3/16 ноября
Мч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лиде (IV). Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937); сщмч. Сергия диакона (1942).
Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).
Мч. Акепсим, еп. Наессонский, Иосиф пресвитер и Аифал диакон Персидские (IV). Епископ Акепсим возглавлял христианскую церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды.
Когда персидский царь Сапор повелел разыскивать и казнить христиан, епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец, был схвачен и предстал перед судом. Святой отказался принести жертву идолам, за что его жестоко избили и бросили в темницу. На другой день привели к начальнику пресвитера Иосифа и диакона Аифаила. Когда они отказались поклониться солнцу и огню, их также мучили и побили камнями.
После трехлетнего заключения епископ Акепсим также был казнен.
Обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лиде (IV). Св. великомученик Георгий перед своей смертью просил погребсти тело его в Палестине. Его слуга так и сделал. В царствование Константина Великого во имя св. Георгия был построен прекрасный храм в Лидде. Сюда перенесены были и мощи святого великомученика. Храм этот потом был разрушен, но гроб мученика и алтарь, где совершались службы, остались целы.
Сщмч. Василий (Покровский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 26 июля 1875 г. в селе Голоперово Переяславльского уезда Ярославской губернии в семье диакона Василия Покровского. Окончил Владимирскую Духовную семинарию и женился на дочери священника Петра Ефимовича Соколова Клавдии. Вскоре после этого Василий Васильевич был рукоположен в сан священника и стал служить в храме села Гольцово. У них с женой родилось трое детей – сын и две дочери.
В 1929 г. дом и все имущество священника было описано и конфисковано властями, но затем часть вещей была возвращена. В тридцатых годах о. Василий служил в храме в селе Пустое Рождество Константиновского района Московской области.
Отца Василия арестовали в церкви во время службы в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 6 ноября 1937 г. После ареста он был заключен в тюрьму в городе Загорске. Виновным себя в «распространении провокационных слухов о войне и высказывании террористических настроений по адресу коммунистов среди населения» о. Василий не признал.
В тот же день следствие было закончено, и его материалы переданы на рассмотрение тройки НКВД, но после этого следователь снова допросил священника. И вновь виновность свою в ведении «антисоветской агитации» о. Василий не признал.
Через неделю после ареста. 14 ноября 1937 г., тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Покровский был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Петр (Орленков) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился 25 декабря 1876 г. в селе Воскресенском Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Измаила Орленкова.
Петр Измаилович в 1890 г. окончил Донское духовное училище, в 1896 г. – Московскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Служил в храмах Московской епархии. В 1930 г. он был назначен служить в Воскресенский храм в село Кондрево Коломенского района. В июле 1937 г. о. Петр был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму в городе Коломне. Были вызваны лжесвидетели. В ответ на высказанное следователем обвинение о. Петр сказал: «В проведении контрреволюционных разговоров я себя виновным не признаю…».
15 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Орленков был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Василий (Архангельский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 20 января 1874 г. в селе Русалкино Тульской губернии в семье диакона Михаила Архангельского. Окончил Тульскую Духовную семинарию и женился. Впоследствии у них с супругой родилось шестеро детей. Василий Михайлович был рукоположен в сан священника. В последние годы перед арестом служил в храме села Люблино Каширского района Московской области.
В начале тридцатых годов власти, намереваясь закрыть храм и изгнать священника из прихода, предложили ему уплатить налог в виде сельскохозяйственной продукции. Отец Василий не смог этого сделать и в 1931 г. был приговорен к трем годам ссылки. Видя свою абсолютную невиновность и несправедливые и незаконные действия местных властей, о. Василий подал прошение о пересмотре дела, и областным судом был оправдан.
27 октября 1937 г. власти вновь арестовали священника. Сразу же начались допросы. Его обвиняли в контрреволюционной антисоветской деятельности. Отец Василий виновным себя не признал.
14 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Архангельский был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Александр (Парусников) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 24 ноября 1891 г. в селе Алешино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Николая Васильевича Парусникова. Это была православная семья. Перед Александром был пример его отца, дяди, священника Иоанна Парусникова, и старшего брата Николая, который учился в Вифанской Духовной семинарии. Александр окончил Рижское духовное училище и в августе 1907 года также поступил в Вифанскую семинарию. Успешно окончив ее 1913 г., 8 мая он был посвящен в стихарь и вскоре рукоположен во диакона и во священника.
Незадолго до этого Александр Николаевич женился на дочери протоиерея Иоанна Муравьева Александре. Оба брата Александры Ивановны также были церковнослужителями, один – в сане священника, другой – псаломщика. В Дмитрове Александра Ивановна окончила гимназию.
В 1914 г. о. Александр Парусников был назначен настоятелем храма в селе Большое Ивановское Бронницкого уезда. Молодая семья переехала на новое место, где им предстояло жить ближайшие десять лет. В те годы Александра Ивановна работала учителем в сельской школе. У супругов родилось трое детей. Растить их помогала няня Прасковья.
Отец Александр часто служил, духовно окормляя многочисленную паству, однако революция 1917 г. оборвала мирное течение жизни прихода. Последствия войны, голода, произвола властей испытала на себе и семья Парусниковых. Так, в 1918 – 1921 гг. отца Александра периодически привлекали к тыловым работам, а в начале 1920-х их с супругой лишили избирательных прав, что означало тогда лишение и гражданских прав.
В 1924 г. о. Александр был назначен настоятелем Знаменского (с приделом в честь святых мучеников Космы и Дамиана) храма в селе Кузьминское Михневского района Московской области. Сюда, поближе к сыну, из села Алешино перебрались и родители о. Александра (отец Николай Парусников до самой смерти служил в храме села Хотятино Глебовской волости Коломенского уезда и вместе с женою был похоронен около Знаменского храма села Кузьминское). В Кузьминском у о. Александра с супругой родилось еще трое детей.
Будучи настоятелем Знаменского храма, о. Александр был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Михневского района. Духовный рост священника по-своему отметили и власти: в декабре 1929 г. он по обвинению в контрреволюционной деятельности был арестован Серпуховским окружным отделом ОГПУ и содержался под стражей в течение месяца.
В это время в стране развернулось колхозное строительство. Хотя семья Парусниковых и была лишена земли, лошади и сельскохозяйственного инвентаря, но на многочисленные вопросы прихожан, идти ли им в колхоз, о. Александр отвечал, что «жить и работать надо при любой власти», и благословлял вступать в колхоз.
В 1934 г. многодетную семью Парусниковых выселили из дома, который к этому времени стал принадлежать колхозу. В этот тяжелый момент Парусниковых приютила прихожанка храма Наталья Николаевна Демидова. Они прожили у нее зиму, потом продали корову и на вырученные деньги построили деревянный дом. Большой семье было трудно прокормиться без коровы, и чтобы выжить, они купили теленка и вырастили его.
Служение о. Александра в 1930-е годы можно без преувеличения назвать пастырским подвигом. Несмотря на непосильные налоги, преследования со стороны властей, отсутствие клира (единственный псаломщик – Александр Васильевич Протопопов не вынес этих трудностей и ушел в сапожники), о. Александр регулярно совершал богослужения. Часто ему приходилось служить одному в пустом храме. В 1930-х годах храм ограбили – украли серебряные сосуды. После этого случая батюшка стал забирать сосуды домой. Наступление на храм продолжалось, и уже незадолго до закрытия, примерно в 1935 – 1936 годах, с него были сброшены колокола.
Отец Александр как благочинный много ездил по селам района. В те годы большинство храмов было закрыто, и он духовно окормлял эти приходы. Так, в 1930 г. был арестован его близкий друг – протоиерей Павел Смирнов (сщмч., память его 16 февр.), настоятель храма в селе Ильинское, и о. Александр стал регулярно служить и там.
Волна репрессий 1937 – 1938 годов не могла обойти стороной такого ревностного пастыря, как о. Александр. Однако перед его арестом органы безопасности решили склонить его к сотрудничеству. За две недели до ареста о. Александра забрали в НКВД и предложили стать осведомителем. Он решительно отказался, хотя прекрасно сознавал, к каким это приведет последствиям. Когда сотрудники НКВД пришли с ордером на арест, о. Александра дома не оказалось – он поехал прощаться с сестрами, поэтому арестовали его на следующий день – 30 октября 1937 г., в праздник святых мучеников Космы и Дамиана.
На допросах 30, 31 октября и 13 ноября следователи пытались добиться от него признания в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Стойко и мужественно держась на допросах и никого не оговорив, о. Александр не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения.
14 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Парусников был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Владимир (Писарев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир родился 11 июля 1881 г. в селе Костино Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Александра Писарева, настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. После смерти отца мать, Серафима Федоровна, стала просфорницей в этом храме.
В 1911 г. Владимир Александрович женился на дочери священника Феодора Архангельского Олимпиаде. Позже ее отец переехал в Москву и служил в храме Смоленской иконы Божией Матери.
В 1911 г. Владимир Александрович был рукоположен во диакона ко храму Тихвинской иконы Божией Матери в селе Костино.
У о. Владимира с супругой было трое детей – двое сыновей и дочь, которых они воспитывали в вере и благочестии. Старший сын в пять лет уже читал шестопсалмие и впоследствии стал прекрасным знатоком церковного Устава, и к нему многие обращались за советом.
Последствия гонений на Русскую Православную Церковь затронули и о. Владимира. Его хозяйство было разрушено, и он, как священник, был лишен гражданских прав. Приход был небольшой и бедный, и о. Владимиру приходилось много работать самому, чтобы прокормить семью. Часто он вставал в четыре утра, работал в поле, а потом шел служить.
В 1930 г. о. Владимир был рукоположен во иерея, в 1937 г. стал протоиереем. В это время ему приходилось также окормлять приход соседнего села Горки.
Отца Владимира арестовали 27 октября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили под стражу в Таганскую тюрьму. Обвинения в контрреволюционной деятельности он не признал.
15 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Протоиерей Владимир Писарев был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
После ареста священника храм в селе Костино закрыли, а дом сожгли, и вдова с детьми вынуждена была искать приюта у родственников.
Сщмч. Сергий (Кедров) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 г. в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании в 1901 г. Московской Духовной семинарии Сергей Павлович был направлен учителем в Старниковскую церковноприходскую школу в Бронницком уезде, где проработал до 1908 г.
5 октября 1908 г. в Троицком храме села Фаустово Сергей Павлович обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева. Храм, в котором служил священник Александр Зверев, известен с XVII века и был построен тщанием царя Алексея Михайловича.
17 октября 1908 г. Сергей Павлович был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. Приход состоял из села Фаустово и расположенной в трех верстах от него деревни Юрасово и включал в себя двести сорок восемь домов, в которых проживало около тысячи шестисот прихожан. В селе была церковноприходская школа, которой заведовал о. Сергий, в ней учились около пятидесяти мальчиков и сорока девочек. В школе о. Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор.
В 1922 г. о. Сергий был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и приговорен к пяти годам заключения в концлагере. В 1923 г. власти амнистировали всех осужденных по процессам, касающимся сопротивления изъятию церковных ценностей, и о. Сергий после полутора лет, проведенных в концлагере, был освобожден и вернулся служить в Троицкий храм в селе Фаустово.
В двадцатых годах о. Сергий заболел тифом, и его положили в больницу в Бронницах. Матушка по воскресным дням ходила за двадцать пять километров в село, где находился чудотворный образ Матери Божией Иерусалимской, усердно молилась перед ним, и о. Сергий выздоровел.
За двадцать с лишним лет служения о. Сергий стал родным для своих прихожан; он был для них заботливым отцом и усердным попечителем о спасении их душ. На большие праздники священник посещал с молебнами дома всех сельчан; заходя к бедным прихожанам, он старался незаметно оставить в их доме милостыню.
За усердное и ревностное служение о. Сергий к Пасхе 1929 г. был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным 6-го округа Бронницкого уезда. 19 апреля 1932 г. о. Сергий был награжден крестом с украшениями.
Он был усердным проповедником и говорил на каждом богослужении поучения – ясные, конкретные и простые.
Сотрудники НКВД арестовали священника 25 октября 1937 г., в ночь под празднование чтимой в этих местах Иерусалимской иконы Божией Матери. Накануне праздника протоиерей Сергий отслужил всенощную, а около двух часов ночи пришли его арестовывать. Отец Сергий долго и усердно молился и, наконец, причастившись Святых Христовых Таин, вышел к визитерам.
Протоиерей Сергий был заключен в тюрьму в городе Коломне. На допросе он все воздвигнутые против него обвинения отверг.
В поисках доказательств вины священника следователь стал вызывать на допросы жителей села. Одна свидетельница показала, что однажды в присутствии колхозников о. Сергий сказал, что, мол, много пишут и говорят о колхозах, что они улучшают материальное благосостояние колхозников, но в действительности дело обстоит не так, жизнь колхозников с каждым годом становится все хуже, по-видимому, со временем колхозы изживут себя.
Этим и ограничились все доказательства обвинения, которые удалось собрать.
15 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Кедров был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Николай (Пятницкий) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 3 марта 1884 г. в городе Лодейное Поле Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Алексия Пятницкого. По окончании духовного училища он поступил служить псаломщиком в храм в селе Кривой Пояс. В 1910 г. он был переведен в храм в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии.
В 1913 г. Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника к одному из храмов в городе Тюмени. В 1919 г. Тюмень была занята войсками Колчака, вместе с которыми при общем отступлении белых о. Николай дошел до Томска. Когда стало очевидно, что белое движение будет разгромлено, он решил не уходить вместе с белыми за рубеж, и вернулся в Тюмень на прежнее место служения. В 1921 г. священник был переведен в один из храмов города Ялуторовска Тюменской области и служил здесь до 1931 г.
В 1931 г. Тюменское ОГПУ арестовало священника, и около полугода он находился в тюремном заключении. После освобождения он переехал в Московскую область и служил в храме села Никольский погост.
29 октября 1937 г. о. Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о советской власти и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Все обвинения священник отверг.
14 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Пятницкий был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Викентий (Смирнов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Викентий родился в 1881 г. в селе Знаменье Клинского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Смирнова. Образование получил в Духовной семинарии и был рукоположен в сан священника. Детей у них с супругой Евдокией Ивановной не было. За долгую и безупречную службу о. Викентий был возведен в сан протоиерея и в 1930 г. назначен настоятелем храма в поселке Химки, неподалеку от Москвы.
26 октября 1937 г., в период самых жестоких гонений на Православную Церковь, протоиерей Викентий был арестован и заключен в камеру при Красногорском районном отделении милиции.
Лжесвидетели показали о протоиерее Викентии, что он говорил, что советская власть всех порядочных людей обездолила. Ведь духовенство – это цвет нации, а сейчас у власти сидят, не разберешь кто, и ворочают, как им вздумается. Как бы большевики не старались уничтожить веру в Бога, все-таки это им не удастся, у меня в церкви всегда народу битком, наше дело не совсем еще потеряно, и мы должны сделать так, чтобы православная вера не пошатнулась. Правда, жить стало трудно, ну что ж, Бог терпел, и мы будем терпеть в ожидании будущего.
На допросе священник отказался признать за собою высказывания против советской власти.
14 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Викентия к расстрелу. Протоиерей Викентий Смирнов был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Иоанн (Кесарийский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 30 января 1878 г. в селе Одишево Кинешемского уезда Костромской губернии в семье священника Никанора Кесарийского. Окончил Духовную семинарию и в 1903 г. – Московскую Духовную академию. В 1904 г. он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии, в последнее время – в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Быково.
Во время начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь воинствующие безбожники с 1 по 3 ноября 1937 г. арестовали в селе Быково Раменского района о. Иоанна и вместе с ним священника Петра Косминского, диакона Симеона Кречкова, старосту храма Евдокию Сафронову (о них приведено ниже), а также нескольких членов церковного совета.
Допросы начались в день ареста. Следователь спрашивал, с кем священник знаком, затем стал добиваться от него признания как руководителя группы церковников в ведении контрреволюционной деятельности, в «обсуждении вопроса о совершении террористического акта против председателя колхоза». Священник отверг эти обвинения.
На этом допросы были закончены. 15 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Кесарийский был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Петр (Косменков) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился 4 января 1887 г. в селе Пахрино Подольского уезда Московской губернии в семье Василия Петровича Косменкова, служившего псаломщиком в Троицкой церкви в этом селе. Петр Васильевич в 1901 г. окончил Перервинское духовное училище, в 1907 г. – Московскую Духовную семинарию и был направлен работать учителем. В 1910 г. он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Московской епархии, с 1918 г. – в храме Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Быково.
На допросах ему были также предъявлены обвинения в ведении контрреволюционной деятельности, в организации контрреволюционной группы церковников, в «обсуждении вопроса о совершении террористического акта против председателя колхоза». Все эти обвинения священник отверг.
15 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Косменков был расстрелян 16 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмчч. Александр (Зверев) и Павел (Андреев) пресвитеры (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 8 августа 1881 г. в селе Фаустово Махалевской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Григорьевича Зверева. В 1909 г. он окончил Московскую Духовную академию и получил назначение на должность преподавателя истории русской литературы в Вифанскую Духовную семинарию. Женился на девице Марии, которая была дочерью протоиерея Алексея Лебедева, настоятеля храма Николая Чудотворца в Звонарях на Рождественке. Впоследствии у них родилось трое детей. В феврале 1913 г. Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В это время он состоял преподавателем истории русской литературы и практического руководства для пастырей в Вифанской Духовной семинарии.
Летом 1918 г. о. Александр переехал в Москву в дом умершего к тому времени тестя и стал служить в храме Николая Чудотворца на Рождественке. В сентябре 1918 г. он был назначен помощником начальника Вифанских пастырско-богословских курсов Московской епархии, а феврале 1919 г. – настоятелем Никольской, что в Звонарях, церкви на Рождественке. В 1921 г. о. Александр был назначен преподавателем Московских пастырско-богословских курсов по кафедре пастырского богословия. В том же году он был возведен в сан протоиерея.
В 1922 г. протоиерей Александр был назначен помощником начальника Московских пастырско-богословских курсов.
28 февраля 1922 г. Патриарх Тихон обратился с посланием по поводу помощи голодающим и изъятия церковных ценностей, где, в частности, писал: «Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления…»
Это послание было прочитано протоиереем Александром с амвона. В начале марта в Москве были устроены благочиннические собрания, на них постановили открыть столовые для голодающих, которые должны были содержаться на средства нескольких приходов. Столовая, которую обеспечивал приход храма свт. Николая в Звонарях, была открыта 19 марта и действовала в течение нескольких месяцев. В свой день приход кормил в столовой до двухсот человек.
С апреля 1922 г. ОГПУ стало производить аресты и готовить судебные процессы по обвинению духовенства в сопротивлении изъятию церковных ценностей. По одному из процессов был привлечен к ответственности протоирей Александр, его обвинили в чтении в храме послания Патриарха Тихона. 11 июля 1922 г. сотрудники ОГПУ произвели в его доме обыск. 2 сентября ОГПУ вызвало о. Александра на допрос.
После допроса он был освобожден.
В декабря 1922 г. о. Александр предстал вместе с другими священнослужителями и мирянами перед революционным трибуналом по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Протоиерей Александр виновным себя не признал. Революционный трибунал приговорил его к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После семи месяцев нахождения в заключении о. Александр был освобожден по амнистии и вернулся служить в Никольскую церковь на Рождественке. В 1929 г. протоиерей Александр был награжден митрой.
Духовная дочь о. Александра вспоминала о нем. Отец Александр служил благоговейно, просто и смиренно, его служение поражало ощущением его живого противостояния Богу. Все люди, стоявшие в храме, были ему необычайно дороги.
По-видимому, еще во время его заключения в конце 1922 – начале 1923 года власти стали усиленно склонять его к негласному сотрудничеству с ОГПУ. Толкало их к этому то, что о. Александр, казалось, слишком легко готов был критиковать Патриарха и соглашаться с предложениями живоцерковников. В этом сотрудники ОГПУ увидели возможность добиться успеха, если давить на человека, который готов покривить душой ради освобождения. В конце концов, о. Александр дал обязательство быть секретным сотрудником ОГПУ. Однако он рассказывал в ОГПУ о прихожанах, стараясь не компрометировать их в политическом отношении. Но среди того же круга людей были и другие секретные сотрудники ОГПУ, которые дали о том или ином событии и разговоре другие сведения, и, в конце концов, стало ясно, что священник уклоняется от обязанностей секретного сотрудника ОГПУ. Это было достаточным для его ареста.
13 февраля 1933 г. накануне празднования память мученика Трифона власти арестовали о. Александра и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен в том, что будто бы совместно с другими лицами «проводил систематическую антисоветскую агитацию, направленную к свержению советской власти».
16 февраля следователь допросил его, но о. Александр виновным себя не признал.
2 апреля 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на три года в Северный край. В ссылку ему разрешено было ехать за свой счет в вольном порядке. Велели до Пасхи выехать из Москвы. На второй день пасхальной седмицы о. Александр прибыл к месту своего назначения – в старинный русский город Каргополь, где до революции было около тридцати церквей и два монастыря, а после революции этот благочестивый город был превращен в один из центров лагерей и ссылок.
Протоиерей Александр поселился в маленьком домике, принадлежавшем монахине Августе, которая в нем жила после закрытия монастыря. В Каргополе о. Александр пробыл три года, зарабатывая на жизнь пилкой дров, был рабочим, набивал силосную яму, молол ячмень.
В феврале 1936 г. власти освободили о. Александра, и 19 мая 1936 г. он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области.
Протоиерей Александр был арестован на следующий день после престольного праздника в селе Возмище – Рождества Богородицы, 22 сентября 1937 г., и заключен в тюрьму в городе Волоколамске.
Во время всех допросов о. Александр виновным себя в «контрреволюционной антисоветской деятельности» не признавал.
Священномученик Павел родился в 1880 г. в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. В 1892 г. Павел поступил в Курскую Духовную семинарию, а по окончании ее – в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 г.
14 июля 1902 г. он был рукоположен в сан священника. Служа приходским священником, о. Павел с 1902 по 1912 год был законоучителем начальной и двухклассной школ Голубовского рудника Славяносербского уезда Екатеринославской губернии, с 1909 по 1912 год – заведующим и законоучителем церковноприходской школы Голубовско-Мурьевского рудника того же уезда. С 1912 по 1919 год о. Павел был законоучителем Бахмутовского реального училища и настоятелем училищной церкви.
В 1920 г. он был назначен настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка Мариупольского уезда Мариупольской губернии, в 1921 г. – настоятелем Николаевской церкви села Николаевка того же уезда. С 1922 по 1929 год о. Павел был настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта.
В 1923 г. он был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. В 1924 г. протоиерей Павел был назначен благочинным всех церквей города Мариуполя, в том же году он был награжден Патриархом Тихоном крестом с украшениями. С 1925 по 1928 год протоиерей Павел исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925 г. «за усердные и полезные труды по должности уполномоченного по викариатству» он был награжден посохом.
В 1927 г. ОГПУ арестовало священника по обвинению в антисоветской агитации, но не сумело доказать обвинения, и после двух месяцев заключения он был освобожден.… Продолжение »