…ы достоин того сана и престола, и святейший патриарх Иерусалимский, руководствуясь Духом Божиим, вспомнил о блаженном Феодоре и благоприятно отозвался о его добродетелях и способностях к управлению церковными делами.

Палестинские отцы вполне согласились с отзывом патриарха о св. Феодоре, ибо все в Палестине хорошо знали о его подвижнической жизни. Весь собор возрадовался, и тотчас патриархи (Иерусалимский и Антиохийский) послали за Феодором и нарекли его во епископа, хотя он с плачем отказывался от этого сана.

Когда наступил Великий четверг – день тайной вечери Христовой, оба патриарха служили с множеством епископов и при этом хиротонисали прп. Феодора во епископы.

По совершении же посвящения, прп. Феодор весь сиял благодатью как ангел Божий. В святую же и Великую субботу, а также в пресветлый праздник Воскресения Христова, он служил вместе с обоими патриархами, в понедельник же светлой седмицы он отправился в лавру прощаться со святыми отцами. Потом после Фоминой недели, по просьбе сограждан, он отправился в Едессу. С ним был и Василий, писатель его жития, приходившийся ему племянником по сестре.

Когда они приближались к Едессе, то весь город вышел навстречу нового архиерея и православные с неизреченной радостью приняли его. Возрадовался духом и св. Феодор, увидев здание соборной церкви в Едессе, по величине и красоте немногим разве уступавшее Иерусалимской церкви Воскресения Христова. Благословив всех, он припал к честной раке святых мучеников Гурия, Самона и Авива (память их 15 нояб.) и прослезился. Таким образом, святитель Христов принял престол свой и стал усердно пасти врученную ему Богом паству и словом и делом. А так как в том городе было не мало ересей (несториева, северова, евтихиева, манихейская), то он печалился об этом и немало трудов положил на борьбу с еретиками.

В то время близ Едессы, около монастыря святого вмч. Георгия Победоносца (память его 23 апр.), в котором проводили постническую жизнь инокини, жил уважаемый всеми столпник Феодосий, муж высокой жизни, престарелый (ему было уже более ста лет) и имевший от Бога особый дар прозорливости. Епископ Феодор часто посещал его и, беседуя с ним как с искренним другом, находил в нем утешение.

Святой Феодор мудро пас Христово стадо, стараясь уничтожить умножившиеся ереси. Еретики же исполнялись яростью и начали явно покушаться на святого пастыря. Вознамерились они целою вооруженной толпой ворваться в церковь во время богослужения, убить пастыря и разогнать овец, но это не удалось им. Всякий раз, как только они приближались к церкви, сила Божия мешала им войти. Тогда они решили действовать иначе. Они возбудили против Церкви Божией и против святителя правителей той области, агарян, дав им большие подарки, и, с их разрешения и при их содействии, отняли у Церкви много имений, селения, нивы, сады и все прочее, откуда получали средства к жизни дом архиерея и церковный притч.

Приходилось свт. Феодору идти в Вавилон к царю сарацинскому по имени Моавий, преемнику Адрамелеха, жаловаться ему на причиняемые Церкви обиды и просить о прекращении этих обид, и о справедливом расследовании всего дела. Сначала святой Феодор отправился за советом к прп. столпнику Феодосию. Тот одобрил его намерение и предсказал ему все, что должно случиться с ним. Советовал ему столпник поискать и брата его Иоанна, который должен был находиться где-нибудь повыше Вавилона, в пустыне, и написал даже брату письмо.

Достигнув Вавилона, святой Феодор пришел в христианскую церковь и явился к тамошнему митрополиту, который с радостью принял св. Феодора и дал ему у себя помещение. Когда св. Феодор рассказывал митрополиту о цели своего путешествия, то у него случайно находились двое придворных, из которых один был начальником над царскими писцами, а другой начальник – над врачами. Оба они были православные христиане. Слыша рассказ епископа о притеснениях Церкви Христовой в епархии, они от глубины сердца соболезновали ему. Тогда митрополит сказал тем придворным, чтобы они напомнили царю о прибытии епископа из Едессы, но те отвечали, что сейчас не время, так как царь тяжко болен – у него притупилось зрение, и на глазах его болячки, воспалена печень, а это, по их мнению, болезнь неизлечимая. На это св. Феодор сказал им: «Как знать, может ради моего смирения Господь и исцелит его?»

Утром начальник врачей, явившись к царю, чтобы оказать ему обычную врачебную помощь, сказал ему, что прибывший из Едессы епископ весьма успешно врачует болезни. Царь тотчас приказал призвать его, и епископ пошел к царю, молясь и воспевая в сердце своем 90-й псалом Давидов. При входе в царскую спальню, больной царь, едва слышным голосом, сказал: «Епископ! Если ты можешь, то помоги мне. Я ужасно страдаю и уже приближаюсь к смерти».

Святитель же Христов, возведя очи сердца своего к Богу и с твердой верой призвав на помощь Владыку Христа, скорого врача, повелел принести чистый сосуд и чистой воды. Имея с собой немного земли от животворящего гроба Христова, он растворил эту землю в воде, и часть этой воды велел царю выпить, а остатком помазать ему голову, чело, веки, глаза, сердце и плечи. После этого он попросил, чтобы царю дали спокойно заснуть, а сам удалился в гостиницу. Больной царь крепко заснул, и во время сна у него пропала всякая болезнь, и он был, по благодати Христовой и по молитвам св. Феодора, возвращен от врат смертных. Пробудившись, царь почувствовал себя совершенно здоровым. Он весьма дивился такому быстрому и неожиданному полному исцелению и, в радости, приказал тотчас позвать к себе этого искусного во врачевании святого епископа и долго его благодарил и восхвалял.

На другой день утром царь созвал всех своих высших вельмож и, сев на высоком престоле, показал всем ясно, что он выздоровел. Все радовались исцелению царя, и царь устроил в тот день большой пир вельможам, войску и всему народу. На третий же день царь, призвав св. Феодора, спросил его о причине его приезда сюда.

Тогда святитель Христов во всех подробностях рассказал царю обо всех обидах, чинимых святой Церкви и православным христианам, о грабеже церковных имений, о притеснениях и нападках всякого рода. И царь после этого приказал немедленно написать к правителям Киликии, Сирии и Месопотамии, чтобы они поспешили возвратить Едесской церкви все ее владения, а за обиды, причиненные христианам, привлечь виновных к суду. Далее царь повелевал, чтобы еретики присоединились к соборной Церкви. В случае неисполнения ими этого предписания он велел манихеям отрезать языки, а прочих еретиков выгнать из города, места же собраний их разорить.

Царь попросил св. Феодора на время остаться с ним, а исполнить предписание послал своего воеводу с двумя клириками от епископа. И вскоре из Едессы пришло извещение, что все там приведено в порядок.

Находясь в Вавилоне, св. епископ Феодор часто бывал у царя как врач и при этом сеял понемногу семена учения Христова, которые падали на добрую почву царского сердца и царь отчасти уже начал просвещаться светом истинного познания. Потом святитель с разрешения царя отправился на краткое время в пустыню, где, при помощи Божией, нашел прп. Иоанна, брата столпника Феодосия. Он жил в едва доступной, темной пещере. Прп. Иоанн сам вышел на встречу епископу и звал по имени самого епископа и учеников его. После духовных бесед епископ по просьбе прп. Иоанна совершил божественную литургию в его пещере и причастил его Пречистых Тайн Тела и Крови Христовой. После этого они возобновили духовные беседы, в ходе которых прп. Иоанн спросил епископа о письме, которое написал ему брат столпник. Но когда епископ открыл письмо по просьбе прп. Иоанна, то оказалось, что на обратной стороне листка уже был написан прп. Феодосию ответ от его брата пустынника. В нем он, в частности, поведал, что все, написанное столпником о святом епископе приходит в исполнение, при содействии Божественного промысла.

Через один день святой епископ возвратился к царю. По мере общения с царем св. Феодор стал читать ему и трем его служителям святое Евангелие. Поучаясь, таким образом, все они уверовали во Христа. Тайно, чтобы не узнали сарацины, он написал им на их языке все основные молитвы, назначил им некоторый срок для поста, учил таинствам святой веры. Через некоторое время он тайно окрестил царя и трех его служителей, и нарек царю имя Иоанн. После этого он тайно совершил божественную литургию в царской опочивальне и всех их причастил Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Новопросвещенный царь Иоанн очень хотел иметь частицу древа Честного и Животворящего Креста Господня, но он в это время находился в Царьграде. Поэтому святителю пришлось отправиться в Царьград с царским письмом и с дарами к греческому царю Михаилу.

Случилось в то время матери царя Михаила заболеть глазами, на которых стали появляться бельма, помрачившие зрение, и вот святитель Христов, взяв земли от гроба Господня и смешав ее с чистой водой, помазал ее очи и исцелил ее. Кроме нее он и другим недужным подавал исцеление.

Царь Михаил приказал сделать золотой ящичек, украшенный драгоценными камнями, и вложил в него частицу честного древа Животворящего Креста Господня. Затем он вручил этот ящичек епископу вместе с ответным письмом к сарацинскому царю и отпустил его с миром. По дороге в Вавилон святитель зашел в свой стольный город Едессу и даровал большое утешение своему духовному стаду, а также посетил и дорогого его сердцу столпника Феодосия. Немного времени пробыв в Едессе, он отправился в Вавилон, исцеляя по пути разные болезни у людей то возложением Животворящего крестного древа и земли от гроба Господня, то своими святыми молитвами. Когда же он пришел к царю Иоанну, тот принял его с величайшей радостью, поклонился до земли крестному древу и иконе Спасителя, облобызал их со слезами радости и поставил в своей опочивальне, устроив пред этою святыней  неугасимую лампаду.

Св. Феодор, пребывая в Вавилоне, творил много исцелений и прогонял бесов из людей. Этому христиане радовались, а сарацины и евреи изнемогали от великой зависти. Среди них был один еврей, начальник над еврейским обществом и законоучитель. Он внушил вельможам сарацинским и персидским, чтобы они предложили царю издать повеление о назначении открытого прения о вере между христианами и евреями. Царь, зная, что рабы Христовы побеждены ими не будут, согласился с их предложением. Назначен был день для прений, и собралось великое множество персов, сарацин, евреев и христиан, а потом со всем своим советом явился на собрание и сам царь. Еврейский законоучитель был очень красноречив перед собранием и гордился своими знаниями. Но, когда он начал говорить не от Писания, а вымышлять разные нелепости и хулы на Христа, нашего Господа, то св. Феодор прервал его и сказал Давидово слово: «немы да будут уста льстивые, глаголящие на праведного беззаконие, гордынею и уничижением» (Псалом XXX, 19). И тотчас тот велеречивый еврей замолчал, так как богохульный язык онемел. Тогда иудеи были посрамлены, а христиане возрадовались, персы же и сарацины удивились, и радовался в душе царь, что христиане победили.

Потом царь повелел того законоучителя еврейского, пораженного немотой от Бога, бить воловьими жилами и посадить в темницу. Так же были наказаны и другие еврейские начальники и с позором прогнаны с собрания. Спустя три дня тот еврей обратился с письменной просьбой к св. епископу Феодору, прося у него пощады и обещая принять христианство. Когда его освободили из темницы, он, припав к ногам еп. Феодора, знаками стал просить у него крещения. После оглашения и последующего за тем крещения с призванием над ним имени Пресвятой Троицы, язык его тотчас освободился от немоты и он начал громким голосом славить истинного Бога.

Итак, еврей стал христианином, получив во святом крещении вместо прежнего имени новое – Самон, а по его примеру и некоторые другие евреи приняли святую веру и крестились. Также многие из персов и сарацин уверовали во Христа.

Несколько дней спустя, св. Феодор собрался идти к пустыннику, прп. Иоанну, и заявил о том царю. Царь тоже пожелал увидать того угодника Божия. Так согласились они вместе идти к пустыннику. Царь при этом сделал вид, что идет на охоту и хочет несколько дней провести в пустыне за ловлей диких зверей. Поймав по пути много добычи, они приблизились к месту уединения пустынника. Царь постепенно избавился от сопровождающей его многочисленной свиты, оставив с собою только тех троих вернейших, обратившихся в христианство, служителей, а св. Феодор – ученика своего Василия. Прп. Иоанн, духом провидя, кто к нему идет, вышел им навстречу, неся в руках огонь и фимиам. Затем он ввел их к себе в пещеру, где они предались полезной для души беседе. И сказал царю пустынник: «Блажен ты, так как, отрекшись от суетного и ложного, возлюбил истину, вводящую тебя в жизнь. Блажен ты потому, что увенчаешься венцом мученичества, и вместо временного земного царства будешь вечно царствовать на небе со Христом…» Потом они вместе вкушали пищу, какую можно было найти в пустыне. И дивился царь равно ангельскому житию прп. старца. Потом все простились со старцем, который провожал их благословениями и молитвами, и удались. Встретившись со своими служителями и воинами, они возвратились в город.

Между тем, свт. Феодор, добрый пастырь, помышлял о возвращении к своему стаду. Он боялся, как бы без него еретики, эти злые волки, не напали на его стадо и не нанесли вреда его духовным овцам. Поэтому он стал просить царя отпустить его в Едессу. Царь же, провидя, что после ухода святителя он проживет уже недолго, передал ему частицу древа Честного и Животворящего Креста Господня и просил святого через год его навестить, если он узнает, что царь еще жив, а если нет, то помолиться об упокоении души его. Царь дал святому епископу много золота и серебра и всяких драгоценных вещей как на украшение храмов Божиих, так и для раздачи нищим и убогим, и, простившись, они расстались со слезами.

Через некоторое время по удалению св. Феодора благоверный царь Иоанн, намереваясь явить себя христианином на деле пред всеми, позвал к себе всех князей, воевод и градоначальников и объявил им, что ему было открыто от Бога об уходе его из этой жизни в ближайшее время. Поэтому он повелевает собраться им и всему народу утром на поле.

Царь всю ночь провел в молитве. Рано утром он позвал к себе митрополита, объявил ему о своем решении, попросил совершить божественную литургию и в конце ее причастился Святых Христовых Тайн. Потом он облачился в светлую царскую одежду, сел на коня и выехал с большою свитой на назначенное место, где уже собрались бесчисленные толпы народа: персы, измаильтяне, евреи и христиане, и все начальники и властители. Царь, прибыв на место, воссел на своем престоле и через некоторое время, дав знак к молчанию, встал и громко начал говорить: «Слушайте все… Я – христианин, имя мне – Иоанн. Я верую во Отца и Сына и Святого Духа, в трехсоставное, но единое существо Божества, и нет в поднебесной другой правой веры, кроме христианской…»

С этими словами он вынул из-за пазухи золотой крест, украшенный драгоценными камнями, и поднял его обеими руками вверх, чтобы видно было всем. Потом, оградив себя крестным знамением и поклонившись до земли на восток, он облобызал честной крест и сказал: «Кресту Твоему честному покланяюсь Христе, и признаю Тебя Богом и Спасом моим…»

Слыша это, все удивлялись и стояли, как будто онемев. Потом князья, воеводы и другие начальники в ярости возопили: «Пусть умерщвлен будет ругатель нашей веры!»

И напали они на царя и пронзили его мечами и копьями на смерть, а с ним вместе умертвили и трех верующих служителей, также исповедавших имя Христово. Это произошло в третий день мая месяца.

Митрополит взял тело святого мученика царя Иоанна и тела святых трех слуг его и принес их в церковь, где и предал честному погребению. От их общей гробницы совершались разные чудеса, и часто подавалось исцеление больных, как среди христиан, так и агарян, что склоняло их к принятию христианства.

В ночь после кончины св. царь Иоанн явился в сновидении св. Феодору. Он был в белой чрезвычайно блестящей одежде, а на голове его был чудный венец. Он рассказал святителю, как его прославил Господь за исповедание Его пресвятого имени перед сарацинами и персами.

Пробудившись ото сна, св. епископ Феодор пошел к прп. Феодосию столпнику и рассказал о бывшем ему видении. Тот сказал, что о том же самом тоже получил откровение от Бога. Несколько дней спустя, из Вавилона пришел слуга, который был там оставлен, и сообщил подробно обо всем там происшедшем.

 Через некоторое время после этого, столпник увидел в видении, что брат его, прп. Иоанн пустынник, отошел ко Господу, а потом после кратковременной болезни представился и сам столпник. По прошествии трех лет после убиения св. царь Иоанн снова явился свт. Феодору в том же виде и сообщил ему, что его призывает Христос.

Готовясь к отходу к Богу, святитель сделал нужные распоряжения по делам церкви Едесской и, преподав благословение и мир духовным овцам своим, оставил свою паству и удалился в Иерусалим. Поклонившись святому гробу Христову, он пришел в лавру св. Саввы, в которой началась его иноческая жизнь, и поселился в своей прежней иноческой келье. Он прожил здесь три недели и переселился в нерукотворные обители, предав святую душу свою в руки Богу в 9-й день месяца июля.

Мчч. Андрей и Пров.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Кипрская в с. Стромынь (Московская обл.). Список с чудотворной Кипрской иконы (о ней см. в день ее празднования 20 апр.) прославился в Успенской церкви села Стромынь находившегося недалеко от Москвы в Богородском уезде в 1841 г. Недалеко от этого села в XIV веке прп. Сергием Радонежским был основан монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. монастырь упразднили по указу Св. Синода; здания были сломаны, а церковь превращена в приходскую. В 1827 г. на ее месте прихожане построили каменный храм во имя Успения. По преданию, этот древний почитаемый образ был дан в знак благословения прп. Сергием Радонежским его ученику Савве при основании Стромынского монастыря. Прославилась эта икона в 1841 г. при следующих обстоятельствах.

Дочь одного крестьянина, именем Марфа, заболела золотухой и скорбутом. В начале 1841 г. больная впала в совершенное расстройство. Припадки ее стали столь сильны, что угрожали даже ее жизни. 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее умереть во цвете лет (ей было 18 лет). Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми меня в свой дом, отслужи молебен с водоосвящением, и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз спрашивала священника и притч об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали никогда внимание на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную ею во сне. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери. После того, как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение в своей болезни. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

После этого к иконе стали в большом числе приходить страждущие и просто верующие люди. Благодатная сила исходила от нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы.

В безбожные времена местным жителям удалось сохранить святыню, и сейчас она снова пребывает в Успенской церкви села Стромынь. На иконе Богоматерь окружают ангелы с пальмовыми ветвями в руках, а на полях изображены священномученик Антипа и мученица Фотиния. Празднование иконе установлено 19 (29) февраля в память первого чуда от образа и в 1-ю Неделю Великого поста.

Икона Божией Матери Колочская Колочская (1413). Явилась в 1413 г. в княжение Василия I (сына Димитрия Донского), во владениях его брата князя Андрея Димитриевича, в пределах Можайска, в 13-ти верстах от города, на берегах реки Колочи в Смоленской губернии. Здесь обрел ее некто Лука, который, усердно помолившись перед нею, принес ее в свой дом. В доме его был больной, лежавший много лет в расслаблении. Услышав о явлении иконы, тот с верою приложился к ней и получил исцеление. Многие страждущие устремились к явленной иконе на поклонение Заступнице Небесной и получали благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где встретил ее кн. Андрей Дмитриевич с многочисленным народом, и тут же многие больные получили исцеление. Из Можайска икона была перенесена в Москву. В Москве от иконы было множество чудес. Лука с иконой ходил по многим городам и селениям и, собрав большое богатство, начал употреблять его в свою пользу и при этом сильно возгордился. Но Господь вразумил его несчастием – однажды медведь едва не умертвил его. Тогда на богатство Луки на месте явления иконы была поставлена церковь во имя Богородицы, и при ней устроен мужской монастырь, именуемый Колочским, или Можайским. Лука же постригся в монахи и проводил жизнь в слезах и покаянии.

В 1609 г. во время польско-литовской интервенции монастырь был разорен неприятелем. В 1812 г. французы заняли обитель и оставались в ней до своего изгнания. Здесь располагался их госпиталь, здесь останавливался Наполеон. Уходя, захватчики разграбили церковное имущество, иконостас, а все деревянные постройки сожгли. Прежний благолепный вид монастырь принял только к 1833 г. В каменной церкви во имя Успения Божией Матери хранилась в специально сооруженном киоте явленная чудотворная Колочская икона, украшенная сребро-позлащенной ризой с драгоценными камнями.

После революции 1917 г. монастырь был упразднен. Последних его насельников (восьмерых монахов, младшему из которых было 63 года) большевики расстреляли. До 1934 г. Успенский собор оставался приходским храмом, затем был передан школе-интернату для глухонемых детей, как и ранее монастырь. Чудотворный Колочский образ Пресвятой Богородицы был перенесен в Рождественскую церковь села Суконники, после ее закрытия – в Вознесенский собор Гжатска. После 70-х годов следы ее теряются. В 1993 г. Колочский магазин был возобновлен как женский. До наших дней в г. Можайске сохранялись два списка с Колочской иконы: в храме святых праведных Иоакима и Анны и в церкви св. прор. Илии, что в Ильинской слободе. Икона Ильинского храма и была передана обители. Возродилась древняя традиция торжественного празднования Колочской иконы в день ее обретения и крестного хода на святой источник, забивший на месте явления образа. В июне 1998 г. монастырю был пожертвован точный список с Колочской иконы, вскоре прославившийся исцелениями. Сейчас это главная святыня обители.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz