Краткие жития святых, православные праздники и события

2/15 декабря

 

Прор. Аввакума (VII в. до Р.Х.). Сщмч. Иоанна пресвитера (1919); сщмч. Матфея пресвитера (1921); сщмч. Димитрия пресвитера прп. Веры исп. (1932); сщмчч. Константина, Николая, Сергия, Владимира, Иоанна, Феодора, Николая, Иоанна, Николая, Павла, Сергия пресвитеров, прмчч. Данакта, Космы, прмцц. Маргариты, Февронии, Тамары, Антонины и Марии, мцц. Марии и Матроны (1937); прмц. Марии (1938); мч. Бориса (1942).

Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176) и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367).

 

Пророк Аввакум Прор. Аввакум (VII до Р.Х.). Святой пророк Аввакум, один из 12-ти ветхозаветных пророков, именуемых малыми, происходил из колена Симеонова и пророчествовал около 650 года до Рождества Христова.

Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, вавилонское пленение богоизбранного народа и возвращение пленных на родину.

Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Однажды, когда он нес обед жнецам на поле, ему встретился ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время в темнице томился пророк Даниил (память его 17 дек.). Гонимый пророк смог утолить голод пищей, предназначенной для жнецов, принесенной ему святым Аввакумом.

После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости. Его святые мощи были обретены в V веке.

 

Сщмч. Иоанн (Вишневский) пресвитер (1919): Новомуч.

Сщмч. Матфей (Александров) пресвитер (1921): Новомуч.

Сщмч. Димитрий (Благовещенский) пресвитер (1932): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 22 октября 1879 г. в селе Тимонино Богородского уезда Московской губернии в семье диакона Феодора Благовещенского.

По окончании духовной школы Димитрий поступил в Московскую Духовную семинарию, где отучился один год. 22 мая 1900 г. епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) он был определен во псаломщика к Знаменской церкви села Ильинское Коломенского уезда, а через год также епископом Нестором посвящен в стихарь. В 1904 – 1906 годах, состоя псаломщиком, Дмитрий Федорович безвозмездно проходил должность помощника учителя церковноприходской школы.

20 сентября 1906 г. указом митрополита Владимира (Богоявленского) он был переведен в Воскресенскую церковь села Ивойлово Воскресенского уезда на штатную диаконскую вакансию и 20 октября того же года епископом Серпуховским Анастасием (Грибановским) рукоположен во диакона. К этому же храму он был определен священником после рукоположения 1 января 1931 г.

До рукоположения Дмитрий Федорович женился на Павле Васильевне. Своих детей у них не было, но они взяли на воспитание девочку-сиротку Катю 1910 г. рождения, которая была им как родная дочь.

После революции власти неоднократно арестовывали о. Димитрия: в 1918 и 1919 годах, в 1928 г. и три раза в 1931 г. – за то, что он был не в состоянии уплатить огромные налоги. В 1929 г. в кампанию по раскулачиванию у Благовещенских отняли надел земли, корову, лошадь и увеличили налог вдвое. Затем за неуплату этого налога и невыполнение твердого задания по дровозаготовкам было конфисковано и другое имущество семьи.

В октябре 1931 г. о. Димитрий был приговорен к высылке из Московской области, опять за невыполнения твердого задания. Храм мог остаться без священника. В одно из воскресений ноября о. Димитрий после литургии зачитал приговор суда, заплакал и попросил прихожан о помощи. Люди в храме тоже плакали, потом собрали священнику денег, продуктов, и на какое-то время удалось отложить закрытие храма.

10 апреля 1932 г. о. Димитрий был вновь арестован, на этот раз по обвинению в антисоветской агитации, и отправлен в Волоколамский домзак.

На первом допросе священник сказал: «Я, Благовещенский, против центральной советской власти никогда не возражал. Но против низовых представителей власти, работающих в деревне, в районе, как коммунистов, председателей сельсоветов и других лиц, я всегда проявлял и проявляю недовольство в силу того, что на местах к трудовому народу, а тем более к служителям культа, относятся… неверно…

Меня не только притесняли по линии налогов, но и местная власть не разрешала иногда проводить молебны по домам прихожан… Как меня местная власть ни обижала, но всегда народ помогал, верующие мне очень сочувствуют».

На следующий день на другом допросе о. Димитрий добавил к своим словам: «С полной откровенностью заявляю, что я никак не могу примириться с существующей советской властью и ее установленными порядками. Я считаю, что советская власть к народу применяет исключительное насилие…

Я лично… свою точку зрения по отношению недовольства к советской власти не раз высказывал среди отдельных прихожан, и со мной вполне разделяли мое мнение… В предъявленном мне обвинении в проведении антисоветской агитации виновным себя признаю».

Начавшееся 11 апреля следствие уже к 13 апреля выдвинуло обвинение, а 27 апреля 1932 г. судебная тройка при ОГПУ приговорила о. Димитрия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Он был сослан в лагерь ОГПУ в Мурманской области. 15 декабря 1932 г. священник Димитрий Благовещенский скончался в 4-м лагерном пункте города Кемь Карельской АССР и погребен в безвестной могиле.

Прп. Вера (Графова) исп. (1932): Новомуч. Послушница Вера родилась в 1878 году в селе Соболево Карповской волости Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Харитона Графова. В 1903 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, где подвизалась на различных послушаниях до 1918 года, когда стало ясно, что безбожники разрушат обитель. После этого она жила у верующих людей сначала в одном из сел, а затем в Коломне, зарабатывая шитьем одеял. Будучи арестована и допрошена, Вера сказала: «Против советской власти я никогда никаких враждебных отношений не имела и не имею. Знакомых никаких не имею и не знаю». Следователь укорил ее в неубедительности таких показаний, на что она добавила, что действительно некоторых монахинь встречала в храме Покрова Божией Матери, с которыми иногда говорила о том, что недостатки в продовольствии, в дровах, длинные очереди за каким-либо товаром – все это за грехи, как сказано в Писании Божием.

24 мая 1931 года следствие было закончено. Монахиню Антонину (Степанову; †1937) (см. о ней ниже) и послушницу Веру обвинили в том, что они, «имея между собою связь, по общей договоренности среди верующих проводили систематически антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков масс, таковым внушали: “Пришли тяжелые времена, голодовка, недостаток всего; в стране разные бедствия и все тому подобные явления вызваны Божьей карой за то, что власть и большинство народа – Бога не признают. В дальнейшем страну постигнет страшное несчастье, если народ веру не отстоит и не защитит ее от гонений и преследований”». «Имея связь с сосланным за контрреволюционную деятельность... архимандритом Никоном (Беляев, прмч., память его 27 нояб.), поддерживают с ним переписку, занимаются по верующим паломничеством, собирают вещи, продукты, деньги и посылают посылками ему в ссылку, наряду с этим распускают провокацию: “Получили письмо от... архимандрита Никона, который пишет: над ними в ссылке издеваются, изнуряют, принудительный труд применяется непосильный, ходят голодные, раздетые и разутые”».

29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила монахиню Антонину и послушницу Веру к пяти годам ссылки в Казахстан. Послушница Вера Графова умерла в ссылке в 1932 году.

Сщмч. Константин (Некрасов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Константин родился 15 октября 1872 г. в городе Можайске Московской губернии в семье псаломщика Никиты Некрасова. В 1887 г. Константин окончил духовное училище, а в 1893 г. ­– Вифанскую Духовную семинарию. Женился. Впоследствии у них с женой, Александрой Петровной, родилось четверо детей. Константин Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Можайска и через некоторое время назначен настоятелем Никольского собора и одним из благочинных епархии. Отец Константин был одним из деятельнейших священников епархии, он организовал в Можайске Общество трезвости и постоянно вел работу среди крестьян, делая все, чтобы они исцелились от пагубной страсти винопития.

В 1923 г., во время гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей, священник был арестован за активную церковную деятельность и приговорен к двум годам ссылки в город Березов Тобольской губернии.

Вернувшись из ссылки, о. Константин стал служить в храме Покрова Божией Матери в селе Алексино Рузского района.

9 мая 1930 г. сотруднику ОГПУ Малькову один из доносителей сообщил, что «в селе Алексино имеется в настоящее время сильная группа церковников, в результате антисоветской работы которой мероприятия советской власти проходят с трудом…»

13 и 14 августа следователь допросил некоторых жителей села Алексино, из тех, кто враждебно относился к Церкви, начав с председателя сельсовета и члена коммунистической партии Бирюлькина, причем он был допрошен в один день дважды.

Бирюлькин, в частности, показал: «В селе Алексино… существует группа духовенства, которая своей работой и агитацией всячески противодействует мероприятиям советской власти… С трудом организованный колхоз вскоре же развалился, благодаря агитации церковников…». Он также воспроизвел якобы произнесенные высказывания о. Константина в антисоветском смысле.

Примерно такие же показания дала и учительница школы в селе Алексино Тищенко, бывшая одновременно секретарем местного союза безбожников.

Основываясь на подобного рода показаниях, сотрудник ОГПУ Мальков 20 августа 1930 г. арестовал священника Константина Некрасова и монахиню Параскеву Жукову, которые были заключены в камеры при Рузском отделе ОГПУ.

В тот же день был допрошен еще один свидетель, продавец местного магазина, который сказал: «Поп Некрасов в марте в проповеди с амвона говорил: “Православные, приходят последние времена. На нас теперь гонения, как на Христа. Над нами издеваются. Крестьян обобрали налогами и тягают в колхозы”.

Жукова, обходя крестьян, агитировала, чтобы последние не ходили на собрание. Некрасов является вдохновителем этой агитации…»

На следующий день после ареста священника следователь допросил его, и о. Константин сказал: «Проживая в селе Алексино, я никакой антисоветской деятельностью не занимался. Если говорят, что я в своих проповедях призывал граждан не подчиняться распоряжениям существующей советской власти и власть как таковую считал “властью антихриста”, – это не верно. Я не настолько глуп, чтобы в своих проповедях говорить такую грубую чушь…

Говорят, что я имею авторитет среди граждан; может быть это и правда, но ведь мой авторитет держится не на том, что я иду против власти, а потому, что я поступаю как истинный христианин. Разве в этом есть какое-либо преступление против законов власти и человечества?...»

23 апреля следствие было закончено; священник в протокол об окончании следствия попросил записать: «По существу предъявленного мне обвинения виновным себя не признаю. В оправдание себя прошу допросить верующих, которые, надеюсь, подтвердят, что я никогда противозаконными делами не занимался. Все материалы считаю ложными, и исходят они от тех лиц, которые желают меня убрать из села…»

25 сентября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Казахстан, которую он был отправлен отбывать в Семипалатинск.

По окончании ссылки о. Константин приехал в Можайск и был назначен служить в храм Илии пророка. 5 декабря 1937 г. священник был вновь арестован и заключен в тюрьму в городе Можайске. Через день состоялся допрос.

На следующий день было составлено обвинительное заключение, где были изложены обвинения против священника, заключавшиеся, в частности, в том, что он проводил большую работу «по сколачивании церковного актива, для этой цели им был организован хор из бывших монашек и активных церковников… При обыске у Некрасова обнаружен листок календаря с портретом товарища Сталина, лицо которого Некрасов запачкал чернилами [как и на других листках календаря он здесь написал цифру (8) – число месяца по старому стилю], чего и сам Некрасов при допросе не отрицает. Это действие Некрасова еще раз подтверждает его враждебное отношение к советской власти и руководителям партии».

9 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Константина к расстрелу. Священник Константин Некрасов был расстрелян 15 декабря 1937 г. и погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Николай (Сафонов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 13 апреля 1900 года в городе Саратове в семье благочестивых мирян Александра и Евдокии Сафоновых, два сына которых выбрали путь служения Господу, став священниками. Николай окончил четыре класса Саратовской Духовной семинарии, когда произошла безбожная революция, и духовные образовательные учреждения были закрыты. С 1918-го по 1924 год Николай был учителем, а затем певчим на клиросе.

8 ноября 1926 года епископ Подольский, викарий Московской епархии Серафим (Силичев) рукоположил его во священника к Преображенскому храму в селе Спас-Купле Подольского уезда. В 1927 году о. Николай был переведен в Троицкую церковь Аристова погоста Богородского уезда и в том же году назначен настоятелем Покровского храма в Голиках на улице Малая Ордынка в Москве. В 1929 году безбожные власти закрыли Покровский храм, и весь клир был священноначалием переведен в Благовещенский храм на улице Большая Ордынка или, как его сейчас называют, святителя Николая в Пыжах. В 1930 году о. Николай был награжден наперсным крестом.

21 ноября 1932 года священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. На следующий день следователь Байбус допросил священника. Отвечая на его вопросы, о. Николай сказал, что ведет переписку со своим братом, архимандритом Стефаном, сосланным «в Уральскую область за контрреволюцию, которую советская власть приписывает всему духовенству», но он никогда не писал в письмах, что в Москве поголовно арестовывают духовенство и закрывают церкви. В предъявленном ему обвинении виновным себя он не признал.

Для показаний против священника был вызван свидетель, который сказал: «Я человек верующий, часто хожу в церковь Николы в Пыжах, знаю там священника Николая Александровича Сафонова, у которого часто исповедовался. Сафонов человек настроенный контрреволюционно... Он также среди церковников распространял всевозможные контрреволюционные слухи... Сафонов имеет переписку со священниками, сосланными за контрреволюционную деятельность. Он мне показывал письма, в которых его брат писал, что в ссылке одно духовенство, люди мрут с голоду... Сафонов эти письма показывает не только мне, но и всем верующим и старается убедить своих прихожан, что его брат и все сосланное духовенство мученики за веру Христову... Видя, что в этой церкви служители религиозного культа занимаются антисоветской деятельностью, я перестал ходить в эту церковь приблизительно с месяц».

10 января 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Николая к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Свирские лагеря.

Отец Николай был освобожден досрочно в 1934 году и назначен сначала в храм святителя Николая в Пыжах, а затем, в том же году, в храм Ризоположения. Однако, как бывшему в заключении, ему было запрещено проживание в Москве, и он был направлен в город Каширу настоятелем храма Всех святых и возведен в сан протоиерея. В 1937 году Кашира попала в режимную зону, в которой было запрещено проживание всех осужденных по политическим статьям, и в феврале 1937 года протоиерей Николай был назначен настоятелем храма святых и праведных Иоакима и Анны в городе Можайске.

Протоиерей Николай был арестован 5 декабря 1937 года; 6 и 7 декабря были допрошены в качестве свидетелей служивший вместе с ним диакон храма и некий рабочий. Диакон показал, что священники, собравшись однажды в алтаре, обсуждали, идти ли им по приходу, в котором состоят и ближайшие деревни, с молебнами или нет. Священник Сафонов заявил, что сейчас по приходу ходить нельзя, так как идет предвыборная кампания по выборам в Верховный Совет и священников могут заподозрить в срыве предвыборной кампании и арестовать. Рабочий же показал, что протоиерей Николай, приехав в Можайск, окружил себя духовенством, ранее отбывавшим срок за контрреволюционную деятельность. За время служения о. Николая приход значительно увеличился за счет монашек, духовенства и верующих.

7 декабря следователь допросил о. Николая. Виновным себя в контрреволюционной деятельности священник не признал.

9 декабря тройка НКВД приговорила о. Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Сафонов был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Сергий (Кудрявцев) пресвитер (1937): Новомуч.

 Сщмч. Владимир (Проферансов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 29 июня 1874 г. в Москве в семье священника Александра Проферансова.

В 1898 г. Владимир Александрович окончил Московскую Духовную семинарию и стал служить учителем.

В 1902 г. он был определен псаломщиком к Георгиевской церкви, что на Лубянке. С 1905 г. он состоял действительным членом Московского общества народных чтений и библиотек. В 1907 г. за усердные труды на поприще народного образования он получил благодарственную грамоту от Святейшего Синода. В 1909 г. он был награжден серебряной медалью на Александровской ленте и в том же году серебряной медалью на Владимирской ленте в память 15-летия приходских школ; а в 1914 г. – золотой медалью на Аннинской ленте.

С 1915 г. он стал исполнять обязанности старосты в Георгиевской церкви. В 1916 г. Владимир Александрович был рукоположен в сан диакона к Георгиевской церкви. В 1917 г. диакон Владимир был назначен делопроизводителем Георгиевского приходского попечительства. С 1918 г. он состоял сотрудником Московского епархиального совета. В 1920 г. диакон Владимир был награжден двойным орарем. В том же году он был рукоположен в сан священника к Георгиевской церкви. С 1923 г. он состоял секретарем при Святейшем Патриархе Тихоне. В 1924 г. о. Владимир был награжден наперсным крестом за труды по канцелярии Церковного управления при Святейшем Патриархе Тихоне.

Высокое положение священника, хорошо знавшего как Патриарха Тихона, так и заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия, у которого он исполнял многие церковные поручения, а также близкое расположение храма, где служил о. Владимир, к зданию ОГПУ на Лубянке, натолкнуло сотрудников ОГПУ на решение привлечь священника к сотрудничеству.

9 января власти вызвали протоиерея Владимира для допроса и предложили сотрудничество с ОГПУ. Но священник не согласился на это предложение ни под влиянием уговоров, ни под нажимом угроз, и следователь вынужден был от него потребовать расписку, что тот обязуется «хранить в абсолютной тайне от всех лиц происходивший разговор между мною и представителем ОГПУ…»

8 февраля священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Во время допроса священник отвечал отрицанием на все вопросы следователя в отношении причастности его к контрреволюционной деятельности.

15 февраля ОГПУ приняло окончательное решение об аресте священника. 25 февраля, после нескольких дней угроз, снова состоялся допрос. Но священник держался мужественно и стойко, казалось, отсутствуя на допросе. Виновным себя в «антисоветской агитации и группировке вокруг себя антисоветского элемента» он не признал.

2 марта 1932 г. уполномоченный ОГПУ составил заключение по «делу» о. Владимира, где написал: «По своим убеждениям Проферансов является реакционно настроенным человеком. Долгое время работал в канцелярии у Патриарха Тихона, а в последующем – в Синоде митрополита Сергия. Одновременно являлся священником церкви Георгия на Лубянском проезде, где группировал вокруг себя антисоветский элемент и занимался систематической антисоветской агитацией».

14 марта 1932 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Владимира к трем годам ссылки в Семипалатинск. Здесь он познакомился со священником Константином Некрасовым, который, по-видимому, и пригласил его приехать по окончании ссылки в город Можайск, зная, что отбывшим ссылку запрещено жить в Москве.

В 1935 г. о. Владимир вернулся из ссылки и поселился в Можайске. Вернулся он тяжело больным. Власти вновь предложили священнику стать осведомителем и в обмен за согласие на сотрудничество обещали дать хороший приход, но о. Владимир от этих предложений отказался, и за это власти не дали ему возможности служить. Свой дом в Москве, где жила его жена, Мария Петровна, он мог посещать только тайно, не задерживаясь в нем более чем на сутки.

5 декабря 1937 г. власти арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в Можайске. Отца Владимира обвинили в том, что он, «имея крепкие связи со священниками, возвратившимися из ссылки, проживающими в городе Можайске, и с другим контрреволюционным элементом, проживающим вне города Можайска, будучи враждебно настроен против советской власти, среди окружающего населения проводил скрытую контрреволюционную деятельность».

9 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила протоиерея Владимира к расстрелу. Священник Владимир Проферансов был расстрелян 15 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Иоанн (Державин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 г. в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 г. он окончил Коломенское духовное училище, а в 1901 г. – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковноприходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей.

7 августа 1904 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника к Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердную проповедь слова Божия о. Иоанн в 1911 г. был награжден набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что о. Иоанн Державин, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан».

Храм в селе Милет был выстроен в усадьбе, принадлежавшей князьям Голицыным и Ухтомским. Только в начале XX века здесь появилась приходская церковь. Приход был малочисленным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, продавая из имущества все, что только можно было продать, но священник не покинул приход.

В 1929 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти стали искать лжесвидетелей и допрашивать их. В декабре 1929 г. один из лжесвидетелей показал, что священник Державин «…выступал с проповедями, в которых говорил, что советская власть – власть безбожная, религию насилует, надо с безбожниками вести борьбу… Придет время, и не будет такого насилия над верой… нужно потихоньку вести работу среди крестьян, это принесет больше пользы… В разговоре со мной он сказал, что советская власть задавила налогами. Религию угнетает. Всех задавила непосильными налогами, фабрикантов обобрали, купцов тоже, теперь возьмутся за крестьян… Дожили при этой власти до того, что ничего нет. Это Бог наказывает за наше безбожие».

Другой лжесвидетель сказал, что священник систематически выступал с проповедями, в которых призывал бороться за укрепление религии…, призывал граждан помочь церкви, собрать деньги среди верующих.

Опираясь на эти показания, ОГПУ 3 февраля 1930 г. арестовало священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На следующий день, отвечая на вопросы следователя, о. Иоанн сказал: «Никакой антисоветской агитации нигде и никогда я не вел. Проповеди я не произношу уже около года…, от бесед на политические темы воздерживаюсь. С прихожанами имею общение только по чисто церковным делам».

На этом дело был закончено. 22 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Северный край и дана была рекомендация на все ходатайства о смягчении его участи отвечать отказом.

Вернувшись из ссылки, о. Иоанн был направлен служить в храм в село Ильинское-Ярыгино Сычевского района Смоленской области. 12 февраля 1935 г. он был назначен служить в храм в село Ново-Александровка Шаховского района Московской области, а с 5 марта 1937 г. в Троицкую церковь в село Каменка Ногинского района; жил он с семьей в селе Милет Реутовского района. За самоотверженную и безупречную службу о. Иоанн был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями.

29 ноября 1937 г. он был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске. На священника донесли, будто бы он говорил, что верующие стали забывать Бога и мало посещают храмы, что советская власть зверски преследует веру и верующих, сажает невинных людей в тюрьмы…

Священника обвинили в активной контрреволюционной деятельности, но о. Иоанн не признал себя виновным.

3 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Державин был расстрелян 15 декабря 1937 г. и погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Феодор (Алексинский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Феодор родился 21 октября 1875 г в селе Каменки Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Алексинского. В 1890 г. Федор поступил в Ярославскую Духовную семинарию, а по ее окончании в Московскую Духовную академию, которую он окончил в 1900 г. со степенью кандидата богословия и был назначен учителем русского и церковнославянского языков в Краснохолмское духовное училище.

В 1909 г. он был рукоположен в сан священника к Страстному монастырю в Москве, в котором прослужил до его закрытия безбожными властями в двадцатых годах. После закрытия монастыря о. Феодор был назначен служить в храм Знамения Божией Матери на Каретной улице в Москве.

14 апреля 1931 г. власти арестовали о. Феодора и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Отца Феодора и всех арестованных, более тридцати священнослужителей и мирян, обвиняли в том, что они, «монахи и монашки ликвидированных монастырей, члены церковных советов, попы и бывшие торговцы, будучи активными церковниками-антисоветчиками, считающими советскую власть “властью антихриста”, группируясь вокруг реакционных московских церквей, проживая группами и в одиночку, занимались активной антисоветской деятельностью, выражавшейся  в организации нелегальных антисоветских “сестричеств” и “братств”, оказании помощи ссыльному за контрреволюционную деятельность духовенству, произнесении проповедей контрреволюционного характера, антисоветской агитации о религиозных гонениях, якобы чинимых советской властью…»

Будучи допрошен, о. Феодор сказал, что ни сам не вел антисоветских разговоров, ни при нем его знакомые таких разговоров не вели, а что было без него…, он не знает.

30 апреля 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Феодора к трем годам ссылки в Северный край. Из ссылки он вернулся в 1934 г. в Москву, где оставалась его семья, но власти не разрешили ему жить в городе и заявили, что он может поселиться не ближе ста километров от Москвы. Отец Феодор выехал в Тулу, как ближайшую от Москвы область, но здесь не смог получить места священника и поехал в Патриархию, которая направила его священником в храм в селе Ивакино Уваровского района Московской области.

Отец Феодор был арестован 1 декабря 1937 г. и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 2 декабря сотрудники НКВД допросили его и лжесвидетелей. Первый из них привел якобы слышанные им высказывания священника, например: «Православные, настало тяжелое время. Жить становится все хуже и хуже. Все идет по Священному Писанию. Скоро настанет время кровопролития». Другой лжесвидетель, председатель колхоза в деревне Потапково, где о. Феодор жил с августа 1937 г., показал, что со времени перехода священника на жительство в деревню Потапково стало заметно падение дисциплины в колхозе, колхозники стали посещать церковь, а контрреволюционная деятельность священника проявилась в факте посещения домов колхозников.

Затем был допрошен о. Феодор. Виновным себя он не признал.

5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Феодора к расстрелу. Священник Феодор Алексинский был расстрелян 15 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Заболоцкий) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 24 апреля 1876 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье протоиерея Николая Заболотского, служившего в городе в Воскресенской церкви. В 1895 г. Николай окончил Вяземское духовное училище и поступил в Московскую Ду… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz