Краткие жития святых, православные праздники и события

8/21 октября

 

Память святых отцов VII Вселенского собора (787) (во вторую Неделю октября).

Прп. Пелагии (457). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна диакона, прмчч. Амвросия и Пахомия, прмц. Татианы, мч. Николая, мцц. Марии и Надежды (1937); Сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима, сщмчч. Петра, Василия, Павла, Петра, Владимира пресвитеров, мчч. Виктора, Иоанна, Николая и мц. Елисаветы (1937); прмч. Варлаама (конец 1930-х).

Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Прп. Трифона, архим. Вятского, чудотворца (1612). Собор Вятских святых. Прп. Таисии (IV). Мц. Пелагии девицы (ок. 303).

 

Седьмой Вселенский Собор Память святых отцов VII Вселенского собора (787) (во вторую Неделю октября). После смерти императора-иконоборца Константина Компронима в 775 году ему наследовал сын его Лев Хазар (775 – 780), также воспитанный в иконоборческом духе. Но Лев был человек слабохарактерный; но на него имела большое влияние его жена Ирина, державшаяся тайно иконопочитания. Под ее покровительством изгнанные монахи опять стали появляться в городах и даже в самом Константинополе, епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания и т.п. Лев начал было крутыми мерами подавлять пробуждавшееся иконопочитание, но вскоре (780) умер. За малолетством его сына, Константина Порфирородного (780 – 802), управление государством взяла в свои руки Ирина. Теперь она решительно объявила себя защитницей иконопочитания. Патриарх Константинопольский Павел, бывший в числе врагов иконопочитания, при таком обороте дела счел себя вынужденным оставить кафедру и удалиться в монастырь. Вместо него, по желанию Ирины, поставлен был один светский человек, Тарасий, приверженец иконопочитания. Тарасий принимал патриарший престол с тем, чтобы восстановлено было общение с Церквами римскою и восточными, прекратившееся во времена иконоборческие, и чтобы был созван новый Вселенский собор для утверждения иконопочитания. В 786 году, наконец, открыт был в Константинополе собор, но он не состоялся. Между епископами большинство было против иконопочитания. К тому же императорские телохранители, состоявшие из старых солдат Константина Компронима, не хотели допустить восстановления иконопочитания. Тарасий был принужден закрыть собор. В следующем 787 году, когда Ирина заблаговременно уволила от службы иконоборческие войска, собор спокойно был открыт в Никее. Это был второй Никейский, VII Вселенский собор. Собралось 367 отцов. Хотя и тут были иконоборческие епископы, но их было меньше православных. Всех заседаний собора было восемь. Иконоборческим епископам было предложено покаяться и принять иконопочитание, что они и сделали и подписали отречение от иконоборства. Собравшиеся отцы Церкви разобрали действия иконоборческого собора 754 года, и нашли его еретическим. Наконец, предав анафеме всех иконоборцев, отцы седьмого Вселенского собора составили вероопределение в духе восстановления иконопочитания. Восьмое и последнее заседание собора было в Константинополе, в присутствии Ирины. Здесь определения собора были прочитаны торжественно и утверждены императрицею. Согласно определению собора, иконопочитание было восстановлено во всех Церквах. [История христианской Церкви, стр. 346 – 348]

Преподобная Пелагия Антиохийская Прп. Пелагия Антиохийская (подвизавшаяся в мужском образе) (457). Она была жительницей сирийского города Антиохии, отличалась необыкновенной красотой и до обращения в христианство была блудницей. Однажды епископы Сирии собрались в Антиохии для обсуждения церковных дел. Среди них был и еп. Нонн, управлявший Церковью палестинского города Гелиополь. Епископы просили Нонна, как старейшего из них, произнести им назидание. В это время мимо храма, где они собрались, проходила Пелагия, богато одетая и украшенная. Прав. Нонн воспользовался ее примером, сказав, что христианам следует так тщательно украшать добродетелями свои души, как эта женщина украсила себя драгоценностями. У себя дома епископ стал молиться о духовном спасении Пелагии. И Господь внял его молитве. В другой раз, когда Нонн произносил проповедь в церкви, проходившая мимо Пелагия была глубоко тронута долетевшими до нее словами. Глубокое раскаяние охватило женщину. Она пожелала принять св. крещение. По церковным правилам бывшие блудницы должны были пройти испытательный срок, если за них не выступит поручитель. Еп. Нонн, прозрев силу нравственной перемены в душе Пелагии, сам стал ее поручителем-крестным. Крестившись, Пелагия передала свое имущество Церкви и удалилась тайно в Иерусалим, приняв там иночество. Так как Пелагия никому не открылась, что она женщина, то все посчитали ее за евнуха. На Елеонской горе – месте Вознесения Спасителя – она выкопала себе пещеру, в которой много лет провела в затворе. Гелиопольский диакон Иаков стал свидетелем кончины св. Пелагии и записал историю ее жизни.

 

Сщмчч. Димитрий (Добросердов), архиеп. Можайский, и с ним Иоанн (Хренов) диакон, прмчч. Амвросий (Астахов) и Пахомий (Туркевич), прмц. Татиана (Бесфамильная), мч. Николай (Рейн), мцц. Мария (Волнухина) и Надежда (Ажгеревич) (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 г. в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию. Работал учителем земской школы. В 1889 г. стал священником. Похоронив жену и детей, поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 г. со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 г. он стал настоятелем Благовещенской церкви при гимназии. В том же году Педагогическое общество при Имперском Московском университете избрало его своим действительным членом, а отделение Педагогического общества по вопросам религиозно-нравственного образования и воспитания избрало его своим секретарем. 6 мая 1908 г. он был награжден наперсным крестом. В декабре 1908 г. по благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) (сщмч., память его 25 янв.) был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.

В 1909 г. архимандрит Димитрий был назначен наблюдателем послушнических школ ставропигиальных монастырей. В 1910 г. его избрали в действительные члены церковно-археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения. В это время он был также действительным членом Попечительства над учащимися в Москве славянами Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества.

18 мая 1914 г. в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. С этого же года он стал исполнять обязанности заведующего богословскими педагогическими курсами в Москве. Тогда же на него было возложено главное руководство и наблюдение за изданием научного художественно иллюстрированного описания Патриаршей ризницы.

В 1921 г. преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским. Под натиском обновленцев епископ Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву.

26 сентября 1923 г. преосвященный Димитрий был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. Владыка служил во всех храмах города Козлова; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных все более возрастала. Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение.

Великим постом 1925 г. епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Власти настаивали, чтобы он покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов, он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет на лечение. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Но на следующий же день владыка был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем, с приказанием ехать в Козлов, был освобожден. В Козлове его арестовали и препроводили в Тамбов. В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы и уехал в Москву, где ему довелось на всенощной накануне празднования памяти вмц. Екатерины сослужить Местоблюстителю митрополиту Петру (сщмч., память его 27 сент.). Для Местоблюстителя это была последняя служба, через три дня он был арестован.

В 1926 г. еп. Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. В июле 1926 г. владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Перед его отъездом заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) поручил еп. Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией.

Владыка поселился в Кисловодске, где снимал комнату на окраине города.

14 апреля 1932 г. еп. Димитрий был возведен в сан архиепископа. 23 марта он был назначен архиепископом Можайским, Викарием Московской епархии.

В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста.

Архиеп. Димитрий был арестован 29 сентября 1937 г. и заключен в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны владыкой. Виновным в предъявленных обвинениях он себя не признал и не согласился кого-либо оговорить.

Вместе с архиеп. Димитрием были также арестованы архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн (Хренов), инокиня Татьяна (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Василий Ефимов, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич.

 Преподобномученик Амвросий (в миру Алексей Аникиевич Астахов) родился в 1860 г. в селе Борисовка Лебедянского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. До 1925 г. он жил в монастыре, а после его закрытия – в разных селах Московской области, в частности, в селе Аксиньино Красногорского района, и духовно окормлял монахинь и послушниц Головинского монастыря.

На вопрос о его взглядах на советскую власть он ответил, что относится к ней враждебно, так как она разрушает храмы и ссылает совершенно безвинное духовенство и верующих, считает ее временным явлением.

Преподобномученик Пахомий (в миру Павел Акимович Туркевич) родился в 1864 г. в местечке Миляновичи Ковельского уезда Волынской губернии в семье кузнеца. Подвизался в Златоустовском монастыре до его закрытия в 1923 г. В конце 20-х – начале 30-х годов, будучи в преклонных летах, жил в Москве у своих духовных детей.

На вопрос следователя он ответил, что считает советскую власть властью антихриста, которая послана Богом народу в наказание.

Священномученик Иоанн родился 3 сентября 1888 г. в городе Москве в семье служащего Таганской тюрьмы Семена Хренова. Семья была очень религиозная и благочестивая. Иван с раннего детства ходил молиться в Новоспасский монастырь, расположенный неподалеку от дома, где они жили. Со временем он стал петь на клиросе вместе с монахами, и на некоторых богослужениях был чтецом. В 1907 г. Иван Семенович окончил педагогический институт, но учителем не стал. Сначала он устроился бухгалтером в Таганскую тюрьму, а затем иеромонах Аристоклий, с которым Иван Семенович был хорошо знаком, помог ему устроиться бухгалтером в московский купеческий банк. В 1911 г. Иван Семенович женился на девице Евдокии, которая была прихожанкой Новоспасского монастыря, где они и познакомились. После национализации банков в 1917 г., Иван Семенович стал работать бухгалтером в государственных учреждениях Москвы. После закрытия Новоспасского монастыря он, как и все прихожане монастыря, стал ходить в расположенный рядом с обителью храм Сорока мучеников; там ему предложили принять сан диакона. Благословение на это ему дал протоиерей Алексий (Мечев) (память его 9 июня). В 1921 г. епископ Верейский Иларион (Троицкий) (сщмч., память его 15 дек.) рукоположил его в сан диакона ко храму Сорока мучеников. При храме тогда еще существовала воскресная школа, которой диакон Иоанн стал руководить. Прослужил он здесь около года, затем служил некоторое время в Троицком храме в Котельниках. Во время служения в храмах диакон Иоанн продолжал работать бухгалтером. Его семья, состоящая из супруги и дочери, была дружной; все свободное время в будни они посвящали чтению духовных книг, и в особенности житий святых. В воскресные дни и в праздники они шли в храм. В начале 1930-х годов отца Иоанна вызвали в ОГПУ и предложили ему работать у них агентом, но он отказался. В 1937 г. о. Иоанна арестовали. Виновным в контрреволюционной деятельности он себя не признал.

Преподобномученица Татиана (Татьяна Николаевна Бесфамильная) родилась 10 января 1866 г. в Москве. В возрасте пяти лет она была отдана матерью в приют Рождественского монастыря, где прожила до самого его закрытия в 1923 г., не выходя все это время за пределы обители. Подвизаясь в различных послушаниях, она окончила в монастыре церковноприходскую школу. В 1920 г., Татьяна приняла иноческий постриг. После закрытия обители и до самого своего ареста она жила в квартире неподалеку от монастыря, продолжая совершать свой иноческий подвиг, на жизнь зарабатывая рукодельем и шитьем. Будучи арестованной, виновной себя не признала.

 Мученик Николай родился 21 января 1892 г. в селе Сосновка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье потомственного почетного гражданина Александра Рейна. По рождению Александр Рейн был прусским подданным, приехавшим в Россию в качестве управляющего имением, но в 1903 г. он принял русское подданство. В 1911 г. Николай Александрович окончил гимназию Креймана, а в 1918 г. – сельскохозяйственный институт. С 1920 по 1930 г. он работал научным сотрудником Тимирязевской академии в Москве, а затем в день своего ареста – в институте овощного хозяйства. Во время гонений на Церковь от безбожной власти он приютил в своем доме афонского иеромонаха Илариона (Громова) и оказывал ему материальную помощь.

Мученик Василий родился 12 апреля 1903 г. в семье благочестивых московских жителей Севастьяна и Мавры Ефимовых. Работал курьером в 33-м отделении милиции. Он был арестован 29 сентября 1937 г. Его обвинили в том, что он «будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию. Свою квартиру он предоставил для совершения тайных богослужений и ночлега возвратившемуся из ссылки духовенству. В 1935 г. он принял пострижение в тайное монашество, к чему склонял и других своих единомышленников».

Виновным он себя ни в чем не признал. 17 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила Василия Севастьяновича к десяти годам заключения, и он был отправлен в Локчимлаг в Коми область, где вскоре скончался.

Мученица Мария (Мария Николаевна Волнухина) родилась 3 марта 1876 г. в Москве в семье торговца. Она вышла замуж за фабриканта Ивана Герасимовича Волнухина. Оба они были глубоко верующими людьми. Вскоре после революции Мария Николаевна потеряла мужа. В 1927 г. ее имущество было национализировано. В 1932 г. Мария Николаевна была приговорена к трем годам ссылки в Северный край, в город Котлас, но вскоре оттуда уехала и с этого времени начала странствовать, не имея определенного места жительства. Среди верующих почиталась за подвижническую жизнь и прозорливость. Будучи арестованной, она не признала себя виновной.

Мученица Надежда родилась в деревне Головенщицы Сверженской волости Минской губернии в семье крестьянина Григория Ажгеревича. Она была глубоко верующим человеком, имела благословение на принятие монашества, но принять постриг не успела. Дома своего не имела и жила у монахинь закрытых монастырей в Москве и Московской области. Будучи арестованной, она виновной себя не признала.

17 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу. 21 октября архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн (Хренов), инокиня Татьяна (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Велижский (1937): Новомуч. Священномученик Иона (в миру Иван Иванович Лазарев) родился в 1869 г. в селе Лучино Санкт-Петербургской губернии в семье священника. В 1892 г. Иван Иванович окончил Новгородскую Духовную семинарию и был определен надзирателем в Звенигородское духовное училище. Он учился в Новгородской семинарии в тот период, когда ректором ее был архимандрит Тихон (Никаноров), впоследствии архиепископ Воронежский, в 1919 г. претерпевший мученическую кончину от воинствующих безбожников (память его 27 дек.).

4 ноября 1892 г. Иван был пострижен в монашество с наречением имени Иона, а 3 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона. 23 декабря 1893 г. иеродиакон Иона был зачислен в число братии Саввино-Сторожевского монастыря, а 6 января 1895 г. рукоположен в сан иеромонаха. 30 декабря 1899 г. иеромонах Иона по ходатайству епископа Полоцкого Тихона (Никанорова) был зачислен в число братии Полоцкого архиерейского дома, а 5 января 1900 г. назначен казначеем и ризничим Полоцкого архиерейского дома. 27 ноября того же года иеромонах Иона был назначен настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного монастыря. 2 сентября 1902 г. он был переведен на должность настоятеля Новгородского Сковородского необщежительного третьеклассного монастыря и через год возведен в сан архимандрита.

22 марта 1911 г. архимандрит Иона был назначен на должность настоятеля этого монастыря. В январе 1918 г. он был отправлен в распоряжение архиепископа Воронежского и Задонского Тихона.

29 января 1926 г. архимандрит Иона был рукоположен во епископа Невельского, викария Витебской епархии, но приступить к своим обязанностям он по независимым от него обстоятельствам не смог. 14 мая 1926 г. он был уволен на покой с благословением Местоблюстителя митрополита Сергия проживать в селе Ботюшково Дмитровского района Московской области. Живя здесь, он служил в Никольском храме в этом селе. Многие почитали еп. Иону за дар рассуждения и приезжали, чтобы получить от него духовные наставления. В тридцатых годах на территории Дмитровского района была создана система исправительно-трудовых лагерей, заключенные которых занимались строительством каналов и шлюзов. Среди узников этих лагерей было много духовенства, и епископ через заключенных, имевших свободный выход из лагеря, помогал находящимся в неволе священникам.

Во время гонений 1937 г. еп. Иона был арестован по обвинению в том, что он под видом церковных проповедей вел контрреволюционную агитацию. На допросах он виновным себя не признал. 17 октября тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Иона (Лазарев) был расстрелян 21 октября 1937 г. и погребен в безвестной могиле.

Прмч. Серафим (Щелоков) архимандрит (1937): Новомуч. Преподобномученик Серафим родился в 1877 г. в городе Бузулуке Самарской губернии в семье мастерового Прокопия Щелокова. Окончив городскую школу, он поступил в Спасо-Елизаров Великопустынский монастырь Псковской губернии, где в это время подвизался прп. Гавриил (Зырянов). Здесь он был пострижен в монашество с именем Серафим и в 1909 г. рукоположен во иеромонаха. В 1917 г. он перешел в Седмиезерскую Богородицкую Вознесенскую пустынь Казанской губернии, в которой в конце своей жизни подвизался и где был погребен прп. Гавриил и где среди монашествующих было много его духовных детей. Здесь о. Серафим прослужил до дня закрытия пустыни в 1928 г., а затем духовными детьми о. Гавриила был приглашен в Москву в Свято-Данилов монастырь. В 1930 г. он был назначен исполняющим обязанности наместника монастыря. В том же году монастырь был закрыт и о. Серафим стал служить в храме Воскресения словущего, что в Даниловке.

В 1931 г. ОГПУ провело широкомасштабную операцию по аресту священнослужителей, монахов и монахинь, и в ночь на 15 апреля о. Серафим был в числе других арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен.

Через десять дней после начала следствие, по которому проходило около пятидесяти человек, было завершено. Отца Серафима, как и других, обвинили в том, что они, «будучи активными церковниками-антисоветчиками… группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских “сестричеств” и “братств”, оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, в антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения».

30 апреля 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Серафима к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен в Усть-Кулум Коми области.

Вернувшись из ссылки, о. Серафим поселился в городе Кашире Московской области. Служить он стал в городском соборе, и вскоре был возведен в сан архимандрита.

10 сентября секретный осведомитель по кличке Бывший сообщил, что 8 сентября архимандрит Серафим устраивал у одного прихожанина молитвенный вечер и на нем сказал: «Времена настали лютые, верующие должны быть мудры, как змеи, чтобы победить врага; надо молиться и все терпеть; если не время еще прийти антихристу, церковь еще будет господствовать».

25 сентября 1937 г. архимандрит Серафим был арестован и заключен в Каширскую тюрьму. Узнав, что священник был некоторое время наместником Данилова монастыря в Москве и знал арестованного архиепископа Феодора (Поздеевского), следователь спросил его, какую они имеют между собой связь. Отец Серафим ответил, что связи с ним не имеет. Затем следователь спросил, какую антисоветскую деятельность проводят знакомые ему монашки. Отец Серафим ответил, что ему об этом ничего неизвестно.

12 октября 1937 г. следствие было закончено, и 19 октября тройка НКВД приговорила о. Серафима к расстрелу. Архимандрит Серафим (Щелоков) был расстрелян 21 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Петр (Озерецковский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился 10 июня 1889 г. в селе Еганово Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Александра Николаевича Озерецковского. В 1903 г. Петр окончил Донское Духовное училище и поступил в Московскую Духовную семинарию. По окончании семинарии с 1909 по 1912 год работал учителем. В 1912 г. он был рукоположен во священника ко храму Иоанна Предтечи села Новорождественое Бронницкого уезда, где служил в течение 25 лет до самого его закрытия в 1937 г.

В новую волну гонений в октябре 1936 г. Мособлисполком принял решение о закрытии и сносе храма в селе Новорождественое. Отец Петр с председателем церковного совета Надеждой Кисловой ездили в Москву в Синод за советом – как можно воспрепятствовать закрытию храма. Там им посоветовали написать ходатайство во ВЦИК. 11 мая 1937 г. верующие получили в ответ постановление ВЦИКа о закрытии храма.

Отец Петр перешел служить в единоверческий храм Михаила Архангела села Михайловская слобода Раменского района. Но служить там ему пришлось недолго. 4 сентября 1937 г. его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили под стражу в Таганскую тюрьму.

Виновным себя в предъявленном обвинении священник не признал.

17 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Озерецковский был расстрелян 21 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 (Сщмчч. Алексий Шаров и Василий Озерецковский).

Сщмч. Василий (Озерецковский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 31 декабря 1885 г. в селе Лобанове Московского уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Озерецковского. Образование Василий Иванович получил в Московской Духовной семинарии. С 1904 г. он служил псаломщиком в московском Покровском соборе и учителем в Московской Зачатьевской церковноприходской школе, а с 1908-го – псаломщиком в Покровской церкви в селе Локотни Звенигородского уезда. В 1915 г. он был направлен служить в храм Рождества Богородицы в село Руднево Верейского уезда.

В 1920 г. Василий Иванович был рукоположен в сан диакона и в том же году в сан священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери в село Рыжково неподалеку от Наро-Фоминска.

В 1921 г. он был переведен в храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в село Ирининское Подольского уезда. С начала тридцатых годов до своего ареста в 1937 г. о. Василий служил в храме Рождества Богородицы в селе Ивано-Теремец Михневского района Московской области.

5 октября 1937 г. о. Василий был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире по обвинению «в распространении контрреволюционной клеветы о руководителях ВКП(б) и советской власти и в активной обработке колхозников в религиозном духе».

Виновным в предъявленных обвинениях священник себя не признал.

17 октября тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Озерецковский был расстрелян 21 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Павел (Преображенский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Павел родился 10 декабря 1882 г. в городе Коломне в семье священника Платона Павловича Преображенского.

В 1905 г. Павел Преображенский окончил Московскую Духовную семинарию. В 1907 г. он женился на дочери протоиерея Иоанна Митропольского Анастасии и в 1908 г. был рукоположен во диакона к Московскому Рождественскому монастырю.

В 1917 г. диакон Павел был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы села Мишутино Московской губернии. Приход был очень бедным, и приходилось заниматься летом сельским хозяйством, а зимой извозом. Недалеко от села была роща, в которой мужики рубили лес на дрова. Вместе с крестьянами и о. Павел ездил в рощу, грузил дрова на телегу и возил их в Сергиев Посад. Семья батюшки с трудом сводила концы с концами.

В конце 1928 г. о. Павел был назначен настоятелем Ильинской церкви села Синьково. Уезжая из Мишутина, он продал дом, чтобы в Синькове купить новый, но денег за него не получил: покупатель, вселившийся в дом священника, заявил, что попу денег не полагается. Поэтому жилье пришлось снимать. Жили в одной комнате. Уголок священника был отгорожен гардеробом.

В середине 30-х годов о. Павел был возведен в сан протоиерея.

В общении священник был прост и добросердечен. Прихожане любили батюшку и бывали частыми гостями у него в доме.

В середине июня у него в гостях оказалась женщина, перешедшая на агентурную службу советской власти и не скрывавшая этого, – Раиса Уклонская. Отец Павел принял осведомительницу у себя дома и сказал ей: «Зря вы… ушли из Церкви, ведь не прочна ваша новая платформа, не верьте ей».

30 сентября 1937 г. о. Павел был арестован.

Несколько дней его продержали в милиции в Рогачеве, затем отправили в дмитровскую тюрьму. Транспорта не давали никакого – погнали пешком до Дмитрова, двадцать четыре версты. Когда его вели через Синьково, соседи позвали супругу Анастасию. Она выбежала из дома и в последний раз увидела мужа. Он едва передвигал ноги. В тюрьму он был доставлен больным.

Оснований для ареста о. Павла не было никаких. Несмотря на это священника признали виновным в «контрреволюционной агитации, направленной на подрыв мощи советского государства».

19 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Павла к расстрелу. Протоиерей Павел Преображенский был расстрелян 21 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Владимир (Сперанский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир родился 23 марта 1877 г. в городе Суздале Владимирской губернии в семье священника Василия Сперанского. В 1899 г. Владимир Васильевич окончил Владимирскую Духовную семинарию и в течение двух лет работал учителем. В 1901 г. он был рукоположен во диакона и затем во священника. Первым местом его служения стал храм в селе Петрово Екатеринославской губернии. До 1933 г. он служил в этой области и последним местом его служения здесь был храм в городе Александрия. В 1933 г. о. Владимир переехал в Московскую область и был направлен служить в Талдомский район в храм во имя Преображения Господня в селе Запрудня, которое жители по старинке продолжали называть село Гари. Так называлось оно в XVII веке, когда здесь была построена деревянная церковь, на месте которой в XVIII веке была построена каменная.

Как-то в январе 1937 г. молодой человек, служивший в то время в Егорьевском военкомате писарем, пришел на побывку в село Запрудня, из которого был родом, а затем стал возвращаться в часть. Попутчиком его оказался священник. После того, как они расстались, писарю показался подозрительным р… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz