…азговор со священником, и он написал в НКВД донесение, что священник интересуется сведениями разведывательного характера.

17 апреля 1937 г. писарь был допрошен, и, не имея убедительных показаний, сказал лишь, что ему показалось подозрительным, что священник подробно осведомлен о вооружении армии на Дальнем Востоке.

На этом все и закончилось, но в августе 1937 г. в отделение НКВД пришел приказ о проведении массовых арестов и перечислены были категории лиц, которых следовало арестовать, к ним относились и священнослужители. Сотрудник Толдомского отделения НКВД вызвал к себе одного из секретных осведомителей и попросил раздобыть сведения о служившем в селе Запрудня священнике.

15 августа 1937 г. осведомитель уже сообщил обо всем, что узнал, сотруднику НКВД. В частности он сообщил, что священник ранее жил зажиточно, был выслан, отбыл и вернулся, но с тех пор имеет затаенную неприязнь к советской власти; своих тайн и убеждений он не высказывает никому. Народ относится к нему с большим доверием и уважением, считая его за человека разумного и влиятельного, а потому охотно спешат послушать его проповеди…, посещают его на дому. Проповеди он произносит на евангельские темы, но все же для большего внушения и эффекта выводы приурочивает к современному положению.

21 августа 1937 г. о. Владимир был арестован и в течение двух дней допрошен. Следователь попросил священника рассказать о себе и, выяснив, что он жил на территории Екатеринославской губернии в 1919 г., когда там шла гражданская война, стал расспрашивать о подробностях, а затем предъявил ему обвинение в ведении антисоветской деятельности, в «содействии контрреволюционным войскам в очищении территории от советски настроенных людей». Виновным себя в предъявленных обвинениях о. Владимир не признал, но сказал следователю, что считает необходимым признать, что по своему мировоззрению является идеалистом религиозного характера и учение материалистическое не признает в корне и считает его своему мировоззрению враждебным, поэтому не согласен с действиями коммунистической партии в стране.

29 августа следствие было закончено, и священник был заключен в Таганскую тюрьму в Москве, где и находился все время в ожидании решения о своей участи. 19 октября тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Сперанский был расстрелян 21 октября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Петр (Никотин) пресвитер, мчч. Виктор (Фролов), Иоанн (Рыбин), Николай (Кузьмин) и мц. Елисавета (Куранова) (1937): Новомуч. Священномученик Петр (Петр Федорович Никотин) родился 5 октября 1889 г. в селе Болхуны Енотаевского уезда Астраханской губернии. Окончив семинарию, Петр Никотин поступил в Казанскую Духовную академию и вскоре был рукоположен во священника.

В 1919 г. о. Петр окончил академию со степенью кандидата богословия, которую получил за сочинение на тему: «Домашнее чтение Священного Писания у древних христиан». В стране шла гражданская война, и о. Петра призвали в тыловое ополчение Красной армии, в которой он служил до 1920 г.

С 1920 по 1924 год о. Петр подвергался кратковременным арестам. Некоторое время он служил священником в городах Царицыне и Астрахани, а потом переехал в Москву, где служил в различных храмах: в Иерусалимской церкви, в церкви мч. Никиты, что у Яузских ворот, в храме в честь первоверховных апп. Петра и Павла в Лефортове.

В конце 1935 г. протоиерей Петр был назначен в храм преподобного Сергия Радонежского, что на Рогожской Заставе в Москве.

Отец Петр почитался верующими за ревностное исполнение пастырских обязанностей. Особенно его любила молодежь, с которой он беседовал на церковные темы после богослужений. Несколько монахинь из закрытых московских монастырей – Кремлевского Вознесенского и Ивановского на Солянке – опекались под его духовным руководством.

В июле 1936 г. в НКВД начали собирать сведения об о. Петре и других верующих, активно посещающих храм прп. Сергия на Рогожской Заставе. Агентурной разработкой руководил следователь Булыжников, который много времени занимался борьбой с Церковью.

В 1937 г. началось самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь. Повсеместно шли аресты духовенства и мирян. 20 августа 1937 г. о. Петр был арестован и заключен под стражу в Бутырскую тюрьму в Москве.

В предъявляемых на допросах обвинениях в ведении контрреволюционной и антисоветской деятельности виновным себя священник не признал.

Вместе с ним были арестованы миряне Виктор Фролов, Иоанн Рыбин, Николай Кузьмин и Елисавета Куранова.

Мученик Виктор родился в 1913 г. в Москве в семье рабочего Василия Фролова. Работал бухгалтером на заводе. До 1929 г. учился, а потом устроился на работу по найму.

Первый раз Виктор Фролов был арестован в 1934 г. вместе со своим другом на квартире архимандрита Алексия (Патрикеева). Просидев четыре часа в милиции, они были допрошены о причинах посещения о. Алексия и отпущены. Под кровом своего дома он давал приют монашествующим, странникам, бежавшим из ссылки, и проживающим нелегально в Москве верующим. Виктор Фролов был арестован 27 августа 1937 г. и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Виновным себя в ведении антисоветской агитации он не признал.

Мученик Иоанн родился 1 апреля 1898 г. в деревне Черная Грязь Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Николая Рыбина. В 1917 г. служил рядовым в Царской армии, а в 1920 г. четыре месяца рядовым в Красной армии. Перед арестом Иван Николаевич проживал в церковной сторожке при храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, где он работал дворником и истопником. Иван Рыбин был арестован 21 августа 1937 г. и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Мученик Николай (Николай Васильевич Кузьмин) родился 10 октября 1899 г. в Москве. Отец его был заведующим епархиальной свечной лавкой. В 1917 г. Николай окончил коммерческое училище и в 1918 г. был призван на службу в Красную армию. Служил до 1921 г. в главном артуправлении делопроизводителем. С 1921 по 1929 год работал в морском научном институте в качестве заведующего хозяйством, а также участвовал в экспедициях в качестве научно-технического сотрудника. В 1929 г. сильно заболел и до 1932 г. нигде не работал. В 1933 г. устроился агентом снабжения в военный совхоз Главвоенпорта. В 1935 г. Николай Кузьмин переехал в Москву, где устроился певчим хора Сергиевского храма на Рогожской Заставе. Николай Кузьмин был арестован 29 сентября 1937 г. и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Виновным себя в занятиях антисоветской агитацией он не признал.

Мученица Елисавета (Елизавета Викторовна Куранова) родилась в 1877 г. в Москве. Воспитывалась она в детском доме. Вышла замуж. В 1930 г. мужа Елизаветы Викторовны, который работал на заводе, обвинили во вредительстве и по примеру тройки ОГПУ расстреляли. Дом, где они проживали, был конфискован, и она, как административно высланная, вынуждена была покинуть Москву и поселиться в подмосковном городе Звенигороде. Елизавета Куранова была арестована 9 сентября 1937 г. и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

Обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации она отвергла и связала свой арест с посещением церкви и участием в церковном хоре.

17 октября тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу.

Протоиерей Петр Никотин и миряне Виктор Фролов, Иоанн Рыбин и Елисавета Куранова были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой 21 октября 1937 г., а Николай Кузьмин – 31 октября 1937 г. Все они погребены в безвестной общей могиле.

Прмч. Варлаам (Ефимов) (конец 1930-х): Новомуч. Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Севастьянович Ефимов) родился 12 апреля 1903 года в семье благочестивых московских жителей Севастьяна и Мавры Ефимовых. Работал курьером в 33-м отделении милиции. В 1935 году он тайно принял монашеский постриг с именем Варлаам. Он был арестован 29 сентября 1937 года. Его обвинили в том, что он, «будучи враждебно настроенным по отношению к советской власти, среди окружающих проводил систематическую антисоветскую агитацию. Свою квартиру он предоставил для совершения тайных богослужений и ночлега возвратившемуся из ссылки духовенству. В 1935 году он принял пострижение в тайное монашество, к чему склонял и других своих единомышленников».

Следователь спросил его, как в его квартиру попало священническое облачение. Василий Севастьянович ответил, что оно оставлено иеросхимонахом Аристоклием, которого глубоко почитала вся его семья, и который несколько раз совершал молебны в их квартире. Но «в данное время его нет в живых, так как он умер лет пять тому назад», – пояснил Василий Севастьянович. Виновным он себя ни в чем не признал. 17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила монаха Варлаама (Ефимова) к десяти годам заключения, и он был отправлен в Локчимлаг в Коми область, где вскоре скончался.

 

Св. Петрония (Петронилла), дочерь ап. Петра (I).

Мученица Пелагея Антиохийская Мц. Пелагия дева, Антиохийская (ок. 303). Святая Пелагия, жившая в царствование Диоклетиана, происходила из знатного рода. Она была ученицей сщмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (†312, память его 15 окт.). Правитель города, узнав, что она христианка, послал воинов взять ее. Воины исполнили повеление правителя, окружили дом, где жила Пелагия. Тогда она начала умолять воинов подождать, и когда они согласились, святая стала лицом к востоку на том месте, где обычно молилась, и, простерев руки и возведя очи к небу, усердно молила Бога, чтобы ей не быть отданной в руки воинов, но отойти к Нему жертвою непорочною и чистою. После этого она оделась в лучшие свои одежды, бросилась сверху дома и предала дух свой Богу.

Прп. Таисия (IV). В стране Египетской жила некогда женщина развращенная, бесстыдная и нечистая по своей жизни. Имея одну дочь, по имени Таисия, она научила ее тому же постыдному образу жизни, которому и сама навыкла, отвела ее в блудный дом и отдала на служение сатане, на пагубу многим душам человеческим путем прельщения их ее красотою. Таисия была прекрасна своей наружностью. Из-за плотского вожделения к Таисии, многие приносили ей много золота и серебра, дорогих одежд. Прельщая поклонников своих, она доводила их до такого разорения, что многие из них, впали в нищету, а иные, заводя из-за нее между собою ссоры, били друг друга и покрывали пороги ее дома своей кровью.

Услышав об этом, прп. Пафнутий, настоятель Гараклейского монастыря, одевшись в мирские одежды и, взяв с собою золотую монету, вошел в дом, где жила Таисия. Увидев ее, он дал ей монету в виде платы, как бы желая остаться с нею. Таисия предложила ему пройти в комнату, но он спросил ее – есть ли у нее другая тайная комната, в которой можно так укрыться, чтобы о них никто не знал. Она ему ответила, что от людей укрыться можно, но от Бога нигде не утаишься.

Тогда старец сказал ей: «Если ты знаешь о Боге, и о будущем блаженстве, и о муках, то зачем оскверняешь людей, и погубила уже столько душ? Осужденная в геенну огненную, ты понесешь мучения не только за свои грехи, но и за тех, кого ты осквернила». При этих словах Таисия с плачем поверглась к ногам старца с покаянием и просила у него молитв, чтобы избавиться от грехов и получить милость Господню. Затем она попросила его подождать три часа, чтобы собраться и следовать за ним. Когда старец вышел, Таисия, собрав все сокровища свои, приобретенные путем разврата, ценою до четырехсот литр золота, вынесла их на середину города и, разведя огонь, положила на него все это. Предав огню нечистое богатство, она пошла на место, где ждал ее Пафнутий.

Старец повел ее в девичий монастырь и, испросив небольшую келью, ввел в нее Таисию и затворил ее там. Двери кельи он крепко заделал и заколотил, оставив только маленькое оконце, чтобы через него можно было подавать ей немного хлеба и воды.

Он запретил ей поминать нечистыми устами своими имя Господне, но говорить, часто обращаясь к востоку: «Создавший меня, помилуй меня!»

И пробыла Таисия в том затворе три года, молясь Богу, как научил ее Пафнутий, вкушая лишь немного хлеба и воды, и то только раз в день. По прошествии трех лет Пафнутий, побуждаемый милосердием к ней, отправился к великому Антонию (память его 17 янв.), желая узнать, простил ли ее Бог, или нет.

Придя к старцу, он поведал ему все о жизни Таисии. Антоний призвал учеников своих и повелел им затвориться каждому отдельно в келье своей, и всю ночь молиться Богу, чтобы Он открыл кому-либо из них о Таисии, кающейся о грехах своих. Один из учеников, по имени Павел Препростой (память его 4 окт.), стоя на молитве ночью, увидел в видении небеса отверстые, и одр стоящий, постланный весьма богато и сияющий великою славою. Три девицы, пресветлые лицом, стояли и охраняли его, и венец лежал на одре том. Павел спросил их, кому уготованы сии одр и венец? Тогда голос ответил ему, что все сие уготовано Таисии, бывшей блуднице.

Когда настало утро, Павел поведал о своем видении блаженным отцам Антонию и Пафнутию. Тогда Пафнутий пошел в девичий монастырь, где жила Таисия в затворе и, разломав двери, хотел вывести ее. Но она стала просить его остаться здесь до смерти и сокрушаться о грехах своих. Он же ответил, что Человеколюбец Бог принял ее покаяние и простил грехи ее.

Выйдя из затвора, блаженная Таисия через пятнадцать дней впала в недуг и, проболев три дня, благодатью Божией, с миром почила.

Псковские святые (Псковские святые).

Прп. Досифей Верхнеостровский, Псковский (1482). Прп. Досифей был учеником Евфросина Псковского (память его 15 мая) и, будучи иеромонахом, основал в 1470 г. на острове Верхнем Псковского озера Петропавловский монастырь. Святые мощи его покоились до наших дней в бывшей монастырской церкви, которая стала в последнее время приходской. [Озеро находится в 30 верстах от Пскова. Монастырь, основанный преподобным, был упразднен в 1764 г.]

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Прп. Трифон, архим. Вятский, чудотворец (1612). Прп. Трифон был сыном богатого крестьянина села Немигонска Архангельской области. Отца он давно потерял и жил в послушании у матери и братьев. Но когда они захотели его женить, он ушел в город Орлов, основанный купцами Строгановыми, и стал жить у благочестивого священника Иоанна под его руководством.

Уже в то время он проводил подвижническую жизнь и стяжал многие благодатные дары. Так он исцелил сына Строгановых, а затем еще одного ребенка.

После этого блаженный поступил в Пыкорский монастырь, где на двадцатом году жизни принял постриг с наречением ему имени Трифон. В монастыре он тяжело заболел и, когда впал в беспамятство, увидел ангела, желавшего вознести его на небо, и услышал голос с неба, повелевавший ему оставить его на земле. Когда Трифон очнулся, явился ему святитель Николай со словами: «Встань и ходи!» – и исцелил его.

После этого, избегая славы человеческой, преподобный тайно оставил монастырь в поисках уединения. Он остановился у становища язычников-остяков, обратил их силою своего слова ко Христу, уничтожил их капища и срубил ель, которой они поклонялись.

После остяков он проповедовал Христа у другого языческого племени – вогулов – и обратил их. Но игумен потребовал его возвращения, и Трифон повиновался. Но когда он извел из земли иссохшие соленые источники, слава его как чудотворца опять возросла, и он опять оставил монастырь, на этот раз навсегда.

Он поселился в лесу, принадлежавшем Строгановым, по их просьбе. Там он исцелил слепого крестьянина Григория. Но когда лес загорелся от костра, зажженного преподобным, Строганов в гневе забыл, как он чтил его, и приказал его заковать. Прп. Трифон предсказал ему ту же участь, и она действительно скоро постигла Строганова, впавшего в немилость у царя. Тогда он испросил прощения у святого, но попросил его удалиться из своих владений.

По внушению свыше прп. Трифон пошел в Вятку (Хлынов) основать там монастырь. Это было заветным желанием горожан, о котором он не знал. Сначала они обрадовались, но потом ревность их остыла, и за это они были наказаны проливным дождем, который не прекращался от 15 августа до 8 сентября. В этот день Пресвятая Богородица явилась одному благочестивому горожанину и повелела, чтобы обет был исполнен, дабы городу избегнуть гнева Божия. Наконец монастырь во имя Пресвятой Богородицы был закончен, и прп. Трифон, возведенный в сан архимандрита, стал первым его настоятелем.

По делам своей обители он ездил в Москву и Казань, где предсказал митрополиту Ермогену патриаршество и мученический конец (см. житие сщмч. Ермогена – 17 февр.). В конце своей жизни прп. Трифону пришлось перенести тяжелую скорбь: против него восстали некоторые из братии, недовольные введенным им строгим уставом, во главе с любимым его учеником Ионой, которого он готовил себе в заместители. Восставшие добились его низложения и изгнания.

Тогда святой старец ушел странствовать по многим городам и монастырям России. Везде он устраивал крестные ходы и раздавал милостыню. В городе Слободске он основал Богоявленский монастырь. Но умереть он желал в своем монастыре и, почувствовав себя больным, вернулся в Вятку. Диакон Максим нашел его больным в лодке. Под влиянием всего городского духовенства архимандрит Иоанна покаялся и послал просить своего духовного отца вернуться в монастырь. Велика была радость преподобного. У монастырских врат он был встречен архимандритом Ионой с братией, на коленях просивших у него прощения. Преподобный ответил: «Бог простит тебя, чадо Иона! Всему виной древний враг нашего спасения!»

Через несколько дней, 8 октября 1612 г., прп. Трифон мирно скончался и был погребен с великой честью. В завещании своем он оставлял преемником своим архимандрита Иону, но умолял его хранить устав.

В 1648 г. святые мощи прп. Трифона были обретены нетленными.

Собор Вятских святых  Собор Вятских святых.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz