Краткие жития святых, православные праздники и события

4/17 июля

 

Свт. Андрея, архиеп. Критского (740). Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца (551). Прп. Андрея Рублева, иконописца (XV). Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии (1918). Сщмч. Димитрия пресвитера (после 1937).

Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (1174). Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского (1507). Мчч. Феодота и Феодотии (108). Сщмч. Феодора, еп. Киринейского (310). Сщмчч. Саввы, еп. Горнокарловацкого, и Георгия пресвитера (1941) (Серб.).

Галатская икона Божией Матери.

 

Преподобномученик Андрей Критский Свт. Андрей, архиеп. Критский (740). Святой Андрей родился в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он со своими родителями причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, то разрешилась его немота, и он стал говорить. Получив через святое причащение дар речи, блаженный Андрей был отдан для обучения божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведен в святой град Иерусалим для служения Богу. Приняв его, святейший Патриарх Иерусалимский сопричислил его к клиру и со временем назначил его нотарием (секретарем). Святой Андрей проводил весьма добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже сам Патриарх, и он был угоден Богу, и любим всеми.

По прошествии многих лет (в 680 г.) в Константинополе был созван VI Вселенский Собор святых отцов, в царствование императора Константина Брадатого (668-685), против злочестивой ереси единовольников (монофелитов). На этот собор тогдашним святейшим Патриархом Иерусалимским Феодором был направлен и блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане. Блаженный Андрей в это время уже был известен святым отцам и самому императору своей книжной премудростью и знанием догматов православной Церкви. Против еретиков он выказывал себя доблестным воином Христовым.

После окончания Собора святой Андрей возвратился в Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь, по поручению Патриарха, о сиротах, питая странников, служа больным. После этого в правление императора Юстиниана II (685-695) Андрей был назначен архиепископом в Крит. Здесь он был светильником миру. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков.

Однажды на остров Крит напали прибывшие на кораблях сарацины и осадили город Друмеос, где со своим пастырем, святым Андреем, заперлись христиане. Но сарацины воевали безуспешно и со стыдом отступили, будучи отгоняемы не оружием, а молитвами святителя, которыми он со слезами, уязвлял врагов. Его молитвы имели большую силу: ими он во время засухи низвел дождь, который оросил критскую область и сообщил ей плодородие.

Свт. Андрей написал много богодохновенных писаний и великий канон, который поется в первые четыре вечера первой и в четверг пятой Недель Великого поста и другие каноны. Он украсил церковь песнопениями и почтил многими похвалами Пречистую Деву Богородицу. По каким-то церковным нуждам он отправился некогда в Константинополь и здесь оказался для многих человеком полезным. Поэтому то и стекались к нему все искавшие спасения душам своим. Намереваясь же вернуться из Константинополя обратно в Крит, святой провидел свою кончину и сказал своим друзьям во Христе, что он больше не увидит Крита. Простившись с ними последним целованием, он сел на корабль и отправился в путь. Доплыв до острова Митилены, он заболел, и в одном месте, по имени Иерис, предал в руки Божии свою душу.

Прп. Марфа Антиохийская, Едесская, матерь прп. Симеона Дивногорца (551). Св. Марфа родилась в городе Антиохии. Родители ее были благочестивые христиане. По некоему божественному видению она покорилась желанию родителей и вышла замуж. По божественному дарованию Марфа родила сына, святого Симеона. Прожив немного лет с мужем, она овдовела и со всяким тщанием воспитывала ребенка, строго следя за его воспитанием по повелению святого Иоанна Предтечи, который явился ей еще до рождения сына (см. о том в житии св. Симеона – память его 24 мая). Марфа всегда молилась Богу за своего сына, дабы Он принял его Себе на служение. Она постоянно пребывала в храме Божием, раньше всех приходила в церковь и после всех уходила. Каждую ночь в своем доме, предупреждая час полночный, Марфа вставала на молитву. Она была милосердна к нищим, питала алчущих и одевала нагих. Часто посещая больницы, она служила больным своими руками, а для умирающих давала необходимые для погребения одежды. Она была кротка, смиренна и незлобива. При том она оберегала уста свои от многоглаголания, говоря разве только о самом необходимом. Св. Марфа была также миротворицей среди гневающихся, увещательницей не хорошо живущих и образцом целомудренной, благоговейной и богоугодной жизни для всех.

Когда же прп. Симеон подвизался на Дивногорском столпе, Марфе, во время легкой дремоты в видении явился св. Иоанн Креститель, к которому, после Бога и Пречистой Богородицы, Марфа имела особенное усердие и ежедневно молилась, и сказал ей: «Я во всякое время ходатайствую за тебя пред Богом и никогда не оставлю тебя». Тогда Марфа, прославив Бога, рассказала о том своему сыну, прп. Симеону, которого она иногда приходила навестить. Видя при столпе преподобного множество одержимых всякими недугами, собравшихся сюда в надежде на исцеление, и многие чудеса, совершавшиеся по его молитвам, Марфа не возносилась своим умом. Она со слезами молилась Богу, дабы Он избавил сына ее от коварства вражьего.

Блаженная Марфа прожила во многих добродетелях долгие годы и угодила, за это Богу. За год до своей кончины, во время теплых полуночных молитв к Богу, она пришла в восторженное состояние и увидела множество ликующих чинов небесных, державших в руках свечи и говоривших ей, что по прошествии года они возьмут ее, освободившуюся от плоти, в уготованное Господом для нее место покоя.

За несколько дней до своей кончины Марфа снова пришла к прп. Симеону для последнего уже прощания. Она рассказала ему обо всех бывших ей в течение ее жизни божественных откровениях; сообщила ему также о трудах и подвигах своих, тайно содеянных ею для прославления имени Божия. Эту ночь она провела там. В сонном видении ей казалось, будто она восхищена на высоту небесную и видит дивную и пресветлую палату, о красоте которой никто не в состоянии вымолвить ни слова. В то время как она ходила по той палате и удивлялась нерукотворному зданию, она увидела Пречистую Деву Богородицу с двумя ангелами. Матерь Божия сказала ей, что сие есть место покоя, которое устроил ее сын и в котором отныне она останется во веки.

Об этом видении св. Марфа также рассказала своему сыну св. Симеону. Тот день был воскресным, и Марфа причастилась святых Христовых Таин. Весь день и наступившую за тем ночь блаженная Марфа провела частью во многих богодохновенных беседах с преподобным сыном своим, частью в горячих молитвах к Богу. В понедельник же, преподав мир, благословение и последнее прощание к сыну и всем ученикам его, она, при горьком их плаче, рассталась с ними и отправилась в селение Тивиринт, в котором находилась церковь святого Иоанна Крестителя. В среду же, горячо молясь Богу, проливая обильные слезы и имея несомненную надежду на спасение, она предала в руки Божии святую душу свою. Прп. Симеон, имея откровение от Бога, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе. При гробе прп. Марфы стали твориться дивные чудеса и многие исцеления больных.

Преподобный Андрей Рублев, Иконописец Прп. Андрей Рублев, иконописец (XV). Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1360 г.

Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского (память его 17 нояб.), по духу св. Андрей является, несомненно, учеником прп. Сергия (память его 25 сент.).

Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня – «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

На протяжении XVII-XVII вв. память Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в Строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные…»

Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой лавре 4 июля в день тезоименитства со св. Андреем Критским.

Канонизирован прп. Андрей в год 1000-летия Крещения Руси на основании святости жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.

Память его празднуется также 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

 

Святые Царственные страстотерпцы Страстотерпцы царь Николай, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (1918): Новомуч. Святые царственные мученики познали своего Творца, всю жизнь непоколебимо верили в Него, на Него одного в трудные минуты возлагали всю свою надежду и любили Его безгранично, самозабвенно. Их мученическая кончина послужила свидетельством их мудрости, так как они сами добровольно избрали себе крестный путь – веры, надежды и любви.

Глава этой дивной семьи венценосцев мучеников – св. царь мученик Николай Александрович – родился в день св. Иова Многострадального, 6 мая 1868 г. Часто он сам сравнивал свою жизнь с жизнью св. Иова. Потеряв свое земное достояние – Российскую империю, он взамен царства земного обрел Царствие Небесное; как св. Иов на земле нес скорби и лишения, так и св. царь мученик претерпел много скорбей – измену близких, издевательство врагов и, наконец, смерть.

Воспитывался св. царь мученик с ранних лет в строго христианском духе: в простоте, в покорности, в воздержании. Царь-миротворец Александр III воспитывал своих детей строго и в почти аскетической простоте. Но одно воспитание ничего не могло бы дать, если бы в самой природе мальчика не были заложены ценные качества, выросшие затем в христианские добродетели, которые обессмертили имя св. царя мученика.

Он с детства был трогательно боголюбив. Это был ребенок ласковый, уступчивый, вежливый от природы, щедрый. В своих родителях он просто души не чаял.

Простота в отношениях со своими подданными императора Александра III перешла и к его сыну – царю мученику Николаю II. Он всегда тянулся к простому народу, в общении с ним отводил свою душу, так как сам по природе был человеком простым и бесхитростным и в людях умел ценить простоту. Простой народ любил своего государя и чувствовал его ответную любовь к себе.

Когда наследник подрос и стал изучать курс общеобразовательных наук, то к нему были приставлены лучшие педагоги того времени – профессора высших учебных заведений Российской империи: К.П. Победоносцев, М.Н. Капустин, генерал-адъютант М.И. Драгомиров и др. Наследник был очень способным учеником.

В 16 лет он был зачислен на действительную военную службу. В 19 лет – произведен в младшие офицеры, а в 24 года – в полковники лейб-гвардии Преображенского полка.

В 1884 г. в Петербурге торжественно справлялось бракосочетание вел. князя Сергея Александровича с принцессой Елисаветой Гессен-Дармштадтской. На торжествах присутствовала юная сестра невесты – Аликс, скромная двенадцатилетняя девочка, отличавшаяся необыкновенной красотой. Здесь впервые встретились будущие царственные мученики. Наследнику тогда было 16 лет. Завязалась дружба двух простых и чистых сердец, дружба, которая вскоре выросла в крепкую любовь. Девочка снова посетила Россию только через пять лет. Тогда у наследника созревает окончательное решение: он женится на Аликс Гессенской. Государь император тогда не дал своего согласия. Пять лет была испытываема эта чистая любовь двух юных сердец.

Наконец, весной 1894 г. августейшие родители наследника, видя непоколебимое решение своего сына, его терпение и кроткую покорность родительской воле, дали свое благословение на брак. В том же году он вместе с протопресвитером Иоанном Янышевым выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе.

Аликс была искренне верующая, но воспитанная в лютеранстве, ее честная и прямая натура вначале воспротивилась перемене религии, но постепенно, с помощью просвещеннейщего богослова, бывшего ректора Санкт-Петербургской академии Иоанна Янышева ей открылась красота и истина православной веры, и она ответила наследнику согласием.

Дни их помолвки совпали с предсмертной болезнью государя Александра III. За 10 дней до его смерти они приехали в Ливадию. Государь Александр III благословил припавших к его ногам будущих супругов. Лично к принцессе он проявил большую ласку и внимание, о чем впоследствии царица мученица с волнением вспоминала всю жизнь.

20 октября 1894 г. в Бозе почил Государь Император Александр III. На следующий день среди глубокой печали блеснул луч радости: принцесса Аликс приняла Православие с наречением ей имени Александра, в честь царицы мученицы Александры (†303, память ее 23 апр.), и оба, жених и невеста, причастились Святых Таин. Через три недели в скорбной, траурной обстановке состоялось венчание государя императора Николая Александровича и принцессы Александры.

Первые 20 лет супружества царской четы были самыми счастливыми их личной семейной жизни. Осенью 1895 г. родилась первая дочь Ольга – славный, крупный ребенок, вызвавший новые заботы, давший новые радости.

Св. мученица вел. княжна Ольга унаследовала от отца все лучшие стороны его души: простоту, доброту, скромность, непоколебимую честность и всеобъемлющую любовь к Родине, а от матери – глубокую евангельскую веру, прямоту, умение владеть собой и крепость духа. Она обладала очень живым умом и рассудительностью – этой высшей добродетелью, по слову прп. Антония Великого. Св. княжна Ольга очень любила Россию и так же, как и ее отец, любила простой русский народ.

Через два года родилась вторая девочка, названная во святом Крещении Татианой, еще через два года – Мария, а еще через два года – Анастасия.

С появлением детей св. царица отдала им все свое внимание: кормила, ежедневно сама купала, неотступно бывала в детской, не доверяя своих детей никому. Бывало, что, держа на руках ребенка, она обсуждала серьезные вопросы своего нового учреждения или, одной рукой качая колыбель, она другой подписывала деловые бумаги. Государыня не любила ни минуты оставаться праздной, и своих детей она приучала к труду. Чудные вышивки выходили из-под их быстрых рук. Две старшие дочери – Ольга и Татиана – во время войны работали с матерью в лазарете, исполняя обязанности хирургических сестер.

Во время прославления прп. Серафима Саровского царственные мученики горячо молились в Сарове пред мощами новоявленного угодника Божия о даровании им сына – наследника. На следующий год у них родился мальчик, который во святом Крещении был назван Алексием, в честь св. Алексия, митрополита Московского (память его 12 февр.). Наследник от природы был наделен исключительной красотой. Радости счастливым родителям, казалось, не было предела, но вот уже на второй месяц после его рождения обнаружилось, что ребенку передалась наследственная болезнь Гессенского дома – гемофилия, которая ставила жизнь его под постоянную угрозу внезапной смерти. Даже при легких ушибах происходили внутренние кровоизлияния, от которых наследник сильно страдал.

Когда отрок подрос, государыня научила его молиться. Ровно в 9 часов вечера он поднимался к ней в комнату, читал громко молитвы и ложился спать, осеняемый ее крестным знамением. Государыня сама преподавала ему Закон Божий. Наследник имел горячее, доброе сердце, отзывчивое к чужому горю. Несмотря на его болезненность, которая наложила свой отпечаток на его необыкновенно привлекательное и открытое лицо, он был очень живым и веселым мальчиком, эта жизнерадостность заражала порой и седовласых старцев, которые, забыв года, проводили с ним в детских шалостях.

Много царь мученик потрудился для славы Церкви. Его можно назвать ктитором всей Вселенской Православной Церкви. Не только Русская Церковь пользовалась его щедротами, но и церкви Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, Черногории, Турции, Египта, Сирии, Ливии, Абиссинии, Палестины. Он во всем мире выступал на защиту православной веры и оберегал церковный мир по всему миру. Велика его роль и в деле прославления русских святых: в его царствование было прославлено больше святых, чем за весь XIX в. Православный народ, видя на царском престоле столь боголюбивого государя, воздавал славу Царю царей за Его милость к России и ее людям.

Первым в царствование царя мученика был прославлен святитель Феодосий Черниговский – в 1896 г. Затем в 1897 г. – священномученик Исидор и с ним 72 мученика Юрьевские. В 1903 г. состоялось прославление прп. Серафима Саровского. Их величества прибыли на это всероссийское торжество 17 июля. Государь по приезде сразу же отправился в келью иеросхимонаха Симеона для исповеди, откуда вышел только через час. На следующий день – рано утром, совершенно неожиданно – свв. венценосцы пришли к ранней обедне. Это внезапное появление царской четы произвело на народ сильное впечатление. Они явились туда без свиты, как простые богомольцы. За литургией они причастились Святых Таин, а вслед за ними причастились еще 50 богомольцев. В самый день прославления – 19 июля – торжественный выход царя и царицы в собор начался почти за первым ударом колокола.

Царь мученик, живший идеалами допетровской Руси, всегда желал восстановить в Русской Церкви патриаршество. Но проведение этой сложной реформы всецело зависело от удачного выбора Патриарха, так как Патриарх являлся как бы соправителем царю. Изучив, как следует, этот вопрос, государь принял мужественное решение возложить это тяжелое бремя на себя. На предсоборном присутствии 1906 г. государь спросил собравшихся архиереев, есть ли у них намеченный кандидат в Патриархи. После некоторого замешательства последовал отрицательный ответ. Тогда государь осведомился у них, согласились ли бы они, чтобы на патриарший престол государь выставил себя как кандидата, сложив власть императора и оставив престол сыну, учредив при нем регентство из государыни и своего брата вел. князя Михаила. Произошло еще большее замешательство, и на этот вопрос государя последовало гробовое молчание.

Надо признать, что в деле прославления святых Первый Мирянин Церкви шел впереди Синода, находившегося под известным влиянием века. Здесь он дважды проявил свою самодержавную волю в отношении Синода. Велико было благочестие государя, давшее ему решимость вести дело прославления, несмотря на препятствия, которые даже Синод видел во мнениях и колебаниях так называемого образованного общества. Государь не имел этого страха перед мнением неверующей и непатриотичной интеллигенции. Он был чужд ей, живя одной душой со своим православным народом.

А общество это, чем больше теряло способность мыслить и чувствовать так, как велит Православная Церковь, тем больше оно не понимало царя. Царь был для него совершенно чужим, ненужным, лишним, несвоевременным. Духовно отойдя от Святой Руси, оно совершенно отчуждилось и от своего монарха. А царская семья, наоборот, жила идеалами Святой Руси и являла собой ярких ее представителей. Они любили посещать монастыри, встречаться с подвижниками, подвизавшимися в них. Государыня посетила блаженную Пашу Саровскую в Дивеевской обители. В 1916 г., посетив Новгород с его древними памятниками и святынями, она навестила юродивую, стосемилетнюю старицу-затворницу Марию Михайловну, жившую в Десятинном монастыре. «Вот идет мученица – царица Александра», встретила ее такими словами блаженная Марья. Затем благословила ее, поцеловала и сказала: «А ты, красавица, – тяжелый крест – не страшись…» Светское общество высмеивало лучшие религиозные чувства государыни, называло ее за глаза фанатичкой и ханжой и мечтало о насильственном пострижении ее в монахини.

Царская семья, жившая высокой духовной жизнью, осталась не понятой холодным к истине и праздным светским обществом. Между государем и обществом легла глубокая пропасть. Пропасть эта все увеличивалась по мере разложения народа темными силами, которые действовали, как всегда, тайно и очень хитро.

Первая мировая война, начавшаяся двумя героическими подвигами России – спасением Сербии от Австро-Венгрии и Франции от Германии, оттянула лучшие народные силы на борьбу с противником. Сам государь с августа 1915 г. большую часть времени проводил в ставке, вдали от столицы и дворца. Приняв на себя верховное главнокомандование армией, он исправил положение на фронте до того, что победа уже считалась обеспеченной, и в Совете министров и Синоде уже открыто обсуждался вопрос о том, как себя должны вести Церковь и государство в отношении к освобожденному от мусульман Константинополю. И вот в тот самый момент, когда победа была столь близка, тыл, окончательно поддавшийся льстивой пропаганде безбожников, совершил измену своему государю. В Петрограде началось вооруженное восстание, связь государя со столицей была умышленно прервана, сведения же поступали самые противоречивые. Измена окружала государя со всех сторон, его приказы командующим всех фронтов о посылке воинских частей на подавление мятежа не были исполнены.

Намереваясь лично узнать положение в столице, государь выехал из ставки и отправился в Петроград. В Пскове к нему, совершенно отрезанному от всего мира, явилась делегация от Государственной думы. Делегаты стали просить государя отречься от престола для успокоения мятежа. К ним присоединились и генералы Северного фронта, забывшие присягу и крестное целование. Государь запросил ставку; оттуда последовал ответ, что и ставка, и генералы штаба, и начальник его генерал Алексеев просят государя отречься от престола для «спасения» России. К ним вскоре присоединились и командующие другими фронтами – даже дядя государя – вел. князь Николай Николаевич.

Перед этим государь провел бессонную ночь в молитве и слезах в своем вагоне. Муки царственного страстотерпца перед его отречением можно сравнить с Гефсиманской молитвой Господа нашего Иисуса Христа.

Представители Думы, лживо называвшие себя представителями народа, обманули государя, уверив его, что народ хочет отречения. На самом деле русский православный народ после Бога и святых Его никого так не чтил, как государя своего – помазанника Божия.

Во время отречения государя в течение нескольких дней императрица не получала от него известий. Муки ее в эти дни смертельной тревоги, без известий и у постелей больных детей, превзошли все, что можно себе вообразить. Она дошла до крайнего предела сил человеческих. 9 марта утром наконец-то смог приехать к семье государь.

31 июля произошло прощание с дорогими им уголками Царскосельского  дворца и парка. Царскую семью и свиту преданных слуг под конвоем отправили в полночь в Тобольск. Все царственные мученики, несомненно, сознавали приближение конца и готовились к нему. Даже младшие: св. княжна Анастасия и наследник св. цесаревич Алексий не закрывали глаза на действительность, как это видно из случайно вырвавшихся у наследника слов: «Если будут убивать, то только бы не мучили». Понимали это и преданные слуги государя, мужественно последовавшие за царской семьей в ссылку. Глубоко проникнувшись евангельским духом, царственные страстотерпцы в заточении возносили молитвы за своих мучителей.

В Тобольске царскую семью постигло новое испытание. Прибывший из Москвы комиссар объявил государю, что его увозят и что отъезд состоится этой ночью. Из-за болезни наследника вся царская семья не могла ехать вместе. Государыня решила сопровождать мужа, несмотря на болезнь сына, которого она решила покинуть во имя долга. Впрочем, разлука была очень недолгой.

Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их Следующим местом их заточения был Екатеринбург. Два с половиной месяца прожила здесь царская семья среди шайки наглых, разнузданных людей – новой их стражи, подвергаясь издевательствам и непрерывным страданиям. При первом обыске большевик грубо вырвал из рук императрицы ручной мешочек и отвечал государю дерзостями. В первое время вел. княжны спали на полу и все ели отвратительную пищу. Караульные были поставлены во всех углах дома и следили за каждым движением заключенных. Они покрывали стены неприличными рисунками, глумясь над императрицей и вел. княжнами.

С каждым днем страдания царственных мучеников все увеличивались. Караульные, присутствуя за обедом, не снимали фуражек, курили; комиссар, почти всегда пьяный, беря однажды тарелку, толкнул государя локтем прямо в лицо. В нижнем этаже дома было устроено караульное помещение. Грязь там стояла ужасная. Пьяные голоса все время горланили революционные или неприличные песни, под аккомпанемент кулаков, стучащих по клавишам рояля. А сверху, точно с неба, доносились отдаленные звуки божественных напевов. То пленники пели дивные, трогательные молитвы литургии. Их безропотная покорность воле Божией, незлобивость и смирение давали им силы твердо переносить все страдания. Они уже чувствовали себя по ту сторону бытия и с молитвой в душе и на устах готовились к своему переходу в жизнь вечную.

Во главе уральской ЧК стояли люди, забывшие все человеческое, их повседневным занятием было планомерно проводимое уничтожение лучших русских людей, верных сынов распинаемой России. Никто из них не был представителем русского народа, это были лютые враги христианства и помазанника Божия – государя императора. Когда они увидели, что старая охрана царской семьи начинает проникаться добрыми чувствами к узникам, то тут же сменили ее новой – из самих чекистов. Во главе этой охраны встал Янкель Юровский, установивший для царской семьи поистине каторжный режим.

За три дня до убиения царственных мучеников к ним был в последний раз приглашен священник для свершения службы.

В ночь с 3 на 4 июля, когда узники спали крепким сном, их разбудили и приказали одеваться, чтобы покинуть город, которому будто бы угрожала опасность. Царская семья спустилась в нижний полуподвальный этаж, где государь с больным сыном сел на стул посреди комнаты. Вокруг расположились государыня, вел. княжны, доктор и трое преданных слуг. Все ожидали сигнала к отъезду.

Неожиданно в комнату ворвался Юровский в сопровождении семи вооруженных человек, бывших германо-австрийских военнопленных, и трех своих друзей-каторжников, уголовных преступников, выпущенных на свободу Временным правительством. Пленники сразу же поняли, в чем дело, государыня перекрестилась, но не произнесла ни слова. После невнятного заявления о приговоре царской семьи к расстрелу он выстрелил в упор в государя. Императрица бросилась к убитому мужу, но тут же упала, сраженная несколькими пулями. Бог послал им счастье не слышать стонов цесаревича, не видеть его лица, залитого кровью, его рук, протянутых к отцу, и криков раненой вел. княжны Анастасии, которую два палача добивали штыками. Самое невинное и святое претерпело наибольшие муки.

Одиннадцать тел святых мучеников остались лежать в лужах крови. Но страх мучителей перед венценосными страдальцами простирался дальше – даже мертвые они были страшны им. Боясь, что их святым останкам начнет воздаваться должное поклонение в народе, мучители уничтожили их тела.

Царственные мученики прославлены в 1981 г. Русской Православной Церковью Заграницей. В России Православной Церковью государь император Николай Александрович и члены его семьи причислены к лику святых в чине страстотерпцев на Юбилейном архиерейском соборе, проходившем 13 – 16 августа 2000 г.

Память их празднуется также в ближайшее воскресенье к 25 января вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских.

Сщмч. Димитрий (Казанский) пресвитер (после 1937): Новомуч.

 

Мчч. Феодот и Феодотия Римские (108). Эти святые мученики Христовы за исповедание Христа были схвачены по повелению нечестивого императора Траяна (98-117). Их стали принуждать отречься от единого Бога и принести жертву идолам, но они не покорились. За это их предали различным мучениям, после чего заключили в ту самую темницу, где был заключен святой мученик Христов Иакинф (память его 3 июля). Святой стал наставлять и укреплять их в Христовой вере, и темничные стражи донесли об этом императору Траяну. Когда св. Иакинф скончался, то свв. Феодота и Феодотию вывели из темницы, и они предстали перед императором. Тот стал принуждать их есть идоложертвенное, но они вместо того обличили нечестивое идольское заблуждение. После этого их повесили и стали жечь тела их свечами, а потом, сняв с дерева, отсекли им мечом головы. После кончины святые мученики получили вечную жизнь и блаженный покой, а честные тела их были погребены на том месте, где они приняли мученическую… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz