Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. Он часто служил и за каждой литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Его богослужения привлекали к себе сосредоточенностью и духовным миром. После литургии владыка, не спеша, благословлял всех подходивших к нему.
С началом служения владыки Августина обновленчество стало быстро терять свои позиции в епархии. Обновленческий епископ Иерофей остался без кафедры в городе.
Любовь, смирение, терпение и милосердие к ближнему – всеми этими качествами обладал владыка Августин. Имея высокий сан, он смирялся перед каждым, даже перед нищим. Имея возможность, даже в те годы, как-то устроить свою жизнь материально, хотя бы с большими удобствами, он не имел ничего, кроме одежды на себе, и ту по усмотрению других. Имея возможность питаться хотя и постной, но изысканной пищей, он выбирал самое скромное и простое, и в малом количестве.
Для верующих вдохновенное служение преосвященного Августина всегда было событием незабываемым. Во время его богослужений храм всегда был полон молящихся.
Часто к епископу приезжали духовные дети из других городов, их владыка оставлял жить у себя в доме. Он искренне и радушно принимал всех, и верующие чувствовали в нем отца, чья любовь и самоотверженное служение многих вывели на узкий, спасительный путь, уведя с широкого, погибельного пути.
В это время по благословению владыки были организованы религиозные кружки. В одном из них занимались дочери владыки Юлия и Нина.
15 февраля 1924 г. власти арестовали епископа Августина, и он был заключен в тюрьму в городе Иванове. Его обвинили в нарушении законодательства об отделении Церкви от государства, а также в том, что он, «пользуясь положением духовного лица и используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти». Законным власти считали обновленчество, и потому объединение вокруг епископа Августина большинства православных, покаяние обновленческих священников и возвращение храмов, занятых обновленцами, в Православную Церковь было в их глазах незаконным.
8 августа 1924 г. Коллегия ОГПУ рассмотрела «дело» епископа и постановила его освободить, а само дело прекратить.
В 1925 г. почил Патриарх Тихон, и преосвященный Августин был на погребении Святейшего и принимал участие в избрании Местоблюстителем митрополита Петра в соответствии с завещательным распоряжением Патриарха.
Из Москвы епископ Августин вернулся в Иваново, но местные власти всячески препятствовали служению в городе архипастыря и потребовали, чтобы он покинул город. С середины 1925 г. ему пришлось жить в Москве и в Кинешме, приезжая в Иваново лишь для совершения богослужений, когда в связи с большими церковными праздниками православным удавалось добиться разрешения на приезд епископа в город.
Православные в Иванове не согласились с решением местных властей о высылке епископа Августина в Москву, тем более что это было сделано без суда; они стали добиваться возвращения архиерея в город. Им удалось склонить к защите своего правого дела одного из чиновников ВЦИКа, который помог им добиться того, что незаконное решение о высылке епископа Августина было отменено, и владыка вернулся в Иваново.
Положение православных в те годы было тяжелым: власти преследовали их арестами, взимали с них огромные налоги, принуждали работать в двунадесятые праздники и в воскресные дни.
Почти ежедневные проповеди, все возрастающая известность архиерея, любовь к нему ивановской паствы, а также почти полное поражение обновленцев в Иванове приводили в ярость местных безбожников. И 1 сентября 1926 г. начальник Ивановского ОГПУ отправил донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Тучкову в Москву, потребовав от московских властей разрешения на высылку епископа Августина за пределы Ивановской области.
8 сентября 1926 г. Тучков распорядился арестовать епископа и под конвоем доставить в Москву. 9 октября епископ Августин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 21 октября власти допросили его.
После допроса было составлено заключение по делу епископа, где ему было поставлено в вину, что по его инициативе «была организована епархиальная канцелярия для управления Иваново-Вознесенской епархией. Эта епархиальная канцелярия не была зарегистрирована в отделе Управления, что и носило характер нелегальной организации. Кроме этого… с целью “возвращения в лоно Церкви” у себя на дому организовал нелегальный кружок, где и преподавал детям, не достигшим совершеннолетия, Закон Божий».
22 октября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Среднюю Азию. Узников было назначено отправить этапом 26 октября.
Сразу же после ареста епископа Августина верующие Иванова стали хлопотать об освобождении архиерея и собирать подписи под прошением об этом среди рабочих города. Но на этот раз власти не отреагировали на протест верующих. Когда приговор вступил в силу, и владыка был выслан, верующие произвели сбор денежных средств, как для самого епископа, так и для находившихся в тех же местах ссыльных священнослужителей. В ответ на это власти стали усиленно преследовать православные общины, созданные епископом Августином, и арестовали всех организаторов сбора подписей в защиту епископа, а также сбора средств в помощь ссыльному духовенству. Все они были затем осуждены на различные сроки заключения за организацию «несанкционированного властями Красного Креста», – как писалось в обвинительном заключении.
Сначала епископ был сослан в город Ходжент, а затем в Педжикент, где он пробыл до марта 1930 г. и куда к нему приехал его келейник и иподиакон Борис Семенов. Здесь владыка в комнате, которую снимал, устроил домашнюю церковь, где служил сам, и куда приходили помолиться некоторые ссыльные. Из ссылки он писал духовным детям, которые читались не только теми, кому были непосредственно адресованы, но и всеми его духовными детьми, находившими в письмах своего духовного отца утешение и поддержку.
После окончания трех лет ссылки Особое Совещание ОГПУ 14 октября 1929 г. постановило: запретить преосвященному Августину в течение трех лет проживание в шести крупных городах и областях этих городов, а также в Ивановской области, с прикреплением на эти три года к постоянному месту жительства для удобства за ним надзора ОГПУ.
Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий назначил епископа Августина на Алма-Атинскую кафедру, но местные власти запретили владыке жить в Алма-Ате, и митрополит Сергий направил его на кафедру в Сызрань. В апреле 1930 г. преосвященный Августин прибыл в Сызрань, где снял часть дома; сюда к нему приехал его келейник Борис Семенов. Здесь, в Сызрани, владыка рукоположил его в сан диакона.
Весной 1930 г. местные власти в Сызрани начали активную кампанию по закрытию церквей, когда сразу же закрыто было пять храмов. Верующие направили делегацию в Москву с ходатайством об открытии незаконно закрытых церквей.
Епископ Августин с начала своего служения на этой кафедре стал пользоваться огромным авторитетом среди верующих и объединил вокруг себя духовенство, явившись для всех и заботливым отцом, и мудрым руководителем. Это не понравилось местной власти, и она стала искать повод для ареста архиерея, активной части духовенства и верующих. Меньше года прослужил преосвященный Августин в городе Сызрани. 21 февраля 1931 г. ОГПУ арестовало его и с ним шестнадцать священников, одного монаха и 39 мирян, в их числе старост и членов церковных двадцаток. Всех обвинили в том, будто они вели борьбу мероприятий советской власти, и в особенности против колхозного строительства и ликвидации кулачества как класса, организованно боролись за политические права Церкви путем отстаивания и пропаганды монархических устоев тихоновской церкви, организовали помощь находящимся в ссылке верующим под лозунгом «помощи мученикам политического режима советской власти»; их обвинили также и в том, что они призывали верующих протестовать против закрытия храмов и распространяли в этой связи провокационные слухи о гонениях на религию.
В конце апреля преосвященный Августин был ознакомлен с выдвинутыми против него обвинениями и на допросе потребовал от следователя разрешения дополнить свои показания письменно. Владыка написал: «По всем пунктам предъявленного мне обвинения виновным себя не признаю…»
28 октября 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Августина и диакона Бориса к трем годам заключения в концлагерь.
После отправки епископа в концлагерь его дочери вместе со своей няней уехали в Пензу к сестре их покойной матери. Они жили тем, что меняли или продавали вещи, оставшиеся от владыки.
Преосвященный Августин был отправлен в концлагерь недалеко от станции Лодейное Поле Ленинградской области. Лагерь находился в глухом лесу, и до ближайшего городка было десять километров. Заключенные здесь занимались сбором смолы. Сначала епископ работал вместе со всеми в лесу, а затем фельдшером на медпункте. Для пополнения запаса медикаментов его иногда отправляли в город, где он познакомился с местным священником, через которого сообщил близким свой адрес, и спустя некоторое время стал регулярно получать посылки. В концлагере владыка строго соблюдал все церковные посты и никогда не ел ничего мясного, отдавая его другим. Если бы не помощь духовных детей, владыка вряд ли смог пережить в столь суровых условиях весь срок заключения.
По окончании срока заключения, в 1934 г. преосвященный Августин был назначен епископом Калужским и Боровским. Когда владыка приехал в Калугу, туда приехала дочь Нина, но жила она отдельно от него.
Служил епископ в Калуге в храме великомученика и Победоносца Георгия. От дома до храма он всегда ходил пешком, в рясе и клобуке, с панагией на груди и с посохом в руке. Между тем это было время разгара гонений на Русскую Православную Церковь, и зачастую, когда он шел по улице в храм, прохожие смеялись над ним, отпуская ему во след оскорбительные реплики, но он шел и как будто не слышал их. Когда к нему подходил кто-нибудь из верующих под благословение, он всегда останавливался и, не спеша, благословлял. Владыка часто служил и всегда за богослужениями проповедовал. Православный народ любил своего архипастыря, и во время его служб в храме всегда было много молящихся. Молился он сосредоточенно и вдохновенно и этим вдохновением и серьезностью увлекал других.
Владыка Августин обладал удивительным смирением и в своей келье в любое время безотказно принимал всех, кто приходил к нему как по делам церковным, так и по личным. Люди шли к нему за советом, за утешением и помощью, и он не отказывал никому.
2 апреля 1936 г. преосвященный Августин был возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 г., благодаря тожественному и вдохновенному служению владыки, несмотря на все гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных.
Осенью 1937 г. среди духовенства, верующих и жителей города Калуги начались аресты. Архиепископ Августин был уверен, что воинствующие безбожники непременно его арестуют, и он спокойно и серьезно готовился к предстоящему аресту и грядущим страданиям.
Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сентября, ему пришла повестка с требованием явиться к городским властям. Время в этой повестке было проставлено столь позднее, что владыка понял, что его вызывают для ареста. В ту же ночь в дом, где жил архиепископ, пришли сотрудники НКВД и забрали все его вещи: панагию, Евангелие, духовные книги, дикирий, трикирий и многое другое, взяли все, что попалось под руку.
После ареста владыка был сразу допрошен. И затем допросы продолжались весь месяц. Его обвиняли в антисоветской деятельности как «руководителя контрреволюционной монархической организации церковников».
Архиепископ Августин держался мужественно и, несмотря на угрозы следователей и оговоры лжесвидетелей, категорически отвергал все обвинения.
19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила архиепископа Августина к расстрелу.
Вместе с архиепископом Августином были арестованы протоиерей Иоанн Сперанский, архимандрит Иоанникий (Дмитриев), псаломщики Алексий Горбачев, Николай Смирнов, Аполлон Бабичев, член церковного совета Михаил Арефьев, а также Феоктиста Чернова, Анна Остроглазова и Ольга Масленникова.
Священномученик Иоанн родился 1 января 1864 г. в селе Желовижи Московской губернии в семье священника Иоанна Сперанского. По окончании Калужской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Калужской епархии. За безупречное и ревностное служение о. Иоанн был возведен в сан протоиерея и награжден митрой. Был членом Союза Русского Народа. За самоотверженное служение Церкви и отечеству был награжден орденами. Протоиерей Иоанн пользовался огромным авторитетом среди верующих Калуги, и когда к власти пришли безбожники, и началась гражданская война, он был тут же арестован и заключен в тюрьму в качестве заложника. Во время изъятия властями церковных ценностей в 1922 г. протоиерей Иоанн был вновь арестован и приговорен к одному году заключения. В 1937 г. власти снова арестовали священника. Ему предъявили обвинение в ведении контрреволюционной деятельности и в членстве в церковно-монархической организации. Виновным себя в этом священник не признал.
Преподобномученик Иоанникий (в миру Иван Алексеевич Дмитриев) родился в 1875 г. в деревне Редкие Дворы Московской губернии в семье крестьянина; в их семье было пятеро детей. В течение трех лет Иван зимой ходил на дом к учителю и обучался грамоте, а летом пас скотину на пастбище. В двенадцать лет он пошел с деревенскими портными по деревням в качестве ученика и в течение трех лет обучался портняжному ремеслу. Когда Ивану исполнилось 17 лет, он отправился в Москву и устроился в портняжную мастерскую. Поработав три года, он на две недели приехал в родную деревню повидать отца с матерью, а затем вернулся в Москву. Вскоре умерла мать, и он взял к себе на содержание всю семью – отца и братьев с сестрами. Иван рос с детства благочестивым, а в юности почти ежедневно посещал церковь и читал много духовных книг. Два года он жил с мыслью уйти в монастырь и, в конце концов, остановился в своем выборе на ските Оптиной пустыни.
В 1908 г. Иван приехал в Оптину пустынь; две недели он прожил в ней и беседовал с настоятелем, который, увидев высокий духовный настрой благочестивого юноши, принял его в обитель послушником. Здесь он был пострижен в монашество с именем Иоанникий и в 1915 г. рукоположен в сан иеродиакона. С 1917 г. он был экономом в архиерейском доме у епископа Калужского Феофана (Тулякова). В 1918 г. иеродиакон Иоанникий был мобилизован в тыловое ополчение и прослужил здесь два года. В 1921 году епископ Феофан рукоположил его в сан иеромонаха и направил служить в село Сухиничи неподалеку от Калуги. В 1927 г. епископ Феофан был переведен на другую кафедру; назначенный вместо него епископ Стефан (Виноградов) возвел в 1928 г. иеромонаха Иоанникия в сан игумена и определил его настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещевске.
Направляя о. Иоанникия в монастырь, владыка благословил его помогать всем престарелым монахам и монахиням, жившим тогда при монастыре. В 1929 г. монастырь закрыли, а на его месте была организована коммуна «Искра». Отец Иоанникий после закрытия монастыря был назначен настоятелем мещевского собора. Монахи закрытой обители образовали вокруг собора некое подобие монастырской общины, с уставными службами в соборе. Они жили здесь по частным квартирам, но все строго выполняли устав. Отец Иоанникий, исполняя благословение епископа, помогал монашествующей братии, и в особенности тем, кто по старости или болезни не мог себя содержать. Наличие вокруг собора некоторого числа монашествующих обратило на себя внимание властей. В это время властями проводилась коллективизация, к которой они сами относились как к мероприятию рискованному, и оттого опасались крестьянских восстаний и сопротивления – или пассивного, когда люди не шли в колхозы, или активного, когда они были готовы идти на физическое сопротивление. Священнослужителей и монахов власти считали первыми своими врагами, а, зная, что это наиболее просвещенные люди, почитали их врагами вдвойне.
В октябре 1932 г. власти арестовали в городе Мещевске 19 человек, из них 11 – монахов и монахинь. Игумен Иоанникий был арестован 31 октября и заключен в тюрьму города Брянска. 16 ноября он был вызван на допрос и на вопросы следователя ответил: «По существу предъявленного мне обвинения в создании контрреволюционной группировки из монашествующих и бывших торговцев и проведении агитации против мероприятий советской власти виновным себя не признаю…»
Следователи, собрав против игумена Иоанникия показания «свидетелей», их ему зачитали. Их он также категорически отверг.
15 марта 1933 г. тройка ОГПУ приговорила игумена Иоанникия к ссылке в Северный край на пять лет. По возвращении из ссылки он был возведен в сан архимандрита и направлен служить в Николо-Казинский храм в городе Калуге. Осенью 1937 г. власти арестовали архимандрита Иоанникия вместе с архиепископом Августином и группой духовенства Калуги. 28 октября состоялся допрос священника.
На вопросы следователя он ответил: «Я среди духовенства и верующих неоднократно выказывал недовольство советской властью, обвиняя ее в том, что в результате ее политики по всему Советскому Союзу по требованию советской общественности закрылись церкви, кроме этого я говорил о том, что советская власть несправедливо проводит репрессии в отношении бывших людей… и духовенства». Отец Иоанникий при этом отказался признать себя виновным в контрреволюционной деятельности и оговаривать других.
Преподобномученик Серафим родился 22 декабря 1872 г. в селе Нагулино Балахнинского уезда Нижегородской губернии в семье мелкого волжского судовладельца Григория Гущина и в крещении был наречен Стефаном. Получив начальное образование у частного учителя, Стефан в 1888 г. устроился конторщиком на железную дорогу в Нижнем Новгороде. В 1893 г. он был призван в армию и служил в звании унтер-офицера. По окончании срока службы он вернулся на прежнее место работы – в железнодорожную контору в Нижнем Новгороде.
В 1908 г. Стефан Григорьевич оставил мирскую службу и поступил трудником в Оптину Пустынь. 29 октября 1911 г. он был определен в число братии послушником. 24 мая 1915 г. послушник Стефан был пострижен в монашество с именем Серафим и некоторое время проходил послушание синодичного.
Наступило время гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей и началось постепенное закрытие Оптиной и аресты среди ее насельников. В 1921 г. монах Серафим был рукоположен во иеродиакона и стал служить вместе с иеромонахом Никоном (Беляевым) в Казанском храме, оставленном властями монахам для богослужений. В 1923 г. ради сохранения обители и монашеского образа жизни из монахов и послушников была организована артель, но властями была оспорена законность религиозно-трудовой формы существования при советской власти, и в том же году артель была закрыта, а ее имущество передано музею, при котором было разрешено остаться лишь небольшому числу братии. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобраков) (прмч., память его 26 дек./ 8 янв., †1938) благословил здесь остаться служить иеромонаху Никону и иеродиакону Серафиму. В июне 1924 г. храм был закрыт, и братия перебралась жить в Козельск, где еще оставался для богослужений городской собор. В 1924 г. иеродиакон Серафим был рукоположен во иеромонаха и стал служить в храме в городе Лихвине Черепетского района, а с 1 января 1937 г. в храме Покрова Божией Матери в селе Покровском Перемышльского района Калужской области.
Иеромонах Серафим был арестован в день 20-летней годовщины захвата власти безбожниками и начала одного из самых жестоких гонений на Православную Церковь – 7 ноября 1937 г. и заключен в одну из тюрем в Черепетском районе.
Были допрошены дежурные свидетели – жители Перемышльского района и села Покровского. Один из них показал, будто о. Серафим в преддверии всесоюзной переписи, в которой был поставлен вопрос о вере, говорил, что это делается для того, чтобы узнать, сколько в России осталось верующих, и закрыть оставшиеся церкви, и он говорил жителям, чтобы они не писались неверующими. Другой свидетель показал, будто о. Серафим ему рассказывал, что его вызывал к себе председатель сельсовета и спросил, за кого он будет голосовать, на что он ответил: неужели же он будет голосовать против религии, которую коммунисты притесняют.
Иеромонах Серафим был допрошен сразу же после ареста, 7 ноября. Виновным себя в высказывании «террористических настроений против коммунистов», возведении клеветы на советскую власть, «контрреволюционной агитации против предстоящих выборов в Верховный Совет» о. Серафим не признал.
11 ноября 1937 г. материалы следствия были рассмотрены начальником Перемышльского районного отдела НКВД и переданы на рассмотрение тройки НКВД. 19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Серафима к расстрелу. Иеромонах Серафим (Гущин) был расстрелян в тот же день, что и управляющий Калужской епархией архиепископ Августин (Беляев) и архимандрит Оптиной Пустыни Иоанникий (Дмитриев), – 23 ноября 1937 г. и, так же как и они, погребен в общей безвестной могиле.
Мученик Алексий родился 5 февраля 1892 г. в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 г. Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 г. власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал.
Мученик Аполлон (Аполлон Ксенофонтович Бабичев) родился 30 марта 1874 г. в городе Калуге. Окончил городское училище и служил в Георгиевском храме псаломщиком. 16 октября 1937 г. власти арестовали его. На следствии он сразу занял твердую позицию, настаивал на точной записи ответов и ставил после каждого ответа подпись.
Виновным себя в проведении контрреволюционной и антисоветской деятельности Аполлон Ксенофонтович не признал.
Мученик Михаил (Михаил Павлович Арефьев) родился 27 июня 1865 г. в городе Калуге. До 1917 г. Михаил Павлович был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. Будучи глубоко верующим человеком, он в 1928 г. вошел в состав церковного совета Одигитриевской церкви в Калуге. В октябре 1937 г. власти арестовали его. На допросах Михаил Павлович не признал себя виновным в возводимых на него обвинениях.
19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), протоиерея Иоанна Сперанского, архимандрита Иоанникия (Дмитриева), псаломщиков Алексия Горбачева, Николая Смирнова, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу.
Архиепископ Августин (Беляев), протоиерей Иоанн Сперанский, архимандрит Иоанникий (Дмитриев), псаломщики Алексий Горбачев, Николай Смирнов, Аполлон Бабичев и член церковного совета Михаил Арефьев были расстреляны 23 ноября 1937 г. и погребены в общей безвестной могиле.
Мч. Николай (Смирнов), мц. Анна (Остроглазова) и св. Борис (Семенов) исп., диакон (1930-е): Новомуч. Мученик Николай родился 6 мая 1886 г. в селе Старая Кашира Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Петра Смирнова. Окончил школу, а затем до 1922 г. работал сельским учителем. В 1922 г. Николай Петрович переехал в Калугу и до своего ареста в 1937 г. служил в Георгиевском храме псаломщиком и пел в церковном хоре.
На допросе следователь предъявил ему обвинения в проведении контрреволюционной деятельности, в занятиях антисоветской агитацией. Виновным себя в этих обвинениях Николай Петрович не признал.
19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила псаломщика Николая Смирнова к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, по прибытии в который он вскоре скончался.
Мученица Анна родилась 19 ноября 1900 г. в городе Калуге в семье протоиерея Иоанна Алексеевича Остроглазова. Окончила среднее учебное заведение и поступила в институт народного образования; окончив два курса, она в 1920 г. ушла из института. Затем она поступила работать бухгалтером в Калужское педагогическое училище. Здесь Анну Ивановну за ее кроткий нрав полюбили как преподаватели, так и учащиеся, многие из которых приходили к ней поделиться своими горестями и бедами. Анна Ивановна была глубоко верующим, благочестивым и серьезным человеком, и когда Калужскую кафедру возглавил епископ Августин, она стала его ближайшей помощницей. После ее ареста 16 октября 1937 г. НКВД потребовал от администрации педагогического училища, где она работала, дать характеристику своей сотруднице, арестованной по обвинению в контрреволюционной деятельности. Администрация в данной характеристике отметила молчаливость сотрудницы, ее религиозность и ее заметное стремление войти в курс всех вопросов работы училища (хозяйственных, учебно-воспитательных и прочих).
На допросах мужественная и благочестивая христианка держалась с достоинством и спокойствием, как достойная дочь своего духовного отца – архиепископа Августина.
Ей предъявили обвинения в антисоветской деятельности как члена контрреволюционной монархической организации, во вредительстве при исполнении профессиональных обязанностей.
Виновной себя в этих обвинениях Анна Ивановна не признала.
19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила Анну Ивановну к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, где она приняла мученическую кончину от голода.
Св. исповедник Борис родился в 1900 г. в Санкт-Петербурге в семье наборщика типографии журнала «Нива» Александра Семенова. До 1916 г. Борис учился в 6-й технической школе при фабрике Госзнак, а затем до 1920 г. работал на этой фабрике рабочим. В 1920 г. она была эвакуирована в Москву, куда переехала и вся семья Семеновых. До 1922 г. Борис работал конторщиком, а затем, в связи с массовым сокращением рабочих, был уволен и поступил учиться в садово-огородный техникум. В это время он начал помогать в храме Архангела Михаила на Пироговской улице в качестве алтарника, здесь он познакомился с епископом Августином и стал его келейником и иподиаконом.
Когда владыка был выслан в Среднюю Азию, Борис поехал вслед за ним в город Педжикент. Он работал здесь во фруктовых садах и помогал епископу во время совершения келейных богослужений. После того как епископ Августин получил назначение на кафедру в Сызрань, он выехал к нему и помогал во время богослужений в качестве иподиакона, кроме того, он выполнял различные церковные поручения. Во время поездок Бориса Александровича в Москву владыка передавал с ним письма митрополиту Сергию. В декабре 1930 г. преосвященный Августин рукоположил Бориса в сан диакона.
Арестованный вместе с владыкой, на вопросы следователя он ответил, что по его убеждению, в настоящее время со стороны советской власти идет притеснение служителей религиозного культа…, коллективизация для православного христианина приемлема лишь в том случае, если она не будет направлена во вред его религиозным убеждениям.
Послушник епископа диакон Борис Семенов был отправлен в другой концлагерь, также недалеко от станции Лодейное Поле, и в заключении скончался.
Мцц. Ольга (Масленникова) (1941) и Феоктиста (Ченцова) (1942): Новомуч. Мученица Ольга (Ольга Александровна Масленникова) родилась 10 июля 1874 г. в городе Калуге. Окончила церковноприходскую школу. Была прихожанкой храма великомученика и Победоносца Георгия, в котором служил владыка Августин, помогала в работах по храму. 29 октября 1937 г. власти арестовали ее. Вызванная на допрос, Ольга Александровна не признала себя виновной в возводимых на нее обвинениях и никого не оговорила. 19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения. Ольга Александровна скончалась в концлагере в 1941 г.
Мученица Феоктиста родилась 21 января 1880 г. в городе Калуге в семье калужского купца Семена Ченцова, занимавшегося торговлей скобяным товаром. Феоктиста Семеновна окончила городское училище. В сентябре 1937 г. власти арестовали ее как активного верующего человека, обвинив в контрреволюционной деятельности. Феоктиста Семеновна не признала себя в этом виновной.
19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила ее к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Феоктиста Семеновна скончалась в одном из Карагандинских лагерей 16 февраля 1942 г. и была погребена в безвестной могиле.
Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.). Колесование святого великомученика Георгия. Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной (†335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца (+ 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии - в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября - в воспоминание колесования святого Георгия. В 1891 году на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
Мч. Орест врач, Тианский (Каппадокийский) (304). Мученик Орест был искусным врачом в Каппадокийском городе Тиане. Прибывший в этот город гонитель христиан Максимиан позвал к себе Ореста и склонял к отрече… Продолжение »