Краткие жития святых, православные праздники и события

18/31 декабря

 

Мчч. Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула (ок. 287). Мч. Виктора (1936); сщмчч. Фаддея, архиеп. Тверского, Николая, архиеп. Великоустюжского, Илии, Иоанна, Владимира и Николая пресвитеров (1937); сщмч. Сергия диакона и мц. Веры (1942).

Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление прав. Симеона Верхотурского (1694). Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского (633-634). Прп. Флора, еп. Амийского (VII). Прп. Михаила исп. (ок. 845).

 

Мчч. Севастиан и дружина его: Никострат казнохранитель, жена его Зоя, Касторий, Транквиллин пресвитер и сыны его Маркеллин и Марк диаконы, Клавдий, начальник над тюрьмами, сын его Симфориан, брат его Викторин, Тивуртий и Кастул (ок. 287). Они пострадали при Диоклетиане.

Мученик Севастиан Святой Севастиан, начальник придворной стражи, был любимцем царя и христианином. Сначала св. Севастиан скрывал свою веру, чтобы иметь возможность посещать темницы, где были заключены христиане, и облегчать их горькую участь. Видя, как умирали святые мученики, он сам пожелал стяжать мученический венец. Два родных брата, Маркеллин и Марк, были осуждены на смерть за веру Христову. Родственники их, придя в дом начальника темницы, стали слезно умолять их отречься от веры, чтобы избавиться от казни. Тогда св. Севастиан обратился ко всем с речью, в которой говорил об истинной вере, о блаженстве верующих и о муке, ожидающей язычников. При этом многие из язычников крестились, в том числе и сам начальник темницы Никострат  жена его Зоя, брат Никострата Касторий, отец Маркеллина Транквиллин, впоследствии поставленный в пресвитеры, Клавдий, служивший при темнице, со своим сыном Симфорианом и братом Викторином, Хроматий, римский епарх, с сыном Тивуртием, Кастулом и другие, всего более 60 человек. Узнав об этом, Диоклетиан приказал предать всех крестившихся мучениям. Св. Зою повесили за волосы и задушили смрадным дымом; Кастор, Клавдий. Викторин и Симфориан утоплены в море; Тивуртию отсекли голову. Позвав к себе св. Севастиана, Диоклетиан встретил его укоризнами в измене отечественной религии и затем приказал убить стрелами.

 

Мч. Виктор (Матвеев) (1936): Новомуч. Мученик Виктор Матвеевич Матвеев родился 11 октября 1871 года в городе Боровичи Новгородской губернии. В юности был парализован, исцелён прав. Иоанном Кронштадтским (память его 20 дек.), который благословил Виктора Матвеева на странничество. В течение многих лет Виктор Матвеев странствовал по России, в 1906 году поселился в 30 км от города Верного (ныне Алма-Ата) на горе Горельник, где построил небольшую келью и начал вести строгую подвижническую жизнь. Имел дар непрестанной Иисусовой молитвы и дар прозорливости; часто бывал в Никольской церкви в Верном. После 1923 года мученик Виктор некоторое время подвизался на Горельнике вместе с преподобномучеником Пахомием (Русиным) (память его 29 июля). По воспоминаниям жителей Верного, Виктор Матвеевич был маленького роста, сухощав, с негустой темно­русой бородой и темными длинными волосами; никогда не мылся, лишь изредка протирался керосином, круглый год ходил в брезентовом плаще, зимой – в 2 плащах.

2 сентября 1935 года Виктор Матвеев был арестован вместе с жившими в горных скитах монахами и мирянами, 28 января следующего года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки, направлен в посёлок Орловка Чаяновского района Южно-Казахстанской области. В декабре 1937 года мученик был арестован вместе с жившими в ссылке священниками, обвинён в «контрреволюционной деятельности». Виновным себя не признал. Расстрелян 31 декабря 1937 года по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 30 декабря. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

 Сщмч. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской (1937): Новомуч. Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 г. в семье сельского священника Нижегородской епархии. После окончания Нижегородской Духовной семинарии и Московской Духовной академии принял в 1897 г. монашество и был рукоположен в иеромонаха. В 1902 г. был назначен инспектором, а затем – с возведением в сан архимандрита – ректором Олонецкой Духовной семинарии. В это время он подготавливает к изданию свои богословские сочинения «Единство книги пророка Исаии» и «Иегова», написанные в традициях православной библеистики; за ученые труды ему была присуждена степень доктора богословия. В 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского. Став архиереем, он не изменил своему монашескому аскетическому правилу – по-прежнему много молился и постился. Паства увидела в своем новом архипастыре человека святой жизни, образец кротости, смирения и чистоты. В первые, тяжелейшие месяцы российской смуты он духовно окормлял и поддерживал свою паству; в лице владыки Фаддея православные получили бесстрашного заступника. В начале 1922 г. епископ Фаддей был арестован и выселен за пределы Волынской губернии. Вскоре был освобожден из тюрьмы и, приехав в Москву, встретился здесь с Патриархом Тихоном. После был новый арест – и снова ссылка, по возвращении из которой владыка Фаддей был назначен в сане архиепископа на Астраханскую кафедру.

Приехал архиепископ Фаддей в Астрахань в разгар обновленческого движения, когда у православных осталось в городе всего 10 церквей. Во время своего правления владыка не выступал против обновленчества публично, но обличал их примером своей жизни. Нравственное влияние архиепископа на верующих было огромным – в их домашних иконостасах рядом с иконами стояли фотографии архипастыря. Владыка Фаддей вел жизнь настоящего бессребреника, был прост и открыт в общении, в свободное время принимал посетителей, утром и вечером совершал уставные богослужения.

В октябре 1926 г. был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский), в права Местоблюстителя вступил архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых), назначивший архиепископа Фаддея одним из своих заместителей. И когда после ареста архиепископа Иосифа место Патриаршего Местоблюстителя оказалось свободным, владыка Фаддей (в середине декабря 1926 г.) выехал в Москву, чтобы приступить к выполнению возложенных на него обязанностей по управлению Церковью. Однако до Москвы он не доехал, так как был задержан властями в Саратове, а затем отправлен в Кузнецк. Там он находился до марта 1928 г., а затем освобожденный из заключения митрополит Сергий назначил его на Саратовскую кафедру. Но уже в ноябре владыка Фаддей был переведен в Тверь. И в Твери, ведя жизнь молитвенника и аскета, он продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех к нему приходящих. В 1936 г., когда гонения на православных усилились, власти лишили архиепископа Фаддея возможности служить, а в конце года он был уволен на покой.

20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей снова был арестован. Десять дней находился он под арестом, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. 31 декабря (18 декабря по ст. ст.) владыка Фаддей был расстрелян.

Он отошел ко Господу как исповедник православия и мученик за Христа. Память о нем и поныне хранится не только среди верующих разных епархий, где он совершал архиерейское служение, но и среди православных, которые узнали о праведной жизни архиепископа Фаддея из воспоминаний его современников.

26 октября (13 октября по ст. ст.) 1993 г., в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные мощи священномученика Фаддея, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.

В феврале 1997 г. в Москве на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученик архиепископ Фаддей причислен к лику святых.

Сщмчч. Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский (1937): Новомуч.

Сщмч. Илия (Бенеманский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Илия родился 14 декабря 1883 г. в Твери в семье священника Ильи Бенеманского. В 1905 г. он окончил Тверскую Духовную семинарию и был направлен служить в армию. Год он служил при армейской церкви псаломщиком, около полутора лет – дьяконом, а в 1908 г. был рукоположен в сан священника и направлен в 13-й гренадерский полк. В 1916 г. он отправился на фронт с Волынским полком и здесь пробыл до крушения монархии и развала армии. В 1917 г. о. Илья вернулся на родину и стал служить в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского при станции Тверь, где среди прихожан было много рабочих депо и железнодорожников.

Для него новая власть с самого начала явилась гонительницей. В рабочем районе при станции, где жили в основном семьи рабочих депо и железнодорожных служащих, был мальчик пятнадцати лет Петр Иванов. Подросток предпочитал воровать и бездельничать. На этом поприще коммунистическая идея оказалась наиболее для него подходящей. Так он вступил в Российский Коммунистический Союз Молодежи и принялся за создание в школе, где учился, коммунистической ячейки. 21 января 1920 г. он пришел в класс и узнал, что большинство учеников были на праздник Крещения в храме, и будто бы священник о. Илья говорил, что есть столь развращенные дети, которые уже сейчас не веруют в Бога, и назвал Петра Иванова, а затем посоветовал родителям присматривать за своими детьми и воспитывать их. По-видимому, священник сказал это не с церковного амвона, а самим родителям, в особенности тем, чьи дети жаловались на то, что дерзкий подросток открыто кощунствует и поносит святую Церковь.

Узнав, что его поступки начинают обсуждаться публично, Петр написал в комсомольскую ячейку заявление, которое через губернский коммунистический союз молодежи 25 января 1920 г. было передано в губернскую ЧК. В заявлении он писал о своем членстве в РКСМ и своем желании только одного, «чтобы жизнь изменилась… идти туда, к светлому будущему, к коммунизму»; о том, как он «стал вести ряд митингов в школе, где все нити поповской лжи объяснял учащейся молодежи…». Также он написал, что священник о. Илья на его примере повел публичную агитацию против РКСМ.

Допрошенные в школе свидетели и сам священник не подтвердили факта публичного выступления против комсомола. Несмотря на то, что оговор священника не был доказан, 6 февраля следственный отдел Тверской ЧК дал свое заключение о том, что «19 января после богослужения священник Бенеманский в своей проповеди коснулся вопроса поступления юношей в Союз Молодежи РКП…, увещевая тех, у кого есть дети, всячески противодействовать их поступлению в Союз…»

9 февраля состоялось заседание Тверской ЧК, на котором было постановлено: «Священника Бенеманского заключить в концентрационный лагерь до окончания гражданской войны». 13 февраля начальнику Тверской городской милиции было послано распоряжение о препровождении священника в концентрационный лагерь.

20 февраля рабочие и служащие станции Тверь отправили заявление в Губернскую ЧК, в котором утверждали об отсутствии приписываемого священнику противоправного события и ходатайствовали о его освобождении.

Получив письмо от рабочих, ЧК, зная абсурдность обвинений против священника, через несколько дней, 23 февраля, собрала новое заседание, где постановила: «В изменение постановления священника Бенеманского подвергнуть аресту в административном порядке сроком на один месяц, считая срок со дня ареста». Через месяц священник был освобожден из Тверского концентрационного лагеря.

Через два года началось новое гонение на Православную Церковь, проводившееся на этот раз под предлогом изъятия церковных ценностей. В 1922 г. о. Илья был арестован ГПУ вместе с духовенством сразу после богослужения в Ниловой пустыни и заключен на полторы недели в тюрьму.

Тверское ГПУ считало своим долгом впрямую поддерживать обновленцев. Но попытки живоцерковников захватить кафедральный собор и провести выборы нового главы епархии из своей среды не удались из-за активного сопротивления этому народа. Обновленческое движение в Тверской губернии, таким образом, стремительно рушилось.

4 сентября сотрудники ГПУ арестовали благочинного о. Василия Владимирского и его помощника о. Илью Бенеманского за восстановление поминовения за богослужениями Патриарха Тихона. Однако на этот раз, после разбирательств, дело было прекращено, и уже через день ГПУ постановило освободить священников.

Не так много прошло времени, как началось новое гонение на православие. И как всегда в этих случаях, находились ненавистники, готовые первыми идти против Церкви.

В декабре 1929 г. обновленческий диакон дал показания уполномоченному ОГПУ Успенскому против православных священников Твери, включая и о. Илью. Он свидетельствовал об их контрреволюционности, организованной борьбе против советской власти, злостном укрытии доходов от обложения подоходным налогом.

9 марта 1930 г. власти закрыли Александро-Невскую церковь, и архиепископ Фаддей, возглавлявший в то время Тверскую епархию, благословил о. Илью служить в храме Космы и Дамиана. Следователь Успенский между тем завел на о. Илью «дело», твердо преследуя цель арестовать священника. 11 марта он вызвал на допрос молодую женщину, машинистку, которая сама в храм не ходила, но жила недалеко от него. Она показала, что ей «неоднократно приходилось слышать от своих знакомых», что о. Илья за церковными службами «обращался к присутствующим и объяснял, что сейчас в СССР идет сильное гонение на религию и что на защиту ее выступил глава католической церкви, и призывал молиться за него…»

В Успенский пост, 16 августа 1930 г., ОГПУ арестовало священника. При обыске ничего компрометирующего не обнаружили, но зато нашли сорок пять рублей мелкой серебряной монетой и за отсутствием более серьезного повода решили воспользоваться находкой, обвинив священника в том, что «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».

Хотя о. Илье было всего 47 лет, здоровье его было основательно подорвано многократными заключениями в тюрьму, и на следующий день после ареста врач вынужден был, осмотрев его, дать справку, что заключенный «страдает правосторонней грыжей, неврозом, расширением границ сердца, значительным расширением вен голени».

Ни первоначального допроса женщины, ни тем более выдержанных и ясных показаний священника было недостаточно для обвинения. И тогда следователь вынужден был искать новых «свидетелей». Таким образом, ему удалось получить «свидетельства» о том, что священник Бенеманский «контрреволюционный элемент, играя на религии, активно тормозит мероприятия советской власти и вредит всяким начинаниям…; имея ораторские способности, он говорил почти каждое воскресенье и праздники проповеди с хорошим подходом и, говоря о страданиях святых, доводил верующих до слез».

25 августа следователь последний раз допросил священника.

Для о. Ильи нетрудным стало заключение, почти привычными за время гонений – стены тюрьмы и решетки. Да и что гонение ему, военному священнику, шедшему вместе с солдатами в бой с крестом вместо оружия. Ему был дан золотой крест на Георгиевской ленте и другие награды за христианское мужество, проявленное в смертельном бою. Не страшась смерти на поле боя, неоднократно бывая в узах, он и со следователем держался мирно, на вопросы отвечал спокойно, не уклоняясь в ненужное и опасное многословие.

5 сентября 1930 г. тройка ГПУ приговорила священника к трем годам заключения в концлагерь на Соловках. Отец Илья из Тверской тюрьмы был отправлен в пересыльную тюрьму Петрограда, а оттуда этапом в Соловецкий концлагерь.

Через три года о. Илья вернулся на родину в Тверь. Большинство храмов в то время было закрыто, служить было негде, и архиеп. Фаддей благословил вернувшегося исповедника, которого он знал как выдающегося священника, цвет и украшение Церкви, служить в храме иконы Божией Матери Неопалимая Купина, где служил в то время и сам.

Пять лет служения в храме промелькнули как один день. Несмотря на гонения, преследования и угрозы, сама возможность служить Божию службу и совершать таинства покрывала все. В декабре о. Илье исполнилось 54 года, из них 33 были посвящены служению Церкви и родине. Но теперь воля Божия предлагала иной путь спасения.

Снова начались гонения. Всю осень 1937 г. шли аресты. В ночь со 2 на 3 ноября были арестованы священники Илья Громогласов (сщмч., память его 22 нояб.) и Николай Маслов (сщмч., память его 4 янв.), в ноябре сотрудники НКВД арестовали родственника о. Ильи, протоиерея Алексея Бенеманского (сщмч., память его 22 нояб.), много раз бывшего в ссылках и заключениях. Отец Илья, видя, как разоряются и опустошаются храмы и арестовывают священников, понимал, что скоро и его черед. Но не приходило в голову, и сердцу было чуждо – оставив храм и паству, бежать.

20 декабря был арестован архиеп. Фаддей, через три дня власти арестовали протоиерея Илью Бенеманского и келейницу владыки Веру Васильевну Трукс (см. ниже).

В арестах 1937 г. обновленцы сыграли ту же роль «судебных убийц», что и в начале 20-х годов в лице своих руководителей, явившись пособниками арестов православных архиереев и духовенства.

22 и 27 ноября обновленческие священники и диакон лжесвидетельствовали перед уполномоченным НКВД. Следователь НКВД, имея в своем распоряжении эти лжесвидетельства, допросил о. Илью Бенеманского. Несмотря на давление следователя, священник не оговорил ни себя, ни других. Свое участие в деятельности контрреволюционной церковно-монархической организации о. Илья опроверг.

На допросах о. Илья держался спокойно и достойно, ему не нужно было волноваться и печалиться. Ему было куда спокойнее, чем допрашивавшему его следователю. В понимании того, что наступил его крестный час и, может быть, самый главный момент в его жизни, когда решался вопрос жизни вечной, было хорошо, благостно и радостно – Господь открывает райские двери, за малое и временное дарует вечное. И потому, выслушав, что следователь записал из его ответов, священник с сознанием полноты исполненного долга поставил свою подпись под протоколом.

Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу 29 декабря – до того как было составлено обвинительное заключение. Священник Илья Бенеманский был казнен в тот же день, что и архиепископ Фаддей, – 31 декабря 1937 г.

Сщмч. Иоанн (Миронский) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Владимир (Преображенский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир Григорьевич Преображенский родился в 1873 году в селе Троицкое Смоленской губернии. В 1929 году был арестован, Коллегией ОГПУ приговорен к 3 годам лагерного заключения. 22 августа 1936 года был вновь арестован. 9 февраля следующего года особым совещанием НКВД приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан.

24 декабря 1937 года о. Владимира арестовали в ссылке. Во время обыска сотрудники НКВД нашли несколько написанных им стихов религиозного содержания («Сон ссыльного иерея» и «Дума старого пастыря в ссылке»). Священника обвинили в том, что он, «являясь участником контрреволюционной группы церковников, организовал нелегальный молитвенный дом, писал и распространял контрреволюционного содержания стихи, нелегально проводил религиозные обряды». Отец Владимир не признал себя виновным в «контрреволюционной работе», на допросе заявил, что его «арестовывали и ссылали только за веру». Священномученик был расстрелян 31 декабря 1937 года по приговору тройки УНКВД по Южно-Казахстанской области от 30 декабря. Погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Сщмч. Николай (Кобранов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 10 мая 1893 г. в селе Благовещенье Дорогобужского уезда Смоленской губернии в семье диакона Иакова Кобранова. В 1913 г. Николай окончил Смоленскую Духовную семинарию и поступил на юридический факультет Варшавского университета, в котором проучился три года. В 1918 г. он оказался  в Крыму, был сначала певчим в симферопольском соборе, а затем иподиаконом у Таврического архиерея. В 1920 г. он был рукоположен во диакона к крестовой церкви в Симферополе, а в 1921 г. во священника. Во время отступления армии Врангеля из Крыма о. Николай принял решение остаться в России и служить в храме в одном из сел в Мелитопольском уезде. В 1922 г. он в течение полугода служил в Новоспасском монастыре в Москве, а в 1923 г. был направлен служить в храм в село Воскресенское Можайского уезда Московской губернии.

В 1925 г. священноначалие направило о. Николая настоятелем в храм Святой и Живоначальной Троицы в Кожевниках в Москве,  и он был возведен в сан протоиерея. Храм был выстроен в 1689 г. и носил на себе следы древнего величия и щедрой благотворительности благочестивых купеческих семейств. Но в начале XX столетия прежнее величие храма стало быстро угасать, что было связано со строительством заводов в этом районе. Резко уменьшилось число прихожан, так что назначавшиеся сюда священники старались как можно быстрее перейти на другой приход. Разруха резко увеличилась после безбожной революции, и дело кончилось тем, что в 1925 г. храм был закрыт. Две недели храм простоял без богослужений, когда в него был назначен о. Николай. Священник начал с того, что создал вокруг этого храма живой приход.

Он обратился к прихожанам с воззванием помочь с ремонтом храма.

Отец Николай часто служил и за всеми богослужениями проповедовал; он устраивал богословские беседы, приглашая на них известных и авторитетных профессоров. В храм по просьбе о. Николая приносились из других храмов для сугубых молений чудотворные иконы Божией Матери и святого мученика Трифона.

Было заведено, как добрый порядок, чтобы настоятель храма ежегодно отчитывался перед собранием прихожан о сделанном в приходе и потраченных средствах. Многие оставляли храм и возвращались, но всегда с храмом было Милосердие Божие.

Власти пристально следили за ревностным пастырем, и 28 октября 1929 г. он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 2 ноября состоялся допрос.

Сразу же после допроса следователь на основании сказанного только что священником заявил, что о. Николай «организовал группу верующих для ведения антисоветской пропаганды под церковным флагом. И вел пропаганду также и сам лично, и в печати, а потому… привлечь Кобранова Николая Яковлевича в качестве обвиняемого, предъявив ему обвинение по 58 статье УК…»

20 ноября 1929 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило заключить протоиерея Николая на три года в концлагерь, и он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. По окончании заключения о. Николай был отправлен на три года в ссылку в Казахстан, откуда он вернулся в 1935 г. и поселился в деревне Кукарино Можайского района. Бывая в Москве, о. Николай встречался с монахинями и игуменьями, иногда совершал в квартире богослужения, что потом ему и было поставлено в вину.

27 апреля 1936 г. о. Николай был арестован и заключен в 48-ю камеру Бутырской тюрьмы в Москве. В тот же день состоялся допрос. Обвинения в ведении контрреволюционных бесед священник отверг. Следствие продолжалось затем в течение месяца.

16 мая 1936 г. о. Николай подал заявление прокурору по надзору за органами НКВД с объявлением, что он начинает бессрочную голодовку до освобождения.

20 мая 1936 г. следствие было закончено. 21 мая 1936 г. Особое Совещание при НКВД приговорило о. Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

29 июня 1936 г. он был доставлен в Ухтпечлаг в город Чибью, а затем на лагпункт Шор. 1 декабря 1936 г. о. Николай вновь объявил голодовку, требуя заменить лагерь тюремной одиночкой или ссылкой.

17 декабря о. Николай был освидетельствован врачами, состояние его здоровья было найдено крайне тяжелым, и он был помещен в лазарет.

В начале 1937 г. священник отправлял письма наркому Ежову и начальнику секретного политического отдела НКВД Тимофееву, в которых высказывался о неправомерности его ареста и наказания за законную священническую деятельность, так же он требовал если и не освобождения, то, по крайней мере, помещения в тюремную одиночку. Наконец под обещание снять голодовку прокурор заявил, что требование священника будет выполнено, и 15 июля 1937 г. тот снял голодовку.

Состояние здоровья о. Николая было столь тяжелое после длительного голодания, что врачи оставили его в стационаре. С этого времени последовал целый ряд доносов в оперативную часть лагеря от начальника учетно-распорядительной части Читадзе, бывшего члена партии, осужденного на десять лет заключения за воровство, о том, что перед «принятием пищи заключенный Кобранов демонстративно крестился, а по утрам, становясь в угол, молился. На себе он носит крест…»

23 июля 1937 г. начальник 3-й части 3-го отделения распорядился, чтобы о. Николай был переведен из лазарета на общие работы.

16 августа о. Николай был выписан из лазарета на общие работы, а 27-го заключен под стражу в следственный изолятор и ему было предъявлено обвинение в проведении антисоветской агитации. Отец Николай заявил, что отказывается подписывать это постановление, а также и давать показания.

Для о. Николая началось новое и последнее следствие. Во множестве были допрошены свидетели, и одни лгали, находясь в том же положении заключенных, что и священник, надеясь ложью облегчить свою участь, а другие говорили правду.

28 августа в три часа утра протоиерея Николая вызвали для медицинского осмотра; священник заявил, что медицинское освидетельствование он производить не желает, так как голодает, и с представителями 3-го отдела и медицинскими работниками разговаривать не желает.

11 сентября следователь допросил священника. От подписи под постановлением в предъявленном ему обвинении о. Николай отказался, и следователями был составлен акт, что «на поставленные ему вопросы по существу доказанности его виновности… заявил, что он категорически отказывается отвечать на такого характера вопросы, а в противном случае прекратит всякий разговор по его делу, а также отказался от производства очных ставок. Кроме того, заявил, что он человек своих убеждений – иного мира воззрений, что о своих убеждениях он открыто говорил в свое время на Лубянке 2, что с убеждениями можно бороться только или смертью, или терпимостью и что его, Кобранова, может исправить только могила».

В тот же день следствие было закончено и дело было передано на решение тройки НКВД. 29 сентября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Кобранов был расстрелян 31 декабря 1937 г. и погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Сергий (Астахов) диакон (1942): Новомуч.

Мц. Вера (Трукс) (1942): Новомуч. Мученица Вера (Вера Васильевна Трукс) родилась 14 февраля 1886 г. в деревне Тамаровке Черниговской губернии. Отец ее был чех и работал у местного помещика объездчиком леса. Вера окончила двухклассное городское училище и выдержала экзамен, дававший право быть народной учительницей. С 1909 по 1923 г. она работала учительницей в сельских школах. В 1909 г. Вера Васильевна слушала лекции на курсах по повышению квалификации во Владимиро-Волынске, где в то время жил епископ Фаддей (см. о нем выше) и читал на курсах лекции по вопросам педагогики. Вера Васильевна познакомилась с ним, и впоследствии он много поддерживал ее, а когда она тяжело заболела, выхлопотал ей направление в Крым для лечения. Часть средств была казенной, а недостающие на поездку деньги епископ добавил от себя. Когда в 1921 г. епископа Фаддея арестовали, Вера Васильевна вместе с прихожанами усиленно хлопотала о его освобождении. После его освобождения в 1923 г., памятуя все, чем была обязана кроткому и щедрому владыке, Вера Васильевна решила, что пора и ей отдать долг, тем более что, вернувшись из ссылки, архиепископ нуждался в помощи. В 1923 г. она поехала в Москву и обратилась к Патриарху Тихону за благословением стать келейницей у архиепископа Фаддея. Давая благословение, Патриарх сказал: «Много скорбей понесешь».

Веру Васильевну арестовали на третий день после ареста владыки (23 декабря 1937 г.). На допросах спрашивали, что ей известно, как человеку близкому к архиепископу, о его враждебной деятельности. На это она отвечала, что никогда не замечала со стороны владыки какого-либо проявления враждебного отношения к советской власти. На допросах она отвечала, что никогда и нигде контрреволюционную агитацию не вела и виновной себя в этом не признает.

14 сентября 1938 г. Особое Совещание при НКВД приговорило ее к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Ее отправили в Сибирские лагеря. Глубоко верующий человек и мужественная исповедница, Вера Васильевна Трукс, умерла в лагере в 1942 г. за несколько месяцев до окончания срока.

 

Мчч. Еввиот (318), Мартин, Фока и Ермил.

Модест Иерусалимский Свт. Модест, архиеп. Иерусалимский (633-634). Святой Модест родился в городе Севастии от благочестивых и богобоязненных родителей. С юных лет он почувствовал сердечное влечение к Господу и, отрекшись от мира, проводил строгое иноческое житие. Впоследствии он был настоятелем обители Феодосиевой в Палестине. В это время Персидский царь Хозрой (590 – 628) сделал опустошительное нашествие на Сирию и Палестину. С Персами соединились и Евреи, в числе 40 тысяч человек, с целью истребить всех христиан Палестинских. Жестокость врагов Христовых излилась на Иерусалим и… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz