Краткие жития святых, православные праздники и события

15/28 сентября

 

Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Никиты (ок. 372). Сщмч. Иоанна пресвитера и прмц. Евдокии (1918); сщмчч. Андрея, Григория, Григория, Иоанна пресвитеров (1921); прп. Игнатия исп. (1932); сщмч. Димитрия пресвитера (1935); сщмчч. Иоанна, Иакова, Петра, Николая пресвитеров и Николая диакона, прмц. Марии и мц. Людмилы (1937).

Обретение мощей свт. Акакия исп., еп. Мелитинского (III). Мчч. Максима, Феодота и Асклиады (Асклипиодоты) (305-311). Мч. Порфирия (361). Обретение мощей первомч. архидиакона Стефана (415). Прп. Филофея пресвитера, в Малой Азии (X). Свт. Иосифа, еп. Алавердского (570). Свт. Симеона, архиеп. Солунского (1429).

Новоникитской иконы Божией Матери (372).

 

Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Никита Готфский Вмч. Никита Готфский, Константинопольский (ок. 372). Святой Никита был рожден в Готской стране, «по ту сторону реки Истра (Дуная)» в царствование св. равноапостольного царя Константина. Готский епископ Феофил († ок. 340), принимавший участие в первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора, просветил Никиту светом веры и крестил его.

Спустя немного времени, на этой земле, омраченной идолослужением, дух злобы внушил князю ее, по имени Афанариху, убивать христиан и истребить с лица земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Против Афанариха выступил со своим войском Фритигерн под христианскими знаменами и победил его. Афанарих с одной небольшой дружиной едва успел бежать. С того времени христианская православная вера все более и более стала распространяться среди Готов.

Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил (жил от 311 до 383 гг.), муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для Готов письмена и перевел с греческого на готский язык много книг, так что святая вера православная распространялась среди них все более и более. Этому способствовал и св. Никита. Своими благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.

Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, стараясь отомстить за свое былое унижение.

Тогда св. Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым. Он обращал неверных в истинную веру и готовил верующих к мученическому подвигу. В то же время он обличал мучителя Афанариха и укорял его за безбожие и бесчеловечность. За это он был подвергнут различным мукам, которыми хотели его принудить к отречению от Христа. Но мучители были бессильны.

Тогда его бросили в огонь. Св. Никита, хоть и находился в огне, однако тело его не сгорело, душа же возродилась для новой и бессмертной жизни.

Когда некто Мариан, друг св. Никиты, хотел взять для погребения долго лежавшее тело святого мученика и вышел для этого ночью из дома тайно, чтобы не попасть самому в руки язычников, перед ним явилась весьма светлая звезда, которая все время шла впереди него. Дойдя до места, где лежало честное тело мученика, звезда эта остановилась и тем самым указала местонахождение его. Взяв тело друга, Мариан возвратился в свое отечество. Придя в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.

Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего. Дом его стал изобиловать большим богатством и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось много исцелений болящим.

Верующие в скором времени воздвигли храм во имя святого и погребли в нем его останки, оставив Мариаму от мощей тех один перст. Более никто не мог взять от них себе ни одной частицы, ибо одна такая попытка была пресечена посланным свыше громом и молнией. Рука человека, коснувшегося мощей, иссохла, и только по усердной молитве к святому епископа Авксентия тот человек получил исцеление.

 

Сщмч. Иоанн (Ильинский) пресвитер (1918): Новомуч.

Прмц. Евдокия (Ткаченко) (1918): Новомуч. Преподобномученица Евдокия (Ткаченко) подвизалась в Иверско-Серафимовском монастыре в городе Верном Семиреченской области; монастырь был образован в 1910 г.; первой его игуменьей стала монахиня Паисия, подвизавшаяся до этого в Ставропольском Иоанно-Мариинском монастыре. В 1913 г. возглавивший епархию епископ Иннокентий (Пустынский), вопреки желанию монахинь и окормлявшего их духовно иеромонаха Серафима (Богословского), поставил игумений монастыря дочь председателя войскового правления генерала Бакуревича – молодую рясофорную послушницу Таисию, постригши ее в монашество с именем Евфросиния. Выросши в изнеженной среде, она была весьма избалована и сама нуждалась в строгом воспитателе. Диавол, воспользовавшись ошибкой архиерея, споро принялся за работу по разрушению монашеского общежития. С этой поры в монастыре, лишившемся опытного управления, начались нестроения, и монахини стали покидать обитель. Иеромонах Серафим жил в то время в скиту на горе Кызыл-Жар вблизи города Верного, и монахиня Евдокия часто посещала его. В 1918 г. к власти в Семиречье пришли безбожники и, как и повсюду, начались казни и преследования верующих. Летом 1918 г. монахиня Евдокия пришла к иеромонаху Серафиму, который служил в это время в скиту на горе Медео, чтобы исповедаться и причаститься.

Вечером того же дня в Иверско-Серафимовский монастырь явились красноармейцы и потребовали, чтобы монахини выдали игумений Евфросинию, поскольку она генеральская дочь, но монахини спрятали ее в амбаре между мешков с мукой, и раздосадованные красноармейцы вместо игумений вывели на расстрел монахинь Евдокию и Анимаису. Поставив монахинь у монастырской стены, красноармейцы выстрелили. Пуля попала монахине Евдокии в голову, обезобразила лицо, а монахиня Анимаиса была ранена в плечо, сестры подобрали ее, и она впоследствии оправилась от раны. Подруга монахини Евдокии инокиня Феодора была настолько потрясена расстрелом и тем, что пуля обезобразила лицо ее сотаинницы, что заболела от нервного потрясения и долго не могла забыть окровавленного и обезображенного лица. Преподобная Евдокия тогда явилась ей во сне и сказала: «Феодора, что ты плачешь, чего боишься? Не плачь, ты же видишь, что я такая же, как была» После этого та перестала видеть лицо преподобномученицы обезображенным и исцелилась.

Сщмчч. Андрей (Ковалев), Григорий (Конокотин), Григорий (Троицкий), Иоанн (Яковлев) пресвитеры (1921): Новомуч.

Священномученик Григорий Иосифович Троицкий родился 1 октября 1870 года в селе Громок Моршанского уезда Тамбовской губернии (ныне Башмаковский район Пензенской области) в семье священнослужителя. По окончании Ставропольской Духовной семинарии 22 июля 1892 года определен псаломщиком к Введенской церкви в станице Пашковской Кубанской области. С 1894 по 1896 год – учитель в церковной школе в станице Должанской той же области. 20 августа 1895 года рукоположен во диакона, 22 июля 1896 года – во иерея к Покровской церкви села Сандата Медвеженского уезда Ставропольской губернии. Также занимал должности заведующего и законоучителя церковных школ этого села, а с 1897 года – противосектантского и противобуддийского (1898-1901) миссионера в 4-м благочинническом округе Ставропольской губернии. С 28 августа 1903 года – священник Михаило-Архангельской церкви села Александровское Ставропольской губернии, одновременно занимал должности законоучителя министерских училищ, члена и делопроизводителя Александровского отделения Ставропольского епархиального училищного совета.

19 апреля 1904 года вновь переведен в Кубанскую область священником в Троицкую церковь в станице Должанской, служил там законоучителем местного министерского училища для иногородних, заведующим и законоучителем мужской и женской церковных школ (до 1909). С 1906 года занимал должность духовного следователя в 5-м благочинническом округе Кубанской области. В 1911-1913 годах был депутатом от белого духовенства на окружных и епархиальных съездах. 30 мая 1913 года переведен священником в Вознесенскую церковь в станице Пашковской. Служил там в должностях заведующего церковной школой (до 1914), законоучителя 3-го 2-классного мужского и одноклассного женского училищ. Одновременно состоял участковым попечителем Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости и членом ревизионного комитета Екатеринодарского епархиального женского училища. Награжден медалью Красного Креста в память участия в деятельности Российского общества Красного Креста во время русско-японской войны 1904­-1905 гг.

С января 1921 года в связи с арестом председателя правления епархиального свечного завода исполнял обязанности члена правления, в июле Кубанский епископ Сергий (Лавров) официально поручил ему управление заводом. 15 сентября вызван в Кубано-Черноморскую ЧК и арестован по обвинению в переписке с репрессированными священнослужителями и в «контрреволюционной агитации». Виновным себя не признал, но не скрывал, что в проповедях осуждал доносы на тех, кто прячут хлеб или не выполняют продналога.

22 сентября помощник уполномоченного по духовенству Кубано­Черноморской ЧК составил заключение, в котором предложил выслать о. Григория в Архангельскую губернию, поскольку «пребывание его в пределах Кубано-Черноморской области не допустимо в интересах строительства Соввласти на Кубани».

23 сентября приговорен Коллегией Кубано-Черноморской ЧК к расстрелу как «враг трудового народа». Казнен 28 сентября 1921 года вместе со священниками священномучениками Андреем Ковалёвым, Григорием Конокотиным и Иоанном Яковлевым. Имя священномученика Григория (Троицкого) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2003 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Прп. Игнатий (Бирюков) исп. (1932): Новомуч. Преподобный исповедник Игнатий (в миру Иван Адрианович Бирюков) родился 25 мая 1865 г. в городе Бирюче Острогожского округа Воронежской губернии в семье крестьян Адриана Павловича и Екатерины Николаевны Бирюковых. Иван обучался в Бирючском городском училище. Здесь он участвовал в хоре и здесь полюбил пение, особенно церковное. Бирюковы были прихожанами Успенской церкви, где церковным хором управлял старший брат Ивана, Михаил. В этом же хоре пел и сам Иван и еще четверо его братьев. Церковное пение оказало огромное благодатное и воспитывающее влияние на Ивана. Постепенно чтение церковных книг, и особенно житий святых, склонило его к мысли об иночестве. Мать, души не чаявшая в своем сыне, просила его не уезжать далеко, а пойти в ближайший к городу Бирючу Валуйский монастырь.

9 октября 1878 г., когда Ивану было тринадцать лет, родители, помолившись, благословили его поступить в монастырь. В то время наместником Валуйского монастыря был архимандрит Игнатий (Алексеевский), он взял мальчика к себе келейником. Послушание ему было дано клиросное – он ходил каждый день в церковь на правый клирос читать и петь. Настоятель и братия полюбили молодого послушника за его кроткое и благонравное поведение, а также за искусное пение и чтение. Когда скончался в монастыре регент, настоятель благословил управлять монастырским хором Ивана.

Став регентом, Иван принялся за изучение теории вокальной и инструментальной музыки, научился играть на скрипке и на фисгармонии. В 1888 г. он издал нотный сборник – догматики восьми гласов знаменного распева. Было у него несколько произведений собственного сочинения, но Иван по смирению не стал их издавать. Однако большая ревность в послушании привела к печальным последствиям: Иван заболел туберкулезом, и у него открылось кровотечение. Врач посоветовал длительный отпуск. Архимандрит Игнатий благословил послушника отправиться в семимесячный отпуск, который ему должно было провести в путешествии по святым местам и Афону.

В январе 1894 г. Иван отправился в Киев, а затем, получив заграничный паспорт, по железной дороге проехал в Одессу, где сел вместе с другими паломниками на пароход, плывший на Святую Землю. Первая остановка была в Константинополе, где паломников поразил храм Святой Софии. В Иерусалиме их разместили в гостиницах, которые назывались в то время Русскими постройками.

Отдохнув от долгого пути, Иван вместе с другими паломниками первым делом поклонился Гробу Господню, святой Голгофе, а затем принял благословение у Иерусалимского Патриарха Гермогена. На другой день караван русских паломников из числа около четырехсот человек отправился по святым местам. Великий праздник Воскресения Христова Иван встретил в греческом храме Воскресения. Пожалуй, еще никогда его переживания не были столь сильны и глубоки.

Через пять дней пароход доставил их на гору Афон. На Афоне Иван пробыл три месяца, проживая в разных русских монастырях и проходя различные послушания: он пел, переписывал ноты и делал многое другое. После праздника св. вмч. и целителя Пантелеимона Иван вместе с другими паломниками отправился с Афона в Россию, куда прибыл 5 августа, а 25 августа вернулся в начальный пункт своего путешествия – Киево-Печерскую Лавру. Помолившись у киевских святынь, Иван отправился в Валуйский монастырь и был встречен здесь с радостью настоятелем и братией. Путешествие чрезвычайно благотворно сказалось на состоянии его здоровья, на родину он вернулся бодрым и полным сил. Настоятель, опасаясь, чтобы он вновь не заболел, освободил его от клиросного послушания и сначала назначил помощником повара, потом помощником трапезного, затем благословил его быть звонарем, а потом снова своим келейником и учителем монастырской школы грамоты.

20 декабря 1897 г. на тридцать третьем году жизни Иван был пострижен настоятелем, архимандритом Игнатием, в монашество с наречением ему имени Игнатий. В 1898 г. епископ Иосиф (Соколов) рукоположил его в Алексеевском монастыре в сан иеродиакона. Через два года епископ Воронежский Анастасий (Добрадин) рукоположил его в сан иеромонаха. С этого времени он снова стал управлять монастырским хором. В 1900 г. епархиальное начальство назначило иеромонаха Игнатия помощником настоятеля.

В 1908 г., вследствие повторного ухудшения здоровья, иеромонах Игнатий был отпущен в путешествие по святым местам России. Он побывал в Троице-Сергиевой и Александро-Невской Лаврах и в Валаамском монастыре. Восстановив силы, он через полтора месяца вернулся в родной монастырь. В 1910 г., так же по состоянию здоровья, он поехал на Кавказ. Иеромонах Игнатий побывал на Новом Афоне, в Сухум-Кале, в Команах, в Новороссийске и Краснодаре.

3 февраля 1912 г. скончался архимандрит Игнатий, и иеромонах Игнатий был избран братией настоятелем Валуйского монастыря. 19 апреля 1912 г. он был возведен в сан игумена, а впоследствии – архимандрита. Уже во время гонений на Церковь, когда монастырь был закрыт, желая, чтобы сохранились о монастыре достоверные сведения, он кратко записал его историю.

Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, о. Игнатий предложил взять на монастырское обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, монастырь предложил принять их после оказания необходимой врачебной помощи в госпитале к себе, расположив в монастырских гостиницах и обеспечив бесплатной трапезой.

После отречения Государя от престола и образования временного правительства в монастыре был произведен обыск, а настоятель арестован. Под арестом о. Игнатия продержали неделю, но поскольку ничего предосудительного в монастыре не нашли, он был отпущен на свободу.

После захвата власти в стране большевиками, в марте 1918 г. архимандрит Игнатий был вызван в Валуйский исполком к председателю Рындину, который потребовал, чтобы наутро была доставлена на нужды советской власти вся монастырская наличность. Власти потребовали, чтобы монастырь выплатил восемьсот тысяч рублей контрибуции, а братия – десять тысяч рублей. Отцу архимандриту был вручен мандат для объявления братии решения советской власти, а также вместе с ним в монастырь был отправлен представитель власти, который должен был повсюду сопровождать настоятеля и участвовать в подсчете всех монастырских сумм.

По возвращении в обитель о. Игнатий вызвал братию и объявил о решении советской власти, напомнив при этом, что «всякая душа властям да повинуется». Монахи выразили свое согласие, после чего избранные из братии вместе с архимандритом Игнатием и представителем власти приступили к учету монастырских средств, которых в сумме оказалось всего десять тысяч сто пять рублей. Утром следующего дня все было представлено настоятелем в Валуйский исполком.

Однако нападения на монастырь и преследования монахов после этого не прекратились. Через три дня часов в десять вечера группа из тридцати вооруженных людей ворвалась в монастырь и приступила к поискам, как они говорили, оружия и золота, но ничего не нашли. Озлобленные бесполезностью поисков, они, угрожая оружием, запретили монахам выходить из келий, потребовали открыть собор и привели туда о. Игнатия. Отец Игнатий встал на колени и молился, а разбойники, приставив два револьвера к его голове, требовали, чтобы он сказал, где спрятано монастырское золото.

В монастыре не было никогда золотых вещей, и лишь некоторые богослужебные сосуды были серебряными. Все деньги уже были взяты властями. Разъяренные молчанием настоятеля, нападавшие стали стрелять над его головой. Затем вывели архимандрита Игнатия на паперть, раздели и, оставив стоять на морозе, отправились обыскивать номера монастырской гостиницы, забрав из церковных кружек несколько найденных копеек. Юноша-послушник под угрозой расправы принес последнюю выручку от продажи свечей, которой набралось пятьдесят два рубля. В два часа ночи нападавшие, забрав деньги, покинули монастырь.

В 1924 г. власти закрыли монастырь. Отец Игнатий уехал в город Бирюч, где некоторое время жил у родственников. В 1925 г. в Воронеж прибыл великий святитель и подвижник, любимый всем народом, архиеп. Петр (Зверев) (сщмч., память его 25 янв.). 4 января 1926 г. архимандрит Игнатий приехал в Воронеж. Но к служению он приступил не сразу: заболев тифом, он пролежал в болезни более двух месяцев. Архиеп. Петр назначил его на место, которое наиболее соответствовало дарованиям о. Игнатия, руководить церковным народным хором.

Летом 1929 г. архимандрит Игнатий попросил отпуск ввиду пошатнувшегося здоровья. Получив отпуск, он отправился в город Задонск, где остановился у своей племянницы, и прожил здесь около двух недель. Из Задонска о. Игнатий решил поехать в Киев, чтобы помолиться у киевских святынь, но, словно предчувствуя свой близкий арест, задумал сначала посетить все те места, с которыми была связана его жизнь. Затем о. Игнатий поехал в Киев, где, остановившись у знакомых, прожил три дня, осматривая храмы и молясь у киевских святынь.

После возвращения в Воронеж о. Игнатий прослужил неделю и подал прошение об увольнении его на покой.

В начале 1930 года ОГПУ открыло против воронежского духовенства следственное дело. Среди многих других был арестован и архимандрит Игнатий. Пасху 1930 года он встретил в тюрьме. Вместе с ним в камере были священники, монахи и миряне, и в частности протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев (сщмчч., память их 20 июля). Начиная с Великого Четверга Страстной седмицы они совершали богослужение утром и вечером – по тем немногим книгам, которые были с ними в тюрьме, и по памяти. Священнический крест из кипариса был только у прот. Александра. Служащий священник надевал этот крест, епитрахиль, в качестве которой служило полотенце, и начинали служить. В Великую субботу с воли передали парчовую епитрахиль, и был отлужен водосвятный молебен.

Вечером в субботу были освящены куличи, и затем до двенадцати часов ночи узники читали по очереди Деяния апостолов. В двенадцать часов ночи пропели «Христос воскресе». Пасхальную службу отслужили утром после поверки. Вся камера причащалась.

Архимандрит Игнатий был обвинен в том, что он являлся «фактическим руководителем монашества Центральной Черноземной области, через которое вел среди верующей массы антиколхозную и антисоветскую агитацию». Отец Игнатий виновным себя не признал. 28 июля 1930 г. на заседании Коллегии ОГПУ слушалось «дело», по которому обвинялось тридцать восемь человек, в том числе и архимандрит Игнатий. Он был приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. Через год Коллегия ОГПУ изменила приговор, постановив выслать его на весь оставшийся срок в Северный край. Архимандриту Игнатию было тогда шестьдесят шесть лет. Условия ссылки оказались непосильными для тяжело больного архимандрита, и через полтора года, 27 сентября 1932 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, прп. исповедник Игнатий скончался.

Сщмч. Димитрий (Игнатенко) пресвитер (1935): Новомуч.

 Сщмч. Иоанн (Бороздин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился в 1878 г. в слободе Мстере Вязниковского уезда Владимирской губернии в семье иконописца Петра Кузмича Бороздина.

С раннего детства благодатный, но нелегкий труд стал основой его религиозного воспитания в семье. К шести годам мальчик поступил в церковноприходскую школу, он уже освоил начала иконописного дела – мог готовить самостоятельно краски, грунтовать доски, делать прориси. В одиннадцать лет Иван поступил в мстерскую школу иконописи, которую успешно окончил в 1894 г. и получил звание мастера-иконописца. Как и большинство жителей Мстеры, семья Бороздиных была единоверческой. В 1899 г. мстерское единоверческое братство направило Ивана в Московское духовное училище, существовавшее при Всехсвятском единоверческом монастыре, которое он окончил с отличием, и был оставлен при монастыре псаломщиком. В 1905 г. он женился на Ирине, дочери Михаила Ивановича Отарина, известного священника-миссионера и проповедника из села Вармалеи Арзамасского уезда Нижегородской губернии. Вскоре Иван Петрович был рукоположен в сан диакона ко храму Всехсвятского единоверческого монастыря. Здесь он прослужил до его закрытия в 1921 г.

В 1923 г. Святейший Патриарх Тихон направил диакона Иоанна в храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, что в Гончарной слободе в Москве. Храм был известен выдающимися настоятелями.

Отец Иоанн, который к тому времени был рукоположен в сан священника, стал настоятелем этого храма. С верой и убежденностью в правоте своего дела он сопротивлялся закрытию храма. Он писал многочисленные протесты властям, собирал подписи верующих, не согласных с решением властей, но все было напрасно. В 1930 г. храм Космы и Дамиана был закрыт и вскоре разрушен. Тяжело переживая это событие о. Иоанн заболел. В это время он был назначен настоятелем в единоверческий храм святителя Николая на Рогожском кладбище и возведен в сан протоиерея.

Время по отношению к Церкви было разбойное, она была лишена каких-либо прав. Место расположения храма на кладбище было глухим, и о. Иоанн, чтобы уберечь храм от грабителей, поселился при нем, выбрав для жилья небольшую холодную комнату на колокольне, где хранились старые иконы. Неподалеку от храма жили глубоко верующие и преданные церкви люди – псаломщик Федор, из отставных моряков, и его жена Варвара.

Беспокоясь об отце, сыновья священника Василий и Петр поочередно оставались с ним на ночь.

Шел декабрь 1931 г. Отец Иоанн отслужил всенощную и по обыкновению вместе с псаломщиком Федором обошел храм, затем священник поднялся на колокольню в свою комнату, где в это время сын Василий топил печь и готовил на ней скудный ужин. Поужинав и подбросив дров в печь, они легли спать.

Около часа ночи псаломщик Федор встал и еще раз обошел храм; не заметив ничего подозрительного, он вернулся домой и уснул. И видит во сне, как к нему подходит отец Иоанн Кронштадтский и говорит: «Чадо Федор, пойди, помоги своему священнику, ему плохо!» А немного погодя к нему подошла жена Варвара и, растолкав его, говорит: «Федя, вставай, мне сейчас видение было, пришел Батюшка Кронштадтский и наказывал разбудить тебя, помочь священнику».

Они быстро оделись и побежали к колокольне. Двери были на запоре, они стали стучать, и этот стук придал сил Василию, он добрался до двери, открыл ее и упал, только успев сказать: «Идите скорее к отцу, я его вытащил на площадку – мы угорели».

Господь хранил Своего пастыря, протоиерей Иоанн прослужил в Никольском храме семь лет; за каждой службой он проповедовал, объяснял смысл церковных молитв, убеждал молиться прилежней, чему сам был примером. Так продолжалось до осени 1937 г. В ночь с 5 на 6 сентября о. Иоанн был арестован в комнате на колокольне. Пришедшие утром сыновья обнаружили, что все вещи в комнате перевернуты, а постель и подушка – в крови.

Протоиерей Иоанн был заключен в Бутырскую тюрьму. Все обвинения и вопросы были стандартными. День за днем шли допросы. Следователи упрямо склоняли священника к признанию своей вины в «антисоветской деятельности» и, вероятно, прибегали для этого к пыткам. 14 сентября состоялся последний допрос. На обвинительные утверждения следователя о. Иоанн отвечал, что действительно выражал недовольство советской властью и отрицательно к ней относится из-за закрытия ею храмов без согласия верующих, ссылок священнослужителей, ухудшения жизни духовенства.

В тот же день было составлено обвинительное заключение, где священнику было поставлено в вину, что он «распространял ложные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию». 26 сентября тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Бороздин был расстрелян на следующий день, 27 сентября 1937 г., и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Иаков (Леонович) пресвитер (1937): Новомуч. К 1936 году руководители советского государства выяснили, что после 18-ти лет гонения и террора действовала и противостояла безбожию только Русская Православная Церковь, сохранившая около 25 тысяч храмов, имевшая тысячи священников-подвижников, сотни тысяч подвижников-мирян, которые ни при каких обстоятельствах не желали отрекаться от веры. С ними расправиться можно было, только убив их. И в 1937 г. советская власть приступила к уничтожению всех действительных и мнимых противников.

15 августа НКВД арестовал псаломщика в селе Егорьеве Бельского района, который согласился подтвердить навязанные ему следователем показания о священнике Иакове Леоновиче, старосте храма и председателе ревизионной комиссии в церковном совете. 3 сентября сотрудник НКВД арестовал священника, старосту храма Георгия Григорьевича Козлова и церковного сторожа Евдокима Ниловича Иванова.

Никто из арестованных не признал себя виновным, но наоборот, некоторые старались доказать следствию всю абсурдность предъявляемых им обвинений.

Священномученик Иаков родился 23 октября 1876 г. в селе Неелово Сафоновского уезда Смоленской губернии в семье алтарника Тимофея Леоновича. Иаков Тимофеевич получил образование в Духовной семинарии. Был рукоположен в сан священника и служил в храме села Николо-Кремяное Сафоновского уезда Смоленской губернии. Во время гоний начала тридцатых годов он и его супруга, Анна Ивановна, были арестованы за то, что, получая от крестьян за исполнение треб мелкую серебряную и медную монету, не отдавали ее государству и тем самым, как говорилось в обвинительном заключении, способствовали недостатку разменной монеты, препятствуя экономическому развитию советского государства. Священник был приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, а его супруга, принимая во внимание преклонный возраст (шестьдесят лет), к одному году условно с испытательным сроком три года.

После освобождения из заключения о. Иаков стал служить в храме села Егорье Бельского района Западной области (ныне Тверская область). Осенью 1937 г. он был вновь арестован и заключен в Смоленскую тюрьму. 10 сентября следователь допросил его. Все обвинения в ведении контрреволюционной деятельности священник не признал.

Через десять дней после допроса тройка НКВД приговорила священника и псаломщика к расстрелу. Староста и сторож храма были приговорены в восьми годам, а председатель ревизионной комиссии к десяти годам заключения в исправительно-трудовые лагеря.

Священник Иаков Леонович был расстрелян 28 сентября 1937 г. в четыре часа дня.

Сщмч. Петр (Петриков) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился 19 января 1903 г. в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, родился в 1873 г. в селе Енкаево Темниковского уезда Тамбовской губернии; в восемь лет он остался сиротой, работал батраком и пас в селе скот, затем поступил в солдаты, а после окончания службы остался в Москве. Добрые люди помогли ему получить образование, и он поступил работать на железную дорогу. Мать Петра, Татьяна Михайловна, происходила из семьи самарских купцов. Когда Сергей Петрович получил должность помощника начальника станции, его семье выделили большой участок земли и помогли выстроить дом.

Когда Петру было 18 лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета. Семашко поддержал юношу, и в 1921 г. Петр был принят на медицинский факультет Московского университета. Учась на втором курсе, он переутомился от занятий и тяжело заболел. Лечился он в амбулатории при железнодорожной больнице, и лечение продолжалось около двух лет. За эти годы в его душе произошел переворот. Источники вечной юности и радости, существование которых он предчувствовал раньше, нашел он теперь во Христе.

В это время Петр познакомился с Нектарием Оптинским (память его 29 апр.), духовным сыном которого стал, сблизился с кругом молодых людей, и среди них – с Андреем Эльбсоном, так же, как и он, бескомпромиссно искавшим истину в том море лжи, которое все большим мраком окутывало страну. В июне 1925 г. епископ Можайский Борис (Рукин) рукоположил Петра в сан диакона, и в том же… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz