Терминологический словарь

Краткие жития святых, православные праздники и события

Авва (греч. от арамейского) – отец, титул, даваемый начальнику обители, форма обращения к духовному отцу с выражением высшей степени любви.

Агиография (от греч. hagios - святой и... графия) – вид церковной литературы - жизнеописания святых.

Адамант (алмаз) – камень, имеющий такую крепость, что чертит прочие камни, сам не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым, прославившимся твердостью своей веры.

Алтарь (лат.) – часть храма, где находится престол, иногда сам престол, т.е. стол, на котором совершается Евхаристия.

Амвон (греч.) – полукруглый выступ в предалтарной части храма, у которого причащают мирян и с которого произносятся проповеди.

Амфипат – губернатор.

Анахорет (греч.) – отшельник, пустынник, подвижник, живущий в полном уединении, посвятивший себя покаянию, богомыслию, молитве и аскезе.

Аноипат – начальник области в Римской империи.

Антиминс (греч.) – четырехугольный плат, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам помещаются изображения четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. Антиминс кладется на престол под Евангелие. Литургия может совершаться только на антиминсе.

Апокрисиарий – представитель епископа при государе.

Ареопагит – член верховного Афинского государственного совета и судилища – Ареопага.

Архидиакон (греч.) – старший, первый диакон; в Русской Церкви титул давался только главному из монашествующих диаконов и только в лаврах и больших монастырях, ныне – главный диакон в Патриаршем соборе.

Архиепископ (греч.) – по статусу то же, что епископ, его почетный титул.

Архиерей (греч.) – в Греческой и Русской Церкви так именуются лица высшей иерархии – епископы, начальники епархий. В Ветхом Завете архиереем называли первосвященника, в Новом Завете наименование архиерея прилагается к Иисусу Христу.

Архимандрит (греч.) – 1) первоначально на Руси было почетным званием, даваемым игуменам, по обязанности то же, что и настоятель монастыря; 2) чин в монашеской иерархии.

Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Библия – Священное Писание, авторитетное для иудеохристианской традиции. Состоит из двух больших частей – Ветхого Завета и Нового Завета. В Православной Церкви отдельные части Библии используются за богослужением.

Било – в монастырях так называлась металлическая доска, в которую били для созыва иноков в церковь или в трапезную.

Благоверный – святой из князей и монахов, прославившийся благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры.

Блаженный – эпитет, прилагаемый на Руси к святым юродивым. Кроме того, блаженными называются еще сокровенные святые, угодившие Богу тайно, в миру, и те святые, святость которых засвидетельствована не столько славою их дел, оставшихся сокровенными, сколько свидетельством других. С XIX в. этот эпитет стал прилагаться также к святым, почитаемым в католической Церкви (в тех случаях, когда почитание было установлено до разделения церквей).

Большевики – представители политического течения (фракции) в Российской социал-демократической рабочей партии (с апреля 1917 самостоятельная политическая партия), возглавляемые В.И. Лениным. Понятие большевики возникло на 2-м съезде Российской социал-демократической рабочей партии (1903) после того, как при выборах в руководящие органы партии, сторонники Ленина получили большинство голосов (отсюда - большевики), их противники - меньшинство (меньшевики). В 1917-52 слово большевики входило в официальное название партии - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), Российская КП (большевиков), Всесоюзная КП (большевиков). 19-й съезд партии (1952) постановил именовать ее Коммунистическая партия Советского Союза.

Велиар (евр.) – злой дух, дьявол.

Вериги (ц.-слав.) – различные металлические предметы, носимые на теле; в православной аскезе ношение вериг использовалось для умерщвления плоти, т.е. победы над страстями.

Верные (слав.) – богослужебное название мирян, которые участвуют в таинствах.

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Вертоградарь – садовник. 

Вершок – старая русская мера длины, равная 4,4 см.

Вечерня (слав.) – богослужение суточного круга, совершаемое вечером. В последовании вечерни каждый день в соответствии с месяцесловом вспоминается то или иное священное событие или творится память святым и совершается служба в честь чудотворных икон.

Власяница (слав.) – одежда из грубой шерсти.

Волхвы – в древности под именем волхвов подразумевались люди мудрые, обладавшие знанием тайных сил природы, светил небесных и т.п. На Руси так называли колдунов, волшебников, отсюда волхование в смысле чародейского искусства. Первоначальное значение слова «волхв» было, вероятно, жрец (языч.): так, волхвами названы в старорусском поучении жрецы Ваала, в переводе Евангелия – маги, пришедшие поклониться Христу.

Вратарь – то же, что привратник, в древнехристианской церкви лицо, охранявшее двери храма, чтобы не присутствовали при таинстве Евхаристии неверные. В монастыре вратарь – монах, несший послушание при вратах обители, сторож у ворот.

Вселенские Соборы – собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность. Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры. Всего было семь Вселенских Соборов:

1)        1-й Никейский (325 г., память в 7-ю Неделю по Пасхе) – сформулировал первую часть Символа веры, дав определение Божественности Сына Божьего;

2)        1-й Константинопольский (381, память 22 мая) – сформулировал вторую часть Символа веры, дав определение Божественности Святого Духа;

3)        Ефесский (431 г., память 9 сент.) – дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии как Божьей Матери;

4)        Халкидонский (451 г.) – дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и Истинного человека в одном лице;

5)        2-й Константинопольский (553 г., память 25 июля)еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе;

6)        3-й Константинопольский (680-681 гг., память 23 янв.)подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий;

7)        2-й Никейский (787 г., память 2-я Неделя октября) – Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.

 

Гносцизм – общее название многих еретических лжеучений, появлявшихся в течение первых двух веков христианской эры. Гностики отрицали божественное откровение и объясняли все истины христианского вероучения одними усилиями разума.

Гомилетика (греч.) – 1) учение о составлении и чтении проповедей; 2) учение о регулярно читаемых лекциях для стабильной аудитории.

Деспот – правитель государственного образования 13-14 вв., полузависимого от Византии или фактически самостоятельного (высший титул византийского вельможи).

Диакон (греч.) – священнослужитель, одна из степеней церковной иерархии.

Диакониса (диаконисса) – церковная служительница. Служение диаконис состояло в следующем: они приготовляли женщин к крещению, помогали епископу при крещении женщин и вместо него делали помазание частей тела, за исключением лба; смотрели за дверью церковною, в которую входили женщины в церковь, расставляли женщин по местам и пр. В первые века диаконисы причислялись к клиру, а потом они поставлялись на свою должность по особому рукоположению; впоследствии рукоположение было запрещено, а затем прекратилось и само служение диаконис.

Евангелие (благая, радостная весть) – повествования о земной жизни Христа и Его учении, входящие в состав Нового Завета. Каноническими считаются четыре Евангелия (Матфей, Марк, Лука, Иоанн). При этом Евангелием иногда могут называть и весь корпус новозаветных текстов.

Евнух – в древности к ним относились лица, которые служили при царских дворах в качестве хранителей сокровищ, царской казны и в особенности в качестве стражи при опочивальне царя, цариц и царевен. По большей части евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнуха была очень почетной.

Евхаристия (греч.) – название главнейшего таинства Церкви, установлено Иисусом Христом на Тайной вечере, в Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Евхаристией называют как литургию, на которой приготовляют Святые Дары и совершается таинство, так и самые Тело и Кровь Христовы.

Единоверие – особенная часть русской господствующей Церкви, учрежденная в 1800 г. императорским указом для тех старообрядцев, которые были согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды. Единоверие было задумано наподобие западной православно-католической унии: при сохранении старого богослужебного чина и древних обычаев единоверцы обязывались принимать священство от господствующей Церкви и поминать за литургией новообрядческий Синод, вполне ему подчиняясь.

Еллинский – греческий; иногда это слово значит языческий; ко времени Рождества Христова греки были самым образованным народом древности.

Епарх (греч.) – начальник, так назывались начальники Римских областей, градоначальники.

Епископ (греч.) – архипастырь, непосредственный преемник и представитель апостолов на земле; высшая ступень церковной иерархии. Епископ является руководителем жизни христиан и совершителем богослужений в своей епархии; как священнослужитель, он совершает все таинства и один только имеет право посвящать в священные степени, освящать святое миро и антиминсы.

Епитрахиль (греч.) – одно из богослужебных облачений, надеваемое на шею священниками и епископами. Напоминает диаконский орарь, выглядит как лента, долгие концы который сшиты. Она символизирует излияние благодати.

Ересь – христианское учение, уклоняющееся и противящееся ясно выраженным и сформулированным Вселенской Церковью догматам веры. Известны следующие главные виды ересей:


Арианская – основана Арием (ум. 336 г.). Он богохульно утверждал, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, не Бог, Отцу единосущный, а Существо сотворенное, а потому невечное, хотя и совершеннейшее из всех созданных существ. Эта ересь была осуждена на I Вселенском Соборе (19 июня – 25 августа 325 г.) в Никее, отцы которого сформулировали первую часть Символа веры, дав определение божественности Сына Божия. Но Никейский символ не положил конца церковной смуте, вызванной арианством: арианствующие епископы, присутствующие на соборе в значительном числе, скрепили соборное вероопределение своими подписями единственно из-за страха перед государственной властью, разделявшей убеждения православных членов собора. Сумев же, вскоре по окончании собора, привлечь государственную власть на свою сторону, руководители ариан, при ее поддержке, вступили в ожесточенную борьбу с защитниками правой веры. В середине IV в. они одержали почти полную внешнюю победу над своими противниками, объединившимися под священной хоругвью Никейского символа.

Евтихианская – основана константинопольским архимандритом Евтихием. Она неправильно учила, что Иисус Христос имел лишь одно естество божеское, тогда как Православная Церковь всегда признавала и признает в Иисусе Христе два естества, неслиянные и нераздельные – божеское и человеческое. Евтихиане назывались еще монофизитами. Эта ересь была осуждена на IV Вселенском Соборе, происходившем в г. Халкидоне в 451 г., но существовала в ослабленном виде еще несколько веков. [Армяне разделяют монофизитскую ересь, и отвергают все последующие за ним Вселенские Соборы /июнь, стр. 25/.]

Манихейство – лжеучение, представляющее собою смесь христианства с началами персидской религии Зороастра. Основателем его был Манес, маг персидский. Он учил, что от века существуют два независимых царства – добра и зла, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом. Человек также, по учению Манеса, состоит из соединения двух элементов – света и тьмы и имеет как бы две души – добрую и злую, которые постоянно борются между собою. В жизни манихеи были весьма воздержаны: они проповедовали безбрачие и постоянный пост. Манихейство было весьма распространенным в III и IV вв.Несторианство основано Несторием, епископом константинопольским (428-431), учившим, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а лишь человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не Своими искупительными заслугами, а лишь учением и примером Своей жизни. Несторианство было осуждено на III Вселенском Соборе, бывшем в Ефесе (в 431 г.). Несмотря на соборное осуждение, несторианская ересь существовала в некоторых местах, особенно в Персии, Индии и Китае, до VIII в.

 Северианская – основана Севером, Патриархом Антиохийским (512-518). Представляет собою видоизмененную монофизитскую ересь (см. выше). Севериане хоть и признавали, подобно еретикам-монофизитам, только одну природу в Иисусе Христе – божескую, но допускали в ней различие свойств божеских и человеческих. Так они утверждали, что плоть Христова до воскресения была тленною, подобно нашей.

Иконоборчество – еретическое движение, которое отрицало почитание святых икон и организовывало гонения на них. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-747) и Константине V Компрониме (741-775), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее ныне Константине Порфирородным (780-797) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник «Торжество православия».

Законник (иначе книжник) – так называли ученого человека, относящегося к классу особенно привилегированных людей, сведущих в законоведении и ведущих юридические дела в церковных судилищах.

Затворник – подвижник, который заключил себя в пещеру или келью, посвящая себя молитве и подвигу борьбы с мирскими страстями.

Золотник – 4,26 г (1/96 фунта).

Игумен (игуменья) (греч.) – 1) название начальственного лица в монастыре, настоятель; по правам и обязанностям при руководстве монастырем тождествен архимандриту, от которого отличается только облачением при совершении богослужения; 2) чин в монашеской иерархии.

Иерархия (греч.) – священноначалие; церковная иерархия, являясь общим названием для всех трех степеней священства: епископа, пресвитера и диакона, соответствует понятию клира.

Иерей (греч.) – священник.

Иеромонах – священник-монах. В Русской Церкви институт иеромонашества современен Феодосию Печерскому.

Инок, инокиня (слав.) – монах, монахиня.

Иночество – монашество.

Иподиакон – церковнослужитель, по своему положению находится между чтецом и диаконом; при архиерейском богослужении облачает архиерея.

Исихазм (греч.: молчание, безмолвие) – подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием, древнее понятие в Восточной Церкви; мистическое подвижническое течение в православном монашестве, которому следовали великий русский святой Нил Сорский и его ученики.

Исповедник (ц.-слав.) – 1) в святцах название усвоено тем святым, которые открыто исповедовали свою веру во Христа перед гонителями Церкви, лжеучителями или перед иноверцами, не останавливаясь даже перед мученичеством. Подвиг исповедничества отличается от мученичества тем, что не содержит в себе дара мученической кончины. После преставления исповедники могут почитаться как мученики; 2) объявляющий грехи свои в таинстве исповеди.

Кавсокаливит – сжигатель калив (шалашей).

Каждение – обрядовое действие, способ поклонения Богу, заключающийся в воскурении фимиама, т.е. сжигании ладана перед священными предметами и людьми как носителями образа Божия.

Калика – странник, ходящий по церковным праздникам и поющий духовные стихи.

Канон (греч.) – 1) перечень книг Священного Писания, Библия; 2) правило церковной жизни; 3) одна из форм православной гимнографии наряду с тропарем и кондаком.

Канонарх (греч.) – распорядитель церковного пения, в монастырях тот чтец или певец, который каждый стих говорит один громким голосом, а за ним этот стих повторяют певцы одного лика.

Канонизация – процедура причисления усопшего праведника к лику святых. Канонизация бывает местной (в границах одной области или епархии), общецерковной (в границах одной поместной церкви). Для Русской Церкви важны критерии православной жизни кандидата, чудес на его могиле, а также наличие мощей.

Катакомбы (catacumbae) – подземные ходы и пещеры, расположенные неправильной сетью; известны катакомбы близ Рима, в Неаполе, Сиракузах и на острове Мальте. Катакомбы служили для христиан первых веков тайным местом богослужебных собраний и местом погребения умерших; предполагают, что для этой цели христиане воспользовались старыми заброшенными подземными ходами, образовавшимися при добыче горшечной глины.

Келарь (греч.) – должностное лицо в православном монастыре, заведовавшее кельями, их устройством, размещением в них монахов и наблюдением за чистотой и порядком.

Киновия (греч.) – одна из форм монашеской жизни, организованная согласно общежительному уставу. Система иноческой жизни прежде киновии прошла стадии анахоретства, т.е. уединенного образа жизни, и келлиотства – общинной монашеской жизни во главе с аввой. В России впервые воспользовался общежительным уставом св. Феодосий Печерский.

Клир (греч.) – духовенство; состав священнослужителей и церковнослужителей при приходской, соборной или домовой церкви.

Клирос (греч.) – первоначально так называли главных помощников епископов при кафедральных храмах в городах, в которых не было резиденции правящего архиерея. Позднее название «клирос» стало означать место на солее (возвышение в предалтарной части храма) с левой и правой сторон для лика певчих, символизирующих образ воинсвующей Церкви.

Комиты – у древних римлян спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее – спутники императоров, состав их приближения, свиты. Со времен Константина Великого (306-337) это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они не принадлежали к императорской свите.

Комментарисий – в Римской империи начальник над тюрьмами.

Ктитор (греч.) – исторически так назывался состоятельный христианин, построивший на свои средства храм. Он получал за это право распоряжаться организацией жизни церковного прихода. В России так стали называть старосту.

Лавра – собственно часть города, обнесенная стеной. Но еще с самого древнего времени название это применялось к многолюдным и важным монастырям. Впервые лаврами такие монастыри стали называться в Палестине, где монахи вынуждены были собираться в насколько возможно большом числе и огораживать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны разных кочевников и особенно бедуинов.

Левитон – короткая, кожаная одежда с рукавами до локтей.

Лимонарий (греч.) – буквально «цветник», название книги, содержащей в себе собрание повестей о деяниях пустынножителей, просиявших святостью. Автором Лимонария является Патриарх Константинопольский Софроний.

Лития (греч.) – в богослужении так называется часть всенощного бдения, состоящая из пения стихир и особых ектений, или прошений; литией также называют краткое моление об усопших.

Литургия (греч.) – главнейшее из общественных христианских богослужений, установленное Иисусом Христом на Тайной вечере. На Руси это богослужение также называется обедней, т.е. трапезой, на которой верующие вкушают Тело и Кровь Христа.

Менологий (греч.) – в Греческой Церкви книга, которая содержит жития святых, упорядоченные по месяцам (и дням) церковного года; предназначена для домашнего и монастырского чтения.

Мартирологи, или мученические акты – сборник древнейших известий о страданиях мучеников. Началом и первыми основаниями мученических актов являются известия о допросах, осуждении и казни мучеников языческим начальством.

Миллиарий – римская миля, равнялся 8 стадиям (около 88 русским саженям или 1,5 версты).

Милоть – 1) верхняя одежда, мантия, плащ; 2) козья кожа.

Минея (греч.) – богослужебная книга Православной Церкви, содержащая службы годового литургического круга. Минея содержит стихиры, каноны, кондаки и икосы Господским и Богородничным праздникам, а также святым на каждый день. Минея общая содержит богослужебный материал, сгруппированный по разрядам святых и праздников.

Минеи-Четьи (греч. и ц.-слав.) – книги, содержащие не богослужебные тексты, а тексты для чтения, предназначенные преимущественно для внебогослужебного употребления; агиографический и церковно-учительный материал расположен по месяцам и дням года.

Миро (греч.) – название вещества, употребляемого в таинстве миропомазания. Первоначально таким веществом было одно чистое растительное масло; с VI в. на Востоке к маслу стали прибавлять бальзамы и ароматические вещества.

Митрополит (греч.) – по статусу то же, что епископ; архипастырь церковных общин столицы, крупных городов, иногда целых регионов.

Молчальники – святые преподобные, соблюдавшие в продолжение многих лет обет молчания.

Мощи (слав.) – останки умерших святых; почитаются как исполненная благодати и обладающая даром чудотворения святыня.

Мытарь – сборщик податей.

Мытница – место, где собирались пошлины или подать.

Мученик (слав.) – древнейший чин святых, прославляемых Церковью как принявших мученическую смерть за веру во Христа. В греческом языке мученичество имеет значение свидетельства, дара, приписываемого мученикам, которые своей добровольной смертью за веру засвидетельствовали силу данной им благодати. Таким образом, мученичество имеет аспекты продолжения апостольского служения и следования путем Христовым. На Руси к мученикам относятся также страстотерпцы.

Настоятель – предстоятель, начальник монастыря, старший священник соборной или приходской церкви.

Нотарий – собственно значит скорописец. В первые века по Р.Х. так назывались императорские секретари, скреплявшие акты. При Константине Великом была учреждена тайная канцелярия нотариев, которые вели протоколы самых важных государственных совещаний. Секретари Константинопольского патриарха также назывались нотариями.

Обновленчество – оппозиционное движение в русском православии, ставящее целью радикальное преобразование, «обновление» церковной жизни путем возврата к формам первохристианских времен. Первая волна обновленчества была организована в 1920-х годах большевистским правительством, проводилась при поддержке ГПУ, и была направлена на раскол Русской Православной Церкви с целью последующего уничтожения в советском государстве «любой церкви». В настоящее время движение обновленчества существует преимущественно в Москве, имея незначительное число последователей.

Оглашение – изустное наставление в истинах веры православной, преподававшееся в древней Церкви всем, желавшим приступить к таинству крещения.

Оглашенные – люди, которые проходят подготовку к крещению.

Омофор (греч.) – часть облачения епископа, иначе называемая «нарамник»; широкая и длинная лента с изображением креста, надеваемая через плечо поверх саккоса. Омофор символизирует собой заблудшую овцу, которую добрый пастырь возложил на плечи и принес в дом, что означает спасение Иисусом Христом рода человеческого.

Орарь (греч.) – принадлежность облачения иподиакона, диакона и архидиакона; в виде длинной ленты.

Патерик (греч.) – книга отцов, отечник; в православной литературе сборник жизнеописаний и изречений отцов-монахов. Из русских патериков наиболее известны Киево-Печерский и Соловецкий.

Патриарх – первый из епископов, имеющий духовную власть над Церковью в стране, глава Поместной Церкви.

Патриций – в Риме представитель высшего сословия, вроде русского дворянства; в византийской служебной иерархии довольно высокий чин, дававший право на звание синклитика или сенатора.

Перипатетики – последователи Аристотеля (IV в. до Р.Х.); они учили, что всякое познание берет начало из опыта.

Повечерие – одна из повседневных церковных служб, состоит преимущественно из чтения псалмов, Великого славословия, Символа веры, канона, молитвы Богородице и молитвы на сон грядущий.

Пономарь, или правильнее: парамонарь – приставник для охранения храма и священных мест и наблюдения за чистотою; на его же должности, по уставу церковному полагалось: звонить к богослужению, зажигать и гасить богослужебные светильники, приготовлять и подавать кадильницу.

Поприще – 1) в Римской империи мера расстояния, равная около 690 русским саженям (около 1470 м); 2) у греков место определенной длины и ширины с оградой для бегания; пробежавший поприще раньше других считался победителем и в награду получал венок.

Полуношница – церковная служба, которая совершается в полночь и на всякий час ночи до утра. Церковь всегда имела в виду, что полночь есть удобное время, по своей тишине, для молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении.

Поручи (нарукавники) – принадлежность священнического облачения, употребляемая для стягивания рукавов подризника. Так как епископ или священник во время богослужения изображает Иисуса Христа, то поручи аллегорически означают узы, которыми был связан Спаситель при суде над ним.

Постник – аскет, подвижник, который прославил себя в деле благочестия преимущественно чрезвычайным воздержанием от пищи и питья.

Преподобномученик – святой мученик из монашествующих, иноков и инокинь.

Преподобный – святой, подвиг которого заключается в монашеском подвижничестве в осуществлении того образа и подобия Божия, которые даны человеку. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей и стремлений и непременный выбор следования Христу.

Проконсул – наместник Римского императора в провинциях или областях.

Пролог (греч.) – славяно-русский церковно-учительный сборник. Прототипом ему послужили греческие Минологии и Синаксари – сборники кратких житий, расположенных по памятям святых и празднуемых Церковью событий в течение всего года.

Проскиниарий – казнохранитель.

Проскомидия (греч.) – первая часть христианской литургии, на которой приготовляется вещество для Евхаристии.

Просфорник – монах, изготовляющий просфоры.

Протиктор – в Римской империи – оруженосец.

Протопресвитер (греч.) – высшее звание русского белого (не монашествующих) духовенства.

Псалтирь (греч.) – книга псалмов, излагающих благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях. Псалтирь читается на всяком утреннем и вечернем богослужении и вся прочитывается в течение недели.

Пустынь – в русском православии название уединенного монашеского поселения.

Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами, т.е. 4 или 5 вершков (около 20 см).

Равноапостольный – наименование святых, особо прославившихся благовествованием Евангелия и обращением народов в православную веру.

Раскол – так принято называть произошедшее во 2-й половине XVII в. отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.

Революция – коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установлению новой власти.

Ризница – место при алтаре, где хранятся облачения священнослужителей.

Ритор – преподаватель науки об ораторском искусстве.

Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz