Краткие жития святых, православные праздники и события |
|
4/17 апреля
Прп. Иосифа Песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прмчч. Вениамина и Никифора (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии (1932); сщмч. Иоанна пресвитера (1933); мч. Иоанна (1943). Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341-343).
Прп. Иосиф Песнописец (883). Святой Иосиф, выдающийся творец молитвенных канонов, родился на острове Сицилии. Когда произошло нашествие на Сицилию варваров (сарацин), он вынужден был вместе со своими родителями, Платоном и Агафией, бежать из отечества своего в Пелопоннес. Здесь он оставил своих родителей, потому что желал отречься от всего мирского, и удалился в Фессалонику, столицу Македонии, где на 15-м году своей жизни поступил в монастырь. В монастыре св. Иосиф предался трудам постническим, проводя строгую подвижническую жизнь. Прилежней всего он занимался чтением божественных книг, исполняясь от них премудрости и разума духовного. Наконец он был единодушно избран братией настоятелем монастыря и принял рукоположение во пресвитера. Через некоторое время св. Иосиф вместе со своим другом св. Григорием Декаполитом (память его 20 ноября) отправились в Византию для укрепления верных. Там они ревностно принялись за дело защиты церкви, волнуемой бурею еретическою, вразумляя народ, чтобы он оберегал себя от вредной ереси и твердо держался догматов и обычаев православной веры. Хотя вступивший в это время на престол Лев Армянин под страхом строжайшего наказания запретил почитание икон, что дало повод для их поругания иконоборцами и преследования их почитателей, св. Иосифа не устрашили ни запрет, ни угрозы, ни наказания. Он, вместе со св. Григорием, смело и открыто на городских площадях и народных собраниях, убеждал народ держаться православия. Св. Григорий Декаполит и иноки разных монастырей убеждали св. Иосифа отправиться также в Рим и возвестить православному папе Леону III о бедствиях Константинопольской церкви. Св. Иосиф, от юности привыкший к послушанию, отправился в Рим. Единомышленники царя-иконоборца, узнав, куда отправляется Иосиф, подговорили морских разбойников напасть на тот корабль, на котором ехал угодник Божий. Св. Иосиф и все бывшие с ним были захвачены в плен и преданы на острове Крите в руки иконоборцев. Прп. Иосифа заковали в цепи и бросили в темницу вместе с другими страдальцами за правую веру. Св. Иосиф ободрял своими вдохновенными речами ослабших от мучений сотоварищей. Среди узников был один православный епископ, который, благодаря св. Иосифу, настолько укрепился духом, что с твердостью перенес все истязания и мужественно предал свой дух Господу, пораженный в голову большим камнем. Темничная жизнь св. Иосифа продолжалась 6 лет – до лютой кончины царя Льва Армянина, убитого своими же воинами в ночь Рождества Христова в церкви за утреней. Об этом св. Иосиф в ту же ночь узнал от св. Николая Чудотворца, явившегося ему во время молитвы. После этого с него спали темничные узы, вместе с явившимся ему святителем он вышел беспрепятственно из темницы и затем невидимою силою был перенесен по воздуху в Константинополь. В Константинополе св. Иосиф не застал уже в живых св. Григория Декаполита и, осиротелый подвижник, поселился за городом в уединенном месте, недалеко от церкви Иоанна Златоуста. Здесь он создал монастырь с церковью во имя святителя Николая, куда и перенес тело св. Григория Декаполита. В новую обитель, быстро наполнившуюся иноками, постоянно приходило множество народа. Однажды св. Иосиф получил в дар от одного благочестивого человека часть мощей св. апостола Варфоломея. Одушевленный великой любовью к св. Варфоломею, Иосиф построил при обители небольшую церковь во имя этого апостола и с честью положил в ней его мощи. И вот, когда приблизился канун праздника св. апостола Варфоломея, Иосиф увидел во сне этого угодника Божия. Св. Варфоломей, облеченный в белые ризы, поднял занавес в алтаре, подозвал к себе Иосифа и, взяв с престола св. Евангелие, возложил его на грудь преподобного со словами: «Да благословит тебя десница всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды небесной премудрости; да вместит сердце твое Духа Святого, и песнопения твои да усладят вселенную!» Тогда св. Иосиф вдруг почувствовал в себе благодать свыше и начал с этого времени писать церковные каноны и гимны в честь Божией Матери, св. апостола Варфоломея и других святых. За это он и именуется Песнописцем и творцом молитвенных канонов. Между тем, утихшее было на время, гонение снова поднялось в царствование императора иконоборца Феофила, и снова Иосиф со всей присущей ему ревностью встал на защиту православной церкви, и смело обличал еретиков. Тогда его изгнали в город Херсонес, где он протомился до окончания гонений при вдовствующей жене Феофила Феодоре, когда все изгнанные были возвращены из ссылки вместе со святейшим патриархом Мефодием. Вскоре после этого Мефодий скончался, и патриарший престол занял Игнатий, который поставил Иосифа сосудохранителем великой Софийской церкви в Константинополе. Не один святейший Игнатий, но и его преемник патриарх Фотий любил Иосифа и называл его человеком Божиим, ангелом во плоти, отцом отцов. Фотий поставил его даже духовником всего клира. Прп. Иосиф, достигнув глубокой старости, впал в немощи телесные от многих совершенных им в юности трудов. О времени его исхода из мира Бог открыл св. Иосифу в сновидении. Тогда этот угодник Божий в святой великий пяток сделал список всех вверенных ему церковных вещей и отослал его святейшему патриарху Фотию. Причастившись Св. Таин и благословив всех бывших при нем, праведник с радостным лицом предал Господу свою святую душу и с честью был погребен братию. Прп. Георгий Пелопоннесский, иже в Малеи (IX). Подвизался на горе Малея, в Ликаонской стране. Был иноком и молчальником. Время жизни его неизвестно.
Прмчч. Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин) (1928): Новомуч. Архимандрит Вениамин (Василий Васильевич Кононов), происходил из крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии. Родился он в 1869 году. Получил домашнее образование. В 1893 году он был принят в Соловецкий монастырь трудником, в 1897 определен в число послушников. В течение шести лет проходил чреду послушаний – старостой в хлебопекарне, заведующим расходческой лавкой. Окончил за это время шесть классов Соловецкого братского училища. «Очень благонравен, послушен и верен, с большими задатками к внутреннему самоуглублению и духовной деятельности», – говорится о нем в характеристике 1898 года. В 1903 году тридцатичетырехлетний послушник был пострижен в монахи, чрез два года – рукоположен в сан иеродиакона, а в 1908 году – в сан иеромонаха. Он состоял законоучителем братского училища, нес послушание при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия, исполнял чреду богослужений. Характеризуется как «примерный инок во всех отношениях, отличных нравственных качеств». В декабре 1909 года умирает духовник монастыря, престарелый иеромонах Дамаскин, и вскоре на общем собрании старшей братии закрытым голосованием иеромонах Вениамин избирается новым духовником монастыря. В октябре 1912 года инок Вениамин назначается на должность настоятеля Антониево-Сийского монастыря, с возведением в сан архимандрита. В 1913 году награжден наперсным крестом от Священного Синода, в 1916 – орденом Св. Анны третьей степени. Архимандрит Вениамин управлял Антониево-Сийским монастырем шесть лет. Российское государство в этот период сотрясали нестроения, завершившиеся революцией 1917 года. Дух того времени проявился и в монастырской жизни. Насельники Соловецкой обители писали доносы в Синод на настоятеля, архимандрита Иоанникия, обвиняя его в растратах и даже в убийстве. Хотя обвинения эти не подтвердились, однако, учитывая преклонный возраст о. Иоанникия и обстановку в монастыре, Синод принял решение отправить настоятеля в отставку. Новым настоятелем в августе 1918 года был выбран архимандрит Вениамин. В трудное время вернулся он в родной монастырь! Шла гражданская война. Хотя Соловки находились в глубоком тылу Северной области, соединенные белогвардейские силы которой пытались отразить натиск красной армии, сюда доходили известия о событиях в прифронтовых территориях, выразившихся в грабежах церквей, монастырей, как богатых, так и бедных людей, в издевательствах над священнослужителями и убийствах. Масштабы злодеяний были столь велики, что 26 октября 1918 года Патриарх Тихон был вынужден обратиться с известным увещеванием к советской власти. На короткий период, пока территория Северной области удерживалась белогвардейцами, Соловецкий монастырь получил передышку и избежал общей участи. Архимандриту Вениамину удалось восстановить внутренний порядок, монахи-бунтовщики покинули архипелаг. Между тем 21 февраля 1920 года красная армия взяла Архангельск. Еще в 1918 году Совет народных комиссаров принял «Декрет о свободе совести и отделении Церкви от государства», основной 12-й пункт которого гласит: «Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием». Церковный Собор своим постановлением от 1918 года оценил этот декрет как «злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви». Соборное постановление обязывало архимандрита Вениамина и братию монастыря к сохранению, укрывательству Соловецких святынь, ценностей и имущества от большевиков. Месяц спустя 29 апреля 1920 года на Соловки прибыла Особая комиссия губревкома, начались обыски и ограбление монастыря, вывоз ценностей, которые удалось обнаружить, оружия, оставленного англичанами, запасов продовольствия. Архимандрит Вениамин пытается отстоять хотя бы жизненно необходимую для обители часть имущества своим письменным обращением в Кемский уездный продовольственный комитет от 20 июля 1920 года. К лету 1920 года на Соловках еще оставался монастырь, руководимый архимандритом Вениамином. Часть хозяйства обители отошла к совхозу. Здесь же размещался и лагерь принудительных работ Архангельского ГУО. Находились на архипелаге и уполномоченные других советских организаций, которые лихорадочно спорили между собой, пытаясь захватить контроль над территорией и соловецкими ценностями. В такой обстановке архимандрит Вениамин был лишним – мешал новым хозяевам, слишком много знал и видел. Он и его ближайший помощник, иеромонах Никифор (Кучин), были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранение оружия, а затем сосланы на принудительные работы в город Холмогоры. Новомученик Никифор (Николай Иванович Кучин) – уроженец Сольвычегодского уезда Северодвинской губернии, отставной унтер-офицер. В Соловецкий монастырь он поступил в 1909 году, в число монашествующих был определен через четыре года. Окончил пять классов братского училища, проходил послушание в качестве заведующего рухлядной палаткой, активно помогал архимандриту Вениамину в спасении (укрытии) от разграбления монастырских ценностей. После окончания срока принудительных работ, летом 1922 года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор переехали из Холмогор в Архангельск, на Соловецкое подворье, а затем, до 17 июня 1926 года проживали у архангелогородского фармацевта Александра Алексеевича Левичева. Православный хозяин денег за жилье с монахов не брал, жили они на пожертвования, присылаемые духовными детьми архимандрита. Соловецкие монахи искали уединения, спокойствия и места молитв. Соловки к тому времени стали всесоюзным концлагерем. Нужно было устраивать монастырскую жизнь заново. Летом 1926 года монахи переезжают в село Часовенское Архангельской области и сооружают келью в глухом лесу. Пустынная келья монахов – небольшая изба площадью около двадцати квадратных метров с каменной печью посередине, была поставлена (с разрешения властей) на расстоянии сорока верст от ближайшего населенного пункта, деревни Коровкинской. Изба стояла на высоком холме у Волкозера, рядом находился небольшой овощной огород и погреб-ледник. Ценностей у монахов не было. Они проводили время в молитвах и постоянных трудах – ловили рыбу, выращивали овощи. Недостающие продукты им привозил зимой по льду бывший послушник Степан Антонов. Людей отшельники почти не вдели – в год случайно забредало два-три человека. Изредка их навещали трое местных православных крестьян, занимавшиеся в этих местах охотой и рыбной ловлей. К монахам они относились с большим почтением. В двадцати верстах к югу, у Лодмозера, в другой лесной избушке спасались еще два монаха из Соловков – Алипий и Гедеон. Узнав от охотников о месте пребывания бывшего настоятеля, иеромонах Алипий начал по праздникам навещать архимандрита Вениамина. Так, в отдалении от мирской суеты, в трудах и общих молитвах прошло почти три года. Однако революция подняла с насиженных мест массу народа. Оторванные от дома, обозленные шатуны были готовы на все. В 1925-1927 годах в деревнях Коровкинской и Часовенское поселились двое таких пришлых людей из бывших крестьян – один, Ярыгин С.Д., 23-х лет, умственно отсталый, промышляющий кражами; другой, Иванов В.М., 19-летний сирота, человек, окончивший школу-семилетку, воспитанный уже советской властью, комсомолец. Он работал в местном лесхозе бригадиром плотников, затем – лесным обходчиком; «помогал разоблачать провокаторов из местного населения», – сказано о нем в документах. Весной 1928 года они сговорились идти в лес – грабить монахов. Сначала они на Лодмозере обворовали избушки-зимовья местных охотников, а также келью иеромонаха Алипия, который остался жив только потому, что ушел на праздники в сельский храм. Вечером 17 апреля 1928 года грабители вышли к Волкозеру. Был вторник Светлой седмицы, великой праздничной недели Воскресенья Христова. Келья монахов долго светилась изнутри, они отправляли праздничную службу. Когда совсем стемнело, и в доме погас свет, Иванов и Ярыгин подошли к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Стрелял Иванов. Однако ограбить избушку они не смогли: их обуял непонятный ужас, они так и не посмели войти в келью. Взяв все что подвернулось под руки в сенях и на чердаке, они облили избушку снаружи керосином и подожгли. Мученики-иноки были в то время еще живы – на следствии Иванов говорил, что слышал их крики. Не прошло и месяца после убийства, как Иванов поступил на службу в милицию. Преступники были абсолютно уверены в своей безнаказанности. В начале июня 1928 года Степан Антонов, как обещал, приехал на Волкозеро навестить архимандрита Вениамина, но обнаружил только сгоревшую избу и в ней – два обгоревших скелета. Найти преступников не составило труда, которые, к их удивлению были арестованы. Даже суд того времени не смог оправдать чудовищную расправу двадцатилетних парней над беспомощными стариками, приговорив Иванова к десяти годам лишения свободы, Ярыгина – к восьми. Память их празднуется также в воскресенье 25 янв. или в ближайшее воскресенье после 25 янв. в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Сщмч. Николай (Караулов), еп. Вельский (1932): Новомуч. Священномученик Николай родился 28 мая 1871 г. в селе Томаш Кадниковского уезда Вологодской губернии в семье священника Аполлония Караулова. В 1893 г. Николай окончил Вологодскую Духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Георгиевский храм в городе Вологде. 26 декабря того же года он был рукоположен во диакона. 12 сентября 1894 г. диакон Николай был переведен служить в Спасский собор и 14 сентября 1898 г. рукоположен во священника к этому собору. 7 февраля 1901 г. о. Николай был назначен настоятелем Екатерининской церкви, с которой была связана впоследствии вся его пастырская деятельность. В это время о. Николай был законоучителем в городском Колесниковском училище; в 1903-1904 гг. он входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской Духовной семинарии, в 1909 г. стал жертвователем на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном женском училище; в 1905-1906 гг. он выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским православным братством во имя Всемилостивого Спаса. Как и всякий стремящийся к спасению души благочестивый человек, о. Николай в трудных случаях жизни находил утешение и почерпал силы в молитве у великих святынь Русской Церкви, беседовал с подвижниками-старцами, просил их молитв. Незадолго до смерти горячо любимой супруги о. Николай посетил Черниговский скит и жившего здесь старца Варнаву (прп. Варнава Гефсиманский, память его 6 июля). Долго и тяжело о. Николай переживал смерть супруги и что теперь крест воспитания троих малолетних детей ему придется нести одному, но по милости Божией в сердце снизошли мир и покой, и все его мысли и чувствования стали постепенно подчиняться служению Богу и пастве. На пастырском поприще о. Николай встретил эпоху гонений на Русскую Православную Церковь. Как священник, хорошо известный в Вологде и пользующийся большим уважением прихожан, он в 1921 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к двум годам ссылки и выслан в город Пинегу Архангельской губернии. По возвращении из ссылки он застал положение церковных дел в городе крайне расстроенным, так как правящий архиерей, епископ Александр (Надеждин), отпал в обновленчество, а назначенный вместо него православный епископ Сильвестр (Братановский) не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией. 21 октября 1923 г. священник Николай Караулов по пострижении в монашество с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии, и назначен временно управляющим Вологодской епархией. Только теперь владыка Николай почувствовал вполне, что архиерейская митра в условиях беспощадных гонений от коварных безбожников есть тяжкий терновый венец, и от исполнения своих обязанностей отказался, главным образом, из-за «недоброжелательного отношения… со стороны духовенства и мирян…» и по состоянию здоровья. Ввиду того, что епископ Архангельский Антоний (Быстров) (сщмч., память его 3 июля) был арестован, Патриарх Тихон предложил епископу Николаю временно вступить в управление Архангельской кафедрой, но и от этого предложения епископ отказался и остался жить в Вологде, продолжая служить в Екатерининской церкви, где когда-то был настоятелем. В 1927 г. викарием Вологодским, епископом Тотемским, был назначен владыка Аполлос (Ржаницын), а в 1928 г. правящим Вологодским архиереем стал архиепископ Амвросий (Смирнов). Все три архиерея, включая находившегося на покое епископа Николая, жили в то время в Вологде и служили в двух оставшихся после неистовств безбожников православных храмах – на Богородском и Горбачевском кладбищах. В начале 1931 г. поднялась очередная вона гонений на Русскую Православную Церковь, обрушившаяся и на клир Вологодской епархии. Сначала были арестованы некоторые миряне, члены церковного совета; 10 мая 1931 г. власти арестовали архиепископа Амвросия, епископа Николая, священников и мирян. Всего было арестовано 35 человек: 17 священнослужителей, 7 монахов и 11 мирян. Их обвинили во взаимном общении, посещении друг друга в церковные праздники и дружеских беседах, имевших, по мнению властей, антисоветский характер. 14 мая епископ Николай был вызван на допрос. На вопросы следователя он отвечал немногословно и сдержано: «Знакомства особенного не имею, а по службе знаю все духовенство города Вологды. Также знаю и тех, которые со мной учились. Иногороднего знакомства не имею». Некоторые из допрошенных свидетелей рассказали следователям о якобы имевших место быть со стороны владыки Николая высказываниях антисоветского характера. Однако эти свидетельства показались сотрудникам ОКПУ недостаточными, и для получения дополнительных сведений в камеру, в которой находились архиереи и священники, был помещен секретный осведомитель; он стал регулярно сообщать следователям, о чем разговаривают заключенные. Заключенные подозревали в нем осведомителя и опасались при нем разговаривать, но полностью избежать откровенных разговоров все же они не могли. 14 декабря 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Николая к трем годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 г., во изменение прежнего постановления, – к тому же сроку, но на другой край страны – в Казахстан. Епископ Николай (Караулов) скончался в тюрьме 17 апреля 1932 г., и был погребен в безвестной могиле. Прмц. Мария (Лелянова) (1932): Новомуч. Преподобномученица Мария родилась в 1874 г. в Санкт-Петербурге в семье владельца сургучной фабрики, купца Александра Ивановича Лелянова и в крещении была наречена Лидией. Семья жила неподалеку от Новодевичьего монастыря рядом с Преображенской церковью на Забалканском проспекте. Отец скончался, когда Лидии исполнилось три с половиной года, а ее сестре Юлии полтора года, и они остались на попечении матери и старших братьев. Лидия училась в женской гимназии, не незадолго перед ее окончанием она заболела энцефалитом, вследствие чего у нее развилась болезнь Паркинсона, а затем ревматизм и подагра. Сдавать выпускные экзамены ее привезли в инвалидной коляске. Родные предприняли много усилий, чтобы помочь девушке, но безрезультатно. В 1912 г. болезнь приняла тяжелые и неизлечимые формы, и на следующий год по совету врачей семья переехала в город Гадчину. В течение двадцати лет Лидия неподвижно лежала на спине, любое движение и прикосновение приносило ей нестерпимую боль. Но Лидия не роптала и со смирением переносила болезнь, восприняв ее как волю Божию, которой она вполне и покорилась; благодаря этим страданиям она научилась непрестанно молиться и приобрела память смертную. После того как мать и браться скончались, и Лидия стала жить с сестрой Юлией, им стали помогать поселившиеся у них в квартире единомышленные с ними православные женщины. Кроткую больную часто посещало духовенство, у ее постели служились молебны, и даже образовался кружок женщин, которые пели на молебнах уже не только у нее дома, но и в храмах. При полной неподвижности тела и даже лица, способность речи у Лидии сохранилась: она говорила с полузакрытым ртом, как бы сквозь зубы, стараясь произносить слова медленно и раздельно, чтобы быть правильно понятой. Долгое и смиренное терпение тяжких скорбей очистило душу праведницы, и Господь наделил ее дарами прозорливости и духовного утешения. Со временем к ней стало приходить много народа, чтобы испросить совета и с просьбой помолиться; приходили не только миряне, но и священники, и архиереи. Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) (сщмч., память его 31 июля) благословил постричь подвижницу в монашество. В 1922 г. в городе Гатчине на подворье Пятигорского Богородицкого женского монастыря в храме Покрова Божией Матери при огромном стечении народа архимандрит Александро-Невской Лавры Макарий (Воскресенский) постриг ее в мантию с именем Мария. Каждый день ее посещало множество народа; люди ожидали очереди в прихожей, многие приносили ей продукты и деньги, которые она в свою очередь раздавала нуждающимся. Монахиня Мария имела огромный дар утешения и исцеления скорбящих душ. В начале 1932 г. безбожники приступили к арестам монахов и монахинь ранее закрытых монастырей. Монахиня Мария была арестована 19 февраля 1932 г. При аресте двое сотрудников ОГПУ подошли к постели монахини и, ухватив ее за вывернутые руки, поволокли по полу и по земле, а затем, раскачав за руки и за ноги, забросили в кузов грузовика. Однако нахождение монахини Марии в тюрьме из-за ее болезни было в то время невозможно, и ее поместили в тюремную больницу, здесь следователь и допросил ее. Монахиня Мария в ходе допроса в частности сказала следователю: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится, кто сам хочет…; я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть». Свидетели, допрошенные следователями ОГПУ, единодушно показали, что в городе и окрестностях монахиню Марию все считают святым человеком, наделенным от Бога даром прозорливости. 22 марта 1932 г. Выездная сессия Коллегии ОГПУ приговорила монахиню Марию к лишению «права проживания в Московском округе, Северо-Кавказском крае, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на три года… с прикреплением к избранному месту жительства». Монахиня Мария скончалась 17 апреля 1932 г. в тюремной больнице в Петрограде и была погребена на Смоленском кладбище. Сщмч. Иоанн (Вечорко) пресвитер (1933): Новомуч. Священномученик Иоанн родился в 1890 г. в селе Косаричи Бобруйского уезда Минской губернии в семье псаломщика Мартина Вечорко. В 1913 г. Иван Мартинович окончил Минскую Духовную семинарию и в 1915 г. был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Кривоносы, где он и прослужил всю свою жизнь. В 1920 г. часть территории Минской губернии была оккупирована польскими войсками, офицеры остановились тогда в доме священника на постой, но относились к нему недружелюбно за то, что он защищал своих прихожан-крестьян. В конце концов, поляки арестовали о. Иоанна и продержали некоторое время в Слуцкой тюрьме. В 1928 г. о. Иоанн был арестован во второй раз советскими властями по обвинению в несвоевременной уплате налогов и приговорен к девяти месяцам заключения. Вернувшись из тюрьмы, он продолжил служение в Покровской церкви. Власти, намереваясь закрыть храм, стали со временем требовать от священника уплаты все больших налогов. Своих средств у о. Иоанна не осталось, и он ходил по домам крестьян, прося помощи; некоторые крестьяне жертвовали, у других приходилось брать в долг. Видя, что священник продолжает отстаивать храм, сотрудники ОГПУ приняли решение арестовать его и членов церковного совета. 18 марта 1933 г. они были арестованы по обвинению в том, что они «под руководством священника Вечорко, используя как предлог собирание средств среди прихожан для уплаты налогов, занимаются активной, организованной антисоветской контрреволюционной деятельностью, ставя своей целью срыв всех мероприятий советской власти, в частности срыв весенней кампании…, развал колхозов, распространение всевозможных контрреволюционных слухов…». В предъявленных ему обвинениях священник виновным себя не признал. После окончания следствия о. Иоанн был отправлен в Слуцкую тюрьму. 17 апреля 1933 г. тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Священник Иоанн Вечорко был расстрелян и погребен в безвестной могиле. Мч. Иоанн (Колесников) (1943): Новомуч. Мученик Иоанн родился в 1877 г. в селе Крылатка Глазовской волости Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Колесникова. В 1910 г. Иван Михайлович завел колесную мастерскую, в которой работал со своими сыновьями, не привлекая кого-либо из рабочих со стороны. Эта колесная мастерская просуществовала у него до 1930 г. С юности Иван Михайлович был воспитан в благочестии и пел на клиросе в храме Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда. В 1934 г. он был избран членом церковного совета и председателем ревизионной комиссии. Это было тяжелое время гоний на Русскую Православную Церковь. В 1937 г. в Поречье был арестован священник, и прихожане остались без службы. Приход постановил направить Ивана Михайловича в Москву в Патриархию с просьбой к священноначалию прислать им священника. Иван Михайлович вернулся домой с новым священником, и к общему удовлетворению всех верующих богослужение в храме возобновилось. Но не надолго. 5 февраля 1938 г. были арестованы священник и диакон, а 1 апреля - Иван Михайлович и монахини, помогавшие в храме. Иван Михайлович был заключен в Можайскую тюрьму и в тот же день допрошен. Два привлеченных по делу лжесвидетеля оговорили его. Обвинение в своей принадлежности к «группировке церковников» и в распространении «клеветы против партии и правительства» Иван Михайлович отверг. 7 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила Ивана Михайловича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Магадан. 4 апреля 1939 г. Иван Михайлович был переведен в лагерь в Кемеровской области. Несогласный с приговором, он отправил жалобу властям, в которой написал, что его осудили неправо вследствие клеветы. Дело было пересмотрено, и в январе 1940 г. прокурор предложил дело прекратить за недоказанностью обвинения. 8 мая 1940 г. Управление НКВД по Московской области стало ходатайствовать перед Особым Совещанием НКВД о снижении срока наказания заключенному Колесникову Ивану Михайловичу с десяти до трех лет. Однако из этого ходатайства ничего не последовало. Иван Михайлович Колесников скончался 17 апреля 1943 г. во 2-м лагпункте Тайгинского отделения Сиблага в Кемеровской области и был погребен на лагерном кладбище в могиле под номером Е-31.
Мцц. Фервуфа дева, сестра и рабыня ее (341-343). Св. Фервуфа была сестрой епископа Симеона, пострадавшего 17 апреля 344 года от руки персидского царя Сапора. Царица, жена Сапора, пораженная красотой Фервуфы, приказала ей вместе с сестрой – вдовою и рабынею поселиться в царском дворце. На другой день после этого царица случайно заболела и позвала к себе волхвов. Один из них, видевший во дворце прекрасную Фервуфу, пожелал сделать ее своею женою, о чем заявил и ей самой. Но Фервуфа решительно отказала ему, сказав, что она христианка, и поэтому язычник не может быть ее мужем. Взбешенный отказом, волхв решил отомстить красавице-христианке. Царю Сапору болезнь царицы он объяснил возможным отравлением и сказал, что подозревает в этом сестер-христианок, живущих во дворце, та… Продолжение » |