16/29 ноября
Апостола и евангелиста Матфея (60). Сщмч. Феодора пресвитера и с ним мчч. Анании и Михаила (1929); сщмчч. Иоанна, Николая, Виктора, Василия, Макария и Михаила пресвитеров, прмч. Пантелеимона (1937); мч. Димитрия (1938).
Прав. Фулвиана, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филумена Святогробца (1979).
Апостол и евангелист Матфей (60). Апостол из 12-ти и евангелист, священномученик, бывший мытарь, брат апостола Иакова Алфеева, жил в галилейском городе Капернауме. До призыва на апостольское служение занимал должность мытаря – сборщика налогов и податей, был человеком состоятельным. В еврейском обществе особенно не любили мытарей, которые, будучи сами евреями, поступили на службу к римским властям, завоевавшим Палестину. Многие мытари к тому же использовали свою должность для собственного обогащения, собирая с жителей сверх положенного. Слово «мытарь» в Новом Завете часто используется как синоним «грешник». Матфей был призван Господом Иисусом Христом возле Капернаума. Слово Божественного Учителя тотчас достигло сердца Матфея: он оставил все свое имущество и присоединился к ученикам Христовым. Избран Иисусом Христом в число двенадцати апостолов. Матфей был свидетелем земной жизни и деяний Господа, Его вольных страданий, Крестной смерти и Воскресения. После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов св. Матфей сначала оставался в Иерусалиме. Здесь он написал одно из четырех Евангелий – по просьбе христиан, обращенных из иудеев. Покинув Иерусалим, апостол проповедовал имя Христово во многих странах мира, пройдя Македонию, Сирию, Персию. Он считается просветителем Эфиопии, в которой он и принял мученическую кончину, будучи убит по приказу эфиопского князя Фулвиана. Пораженный знамениями, случившимися перед смертью апостола, Фулвиан раскаялся и обратился в христианство, приняв в святом крещении имя Матфей (см. о нем ниже).
Память его празднуется также 30 июня (в Соборе 12-ти апостолов).
Сщмч. Феодор (Колеров) пресвитер и с ним мчч. Анания (Бойков) и Михаил (Болдаков) (1929): Новомуч.
Священномученик Феодор (Феодор Ксенофонтович Колеров) родился в 1882 г. в селе Семеновском Тверской губернии в семье священника Ксенофонта Захарьевича и его жены Елизаветы Ивановны. В 1905 г. Феодор закончил Тверскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника села Ключевого Тверской губернии. В 1911 г. он был переведен в село Столбово, а через год стал настоятелем в только что отстроенном Преображенском храме в городе Кимрах Тверской губернии. Своим ревностным служением о. Феодор быстро привлек к себе сердца верующих. Несмотря на молодость, он для своих прихожан стал отцом; и в трудных случаях люди шли к нему за советами. Когда о. Феодор проходил по городу, то многие стремились поговорить с ним, останавливали его, и он, не жалея времени, старался разрешить возникшие вопросы. Всех своих прихожан он хорошо знал; знал, кто какой имеет душевный и телесный недуг. Бывало жены запойных пьяниц, когда случалась беда, спешили позвать о. Феодора. Священник никогда не отказывал, и зачастую его беседа с пьяницей, а более того, совместная молитва, удерживали человека от запоя. Когда началась Первая мировая война, священник и его жена, Анна Михайловна, возглавили в городе общество помощи фронту – шили для армии одежду и отправляли на фронт посылки. На Пасху и на великие праздники о. Феодор непременно обходил дома всех своих прихожан, обходил и тогда, когда советская власть стала это запрещать и преследовать. Художественно одаренный человек, ценитель хорошего духовного пения, он приглашал в Преображенскую церковь известных певцов. Артисты исполняли духовные песнопения; эти концерты имели не только просветительское значение, но и благотворительное. В Москве был голод. Многие известные артисты были лишены средств к существованию и голодали. Так о. Феодор помог певцам пережить голодное время.
Советские власти сразу отметили незаурядного священника и его высокий авторитет среди горожан. В начале октября 1919 г. секретный отдел губернской ЧК разослал по всем уездным городам телеграммы об аресте в качестве заложников всех сколько-нибудь выдающихся жителей. Среди других заложников был арестован и о. Феодор. Его обвинили в том, что он «организовал духовный концерт без всяких разрешений на то советских органов». Отец Феодор вскоре был освобожден, но власти не прекращали преследований: отобрали всю мебель, затем наложили контрибуцию, по которой он обязан был платить крупную сумму денег, в противном случае угрожали арестом.
1922 г. Голод. Изъятие церковных ценностей, гонение на Православную Церковь, организация советской властью обновленческого движения. Пришло известие, что в Москве собирается съезд духовенства. Отец Феодор, который всегда интересовался событиями церковной жизни, отправился в Москву, чтобы лично увидеть, чем будет заниматься съезд духовенства. Съезд был назначен на 6 августа, к этому времени в Москву съехалось около двухсот участников, большей частью священников, прибывших из самых разных епархий России. Отец Феодор захотел попасть на сам съезд, но выяснилось, что на съезд будут допущены только члены группы «Живой Церкви». Любопытство превозмогло благоразумие, и священник, чтобы попасть на съезд, записался живоцерковником. Здесь о. Феодор попал в атмосферу, какая была в революционный семнадцатый год, когда говорилось много речей, строилось множество планов и рождалось много ложных надежд.
По окончании работы съезда были назначены уполномоченные по епархиям, в Тверскую епархию назначили священника Раевского. По окончании съезда, приехав в Кимры, о. Феодор вскоре получил от священника Раевского извещение, что он, Колеров, назначается уполномоченным Кимрского и Кашинского уездов.
В конце сентября в Москве среди обновленцев произошел раскол. Страсти и борьба между ними выплеснулась наружу, для всех искренне заблуждающихся стало очевидным, что никакого церковного движения и церковной работы нет. Не о Церкви и не о православии думают вожди обновленческого движения. Увидев все это о. Феодор ужаснулся и прервал всякие отношения с обновленцами, не отвечал ни на их запросы из Москвы, ни на запросы тверского уполномоченного Раевского.
В конце октября к о. Феодору приехал из Твери священник Алексей Бенеманский (сщмч., память его 22 нояб.). Почти до утра они беседовали об обновленчестве. Отец Алексей написал после этой беседы епископу Тверскому Петру (Звереву) (сщмч., память его 25 янв.): «Позволю себе свидетельствовать, что намерение о. Феодора порвать с «Живой Церковью» искренно, да фактически это уже и состоялось… Вам он раскаяние принес и принесет еще». Запрещение в служении вскоре было снято, и о. Феодор снова стал служить в Преображенском храме.
Между тем гонения на священника, особенно после того, как он снова стал служить, усилились. По распоряжению властей у него были отобраны в церковном доме две самые удобные комнаты и власти предупредили, что вскоре отберут и весь дом, так что пусть священник себе строит другой, чтобы было куда перейти. С большим трудом о. Феодор собрал средства и построил дом, это было уже в 1927 г. В том же году Кимрский городской совет возбудил ходатайство перед ВЦИК о закрытии Преображенского собора. В июле 1928 г. ВЦИК постановил закрыть храм. Верующие созвали собрание, решившее отстаивать храм, и послали делегацию во ВЦИК. Хлопоты продолжались около года. В мае 1929 г. власти прислали постановление о закрытии храма. Кимрский городской совет назначил комиссию по изъятию церковного имущества. Отец Феодор сообщил прихожанам о решении властей и объявил, что 19 мая состоится последняя служба. Председатель церковного совета Дмитриев разослал в соседние деревни гонцов объявить об этом всем прихожанам.
19 мая на последней службе храм был полон молящимися. После службы о. Феодор зачитал распоряжение властей о закрытии храма. Он призвал верующих подчиниться этому распоряжению. Решение властей закрыть храм потрясло прихожан, и они не желали подчиниться. На следующий день, когда пришла комиссия городского совета описывать церковное имущество, ее встретила толпа и не допустила в церковь. Прихожане установили дежурство около храма. Иногда собиралась толпа до трехсот человек. В толпе стали появляться молодые люди, выкрикивавшие провокационные лозунги. Отец Феодор не раз выходил к народу и просил отдать храм, иначе пострадают невиновные. Только через три дня люди начали расходиться. Отец Феодор, староста храма Анания Бойков и Михаил Болдаков были арестованы.
Началось следствие. Обвиняемых увезли в Тверскую тюрьму. Их родственники пытались добиться свидания, но все было безуспешно. К концу следствия они поехали в Москву искать адвокатов. Московские адвокаты сразу предупредили, что началось гонение на Церковь и вряд ли они в этом процессе могут быть чем-либо полезными, но, в конце концов, согласились.
Всего по этому делу было привлечено двадцать человек обвиняемых. Суд назначили на 20 октября. Глубокой ночью обвиняемых перевезли на открытой барже по Волге в Кимры, где должно было слушаться дело.
С утра начался суд. Поскольку делу придавалось большое политическое значение, на процесс были приглашены корреспонденты центральных и московских газет. Процесс был объявлен открытым, но власти заготовили пригласительные билеты, по которым пропускали в зал суда; распространение билетов контролировалось настолько, что никто из родственников подсудимых не был допущен на судебные заседания.
Обвиняемые, несмотря на угрозы обвинителей и враждебное отношение специально подобранной публики, держались мужественно; виновными себя они не признали. 27 октября был зачитан приговор: священник Феодор Колеров, староста Анания Бойков и Михаил Болдаков были приговорены к расстрелу. Адвокаты приговоренных подали кассации. На время кассации о. Феодора перевели в Москву в Таганскую тюрьму. Ему разрешили ежедневные свидания с родственниками. Жена о. Феодора, Анна Михайловна, предпринимала все, чтобы отхлопотать священника, но безрезультатно.
20 ноября о. Феодору было объявлено, что смертный приговор утвержден.
29 ноября в утренних газетах было опубликовано, что священник Феодор Колеров, староста Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков расстреляны. Однако о. Феодор был еще жив, и вечером этого дня ему дали свидание с женой и сыном. Священник вышел к ним худой, изможденный, но совершенно спокойный, внутренне умиротворенный и просветленный. Он знал, что его скоро убьют, знал, что Господь примет его страдания и жертву, знал, что скоро предстоит встреча с Господом, и, уже как человек не от мира сего, положив руку на голову сына, мирно беседовал с Анной Михайловной. Когда свидание закончилось, и стража отвела о. Феодора в камеру, он написал на обороте фотографии жены имена детей. И подписал: «До свидания общего».
Сщмч. Иоанн (Цветков) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 17 марта 1878 г. в городе Торжке Тверской губернии в семье огородника Степана Цветкова. В Торжке Иван Степанович окончил двухклассное образцовое училище при гимназии. В начале двадцатых годов он был рукоположен в сан священника.
При беспощадных гонениях на Русскую Православную Церковь в советской России все меньше оставалось священников, рукоположенных в дореволюционное время, и архиереи стали рукополагать в сан священника благочестивых мирян, дабы паства не осталась без духовного руководства и таинств, и не были закрыты храмы.
Из таких пастырей был священномученик Иоанн.
В 1929 г. о. Иоанн, как и многие священники в те годы, был арестован, обвинен в невыполнении государственных поставок сельхозпродукции и приговорен к трем годам ссылки. После возвращения из ссылки он был назначен служить в храм села Перхова Удомльского района Тверской области и здесь встретил кровавое гонение 1937 г.
17 ноября 1937 г. местные власти в лице председателя и секретаря Перховского сельсовета, а также председателя местного колхоза написали по требованию НКВД характеристику-жалобу на священника. Они писали, что о. Иоанн затягивает службы и продолжительно проповедует, часто обращается к прихожанам с призывом, чтобы они вели себя благолепно, не ходили по храму и не разговаривали во время богослужения, что он призывал верующих родителей, чтобы те обязательно водили детей в храм, и чтобы все, и взрослые и дети, носили кресты и никогда их не снимали и в большие праздники и в воскресные дни посещали церковь. «Все эти действия Цветкова, – писалось в заключении характеристики священника, – были направлены на подрыв колхозов и свержение советской власти. Дальнейшая работа Цветкова, как врага народа не допустима. Цветков должен быть изолирован от масс как враг народа, опасный элемент».
Через несколько дней после того, как представители местных властей дали подобную характеристику священнику, о. Иоанн был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. И в тот же день состоялся допрос.
От него требовали признания виновности в антисоветской контрреволюционной агитации. Виновным себя в этом священник не признал.
27 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Иоанн Цветков был расстрелян 29 ноября 1937 г.
Сщмч. Николай (Троицкий) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился 23 июля 1887 г. в Тверской губернии селе Покров, где служил в храме его отец, протоиерей Иоанн Троицкий. По окончании Духовной семинарии Николай Иванович был рукоположен в сан священника к храму села Покров недалеко от города Удомля. Здесь он прослужил до гонения конца двадцатых – начала тридцатых годов.
В 1930 г. власти арестовали священника за то, что он не смог уплатить налог, и приговорили к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и пяти годам ссылки. Когда о. Николай в 1932 г. вернулся из заключения в Тверь, святой архиепископ Фаддей (память его 18 дек.) благословил его служить в храме села Верескунова Удомльского района. Там благочестивый священник прослужил до кровавого гонения 1937 г. 20 ноября 1937 г. НКВД арестовал о. Николая, и он был заключен в тюрьму города Бежецка. В тот же день следователь допросил священника. После серии вопросов, касающихся якобы имевших место со стороны священника антисоветских высказываний, следователь предъявил ему обвинение в проведении антисоветской агитации среди населения. Виновным себя в этом о. Николай не признал.
27 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Николай Троицкий был расстрелян 29 ноября 1937 г.
Сщмч. Виктор (Воронов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Виктор родился 10 марта 1889 г. в городе Вышнем Волочке Тверской губернии. В 1923 г. он был рукоположен в сан священника к одному из городских храмов. Во время гонения на Православную Церковь в конце двадцатых годов священник был арестован и приговорен к пяти годам заключения за неуплату налога. Отец Виктор подал обжалование, и в силу того, что он был беден до чрезвычайности и в действительности не обладал никаким имуществом, приговор отменили.
В 1930 г. он стал служить в храме села Заборовья Есеновского района, куда переехал вместе с женой, Александрой Федоровной, и двумя сыновьями, пяти и трех лет. В 1936 г. власти снова арестовали священника и обвинили в том, что он ведет записи рождений и смертей прихожан. На этот раз о. Виктор был приговорен к штрафу. 15 ноября 1937 г. власти снова арестовали его, и он был заключен в тюрьму Вышнего Волочка. На следующий день после ареста следователь допросил священника.
Ему было предъявлено стандартное обвинение в ведении контрреволюционной агитации и в попытке устроить антисоветскую демонстрацию, в роспуске слухов о войне и гибели советской власти.
Своей вины в этом священник не признал.
27 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Виктор Воронов был расстрелян 29 ноября 1937 г.
Сщмч. Василий (Соколов) пресвитер (1937): Новомуч. Василий Александрович Соколов родился 5 мая 1880 года в деревне Чёрный Ручей Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье псаломщика. После рукоположения во иерея служил в храмах Тверской епархии. В 1930 году арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и «контрреволюционной деятельности» и приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря. В 1935 году арестован за неуплату налогов и приговорен к 2 годам ИТЛ. Вернувшись из заключения, служил в Преображенском храме в селе Спас-Ульстим Удомельского района Калининской области. 20 ноября 1937 года о. Василия арестовали по обвинению во «враждебном отношении к советской власти... антисоветской агитации, направленной на срыв работ в колхозе». Священник Василий Соколов виновным себя не признал. Расстрелян 29 ноября по постановлению тройки УНКВД по Калининской области от 27 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Сщмчч. Макарий (Соловьев) и Михаил (Абрамов) пресвитеры (1937): Новомуч.
Прмч. Пантелеимон (Аржаных) (1937): Новомуч. Преподобномученик Пантелеимон родился 29 июня 1872 г. в деревне Залипаевка Федоровской волости Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье крестьянина Тимофея Аржаных и в крещении был наречен Павлом. Хозяйство семьи Аржаных было бедным, и, чтобы поддержать хоть какое-то благосостояние, отцу приходилось много работать. С 12-летнего возраста Павел помогал отцу: был пастухом в деревне, работал у помещика, подрабатывал у крестьян. Когда удавалось, он отправлялся молиться в Оптину Пустынь. В 1894 г. Павел был призван на действительную военную службу и зачислен рядовым в Камчатский полк. После года службы он был отправлен на фельдшерские курсы, по окончании которых назначен ротным фельдшером.
В 1898 г. Павел был уволен из армии. Он поступил фельдшером в Житомирскую губернскую больницу и одновременно учился в Волынской фельдшерской школе. Окончив школу, Павел Тимофеевич вернулся в родную деревню. Полгода он прожил дома, раздумывая над тем, каким ему путем идти дальше, тем более что и возраст уже был таков, когда серьезных ошибок можно и нужно было избегать. Семьи у него не было, а житейского опыта, сложившегося во время службы в армии и работы фельдшером в губернской больнице, было достаточно. Вспомнились тогда посещения и молитвы в Оптиной Пустыни. Строгая жизнь в монастыре не пугала: за четыре года армейской службы он привык к дисциплине.
В 1900 г. Павел Тимофеевич направился в Оптину и пробыл там послушником около семи лет, после чего настоятель монастыря, архимандрит Ксенофонт, постриг его в мантию с именем Пантелеимон в честь великомученика и целителя Пантелеимона, учитывая его земную профессию врача, предваряя его будущее как мученика. 15 марта 1909 г. епископ Калужский и Боровский Вениамин (Муратовский) рукоположил монаха Пантелеимона во иеродиакона. В 1911 г. иеродиакон Пантелеимон был рукоположен во иеромонаха. В монастыре он нес послушание фельдшера в монастырской больнице.
В 1914 г. о. Пантелеимон был выбран на должность казначея монастыря, в этой должности он состоял до закрытия обители безбожниками в 1918 г. Некоторое время он работал в образованном властями на территории монастыря племхозе и музее, а затем служил в храмах в Лихвине, Мещовске и Одоеве. В 1925 г. он приехал в Козельск и стал служить в Никольской церкви. 26 июня 1926 г. епископ Малоярославский, викарий Калужской епархии Иоасаф (Шишковский-Дрылевский) возвел иеромонаха Пантелеимона во игумена, назначив его настоятелем Мещевского Георгиевского монастыря, но, поскольку монастырь в это время был советской властью закрыт, о. Пантелеимон вернулся в Козельск и служил в Никольской церкви.
В Козельске тогда жило около сотни монахов и монахинь из закрытых монастырей – Оптинского и Шамординского. Они образовали монастырь без стен, рассеянный по городу, где в квартирах-кельях обосновалось по нескольку монахов, собиравшихся в храм на богослужения, которые мало чем отличались от монастырских.
На Духов день, 9 июня 1930 г., в Козельске по традиции состоялась ярмарка, на которую съехалось несколько тысяч человек. В этот день произошло столкновение крестьян с милицией, во время которого был убит крестьянин. Власти решили воспользоваться случившимся и арестовать часть монахов, обвинив их в подстрекательстве к мятежу. 18 августа 1930 г. было арестовано 40 человек – монахов и мирян, и среди них игумен Пантелеимон; его обвинили в руководстве «монашеско-монархической» группой, которая будто бы ставила своей задачей реставрацию монархического строя. Все арестованные были отправлены в тюрьму в Сухиничи.
Предъявленные следователем в свой адрес обвинения игумен Пантелеимон отверг.
27 ноября 1930 г. тройка ОГПУ приговорила игумена Пантелеимона к десяти годам заключения, но затем срок был сокращен до пяти лет, и о. Пантелеимон был отправлен сначала в Вишерский лагерь, а затем в ссылку в город Елец. По окончании срока, в 1935 г., он устроился псаломщиком во Введенском храме в Ельце.
Здесь его застало беспощадное гонение 1937 г. Игумен Пантелеимон был арестован 16 сентября 1937 г., заключен в липецкую тюрьму и на следующий день допрошен. Виновным себя в предъявленных следователем обвинениях он не признал. Тогда 30 октября были допрошены дежурные свидетели, которые показали, что о. Пантелеимон жаловался на трудности жизни крестьян в колхозе и на службе произнес проповедь, посвященную памяти митрополита Петра Крутицкого, замученного в ссылке злейшими врагами Русской Церкви и веры Православной.
После этих показаний свидетелей следователь снова вызвал на допрос игумена Пантелеимона и снова спросил, признает ли тот себя виновным в контрреволюционной деятельности, на что о. Пантелеимон ответил, что не признает.
15 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Пантелеимона к расстрелу. Игумен Пантелеимон (Аржаных) был расстрелян 29 ноября 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле.
Мч. Димитрий (Спиридонов) (1938): Новомуч.
Прав. Фулвиан, кн. Ефиопский, во Святом Крещении Матфей (I). Это был тот князь племени людоедов, который мучил св. евангелиста Матфея и, видя при этом чудеса, совершенные св. апостолом, уверовал во Христа. При крещении он переменил свое имя на имя святого евангелиста. После крещения Фулвиан отказался от власти и посвятил себя проповеди Христовой и делам благотворительности. Поставлен был священником и затем епископом в городе Мирменах. Скончался в преклонных летах.
Сщмч. Ипатий, еп. Гангрский (ок. 326). Память его празднуется также 31 марта (см. о нем там же).
Прп. Сергий Малопинежский (1585). Отец прп. Сергия Малопинежского, Маркиан Неклюд, был дворянин и состоял на службе у архиепископа Новгородского. Он рано принял священство и был послан в село Суру Сольвычегодского уезда, что в верховьях реки Пинеги. Там и родился у него сын, нареченный Симеоном. В 1523 г. он заменил на приходе своего отца и священствовал здесь 62 года, до самой своей кончины. По словам его жития, «он имел душу милостиву и чистый помысл, сердце добро, смирение и кротость молчаливу и любовь поистине нелицемерну и был милостив к нищим до самоутверждения. И бе слава о нем ради добродетельного жития его». Наставляя свою паству, он в то же время просвещал местных туземцев-язычников светом евангельского учения. Скончался он 16 ноября 1585 г., приняв перед кончиной схиму с именем Сергий. На могиле его прихожане поставили деревянный памятник, и скоро начались исцеления.
Священник о. Киприан был свидетелем многих чудес на могиле иеросхимонаха Сергия, причем были исцелены и его собственные дети. Он воздвиг по обету на его могиле часовню, существовавшую до нашего времени. После явления прп. Сергия одной исцеленной им женщине в часовне этой стали каждое воскресенье служить молебен Спасителю.
В 1655 г. прп. Сергий Малопинежский был причислен к лику святых.
Сщмч. Филумен Святогробец (1979).