Краткие жития святых, православные праздники и события

5/18 ноября

 

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (избрание на Патриарший престол 1917). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (IX).

 

Мчч. Галактион и Епистимия Мчч. Галактион и Епистимия Емесские (Финикийские) (III). Они были женихом и невестой, происходили из Емеса в Финикии. Галактион был очень образован. Когда ему исполнилось 24 года, родители обручили его с прекрасной девушкой Епистимией. Но она была язычницей, и Галактион сказал невесте, что может жениться на ней только тогда, когда она примет крещение. Епистимия крестилась. После крещения она видела во сне красивые палаты и в них поющие три лика: один – черноризцев, другой – девственниц и третий – крылатых и огненных юношей. Св. Галактион объяснил сон, говоря: «Черноризцы – это люди, презревшие все мирское и служащие одному Богу; девственницы – это девы, которые оставили своих женихов и родителей и всю прелесть мира и последовали за Христом; крылатые юноши – ангелы Божии». «О, если бы и нам прославлять Бога вместе с ними!» – сказала Епистимия. «Если мы сохраним девство и оставим мир, то и мы будем блаженствовать вместе с ними», – отвечал Галактион. Тогда св. Епистимия согласилась остаться девой и просила Галактиона не разлучаться с ней. Затем, раздав имение, оба они поселились в монастырях близ горы Синая. Жили святые во времена Декиева гонения в III в. Князь Урс, узнав об иноках и инокинях монастырей близ Синая, потребовал их всех к себе. Те в страхе разбежались, но Галактион остался. Его повели к князю. Узнав об этом, Епистимия догнала Галактиона и просила взять ее с собой. Воины схватили святую и обоих представили на суд к князю. Князь приказал раздеть святых и мучить. Св. Епистимия, не желая быть обнаженной, молилась об ослеплении князя и бывших с ним. Все ослепли и просили Епистимию об исцелении. Она, помолившись, исцелила, и тогда многие уверовали во Христа. Князь же не уверовал и велел мучить святых, – вбивать под ногти на руках и ногах заостренные палочки и затем отсечь им руки, ноги и головы. Так скончались святые мученики Галактион и Епистимия.

Иона Новгородский Свт. Иона, архиеп. Новгородский (1470). Святитель Иона, в миру Иоанн, родился в Новгороде в конце XIV в. Трех лет он потерял мать, а семи – отца. Воспитала его благочестивая вдова Наталья Медоварцева. Хилый от рождения мальчик требовал больших забот, и она относилась к нему с материнской любовью. Учился Иоанн прилежно и успешно, но по слабости здоровья избегал шумных игр своих школьных товарищей.

Раз после вечерни дети играли на улице. Иоанн смотрел на них издали. Вдруг на улице показался неизвестный в городе юродивый в странной одежде (это был прп. Михаил Клопский; память его 11 янв.). Дети бросились смотреть на него, а некоторые начали смеяться и бросать ему под ноги мусор, но блаженный не обратил на них внимания. Он подошел к Иоанну, поднял его выше своей головы и сказал: «Иван, прилежно изучай книги, быть тебе архиепископом в Великом Новгороде!» Он обнял его, поцеловал и удалился.

Когда Иоанн вырос, он поступил в Отнюю пустынь, находившуюся в 50 верстах от Новгорода, в глухих лесах, вдали от жилья человеческого, и там постригся с именем Иона. За свою высокую жизнь он был со временем избран игуменом, и под его мудрым управлением обитель стала процветать.

В 1458 г. после кончины архиепископа Евфимия (память его 11 марта) он был избран его преемником и в следующем же году возведен на архиепископский престол. Так через 50 лет сбылось предсказание прп. Михаила Клопского.

Ревностно стал новый архипастырь заботиться о духовном просвещении своей паствы. Он приказывал переписывать богослужебные книги и составлять жития святых. В Новгороде он возобновил и украсил Димитриевскую церковь, воздвигнутую в память Донской победы. Но особенно заботился он об Отней обители, в которой полагал начало своему иноческому житию: он строил в ней храмы, снабжал ее книгами и богослужебной утварью, выхлопотал для нее у великого князя Судную грамоту и завещал похоронить себя в ней, причем могилу выкопал для себя сам. Более же всего он пекся о бедных и сиротах, которым покровительствовал в память своего сиротства.

Новгородская паства его, исстари буйная и непокорная, любила его и слушалась. Он умел властным словом своим прекращать распри между новгородцами, и при нем вся земля их пользовалась миром и особым Божиим покровительством. А когда подвластный ему Псков сделал неудачную попытку отделиться от Новгорода и захватил некоторые принадлежащие архиепископскому дому земли, то свт. Иона отнесся к псковичам с любовью и не стал требовать вознаграждения за убытки. Тогда и в Пскове стали почитать его. Чтили его также и все князья русские и литовские, и особенно московские.

В 1460 г. в Новгород должен был приехать вел. князь Василий II Темный. Вдруг святитель узнает, что на жизнь его составлен заговор. Немедленно он является в собрание заговорщиков и сильным словом своим останавливает преступный замысел. И когда вел. князь приехал в Новгород, то его приняли с честью. Часто беседовал вел. князь с благостным архипастырем, которого он любил как отца и охотно слушал его советы.

В это время произошло воскрешение молодого постельничего вел. князя прп. Варлаамом Хутынским (память его 6 нояб.). Но когда вел. князь уехал, до него дошли вести, что новгородцы хотят поддаться Литве, врагу России, и он решил идти на них с войском, чтобы раз навсегда положить конец их мятежным замыслам. Тогда свт. Иона поехал в Москву заступаться за свою буйную паству, причем дал мысленный обет, что в случае успешного исхода дела он воздвигнет в Новгороде храм в честь прп. Сергия Радонежского. Под Москвой встретили его бояре и духовенство, а в самом городе принял его с любовью митрополит Московский Иона.

Часто беседовали вел. князь и свт. Иона о делах церковных и гражданских. Раз в присутствии митрополита архиеп. Иона стал особенно горячо заступаться за свой город и просить вел. князя не карать ни в чем не повинных жителей его за небольшую горсть смутьянов. Во время этой беседы он предсказал вел. князю его близкую кончину († 1462) и свержение татарского ига при его преемнике. Последнее предсказание особенно обрадовало вел. князя, так как прозорливость Новгородского святителя была ему хорошо известна. Он обещал не держать гнев на Новгород, но даровать ему мир.

По возвращении в Новгород святитель воздвиг по обету своему храм в честь прп. Сергия Радонежского и часто посещал его. А в Москве в это же время воздвигли храм в честь прп. Варлаама Хутынского.

В 1461 г. скончался митрополит Московский Иона, в 1462 г. – вел. князь Василий Васильевич Темный.

В это время Юго-Западная Русь находилась под властью Польши, отделившись от московского престола. Свт. Иона, твердый в церковных канонах, противодействовал этому печальному разделению и поучал паству свою верности московскому престолу.

За несколько лет до кончины свт. Ионы по всей Руси прошло так называемое Симоновское моровое поветрие. Это был чума. Умерло более 200 тысяч человек. В Зверином монастыре была устроена скудельница, то есть общая могила. В это время там явился образ Симеона Богоприимца, и по бывшему откровению свыше был воздвигнут в честь этого угодника Божия однодневный храм. А когда святитель освятил его, то по совершении им Божественной литургии мор прекратился.

5 ноября 1470 г. свт. Иона скончался и был погребен в Отнем монастыре. Случилось так, что в течение 40 дней могилу его не засыпали, но устроили поверх нее возвышение. В XVI в. весь Отний монастырь целиком сгорел. Гроб свт. Ионы успели вынести на монастырскую площадь, и он только один остался невредим.

По молитвам к свт. Ионе происходили многие чудотворения.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.

 

Патриарх Тихон Свт. Тихон, патриарх Московский и всея России (избрание на Патриарший престол 1917): Новомуч. О свт. Тихоне, патриархе Московском и всея Руси, сведения приведены в день его памяти 25 марта.

Сщмч. Гавриил (Масленников) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Гавриил родился в 1871 г. в городе Михайлове Рязанской губернии в семье кузнеца Михаила и жены его Ольги, у которых было одиннадцать детей. Родители Гавриила отличались благочестием и воспитывали детей в православном духе. Гавриил окончил городское училище и, как и старший его брат, Василий, избрал профессию кузнеца. Образование, полученное в городском училище, ощущалось Гавриилом как недостаточное, и он много времени посвящал чтению книг, и в особенности духовных, занимаясь самообразованием.

С 1893 по 1896 год Гавриил Михайлович служил в 171-м полку в городе Варшаве в звании ефрейтора. Был участником русско-японской войны. За проявленную в боях отвагу он был награжден Георгиевским крестом. Во время военных действий Гавриил Михайлович попал в плен. После освобождения из плена и возвращения по окончании военной службы домой он работал кузнецом, арендуя кузницу в Печерских Выселках Михайловского уезда, а затем – в селе Прилучье. В это время он женился на Татьяне Ивановне Бориной, глубоко верующей девушке из семьи мещан города Коврова Владимирской губернии. Впоследствии у них родилось одиннадцать детей, из них в живых остались два сына и три дочери, которым они по мере сил старались привить начала веры и благочестия.

Глубокие познания, полученные путем самообразования, и нравственный авторитет Гавриила Михайловича были таковы, что жители города Михайлова избрали его в 1920 г. на должность  городского головы.

В начале 20-х годов у Гавриила Михайловича стало стремительно ухудшаться зрение; врачи отнесли это на счет его профессии кузнеца и настоятельно стали советовать оставить ее. Долго думал Гавриил Михайлович, как быть. В душе оживало давнее желание стать священником. Его не страшили идущие повсюду гонения на Русскую Православную Церковь, но смущали собственный преклонный возраст и отсутствие специального образования. Ему не доставало решимости сделать такой шаг. Но однажды во сне он увидел умершую мать, которую он отпевает, находясь в сане священника. Этот сон он посчитал благоприятным знаком к принятию решения. В 1924 г. он поехал в Рязань к архиерею, сдал экзамены на знание богослужения и Священного Писания, а также основных положений православного вероучения и был рукоположен в сан диакона к храму Рождества Богородицы в селе Маково Михайловского района.

В 1925 г. диакон Гавриил был рукоположен в сан священника к храму Покрова Божией Матери в селе Самодуровка (ныне село Солнечное) Михайловского района.

Священническое служение стало для о. Гавриила великой отрадой и утешением. Он любил богослужение и храм, это чувствовали прихожане, и это привлекало их к церкви, тем более что о. Гавриил, будучи человеком высоконравственным, до своего рукоположения пользовался среди жителей большим авторитетом.

Во время гонений на Русскую Православную Церковь в начале 1930-х годов в районное отделение ОГПУ города Михайлова пришла разнарядка – арестовать некоторое число жителей, в первую очередь аресту подлежали священники. 11 марта 1931 г. сотрудники ОГПУ арестовали о. Гавриила и нескольких верующих женщин.

17 марта следователь допросил о. Гавриила. На его вопросы о. Гавриил ответил: «Я считаю, что построение колхозов из одних бедняков, которые сами себя не могут прокормить из-за нелюбви к труду, – из них колхозов не создашь, а необходимо принимать любящих труд. Религиозные убеждения я имею с детства, так воспитан родителями, для душевной отрады я поступил в священники. В предъявленном мне обвинении в агитации против советской власти, в распускании слухов, что скоро падет советская власть, и тому подобном виновным себя не признаю».

Не признали себя виновными и все арестованные вместе с ним женщины. 25 апреля 1931 г. тройка при Полномочном Представительстве ОГПУ приговорила священника Гавриила Масленникова к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет с заменой высылкой этапом в Казахстан на тот же срок.

Следствие в то время было жестоким – заключенных в тюрьме беспощадно избивали, даже не скрывая этого от родственников, и жене о. Гавриила не раз отдавали из тюрьмы окровавленные рубашки мужа.

В 1936 г. о. Гавриил вернулся из ссылки. Его дом был разорен, и семья сначала скиталась по домам православных, а затем они нашли пустой, брошенный хозяевами домик с земляным полом, стоявший на отшибе. Крыша над головой была, а средств сделать деревянный пол не было. После выхода из заключения о. Гавриил был направлен служить в храм Преображения Господня в село Внуково Михайловского района Рязанской области.

Недолго пришлось прослужить о. Гавриилу в храме. Осенью 1937 г., во время очередного гонения, власти приняли решение арестовать священника. 6 октября сотрудники НКВД допросили одного из колхозников, который показал, что к священнику Гавриилу Масленникову часто группами ходят священники из Михайловского района и проводят в его доме антисоветскую деятельность… Имело место влияние антисоветской агитации священника Масленникова… Семья священника собирала колосья пшеницы с колхозных полей, где урожай еще не был убран.

Вызванный на допрос в качестве свидетеля председатель колхоза Тихонов показал, что священник Масленников проводит антисоветскую агитацию, направленную против партии и советского правительства, а также и против колхозного строя… В доме священника часто собиралось по два-три священника… В дом к священнику Масленникову часто приезжают люди из деревень, и совершают у него на дому крестины.

16 октября 1937 г. власти арестовали о. Гавриила, и он был заключен сначала в тюрьму в городе Скопине, а затем в Рязани. Его обвиняли в том, что он вел среди населения активную контрреволюционную религиозную пропаганду и поддерживал тесную связь с арестованными священниками Акинфиевым и Амелиным и после ареста священника Григория Амелина оказывал материальную поддержку его семье.

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях священник не признал.

12 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Гавриила к расстрелу. Священник Гавриил Масленников был расстрелян 18 ноября 1937 г. и погребен в безвестной могиле.

 

Апп. от 70-ти Патров, Ерм, Лин, Гаий, Филолог (I). Св. апостол Патров бы епископом в Неаполе и Путеоле (в Италии), где многих крестил и привел ко Христу. Св. апостол Ерм (память его также 8 марта) был епископом в Филиппополе (во Фракии). О святых Парме и Ерме апостол Павел упоминает в послании к Римлянам (Рим. XVI, 14).

Св. апостол Лин, о котором упоминает апостол Павел во втором послании к Тимофею (2 Тим. IV, 21), был епископом в Риме, после святого апостола Петра.

Св. апостол Гаий, о котором воспоминает апостол Павел в послании к Римлянам, говоря: «приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви» (Рим. XVI, 21), был епископом в Ефесе, после святого Тимофея.

Св. апостол Филолог, о котором упоминает апостол Павел в том же послании, говоря: «приветствуйте Филолога» (Рим. XVI, 15), был поставлен св. апостолом Андреем Первозванным епископом в Синоны (город на южном берегу Черного моря).

Святые апостолы, проходя свое епископское служение в указанных городах, претерпевали многие напасти и скорби ради благой вести и, многих научив и приведя ко Христу, с миром отошли ко Господу.

Мчч. Домнин, Тимофей, Феофил, Феотим, Дорофей пресвитер, Евпсихий, Картерий, Неарх и Памфил Палестинские (307).

Свт. Григорий, архиеп. Александрийский (IX). Пострадал за почитание икон при Льве Армянине в заточении.

Сщмч. Кастор еп. и мч. Агафангел.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz