…имевшем место 11 марта 1937 года, Соколов играл одну из главенствующих ролей. Еще задолго до этого выступления церковников он подговаривал последних, во что бы то ни стало добиться отнятия церкви от обновленцев... собирать подписи и ходатайствовать перед советскими органами...»

В обвинительном заключении, подписанном 26 мая 1937 года начальником Московского управления НКВД Радзивиловским, следователи писали, что «в своей повседневной практической контрреволюционной деятельности обвиняемый Соколов обрабатывал детей школьного возраста в контрреволюционном церковном духе, всячески их запугивая. Устраивал в церкви специальные молебны, приуроченные к началу и окончанию учебного года, на которые через родителей привлекал большое количество школьников. Кроме того, Соколов ходил по квартирам и тайно преподавал школьникам Закон Божий».

2 июня 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Владимира к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен этапом в Ухтпечлаг НКВД в город Чибью, но здесь он пробыл недолго и был отправлен дальше на север, в Воркутинский исправительно-трудовой лагерь, куда прибыл 22 июня 1937 г.

Протоиерей Владимир Соколов скончался в Воркутинском лагере 9 сентября 1940 года в день празднования памяти преподобного Пимена Великого – престольный праздник храма, в котором о. Владимир прослужил почти всю свою жизнь.

Св. Димитрий (Крючков) исп., пресвитер (1952): Новомуч. Священноисповедник Димитрий родился 10 сентября 1874 г. в селе Ляховка Глуховского уезда Черниговской губернии в семье крестьян Ивана и Евдокии Крючковых.

В 1882 г. вместе с другими малоземельными крестьянами семья  Крючковых выехала в Омскую губернию и поселилась в деревне Рождественка неподалеку от города Татарска. Но восьмилетний Дмитрий не поехал с родителями: в день их отъезда он убежал и спрятался. Для того чтобы прокормиться, он устроился работать к помещику Ратченко в село Зарудное ухаживать за пчелами и проработал там около пяти лет.

В тринадцать лет Дмитрий перешел работать к помещику Трофименко в город Глухов, где обучился садоводству. У этого помещика он пробыл около шести лет и девятнадцатилетним юношей в 1893 г. из Глухова выехал в Москву, где предполагал учиться.

Так как средств к существованию у него не было, он был вынужден их зарабатывать и с этой целью устроился в церковный хор. К 1908 году он поступил псаломщиком в храм села Краскова под Москвой. В этом же году он женился на Анастасии Семеновне, родом из Смоленской губернии. Супружество их оказалось бездетным. Псаломщиком Дмитрий Иванович прослужил семь лет. В 1915 г. его рукоположили во диакона к той же церкви.

В 1917 г. отца Димитрия перевели в Москву в церковь Воздвижения на Вражке (на Плющихе). Лето 1918 г. стало памятным для него – тогда он обрел своего духовного отца. Случилось так, что в церковь Воздвижения приехал отпеть свою племянницу священник Владимир Богданов. Отец Димитрий сослужил с ним как диакон. Вскоре он стал регулярным посетителем о. Владимира, а впоследствии и духовным сыном.

В 1920 г. о. Димитрий был рукоположен во иерея к тому же храму, в котором служил диаконом. В 1922 г., по ходатайству клира церкви во имя преподобного Саввы Освященного (в Саввинском переулке), о. Димитрий был переведен туда. Это был год, в который проводилось изъятие церковных ценностей. Массовые аресты коснулись и клира церкви преподобного Саввы: было арестовано все ее духовенство, в том числе и о. Димитрий.

Священнослужителей обвинили в антисоветских действиях, выразившихся в чтении с амвона воззвания Святейшего Патриарха Тихона. Отец Димитрий был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Имея навык работы с восьмилетнего возраста, в заключении он занимался сапожным ремеслом и пчеловодством. Из тюрьмы он был освобожден досрочно – в 1924 г.

В 1925 г., совершая панихиду по протоиерею Алексию Мечеву, он познакомился с его сыном – священником Сергием Мечевым, впоследствии засвидетельствовавшим верность Христу мученическим подвигом (память его 24 дек.).

В 1927 г. из-за неурядиц со старостой храма о. Димитрий был уволен за штат. Он тяжело заболел, и болел в течение года.

В 1928-1929 годах о. Димитрий был приглашен неофициально «временно послужить» внештатным священником в церковь во имя святых мучеников и бессребреников Кира и Иоанна, что на Солянке (Сербское подворье).

В ноябре 1931 г. скончался протоиерей Владимир Богданов. О. Димитрий отпевал его и ездил на кладбище служить панихиды.

5 мая 1932 г. о. Димитрий был арестован вторично. Он вместе с другими арестованными священниками содержался в Бутырской тюрьме. О. Димитрий оказался привлеченным к следствию по делу епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) (память его 13 авг.). Виновным себя он не признал.

Согласно приговору Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 7 июля 1932 г. о. Димитрий был на три года выслан этапом в Западную Сибирь, в село Тимск Нарымского края. После отбытия срока, в 1935 г., он поселился в городе Гжатске и устроился работать лесорубом.

С начала нового периода репрессий в конце 1937 г. шестидесятитрехлетним старцем отец Димитрий переехал ближе к Москве – в поселок Томилино Московской области. Здесь он сам построил на заработанные деньги дом в семь квадратных метров, и устроился работать садовником при детском саде. В Москве жили его духовные дети и друзья; с риском быть арестованным принимал теперь о. Димитрий на свои плечи их духовное окормление. Он регулярно бывал в Москве и поселках Подмосковья, на квартирах и дачах служил литургию, исповедовал и причащал, крестил, отпевал. Репрессии этого периода чудом не коснулись его. Господь хранил его.

В 1941 г. при наступлении немцев на Москву детский сад, в котором работал о. Димитрий, эвакуировался из Томилина, но директор сада не предложила о. Димитрию поехать с ними, хотя он желал этого.

Во время войны на месте прежнего хозяйства разместились военные госпитали, при которых о. Димитрий был оставлен садовником. Он выращивал рассаду капусты, помидоры, свеклу, морковь и цветы. Когда госпиталь выехал из Томилина, он был оставлен садовником при детских яслях завода Семашко.

Новая вона арестов началась в 1946 г. О. Димитрий никогда бы не был найден, если бы не был предан теми, ради которых рисковал жизнью в 1937-1939 годах.

Он был в третий раз арестован 17 мая 1946 г. в возрасте семидесяти двух лет и заключен во Внутреннюю тюрьму МГБ СССР. Здесь ему пришлось убедиться в том, что почти все знакомые ему арестованные отцы, братья и чада его предали и давали показания о пастырской деятельности священника.

Однако следствию не удалось запутать его сетью повторяющихся вопросов. За время заключения ему пришлось пережить двадцать допросов, длившихся от двух до восьми часов. «Я никогда не признаюсь в каких-либо политических преступлениях», – сказал он на одном из последних допросов.

К моменту подписания обвинительного заключения он был переведен в Лефортовскую тюрьму. 30 сентября 1946 г. о. Димитрий был приговорен к пяти годам ссылки.

Священник Димитрий Крючков скончался в ссылке 9 сентября 1952 г. и был погребен в ныне безвестной могиле в окрестностях города Абакана.

 

Свт. Осия исп., еп. Кордувийский (359). Святитель Осия служил, более шестидесяти лет, епископом в городе Кордова (Испания) в IV веке. Святой благоверный князь Константин Великий (память его 21 мая), прекративший гонения на христиан в Римской империи, глубоко почитал святого Осию и сделал его своим приближенным советником. Именно св. Осия настоял, чтобы св. Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 г., и первым подписался под определением Собора. После кончины св. Константина свт. Осия защищал поборника чистоты Православия – свт. Афанасия Александрийского (память его 18 янв. и 2 мая) от еретиков-ариан, за что был сослан в заточение в Сирмию. По возвращении из ссылки святитель скончался в 359 году.

Святитель Ливерий Римский, папа, исповедник Свт. Ливерий исп., папа Римский (366). Святой Ливерий вступил на престол епископский после папы Иулия (337-352). С самого начала своего правления он был ревностным поборником православия и постоянным защитником святого Афанасия Александрийского (память его 18 янв. и 2 мая), боровшегося против ариан. Император Констанций (337-361), склонившийся в сторону ариан, ни угрозами, ни ласками, ни через своих приближенных, ни сам лично не мог принудить св. Ливерия к осуждению св. Афанасия, следовательно, и православия. За эту твердость в вере Ливерий был отправлен в ссылку в Берию (во Фракию). Но, когда император Констанций был в Риме, народ, уважавший и любивший своего архипастыря, испросил у императора возвращение папы Ливерия в Рим. Однако прежде возвращения в Рим Ливерий был вызван на 3-й сирмийский собор (полуарианский), где был принужден подписаться под определением всего собора. Только после этого он получил позволение возвратиться в Рим. Но потом Ливерий принес глубокое раскаяние в своем поступке. В Риме Ливерий много потрудился на пользу православия и, наконец, представился ко Господу в 366 году. 

Прп. Пимен Палестинский (ок. 602). Святой отец прп. Иоанн Мосх (память его 11 марта) записал о святом Пимене в своей книге («Луг Духовный», глава 167) так.

Авва Агафоник, игумен лавры преподобного отца нашего Саввы (Освященного), шел однажды в пустыню Руву к авве Пимену, жившему в пещере и питавшемуся кореньями. Найдя его, авва Агафоник поведал ему о мыслях своих и, так как был уже вечер, то авва Пимен оставил его на ночь одного в пещере, а сам ушел в другую пещеру. В эту ночь было очень холодно, и авва Агафоник очень страдал от стужи. Утром следующего дня старец пришел к нему и спросил, как он провел эту ночь. Авва Агафоник ответил, что он очень страдал от холода. На это авва Пимен сказал, что он нисколько не страдал от холода. Авва Агафоник весьма удивился, так как старец был нагим, поэтому он попросил старца рассказать ему, почему тот не пострадал от холода, будучи нагим. Старец отвечал, что пришел лев, лег около него и согрел его тело, но в то же время он сказал, что будет съеден зверями. Авва просил объяснить ему, почему он так думает. На это старец Пимен ответил: «Когда я жил в мире на родине моей (оба они происходили из Галатии), то я был пастухом овец. Однажды, когда я пас овец, мимо моего стада проходил некий муж; мои псы напали на него и растерзали. Я мог спасти его от псов, но не сделал этого. И узнал я по откровению Божию, что и я должен умереть такою же смертью, – буду растерзан зверями».

Так и случилось в действительности. Спустя три года стало известно, что пустынножитель Пимен был съеден зверями.

Мч. Фанурий (до VIII). В Крите и Родосе славный.

Преподобные сщмч.. Кукша и мч. Никон Печерские Прпп. сщмч. Кукша и Пимен постник, Печерские (после 1114). Священномученик Кукша полагал начало иноческого жития в Печерском монастыре. Он был просветителем славянского племени вятичей, обитавшего по реке Оке. Он был великий чудотворец: изгонял бесов, осушил озеро, низвел дождь и сотворил много других чудес. Наконец, по наущению языческого жреца, он был предан мучениям, после чего ему отсекли голову, а с ним вместе его ученику Никону. В это время в Печерском монастыре подвизался духовный друг св. Кукши прп. Пимен, бывший одно время игуменом монастыря. Его прозвали Постником за многое его воздержание и труды. Господь даровал ему многие дары духовные: он исцелял болящих, предвидел будущее и за два года предузнал день своей кончины. В день мученической кончины св. Кукши прп. Пимен громко возгласил посреди церкви: «Брат наш Кукша убит на рассвете!» Сказав это, он представился в один день и час со святым. Мощи прп. Кукши и Пимена почивают в Ближней Антониевой пещере.

Память их празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Савва. В Венефалех (местность сия и время жизни прп. Саввы неизвестны).

Прп. Феоклит.

Мц. Анфиса Новая. За исповедание имени Христова была брошена в колодец (время ее подвига и место кончины неизвестны).

Св. Людина.

Собор Нижегородских святых (переходящее празднование в воскресенье после 26 августа).

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz