Краткие жития святых, православные праздники и события

1/14 марта

 

Прмц. Евдокии (ок. 160-170). Прмц. Ольги (1937); сщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, Матроны, мч. Василия, мц. Надежды (1938); сщмч. Александра пресвитера (1942); сщмч. Василия пресвитера (1943).

Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Мчч. Нестора и Тривимия (III). Мц. Антонины Никейская (III-IV). Мчч. Маркелла и Антония.

Прп. Домнины Сирийской (ок. 450-460).

 

Преподобномученица Евдокия Прмц. Евдокия Илиопольская (ок. 160-170). Игуменья. Жила в финикийском городе Илиополе. Выросшая в язычестве и отличавшаяся редкой красотой, она вела жизнь гетеры, не стыдясь торговать своим телом. Однажды некий монах Герман, возвращаясь в свой монастырь, остановился в соседнем с Евдокией доме. Услышав молитвы инока, Евдокия была поражена словами о грядущем Страшном Суде и о временности земной жизни. Она просила призвать монаха, который, провидя раскаяние Евдокии, наставил ее в основах веры. Еще сомневаясь, Евдокия много времени провела в молитве и посте – и была удостоена видения, окончательно убедившего ее в истинности христианства. Приняв святое крещение и раздав свое имущество бедным, она удалилась в монастырь. Через год после кончины игуменьи, видя иноческую ревность Евдокии, сестры обители избрали ее настоятельницей. В это время прежние поклонники святой пытались исторгнуть ее из монастыря и вернуть к прежней греховной жизни. Но все их старания оборачивались для них позором, и тогда они решили погубить Евдокию, донеся правителю города, что она отступила от поклонения языческим богам. Правитель послал своего сына схватить св. Евдокию, но, пораженный внезапной болезнью, юноша умер – и только по молитвам святой вернулся к жизни. Тогда правитель и вся его семья обратились в христианство. После смерти этого правителя был назначен другой, который пытками решил заставить преподобную отречься от Христа. Но все его усилия оказались тщетными. Претерпев все муки, св. Евдокия вновь вернулась в свою обитель. Она вскоре была казнена без суда и следствия следующим правителем-язычником г. Илиополя.

 

Прмц. Ольги (Жильцова) (1937): Новомуч. [О ней приведено ниже]

Сщмч. Василий (Никитский) иерей (1938): Новомуч. Священномученик Василий родился 3 января 1889 года в селе Александровском Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, трех десятин земли и коровы. В 1905 году Петр поехал в Москву навестить брата и пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и Екатерина, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией она смогла дать детям образование.

В 1913 году Василий окончил Вифанскую Духовную семинарию и поступил работать учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Екатерине Михайловне Нечаевой, которая работала учительницей в той же школе. Впоследствии у них родилось трое детей.

В декабре 1915 года Василий Петрович был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда.

В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем в связи с болезнью он был освобожден от дальнейшего пребывания в армии и вернулся служить в храм в село Поречье.

Священник пользовался большим авторитетом среди прихожан, многие из них приходили к нему домой за советами. У отца Василия была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Приход был бедным, и священник и его семья вынуждены были заниматься сельским хозяйством.

В 1929 году власти предприняли попытку закрыть храм в селе, священник воспротивился этому. 30 августа 1929 года сотрудник секретного отделения Московского окружного отдела ОГПУ составил документ, в котором говорилось, что священник, «выступая на собраниях, “обрабатывал” общественное мнение против закрытия церкви».

Отец Василий был арестован 4 сентября 1929 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 7 сентября следователь допросил священника. Отвечая на вопросы, отец Василий сказал: «Свое положение священника в целях антисоветской агитации я не использовал. Среди крестьян или верующих прихода я никогда ничего антисоветского не говорил».

Через три с половиной недели после допроса священника ОГПУ стало вызывать свидетелей. 15 ноября следствие было закончено, и священнику было вменено в преступление, что он «обрабатывал общественное мнение против закрытия церкви». 18 ноября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки в Северный край. Он был сослан в Вологодскую область, и здесь ему пришлось работать на лесозаготовках.

Вернувшись домой, отец Василий снова стал служить в храме в селе Поречье, а затем был переведен в храм в село Ильинское Волоколамского района. В 1934 году священника направили служить в храм в Талдомском районе. Здесь он прослужил до 1937 года, когда в связи с многочисленными арестами священников, отчего некоторые храмы оставались без служб, был переведен в храм в селе Борисово Можайского района, где прослужил полгода. Власти заявили священнику, что храм будет в обязательном порядке закрыт за неуплату налогов, и священноначалие направило отца Василия в храм в селе Теряево Волоколамского района, годе он начал служить с 18 января 1938 года.

Шли гонения на Русскую Православную Церковь; от представителей местных властей стали требовать, чтобы они составляли «соответствующие» характеристики на священнослужителей. Такие предвзятые доносы были составлены и на отца Василия.

14 февраля сотрудники НКВД допросили лжесвидетелей, которые показали, что священник в храме произносит контрреволюционные и антисоветские проповеди, но в чем они заключались, они сказать не смогли; они показали также, что священник вел антисоветскую пропаганду, призывал людей посещать церковь, собирает у себя в доме неизвестных лиц из окружающих сел.

26 февраля власти арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в Волоколамске. 2 марта состоялся первый допрос. Виновным себя в контрреволюционной и антисоветской деятельности священник не признал.

4 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу, и он был перевезен в Москву в тюрьму НКВД. Священник Василий Никитский был расстрелян 1 (14) марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Петр (Любимов) протоиерей (1938): Новомуч. Священномученик Петр Любимов родился 6 января 1867 года на праздник Крещения Господня в селе Свитино Подольского уезда Московской губернии в семье псаломщика – Любимова Павла Петровича. У него было две сестры – Олимпиада и Наталия, и брат Иван.

В августе 1877 года десятилетний Петр пошел в подготовительный класс Перервинского Духовного училища, которое успешно окончил в 1882 году, после чего поступил в Московскую Духовную семинарию. Курс семинарии он окончил в 1888 году. Затем Петр Павлович состоял учителем Ваниловской церковно-приходской школы Бронницкого уезда. В сентябре 1893 года он перешел в церковноприходскую школу села Вертково того же уезда, где и прослужил до 1900 года. Его педагогическая деятельность была отмечена двумя медалями: в 1897 и в 1900 годах.

В 1900 году в возрасте 33 лет Петр Павлович оставил светскую карьеру и стал псаломщиком в храме святителя Николая в Плотниках на Арбате. К этому времени Петр Павлович уже был женат на Татьяне Петровне (1869 года рождения), а вскоре, в 1902 году, у них родилась дочь Клавдия.

26 сентября 1903 году Петр Павлович Любимов был рукоположен во священника и определен настоятелем Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда Московской губернии. При его непосредственном участии на пожертвования благотворителей в начале 1910-х годов в селе Кишкино был построен новый каменный храм.

Отец Петр не прекращал свою педагогическую деятельность, с 1903 по 1919 годы он состоял законоучителем Кишкинского начального земского училища.

В 1917 году мирная жизнь этого прихода, как и многих других, оборвалась. У храма отняли землю, а все церковное имущество, включая и само здание храма, стало «народным достоянием». Ограбив храм, новая власть не могла не тронуть его священнослужителя. В 1923 году отец Петр был лишен избирательных прав и оставался «лишенцем» вплоть до 1937 года. В 1930 году его хозяйство подверглось раскулачиванию. У него отобрали корову и другое имущество. В начале 20-х годов умерла его жена.

В очередную волну гонений в начале 30-х годов власти закрыли многие соседние храмы, и отцу Петру, тогда уже пожилому священнику, приходилось много ездить и служить по окрестным деревням. Когда в середине 1930-х годов был выслан, а затем и арестован священник ближайшего села Мартыновское отец Петр Кедров, обездоленный приход своего друга стал окормлять отец Петр Любимов. В это время его надежной опорой стала староста – Аббакумова Надежда Петровна. Она помогала ему в приходских делах и неоднократно организовывала сбор денег и продуктов для отца Петра. Это было необходимо для уплаты налогов и выполнения обязательств по поставке продуктов, чего советская власть требовала от 70-летнего старика.

Среди всех этих испытаний отец Петр являл своим служением образец истинного пастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги отца Петра. Он был награжден набедренником (1907 г.), скуфьею (1913 г.), камилавкою (1916 г.), золотым наперсным крестом (1920 г.), а позже – возведен в сан протоиерея и награжден палицею и митрою.

Стойкость отца Петра, его горячая проповедь и дар объединять вокруг себя людей раздражали власти, и при новой волне репрессий он был арестован (2 марта 1938 года) как «организатор антисоветской контрреволюционной организации на территории Михневского и Малинского районов». Дело против отца Петра было сфабриковано на основании показаний лжесвидетелей. При аресте органы забрали у него приготовленные для уплаты налога деньги, паспорт и кресты. После ареста отца Петра держали в Каширской тюрьме. И без того подорванное здоровье его в тюрьме ухудшилось.

Обвиняли отца Петра Любимова в «систематической антисоветской контрреволюционной деятельности, распространении гнусной клеветы против советской власти, партии, колхозов и проч.». Ни в одном из предъявленных обвинений отец Петр виновным себя не признал.

9 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. 14 марта 1938 года протоиерей Петр Любимов был расстрелян. Место его захоронения неизвестно.

Сщмч. Иоанн (Стрельцов) иерей (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 21 мая 1872 года в селе Гридно Богородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Лаврентия Ивановича Стрельцова.

В августе 1888 года по окончании курса в Коломенском Духовном училище Иван Стрельцов поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в июне 1894 года. После окончания семинарии он женился на Елене Васильевне. У них родилось трое детей: Евгений – в 1911 году, Михаил – в 1913 году и Николай – в 1917 году.

24 августа 1898 года Иван Лаврентьевич был рукоположен во священника и направлен в храм Рождества Пресвятой Богородицы села Кузовлево Бронницкого уезда Московской губернии. В 1922 году отец Иоанн был переведен в Вознесенскую церковь села Рыблово того же уезда, где и служил до самого ареста в 1937 году.

Как и все священнослужители того времени, отец Иоанн был лишен избирательных прав, облагался непосильными налогами. В 1929 году он был судим за контрреволюционную деятельность и приговорен к трем годам ссылки. Хозяйство семьи Стрельцовых было разорено – у них конфисковали весь домашний скот. После отбытия срока отец Иоанн вернулся в Рыблово и продолжил нелегкий пастырский труд.

28 ноября 1937 года 65 – летнего отца Иоанна Стрельцова арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации погромного характера и содержали под стражей в Таганской тюрьме. В предъявленных обвинениях отец Иоанн виновным себя не признал.

3 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Иоанна к 10-ти годам исправительно-трудового лагеря. Священник Иоанн Стрельцов умер 14 марта 1938 года в местах лишения свободы в Амурской области и был погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Вениамин (Фаминцев) протоиерей (1938): Новомуч. Священномученик Вениамин родился 19 января 1873 г. в городе Коломне Московской губернии в семье Иоанна и Марии Фаминцевых; отец Иоанн служил священником в одной из церквей города Коломны. Образование Вениамин получил в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1893 г.

В 1894 г. он поступил псаломщиком в храм в городе Клин Московской губернии. В 1901 г. Вениамин Иванович был рукоположен во диакона ко храму в селе Карпово Богородского уезда, а в 1906 г. – во священника к Троицкому храму в селе Троицком Бронницкого уезда Московской губернии. С 1912 по 1917 год он служил в Преображенском храме в селе Гари Дмитровского уезда, а в 1918 г. переведен в Крестовоздвиженский храм в городе Коломне. С 1919 г. он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Мещерино Коломенского уезда. В 1925 г. отец Вениамин был возведен в сан протоиерея, а в 1931 г. награжден крестом с украшениями. В семье у него было двое детей, сын и дочь. Сын, Серафим, будучи больным от рождения, скончался в 1934 г. в возрасте двадцати пяти лет, дочь, которая была на два года его моложе, жила отдельно; супруга отца Вениамина давно умерла, и он жил одиноко, все свое время и всего себя посвящая служению Церкви.

В 1936 г. Мещеринский сельсовет запретил священнику ходить с молебнами по домам прихожан, что значительно снизило поступление средств на прожитие священника, поддержание нужд церкви и уплаты налогов.

Летом 1937 г. резко усилились гонения на Русскую Православную Церковь. 26 ноября 1937 г. в районной газете «Вперед» появилась статья, в которой, как пример «подрывной» деятельности «церковников», было написано о священнике Вениамине Фаминцеве, который «…всеми способами пытается “подружиться” с колхозниками…клевеща на советскую власть, ведя контрреволюционную агитацию».

Прочитав эту ложь, отец Вениамин отправился к начальнику местной почты, чтобы узнать имя автора статьи и побеседовать с ним, но ничего не добился.

В начале 1938 г. сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета, чтобы тот составил соответствующую интересам НКВД характеристику на священника. Секретарь написал, что отец Вениамин занимался эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть дрова, проводил незаконно таинство крещения, не спросив на это разрешения сельсовета, ходил по некоторым домам, где люди настроены антигосударственно, ведя с ними работу, что отразилось «на работе и настроении колхозников».

Стали допрашивать свидетелей, один из них, учитель школы, показал, что священник в начале января 1938 г. сагитировал одного из учителей школы; тот стал читать Евангелие и ходить в храм, за что был из школы уволен и уехал из села. По утверждению лжесвидетеля священник по этому поводу, якобы, говорил: «Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную веру… скоро все коммунисты креститься будут».

27 февраля 1938 г. отец Вениамин был арестован, заключен в тюрьму в городе Кашире и 2 марта допрошен. Последовали вздорные и провокационные обвинения, например, о том, что следствию известно как священник восхвалял Муссолини и политику фашизма. Его расспрашивали о заметке в газете и требовали подтвердить, что он после ее получения, придя на почту, клеветал на советскую власть и печать. Требовали признать себя виновным и в агитации педагога, который стал посещать церковь.

Ни по одному из предъявленных обвинений священник виновным себя не признал.

На этом допросы были окончены, и 6 марта 1938 г. следствие было завершено. 9 марта тройка НКВД приговорила отца Вениамина к расстрелу. Протоиерей Вениамин Фаминцев был расстрелян 14 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Михаил (Букринский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Михаил Алексеевич Букринский родился 19 ноября 1869 г. в селе Булыгино Рязанской губернии в семье священнослужителя. В 1890 г. Михаил Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию. В 1894 г. он был рукоположен во священника к храму села Зименки Зарайского района, где и прослужил 44 года, вплоть до своего ареста.

В 1929 г. отец Михаил был первый раз привлечен к судебной ответственности и приговорен к трем годам лишения свободы, которые, после подачи кассационной жалобы, были заменены Мособлсудом на денежный штраф в размере 100 рублей.

В 1930 г. его оштрафовали на 1242 рубля. В начале тридцатых годов от отца Михаила потребовали уплатить налог по всем видам заготовок. За неуплату все его имущество было конфисковано. В 1931 г. он был оштрафован на 400 рублей и в том же году четвертый раз привлечен к суду, который приговорил его к трем годам ссылки, но приговор был отменен.

В конце тридцатых годов, в связи с массовыми арестами священнослужителей, отец Михаил окормлял сразу две церкви: в селе Зименки и в селе Ильицино.

В феврале 1938 г. сотрудники Зарайского районного отделения НКВД допросили трех человек, которые дали лжесвидетельства против священника. Летом 1936 г. случилась засуха и женщины, работницы колхоза, попросили священника отслужить молебен, что отец Михаил и исполнил. Лжесвидетели же добавили, что перед молебном и после него отец Михаил говорил проповеди, в которых ругал советскую власть, коммунистов и колхозы, призывал хранить веру и бросить работу в колхозе.

2 марта 1938 г. отец Михаил был арестован и в тот же день допрошен.

Его обвинили в том, что он, будучи недоволен существующим советским строем, вел контрреволюционную и антисоветскую деятельность, высказывал гнусную клевету на советскую власть и партию, призывал народ к восстанию, чтобы открыть церковь, клеветал на новую сталинскую конституцию, сожалел о расстрелянных врагах народа и высказывал террористические настроения.

Виновным себя в предъявленных обвинениях священник не признал.

С момента ареста и все время непродолжительного следствия отец Михаил содержался под стражей в тюрьме в Коломенском районе, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.

7 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу.

Священник Михаил Букринский был расстрелян 14 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Прмч. Антоний (Корж) (1938): Новомуч. Преподобномученик Антоний родился в 1888 г. в селе Рубановке Мелитопольского уезда Таврической губернии в семье крестьянина Агафона Коржа. Он окончил церковноприходскую школу и, как многие юноши из благочестивых крестьянских семей, предпринял паломничество на Афон, где тогда подвизались тысячи русских людей, ищущих духовного подвига и взыскующих Царства Небесного. Здесь он принял монашеский постриг с именем Антоний. Вернувшись в Россию, он был рукоположен во иеродиакона и служил в Кизилташском монастыре Таврической епархии. Когда начались гонения от безбожников-большевиков, монастырь был закрыт и иеродиакон Антоний стал служить в Воскресенском храме в Ливадийской слободке. После закрытия и этого храма иеродиакон Антоний стал служить в Плещеевской церкви, расположенной на кладбище города Ялты. Здесь он прослужил до гонений 1937 года.

К этому времени власти закрыли ялтинский Александро-Невский собор, но верующие и духовенство с этим не согласились и стали добиваться его открытия. Власти отказывались рассматривать этот вопрос, отговариваясь тем, что, зарегистрированная ранее двадцатка не предпринимает со своей стороны никаких шагов. Иеродиакон Антоний вместе с прихожанином Александро-Невского собора отправились в горисполком, чтобы получить разрешение на регистрацию новой двадцатки, но в этом им было отказано.

По благословению настоятеля Плещеевской церкви иеродиакон Антоний собирал у себя активных прихожан, чтобы вместе выработать решение, как все же добиться открытия собора. На одном из таких собраний в начале 1937 г. верующие приняли решение еще раз идти с ходатайством в горисполком. Здравомыслие не допускало, что власти откажутся пойти навстречу православным на основании самих же принятых этими властями законов и, значит, встанут на путь разрушения государства, но именно этот путь был принят властями. Верующим еще раз было отказано, однако их не арестовали после прихода в горисполком – еще не были приняты чрезвычайные законы. Но во второй половине 1937 г. все из активно хлопотавших об открытии собора были арестованы. Иеродиакон Антоний был арестован 9 декабря 1937 г.

Начались допросы, на которых иеродиакон категорически отказался себя оговаривать и признать виновным. Показания лжесвидетелей он также не подтвердил.

24 декабря следствие было закончено, и 9 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила иеродиакона к расстрелу. Иеродиакон Антоний (Корж) был расстрелян 14 марта 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле.

 Прмц. Анна (Макандина) инокиня (1938): Новомуч. Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 г. в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Окончила сельскую школу.

В 1914 году Анна Алексеевна поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она выполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. Зарабатывали они на жизнь шитьем одеял.

В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря 1930 года послушница Анна была арестована. На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях она не состояла и не состоит. Права голоса она была лишена как монастырская. Вместе с нею живет ее родная сестра и еще три монастырские сестры.

После окончания допроса следователь объявил Анне Алексеевне, что она привлекается к ответственности в качестве обвиняемой в антисоветской агитации.

11 января было составлено обвинительное заключение по делу, в котором сотрудник ОГПУ написал о причастности ее к ведению «активной антисоветской деятельности».

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило послушницу Анну к трем годам ссылки в Архангельскую область. По окончании ссылки, в 1934 году она вернулась на родину в село Константиново.

22 февраля 1938 года Анна Алексеевна была арестована по обвинению «в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти» и заключена сначала в тюрьму в городе Загорске, а потом в Москве.

8 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница Анна была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в общей безвестной могиле.

 Прмц. Дария (Зайцева) (1938): Новомуч. Преподобномученица Дария родилась в 1870 г. в селе Богослово Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева.

В 19 лет она ушла в Аносин Борисоглебский монастырь, располагавшийся в 15 верстах от города Звенигорода, на берегу реки Истры. Здесь послушница Дария подвизалась до 1928 г., когда обитель была ликвидирована советской властью.

После закрытия монастыря послушница Дария поселилась в Истринском районе в селе Холмы и стала прислуживать в Знаменской церкви. Жила она в церковном доме. В 1934 г. ее избрали церковной старостой.

2 марта 1938 г. послушница Дария была арестована Истринским отделением милиции и заключена в камеру предварительного заключения. 3 марта состоялся допрос.

От нее потребовали дать показания о ее контрреволюционной агитации, проводимой среди населения села Холмы.

Она ответила, что с началом массовых арестов священнослужителей и монашествующих она приготовила необходимые вещи и ожидала, когда ее посадят. В 1937 году зимою приходили к ней в сторожку женщины деревни Холмы, с которыми она вела разговор без всякой на то злобы, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Бог помог избавиться им от власти и послал другую. При этой власти стало жить очень тяжело крестьянам, и крестьяне в церковь не ходят, забыли Бога, вот нам и послана такая власть… Власть сейчас делает гонения на крестьян и православных, и я умру за веру и батюшку царя…

8 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила послушницу Дарию к расстрелу.

Послушница Дария (Зайцева) была расстреляна 14 марта 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.

Прмцц. Евдокия (Архипова), Ольга (Жильцова) и мч. Василий (Архипов) (1938): Новомуч. Преподобномученица Евдокия родилась в 1886 г. в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. Первоначальное образование она получила, проучившись год в сельской школе.

Десять лет до революции 1917 г. Евдокия Сергеевна была послушницей Казанского Явленского монастыря в городе Рязани. Обитель эта была основана в XVI веке на месте явления Казанской иконы Божией Матери. При обители существовало женское училище, больница с аптекой, две гостиницы для паломников. Монастырем управляла игуменья, в подчинении у которой находилось без малого 400 сестер.

Революционные преобразования разрушили традиционный уклад жизни. Новая безбожная власть начала гонение на Русскую Православную Церковь. Сразу после революции монастырь был закрыт. Послушница Евдокия уехала в родное село Горетово, жила с родителями и помогала им по хозяйству. Своему стремлению к монашескому житию она не изменила. Молиться она ходила в Пятницкую церковь в селе Горетово и в 1935 г. была избрана старостой этого храма.

Начальник Луховицкого районного отделения НКВД в ноябре 1937 г. получил донесение от неких двух местных жителей, в котором говорилось, что «22 ноября происходило конспиративное совещание служителей культа… Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри дома и занавешены окна…»

Власти приступили к опросу свидетелей. Послушница Евдокия была арестована 16 февраля 1938 г. и в тот же день допрошена. На вопрос следователя о собрании Евдокия ответила, что собрания не было, а во время престольного праздника после обедни был чай, никаких вопросов не разбирали. Ей ставилось в вину организация и осуществление сбора денег с населения для ремонта церкви. Провокационные обвинения в якобы бывших ее суждениях против колхозов и государственного займа она отвергла.

26 февраля 1938 г. власти арестовали послушницу Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова, о которых власти также собрали показания лжесвидетелей еще в ноябре 1937 года.

Преподобномученица Ольга родилась в 1887 г. в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Георгия Жильцова. Образование получила, проучившись две зимы в сельской школе.

В 18 лет она ушла послушницей в Казанский Явленский монастырь в городе Рязани. После революции монастырь стали занимать под квартиры. Послушница Ольга выехала на родину в село Горетово, где проживала вместе со старушкой матерью.

При допросе следователь также расспрашивал ее о сборе денег на ремонт церкви, требуя назвать персональных участников и другие подробности. Затем ей было предъявлено обвинение в ведении агитации по вовлечению в группу верующих колхозников, сборе денег для попа, ведении агитации против государственного займа и ведении антисоветской работы.

Виновной себя во всех предъявленных обвинениях послушница не признала.

Мученик Василий родился 26 июля 1876 г. в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Максима Архипова. Вместе с отцом занимался он сельским хозяйством. С 1916 по 1917 год Василий Архипов служил солдатом в армии.

После смерти отца в 1921 г. братья разделили имущество. Василий Максимович до 1932 г. трудился в своем хозяйстве, а затем вступил в колхоз.

От природы он имел хороший голос и пел в церкви на клиросе. В 1937 г. настоятель храма предложил ему официально занять должность псаломщика в Пятницкой церкви в родном селе. С поручительной запиской Василий Максимович ездил в Московскую Патриархию на прием к архиерею, чтобы получить благословение на занятие штатной должности псаломщика. Владыка выслушал его, благословил трудиться в храме, пообещав через благочинного выслать специальное распоряжение о его назначении. Однако начавшаяся волна гонений помешала это сделать.

В день ареста Василий Максимович был допрошен. Следователь, расспросив его о сборе денег на ремонт церкви, сказал: «Вы, как псаломщик, вели агитацию среди населения за вовлечение колхозников в группу верующих, а также говорили колхозникам, что советская власть дана нам в наказание. Вели агитацию против конституции… Признаете ли вы себя виновным в том, что вели антисоветскую агитацию?»

<… Продолжение »
Сделать бесплатный сайт с uCoz