, Прокопий изъяснял верующим Слово Божие. Кроме этого, он занимался переводом Священного Писания на сирский язык и исцелял при жизни одержимых недугом беснования, изгоняя бесов.
Однажды, путешествуя в Скифополь, он читал Слово Божие в церквах христианских и соединял с чтением толкование. Когда о святом Прокопии услышал правитель Кесарии, то приказал схватить его, как христианина. В это время было гонение на христиан при императоре Диоклетиане (294 – 305). Правитель Кесарии потребовал от святого, чтобы он принес жертву языческим идолам и воздал поклонение четырем царям, правящим тогда в империи [Диоклетиан разделил власть над империей с Максимианом, которому уступил восточную половину. При этом каждый император имел своего соправителя: Диоклетиан – Максимиана Галерия, который по смерти Диоклетиана стал императором востока; а на западе империи правил Максимиан Геркул с Констанцием Хлором. Цари почитались язычниками наравне с богами]. Но святой дерзновенно ответил: «Христиане не должны почитать и поклоняться многим богам и владыкам. У нас только один Владыка, один Царь и Господь, Творец и Создатель всего».
Услышав это, правитель Кесарии исполнился ярости на святого и приказал мечом отсечь ему голову.
Мч. Агапий (304).
Мч. Агапион (306). Затравлен зверями.
Прп. Агавва исмаильтянин (V). Преподобный Агавва был родом исмаильтянин. Оставив свое отечество, родителей и богатства, он последовал за одним иноком, от которого принял монашеский образ. Наставник святого Агаввы отправился вместе с ним к великому подвижнику Евсевию (память его 15 февр.): у него святой Агавва научился пребывать долгое время в молитвенном бодрствовании. По смерти блаженного Евсевия, св. Агавва остался в его кельи и там прожил 38 лет. Он никогда не надевал обуви, на чреслах носил тяжелые вериги; пищей ему служило сочиво, разведенное в воде. В продолжение дня и ночи он большее время проводил стоя на коленях и совершая служебные молитвословия Всевышнему. От сидения он совершенно отказался: его никто никогда не видел сидящим. Как подвижник, он представлял пример мудролюбия и послушания. Окончив в таких подвигах свое житие, он с миром почил о Господе.
Прав. Михаил воин, болгарин (866). Святой Михаил жил в царствование византийского императора Михаила III (†867). По своему происхождению он был болгарин и родился в городе Потуке, принадлежавшем тогда царству греческому. Знатные родители Михаила принадлежали к числу первых христиан болгарских. Таким же христианином с детства был и Михаил, которого родители и знакомые называли святое дитя, за его благочестие. С младенческих лет он отличался чистотой жизни, всегда имел в сердце своем страх Божий, пребывал в посте и молитве, подавал милостыню нищим и посещал больных, украшаясь кротостью и смирением и всякими добродетелями.
По достижении 25-летнего возраста, Михаил поступил на военную службу и начальствовал над значительным военным отрядом. В это время поднялись войною на царство греческое Эфиопляне и Агаряне, то есть арабы магометанской веры. На защиту отечества выступило большое греческое войско и встретилось с многочисленными войсками агарянскими. Видя, что Эфиопляне и Агаряне превосходят силою и готовы одолеть, Греки бежали в горы и скрылись в безопасных местах.
В греческом христианском войске находился и Михаил Воин со своим отрядом. Он не испугался неприятеля, не обратился в бегство, а непрестанно укреплял и ободрял своих людей. Увидев всеобщее бегство Греков, он прослезился и, пав ниц на землю, молился Господу Богу о спасении христиан. По окончании своей молитвы он неудержимо устремился на неприятеля и врезался в самую середину вражеского войска, жестоко поражая врагов без вреда для себя и для своего отряда. В то же время на помощь христианским воинам внезапно поднялась гроза: молнии и громы поражали и устрашали врагов, так что они все обратились в бегство. С помощью Божией, Михаил разогнал всех врагов, сам же он и отряд его остались совершенно невредимыми.
Возблагодарив Бога за дарованную победу, Михаил распустил свое войско и сам с немногими слугами отправился в обратный путь на свою родину. Во время этого путешествие случилось следующее чудо.
Михаил остановился в одном месте для отдыха. Там находилось большое озеро, из которого выходил чудовищный змей и поедал людей и скот.
Один из слуг Михаила увидал с места остановки вблизи озера дым и пошел туда. Там он увидел девицу, которая сидела в слезах и чего-то ожидала. Слуга стал ее расспрашивать, и она рассказала ему о страшном змее. Слуга вернулся и рассказал все своему господину. Михаил сел на коня и поехал к озеру, взяв лишь одного слугу.
Прибыв на место, он стал расспрашивать девицу, и она рассказала ему об установившемся в городе обычае по очереди отдавать детей на съедение змию.
Михаил приказал своему слуге отойти с конем и ожидать вдали, а сам пал на землю и стал молиться Господу Богу. Когда святой окончил молитву и встал, среди озера появился змий и, подняв высоко голову и ударяя хвостом по воде, стал приближаться к берегу, раскрыв три свои пасти. Святой взял щит и меч и отсек лукавому три головы, с которыми он показался.
Слуга Михаила, видя такое чудо, поспешил в город и сообщил о происшедшем. Граждане вышли из города и торжественно встретили избавителя, а девицу вручили ее родителям. Итак, Богу было угодно прославить Михаила Воина таким же чудом, какое совершено было в древности святым Георгием Победоносцем.
После этого, дав наставление гражданам твердо держаться христианской веры, Михаил Воин продолжал свой путь и возвратился в свой дом. По прошествии недолгого времени, он с миром предал блаженную душу свою Господу.
При гробе св. Михаила стали совершаться многие знамения и чудеса и исцеления от болезней приходивших с верою к его гробу.
Блгв. Ярополк, во св. Крещении Петр, кн. Владимиро-Волынский (1086). Св. благоверный князь Ярополк Изяславич, во св. Крещении Петр, был старшим сыном вел. князя Киевского Изяслава Ярославича и княжны польской Гертруды, сестры короля Казимира I. Кроткий и смиренный нравом, послушный сын, он разделял все скорби своего отца, принимал участие во всех его походах и сопровождал его в его изгнаниях. Во время усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, Изяслав дважды изгонялся из Киева и вместе с семьей скитался по чужим землям.
Удел свой – Владимир-Волынский – князь Ярополк получил от дяди своего, вел. князя Всеволода Ярославича. Он много претерпел от несправедливости и корыстолюбия своих родственников, но всегда легко прощал обиды.
21 ноября 1086 г. благочестивый князь Ярополк был предательски убит «неизвестным злодеем», вонзившим ему в бок саблю. Думают, что его подослали неблагодарные племянники св. Ярополка, князья Володарь и Василько Ростиславичи, которым он покровительствовал.
Тело его было привезено в Киев, встречено с честью князьями и духовенством и погребено в Свято-Димитриевском монастыре, основанным отцом его. Он оставил сыновей и дочь, которая вышла замуж за минского князя Глеба, отличалась благочестием, много помогала монастырям и скончалась в глубокой старости.
Свт. Каллист II Ксанфопула, патриарх Константинопольский (ок. 1396).
Мч. Максим, темничный страж.
Мч. Фаддей.
Мц. Киприна.