…ыновьями отделить от прочих, а Астерия и домашних его связанными послать в город Остия, чтобы там их судить и наказать.

Мученик Астерий Римлянин Св. Астерия со всеми бывшими с ним привели в город Остию и отдали судье Геласию, который повелел бросить их в темницу. Через двадцать дней он приказал привести их на суд. Судья огласил им содержание указа императора о применении различных мучений и казни ко всем тем, кто не желает поклоняться богам. На это св. Астерий сказал судье: «Пусть покланяются богам те, кто им подобны, и пусть с ними погибнут, а мы кланяемся Единому истинному, всемогущему Богу, живущему на небесах, и Ему приносим себя в жертву».

От этих слов судья пришел в гнев и немедленно повелел повесить св. Астерия и мучить его, а всех прочих – без пощады бить палками. Затем бросили их в темницу. После этого Геласий распорядился, чтобы на следующий день было приготовлено зрелище, и был собран весь народ. Когда наступило утро, Геласий прибыл на зрелище, сел на особом месте для суда и, приказав привести к нему св. Астерия вместе с другими мучениками, предложил ему дать обещание принести жертву богам, чтобы не погибнуть в мучениях им всем. Но Астерий на это сказал, что они желают умереть за Христа, чтобы, очистившись от скверн мира сего, удостоиться перейти к желанному для нас Царствию небесному.

Разгневавшись, судья повелел всех узников отдать на растерзание зверям. Однако, по молитве Астерия к Богу, вышедшие из-за перегородки звери никому из мучеников не причинили вреда. Посчитав, что узники спаслись от зверей силой волшебства, их бросили в большой костер для сожжения, но пламя тут же погасло, святые остались невредимы. Тогда всех святых мучеников вывели за город и там одних обезглавили, а других побили камнями.

Оставленных же в Риме вместе с блаженным пресвитером Валентином свв. мчч. Марина, Марфу, Авдифакса и Аввакума император Клавдий велел привести на суд к себе. Сначала он приказал без пощады избить святого Валентина палками и затем отсечь ему голову, а потом стал допрашивать св. Марина и всех, бывших с ним. Вызнав, кто они такие, откуда и зачем пришли в Рим, убедившись в твердости их веры во Христа, император отдал свв. мчч. своему наместнику с указанием: «Если они не принесут жертвы богам, то после различных мучений предай их смерти». Святые не подчинились его воле и тогда их подвергли жестоким истязаниям: били палками, рвали их тела железными когтями и при этом огнем палили им ребра, осекли им руки и затем так водили по городу Риму, повесив на шеи их отрубленные руки. Наконец, их вывели за город на место, называемое Нимфа Катавасси, и всех казнили: свв. Марину с Авдифаксом и Аввакумом отсекли головы, св. Марфу утопили в реке. Одна женщина, христианка, по имени Филикита, тайно взяла тела обезглавленных святых мучеников, а также нашла в воде и тело св. Марфы, и погребла их на поле своем.

Мч. Коинт Фригийский (ок. 283). Этот святой мученик родился во Фригии (римская провинция в Малой Азии) и здесь же наставлен был в христианском благочестии. Придя затем в Неолиду, он раздавал бедным милостыню и исцелял одержимых нечистыми духами. Начальник области Руф стал принуждать его принести жертву идолам, но тут же подвергся беснованию, и святой исцелил его. За это Руф наградил его подарками и с почестями отпустил его. Идя после этого по дороге к Пергаму, св. Коинт схвачен был язычниками из города Ким, которые и подвергли его мучениям, но в это время внезапно произошло землетрясение, от которого идольские капища разрушились и идолы попадали на землю. Тогда мучители, прекратив мучения, связали святого и в таком положении оставили его. Вскоре после этого Клеарх, вновь назначенный правитель города, прибыв в Кимы, приказал схватить св. Конта и сокрушить ему голени, но святой выздоровел, прожил после этого еще десять лет и, совершив множество чудес, отошел ко Господу.

Мученики Исавр, Василий, Иннокентий и дружина Мчч. Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин Македонские (III-IV). Они происходили из города Афины и пострадали за имя Христово от руки военачальника Трипонтия в Македонском городе Аполлонии, при императоре Нумериане (283-284). Вместе с ними были усечены два градоначальника Руф и Руфин.

Мц. Лукия дева и с нею мчч. Рикс, Антоний,

Мученик Лукиан Римский Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос (Орион), Капик, Сатур, Анатолий, Серин, Апам, Виктор, Неас, Аполлоний и Паппиан Римские (301). Святая мученица Лукия была родом из Сицилии. Она взята была в плен викарием Риксом, который стал принуждать ее принести жертву идолам, но она не согласилась на это и выразила решительное желание остаться рабой Христа. Викарий пришел в умиление от ее твердости, отпустил ее и ее служанок, дал ей особое помещение и позволил ей в уединении предаваться молитве. Отправляясь однажды на войну, он просил ее помолиться о нем Богу и по ее молитве вернулся с войны победителем. Спустя 20 лет после этого святая Лукия стала просить викария отпустить ее в Кампанию, чтобы там принять мучения за Христа, но он не пожелал отпустить ее одну и, оставив свое царство, богатство, жену и детей, сам отправился с нею. Когда они прибыли в Кампанию, то здесь схвачены были бывшим тогда игемоном префектом города Рима Дионисием, и по приказанию его им отсекли головы. Вместе с ними были преданы мучениям и смерти и другие святые мученики.

Блгв. кн. Глеб Всеволодович Городенский, иже в Киеве (XII, после 1168). Брат св. Андрея Боголюбского (память его 4 июля). Княжил в 1168-1172 гг.

Прп. Сисой, схимник Печерский (XIII). Великий пещерный подвижник. Предвидел свою кончину.

Память его празднуется также 28.08. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Обретение мощей прав. девы Иулиании, кн. Ольшанской (XVI). После занятия в XIV веке Киева литовцами, править им стала в течение 150 лет православная семья князей Ольшанских. Киевляне полюбили ее и считали своей. В начале XVI в. скончалась 16-летняя дочь князя Григория Ольшанского Иулиания и была погребена в пещерах.

Обрели ее тело нетленным при Печерском архимандрите Елисее Плетнецком (†1624), когда приготовляли могилу для одной уважаемой девственницы. Княжна лежала в гробу как бы живая, до того нетленно было ее тело, белое и с прекрасным лицом. Одета она была в богатую одежду. Тело перенесли в Печерскую Великую церковь, но почестей не воздавали. В XVII в. святая праведная Иулиания явилась митрополиту Петру Могиле и упрекнула его за маловерие и небрежение к ее мощам. После этого он велел положить их в драгоценную раку, и мощи стали чтить. С тех пор начали твориться от них чудеса. Был при этом случай, когда пробравшийся в церковь вор украл с ее святых мощей драгоценное кольцо, но едва он вышел за двери храма, как закричал страшным голосом и упал мертвый.

Однажды св. дева Иулиания явилась в лучезарном свете игумену Михайловского монастыря Феодосию и сказала ему: «Я – Иулиания, мощи которой лежат в Печерской церкви. Ты же считаешь мои мощи ничем. Ради этого Господь посылает тебе знамение, чтобы ты понял, что я Господом Богом причтена к святым девам, угодившим Ему». С тех пор игумен Феодосий стал особенно чтить св. деву Иулианию.

Память ее празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

Прп. Варнава Гефсиманский (1906): Радонеж. [Русский Дом, 2006, №7, стр. 15] Старец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился в 1831 г. в селе Прудищах Тульской губернии в благочестивой семье крепостных крестьян. С 20-ти лет, по благословению своего духовного отца старца Геронтия, Василий вступил на иноческий путь и был принят в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Но уже через месяц послушник Василий пожелал перейти в более уединенное место и по промыслу Божию поступил в Гефсиманский скит. В 1866 г. Василий был пострижен в мантию с именем Варнава, в честь св. ап. Варнавы. С этого времени фактически началось старчествование о. Варнавы. Господь отметил его даром прозорливости и исцеления от недугов душевных и телесных. Народ стал сходиться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании.

В 1871 г. он был посвящен в сан иеродиакона, а еще через полгода спустя, 20 января 1872 г. – во иеромонаха. 20 января 1873 г. он был избран братией и утвержден наместником Лавры архим. Антонием народным духовником Пещерной обители. Вскоре он был утвержден и братским духовником Пещер, и только в 1890 г. его утвердили и духовником старцев Гефсиманского скита.

Старец подвизался в старческом служении 33 года (всего он прожил в Пещерах 47 лет), и за это время ни дня не прошло, чтобы он не принимал страждущих (не менее 500 человек, иногда по 1000). Даже в дороге, на вокзале, он был окружен толпой народа. «Старец-утешитель» стало его именем, известным на всю Россию. Все приходящие назывались у старца «сынки» и «дочки» и никогда никто не назывался на «Вы» – всегда на «ты». Среди «сынков» был, например, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер и, наконец, Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в начале 1905 года.

Старец Варнава многим предсказывал будущие гонения на веру – иным прикровенно, иным совсем ясно, и давал прямые и точные указания, как им жить в 20-е, 30-е, 40-е, 50-е и последующие годы. Предсказывал старец Варнава и грядущее возрождение Русской Православной Церкви, и святую жизнь во Христе.

Служение старца увенчалось блаженной кончиной в св. алтаре перед св. Престолом. Так он прикровенно предсказывал сам: «Вот тот свят, кто до последней минуты нес служение свое, а потом вошел в алтарь и предал дух Господу». Так и свершилось в этот день 17 февраля 1906 г. (в пятницу на первой неделе Великого поста). Он с раннего утра принимал народ, исповедовал в соборе Черниговской Божией Матери, наконец, поехал в Сергиево-Посадский дом призрения исповедовать начальницу его Е.И. Гончарову и ее помощницу. Затем он с крестом в руке вошел в алтарь домовой церкви приюта в честь Успения Богородицы, преклонил колена перед св. Престолом и скончался.

Чудеса на могиле старца Варнавы совершались постоянно. Людской поток на его могилку не прекращается и поныне. Православные христиане обращаются к его молитвенному предстательству о помощи и утешении и по вере своей получают просимое.

Мчч. Архипп, Филимон, Онисим, Аполлоний, Александрион и Епимах.

 

 Богородско-Уфимская икона Божией Матери (Казанская) (1621). Явление этой чудотворной иконы Божией Матери совершилось 6 июля 1621 г. в селе Новая Слобода недалеко от Уфы. Крестьянин Стефан, по ложному доносу приговоренный односельчанами к наказанию розгами, от обиды и позора решился на самоубийство. Придя в лес, он уже приготовил веревку, как вдруг услышал женский голос, повелевавший привести к этому месту священника и народ. Стефан счел голос наваждением, но, подняв голову, увидел в воздухе сияющую икону Богородицы. Священник и миряне не поверили рассказу Стефана, однако из любопытства отправились в лес. Когда они сами увидели висящую в воздухе икону, то пошли в храм и вернулись к месту явления образа крестным ходом. После усердного молебствия икона сошла на руки Стефана, показывая его невиновность. Образ поставили в сельском храме пророка Илии, и с того времени село стало называться Богородским.

Не раз Божия Матерь по молитвам перед Ее чудотворной иконой спасала это село и город Уфу от эпидемий холеры и тифа, исцеляла людей от болезней и душевных расстройств. В XVII в., когда во время башкирских бунтов многие окрестные селения были сожжены, Богородское чудесным образом уцелело. Во время Пугачевского бунта в 1774 г. Богоматерь спасла от погибели и село, и город Уфу. Пугачевцы сумели занять Богородское, но, в отличие от других мест, ничего в нем не разрушили. После этого икона по обету, данному жителями, была перенесена в Уфимский кафедральный собор, а в Богородском остался точный список, также прославившийся чудотворениями. На поклонение Царице Небесной стекались тысячи людей, даже из соседних епархий. Ежегодно совершался крестный ход из уфимского кафедрального собора на святой родник – место явления иконы.

В тридцатые годы обе иконы Божией Матери исчезли. Сейчас в Уфимской епархии возрождается почитание этого образа. В 1990 г. был отреставрирован храм в селе Богородском, восстановлена часовня на месте святого родника, возобновились крестные ходы на место явления иконы. Как и прежде, они собирают тысячи людей.

Чудотворный список Богородице-Уфимской иконы Божией Матери почитается в Благовещенском женском монастыре города Уфы.

В 1993 г. с благословения Патриарха Алексия II Богородская икона Божией Матери вновь занесена в списки чтимых икон Православной Церкви, а день ее празднования выделен как общеепархиальный уфимский праздник.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz