…торая также была сослана в Мезень. Условия жизни здесь были крайне суровыми, работа если и была, то только физическая, которая и о. Сергию, и его жене была не по силам. Жили они, снимая проходную комнату. Кормились тем, что им удавалось выручить за даваемые ими уроки и от продажи бумажных цветов, которые они научились здесь делать.

Летом 1934 г. срок ссылки окончился, и им разрешено было выехать из Архангельской области в центральную Россию. Они поселились в городе Муроме Владимирской области. Через полтора года им разрешили поселиться около Москвы, но не ближе ста километров от нее. Они выбрали Можайск и поселились здесь. Можайск в то время был переполнен людьми, вернувшимися из ссылок и лагерей, было трудно найти квартиру, и невозможно было найти работу. У о. Сергия в это время обострились его болезни и к ним прибавились трофические язвы на ногах. В 1936 г. жене священника Ольге Борисовне разрешили вернуться в Москву. Она устроилась домработницей, и с этого времени у семьи появился небольшой, но постоянный, заработок.

Протоиерей Сергий был арестован 7 декабря 1937 г. во время совершения всенощной в своей крохотной комнатке и заключен в тюрьму в городе Можайске. На следующий день состоялся допрос. На вопросы следователя священник ответил, что «незаконным богослужением» он не занимался и никакой «контрреволюционной агитации» не вел.

На следующий день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, Голощапов виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетеля».

16 декабря тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Голощапов был расстрелян 19 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Никифор (Литвинов) диакон (1937): Новомуч.

Прмч. Галактион (Новиков) (1937): Новомуч. Преподобномученик Галактион (в миру Григорий Станиславович (Степанович) Урбанович-Новиков) родился 11 марта 1870 года в деревне Пудино Лидского уезда Виленской губернии в крестьянской семье. 20 июня 1900 года поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь. 19 октября 1904 года зачислен в послушники. 1 марта 1908 года пострижен в монашество. 24 марта 1911 года рукоположен во диакона Финляндским и Выборгским архиепископом Сергием (Страгородским; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) в храме скита Всех святых; 24 декабря 1915 года – во иерея. Состоял нарядчиком рабочих в монастыре, а после октября 1917 года – экономом на Валаамском подворье в Москве.

С 1925 года служил при церкви Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери в Москве. 29 июня 1927 года арестован по обвинению в шпионаже. Постановлением Коллегии ОГПУ от 25 июля 1927 года заключен в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на 5 лет.

Вернувшись в 1932 году, поселился в поселке Верхний Посад Звенигородского района Московской области. Служил в одном из храмов района. 4 ноября 1936 года арестован по обвинению в том, что «вел антисоветскую агитацию, разъяснял Священное Писание в контрреволюционном духе». Был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. 20 января 1937 года приговорен ОСО при НКВД к 5 годам ссылки в Казахстан. Срок отбывал в селе Талды-Курган Алма-Атинского округа. В ноябре 1937 года арестован по обвинению в антисоветской агитации. В свидетельских показаниях характеризовался как сторонник Патриарха свт. Тихона и противник обновленчества. Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 4 декабря 1937 года иеромонах Галактион приговорен Особой тройкой УНКВД по Алма-Атинской области к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 19 декабря 1937 года. Погребен в общей безвестной могиле. Прославлен постановлением Священного Синода от 27 декабря 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Прмч. Гурий (Самойлов) (1937): Новомуч. Преподобномученик Гурий родился в 1880 году в селе Песья Медынского уезда Калужской губернии в семье рабочего Михаила Самойлова, в последние годы своей жизни работавшего на ткацкой фабрике в Москве, и в крещении был наречен Георгием. Окончив церковноприходскую школу в родном селе, он до пятнадцати лет жил с матерью, а затем уехал в Москву и поступил учеником в типографию, где проработал до 1903 года.

Знакомство со знаменитой Оптиной Пустынью, находящейся в Калужской губернии, влечение сердца и души привели к тому, что Георгий решился пойти в монастырь, чтобы, если то будет Богу угодно, остаться в нем навсегда. В августе 1903 года он переступил порог обители. До рукоположения в священный сан он нес послушание в переплетной мастерской, по знакомству с этим делом в жизни мирской.

11 августа 1905 года Георгий был определен в число братии обители, 12 августа 1910 года – пострижен в монашество с наречением имени Гурий, а 17 марта того же года – рукоположен во иеродиакона. 20 апреля 1913 года в субботу Светлой недели скитоначальником иеромонахом Феодосием (Поморцевым), иеромонахами Нектарием (Тихоновым) и Кукшей (Степченковым) и иеродиаконом Гурием была отслужена литургия, а после литургии – соборная панихида по случаю двадцатого дня со времени кончины архимандрита Варсонофия.

В 1917 году совершилась безбожная большевистская революция, пришли скорбные дни насилия и общенародных страданий; иеродиакон Гурий был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии и прикомандирован к козельскому уездному военному комиссариату, где выполнял обязанности переписчика мобилизационного отдела. В 1921 году он был демобилизован и вернулся в Оптину Пустынь. Монастырь был фактически советской властью закрыт, вместо него образовалась из монашествующих сельскохозяйственная артель, куда иеродиакон Гурий и поступил. В этом же году он был рукоположен во иеромонаха.

В 1923 году артель была советской властью ликвидирована, и о. Гурий переехал в село Нижние Прыски, где стал служить в Преображенском храме священником. Он усердно проповедовал за богослужениями, ревностно служил, зачастую исполняя для крестьян требы бесплатно, многим он по бедственному их материальному положению постоянно помогал, помня апостольское слово, что истинное благочестие заключается в том, чтобы помогать сирым и вдовам  (Иак. 1, 27).

В 1929 году пришло время, когда безбожники приступили к окончательному уничтожению монастырей и арестам монахов, большая часть которых служила в приходских церквях, явившись как бы последним оплотом и защитой православия среди бушующего моря воинствующего безбожия.

В 1929 году к уполномоченному ОГПУ по Козельскому району поступила служебная записка от культурника Козельского гороно; он писал: «Довожу до вашего сведения, что при обследовании нижне-прысковской избы-читальни выявил следующее: что батюшка Гурий... ведет контрреволюционную агитацию против избы-читальни и вообще советской власти, о чем говорят и дети, которые ходят в церковь... и которые перестали ходить в избу-читальню, говорят, что поп сказал: "в избе-читальне проводят разную эристь и глупистику..." и потому прошу... расследовать это дело...»

Сам избач из села Нижние Прыски в своем заявлении написал: «Прошу волостной комитет партии обратить внимание на следующий факт... местный поп ведет антисоветскую работу при всех молебных сборах, читает лекции, которые враждебны диктатуре пролетариата. Прошу это дело передать в соответствующие органы...»

Вечером 28 января 1930 года о. Гурий был арестован и заключен в тюрьму в Козельске. После ареста он был почти сразу же допрошен. На вопрос о том, признает ли он себя виновным, иеромонах Гурий ответил: «За время моего проживания в селе Нижние Прыски я не имел никакого общения с крестьянами, кроме религиозных треб. Если приходили ко мне в хату – то исключительно по какому-либо делу... На политические темы разговора с крестьянами не вел и вообще не вел агитации против проводимых мероприятий советской властью в деревне».

14 февраля 1930 года следователи ОГПУ допросили сразу несколько свидетелей, которые дали аналогичные показания.

После предъявления священнику обвинения снова были вызваны на допрос свидетели и в частности избач, написавший донос. На допросе они вновь дали показания против священника.

К началу марта следствие было закончено, врач освидетельствовал священника и, найдя у него грыжу, написал, что он «пригоден к легкому физическому труду» .

22 марта 1930 года прокурор, ознакомившись с обвинительным заключением, отправил дело на решение тройки. На следующий день, 23 марта, тройка при ПП ОГПУ приговорила иеромонаха Гурия к восьми годам заключения в концлагерь, и 31 марта он был отправлен этапом в Хабаровск.

Отбыв заключение в концлагере, о. Гурий незадолго до наступления новых страшных гонений вернулся в европейскую часть России; он поселился сначала в городе Медынь Калужской области, а 15 марта 1937 года переехал в село Волово Тульской области, где стал служить в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение». Подходил период самых жестоких гонений на Церковь, и его служение становилось сплошным исповедничеством. Всеми чувствовалось приближение большой мировой войны, что вызывало еще большую злобу у власть имущих. Принеся за двадцать лет правления народу много зла, они еще больше ненавидели, но уже боялись его, и потому продолжали приносить ему зло, арестовывая, отправляя в лагеря и убивая, одним словом, вместо созидательной деятельности занимаясь истреблением подданных.

В ноябре 1937 года председатель местного сельсовета выдал для Воловского отделения НКВД справку об о. Гурии: «Проживая в селе Волове, священник Самойлов активно вел агитацию против советской власти о том, что она всех грабит, скоро ей придет конец... Вел часто службу в церкви...»

В середине ноября 1937 года начальник Воловского отделения НКВД допросил крестьян, некоторые из которых добровольно согласились стать лжесвидетелями, другие же были превращены в лжесвидетелей ухищрениями следователя. Большая часть из них показали, что девять человек, о которых их спрашивали, являются активными церковниками – членами церковного совета и не желают вступать в колхоз.

Следователю этого было недостаточно, и он приписал членам церковного совета террористические планы, которые они якобы намеревались осуществить под руководством их приходского священника, иеромонаха Гурия, который и был привлечен к ответственности десятым обвиняемым, как руководитель антисоветской церковной группы крестьян. Все арестованные виновными себя не признали.

Иеромонах Гурий был арестован 22 ноября 1937 года и на следующий день допрошен начальником Воловского отделения НКВД.

Виновным в проведении контрреволюционной деятельности о. Гурий себя не признал.

На следующий день иеромонах Гурий был отправлен в тульскую тюрьму. 7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила всех членов церковного совета к десяти годам заключения в исправительно­трудовом лагере, а иеромонаха – к расстрелу.

Иеромонах Гурий (Самойлов) был расстрелян 20 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. 2008 год. Стр. 153-164.]

Мч. Иоанн (Демидов) (1937): Новомуч. Мученик Иоанн Панкратьевич Демидов родился 18 апреля 1869 года в деревне Андреево Богородского уезда Московской губернии в семье фабриканта. Отец мученика Иоанна Ивановича Демидова. В конце 1900-х годов при разделе наследства шелкопрядильная фабрика отошла его брату. Иоанн работал по размотке шелка на дому. Был глубоко верующим человеком, его сын и дочь в советское время стали церковными старостами. В 1918 году Иоанн Демидов состоял членом волостного правления Новинской волости Богородского уезда.

В это время в селе Новозагарье вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание, которое было подавлено отрядом ЧК. Иоанн Демидов был арестован как член волостного правления, за протест против выноса иконы из здания правления заключен на 18 дней в тюрьму.

В 1933 году подвергался аресту «за спекуляцию шелком». В августе 1937 года были арестованы его сын Иван и дочь с мужем. 9 сентября Иоанн Демидов был арестован по обвинению в том, что «был настроен против организации колхозов». Заключен в тюрьму города Ногинска. На допросе мученик сказал, что «коллективизацию считает безбожеством и что вступать в колхоз грешно». 11 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к 8 годам заключения в ИТЛ. Отбывал наказание в Тайшетском ИТЛ, где скончался 20 декабря 1937 года от тягот заключения и был погребен в безвестной могиле. Имя Иоанна Демидова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Сщмч. Петр (Крестов) пресвитер (1941): Новомуч.

Сщмч. Василий (Мирожин) пресвитер (1941): Новомуч. Священномученик Василий родился 5 марта 1865 года в селе Горяйново Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне Рыбновский район Рязанской области) в семье псаломщика Ивана Мирожина. Окончив Рязанскую Духовную семинарию, Василий не пошел по духовному пути, а устроился служить чиновником в акцизном ведомстве и только после революции, когда начались гонения на Церковь, изъявив желание быть священником, был рукоположен и служил в Благовещенской церкви в городе Зарайске Московской области. Возведен в сан протоиерея.

Протоиерей Василий был активным проповедником, что впоследствии при аресте ему было поставлено в вину. Сохранилось два конспекта его проповедей: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28)…»

Наступил 1937 год, а с ним и самые беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь. Во второй половине августа следователи Зарайского НКВД допросили дежурных свидетелей. Первым был вызван священник Михаил Рождествин. Арестованный в 1930 году и получивший пять лет ссылки, он впоследствии отказался от служения Церкви. Теперь он показал, что 11 августа 1937 года в Спасской церкви в Зарайске состоялось торжественное богослужение, которое было совершенно шестью священниками и диаконом. Протоиерей Василий Мирожин предложил присутствующему духовенству выступить с проповедью, заявив, что у себя в Благовещенской церкви он всегда проповедует. Он призывал, как можно больше привлекать людей и наставлять их в вере, пользуясь правами, предоставленными новой конституцией.

Была допрошена дочь священника, работавшая машинисткой в канцелярии местной фабрики. Она показала, что о. Василий «ведет контрреволюционную работу среди женщин, призывал их, чтобы они вели работу по вовлечению населения в церковь. В мае 1937 года Мирожин, встретившись со мной, сказал: „Вы, Антонина Владимировна, гневите Бога, отложились от храма Божьего. Вам ваш отец не это завещал. Вы должны быть продолжательницей его дела, не только посещать церковь, но и вовлекать в нее народ. Кого, как не вас, притесняли эти антихристы-коммунисты? Кто, как не вы, должны вести с ними борьбу до полного их уничтожения?“»

Был вызван на допрос директор этой фабрики, который показал, что со священником Василием Мирожиным встречался всего один раз, в связи с тем, что рабочие и служащие фабрики подняли вопрос о возбуждении ходатайства перед вышестоящими советскими органами о закрытии церкви, расположенной около фабрики, и передаче здания под клуб. Он пригласил к себе священника «с тем, что возможно он откажется от службы и станет заниматься полезным общественным трудом, при этом обещал ему и работу дать. На это Мирожин заявил: „Какие бы вы решения не выносили, все равно верующие храм закрыть и осквернить не позволят. Я должен буду вас предупредить, что вы можете получить для себя большую неприятность. Я обязан бороться за дело Божие до конца, и мы, духовенство, привыкли от власти переносить всякие терзания за эти годы. Если храм закроют, то верующие все равно не допустят посягнуть на него“».

Отец Василий был арестован 5 сентября 1937 года, заключен в коломенскую тюрьму и сразу же допрошен.

На вопрос следователя, признает ли он свою причастность к ведению среди населения города Зарайска антисоветской контрреволюционной работы, священник ответил:

– Нет, я это отрицаю, так как никогда этого не делал; с проповедями выступал утешительного характера и призывал веровать в Бога и не забывать Его. Следствие в тот же день после допроса было завершено, и протоиерей Василий был отправлен в Таганскую тюрьму в Москву, ожидать приговора.

11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере; он был направлен сначала во Владивосток, в Дальлаг, откуда был переведен в Сиблаг, и 9 января 1938 года прибыл в Сусловское отделение этого лагеря. Протоиерей Василий Мирожин скончался 20 декабря 1941 года в Мариинском пересыльном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский). Московские Епархиальные Ведомости № 11-12 за 2007 год.]

 

Прмч. Афинодор (ок. 304). Святой мученик Афинодор происходил из Сирской Месопотамии. С юных лет он проводил иноческое житие. Пострадал во время гонения на христиан при Диоклетиане. По доносу он был схвачен и  приведен к правителю страны Елевсию, перед которым и исповедал Христа. Его всячески мучили, но он с такой твердостью переносил мучения, словно совершенно не чувствовал их, и многие, видя такое чудо, уверовали во Христа. Правитель приказал обезглавить святого; но едва палач поднял меч над его головой, как сам упал замертво, а мученик, помолившись, скончался.

Мц. Филофея (1060) (Румын.).

Прп. Иоанн, постник Печерский (XII). Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Григорий Афонский (XV).

Прп. Павел Послушливый. Время жизни преподобного Павла Послушливого (Повинника) неизвестно. Сохранилось лишь краткое житие, в котором говорится, что он был сыном состоятельных родителей. Он оставил мирскую жизнь, достигнув совершеннолетия. Именование "Послушливый" преподобный получил за свойственное ему глубокое смирение и полное отречение от собственной воли. Однажды преподобный перемешал рукой кипящую смолу, не получив при этом ни малейшего ожога. Часть братии отнеслась к нему как к Богоносному подвижнику, а некоторые стали принимать его с недоверием. По молитвам инокам в особом видении было показано, что их брат - истинный подвижник. Все они ночью были восхищены в рай и беседовали с иноком Павлом, который позволил им унести с собой на память по цветку или ветке. Пробудившись от сна, они обнаружили цветы и ветки из рая у себя в руках. После этого блаженный Павел отправился в Иерусалим, затем на Кипр. Ведя уединенную жизнь, он преставился к Богу на горе Паригори. Перед кончиной глас Божий сказал ему: "Взойди, Павел, на гору и прими конец жития". На горе близ Константинополя он и скончался.

Прп. Игнатий Влахернский.

Мч. Дометий.

Мчч. Исидор, Лев, Акепсима и Стратия.

Мц. Филофея дева.

Мц. Симферуса.

 

Селигерская (Владимирская) икона Божией Матери. В семи верстах от Осташкова, в Тверской епархии, существовала общежительная Нилова пустынь, расположенная при Столобенском озере и получившая свое название от имени прп. Нила Столобенского. При мощах этого святого в его обители хранился чудотворный образ Владимирской Божией Матери, принесенный сюда прп. Нилом в 1528 г. Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника.

Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же в ответ спокойно сказал им: «Сокровище мое находится в углу кельи, войдите туда и возьмите его».

В углу же находилась икона Богоматери с Богомладенцем. И гнев Божий поразил дерзновенных насильников. Лишь только разбойники вошли в келью подвижника, как все они были поражены слепотой. Но эта тьма просветила их сердца покаянием. Со слезами они стали умолять Нила о прощении им их проступка. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все разбойники прозрели. Затем преподобный долго еще поучал их в своей келье об их душевном спасении. Разбойники дали слово никогда более не возвращаться к своему прежнему занятию. Прп. Нил преставился 7 декабря 1554 г., в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившемуся у него образу Богоматери Селигерской, называемой иначе еще Келейной Владимирской иконой.

После революции в 1928 г., Нило-Столобенская мужская пустынь была закрыта, и там разместилась детская колония. Святые останки прп. Нила нашли приют в Знаменском соборе г. Осташкова. Возрождение обители началось в начале 90-х годов, в 1995 г. в Богоявленский собор на Столобном острове были возвращены мощи прп. Нила. Ко дню празднования перенесения мощей – 9 июня – в монастыре собираются тысячи богомольцев со всех концов России. Устраивается крестный ход из г. Осташкова, который плывет в обитель на теплоходе, украшенном разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов, наполненных народом. Мощи прп. Нила обносятся вокруг монастыря, и служится торжественная Литургия.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz