Краткие жития святых, православные праздники и события

4/17 апреля

 

Прп. Иосифа Песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прмчч. Вениамина и Никифора (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932); сщмч. Иоанна пресвитера (1933); мч. Иоанна (1943).

Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341-343).

 

Преподобный Иосиф Песнописец Прп. Иосиф Песнописец (883). Святой Иосиф, выдающийся творец молитвенных канонов, родился на острове Сицилии. Когда произошло нашествие на Сицилию варваров (сарацин), он вынужден был вместе со своими родителями, Платоном и Агафией, бежать из отечества своего в Пелопоннес. Здесь он оставил своих родителей, потому что желал отречься от всего мирского, и удалился в Фессалонику, столицу Македонии, где на 15-м году своей жизни поступил в монастырь. В монастыре св. Иосиф предался трудам постническим, проводя строгую подвижническую жизнь. Прилежней всего он занимался чтением божественных книг, исполняясь от них премудрости и разума духовного. Наконец он был единодушно избран братией настоятелем монастыря и принял рукоположение во пресвитера.

Через некоторое время св. Иосиф вместе со своим другом св. Григорием Декаполитом (память его 20 ноября) отправились в Византию для укрепления верных. Там они ревностно принялись за дело защиты церкви, волнуемой бурею еретическою, вразумляя народ, чтобы он оберегал себя от вредной ереси и твердо держался догматов и обычаев православной веры. Хотя вступивший в это время на престол Лев Армянин под страхом строжайшего наказания запретил почитание икон, что дало повод для их поругания иконоборцами и преследования их почитателей, св. Иосифа не устрашили ни запрет, ни угрозы, ни наказания. Он, вместе со св. Григорием, смело и открыто на городских площадях и народных собраниях, убеждал народ держаться православия.

Св. Григорий Декаполит и иноки разных монастырей убеждали св. Иосифа отправиться также в Рим и возвестить православному папе Леону III о бедствиях Константинопольской церкви. Св. Иосиф, от юности привыкший к послушанию, отправился в Рим. Единомышленники царя-иконоборца, узнав, куда отправляется Иосиф, подговорили морских разбойников напасть на тот корабль, на котором ехал угодник Божий. Св. Иосиф и все бывшие с ним были захвачены в плен и преданы на острове Крите в руки иконоборцев. Прп. Иосифа заковали в цепи и бросили в темницу вместе с другими страдальцами за правую веру. Св. Иосиф ободрял своими вдохновенными речами ослабших от мучений сотоварищей. Среди узников был один православный епископ, который, благодаря св. Иосифу, настолько укрепился духом, что с твердостью перенес все истязания и мужественно предал свой дух Господу, пораженный в голову большим камнем.

Темничная жизнь св. Иосифа продолжалась 6 лет – до лютой кончины царя Льва Армянина, убитого своими же воинами в ночь Рождества Христова в церкви за утреней. Об этом св. Иосиф в ту же ночь узнал от св. Николая Чудотворца, явившегося ему во время молитвы. После этого с него спали темничные узы, вместе с явившимся ему святителем он вышел беспрепятственно из темницы и затем невидимою силою был перенесен по воздуху в Константинополь.

В Константинополе св. Иосиф не застал уже в живых св. Григория Декаполита и, осиротелый подвижник, поселился за городом в уединенном месте, недалеко от церкви Иоанна Златоуста. Здесь он создал монастырь с церковью во имя святителя Николая, куда и перенес тело св. Григория Декаполита. В новую обитель, быстро наполнившуюся иноками, постоянно приходило множество народа.

Однажды св. Иосиф получил в дар от одного благочестивого человека часть мощей св. апостола Варфоломея. Одушевленный великой любовью к св. Варфоломею, Иосиф построил при обители небольшую церковь во имя этого апостола и с честью положил в ней его мощи. И вот, когда приблизился канун праздника св. апостола Варфоломея, Иосиф увидел во сне этого угодника Божия. Св. Варфоломей, облеченный в белые ризы, поднял занавес в алтаре, подозвал к себе Иосифа и, взяв с престола св. Евангелие, возложил его на грудь преподобного со словами: «Да благословит тебя десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды небесной премудрости; да вместит сердце твое Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную!»

Тогда св. Иосиф вдруг почувствовал в себе благодать свыше и начал с этого времени писать церковные каноны и гимны в честь Божией Матери, св. апостола Варфоломея и других святых. За это он и именуется Песнописцем и творцом молитвенных канонов.

Между тем, утихшее было на время, гонение снова поднялось в царствование императора иконоборца Феофила, и снова Иосиф со всей присущей ему ревностью встал на защиту православной церкви, и смело обличал еретиков. Тогда его изгнали в город Херсонес, где он протомился до окончания гонений при вдовствующей жене Феофила Феодоре, когда все изгнанные были возвращены из ссылки вместе со святейшим патриархом Мефодием.

Вскоре после этого Мефодий скончался, и патриарший престол занял Игнатий, который поставил Иосифа сосудохранителем великой Софийской церкви в Константинополе. Не один святейший Игнатий, но и его преемник патриарх Фотий любил Иосифа и называл его человеком Божиим, ангелом во плоти, отцом отцов. Фотий поставил его даже духовником всего клира.

Прп. Иосиф, достигнув глубокой старости, впал в немощи телесные от многих совершенных им в юности трудов. О времени его исхода из мира Бог открыл св. Иосифу в сновидении. Тогда этот угодник Божий в святой великий пяток сделал список всех вверенных ему церковных вещей и отослал его святейшему патриарху Фотию. Причастившись Св. Таин и благословив всех бывших при нем, праведник с радостным лицом предал Господу свою святую душу и с честью был погребен братию.

Прп. Георгий Пелопоннесский, иже в Малеи (IX). Подвизался на горе Малея, в Ликаонской стране. Был иноком и молчальником. Время жизни его неизвестно.

 

 Прмчч. Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин) (1928): Новомуч. Архимандрит Вениамин (Василий Васильевич Кононов), происходил из крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии. Родился он в 1869 году. Получил домашнее образование. В 1893 году он был принят в Соловецкий монастырь трудником, в 1897 определен в число послушников. В течение шести лет проходил чреду послушаний – старостой в хлебопекарне, заведующим расходческой лавкой. Окончил за это время шесть классов Соловецкого братского училища. «Очень благонравен, послушен и верен, с большими задатками к внутреннему самоуглублению и духовной деятельности», – говорится о нем в характеристике 1898 года.

В 1903 году тридцатичетырехлетний послушник был пострижен в монахи, чрез два года – рукоположен в сан иеродиакона, а в 1908 году – в сан иеромонаха. Он состоял законоучителем братского училища, нес послушание при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия, исполнял чреду богослужений. Характеризуется как «примерный инок во всех отношениях, отличных нравственных качеств».

В декабре 1909 года умирает духовник монастыря, престарелый иеромонах Дамаскин, и вскоре на общем собрании старшей братии закрытым голосованием иеромонах Вениамин избирается новым духовником монастыря.

В октябре 1912 года инок Вениамин назначается на должность настоятеля Антониево-Сийского монастыря, с возведением в сан архимандрита. В 1913 году награжден наперсным крестом от Священного Синода, в 1916 – орденом Св. Анны третьей степени. Архимандрит Вениамин управлял Антониево-Сийским монастырем шесть лет.

Российское государство в этот период сотрясали нестроения, завершившиеся революцией 1917 года. Дух того времени проявился и в монастырской жизни. Насельники Соловецкой обители писали доносы в Синод на настоятеля, архимандрита Иоанникия, обвиняя его в растратах и даже в убийстве. Хотя обвинения эти не подтвердились, однако, учитывая преклонный возраст о. Иоанникия и обстановку в монастыре, Синод принял решение отправить настоятеля в отставку. Новым настоятелем в августе 1918 года был выбран архимандрит Вениамин. В трудное время вернулся он в родной монастырь!

Шла гражданская война. Хотя Соловки находились в глубоком тылу Северной области, соединенные белогвардейские силы которой пытались отразить натиск красной армии, сюда доходили известия о событиях в прифронтовых территориях, выразившихся в грабежах церквей, монастырей, как богатых, так и бедных людей, в издевательствах над священнослужителями и убийствах.

Масштабы злодеяний были столь велики, что 26 октября 1918 года Патриарх Тихон был вынужден обратиться с известным увещеванием к советской власти.

На короткий период, пока территория  Северной области удерживалась белогвардейцами, Соловецкий монастырь получил передышку и избежал общей участи. Архимандриту Вениамину удалось восстановить внутренний порядок, монахи-бунтовщики покинули архипелаг.

Между тем 21 февраля 1920 года красная армия взяла Архангельск. Еще в 1918 году Совет народных комиссаров принял «Декрет о свободе совести и отделении Церкви от государства», основной 12-й пункт которого гласит: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием». Церковный Собор своим постановлением от 1918 года оценил этот декрет как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви».

Соборное постановление обязывало архимандрита Вениамина и братию монастыря к сохранению, укрывательству Соловецких святынь, ценностей и имущества от большевиков.

Месяц спустя 29 апреля 1920 года на Соловки прибыла Особая комиссия губревкома, начались обыски и ограбление монастыря, вывоз ценностей, которые удалось обнаружить, оружия, оставленного англичанами, запасов продовольствия. Архимандрит Вениамин пытается отстоять хотя бы жизненно необходимую для обители часть имущества своим письменным обращением в Кемский уездный продовольственный комитет от 20 июля 1920 года.

К лету 1920 года на Соловках еще оставался монастырь, руководимый архимандритом Вениамином. Часть хозяйства обители отошла к совхозу. Здесь же размещался и лагерь принудительных работ Архангельского ГУО. Находились на архипелаге и уполномоченные других советских организаций, которые лихорадочно спорили между собой, пытаясь захватить контроль над территорией и соловецкими ценностями.

В такой обстановке архимандрит Вениамин был лишним – мешал новым хозяевам, слишком много знал и видел. Он и его ближайший помощник, иеромонах Никифор (Кучин), были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранение оружия, а затем сосланы на принудительные работы в город Холмогоры.

Новомученик Никифор (Николай Иванович Кучин) – уроженец Сольвычегодского уезда Северодвинской губернии, отставной унтер-офицер. В Соловецкий монастырь он поступил в 1909 году, в число монашествующих был определен через четыре года. Окончил пять классов братского училища, проходил послушание в качестве заведующего рухлядной палаткой, активно помогал архимандриту Вениамину в спасении (укрытии) от разграбления монастырских ценностей.

После окончания срока принудительных работ, летом 1922 года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор переехали из Холмогор в Архангельск, на Соловецкое подворье, а затем, до 17 июня 1926 года проживали у архангелогородского фармацевта Александра Алексеевича Левичева. Православный хозяин денег за жилье с монахов не брал, жили они на пожертвования, присылаемые духовными детьми архимандрита. Соловецкие монахи искали уединения, спокойствия и места молитв. Соловки к тому времени стали всесоюзным концлагерем.

Нужно было устраивать монастырскую жизнь заново. Летом 1926 года монахи переезжают в село Часовенское Архангельской области и сооружают келью в глухом лесу. Пустынная келья монахов – небольшая изба площадью около двадцати квадратных метров с каменной печью посередине, была поставлена (с разрешения властей) на расстоянии сорока верст от ближайшего населенного пункта, деревни Коровкинской. Изба стояла на высоком холме у Волкозера, рядом находился небольшой овощной огород и погреб-ледник. Ценностей у монахов не было.

Они проводили время в молитвах и постоянных трудах – ловили рыбу, выращивали овощи. Недостающие продукты им привозил зимой по льду бывший послушник Степан Антонов. Людей отшельники почти не вдели – в год случайно забредало два-три человека. Изредка их навещали трое местных православных крестьян, занимавшиеся в этих местах охотой и рыбной ловлей. К монахам они относились с большим почтением.

В двадцати верстах к югу, у Лодмозера, в другой лесной избушке спасались еще два монаха из Соловков – Алипий и Гедеон. Узнав от охотников о месте пребывания бывшего настоятеля, иеромонах Алипий начал по праздникам навещать архимандрита Вениамина. Так, в отдалении от мирской суеты, в трудах и общих молитвах прошло почти три года. Однако революция подняла с насиженных мест массу народа. Оторванные от дома, обозленные шатуны были готовы на все.

 В 1925-1927 годах в деревнях Коровкинской и Часовенское поселились двое таких пришлых людей из бывших крестьян – один, Ярыгин С.Д., 23-х лет, умственно отсталый, промышляющий кражами; другой, Иванов В.М., 19-летний сирота, человек, окончивший школу-семилетку, воспитанный уже советской властью, комсомолец. Он работал в местном лесхозе бригадиром плотников, затем – лесным обходчиком; «помогал разоблачать провокаторов из местного населения», – сказано о нем в документах.

 Весной 1928 года они сговорились идти в лес – грабить монахов. Сначала они на Лодмозере обворовали избушки-зимовья местных охотников, а также келью иеромонаха Алипия, который остался жив только потому, что ушел на праздники в сельский храм. Вечером 17 апреля 1928 года грабители вышли к Волкозеру. Был вторник Светлой седмицы, великой праздничной недели Воскресенья Христова. Келья монахов долго светилась изнутри, они отправляли праздничную службу.

Когда совсем стемнело, и в доме погас свет, Иванов и Ярыгин подошли к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Стрелял Иванов. Однако ограбить избушку они не смогли: их обуял непонятный ужас, они так и не посмели войти в келью. Взяв все что подвернулось под руки в сенях и на чердаке, они облили избушку снаружи керосином и подожгли.

Мученики-иноки были в то время еще живы – на следствии Иванов говорил, что слышал их крики. Не прошло и месяца после убийства, как Иванов поступил на службу в милицию. Преступники были абсолютно уверены в своей безнаказанности.

В начале июня 1928 года Степан Антонов, как обещал, приехал на Волкозеро навестить архимандрита Вениамина, но обнаружил только сгоревшую избу и в ней – два обгоревших скелета.

Найти преступников не составило труда, которые, к их удивлению были арестованы. Даже суд того времени не смог оправдать чудовищную расправу двадцатилетних парней над беспомощными стариками, приговорив Иванова к десяти годам лишения свободы, Ярыгина – к восьми.

Память их празднуется также в воскресенье 25 янв. или в ближайшее воскресенье после 25 янв. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Сщмч. Николай (Караулов), еп. Вельский (1932): Новомуч. Священномученик Николай родился 28 мая 1871 г. в селе Томаш Кадниковского уезда Вологодской губернии в семье священника Аполлония Караулова. В 1893 г. Николай окончил Вологодскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Георгиевский храм в городе Вологде. 26 декабря того же года он был рукоположен во диакона. 12 сентября 1894 г. диакон Николай был переведен служить в Спасский собор и 14 сентября 1898 г. рукоположен во священника к этому собору.

7 февраля 1901 г. о. Николай был назначен настоятелем Екатерининской церкви, с которой была связана впоследствии вся его пастырская деятельность. В это время о. Николай был законоучителем в городском Колесниковском училище; в 1903-1904 гг. он входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской Духовной семинарии, в 1909 г. стал жертвователем на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном женском училище; в 1905-1906 гг. он выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским православным братством во имя Всемилостивого Спаса.

Как и всякий стремящийся к спасению души благочестивый человек, о. Николай в трудных случаях жизни находил утешение и почерпал силы в молитве у великих святынь Русской Церкви, беседовал с подвижниками-старцами, просил их молитв. Незадолго до смерти горячо любимой супруги о. Николай посетил Черниговский скит и жившего здесь старца Варнаву (прп. Варнава Гефсиманский, память его 6 июля).

Долго и тяжело о. Николай переживал смерть супруги и что теперь крест воспитания троих малолетних детей ему придется нести одному, но по милости Божией в сердце снизошли мир и покой, и все его мысли и чувствования стали постепенно подчиняться служению Богу и пастве.

На пастырском поприще о. Николай встретил эпоху гонений на Русскую Православную Церковь. Как священник, хорошо известный в Вологде и пользующийся большим уважением прихожан, он в 1921 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к двум годам ссылки и выслан в город Пинегу Архангельской губернии.

По возвращении из ссылки он застал положение церковных дел в городе крайне расстроенным, так как правящий архиерей, епископ Александр (Надеждин), отпал в обновленчество, а назначенный вместо него православный епископ Сильвестр (Братановский) не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией.

21 октября 1923 г. священник Николай Караулов по пострижении в монашество с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии, и назначен временно управляющим Вологодской епархией. Только теперь владыка Николай почувствовал вполне, что архиерейская митра в условиях беспощадных гонений от коварных безбожников есть тяжкий терновый венец, и от исполнения своих обязанностей отказался, главным образом, из-за «недоброжелательного отношения… со стороны духовенства и мирян…» и по состоянию здоровья. Ввиду того, что епископ Архангельский Антоний (Быстров) (сщмч., память его 3 июля) был арестован, Патриарх Тихон предложил епископу Николаю временно вступить в управление Архангельской кафедрой, но и от этого предложения епископ отказался и остался жить в Вологде, продолжая служить в Екатерининской церкви, где когда-то был настоятелем.

В 1927 г. викарием Вологодским, епископом Тотемским, был назначен владыка Аполлос (Ржаницын), а в 1928 г. правящим Вологодским архиереем стал архиепископ Амвросий (Смирнов). Все три архиерея, включая находившегося на покое епископа Николая, жили в то время в Вологде и служили в двух оставшихся после неистовств безбожников православных храмах – на Богородском и Горбачевском кладбищах.

В начале 1931 г. поднялась очередная вона гонений на Русскую Православную Церковь, обрушившаяся и на клир Вологодской епархии. Сначала были арестованы некоторые миряне, члены церковного совета; 10 мая 1931 г. власти арестовали архиепископа Амвросия, епископа Николая, священников и мирян. Всего было арестовано 35 человек: 17 священнослужителей, 7 монахов и 11 мирян. Их обвинили во взаимном общении, посещении друг друга в церковные праздники и дружеских беседах, имевших, по мнению властей, антисоветский характер.

14 мая епископ Николай был вызван на допрос. На вопросы следователя он отвечал немногословно и сдержано: «Знакомства особенного не имею, а по службе знаю все духовенство города Вологды. Также знаю и тех, которые со мной учились. Иногороднего знакомства не имею». Некоторые из допрошенных свидетелей рассказали следователям о якобы имевших место быть со стороны владыки Николая высказываниях антисоветского характера. Однако эти свидетельства показались сотрудникам ОКПУ недостаточными, и для получения дополнительных сведений в камеру, в которой находились архиереи и священники, был помещен секретный осведомитель; он стал регулярно сообщать следователям, о чем разговаривают заключенные. Заключенные подозревали в нем осведомителя и опасались при нем разговаривать, но полностью избежать откровенных разговоров все же они не могли.

14 декабря 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Николая к трем годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 г., во изменение прежнего постановления, – к тому же сроку, но на другой край страны – в Казахстан. Епископ Николай (Караулов) скончался в тюрьме 17 апреля 1932 г., и был погребен в безвестной могиле.

Прмц. Мария (Лелянова) (1932): Новомуч. Преподобномученица Мария родилась в 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев.

Лидия училась в женской гимназии, не незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, но безрезультатно.

В 1912 г. болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и на следующий год по совету врачей семья переехала в город Гадчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и браться скончались, и Лидия стала жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомышленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица, способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой.

Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) (сщмч., память его 31 июля) благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 г. в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария. Каждый день ее посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся. Монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ.

В начале 1932 г. безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей.

Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 г. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из-за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Монахиня Мария в ходе допроса в частности сказала следователю: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится, кто сам хочет…; я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».

Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости.

22 марта 1932 г. Выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению «права проживания в Московском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года… с прикреплением к избранному месту жительства».

Монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 г. в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище.

Сщмч. Иоанн (Вечорко) пресвитер (1933): Новомуч. Священномученик Иоанн родился в 1890 г. в селе Косаричи Бобруйского уезда Минской губернии в семье псаломщика Мартина Вечорко. В 1913 г. Иван Мартинович окончил Минскую Духовную семинарию и в 1915 г. был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Кривоносы, где он и прослужил всю свою жизнь.

В 1920 г. часть территории Минской губернии была оккупирована польскими войсками, офицеры остановились тогда в доме священника на постой, но относились к нему недружелюбно за то, что он защищал своих прихожан-крестьян. В конце концов, поляки арестовали о. Иоанна и продержали некоторое время в Слуцкой тюрьме.

В 1928 г. о. Иоанн был арестован во второй раз советскими властями по обвинению в несвоевременной уплате налогов и приговорен к девяти месяцам заключения. Вернувшись из тюрьмы, он продолжил служение в Покровской церкви.

Власти, намереваясь закрыть храм, стали со временем требовать от священника уплаты все больших налогов. Своих средств у о. Иоанна не осталось, и он ходил по домам крестьян, прося помощи; некоторые крестьяне жертвовали, у других приходилось брать в долг. Видя, что священник продолжает отстаивать храм, сотрудники ОГПУ приняли решение арестовать его и членов церковного совета. 18 марта 1933 г. они были арестованы по обвинению в том, что они «под руководством священника Вечорко, используя как предлог собирание средств среди прихожан для уплаты налогов, занимаются активной, организованной антисоветской контрреволюционной деятельностью, ставя своей целью срыв всех мероприятий советской власти, в частности срыв весенней кампании…, развал колхозов, распространение всевозможных контрреволюционных слухов…».

В предъявленных ему обвинениях священник виновным себя не признал.

После окончания следствия о. Иоанн был отправлен в Слуцкую тюрьму. 17 апреля 1933 г. тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Иоанн Вечорко был расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Мч. Иоанн (Колесников) (1943): Новомуч. Мученик Иоанн родился в 1877 г. в селе Крылатка Глазовской волости Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Колесникова. В 1910 г. Иван Михайлович завел колесную мастерскую, в которой работал со своими сыновьями, не привлекая кого-либо из рабочих со стороны. Эта колесная мастерская просуществовала у него до 1930 г.

С юности Иван Михайлович был воспитан в благочестии и пел на клиросе в храме Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. В 1934 г. он был избран членом церковного совета и председателем ревизионной комиссии. Это было тяжелое время гоний на Русскую Православную Церковь. В 1937 г. в Поречье был арестован священник, и прихожане остались без службы. Приход постановил направить Ивана Михайловича в Москву в Патриархию с просьбой к священноначалию прислать им священника. Иван Михайлович вернулся домой с новым священником, и к общему удовлетворению всех верующих богослужение в храме возобновилось. Но не надолго.

5 февраля 1938 г. были арестованы священник и диакон, а 1 апреля - Иван Михайлович и монахини, помогавшие в храме. Иван Михайлович был заключен в Можайскую тюрьму и в тот же день допрошен. Два привлеченных по делу лжесвидетеля оговорили его.

Обвинение в своей принадлежности к «группировке церковников» и в распространении «клеветы против партии и правительства» Иван Михайлович отверг.

7 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила Ивана Михайловича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Магадан. 4 апреля 1939 г. Иван Михайлович был переведен в лагерь в Кемеровской области. Несогласный с приговором, он отправил жалобу властям, в которой написал, что его осудили неправо вследствие клеветы. Дело было пересмотрено, и в январе 1940 г. прокурор предложил дело прекратить за недоказанностью обвинения. 8 мая 1940 г. Управление НКВД по Московской области стало ходатайствовать перед Особым Совещанием НКВД о снижении срока наказания заключенному Колесникову Ивану Михайловичу с десяти до трех лет. Однако из этого ходатайства ничего не последовало.

Иван Михайлович Колесников скончался 17 апреля 1943 г. во 2-м лагпункте Тайгинского отделения Сиблага в Кемеровской области и был погребен на лагерном кладбище в могиле под номером Е-31.

 

Мцц. Фервуфа дева, сестра и рабыня ее (341-343). Св. Фервуфа была сестрой епископа Симеона, пострадавшего 17 апреля 344 года от руки персидского царя Сапора. Царица, жена Сапора, пораженная красотой Фервуфы, приказала ей вместе с сестрой – вдовою и рабынею поселиться в царском дворце.

На другой день после этого царица случайно заболела и позвала к себе волхвов. Один из них, видевший во дворце прекрасную Фервуфу, пожелал сделать ее своею женою, о чем заявил и ей самой. Но Фервуфа решительно отказала ему, сказав, что она христианка, и поэтому язычник не может быть ее мужем.

Взбешенный отказом, волхв решил отомстить красавице-христианке. Царю Сапору болезнь царицы он объяснил возможным отравлением и сказал, что подозревает в этом сестер-христианок, живущих во дворце, та… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz