Краткие жития святых, православные праздники и события

9/22 июля

 

Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Константина пресвитера (1918).

Сщмч. Кирилла, еп. Гортинский (III-IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361-363). Прпп. Патермуфия и Коприя (IV). Свт. Феодора, еп. Едесского (842-857).

Кипрской в с. Стромынь (Московская обл.) и Колочской (1413) икон Божией Матери.

 

Священномученик Панкратий Сщмч. Панкратий, еп. Тавроменийский (I). Святой Панкратий был родом из Антиохии. Он родился во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Отец Панкратия, живший в Антиохии, услышал о Его славных чудесах и пошел с некоторыми друзьями и с сыном своим Панкратием, в Иерусалим, чтобы видеть Господа. Увидев, как Он учит народ и исцеляет всякие недуги и творит многочисленные знамения и чудеса, он уверовал в Него как в Сына Божия и познакомился с некоторыми святыми апостолами Христовыми, более же всего со святым верховным апостолом Петром (память его 29 июня). С этого же времени и юноша Панкратий стал известен св. Петру.

Пробыв довольно долго в Иерусалиме, и услаждаясь лицезрением Христа и слушанием его речей, родитель Панкратия со своими друзьями вернулся в Антиохию. После же добровольных страданий и смерти Христа Спасителя, за которыми последовало Его воскресение и вознесение, в Антиохию пришел один из апостолов – это было раньше, чем прибыл туда святой Петр, и окрестил родителя Панкратия со всем его домом. Через некоторое время и отец и мать Панкратия отошли ко Господу. Панкратий же, отказавшись от имения, доставшегося ему по наследству от родителей, ушел в Понтийские горы.

Здесь в одной из пещер, Панкратий пребывал в уединении, посте и молитвах, предавшись самопознанию и находясь в общении только с Богом. Когда же св. ап. Петр, выйдя из Иерусалима, проходил по тем странам с проповедью о Христе, то встретил в Понте Панкратия и, узнав его, взял с собою в Антиохию, а потом пошел с ним в Киликию, где встретился с св. ап. Павлом (память его 29 июня). Здесь оба апостола, Петр и Павел, по взаимному соглашению, поставили епископов: Крискентия – в Галатию, Маркиана – в Сиракузы, Панкратия же – в Тавромению, город сицилийский.

Направляясь к месту своего служения, блаженный Панкратий сел на корабль, плывший в Сицилию. На корабле этом плыли с Панкратием два начальника корабля, Ликаонид и Ромил, которым он предложил слово Божие, проповедуя о Царствии Божием и о тайнах нашего спасения. Он обратил их к вере во Христа и просветил святым крещением.

В городе Тавромения, куда они прибыли, на высоком холме вблизи моря стоял языческий храм, посвященный уважаемым среди эллинов богам. Лишь только св. Панкратий подошел к этому храму, как он тотчас же растрескался и как бы от страшного сотрясения упал в море со всеми идолами. Среди народа тогда произошло большое смятение.

Прибыл туда и правитель города, Бонифатий, который, увидев св. Панкратия и услышав его учение, уверовал во Христа и крестился. Его трудами во славу имени Христова в течение месяца была построена церковь, в которой стал служить архиерей Божий, уча и просвещая собиравшийся к нему народ. К нему стали приносить больных, и святой подтверждал свое учение знамениями и чудесами, исцеляя всякие болезни и изгоняя бесов.

Когда число верующих стало быстро увеличиваться, и слава имени Христова распространяться по всей стране той, дьявол возбудил против христиан некоего нечестивого мучителя Аквилина. Он с большим отрядом воинов пошел на Тавромению, чтобы разрушить ее, а всех, живших здесь христиан, предать избиению.

Граждане пришли в ужас от этой вести, но святитель Божий стал утешать их, убеждая, что они не потерпят от врагов никакого вреда. И, когда враги приблизились к городу, против них вышел, как духовный воин, св. Панкратий со своим клиром, неся за собой непобедимое оружие – честный крест Христов и две святые иконы – Христа Спасителя и Его Пречистой Богоматери. Тотчас же сильный страх напал на врагов, они были, как бы, окутаны тьмой. От силы Божией пришли они в смятение, ум их помрачился, и они начали рубить и убивать друг друга, некоторые же сами себя пронзали мечами. Оставшиеся же в живых после этой братоубийственной битвы побросали свое оружие и явились к непобедимому храброму воину Христову, св. Панкратию. Они припали к ногам его, прося прощения, и умоляли его о том, чтобы он сделал их христианами.

Слова святого с этих пор стали приниматься с еще большим уважением, и все его повеления исполнялись. И не только этот город, но и другие окрестные города были просвещены святой верой.

Но по истечении многих лет, которые свт. Панкратий провел, управляя новопросвещенным стадом Христовым, некоторые из оставшихся там язычников, особенно злобные и упорные в своем заблуждении, согласившись с начальником своим Артагастом и выбрав подходящее время, напали тайно на служителя Божия и побили его камнями. Так св. Панкратий, самовидец Христов и ставленник апостольский, подвизался добрым подвигом, окончил свою жизнь мученически и со святыми апостолами предстал Христу, своему Господу.

 

Сщмч. Константин (Лебедев) пресвитер (1918): Новомуч.

 

Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский (III-IV). Он жил в царствование императора Максимиана Галерия (305-311), при игемоне Агриппине. Украшенный всеми добродетелями прожил он всего 95 лет. Однажды отправился он в сопровождении своих слуг, Феофана и Феоктериста, в один монастырь. По дороге туда он увидел, как язычники приносили в жертву идолам волов и овец. Он обличил идолопоклонников, за это они схватили его и посадили в темницу. Когда св. Кирилл в полночь молился здесь Богу, то услышал небесный голос: «Кирилл, иди в Рим!» На следующее утро двери темницы оказались открытыми, а все идолы вокруг лежали разбитыми. Св. Кирилл дошел до монастыря и здесь увидел в видении прп. Филоксена, который сказал ему: «Ты получишь два венца – один святительский, а другой – мученический». Затем святой пошел в Рим и здесь утвердил верующих своею проповедью. Когда началось гонение, он вознамерился идти в Иерусалим. По дороге туда, на острове Малеоне, явился ему муж в белых одеждах и повелел ему не миновать острова Крита, что он и исполнил. В городе критском Гортине его поставили епископом. Ему было тогда 60 лет от роду. Когда снова началось гонение на христиан, святителя повели на суд к игемону, который стал его уговаривать отречься от Христа, и так как св. исповедник не захотел склониться на его увещания, то осужден был на усечение мечом. Тогда вложили в уста его конские удила и, посадив на повозку (так как он не мог от старости ходить), повезли его. Когда довезли его до места, называемого Ракса, с неба послышался голос: «Доселе!» Повозка остановилась, и святому усечена была голова. [Память его празднуется также 6 сентября.]

Прмчч. Патермуфий, Коприй и мч. Александр (361-363). В царствование императора Юлиана (361-363), отступившего от Христа, в египетских пустынях жили два преподобных мужа, Патермуфий и Коприй. Они пребывали в полном единомыслии и вместе служили Богу.

Мученик Патермуфий Патермуфий был старше годами и более опытен в подвигах иноческих и крепок добродетелью, Коприй же, младше его по годам, был еще не вполне утвержден в иноческой жизни и имел в Патермуфии своего наставника и отца духовного.

Император Юлиан с большим войском прибыл в Египет. Услышав, что в египетских пустынях живет много пустынников, он послал туда воинов, чтобы они захватили всех, кого найдут. Тогда были взяты и прпп. отцы Патермуфий и Коприй и приведены на допрос к мучителю.

Юлиан спросил у них – сколько им лет от роду. Патермуфий ответил, что ему 75 лет, а Коприй – 45 лет. Тогда император повелел отвести Патермуфия в темницу, а Коприя начал склонять к принесению жертвы богам, чтобы избегнуть ожидающих его мук. При этом привел в пример себя, как бывшего христианина, не получившего от веры во Христа никакой пользы и отрекшегося поэтому от Христа.

Коприй, слушая императора, впал в самозабвенье и, увлекшись его пагубными обещаниями благ за отступничество от истинной веры, воскликнул: «Доброму ты учишь меня, государь! Хорошо, что я нашел в тебе учителя и доброго наставника. Отныне я Юлианов ученик, а не христианин». После этих слов Коприй поклонился и принес жертву идолу Аполлону и, отступив от Бога, принял в себя дьявола.

Узнав, что Коприй отступил от Христа, прп. Патермуфий чрезвычайно опечалился, плакал и рыдал о нем и, преклонив колена, молился за него Богу.

На утро император сел на престол свой, а Коприй стоял около него с правой стороны. На нем был пурпурный плащ. Когда Патермуфий, по повелению императора, был приведен на допрос, Коприй, увидев его, сказал: «Вот идет обманщик, который лишил меня моего счастья». Он также сказал, что радуется своему положению.

Старец, взглянув в лицо Коприя, прорек: «Горе тебе, окаянный! Ты был раньше сосудом благодати, теперь же ты – гной, в котором радостно ликуют бесы… Возлюби снова Бога и покайся пред Тем, пред Кем согрешил ты, а он по Своему милосердию, примет тебя и простит тебе грехи твои».

В ответ Коприй умилился сердцем и, раскаявшись, громко воскликнул: «Горе мне, горе мне, горе мне!» Затем он начал колебаться то в одну, та в другую сторону. Затем, воспрянув духом и взглянув на небо, сказал: «Теперь я уже не Юлианов, а снова Христов!...» Потом, обратившись к императору, Коприй сказал: «Зачем ты, дьявол, прельстил меня? Зачем, законопреступник, ты и меня увлек в свою погибель?» И сняв с себя пурпурную одежду, он бросил ее перед ним.

Император, видя это, разгневался и повелел тотчас же раскалить большую железную сковороду. Когда же мученики взошли на нее, то не получили никакого вреда, так как сковорода тут же остыла. Увидев это, мучитель пришел в еще большую ярость и повелел растопить как можно сильнее печь, чтобы бросить туда мучеников на сожжение. В это время к Коприю подошел один из царских воинов Александр и предложил ему вновь обратиться к ним, чтобы избежать гибели в огне. Однако Коприй сказал ему о своей готовности принести себя в жертву ради того, чтобы смыть скверну греха своего и что он уповает на милосердие человеколюбивого Владыки своего. Тогда Александр пришел в умиление от этих слов Коприя и сказал, что он тоже хотел бы стать воином Того Царя, Которому они служат. И тогда Коприй научил его истинной вере и обратил ко Христу.

Когда же печь была растоплена до яркого пламени и преподобные мученики пошли в нее, Александр последовал за ними. Потом он опередил их и увидел в печи ангелов Божиих, которых он просил спасти его душу грешную. И ангелы взяли его душу ко Господу, а тело его мертвое осталось в огне совершенно целым. После него вошли и прпп. отцы Патермуфий и Коприй, также не поврежденные от огня, и пребывали близ тела Александра, воспевая хвалу Богу.

Когда печь погасла, святые были выведены к императору живыми и невредимыми, нисколько не пострадавшими от огня, а тело св. Александра тоже было вынесено неповрежденным, и от него шло великое благоухание.

Но император опять начал их принуждать к поклонению идолам. Прп. Патермуфий сказал ему: «Так как ты идешь на сражение не для прославления имени Божия, то не воротишься назад, но будешь ранен смертельно и умрешь страшной смертью».

Тогда император сильно разгневался и велел усечь их мечом.

Они с радостью преклонили под меч свои головы и скончались, положив за Господа жизнь свою.

Нечестивый же Юлиан, отправившийся на войну с персами, был побежден ими и, как предсказывал святой Патермуфий, не вернулся в свою землю.

Прпп. Патермуфий и Коприй Египетские (IV). Прп. Патермуфий, как сообщает о нем Коприй, был сначала идолопоклонником. Он стоял во главе шайки разбойников, воровал и даже снимал одежды с погребенных, совершал и другие всякие злодеяния и мерзости. Молва о его злодействах распространялась по всем странам египетским. Обращение его к Богу совершилось по следующей причине.

Однажды ночью он влез на крышу дома, в котором жила дева, посвященная Богу. Хотел он разобрать кровлю и, войдя через нее в дом, совершить задуманное им злодеяние. Однако, как он ни старался, кровлю он разобрать не мог и, усталый, заснул там.

Во сне он увидел какого-то светозарного мужа, одетого в одежду царя, который сказал ему: «Перестань отныне совершать свои злодеяния, перестань проливать человеческую кровь, красть и творить другие беззакония. Раскайся и начни богоугодные труды, прими на себя служение ангельское и проведи остаток своей жизни в добродетели, я же сделаю тебя вождем и князем над своими войсками».

Патермуфий обещал, что он сейчас же с усердием начнет исполнять эти повеления. Явившийся показал ему тогда целое ополчение монахов и повелел ему принять над ними начальство. Наутро, девица, взойдя на кровлю, обнаружила его там. Патермуфий был в каком-то оцепенении и на все ее вопросы о себе не давал ответа, а только просил показать ему, где находится христианская церковь. Девица, видя здесь дело Божие, повела его в церковь и представила пресвитерам.

Патермуфий пал к их ногам и со слезами просил их о том, чтобы они сделали его христианином и наставили на путь покаяния. Пресвитеры же, зная его, дивились и не верили его словам, видя в его просьбах только коварство и обман. Наконец, они сказали ему, что, если он окончательно отстанет от своих злодеяний, и будет вести хорошую жизнь и творить добро, они примут его в христианское общество.

Он обещал исполнить все, что они ему прикажут, и тогда пресвитеры совершили над ним оглашение и, по прошествии несколько дней, крестили его. По принятии крещения Патермуфий просил пресвитеров, чтобы они дали ему какую-нибудь заповедь, исполняя которую он утверждался бы на пути к спасению, и они научили его читать наизусть первые три стиха псалма первого.

Спустя три дня по принятии крещения, он отправился в пустыню и провел там много времени, пребывая дни и ночи в молитве и слезах и питаясь корнями росших там трав. Затем он вернулся к церкви. Пресвитеры хотели его удержать, чтобы научить чтению, но через неделю он снова ушел в пустыню и пробыл в ней семь лет, питаясь уже не корнями и травами, а хлебом, который посылался ему от Бога однажды в неделю. Каждый воскресный день он находил перед собой чистый хлеб, доставлявшийся невидимой рукой, и, вкусив хлеба этого с благодарением, он опять до следующего воскресения оставался без пищи и не чувствовал изнеможения от голода. Бог даровал ему и дар разуметь книги и все божественное писание он знал на память.

Спустя семь лет, по повелению Божию, прп. Патермуфий снова возвратился из пустыни в населенную местность на пользу многих и своею постнической жизнью многих привлек к себе. Его ученики во всем подражали его добродетелям. Старец стал творить чудеса. Так один юноша, пришедший к нему в ученики, чувствуя свою близкую смерть, просил учителя одеть и похоронить его. Он пообещал выполнить его просьбу. Когда юный монах преставился, старец, обвив его погребальными одеждами, спросил – довольно или прибавить что-нибудь еще? Тогда мертвый ответил: «Довольно, отче!»

В другой раз ему было открыто от Бога, что один брат, живший в особой отшельнической келье, близ одного селения, смертельно заболел, и преподобный поспешил навестить его. Так как путь туда был довольно далек, то он запоздал по дороге. Заходило уже солнце, и святой не хотел в это время, ночью, пройти в то селение. Тогда, движимый силой веры, святой обратился к наполовину уже зашедшему солнцу с такими словами: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, стань солнце на пути твоем и подожди до тех пор, пока я не войду в селение».

И остановилось солнце, наполовину уже сокрывшееся, и стало светить только одною половиною, ожидая, пока святой не вошел в селение. Жители же того селения дивились, видя, что солнце так долго не заходит, и, собравшись посреди селения, смотрели на то чудо. Прошло несколько времени, и они увидели прп. Патермуфия, идущего в их селение из пустыни и, встретив его, спрашивали о причине чудесной остановки солнца. Он напомнил им слова Господни, в евангелии содержащиеся, – если будете иметь веру с горчичное зерно, то можете и горы переставлять (Мф. XVII, 20). Солнце скрылось именно тогда, когда преподобный вошел в селение.

Войдя в келью больного брата, старец нашел его уже скончавшимся. Он сотворил молитву, подошел к нему, облобызал тело и спросил: «Что тебе более приятно, брат, – жить ли со Христом, по отшествии от нас, или же побыть еще с нами, в теле?»

Мертвый тотчас же ожил, открыл очи, поднялся на одре и сказал: «Лучше для меня отойти ко Христу и быть с Ним, а жить во плоти я более не хочу!» Тогда старец сказал ему «Почивай же с миром и помолись обо мне!» И тот возлег и снова почил. Много других подобных чудес совершил святой.

Сообщается также о прп. Патермуфии, что он много раз переходил реку Нил по верху воды. А однажды, когда несколько человек из братии собрались в одной келье и, при запертых дверях, беседовали о спасении души, святой стал посреди их, как некогда Христос Господь посреди апостолов. Так был велик в деле чудотворений прп. Патермуфий, исполненный благодати Божией. Он представился ко Господу, проведя много лет в угождении Богу.

Прп. Коприй, самовидец святого Патермуфия и повествователь о чудесах его, был саном пресвитер и также имел от Бога благодать чудотворения. Он жил в тех же египетских странах, исцеляя различные болезни в людях и изгоняя злых духов. Когда, однажды, он рассказывал собравшимся к нему братьям, на пользу душ их, о жизни прп. Патермуфия и о других святых, то один брат, не доверяя его рассказам, не слушал его и задремал. Но вот во время сна своего он увидел в руках святого Коприя книгу, написанную золотыми письменами, из которой он и рассказывал нечто братии. Около него стоял светозарный муж, почтенного вида, украшенный сединами. Этот муж грозно взглянул на дремавшего и сказал: «Почему ты не веришь тому, что говорится, и, не слушая, дремлешь?» Брат воспрянул в ужасе от сна и с тех пор стал с верою и вниманием слушать св. Коприя.

Прп. Коприй, однажды вступив в пререкание о вере пред народом с еретиком манихеем (лжеучение, представляющее собою смесь христианства с началами персидской религии Зороастра), и видя, что он не может смиренными и кроткими словами своими одолеть велеречивого гордеца, захотел делом показать правоту своей веры. Он велел развести большой огонь и звал с собою туда еретика, чтобы выяснилось, чья вера правая: кто не сгорит, говорил святой, тот, значит, верует правильно. Манихей же сказал ему: «Сначала войди ты!» Святой вошел в огонь, но пламя пред ним расступилось на обе стороны, и он в течение получаса времени стоял на угольях как на траве без всякого вреда для себя. Он вышел из пламени невредимым – даже и одежд его не коснулся огонь. Увидев это, народ весьма удивлялся и прославлял Христа Бога. Еретик же не хотел входить, но народ бросил его в пламя и он тотчас начал сгорать там. Однако, весь обожженный, он успел выскочить из огня и убежал.

Около своей кельи старец имел небольшой сад, в котором он разводил хлебные злаки и плоды для пропитания приходивших к нему странников. Один же идолопоклонник, зайдя ночью в этот сад, украл много плодов, и часть их стал варить в котле на огне. Но прошло более трех часов, а плоды не только не сварились, но даже и вода в котле не согрелась. Это привело в сильное изумление грабителя и он, сознавая свой грех и уразумев силу Христову, действующую в христианах, взял все украденное и снес к ногам старца, признавшись в совершенной им краже. При этом он просил у старца прощения и умолял сделать его христианином.

Кроме этих чудес прп. Коприй, благодатью Христовой, совершил и много других чудес и почил с миром. Он удостоился одинаковой части с прп. Патермуфием.

Свт. Феодор, еп. Едесский (842-857); мч. Михаил, ученик и сродник его; прп. Иоанн Пещерник, иже в странах Вавилонских; прп. Феодосий, столпник Едесский; прп. Иоанн брат его; мч. Иоанн, прежде св. Крещения Моавий (Муавий), царь Багдадский, и с ним 3 мчч. (IX). Родители свт. Феодора, Симеон и Мария, были людьми благочестивыми и богатыми, поэтому творили большую милостыню. У них была одна только дочь, но они хотели иметь сына и в постах и молитвах испрашивали Бога о его даровании им. Однажды в день празднования памяти вмч. Феодора Тирона (17 февраля) им одновременно в видении явились св. Феодор и ап. Павел. Св. Феодор просил ап. Павла исходатайствовать у Бога для них сына за их благочестивую жизнь. Тогда ап. Павел вложил им в руки младенца, а вмч. Феодор сказал при этом: «Да будет имя ему Федор, ибо, поистине, младенец этот будет даром Божиим».

Когда исполнилось время, у них родился сын, которому они нарекли имя Феодор и просветили его святым крещением. Дитя выросло, и родители отдали его учиться. Но отрок, оказалось, был не способен к учению – у него была слаба память. В этом, однако, оказалось особое действие Промысла Божия, Который хотел, чтобы отроку преподана была мудрость не людьми, а благодатью Господней. Через некоторое время отрок пришел к мысли просить вразумления у Бога. Он стал часто ходить в церковь и усердно молиться.

Однажды в воскресный день перед святой литургией он пришел в церковь и, войдя в алтарь, спрятался под святым престолом. Никто не заметил этого. Архиерей начал совершать службу, отрок же Феодор заснул там и проспал до конца литургии. И было ему во сне видение. Он видел какого-то отрока, блиставшего как солнце, который кормил его медовым соком и, давая ему в руки пастырский жезл, благословлял его. После этого видения Феодор воспрянул от сна и вышел из-под престола. Увидевшему его архиерею он рассказал все о себе и о бывшем ему видении. Архиерей пришел в страх и тотчас причислил отрока к своему клиру, поставив на должность чтеца. С того времени Феодор стал сообразителен и способен к учению, превосходя разумом сверстников и даже старших себя. Он преуспевал и в духовных и в светских науках.

Когда Феодору исполнилось 18 лет от роду, отец его Симеон преставился ко Господу, а потом через год отошла ко Господу и Мария, мать Феодора. Он же раздал доставшееся ему от родителей большое имение нищим, выделив только одну часть своей замужней сестре. Сестра эта имела сына Василия, который сподобился сана епископа в городе Емессе и был писателем сего жития прп. Феодора.

Двадцати лет от роду Феодор отправился в Иерусалим. Поклонившись гробу Господню и обойдя все святые места, он прибыл в лавру прп. Саввы (память его 5 дек.) и, приняв там ангельский образ, упражнялся в постнических подвигах и проходил всякие труды иноческого послушания в течение 12-ти лет. Потом он упросил настоятеля, чтобы он повелел ему пребывать одному в безмолвии, в отдаленной келье, и, получив на то благословение, стал служить Богу в безмолвии. Пищу его составлял небольшой кусок хлеба – по закату солнца, и немного воды, и то не всякий день. Много раз и на долгое время он удалялся в иорданскую пустыню, где без хлеба и воды проводил дни и ночи, только постоянно молясь, как бы бесплотный, и потом возвращался снова в свою келью. Двадцать четыре года провел он в таких постнических подвигах, и вот о такой его подвижнической жизни узнал один родственник его – юноша из города Едессы, по имени Михаил, который и пришел к Феодору, желая подражать его добродетелям. Феодор принял его, постриг и держал при себе в качестве ученика, сопостника и подвижника. Михаил же научился плести корзины, блюда и другие предметы, которые, по приказанию учителя, носил на продажу в святой город Иерусалим, а вырученные за продажу деньги приносил своему духовному отцу, Феодору, который отсылал их в лавру, чтобы не даром брать из обители пищу.

В те времена Палестина и Финикия были уже подвластны не греческим царям, а сарацинам (мусульманам). Христиане сохраняли себе жизнь и свободу веры только большими данями. Но верующих Господь в тоже время и утешал, творя у святого гроба знамения и чудеса, которыми заграждались уста хулителей Христовых, агарян. В то время царь сарацинский Адрамелех с женой своей, Сеидой, отправился из Вавилона в Иерусалим, чтобы видеть гроб Христов и совершавшиеся при нем чудеса. Адрамелех был человек кроткий, не желавший обижать христиан, хотя и брал с них дани.

В это время Михаил, ученик и родственник прп. Феодора, пришел в святой город, чтобы продать свое рукоделие. Тут его встретил евнух царицы Сеиды. Увидев хорошие корзины и блюда, он удивился такой красивой работе и сказал ему: «Ступай, юноша, за мной – ты получишь хорошую цену за все свои вещи».

Михаил последовал за ним. Евнух доложил царице, что один монах продает очень красивые вещи, и царица тотчас же велела ввести монаха к себе. Когда блаженный Михаил вошел к ней, дурная женщина почувствовала нечистую страсть к юному иноку. Он, в самом деле, был красив лицом, статен, а, кроме того, в его внешнем благообразном виде отражалась внутренняя красота его добродетельной души. Царица, разгораясь страстью, стала расспрашивать его – кто он и откуда, а потом любодейными словами прельщать его, обещая многие блага за дружбу с ней. На это св. Михаил отвечал, что любит Владыку своего Христа, друзья его – чины небесных ангелов и лики всех святых, и что он не хочет иметь общение с царицей. Тогда царица стала грозить ему муками, если он не исполнит ее желания. Он же отвечал, что старается исполнить волю Господа, а ее воли ни в коем случае не будет подчиняться.

Нечестивая царица, исполнившись яростью, повелела растянуть на земле целомудренного инока и бить без пощады палками. Долго она мучила его, а потом послала в узах к царю с таким письмом: «Этот мерзкий монах осмелился уничижать меня грубой бранью. Если ты оставишь его в живых, то увидишь меня мертвой».

Царь решил исполнить ее желание, но захотел сначала сам увидеть инока. Когда его привели к царю, он не захотел преклониться перед ним. Царь же с яростью спросил его, что он может сказать по поводу совершенной им дерзости? Страстотерпец отвечал: «Царю, прежде всего, нужно иметь три добродетели: страх Божий, правосудие и милостивое долготерпение к виновным».

Услышав такие слова, царь успокоился и, повелев развязать его, спросил, оттуда он и о преступлении, в каком его обвиняют. Юноша ответил притчей, из смысла которой царь понял, что юноша не виновен. Молодой монах понравился ему и своею красотой и благоразумием, и он захотел уговорить его оставить христианскую веру и обратить в свою веру. У него был один еврей, ученый и красноречивый, которого он позвал к себе и при котором начал соблазнять инока на отступление от Христова учения, обещая поставить его выше всех князей и властителей и управляющим всем его имением. На это прп. Михаил отвечал, что он раб Отца и Сына и Святого Духа, единого нераздельного Божества, и от своего исповедания не отступит.

Тогда царь и приглашенный им ученый еврей начали искушать инока своими суждениями о вере Христовой, мусульманской и иудейской, стараясь поставить его в тупик своими каверзными вопросами. Однако он достойно отвечал им, ссылаясь на Евангелие Христово. Наконец, он сказал им, что оба они и их учитель – дьявол, будут побеждены в споре с ним одним, по силе Христовой.

Царь разгневался, но сдержал себя, и еще долго пытался склонить инока на свою сторону. Когда же это не удалось ему, то он сказал страстотерпцу: «Одно из двух остается тебе, монах, или подчиниться мне и принять нашу веру или умереть во цвете лет страшной смертью». Святой же отвечал: «Царь! Прошу у тебя чего-нибудь из трех: или отпусти меня к моему старцу, или отошли меня ко Христу моему, поразив меня какою хочешь смертью, или стань христианином и будь в общении с нами!»

Царь чрезвычайно разгневался и повелел поставить мученика на горячие уголья босыми ногами. Он долго стоял на горячих угольях, мужественно перенося жар огня из-за любви ко Христу и даже воспевая псалмы Давидовы. Наконец царь приказал снять его с угольев и подать ему чашу с ядом. Мученик взял чашу, прочитал символ веры, оградил себя крестным знамением и выпил чашу с ядом без всякого для себя вреда. Царь пришел в удивление и велел привести из темницы одного из осужденных на смерть преступников и дать ему такого же яду. Когда преступник выпил чашу с ядом, то со страшным криком тотчас же испустил дух. Тогда все бывшие там христиане исполнились великой радостью и единогласно прославляли Бога.

Сарацины же, чувствуя глубокий стыд и считая все происшедшее поруганием над своею верою, кричали царю, чтобы он или умертвил того монаха или же отдал приказ об истреблении всех христиан. Царь, из угождения сарацинам, приказал вывести мученика за город и мечом отрубить ему голову. Придя в назначенное для казни место, мученик стал лицом к востоку и стал молиться Богу, дабы Он сподобил его окончить подвиг и взять его душу в обители успокоения. Затем он преклонил под меч свою голову.

В тот же день прп. Феодор имел откровение о св. Михаиле и, придя в церковь, сказал авве и братии: «Ныне брат наш Михаил совершил в городе мученический подвиг».

Авва тотчас послал братию, чтобы перенести с почестями в лавру тело мученика. Они пошли и принесли его оттуда ночью. Прп. Феодор вышел навстречу мученику, источая обильные слезы. Он плакал о святом Михаиле как об ученике и родственнике своем, и радовался тому, что его любезный сожитель сподобился мученического венца.

Когда внесли тело св. Михаила в церковь, то один уже как три года больной расслаблением инок, по имени Георгий, просил внести его туда же, чтобы он мог увидеть мученика, бывшего для него любимым братом. Но никто не обращал внимания на него, и все проходили мимо. Тогда он обратился с молитвой к св. Михаилу, чтобы он ходатайствовал за него перед Господом, и сразу же почувствовал себя крепким. Встав с одра, он пошел в церковь и припал к телу мученика.

Братия же, воспев обычные погребальные песнопения, положили мученика в гробнице святых отцов, прежде пострадавших (память их 20 марта).

В святую великую Четыредесятницу в Иерусалим прибыл святейший патриарх Антиохийский и для поклонения животворящему гробу Христову и по делам своей Церкви. В это время пришли из города Едессы в Иерусалим некоторые уважаемые представители духовенства и мирян, прося назначить епископа для города Едессы, так как тамошний епископ скончался. Начали отыскивать человека, который был б… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz