Краткие жития святых, православные праздники и события

7/20 декабря

 

Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397). Прп. Нила Столобенского (1554). Прп. Антония Сийского (1556). Прмч. Сергия (1917); сщмч. Антония пресвитера, прмч. Андроника (1918); свт. Амвросия исп., еп. Каменец-Подольского (1932); сщмчч. Сергия, Михаила, Сергия пресвитеров, Никифора диакона, прмчч. Галактиона и Гурия, мч. Иоанна (1937); сщмч. Петра и Василия пресвитеров (1941).

Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Прмч. Афинодора (ок. 304). Прп. Павла Послушливого. Мц. Филофеи (1060) (Румын.).

Селигерской (Владимирская) иконы Божией Матери.

 

Святитель Амвросий Медиоланский Свт. Амвросий, еп. Медиоланский (397). Святой Амвросий происходил из знатной семьи наместника Галлии. Получив великолепное юридическое образование, он стал наместником двух областей в Италии – Лигурии и Эмилии, хотя и жил в Медиолане (современный Милан). Когда в 374 г., после смерти епископа Авксентия, св. Амвросий пришел в собор для поддержания в нем порядка, народ Божий единодушно воскликнул: «Амвросий – епископ!» По смирению своему, святой считал себя недостойным этого и даже бежал из Медиолана. Сам император повелел ему вернуться и стать епископом. Святитель тут же раздал все свое немалое состояние на благоустройство храмов Божиих и на пропитание сирот и нищих. Сам же он стал вести подлинно подвижнический образ жизни, за что Господь наградил его даром чудотворений. Святитель не боялся светских властей и даже самого императора, наложив на него епитимию. Свт. Амвросий Медиоланский известен и как автор многих замечательных богословских трудов, а также богослужебных текстов. Из них наиболее широко известен гимн «Тебе, Бога, хвалим».

Преподобный Нил Столобенский Прп. Нил Столобенский (1554). В 1515 г. на берегу реки Черемхи (Тверской обл., Ржевского уезда) поселился отшельником инок монастыря прп. Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.) Нил. Он вел суровую жизнь, питаясь лишь желудями и лесными травами и претерпевая много невзгод от бесов и наущаемых ими людей. Когда слава о нем стала распространяться, он стал молиться Пресвятой Богородице об ограждении от нее и раз услышал от святой Ее иконы глас, повелевавший ему идти на Столобенский остров. Этот остров находился на Селигерском озере, в 7 верстах от города Осташкова, посреди его был большой холм, весь покрытый действенным лесом. Место это отличалось необыкновенной красотой. У подножья горы Нил выкопал пещеру и стал подвизаться. Но бесы возобновили свои нападения на него: раз они пытались бросить его в озеро, но Господь его спас. После этого они исчезли и больше не появлялись, зато поднялись на преподобного гонения от злых людей. Они вырубили на всем острове лес, так что осталась одна ель, и подожгли его, но огонь, дойдя до горы, погас сам. Когда же лес вырос, пришел один крестьянин и стал его рубить. Вдруг раздался громовой голос: «Когда перестанешь делать неприятности рабу Божию?» Он удалился в страхе и дал обет больше не трогать здесь лес.

Раз разбойники, пытавшиеся напасть на преподобного, были ослеплены чудесным светом от иконы Пресвятой Богородицы; преподобный простил и исцелил их, но запретил об этом рассказывать при своей жизни. Многие приходили к нему за наставлениями; он прозревал их тайные согрешения и приводил к покаянию. Часто спасал он своей молитвой плававших по морю во время бури.

В келье своей преподобный ископал могилу и поставил гроб: память смертная никогда не оставляла его. Спал он стоя, опираясь на два костыля, вбитых в стену. Пищей ему служили овощи, которые он сам сажал.

Перед его кончиной духовник его, игумен соседнего монастыря Сергий, принес ему Святые Дары. Преподобный предсказал ему, что на этом месте будет монастырь, и просил его прийти на следующий день. Когда игумен пришел, преподобный уже скончался, стоя на коленях и опираясь на костыли. Лик его сиял несказуемым светом, казалось, что он тихо и мирно спит. Келья вся была наполнена дивным благоуханием. Погребли его тут же, в приготовленной им могиле.

По его кончине на месте его подвигов стали селиться другие пустынножители, и, наконец, чтивший его инок Герман основал здесь монастырь и записал то немногое, что известно о житие прп. Нила. Икона прп. Нила написана по указаниям лиц, знавших его лично.

Много чудес совершилось на его могиле.

Память его празднуется 27 мая в день обретения мощей и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Антоний Сийский Прп. Антоний Сийский (1556). Прп. Антоний был сыном богатых и благочестивых крестьян, Никифора и Агафьи. Жили они на берегу Северной Двины, недалеко от Белого моря. Был он сыном, вымоленным от Бога, и назвали его Андреем. Склонность к духовной жизни сказалась в нем с молодых лет, и любимым его занятием было чтение духовных книг, а также иконопись. Когда ему было 25 лет, родители его умерли, и он поступил на службу к одному богатому новгородскому боярину и по совету его женился. Но в следующем же году жена его скончалась, и он решил оставить мир: он продал свое имущество, раздал деньги бедным и пошел в монастырь, не взяв с собой даже перемены платья. По дороге ему явился не известный ему угодник Божий, благословил его крестом и сказал ему ободрившие его слова.

Поступил он в Кенскую пустынь прп. Пахомия (память его в первую субботу после Крещения), при жизни ее основателя, который сам взял его под свое руководство. Ему было тогда 30 лет. При постриге в мантию ему было наречено имя Антоний. Отличаясь большой силой, он исполнял все тяжелые монастырские работы, особенно земляные. Когда же его рукоположили в священный сан, то, не оставляя этих работ, он взял на себя по благословению настоятеля и уход за больными. Пищу он принимал через день.

Вскоре прп. Пахомий благословил его идти на отшельничество с двумя иноками – Александром и Иоакимом. Сначала они пошли по течению реки Шелексны на север и, найдя удобное для себя место в глухом лесу, поставили церковь во имя святителя Николая и келью. Но местные жители не приняли их, и они пошли дальше. Наконец один охотник указал им место, которое все местные жители считали избранным Богом, потому что там они не раз слышали звон невидимых колоколов и таинственное пение. Место это было как бы отделено от мира глубокими озерами, дремучими лесами и мшистыми непроходимыми болотами и казалось предназначенным для иноческих подвигов. Находилось оно на юге Архангельской области, при истоке реки Сии из Михайловского озера. Здесь путники остановились.

Прп. Антонию было тогда 42 года. Тяжка была их жизнь вначале. Питались они лишь грибами и ягодами. Раз неизвестный человек принес им припасы, но больше он не появлялся.

Однажды на них хотели напасть разбойники, но внезапно в каком-то ужасе разбежались. После этого один из них пришел к преподобному с покаянием и рассказал ему, что им показалось, что иноков защищают вооруженные люди.

Когда число братии стало умножаться, прп. Антоний послал двух из них в Москву просить разрешение основать обитель. Митрополит дал свое благословение, а вел. князь Василий III – денежную помощь и необходимую для церкви утварь. Но только успели создать церковь во имя Пресвятой Троицы, как юную обитель постигло несчастие: церковь эта сгорела, а икона Пресвятой Троицы, написанная для нее самим преподобным, как бы невидимой силой была выброшена из пламени и упала посреди монастыря. С тех пор от нее стали источаться исцеления. Сгоревшую церковь возобновили и воздвигли кроме нее еще церкви – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Сергия Радонежского, которого особенно чтил прп. Антоний. Была собрана библиотека. Братии было уже 70 человек, среди них многие вели высокую духовную жизнь, как, например, старец Иона, писатель жития прп. Антония.

Сам прп. настоятель был примером братии во всем, принимал участие во всех трудах и особенно утешал тех, кто находился на тяжелых работах. Он заботился о бедных и больных, приходивших в монастырь, уча братию милосердию. Ночи он проводил в молитве, а спал лишь краткое время после обеда. Но почет и уважение, которые ему оказывали, тяготили его, и он ушел на пустынный остров на лесном озере. Там он обработал поле, сеял рожь, молол ее и посылал в монастырь.

Потом он ушел еще дальше, в столь дикое место, что окружавшие его горы казались достигавшими небес. Келья преподобного стояла у подножия этих гор, окруженная двенадцатью березами. Часто преподобный ловил рыбу, творя непрестанную молитву, причем обнажал плечи на съедение комарам. Но братия умоляла его опять принять настоятельство. Он был уже так стар, что молился сидя и не мог сам ходить.

Перед кончиной он сам назначил себе преемника и оставил завещание, в котором повелевал настоятелю любить братий всех одинаково и служить им, непокорных изгонять, но кающихся прощать и принимать обратно. Братии он приказывал любить друг друга, повиноваться старшим, хранить устав, иметь страх Божий, не оставаться никогда праздными и заботиться о больных и бедных. Тело свое он завещал бросить в болото, но на это ему братия прямо сказали, что ослушаются его. Когда же братия окружили прп. Антония со слезами в его последние минуты, он сказал им, что «настал день его покоя и им подобает более радоваться, нежели печалиться».

Скончался прп. Антоний 7 декабря 1556 г. и был погребен в церкви Пресвятой Троицы.

В обители до нашего времени хранились иконы его письма. Он считается покровителем иконописцев. Он явился болящему игумену Питириму, иконописцу, исцелил его и приказал не оставлять этого труда. Всех чудес прп. Антония перечислить здесь невозможно.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

 

Прмч. Сергий (Гальковский) (1917): Новомуч.

Сщмч. Антоний (Попов) пресвитер (1918): Новомуч. Священник завода Суксуна Антоний Попов был расстрелян большевиками среди многих других священнослужителей города Красноуфимска и Красноуфимского уезда Пермской епархии.

Прмч. Андроник (Барсуков) (1918): Новомуч.

 Свт. Амвросий (Полянский) исп., еп. Каменец-Подольский (1932): Новомуч. Священноисповедник Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полянский) родился 12 ноября 1878 г. в селе Петелино Елатемского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Род Полянских издавна был священническим, и они отличались христианским благочестием. Начальное образование Александр получил в церковноприходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке Тамбовской губернии. Свое образование он продолжил в Тамбовской Духовной семинарии, которую окончил в 1899 г., и в тот же год поступил в Казанскую Духовную академию. В 1901 г. он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в сан иеродиакона, а в 1902 г. – в сан иеромонаха. В 1903 г. иеромонах Амвросий окончил академию со степенью кандидата богословия, был назначен преподавателем в Киевскую Духовную семинарию и определен в число братии Киево-Печерской Лавры. В 1905 г. он был награжден наперсным крестом. В 1906 г. он был назначен ректором той же семинарии и возведен в сан архимандрита.

Отец Амвросий деятельно выступал в деле вспомоществования материально необеспеченным студентам и состоял постоянным членом Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Киево-Подольского духовного училища, также председателем совета Петропавловского попечительства о недостаточных воспитанниках Киевской Духовной семинарии. В 1915 г. за усердное служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени.

Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием в лице митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший благочестивого священноинока и ревностного труженика на поприще подготовки юношей к церковному служению митрополит Флавиан каждый раз в таких случаях говорил: «Он мне нужен».

22 октября 1918 г. архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 г. он был перемещен на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго.

После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец-Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. Обвинение не соответствовало действительности, так люди, о которых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями. Избрав в советских условиях крестный путь священнослужителя, они выдержали экзамен для принятия сана и были рукоположены епископом Амвросием.

В 1923 г. епископ Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. После высылки православного архиерея Каменец-Подольская епархия, при поддержке советских властей, была совершенно разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.

В 1923 г. обновленцы вступили в переговоры с Русской Православной Церковью об условиях объединения. Их основным условием было отстранение Патриарха Тихона от управления Церковью и удаление его на покой. В конце сентября 1923 г. в Донском монастыре состоялось собрание 27-ми архиереев, на котором обсуждались вопросы, связанные с примирением с обновленцами. Доклады делали архиепископы Серафим (Александров), Иларион (Троицкий) и Тихон (Оболенский). Епископ Амвросий также выступил в порядке обсуждения доклада архиепископа Серафима.

После обсуждения вопроса о примирении и объединении с обновленцами состоялось закрытое голосование, на котором большинство архиереев высказалось против подобного шага.

Через год епископ Амвросий снова был арестован. ОГПУ продержало его в заключении десять дней. После освобождения он служил в разных храмах Москвы, всегда на богослужениях проповедуя. В 1925 г. епископ Амвросий был назначен управляющим Каменец-Подольская епархии, но выехать в нее не успел. В конце ноября 1925 г. в Москве были арестованы все архиереи, которые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю в управлении Русской Православной Церковью. Вместе с ними был арестован и епископ Амвросий. Следствие вели Тучков и Казанский. Показания епископа они стремились перетолковать с тем, чтобы придать церковным решениям и действиям политический характер.

Преосвященный Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен вместе с архиепископом Херсонским Прокопием (Титовым) (сщмч., память его 10 нояб.) в Соловецкий концлагерь. 30 ноября 1928 г. архиереям было объявлено, что после лагеря они ссылаются на три года в Уральскую область. В ссылку через Екатеринбург и Тобольск они ехали вместе. 7 апреля, в праздник Благовещения, они прибыли в Тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. Но свобода оказалась краткосрочной, уже 9 апреля их вновь арестовали и заключили в Тобольскую тюрьму, в которой они пробыли полтора месяца. С началом судоходства первым же пароходом они были доставлены в город Обдорск. Через месяц владыка Амвросий был отправлен отсюда в небольшое село Шурышкары, где он пробыл до 5 июля 1931 г., когда был возвращен в Обдорск.

30 июля 1931 г. епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась ненавистная безбожным властям глубокая вера святителей, их нежелание идти на компромиссы, сам образ жизни, который они вели в глухой ссылке. Их раздражало, что архиереи осмелились служить Божественную литургию в ссылке, хотя на службах присутствовало всего несколько человек, раздражало и то, что святители переписывались с находившимся на крайнем севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром.

Решение об их аресте было принято в Москве, и потому допросы свидетелей и поиск обвинений начались уже после ареста. Допрошенные свидетели приводили примеры некоторых высказываний владыки по поводу притеснения властями верующих и церковнослужителей, однако, материалов для обвинения было недостаточно. Поэтому к архиереям в камеру подселили осведомителей, один из которых донес, будто епископ Амвросий сказал, что каждый раз, когда его вызывают на допрос к уполномоченному ОГПУ, ему предлагают стать агентом ОГПУ. «Но я на такую подлость, – сказал владыка Амвросий, – никогда не пойду».

Вызванный на допрос, епископ настоял на том, чтобы писать показания собственноручно. Он высоко ценил слово, тем более слово архиерея, и не желал, чтобы в его текст вносились изменения безбожником-следователем.

В сентябре «дело» было закончено. В обвинительном заключении уполномоченный Ямальского отдела ОГПУ написал, что «…административно-ссыльные епископы Полянский и Титов, находясь в ссылке в селе Мужи в 1929 году, устраивали с местным зырянским и туземным остяцким населением широкие связи… на почве ведения бесед на религиозные темы, придавая им антисоветский уклон… совершали незаконные в домах богослужения, а также проводили явно антисоветскую агитацию.

Впоследствии уполномоченным ОГПУ были переведены Полянский – в Шурышкары, а Титов – в деревню Киеват, где продолжали ту же самую деятельность, оказывая вредное влияние на окружающие их темные массы, в результате чего лица, находящиеся с ними в наиболее тесных связях, стали активно выступать против мероприятий советской власти, как, например, против закрытия церкви, против коллективизации, распространения займов и так далее.

Допрошенные в качестве обвиняемых, Полянский и Титов в вышеизложенных преступлениях виновными себя не признали и ведение антисоветской агитации категорически отрицают…».

После окончания следствия архиереи были отправлены в Тобольскую тюрьму. 14 декабря 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахстан на три года.

Епископ Амвросий был отправлен в ссылку в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 г. Здесь в это время жило много ссыльных монахинь из России, и в частности из Марфо-Мариинской обители. Епископа Амвросия приняла одна из послушниц обители, Евфросиния Журило. В ОГПУ владыке сказали, что он должен будет отправиться за сто двадцать километров, через пустыню, в небольшое село Сузак, где ему определено место жительства.

Владыку усадили на телегу и со слезами на глазах простились с исповедником. Дорогой епископа обожгло солнцем, и он едва доехал до места ссылки. По приезде он сразу попал в больницу; однако состояние его здоровья настолько оказалось тяжелым, что, несмотря на все усилия врача и сестер, владыка через неделю скончался.

 Сщмчч. Сергий (Успенский) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Михаил (Успенский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Михаил родился в 1874 г. в селе Кишкино Михневской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Алексея Успенского, происходившего из крестьянского сословия.

Образование Михаил Алексеевич получил домашнее, затем сдал экзамен на псаломщика в церковной школе и был определен в 1905 г. на место псаломщика Покровской церкви села Авдулово Коломенского уезда (ныне Малинский район Московской области). 27 мая 1907 г. он был посвящен в стихарь. 2 февраля 1920 г. Михаил Алексеевич был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Авдулово.

С 23 сентября 1916 г. по 1 сентября 1917 г. Михаил Алексеевич состоял на военной службе.

В 1933 г. диакон Михаил был рукоположен во священника к Покровской церкви, и в том же году власти арестовали его и приговорили к 5 годам лишения свободы, но после кассационной жалобы он был оправдан.

Семья о. Михаила состояла из жены, Евдокии Павловны, сына и двух дочерей. В его доме находили приют все нуждающиеся и гонимые священноцерковнослужители.

5 декабря 1937 г. о. Михаил был арестован и заключен в Каширскую тюрьму. Виновным себя не признал.

9 декабря 1937 г. он был приговорен к расстрелу. Священник Михаил Успенский был расстрелян 19 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 Сщмч. Сергий (Голощапов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 6 июня 1882 г. в Московской губернии в деревне Баньки, в которой располагалась в то время Знаменская мануфактура Полякова, где его отец Иван Голощапов долгое время работал художником по тканям. В семье было пятеро детей, отец часто болел и по этой причине оставался без работы. Это обстоятельство еще больше ограничивало скудные средства семьи. Вскоре после рождения младшего сына, Сергея, вся семья переехала в село Алексеевское, расположенное в то время на окраине Москвы. Здесь прошли его детство и юность. Здесь он получил первые религиозные впечатления и представления о Церкви и церковной жизни.

С ранних лет Сергей отличался большой религиозностью, он пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал его родителям отдать Сергея для дальнейшего образования в Заиконоспасское духовное училище, где обучение было бесплатным. Родители последовали его совету. Окончив духовное училище, Сергей поступил в Московскую Духовную семинарию. Здесь он познакомился с о. Иоанном Кронштадтским, сподобившись великой чести прислуживать ему в алтаре.

По окончании в 1904 г. семинарии Сергей Иванович был принят в Московскую Духовную академию, которую успешно окончил в1908 г., и был оставлен при ней на один год профессорским стипендиатом. Во время обучения в академии Сергей Иванович активно печатался в различных церковных изданиях. Будучи профессорским стипендиатом, он написал и с успехом защитил кандидатскую диссертацию, после чего был назначен на должность помощника инспектора в Московскую Духовную семинарию.

В 1908 г. он женился на девице Ольге Борисовне Кормер из села Алексеевского, которую он знал с детства. После свадьбы они поселились в Сергиевом Посаде, где Сергей Иванович был назначен на освободившуюся должность преподавателя семинарии на кафедре философии, логики и психологии, полагая преподаванию и ученым занятиям посвятить всю свою жизнь. Получив высшее богословское образование, он по соображениям идейным не хотел становиться священником: будучи человеком свободомыслящим, претерпев многие скорби и трудности в своем нищем детстве и юности, он находил неудовлетворительным положение Православной Церкви в государстве. В то время государственные и церковные законы обязывали священника быть на службе у государства, а это его не устраивало.

Несколько лет, наполненных напряженным трудом, привели от природы слабое здоровье Сергея Ивановича в полное расстройство, и, в конце концов, появились признаки заболевания туберкулезом. В 1913 г. Сергей Иванович вместе с женой отправился в Башкирию, чтобы пройти курс лечения кумысом.

В 1914 г. началась Первая мировая война, и Сергей Иванович должен был быть призван в армию, но по причине расстроенного здоровья он был освобожден от службы. Взамен этого он должен был нести дополнительное послушание – преподавать на курсах при Покровской общине сестер милосердия, находившейся на Покровской улице в Москве. Несмотря на занятость на преподавательском поприще, Сергей Иванович не оставлял мысли о научной работе. К этому времени Сергей Иванович опубликовал более двадцати статей, очерков и заметок в периодической церковной печати.

В 1917 г. в России установилась богоборческая власть, с приходом которой прекратилось существование Духовной семинарии, прекратилась и преподавательская деятельность Сергея Ивановича.

В 1917 – 1918 годах в Москве проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, к работе которого Сергей Иванович был привлечен в качестве делопроизводителя, и здесь он познакомился с Патриархом Тихоном.

В это время семью Сергея Ивановича выселили из казенной квартиры при семинарии – сначала на улицу, а затем дали маленькую комнату в коммунальной квартире на Сретенке. В доме, несмотря на зимнее время, не было ни отопления, ни освещения. В качестве отопительного прибора посреди комнаты стояла небольшая железная печка, которую топили сначала мебелью, а затем книгами.

После закрытия семинарии Сергей Иванович стал преподавать русский язык и литературу в средней школе, в которой и среди преподавателей, и среди учеников царили нищета и голод: все сидели на уроках в верхней одежде. По совместительству Сергея Ивановича пригласили читать лекции на курсах политпросвета в одной из воинских частей, что несколько облегчило материальное положение семьи, так как здесь ему вознаграждение выдавалось не деньгами, а продуктами.

Окружающие страдания, гонения на Русскую Православную Церковь, любовь к отечеству привели его к решению принять сан священника, которое окончательно утвердилось после беседы с Патриархом Тихоном. В феврале 1920 г. Сергей Иванович был рукоположен в сан диакона, а в мае того же года – в сан священника и назначен настоятелем храма свт. Николая в Покровском, напротив Покровской общины сестер милосердия. Рядом с храмом был церковный дом, в котором две комнаты были отведены настоятелю. Со всей энергией пастыря, только что вступившего на священническое поприще, о. Сергий взялся за дело благоустроения и просвещения прихода. Кроме богослужений он организовал при храме некое подобие начальной школы для прихожан, где в доступной форме разъяснял содержание Священного Писания, церковных служб и учил прихожан церковному пению. В 1921 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Все это время он продолжал преподавать русский язык и литературу в школе.

В 1922 г. власти стали чинить препятствия тем, кто одновременно со служением в храме занимался преподавательской деятельностью в советских общеобразовательных учреждениях. Уйдя из Никольского храма, о. Сергий служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре.

В 1926 г. протоиерей Сергий оформил пенсию по инвалидности, в связи с угрозой новой вспышки туберкулезного процесса в легких. Пенсию он получил небольшую, но оформление его отношений с гражданской властью позволило ему избавиться от того двусмысленного положения, в котором он оказался, будучи одновременно преподавателем советской школы и священником в храме. Став пенсионером, он вернулся в клир Московской епархии.

В 1926 г. о. Сергий был назначен настоятелем в храм Святой Троицы в Никитниках в центре Москвы. Основное помещение храма к тому времени было закрыто, и богослужения совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Первой задачей здесь о. Сергия стало восстановление богослужения в соответствии с уставом, и богослужение здесь стало совершаться так, как оно совершается в монастырях. Пелись и читались все положенные стихиры. Вокруг Троицкого храма собрался крепкий приход. Здесь всё прихожане делали сами – пели, прислуживали в алтаре, читали за богослужением. И все это делалось бесплатно.

В конце 20-х годов началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. 30 сентября 1929 г. Троицкий храм был закрыт, а 28 октября его настоятель протоиерей Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

20 ноября 1929 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило о. Сергия к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

По прибытии в лагерь священник сразу же был направлен на общие работы, на лесные разработки, находившиеся в глубине большого Соловецкого острова, представляющего собой топкое, болотистое и непригодное для жилья место. На Соловки он попал в то время, когда там еще не окончилась эпидемия тифа, и после недели работы в лесу о. Сергий тяжело заболел и был помещен в центральную больницу лагеря.

Здесь выяснилось, что он хорошо знает латынь и имеет высшее, хотя и богословское образование. После выздоровления начальник санчасти предложил священнику сдать экзамен на помощника лекаря. Сдав экзамен, о. Сергий остался в санчасти в качестве помощника лекаря, что помогло ему выжить, несмотря на слабое здоровье, в условиях лагеря.

В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали богослужения, что явилось для них большим утешением. Однако службы эти лагерным начальством не разрешались, и время от времени администрация лагеря обыскивала бараки, изымая все вещи и книги, относящиеся к богослужению.

Летом 1931 г. протоиерей Сергий был выслан из Соловков в город Мезень Архангельской области. Тогда же в Москве была арестована его жена, ко… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz