Краткие жития святых, православные праздники и события

23 ноября / 6 декабря

 

Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Прмч. Серафима (1931); св. Иоанна исп. (1932); сщмчч. Бориса, еп. Ивановский, Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937).

Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III) и мч. Феодора Антиохийского (IV).

 

Святитель Амфилохий Иконийский Свт. Амфилохий, еп. Иконийский (после 394). Святитель Амфилохий был современником и другом Василия Великого и Григория Богослова. Родом он был из Кесари Каппадокийской, сын родного блаж. Ноны, матери свт. Григория Богослова.

Получив прекрасное образование, он сначала стал адвокатом. Однажды явился к нему с просьбой о защите один тяжкий преступник и так хитро запутал свое дело, что Амфилохий счел его невинным и с жаром защищал его перед судом. Такое незаконное ходатайство доставило много неприятностей св. Амфилохию. Вскоре после этого, по совету свт. Григория Богослова, он оставил мирскую жизнь и вместе с престарелым своим отцом удалился в пустыню для подвижнической жизни.

Когда скончался епископ Церкви Иконийской, Ангел Господень явился св. Амфилохию ночью и сказал, чтобы он шел в город и пас духовных овец. Но Амфилохий не поверил Ангелу, думая, что это бесовское наваждение. Ангел явился ему и в следующую ночь, но святой снова не поверил. На третью ночь Ангел взял Амфилохия и привел в церковь. Вскоре его избрали в епископы, против его желания. «Не сетуй на жизнь, превышающую силы, – писал святой Василий Великий скорбевшему Амфилохию. – С тобой несет тяжесть Сам Господь. Возложи на Него свою печаль».

Св. Амфилохий присутствовал на II Вселенском соборе. Он просил императора Феодосия запретить арианам публичные собрания. Император не соглашался, считая эту меру слишком строгой. Тогда св. Амфилохий, придя однажды в царские палаты, почтительно приветствовал самого царя, а сына его, недавно провозглашенного царем, приветствовал, как простое дитя. Феодосий подумал, что святитель забылся, и приказал ему приветствовать Аркадия. Но св. Амфилохий отвечал, что достаточно и той чести, которую он оказал ему самому. Царь разгневался. Тогда святитель сказал ему: «Видишь, государь, как несносно и для тебя бесчестие твоего сына. Поверь, что так же оскорбительно и для Бога, когда ариане унижают Его Единородного Сына». Царь понял значение поступка святого, извинился перед ним и издал указ, о котором он просил. Св. Амфилохий скончался в 395 г., оставив много сочинений.

Святитель Григорий, епископ Акрагантийский Свт. Григорий, еп. Акрагантийский (VI-VII). Святой Григорий родился на острове Сицилия. В 12 лет он был поставлен в клирики за свое благочестие, а во время путешествия в Иерусалим для поклонения гробу Господню патриарх рукоположил его в диаконы. После того Григорий удалился в пустыню. Он присутствовал на V Вселенском соборе. После смерти епископа Акрагантийского в 600 г., когда было разногласие относительно назначения ему наместника, по особенному указанию Божию, Григорий был избран в епископы. Два пресвитера, желавшие быть епископами, оклеветали Григория в связи с одной женщиной. Женщину ввели в дом святого, когда он находился в храме. Хотя обманщица и была наказана беснованием, но, несмотря на это, был назначен суд над святителем. Привели на суд и бесноватую, и она начала биться страшным образом. Тогда св. Григорий помолился, и бес вышел из нее. Женщина раскаялась в клевете. Собор с честью отпустил святителя, а враги его были наказаны Самим Богом – лица их почернели. Св. Григорий умер в глубокой старости в конце VI или начале VII века.

Святой благоверный князь Александр Невский Блгв. вел. кн. Александр Невский, в схиме Алексий, всея России чудотворец (1263). Св. благоверный вел. князь был праправнуком Владимира Мономаха и происходил от младшего сына его, вел. князя Юрия Долгорукого – родоначальника младшей, северной ветви Мономаховичей. В его лице редчайшим образом государственная мудрость, отличительная черта князей этой ветви, и воинская доблесть сочетались со святостью. Отец его, Ярослав Всеволодович (третий сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо), заступник за русский народ перед ханом. Недаром современники прозвали его «страдальцем за Русскую землю» – за нее он и положил душу свою, отравленный татарами.

Мать князя Александра – княгиню Феодосию – народ прозвал за ее милосердие и христианскую кротость «святой княгиней». Князь Александр родился в 1219 г., когда отец его был князем Переяславским. С трехлетнего возраста, по традициям того времени, Александр был передан в мужские руки для обучения ратному делу, но еще больше прилагалось внимания на развитие в детской душе благочестия и страха Божия: Евангелие, Часослов, Псалтирь, жития святых – вот книги, на которых воспитывались тогда дети всех состояний.

Детские годы для княжича Александра промелькнули быстро. Богатый Великий Новгород, владевший почти всем севером России, предложил князю Ярославу княжеский стол – князь принял его. Но Новгород был «вольным городом»: он сам предписывал себе законы и порядки. И кончилось тем, что в 1228 г. он покинул непокорный Новгород и вернулся в свой Переяславль, оставив в Новгороде двух старших сыновей, Феодора и Александра, на попечение бояр.

В 1230 г. в России был неурожай, а в земле Новгородской, и без того не хлебородной, начался голод, особенно среди бедноты. Голод вызвал братоубийственную резню. Юные князья, милосердные и впечатлительные, приказали даром открыть для всех несчастных свои житницы, и никто не уходил из их дома не удовлетворенным в своей просьбе. Братья были очень дружны, но в 1233 г. князь Феодор скоропостижно скончался, и князь Александр остался один.

Нелегко было его положение. От него зависела только дружина. Новгородцы дорожили своими вольностями и обычаями и считали, что не княжеское дело вмешиваться в их дела. Сколько мудрости и твердости нужно было иметь юному князю, чтобы исполнить волю отца, требовавшего, чтобы он высоко держал знамя княжеской власти, в то же время приобрести доверие и любовь новгородцев. Зорко следил он за тем, чтобы дружинники его не обижали население; он сам руководил ими и обучал их, так как ратное дело он знал в совершенстве. Все трудности удавалось ему обходить успешно: отец был им доволен, новгородцы любили его, гордились им и называли «наш князь».

Необыкновенно обаятельный в обращении, князь Александр отличался величественной осанкой и редкой мужественной красотой. Современник описывает, что он «любил нищих, а митрополита и епископов чтил и слушал их, как самого Христа…». Высота его семейной жизни видна из того, что обе его супруги, княгини Александра и Васса, и дочь, княжна Евдокия, почивающая в Княгинином Успенском монастыре во Владимире, чтятся местно. Младший сын его, князь Даниил Московский, родоначальник великих князей и царей московских, причислен к лику святых, чтимых всей Российской Церковью (память его 4 марта).

В это время на Русь надвигалось страшное испытание: исстари на южные пределы ее нападали степные кочевники, печенеги и половцы, а в 1233 г. новые враги, неизвестные дотоле, татары, нанесли ей страшное поражение на берегах реки Калки (в приазовских степях). С этого поражения, говорит летописец, «на 200 лет стала печальной русская земля». Но на севере сначала не придали этому особого значения, и в 1237 г. татары появились опять, но уже на севере. Перейдя Волгу и Каму, они разорили Рязанское княжество, Москву и столицу Руси – Владимир. Вел. князь Георгий Всеволодович, старавшийся остановить их, был убит в битве на реке Сити (приток Мологи). Болота не допустили татар дойти до Новгорода, за 100 верст до него они повернули и пошли разорять Киев, и князь Александр остался пока в стороне от тяжелых событий. Но вел. князем стал его отец Ярослав Всеволодович, на плечи которого и легли тяжелые заботы о разгромленной земле Русской. К счастью, завоевав ее, татары ушли в нижнее течение Волги, где и образовали свое царство – Золотую Орду, со столицей Сарай.

Чтобы выяснить отношение хана к Руси, вел. князь поехал в Орду. Приняли его с почетом, но… «О! Горше горького честь татарская!..» – восклицает летописец. Однако поездка его успехом увенчалась. Татары наложили на Русь тяжелую дань, но оставили не тронутой русскую государственность и обычаи, а главное – Церковь, залог будущего освобождения России.

Но в это время Руси стали грозить с запада другие враги – немцы и шведы, и борьбу с ними пришлось вести князю Александру. Дело в том, что Римский престол находил, что с татарским нашествием наступило благоприятное время для окатоличения Руси силой меча.

Князь Александр предвидел неизбежность борьбы. В 1239 г. он женился на княжне Александре, дочери полоцкого князя Брячислава, земле которого грозила еще большая опасность, и начал строить крепость на границе  Новгородских и Псковских земель. Но закончить ее он не успел. В 1240 г. шведский полководец Биргер вторгся в Новгородскую землю. Сопротивления он не ждал. Наскоро пополнив свою небольшую дружину, князь Александр двинулся ему навстречу. Перед походом он молился в соборе Святой Софии, призывая на помощь Матерь Божию и, наравне с новгородскими угодниками, свв. Бориса и Глеба, покровителей земли Русской… «Не в силе Бог, а в правде», – сказал он своим сподвижникам.

16 июля произошла битва на берегах Невы. На восходе солнца начальник стражи Филипп Пелгусий услышал шум плывущей лодки. Мгла окружала ее и гребцов. Видны были лишь стоявшие в лодке двое молодых витязей в латах. Старший из них ясно сказал: «Брат Глеб, прикажи грести скорее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу», и видение скрылось в тумане. Пелгусий поспешил с докладом к князю. Ободренный чудесным явлением, князь Александр в тот же день напал на шведов. До вечера длился бой. Русские творили чудеса храбрости. Сам князь все время был во главе сражавшихся и ранил Биргера копьем в лицо. Всего было убито русских 20 человек. Белоезерские, онежские и вологодские стрелки, которых князь Александр посадил на деревья, осыпали отступавших шведов градом стрел из луков. Ночью шведы ушли.

Новгородцы восторженно встречали своего князя-победителя, но тут же возникло между ними их единственное недоразумение, и князь Александр уехал в Переяславль. Узнав об этом, ливонские немцы заняли Псков. Тогда новгородцы послали к вел. князю посольство с архиепископом во главе просить вернуть им их князя. С возвращением его вернулось и воодушевление, и вера в успех. Быстро приготовившись к новой войне, князь Александр освободил Псков и вторгся в Ливонию. Разгромив ее, он на обратном пути нанес немцам страшное поражение на льду Чудского озера – так называемое Ледовое побоище (1242), – и во время его вступления в Псков 50 знатных рыцарей шло за его конем, а за войском множество простых пленников. Торжественно встречал его и Новгород, и с немцами был заключен мир «на всей новгородской воле», то есть условиях.

Тогда появился у Руси новый враг, не столь опасный, но свирепый – литовцы. Они заняли Торопец. Освободив его, князь Александр со своей дружиной и новгородцами преследовал их до их земли и так их разгромил, что долго после этого они не смели нападать на Русь.

Измученная татарами, Северо-Восточная Русь с надеждой взирала на юного князя-героя. Его желали видеть великим князем. Но по кончине страдальца за землю Русскую, вел. князя Ярослава Всеволодовича, отравленного татарами (1246), им стал по старшинству в роде брат его, Святослав Всеволодович. Ему пришлось ехать по новому порядку в Орду, чтобы быть утвержденным ханом. Но хан Батый выразил желание видеть новгородского князя, о котором много слышал. Ослушаться было невозможно. В Орде, перед представлением хану, русских князей заставляли исполнять языческие обычаи: проходить через огонь, кланяться кусту, теням умерших ханов и т.д. Отказ повиноваться стоил жизни. Пример св. князя Михаила Черниговского (память его 20 сент.) был у всех в памяти. И князь Александр перед отъездом соборовался и приготовился к смерти. Епископ снабдил его на дорогу запасными Святыми Дарами. С собой он тоже взял младшего брата Андрея.

Приехав в Орду, он сразу же решительно объявил татарам, что языческим обычаям подчиняться не станет: «Я христианин, – сказал он, – и мне не подобает кланяться твари. Я поклонюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу Единому в Троице славимому, создавшему небо и землю и все, что в них».

К всеобщему изумлению, Батый велел не принуждать его, а скорее привести к нему. «Царь, – сказал, преклонившись перед ним, благоверный князь, – я кланяюсь тебе потому, что Бог почтил тебя царством, но твари кланяться не стану. Я служу Единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь».

Батый долго любовался его мужественным прекрасным лицом и, наконец, сказал: «Правду мне говорили о нем. Нет князя ему равного». Затем с почетом приняла его ханша. Но Батый был только наместником великого хана, жившего на горной окраине пустыни Гоби в Каракоруме, и по его приказанию русские князья должны были отправиться к нему на поклон. Из этого опасного путешествия через непроходимые пустыни они вернулись только в 1250 г. Князю Андрею хан дал Владимир, князю Александру – Новгород и Киев. Но Киев лежал в развалинах, население его разбежалось, и князь Александр вернулся в Новгород. Потрясенный пережитым, он тяжело заболел. Все храмы были переполнены молящимися  об его исцелении. По выздоровлении он немедленно должен был заключить договор с норвежским королем, с целью прекратить норвежские набеги на новгородские северные пределы, – и набеги прекратились.

Но скоро гроза опять нависла над Русью: вел. князь Андрей Ярославич неосторожно раздражил хана. Ему пришлось бежать в Швецию, а Александр Ярославич поспешил вторично в Орду, чтобы предотвратить вторичное татарское нашествие. Вернулся он оттуда вел. князем,  с тех пор и началось его подвижническое служение Руси. Казну свою он расточал нещадно на выкуп пленных, которых татары толпами уводили в Орду. Для оставшихся там он с митрополитом Кириллом добился разрешения открыть в Орде епархию. Надо было собирать разбежавшееся население, устраивать его на разоренных пепелищах, восстанавливать города и храмы.

Татары обложили русских тяжелым подушным налогом и решили сделать поголовную перепись. Великий князь знал, что, если этой тяжелой мере не подчиниться, могло выйти хуже, и во Владимиро-Суздальской Руси под его наблюдением исчисление прошло спокойно, но вольнолюбивый Новгород, отродясь не знавший чужого ига, возмутился. Великий князь поспешил сюда, чтобы спасти город от страшной татарской мести. Но когда не помогли и строгие меры, он выехал из мятежного города, предоставив ему самому считаться с гневом хана. Это смирило новгородцев, они уступили, и город был спасен от разгрома. Но при сборе податей откупщики («бесермены») притесняли народ хуже чиновников. В Ярославле убили одного из них, и тогда вспыхнул мятеж против сборщиков. Опять нависла над Русью гроза нашествия, и опять должен был вел. князь ехать в Орду заступаться за нее.

В это время на Северо-Западе стало опять неблагополучно. Папа прислал к вел. князю миссионеров. Александр Ярославич ответил им кратко и сильно: «…В вашем учении не нуждаемся и не примем его!» Папа не остался в долгу: против русского вел. князя поднялся целый крестовый поход из шведов, немцев, датчан и финнов. Было в 1256 г. Они вторглись в Новгородскую землю, но, узнав, что новгородцы готовят отпор, шведы ушли, а зимой приехал вел. князь и вторгся в Финляндию. Поход был трудный – метель слепила глаза русским, но окончился он удачно.

В 1262 г. вел. князю опять пришлось ехать в Орду по делу избиения бесерменов. А начавшуюся в это время войну с немцами он поручил своему брату Ярославу и сыну Димитрию, и они окончили ее с успехом. А хан по просьбе Александра Ярославича не только простил русских, но и освободил их от обязанности служить в татарских полках.

Но переутомленный испытанными тревогами, вел. князь опасно заболел, и в селе Городце Волжском (Нижегородской губ.) ему пришлось остановиться. Простившись со своими спутниками, он принял постриг с именем Алексий и, причастившись Святых Христовых Таин, скончался 14 ноября 1263 г., на сорок пятом году жизни. Во Владимире в это время совершалось богослужение, и митрополит Кирилл увидел душу его, возносимую ангелами. Пораженный видением, он долго молчал, а потом, взойдя на амвон, сказал: «Дети мои милые! Знайте, что зашло солнце земли Русской! – и, помолчав еще, добавил: – Ныне преставился благоверный великий князь Александр Ярославич!» Ужас охватил присутствующих. Храм огласился воплем отчаяния.

Отпевание происходило 23 ноября во Владимирском соборе. Когда хотели в руку усопшего вложить разрешительную молитву, то благоверный князь сам простер ее, взял молитву и снова скрестил на груди руки. Погребли благоверного князя в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Через 120 лет после этого, перед Донской битвой, один инок во время ночной молитвы в храме увидел, как перед гробницей князя Александра зажглись свечи и к ней подошли два старца со словами: «Встань, поспеши на помощь сроднику твоему, Димитрию Иоанновичу!» Св. князь встал и стал невидим. На основании этого видения святые мощи его после Донской победы были открыты и найдены нетленными, причем было множество исцелений.

В 1547 г. он был причислен к лику святых. Чудеса и исцеления, творившиеся от его святых мощей, неисчислимы. 30 августа 1724 г. святые мощи благоверного вел. князя Александра были перенесены императором Петром I в созданную им в Санкт-Петербурге Александро-Невскую лавру.

Память его празднуется также 30 августа в день перенесения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Святитель Митрофан Воронежский Свт. Митрофан, в схиме Макарий, первый еп. Воронежский (1703). Святитель Митрофан, в святом Крещении Михаил, происходил из духовной семьи. Родом он был из Владимирской области. Родился он 6 ноября 1623 г., был женат и имел сына Иоанна. Овдовев в 40 лет, он поступил в Злотников монастырь Владимирской епархии, принял постриг с наречением ему имени Митрофан и был возведен в иерейский сан. Затем он был настоятелем в Космо-Яхромском монастыре Владимирской епархии и Макарьево-Желтоводском – Костромской. Надзору его поручались и другие обители. Когда о жизни его узнал патриарх Иоаким, он поручил ему Унженскую обитель, где святой настоятельствовал около 7 лет. Царь Феодор Алексеевич относился к нему с особым почтением и предложил назначить игумена Митрофана первым епископом Воронежской епархии и 2 апреля 1682 г. он был рукоположен во епископа Воронежского. Свт. Митрофан находился в Москве при вступлении на престол царя Петра I, был свидетелем стрелецкого возмущения и принимал участие в противораскольничьем Соборе 5 июня. На кафедру свою он прибыл в августе. Воронежская епархия была только что учреждена и требовала благоустроения, заботливости и твердого, самоотверженного управления. Все это свт. Митрофан ей дал. Он воздвиг в городе Благовещенский собор, где и был погребен и при котором был впоследствии устроен монастырь; устраивал монастыри, боролся с суевериями и расколом, очень заботился о благоустроении семейной жизни своих пасомых и был ревностным проповедником. При нем архиерейский дом был прибежищем всех больных, странников и обездоленных. Он непрестанно навещал больных и заключенных в тюрьмах.

Внутренняя его жизнь была сокрыта от постороннего взора. Во внешней своей жизни он был крайне прост и, живя летом на архиерейской даче, любил трудиться в поле и никогда не оставался без дела. Известно, что он носил власяницу.

В то время молодой царь Петр I завел в Воронеже верфи для постройки флота. Большая дружба соединяла его с престарелым епископом. Святитель объяснял в проповедях  пастве необходимость его реформ, помогал ему неоднократно денежно, ободрил его после Невского поражения; заботился о трудившихся на верфи рабочих, среди которых царило полное духовное одичание. Помогал он иностранцам и учил народ милосердию к ним, но в то же время предупреждал против близкого общения с ними – из-за порчи нравов, которую они приносили, хотя и понимал пользу и необходимость их знаний.

Раз только, в 1700 г., произошло недоразумение между ним и царем: царь пригласил его во дворец. Святитель пришел пешком, но, увидев перед входом статуи языческих богов, отказался войти и возвратился домой. Когда царь узнал об этом, он вспылил и стал грозить епископу, как ослушнику воли его, смертью. В тот же день святитель приказал ударить в колокол ко всенощному бдению, чтобы достойно приготовиться к смерти. Узнав об этом, царь приказал немедленно убрать статуи и послал успокоить святителя, который на другой же день пришел во дворец. Надо знать Петра Великого, чтобы понять то уважение к святителю Митрофану, которое сказалось в данном случае.

В последний раз они увиделись 2 февраля 1702 г. Когда святитель заболел предсмертной болезнью, он 2 августа 1703 г. принял схиму с именем Макарий и, причастившись Святых Христовых Таин, тихо скончался 23 ноября 1703 г.

Узнав о том, что святитель умирает, Петр I ускорил свой приезд в Воронеж. Прибыл он в самый день его кончины и застал его отходящим ко Господу. Царь припал к его одру, лобызал его десницу и оставался при нем неотлучно до самого его последнего вздоха. Он сам нес его гроб до могилы, а потом сказал окружающим: «Не осталось у меня более такого святого старца!»

Святые мощи его были обретены нетленными в 1717 г., а в 1832 г. он был причислен к лику святых, причем совершилось много чудес, которые не прекращались до нашего времени.

Память его празднуется также 7 августа в день обретения мощей и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

 

Прмч. Серафим (Тьевар) (1931): Новомуч. Преподобномученик Серафим (в миру Антоний Максимович Тьевар) родился 30 июля 1899 г. в Москве. Отец умер, когда Антонию исполнилось шесть лет, а его брату Максиму один год, и детей воспитывала мать, Наталия Дмитриевна. Антоний окончил реальное училище и в 1917 г. поступил статистиком на Дедовскую мануфактуру. В 1918-1919 гг. Антоний учился в Московском университете.

В 1919 г. он поступил на курсы внешкольного политпросвещения и в том же году в качестве военнообязанного был направлен библиотекарем на фронт Южной армии, но затем оставлен в Москве и служил в политуправлении Реввоенсовета республики в качестве библиотекаря-инструктора. В 1920 г. он участвовал в организации съезда библиотечных работников Красной армии, а после съезда стал работать помощником начальника библиотеки. Антоний был демобилизован и до 1924 г. работал библиографом Главполитпросвета.

В 1920 г. он познакомился с профессором Московской Духовной академии Иваном Васильевичем Поповым и стал ближайшим учеником выдающегося ученого-патролога. Изучение жития святых отцов звало к тому, чтобы и самому вести жизнь подвижническую, тем более что аскетом-подвижником был и сам наставник его.

В 1924 г. в связи с многочисленными расколами возникла насущная необходимость в составлении полного списка епископата, как православного, так и раскольнического, а, кроме того, всех тех, кто к тому времени оказался в ссылках и лагерях и, следовательно, не мог занять ту или иную пустующую кафедру. Патриарх Тихон благословил на составление такого списка Ивана Васильевича, а тот привлек помощником Антония Тьевара. Антоний переписал и принес ему список архиереев, ходивший тогда среди верующих людей в рукописном виде.

Антоний был арестован по одному делу со своим учителем 10 декабря 1924 г. и заключен в тюрьму ОГПУ на Лубянке. 19 декабря он был вызван следователем на допрос. Его спрашивали о характере взаимоотношений с профессором Иваном Васильевичем Поповым и о других посещавших его знакомых, об истории получения списка канонических епископов, об участии в работе в связи с открывающимся весной 1925 г. VIII Вселенским Собором.

4 мая 1925 г. следствие было закончено. Антония признали виновным «в сношениях с представителями иностранных государств, с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению советской власти, для каковой цели Тьеваром давалась последним явно ложная и неправильная информация о гонениях со стороны советской власти… Церкви и епископата».

19 июня 1925 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Антония к трем годам заключения в Соловецкий концлагерь. В Соловки он прибыл вместе с Иваном Васильевичем, и их поселили в одном бараке.

Протоиерей Михаил Польский писал об Антонии: «…Антоний Тьевар (предки его – французы) был учеником и другом профессора [Ивана Васильевича Попова]. Вместе они жили, занимали кровати рядом, вместе кушали, гуляли. Ученик работал над учением о Христе… святителя Афанасия Великого и писал и читал в свободные от работы минуты». В лагере его послушанием стала работа в канцелярии.

В конце декабря 1927 г. у Антония Максимовича окончился срок заключения, и в январе 1928 г. он выехал в Москву и поселился с матерью. В это время вместе с Наталией Дмитриевной в квартире жили ее брат и сестра. Заработком Антоний избрал литературную работу по договору.

После возвращения с Соловков во время Великого поста 1928 г. Антоний Максимович отправился в Дивеево и Саров и Страстную неделю пробыл в Арзамасе. На Страстной неделе епископ Серпуховской Арсений (Жадановский) постриг Антония в мантию с именем Серафим, а затем он был рукоположен во иеромонаха. Наталия Дмитриевна приняла монашеский постриг с именем Пантелеимона. Они поселились в Москве в своей квартире, где иеромонах Серафим стал совершать келейно богослужения.

В начале 1931 г. в связи с усилением гонений на Русскую Православную Церковь были проведены аресты священнослужителей, монахов и мирян. В ночь с 14 на 15 апреля был арестован и иеромонах Серафим. Отвечая на вопросы следователя, иеромонах Серафим, в частности, сказал: «…Отношение мое к советской власти отрицательное в плоскости вопросов, а именно: ссылки духовенства, закрытия и уничтожения церквей и т.п. Я – антимилитарист, следовательно, в случае нападения на Советский Союз врагов – защищать его с оружием в руках не буду, но согласен служить в санитарных».

По этому же делу были арестованы архимандрит Гавриил (Игошкин) (прмч., память его 5 окт.), священник Феодор Алексинский (сщмч., память его 2 дек.), благодетельница многих ссыльных Татьяна Гримблит (мц., память ее 10 сент.), – всего было арестовано тридцать девять человек.

В обвинительном заключении они характеризовались как активные церковники-антисоветчики, которые группами и в одиночку занимались активной антисоветской деятельностью…, оказывали помощь ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произносили проповеди контрреволюционного характера, занимались антисоветской агитацией о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью…

30 апреля 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило иеромонаха Серафима к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Вишерские лагеря в Пермскую область. Иеромонах Серафим (Тьевар) скончался 6 декабря 1931 г. в 1-ом отделении Вишерского исправительно-трудового лагеря. Все любили кроткого и ревностного подвижника, над его могилой был поставлен крест, и долгое время еще она с любовью украшалась находившимися в лагере исповедниками.

 Св. Иоанн (Васильев) исп. (1932): Новомуч. Исповедник Иоанн родился в 1869 г. в селе Мартьянково Серпуховского уезда Московской губернии в семье рабочего-слесаря Сергея Васильева.

С 1884 г. он работал в харчевной лавке фабрики Рябова, где стал со временем приказчиком. После увольнения он в 1922 г. открыл свою торговлю.

С 1919 г. Иван Васильев был церковным старостой Никольского храма в селе Бутурлино Серпуховского уезда Московской губернии, а настоятелем в храме являлся священник Константин Уаров.

В 1927 г. комсомольцы в селе Бутурлино решили установить радиоприемник на церковной колокольне, однако верующие воспротивились этому, и затея молодых безбожников не удалась.

В июле 1929 г. в селе умер 18-летний комсомолец Аксенов. Родители купили гроб и все необходимое для похорон, пригласили священника отпеть умершего, договорившись это сделать на следующий день утром у себя дома. Накануне похорон к матери пришел председатель комсомольской ячейки Белоусов и сказал, что комсомольцы желают хоронить товарища сами, для чего ими собраны деньги на венок и духовой оркестр, куплена красная ткань для обивки гроба. При этом Белоусов настаивал, чтобы похороны были без священника. Мать не согласилась.

В 11 часов утра о. Константин пришел совершать отпевание. Брат покойного, активный комсомолец, не дождавшись окончания отпевания, вместе с другими комсомольцами взяли гроб и понесли в красный уголок. Отец Константин шел какое-то время с кадилом за гробом, но его остановили, и он вернулся к себе.

В красном уголке комсомольцы обили гроб красным полотном, выставили почетный караул, сфотографировали, потом с оркестром под музыку понесли на кладбище, по пути устраивая антирелигиозные митинги. На кладбище народ стал срамить мать покойного, говоря ей, что хоронить так без священника грех. Мать и сестры покойного не дали опустить гроб в могилу. Поднялся крик и шум, толпа людей отстранила комсомольцев от могилы, отняла гроб с телом и понесла его в церковь. Отец Константин вместе с причтом закончил отпевание.

26 июля 1929 г. в газете «Набат», издаваемой коммунистами Серпуховского уезда, была напечатана заметка под заголовком «Силой унесли гроб в церковь», подписанная псевдонимом Безбожник. В этой заметке священнику приписывалось активное противодействие комсомольцам и возбуждение толпы народа на хулиганские действия против них.

По поручению начальника Сепуховского районного административного отдела было про… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz