24 ноября / 7 декабря
Вмч. Меркурия (III). Вмц. Екатерины (305-313). Мч. Меркурия Смоленского (1239). Сщмч. Евграфа пресвитера (1919); сщмчч. Евгения и Михаила пресвитеров (1937); сщмчч. Александра, Алексия, Иоанна, Корнилия и Митрофана пресвитеров (1937).
Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305-311). Прп. Мастридии. Прп. Симона Сойгинского (1562).
Вмч. Меркурий Кесарийский (Каппадокийский), военачальник (III). Великомученик Меркурий происходил из знатной семьи и был начальником войска при императорах Декие и Валериане. Однажды, во время войны, отряд Меркурия был окружен многочисленным неприятелем. Ночью явился ему ангел и дал меч, сказав: «Не бойся, смело иди на врагов с этим мечом; после же не забудь Господа». После победы ангел снова явился св. Меркурию, повторил слова о Боге и прибавил, что ему придется пострадать за Господа и получить венец в Его Царстве. Тогда Меркурий принял христианскую веру и крестился. Когда Декий узнал о его крещении, то сильно разгневался, говоря: «При помощи богов ты одержал такую победу, а между тем презрел их?!» – «Не ваши боги помогли мне, а Христос Господь», – отвечал мученик и, сбросив с себя одежду, возгласил: «Я христианин!» Тогда царь приказал мучить его и бросить в темницу. В темнице ангел исцелил мученика. «Как ты исцелился? Верно силой волшебства?» – спросил царь, увидев Меркурия исцеленным. «Врач душ и телес, Господь Христос исцелил меня. Он всех чародеев, вместе с поклоняющимися идолам, предаст огню». После этого св. Меркурия начали ужасно мучить и затем обезглавили. Это было в Кесарии Каппадокийской. Глава св. Меркурия и большая часть мощей его находились в кафедральной церкви в Майнце.
Вмц. Екатерина (305-313). Великомученица Екатерина происходила из княжеского рода в Александрии. Она отличалась необыкновенной красотой и мудростью. В возрасте 18 лет в совершенстве знала многие науки и говорила на нескольких языках. Многие из знатных людей желали вступить с ней в брак, и все родные склоняли ее к тому; но она говорила, что выйдет замуж только за юношу, который был бы равен ей богатством, красотой и ученостью. Мать Екатерины была христианка, и однажды отправилась с ней за советом к пустыннику, своему духовному отцу. «Я знаю одного чудного Юношу, Который превосходит тебя во всех дарованиях, – сказал старец Екатерине. – И во всем мире нет подобного этому Юноше». – «Правда ли это, и можно ли мне увидеть Его?» – спросила Екатерина. «Ты можешь видеть Его, если только согласишься исполнить мой совет», – отвечал старец. Екатерина обещала исполнить, и тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и велел молиться всю ночь. Екатерина молилась и, наконец, от утомления заснула. Во сне она увидела Пресвятую Богородицу с Богомладенцем, но взор Богомладенца был отвращен от нее, и она никак не могла видеть Его лицо. Богомладенец сказал, чтобы она опять сходила к старцу-пустыннику. Старец научил ее христианской вере и советовал принять крещение. Екатерина крестилась. В следующую же ночь Пресвятая Богородица с Богомладенцем снова явилась во сне Екатерине, и Богомладенец уже смотрел на нее прямо и милостиво. «Угодна ли Тебе теперь эта девушка?» – спросила Его Богородица. – «Она теперь славна, премудра и прекрасна, и Я хочу, чтобы она стала Моей невестой», – отвечал Иисус Христос и дал Екатерине прекраснейший перстень со словами: «Ныне Я избираю тебя Своей невестой, сохрани этот союз нерушимо и не принимай другого жениха». Пробудившись ото сна, Екатерина действительно увидела на руке чудный перстень, и с этого времени думала только об Иисусе Христе. Скоро было открыто гонение на христиан императором Максимином. Сам он прибыл в Александрию. Св. Екатерина, придя в языческий храм, где царь приносил жертву, убеждала его отвергнуть идолов как ложных богов, и уверовать в истинного Бога. Царь пленился красотой и умом св. Екатерины; предлагал ей выйти за него замуж, но она отвергла его предложение, сказав, что она невеста Христова. Тогда царь для состязания с ней относительно веры пригласил в Александрию ученых мужей. Множество народа собралось слушать состязание. Св. Екатерина взяла верх над мудрецами, так что они уверовали во Христа и были сожжены по повелению царя. Тогда царь приказал бить воловьими жилами и затем уморить в темнице св. мученицу. Но Господь посылал к ней в темницу, через окно, голубя с хлебом и Сам являлся ей, говоря: «Не бойся, Моя возлюбленная невеста: Я всегда с тобой и облегчу твои муки. А терпением своим ты обратишь многих в Моей вере».
Августа, жена императора, наслышавшись об уме и мужестве святой Екатерины, пожелала видеть ее и, в отсутствии мужа, отправилась к ней в темницу. Царицу сопровождал царедворец Порфирий с 200-ми воинов. Св. Екатерина, увидев Августу, сказала: «Блаженна ты, ибо я вижу, ангелы в высоте держат венец над твоей головой. Через 3 дня ты получишь его за немногие мучения». Тогда Августа, Порфирий и воины крестились. Вернувшись в столицу, Максимин потребовал к себе Екатерину и, увидев ее совершенно здоровой, хотел казнить темничных стражей, думая, что они давали ей пищу. Святая же сказала, что Сам Христос питал ее. Тогда император приказал устроить специальные колеса для раздробления тела мученицы, но ангел сокрушил колеса. Народ, увидев чудо, воскликнул: «Велик Бог христианский!» – а императрица Августа, выйдя из дворца, начала громко упрекать царя в том, что он борется с Христом и мучит невинную Его рабу. Царь разгневался на императрицу и велел мучить ее и отсечь ей голову. Тут объявили себя христианами Порфирий и воины, и тоже были казнены, а после них усечена мечом и св. Екатерина. Тело ее, тотчас же после усечения было перенесено ангелами на Синайскую гору, а через 200 лет глава ее и левая рука были найдены, по откровению свыше, и перенесены в Синайскую обитель.
Мч. Меркурий Смоленский (1239). Когда полчища Батыя в 1238 г. приблизились к Смоленску, на службе у смоленского князя был воин-римлянин из знатного православного рода и сам православный. Звали его Меркурий. Он отличался высоким ростом, мужеством и силой. Сильно скорбел он о разорении Божиих храмов и желал положить душу свою за веру Христову.
Однажды соборный пономарь во время ночной молитвы в храме перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери услышал от Нее голос: «Иди к рабу моему Меркурию на Подоле и тихо скажи ему: ”Меркурий, тебя зовет Владычица. Ступай в военных доспехах на врагов”». Пономарь пошел в указанный ему дом и застал Меркурия во дворе готовым, во всех военных доспехах, на молитве. Чудесно предупрежденный, он ждал его. Пономарь сказал: «Меркурий, ступай немедленно. Владычица зовет тебя». Они вошли в собор. Меркурий пал ниц. Глас от иконы повторился: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей. Для сего Я призвала тебя из страны римской. Враги втайне задумали в сию ночь напасть на град сей, и разорить его. Но не оставлю Я града сего; по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай на место, называемое Долгомостье. Там стоит рать злых врагов. Не бойся, ты победишь воеводу вражеского. Я не оставлю тебя. В сей битве ты победишь врагов и получишь от Бога венец победы и вечного блаженства».
Долгомостье находилось от Смоленска в 14 верстах. Там стояла вражья сила, ожидая утра, чтобы напасть на город. Выйдя из храма, Меркурий тихо и незаметно прошел мимо городской стражи и со словами: «Пресвятая Богородица, помоги мне!» – устремился на врагов. Первым пал исполин, гордившийся своей силой, за ним – другие. Татары побежали. Они видели лучезарную Жену и молниеносных воинов, поражавших их, и навсегда отступили из Смоленских пределов. Но убит был и св. Меркурий: ему в бою отсекли голову. Наутро граждане с удивлением увидели, что все поле покрыто вражескими трупами. Они нашли тело своего защитника и погребли его в соборном храме, а над гробом повесили его доспехи, по посмертной воле его, высказанной в явлении его пономарю.
Память его празднуется 24 ноября в день тезоименитства с великомучеником Меркурием (III в.) и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых.
Сщмч. Евграф (Еварестов) пресвитер (1919): Новомуч.
Сщмч. Евгений (Яковлев) пресвитер (1937): Новомуч. Осенью 1937 г. был арестован архиепископ Александр Богородицкий, викарий Нижегородский (в миру Александр Андреевич Похвалинский). По одному делу с ним были арестованы девять священников, три диакона и староста из Нижнего Новгорода. Трое из них отказались подписать протоколы следствия – священники Василий Назарович Завгородний (память его 19 нояб.), служивший в Новокладбищенской церкви, Евгений Никанорович Яковлев и староста Предтеченского храма Анисия Ивановна Масланова (память ее 28 ноября). 2-3 декабря 1937 г. все арестованные решением Особой Тройки УНКВД приговорены к расстрелу и расстреляны.
Сщмч. Михаил (Богородицкий) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмчч. Александр (Левицкий), Алексий (Тютюнов) пресвитеры (1937): Новомуч.
Сщмч. Иоанн (Никольский) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Иоанн Николаевич Никольский родился в 1868 г. в селе Кладбищи Сергачского уезда Нижегородской губернии. Он был арестован с 5 по 7 августа 1937 г. среди большой группы священников и мирян Нижнего Новгорода. Он, как и другие арестованные, не согласился ни поставить свою подпись под возводимыми на него следователями наветами, ни оговорить других. 21 сентября был приговорен к расстрелу и расстрелян.
Сщмчч. Корнилий (Удилович) и Митрофан (Корницкий) пресвитеры (1937): Новомуч.
Мц. Августа, царица, мчч. Порфирий Стратилат и 200 воинов (305-311). Они пострадали вместе со святой вмц. Екатериной (см. выше).
Мч. Александр Коринфский (361-363). Пострадал при Юлиане Отступнике.
Мц. Филофея (1060) (Румын.). Святая мученица Филофея родилась в городе Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца. Мать ее была валашского рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха наказывала девочку за то, что она часто ходила в церковь и раздавала деньги и домашние вещи сиротам и нищим. Отец также ругал ее. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и сохраняла свою чистоту. Однажды, когда мачеха послала ее отнести обед отцу, работавшему в поле, Филофея, как обычно, поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный тем, что ему осталось мало еды, выбранил свою жену, но та посоветовала ему подкараулить девочку. Он ее послушал, выследил Филофею, когда она раздавала пищу бедным детям, и, разгневанный, бросил в нее топор, поранив ей ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охваченный страхом и угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но не смог, так как оно стало тяжелым как камень. Тогда несчастный отец побежал к архиепископу г. Тырново и признался в своем грехе.
Архиепископ вместе со священниками и народом с горящими свечами и ладаном собрались к телу, чтобы поднять его и отнести в церковь, но не смогли. Поняв, что такова воля Божия, священники стали молиться Богу о мученице Филофее, называя множество монастырей и церквей, чтобы узнать, где святая хотела бы оставить свои мощи. И только когда был назван монастырь в Арджеше, мощи святой Филофеи сделались легкими. Поняв, что мученица благожелает переселиться в Валахию, архиепископ из г. Тырново написал воеводе Валахии Раду Негру, прося принять в дар святые мощи. С большими почестями они были доставлены в Арджеш и возложены в княжеской церкви монастыря Куртя-де-Арджеш.
В Румынии св. Филофея пользуется большим почитанием. Мученица Филофея была причислена к лику святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в октябре 1955 г. и внесена в Месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода 7 февраля 1956 г.
Прп. Меркурий, постник Печерский (XIV). Память его празднуется также 24 ноября, 28 августа вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Прп. Симон Сойгинский (1562). Прп. Симон родился в Сольвычегодске, в семье местного горожанина Никиты Тентюкова, и в молодости поступил в Корнилиев Комельский монастырь, где им руководил сам прп. настоятель. По кончине же прп. Корнилия (память его 19 мая) он с престарелым иноком Павло-Обнорского монастыря Лонгиным удалился на реку Коряжемку в глухой лес, под его руководство – для научения безмолвию.
Там прп. Симон поставил для своего наставника часовню и келью и через некоторое время ушел в еще более уединенную и дикую пустынь, в глухие леса, где при впадении реки Сойги в реку Вычегду поставил храм во имя Преображения Господня и келью для себя. Подвиги его были воистину изумительны. Скоро под руководство его стали собираться ученики.
Двадцать лет прп. Симон подвизался в своей обители. При конце жизни своей он был обрадован вестью о том, что наставник первых дней его отшельничества – прп. Лонгин (см. его житие – 10 февр.) – прославился чудесами. Скончался прп. Симон 24 ноября 1562 г. Святые мощи его почивали до наших дней под спудом в бывшем монастырском храме во имя св. великомученицы Екатерины, ставшем приходским.
Свт. Ермоген, еп. Акрагантийский.
Прп. Григорий Хрисопетрийский. Основатель обители в Хрисопетре (в Понте).
Прп. Марк Триглийский.
Прп. Мастридия девица. Преподобная Мастридия дева происходила из Александрии. Еще в молодости она посвятила себя Богу и предавалась благочестию и делам благотворительности. Один из знавших ее юношей настолько прельстился ею, что всюду следовал за ней и говорил о любви. Однажды Мастридия спросила юношу, что в ней больше всего нравится ему. Юноша отвечал: глаза. Тогда она взяла челнок, которым ткала полотно, и выколола свои глаза. Юноша ужаснулся и, удалившись в монастырь, сам сделался подвижником. Св. Мастридия скончалась в глубокой старости.
Мчч. Филумен и Христофор. Усечены мечом.
Мч. Евгений. Низвергнут со стены.
Мчч. Прокопий и Христофор. Усечены мечом.