… кончину.

Сщмч. Феодор, еп. Киринейский (310). Святой Феодор жил в царствование императора Диоклетиана (284-305) в городе Кирине, который находился в Ливии. Он хорошо умел писать сочинения и, достигнув в этом искусстве высокого совершенства, оставил церквам много собственноручно написанных книг. Поэтому родной сын его Лей сделал на него донос игемону Дивилиану, что он, имея книги, многих отвращает от служения богам к вере во Христа. Св. Феодор приведен был к игемону, и за ним последовало много христиан, в числе которых были святые Лукия и Иероя. От него потребовали, чтобы он отдал свои книги, но он не исполнил этого требования и не покорился, когда велели ему отречься от Христа. За это его сильно избили оловянными палками. После этого он пошел и разрушил языческие жертвенники. Тогда его повесили на дерево и стали строгать по всему телу и при этом растирали раны уксусом, солью и острыми черепками и, наконец, отрезав ему бритвой язык, отвели в темницу. Взяв от прпп. жен Лукии и Иерои свой отрезанный язык, святой Феодор положил его себе на грудь, и все заметили, как голубь, слетая в окно темницы, прикасался к святому. Видя это, некий язычник Лукий уверовал во Христа, а святой мученик стал здоровым, но, прожив после этого немного времени, скончался, причем душа его вышла из тела вместе с голубем. Между тем игемон, узнав, что Лукий уверовал во Христа, повелел предать смерти святых Лукию, Иерою и Киприллу (память их 5 июля), а также и всех тех, которые были крещены святым Феодором. Святой Лукий тайно от игемона предал себя мучителям: он пошел и разрушил языческие жертвенники, за что ему отсекли мечом голову.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский (1174). В древнее время земля Русская управлялась всем княжеским родом Рюриковичей. Делилась она на уделы (так называлось каждое княжеское владение), почему это время называется «удельным». Главный удел – киевский – принадлежал самому старшему князю во всем роде: назывался он великим князем. После его смерти ему наследовал самый старший в роде князь. Порядок этот был очень сложен и вызывал много споров и кровавых войн. В период 1113 – 1125 гг. великим князем киевским был мудрый и всеми любимый князь Владимир Мономах. Он не допускал никаких войн между князьями. Таким же был и старший сын его Мстислав Великий (†1132), и киевляне любили его потомство. А младшего своего сына Юрия (по прозванию Долгорукий; †1157), когда ему было еще два года, вел. князь Владимир послал с боярами управлять северными городами: Ростовом и Суздалем. Так образовались две ветви Мономаховичей – южная и северная. Но Русь все-таки оставалась единой, и закон наследовать по старшинству сохранялся.

Когда старшим в роде стал Юрий Долгорукий, в Киеве княжил его племянник, младше его по закону, Изяслав Мстиславич. Однако дело кончилось миром. У Юрия был сын Андрей (род. 1110), мудрый в государственных делах, смелый и непобедимый в боях. А за его пламенную веру и любовь к Богу и Божией Матери Летопись называет его Боголюбивым. Ему удалось убедить отца и Изяслава поменяться уделами, и в 1555 г. Юрий Долгорукий стал вел. князем. Согласно обычаю, как старший сын вел. князя, Андрей должен был княжить в Вышгороде, вблизи от Киева. Но ему не нравился юг. Он родился и вырос на севере, и заветным его желанием было основать там особое великое княжество. И вот такой случай побудил его приступить к осуществлению своей цели.

В Вышгородском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери, присланная Константинопольским Патриархом. По преданию она была написана св. евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель – во дни Своей юности, – Богоматерь и св. Иосиф Обручник. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Родшагося от Меня и Моя с этой иконой да будет!» Св. князь Андрей особенно чтил эту икону и часто молился перед ней. Но однажды увидели, что святая икона сошла со своего места и стоит в воздухе. На другое утро то же явление повторилось. Князь Андрей решил, что это знак благоволения Божией Матери к его желанию. Ночью, тайно, он взял святую икону и повез ее в Ростов. Но когда отъехал 10 верст от незначительного города Владимира, икона стала и не захотела идти дальше. Ночью князю Андрею явилась Пресвятая Богородица и сказала ему, что местопребыванием своей иконы Она избирает Владимир. Князь Андрей был поражен. Он не любил старых городов Ростова и Суздаля. Они управлялись боярским вече (собранием), которое не считалось с князьями и притесняло бедных, которые назывались «младшими людьми».

Город Владимир, основанный св. равноап. вел. князем Владимиром (†1015, память его 15 июля), был населен именно этими «младшими людьми» – ремесленниками, пришедшими с юга. Князь Андрей горячо любил этот город, и владимирцы отвечали ему тем же. И вот Сама Царица Небесная избирает его любимый город!

Князь Андрей поспешно вернулся во Владимир, и через два года был уже готов чудный собор во имя Успения Божией Матери, для Ее святой иконы, которую стали с тех пор называть Владимирской.

В том же 1157 г. скончался в Киеве вел. князь Юрий Владимирович, и князь Андрей провозгласил себя вел. князем владимирским. Ничтожный прежде, маленький городок Владимир стал стольным городом. Вел. князь Андрей расширил и украсил его. Своего предка – св. равноап. вел. князя Владимира он горячо чтил и старался подражать ему, особенно теперь, став вел. князем: он приказывал всюду отыскивать бедных, посылал им возами все необходимое в жизни, сам посещал бедных, ласкал и целовал прокаженных.

А от Владимирской иконы Божией Матери в изобилии потекли чудеса. Вел. князь Андрей Юрьевич брал ее с собой в походы и молился перед ней. После его победы в 1167 г. над волжскими болгарами от Владимирской иконы Божией Матери и Святого Животворящего Креста заблистал свет. В тот же день видел свет от Креста Господня греческий император Мануил и одержал победу над сарацинами. В память об этих событиях оба государя согласились установить 1 августа праздник в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. При вел. князе Андрее Юрьевиче был установлен на Руси праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и вел. князь Андрей соорудил для этого праздника на реке Нерли прекрасный храм, существующий до сих пор. А праздник этот стал любимым всего русского народа.

В 1167 г. произошло на Руси печальное событие: вел. князь Андрей Юрьевич стал по праву старшим в роде и должен был занять киевский престол, но им владел его племянник, князь Мстислав Изяславич. Князь Андрей пытался уладить дело миром, но на этот раз попытка его окончилась неудачно. Началась война. Против Мстислава были и недовольные им южные князья. Послал свое войско и вел. князь Андрей Юрьевич, но сам остался во Владимире. Киев был взят и в течение двух дней так страшно разорен, что навсегда потерял свое значение, а север стал возвышаться.

Так стала слагаться новая, Северная Русь, и утверждаться власть ее князя. Любимым местопребыванием вел. князя Андрея было Боголюбово – то место, где явилась ему в 1155 г. Пресвятая Богородица. Здесь он основал город и в нем обитель и велел написать для нее икону Пресвятой Богородицы в том виде, как Она ему явилась. Называется она Боголюбской.

В 1174 г. против вел. князя Андрея составился боярский заговор, и он был убит в своем дворце в Боголюбове изменниками боярами, не любившими его за строгость. Узнав об этом, владимирцы подняли мятеж, но по улицам Владимира стали носить чудотворную икону, и мятеж утих. Тогда старые города, Ростов и Суздаль, стали воевать против «младшего» города Владимира, но Владимир победил и стал стольным городом всей земли Русской. Там княжили братья вел. князя Андрея Боголюбского, сначала Михаил, а после его смерти Всеволод, прозванный Большое Гнездо. И вел. князья стали называться владимирскими. Вел. князь Всеволод был дедом св. Александра Невского и родоначальником московских вел. князей и царей, создавших единую Русь.

Нетленные мощи блгв. вел. князя Андрея Боголюбского были открыты в 1702 г.

Память его празднуется 4 июля в день перенесения святого тела его из Боголюбова во Владимир для погребения и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Свт. Михаил, архиеп. Афинский (1216).

Преподобный Евфимий Суздальский Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского (1507). Память его празднуется 1 апр. (см. о нем там же). Святые мощи его были обретены при строительстве в 1507 г. в обители Преображения Господа нашего Иисуса Христа в Суздале новой, большей по размеру, церкви на месте имевшейся малой церкви, построенной еще прп. Евфимием и пришедшей в ветхость. Копая ров, рабочие нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый досками. Рабочие пошли и рассказали о нем архимандриту Кириллу. Архимандрит, взяв с собою некоторых из братий, отправился  к епископу Симеону и рассказал ему о дивном чуде. Епископ со всем духовенством пришел в обитель и поклонился гробу прп. Евфимия. Затем открыли гроб и увидели, что лицо преподобного светло и одежды, которые были на нем, будто только вчера одеты. Предивное чудо! Столько прошло лет (прп. Евфимий скончался 1 апр. 1405 г.), и не только тело преподобного не истлело, но даже и одежд его не коснулось тление.

Сщмчч. Савва, еп. Горнокарловацкий, и Георгий пресвитер (1941) (Серб.).

Свт. Донат, еп. Ливийский. Сщмч. Феофил. Свт. Феодот Ливийский. Св. Асклипиада чудотворица. Прп. Менигн. Прп. Марк исповедник.

 

Икона Божией Матери Галатская Галатская икона Божией Матери. Эта, не дошедшая до нашего времени, святыня некогда находилась в Галате, пригороде Константинополя, в Пергии (то есть в башне), где в честь нее был сооружен монастырь, который просуществовал до XVII в. Известно, что в XVII-XVIII вв. Галата была греческим районом столицы Оттоманской империи.

Ныне в собрании Третьяковской галереи хранится самое раннее из известных изображений Богоматери Галатской. Именно эта икона послужила на Руси образцом для лицевых иконописных подлинников XIX в. Образ был написан, вероятнее всего, в конце 80-х гг. XVII в. для иконостаса новопостроенного храма в честь свт. Тихона Амафунтского, что у Арбатских ворот. Как свидетельствуют источники, храм был освящен патриархом Иоакимом 3 июня 1689 г. (в день памяти святого Тихона). С XIX в. празднование иконе совершается 4 (17) июля. На иконе Богоматерь представлена в поясном изображении с Младенцем Христом, торжественно восседающем на Ее левой руке, Они увенчаны коронами. В правой руке Богородицы скипетр, в левой руке Младенца – держава, десницей Он благословляет.

Когда в 1933 г. храм святителя Тихона был разрушен, его главная святыня – чудотворная Галатская икона – была передана в Оружейную палату, а затем в Третьяковскую галерею.

Галатская икона Божией Матери почиталась в приходе села Ельтесунова Владимирской обл. В 1848 г. она избавила местных жителей от холеры. Сельская каменная Успенская церковь в советское время была уничтожена. В 2004 г. силами жителей села в Ельтесуново была построена и освящена деревянная часовня в честь Галатской иконы.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz