Краткие жития святых, православные праздники и события

10/23 ноября

 

Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931); сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937); сщмчч. Августина, архиеп. Калужский, и с ним Иоанна пресвитера, прмчч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937); мч. Николая, мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е); мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942).

Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Прп. Феостирикта, иже в Символех. Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Колесование вмч. Георгия (303) (Груз.).

 

Апостолы от 70-ти Олимп, Ераст, Родион, Сосипатр, Куарт и Тертий Апп. от 70-ти Ераст, Олимп, Родион, Сосипатр, Куарт (Кварт) и Тертий (I). Эти святые принадлежали к лику 70-ти апостолов Христовых. Из них Олимп (Олимпан), о котором вспоминает апостол Павел в послании к Римлянам (Рим. XVI, 15), последовал за апостолом Петром в Рим, и там, по повелению римского императора Нерона, был усечен мечом в тот же день, в который был распят апостол Петр.

Точно также и апостол Родион (Иродион), бывший сродником святому первоверховному апостолу Павлу (Рим. XVI, 11) и проповедавший слово Божие в Патрах, где был и епископом, путешествовал с апостолом Петром в Рим и в день распятия его был обезглавлен.

Святой апостол Сосипатр (память его также 28 апр.) был родом из Ахаи (провинция в Греции) и также был сродником апостолу Павлу, о чем упоминает сам апостол Павел (Рим. XVI, 21). Вместе со святым апостолом Иасоном он был учеником апостола Павла и предпринимал апостольские путешествия. Потом был епископом Иконийской церкви и в мастистой старости скончался мирно.

Подобным же образом в мире отошел ко Господу и святой апостол Ераст, о котором также упоминает святой апостол Павел (Рим. XVI, 23). Святой апостол Ераст был сначала диаконом и казнохранителем Иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде (город на севере Палестины).

Святой апостол Куарт (Кварт), упоминаемый святым апостолом Павлом (Рим. XVI, 23), много пострадал за свое благочестие, обратил многих греков к вере во Христа и мирно скончался в сане епископа города Берита (ныне Бейрут).

Святой апостол Тертий (память его также 30 окт.) был епископом в Иконии, после Сосипатра, завершил обращение иконийских язычников и сотворил много чудес.

 

Прмч. Нифонт (Выблов) и мч. Александр (Медем) (1931): Новомуч. Иеромонах Нифонт родился в 1882 г. в городе Ейске в семье небогатого крестьянина Григория Выблова. Когда ему исполнилось десять лет, родители отдали его учиться в двухклассную сельскую школу в городе Ейске, которую он окончил в 1894 г. Затем он стал помогать по хозяйству отцу. Отец его умер, когда юноше исполнилось семнадцать лет, и с этого времени они остались хозяйствовать вдвоем с младшим братом. В 1913 г. он уехал в село Подлесное Хвалынского уезда Саратовской губернии к известному в этих местах миссионеру иеромонаху Антонию (Винникову), который заведовал миссионерской школой. Пробыв здесь некоторое время и утвердившись в решении вступить на новый путь, он поступил в мужской монастырь в городе Хвалынске, где вскоре был пострижен в монашество с именем Нифонт и хиротонисан в сан иеромонаха. В 1925 г. епископ Вольский назначил служить иеромонаха Нифонта в храм в село Березовый хутор, где он прослужил до дня своего ареста.

28 декабря 1930 г. местное отделение ОГПУ, поставившее своей целью закрытие всех храмов в районе, направило двух милиционеров в село Березовый хутор для ареста священника. Приехав в село, они увидели, что в храме идет богослужение. Тогда они направились в дом священника, чтобы там дождаться его возвращения из храма. По окончании литургии было совершено отпевание покойника, гроб с его телом священник проводил на кладбище. Домой о. Нифонт и приехавший к нему в гости его духовный отец, иеромонах Антоний (Винников), бывший с ним в храме, пришли около двух часов дня. По их приходе был произведен обыск, а затем иеромонахов вывели из дома и велели садиться на подводу. К этому времени около дома священника собралась толпа числом около сорока человек, в основном женщин. Они стали требовать освобождения священнослужителей. Тогда милиционеры вытащили оружие и под угрозой стрельбы заставили священников сесть на телегу. Люди закричали, что власти учиняют разбой, и потребовали освободить ни в чем не повинных пастырей. Тогда милиционеры стали переписывать тех из присутствующих, кто вел себя наиболее активно, и угрожать им арестом. Был послан гонец в соседнее село за милицейским подкреплением. Все это принудило верующих отступить, и арестованные священники были увезены в тюрьму в город Сызрань. Однако, арестовав иеромонаха Нифонта, ОГПУ не смогло выдвинуть против него никаких обвинений.

Допрошенный следователем, иеромонах Нифонт виновным себя не признал; об иеромонахе Антонии, арестованном вместе с ним, сказал, что знает его по монастырю в Хвалынске с юности, и неоднократно ездил к нему в Хвалынск в последнее время, чтобы исповедаться. В последний раз они вместе вернулись из Хвалынска в село Березовый хутор, где и были арестованы.

Иеромонах Нифонт скончался 30 августа 1931 г. в половине десятого утра в Сызранской тюрьме.

Незадолго до его ареста, в середине декабря 1930 г., власти арестовали его духовного сына Александра Антоновича Медема.

Мученик Александр родился в 1877 г. в городе Митаве Курляндской губернии в семье сенатора Антона Людвиговича Медема, занимавшего многие видные государственные посты, в частности губернатора Новгородского. Это был человек, о котором народ сохранил самую добрую память.

Александр окончил в Новгороде гимназию, а затем в 1897 г. – юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но юридическая служба его не привлекла. С младенческих лет он привязался к земле. Почти ни одна сельскохозяйственная работа не проходила без его участия, что способствовало приобретению многих практических знаний в области сельского хозяйства и развитию глубокой любви к родному краю и народу.

В 1901 г. Александр Антонович женился на Марии Федоровне Чертковой. Впоследствии у них родилось четверо детей – сын и три дочери. Сын после революции эмигрировал в Германию, одна из дочерей была расстреляна в 1938 г.

До 1918 г. Александр Антонович управлял имением. После того как советской властью все частные землевладения были конфискованы, он стал арендовать несколько десятин земли. Жили небогато; средств, полученных чаще всего в долг, его семье иногда хватало лишь на то, чтобы закупить семян и провести самые необходимые сельскохозяйственные работы. В иные времена не было лошади, а участок находился за тридцать километров от города.

Когда началась гражданская война, Александр Антонович и два его брата договорились, что, будучи русскими, не поднимут руку на своих, и не будут принимать участия в гражданской войне. В 1918 г. большевики арестовали его и приговорили к расстрелу, но накануне исполнения приговора отпустили домой попрощаться с родными. Но утром большевики были выбиты из города белыми, и приговор сам собой отменился. Летом 1919 г. он снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Саратове. Вернувшись из тюрьмы, он говорил, что нигде так хорошо не молился, как в тюрьме, где в дверь по ночам стучится смерть, а чья очередь – неизвестно.

Летом 1923 г. ОГПУ вновь арестовало Александра Антоновича, и он был заключен в тюрьму в городе Саратове. В конце октября 1923 г. Александр Антонович был освобожден и вернулся к родным.

Аресты и лишения закалили его душу и укрепили веру. Но невзгоды, болезни, тяжелый труд, иногда непосильный, привели к тому, что Александру Антоновичу пришлось оставить работу на земле.

В 1928 г. Александр Антонович был арестован и заключен в тюрьму в городе Саратове. По окончании следствия он был приговорен к лишению права жить в шести крупных городах, и поселился в городе Сызрани, близком к родным местам. К этому времени он овдовел, и в ссылку в город Сызрань поехали его дочери, одна из которых устроилась на работу в Краевое врачебное управление.

Осенью 1930 г. Александр Антонович снова был арестован. Следователь спросил его на допросе, каких он придерживается политических убеждений и каково его отношение к советской власти. Александр Антонович ответил: «Определенных политических убеждений я не имею, поскольку я не занимался политикой. К существующему строю мое отношение лояльное. С программой коммунистической партии и советской власти я не согласен».

На допросах Александр Антонович держался с большой выдержкой и достоинством, хотя в это время тяжело страдал от туберкулеза легких, которым болел уже в течение нескольких лет. От него требовали назвать лиц, которые ему известны в городе Сызрани. Таковых он не назвал, утверждая, что близких знакомых у него нет, а имен людей, с которыми он общался при мимолетных контактах, он не знает.

Таким образом, дело до предъявления обвинения так и не дошло. В начале 1931 г. у Александра Антоновича обострился туберкулезный процесс в легких, что было связано с тяжелыми условиями тюремного заключения, и 22 февраля он был переведен в больничный корпус Сызранской тюрьмы.

Дочери, узнав о тяжелом состоянии здоровья отца, стали добиваться свидания. Но увидеть его они больше не смогли. Александр Антонович скончался в тюремной больнице 1 апреля 1931 г. в половине первого дня. Отпевали его заочно в соборе города Сызрани.

Сщмчч. Прокопий (Титов), архиеп. Одесский и Иоанн (Скадовский) пресвитер (1937): Новомуч.

 Священномученик Прокопий (в миру Петр Семенович Титов) родился 25 декабря 1877 г. в семье священника города Кузнецка Томской губернии. Когда Петру исполнилось девять лет, он поступил в духовное училище, а затем в семинарию города Томска, которую окончил в 1897 г. В 1901 г. Петр Семенович окончил Казанскую Духовную академию и был определен преподавателем Томского духовного училища; на этой должности он пробыл несколько месяцев. 21 августа 1901 г. в Успенском монастыре города Уфы он был пострижен в монашество с наречением имени Прокопий, а 23-го – рукоположен в сан иеромонаха. После этого он получил назначение на должность заведующего Томской церковно-учительской мужской школы при архиерейском доме. Эта школа должна была готовить учителей для Томской, Омской, Тобольской и Енисейской епархий.

Одним из главных элементов религиозно-нравственного воспитания учеников было участие в богослужениях; они посещали все воскресные и праздничные богослужения при архиерейском доме, участвуя в церковном пении и чтении. При церковно-учительской школе существовала воскресная школа, которой тоже руководил иеромонах Прокопий.

В это время во главе Томской епархии стоял выдающийся миссионер и просветитель Алтая епископ Макарий (Невский), который был инициатором многих церковных мероприятий в епархии, и в частности основателем церковно-учительской школы. Епископ Макарий в зале своего дома организовал читальню, в которой по воскресным дням в течение всего года, более десяти лет, преподавались уроки веры, а также сообщались исторические и географические сведения о русской земле и государстве и читались сведения о войне и других современных им событиях.

В 1903 г. собрания лекторов, сходившихся по понедельникам в комнате владыки, преобразовывались в пастырские собрания томского духовенства и преподавателей духовно-учебных заведений. В них принимал самое активное участие иеромонах Прокопий.

В 1906 г. иеромонах Прокопий был назначен на должность преподавателя Иркутской Духовной семинарии. В 1909 г. иеромонах Прокопий был включен в состав комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского (память его 30 марта), по молитвам которого происходили многочисленные чудеса и исцеления. 30 августа 1909 г. иеромонах Прокопий был возведен в сан архимандрита и назначен на должность помощника заведующего пастырского училища в городе Житомире.

С искренним сожалением прощались с о. Прокопием ректор семинарии архимандрит Евгений (Зернов), преподаватели, учащиеся и духовенство Иркутска. Характеризуя его труды, церковные деятели Иркутска писали, что он являлся одним из самых вдохновенных проповедников города. Отец Прокопий был вдохновителем и организатором благотворительного отдела при Братстве свт. Иннокентия. Благодаря главным образом его трудам удалось помочь многим беднякам.

Жизнь училища за все шесть лет пребывания в нем архимандрита Прокопия в качестве помощника начальника не знала со стороны учеников каких-либо проступков. Огромная заслуга в организации духовной жизни училища принадлежала архимандриту Прокопию. Он был вдохновенным преподавателем и проповедником. Его лекции и проповеди производили неотразимое действие на души слушателей.

30 августа 1914 г. архимандрит Прокопий в кафедральном соборе Одессы был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской и Херсонской епархии.

Епископ Прокопий был участником Всероссийского Поместного Собора 1917/18 годов, восстановившего патриаршество в Русской Православной Церкви. На Соборе епископ Прокопий сделал доклад о свт. Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых. Тогда же, на Соборе, епископ был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Указом от 26 января 1918 г. он был освобожден от настоятельства и назначен епископом Николаевским, викарием Одесской епархии. В 1921 г. он стал епископом Одесским и Херсонским. С этого времени началась его активная деятельность как православного архипастыря в условиях гонений на Русскую Православную Церковь. Чистота и безупречность его нравственной жизни, твердые убеждения святителя, подвижническая личная жизнь – все это создало ему репутацию архипастыря высокой духовной жизни.

В 1922 г. большевики начали ожесточенную борьбу с Православной Церковью, используя для этого обновленческое движение. 16 февраля 1923 г. епископ Прокопий был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, а 26 августа был переведен в Одесскую тюрьму. Владыка свой арест обосновывал тем, что «…в связи с появлением в Церкви обновленчества, к которому я по своим убеждениям не примкнул, я был привлечен к суду за содействие белым; меня обвиняли в том, что я для белых устраивал молебствия и сбор пожертвований…». Последние же осуществлялись по распоряжению управляющего епархией Алексея Баженова, который стал служить обновленческим митрополитом и тем самым избежал привлечения к ответственности.

Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении святителя.

Епископ Прокопий был приговорен к расстрелу, который заменили высылкой за пределы Украины. 12 января 1925 г. он был освобожден и выехал в Москву. В это время Патриарх Тихон предпринимал хлопоты, касающиеся легализации Синода Русской Православной Церкви, в состав которого был включен и епископ Прокопий. 7 апреля Патриарх Тихон скончался. Епископ Прокопий участвовал в погребении Святейшего и в избрании митрополита Петра (Полянского) (сщмч., память его 27 сент.) на пост Местоблюстителя в соответствии с завещательным распоряжением почившего Патриарха.

Вместе с некоторыми другими архиереями епископ Прокопий принимал активное участие в помощи Местоблюстителю в делах по управлению Русской Православной Церковью. В июне 1925 г. епископ Прокопий был возведен в сан архиепископа Одесского и Херсонского.

Осенью 1925 г. власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром. Среди других 19 ноября 1925 г. был арестован и архиепископ Прокопий.

26 мая 1926 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам заключения; он был отправлен вместе с арестованным по тому же делу епископом Амвросием (Полянским) в Соловецкий концлагерь (сщмч., память его 7 дек.). В декабре 1928 г. власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были сосланы сначала в Тюменский округ, а затем в Тобольский.

В городе Тобольске обоих архиереев, и вместе с ними священника Иоанна Скадовского, арестовали и предъявили обвинение в антисоветской агитации, и главным образом в том, что они будто бы ругали местное духовенство, что оно бездействует. Их продержали в Тобольске в изоляторе полтора месяца, после чего за прекращением дела освободили. Направили их в село Обдорск. Здесь они прожили месяц. Архиепископа Прокопия назначили в село Мужи, а епископа Амвросия в село Шурышкары.

В Мужах архиепископ Прокопий прожил пять-шесть дней, а оттуда был направлен в Киеват, где прожил с 1929 по июль 1931 г. Сюда в октябре 1929 г. к владыке приезжала
Екатерина Владимировна Скадовская (жена священника Иоанна Скадовского) и привезла ему и епископу Амвросию облачение и антиминсы.

30 июля 1931 г. власти в ссылке арестовали архиепископа Прокопия. Стали вызывать на допросы в ОГПУ жителей, чтобы собрать против него обвинительный материал. Хозяин квартиры, где жил владыка, показал, что в разговорах с ним со стороны владыки «проскальзывало недовольство советской властью», при этом он привел примеры соответствующих высказываний архиепископа.

Следователи вызвали для допроса заключенных тюрьмы; один из них также показал о якобы слышанных им «антисоветских разговорах» между архиереями.

29 сентября следствие было закончено, и следователь дал прочесть архиепископу обвинительное заключение. Прочитав его, владыка написал опровержение в отношении предъявляемого ему обвинения в «систематической антисоветской агитации».

14 декабря 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Прокопия к трем годам ссылки в Казахстан. Освободившись в апреле 1934 г., владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, о. Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине Сталинградской области, и приглашал архиепископа к себе.

По дороге в Камышин архиепископ Прокопий заехал сначала в Москву узнать о последних церковных событиях. 16 сентября 1934 г. архиепископ приехал в Камышин и поселился у священника Иоанна Скадовского. Но совсем кратким стало его пребывание на воле в этот раз. Через две недели, 2 октября, архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен. НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий – арестовали и его.

По существу предъявляемого ему обвинения владыка сказал: «С момента моего освобождения из ссылки в апреле 1934 г. я никаких деяний против власти и никакой агитации не проводил. Виновным себя ни в чем не считаю».

Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено. Архиепископ Прокопий обвинялся в том, что «будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским».

Священномученик Иоанн родился 30 мая 1874 г. в городе Херсоне в семье потомственного дворянина Георгия Львовича Скадовского, предводителя дворянства в городе Херсоне и крупного землевладельца. Георгий Львович имел 14-15 тыс. десятин земли, усадьбу, скот, сельскохозяйственные орудия; часть земли он отдавал в аренду, остальную обрабатывали наемные рабочие, которых в имении был постоянный штат. Дед Ивана Скадовского, штраб-ротмистр Лев Скадовский, в 1867 г. основал неподалеку от Херсона на пожертвованной им земле Благовещенский общежительный женский монастырь. При обители был организован приют-школа для десяти дворянских девочек-сирот из Херсонской губернии. Начатое Львом Скадовским строительство монастыря было вполне завершено его сыном Георгием. По свидетельству родственников, Георгий Львович Скадовский был убит на пороге своего дома в 1919 г.

В 1890 г. Иван окончил реальное училище, в 1896 – сельскохозяйственное. Два года после окончания учебы он жил в имении отца. В 1899 г. Иван Георгиевич поступил учиться на высшие курсы химии, виноделия и виноградарства в городе Ялте, которые окончил в 1902 г. После этого жил дома на средства отца. С 1906 по 1909 год был земским начальником в Херсонском уезде. В 1909 г. ушел в отставку и занялся сельским хозяйством в своей усадьбе.

Приблизительно в это время Иван Георгиевич познакомился с выдающимся архиереем Русской Православной Церкви епископом Херсонским Прокопием (Титовым) и в результате общения с ним стал склоняться мыслию к принятию священного сана. Было к этому и Божие призвание.

Во время Первой мировой войны Иван Георгиевич был мобилизован рядовым в действующую армию и направлен в 457-ю пешую Таврическую дружину. Дружина стояла в городе Херсоне в ожидании отправки на фронт. Но вскоре произошла Февральская революция, и Иван Георгиевич был по возрасту освобожден от службы и вернулся в свое имение.

Пришедшая в результате революции советская власть конфисковала имение, оставив Скадовскому и его семье дом и некоторое количество сельскохозяйственного инвентаря, чтобы можно было заниматься хозяйством, но без использования наемного труда. В 1918 г., решив принять сан священника, Иван Георгиевич раздал все свое сельскохозяйственное имущество крестьянам. Епископ Прокопий был в то время в Петрограде, и Иван Георгиевич уехал в Одессу, где митрополит Платон (Рождественский) рукоположил его в сан священника. По рукоположении он получил назначение в Благовещенский женский монастырь, основанный его дедом, но от назначения отказался и был прикомандирован к архиерейской церкви города Херсона. С 1922 по 1925 год о. Иоанн служил третьим священником городского собора; в связи с тем, что собор захватили обновленцы, он перешел в храм при кладбище и служил здесь до 1926 г.

Оставив богатство и всякое материальное благополучие, о. Иоанн сделал главным служением своей души Истину, вменяя ни во что все земные удобства.

В конце 1929 г. гонения на Русскую Православную Церковь усилились, и о. Иоанн был арестован. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Я придерживаюсь монархических убеждений…, но не протестую против других форм правления и принимаю их как волю Божию. Советскую власть считаю властью богоборческою, властью сатанинскою, которая послана людям за грехи. Всякие мероприятия советской власти, имеющие целью перекроить жизнь на новых началах, я не одобряю и отношусь к ним отрицательно… Так я отношусь отрицательно к коллективизации, к пятидневке, ликвидации кулачества как класса и тому подобному. Эти свои взгляды я высказывал в частных беседах верующим…»

В 1931 г. о. Иоанн был приговорен к пяти годам заключения и отправлен в Вишерские лагеря, где пробыл до февраля 1933 г., когда власти заменили ему концлагерь ссылкой с прикреплением к определенному месту жительства. Так он оказался в городе Камышине Сталинградской области. 1 октября 1934 г. о. Иоанн был снова арестован. На допросах он держался мужественно и просто и не скрывал своих убеждений и отношения к богоборческой власти.

17 марта 1935 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. Поселились они в одном доме. Вскоре к ним приехала жена о. Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю свою жизнь помощи ссыльному духовенству. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, не отказывая и тем из живших в поселке, кто желает исповедаться и причаститься. И народ потянулся в убогую келью подвижников за мудрым советом и духовным утешением.

Наступило лето 1937 г., когда распоряжением советского правительства все исповедники православия были обречены на смерть. Уполномоченные НКВД стали собирать через осведомителей сведения о ссыльных, вызывая их затем на допросы в качестве «дежурных свидетелей». Один из таких «свидетелей» рассказал следователю о ведении священнослужителями «контрреволюционной агитации» в молельном доме.

24 августа 1937 г. архиепископ Прокопий и священник Иоанн Скадовский были арестованы. Хотя допросы в то время проводились с применением пыток, архиепископ и священник держались мужественно.

Им по отдельности было предъявлено одно и то же обвинение: «Вы обвиняетесь в том, что вместе с… организовали в городе Терткуле нелегальную молельню, в которой вели контрреволюционную монархическую агитацию. Признаете ли в этом себя виновным?»

Виновными они себя не признали, но не отрицали в принципе факта проведения богослужений со всеми необходимыми при этом таинствами.

Через месяц следствие было закончено. Еще через месяц, 28 октября, тройка НКВД приговорила архиепископа Прокопия и священника Иоанна к расстрелу. 23 ноября 1937 г. архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.

Сщмчч. Дионисий (Щеголев),

 Петр (Павлушков) пресвитеры  (1937): Новомуч.

Сщмчч. Августин (Беляев), архиеп. Калужский, и с ним Иоанн (Сперанский) пресвитер, прмчч. Иоанникий (Дмитриев) и Серафим (Гущин), мчч. Алексий (Горбачев), Аполлон (Бабичев), Михаил (Арефьев) (1937): Новомуч.

 Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился 28 февраля 1886 г. в селе Каменка Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье протоиерея Александра и его супруги Евдокии. У них было пятеро детей, и Александр был самым младшим. С детства в нем обнаружился глубокий благочестивый настрой, и проявилась истинная любовь к храму. Когда Александр был еще подростком, в дом к родителям ходил странник, которого многие почитали за благочестивую и праведную жизнь и который не раз, обращаясь к мальчику, называл его архиереем.

По окончании Кинешемского духовного училища Александр поступил учиться в Костромскую Духовную семинарию, а затем – в Казанскую Духовную академию, по окончании которой в 1911 г. он был направлен преподавать русский язык и литературу в Пензенское епархиальное женское училище. Впоследствии он стал также преподавать и в мужском учебном заведении Пензы.

В 1913 г. Александр женился на девушке Юлии, ученице старшего класса епархиального училища, дочери священника Александра Евлампиевича Любимова.

В 1914 г. у них родилась дочь Юлия, а в 1919 г. – вторая дочь, Нина.

Начались гонения на Русскую Православную Церковь. Александр Александрович стал старостой в храме, явившись неустрашимым защитником православия против раскольников, организовавших в Пензе так называемую «народную церковь», которую возглавил лишенный архиерейского сана Владимир Путята. За свою активную церковную деятельность Александр Александрович в 1920 г. был арестован ЧК города Пензы и провел в тюремном заключении полтора месяца.

22 июня 1920 г. скончалась от скоротечной чахотки его жена Юлия, и он остался один с двумя сиротами – шести лет и младенцем девяти месяцев от роду, которых ему помогала воспитывать няня Анисия Ефимовна – неграмотная, но глубоко верующая женщина.

28 августа 1920 г. Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В 1922 г. Пензенская ЧК снова арестовала его и продержала в заключении около трех месяцев. Выйдя из тюрьмы, он с детьми переехал на родину в город Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное, подвижническое пастырское служение вскоре сделали его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. Верующие полюбили пастыря, который откликался на всякую просьбу о помощи. Было видно, что, несмотря на свое затруднительное семейное положение, он всего себя отдал на служение Богу и Его святой Церкви. Вскоре о. Александр был возведен в сан протоиерея.

В 1922 г. возникло обновленческое движение, которое в 1923 г. достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. 14 сентября 1923 г. в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей одиннадцати православных религиозных общин города. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность».

17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». 21 сентября 1923 г. протоиерей Ал… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz