Краткие жития святых, православные праздники и события

20 ноября / 3 декабря

 

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита (816). Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446-447). Сщмчч. Макария, еп. Екатеринославского, Алексия, Александра, Владимира, Иоанна, Алексия, Василия, Николая, Иоанна, Емилиана, Николая пресвитеров, прмчч. Арсения, Евтихия и Илариона, прмц. Иоанникии игумении (1937); прмц. Татианы (после 1937).

Прп. Диодора Юрьегорского (1633). Мч. Дасия (284-305). Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312).

Сщмч. Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исаакия и Ипатия, епископов Персидских; мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).

 

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Преподобный Григорий Декаполит Прп. Григорий Декаполит (816). Преподобный Григорий родился в Декаполе Исаврийском в VIII веке. С детства он с благоговением читал Священное Писание, полюбил церковную службу. Чтобы избежать женитьбы, на которой настаивали его родители, святой тайно ушел из дома и всю жизнь провел в странствии: он побывал в Константинополе, Риме, Коринфе, Солуни, некоторое время подвизался в пещере на Олимпе. Всюду прп. Григорий обличал распространившуюся тогда ересь иконоборцев, укрепляя веру и силу православных.

Своими подвигами и молитвой преподобный стяжал благодатные дары пророчества и чудотворений. Он долгое время подвизался в монастыре святого Мины, но для противодействия иконоборцам покинул обитель и вновь отправился в Константинополь. В столице тяжелая болезнь истощила силы святого, и он отошел ко Господу в 816 г.

Святитель Прокл Константинопольский Свт. Прокл, архиеп. Константинопольский (446-447). Сначала он был учеником и келейником св. Иоанна Златоуста. Однажды один из вельмож императора Аркадия (395 – 408) пришел ночью, чтобы видеться со Златоустом. Прокл вошел к Златоусту, чтобы сказать о приходе вельможи, но, увидев его беседующим с каким-то старцем, не решился мешать разговору. То же повторилось и в следующую ночь. Прокл решил не отходить от дверей Златоуста, чтобы не пускать никого, кроме вельможи. Но и в эту ночь он увидел то же самое. Наконец, утром св. Иоанн вспомнил о вельможе, которого он сам приказывал привести к себе. Прокл сказал ему, что вельможа приходит уже в третью ночь, но, поскольку всякий раз св. Иоанн был занят беседой со старцем, его не решались беспокоить. Св. Иоанн ответил, что у него ни в эту, ни в предыдущие ночи никого не было. Тогда Прокл, случайно взглянув на икону апостола Павла, висевшую на стене у стола, где писал Златоуст, узнал в нем того старца, который беседовал со Златоустом. Таким образом, оба, свв. Иоанн и Прокл узнали, что во время ночных трудов св. Иоанн вдохновлялся апостолом. После этого св. Иоанн оказал нужную помощь вельможе.

В 434 г. св. Прокл был избран архиепископом Царьграда. Отличаясь благочестием и сияя различными добродетелями, он доблестно пас Христово стадо до конца своей жизни. Когда в Византийской империи случилось страшное землетрясение, так что разрушались церкви, дома и каменные стены. Патриарх устраивал по этому случаю крестные ходы, и однажды во время такого хода некий отрок был поднят невидимой силой на воздух и затем опущен на землю. Отрок рассказал, что он слышал ангелов, поющих: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Начали повторять эту молитву с прибавлением слов: «помилуй нас», – и землетрясение прекратилось. С того времени «Трисвятое» было введено как во всеобщее церковное употребление, так и мирянами при различных обстоятельствах и болезнях.

 

Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Екатеринославский (1937): Новомуч.

Сщмч. Алексий (Никатов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился в 1875 г. в Польше в селе Дофнары Брест-Литовского уезда Гродненской губернии в семье сельского учителя Гавриила Никатова. Вскоре после его рождения семья переехала в Россию. Здесь Алексей рос, учился, окончил один класс Духовной семинарии. С 1899 по 1901 г. служил рядовым в армии. После армии он женился на девице Елизавете.

В 1905 г. Алексей Гаврилович поступил псаломщиком в храм села Княжево Можайского уезда Московской губернии. В 1906 г. он переехал в село Петровское Верейского уезда и служил там до 1920 г., сначала псаломщиком, затем диаконом, а последний год – священником. У них с матушкой было пятеро детей.

Революция и Гражданская война резко изменили судьбы многих людей, в том числе и о. Алексия Никатова. С августа 1920 г. по июль 1921 г. он служил учителем в деревне Суверная Сердобского уезда Саратовской губернии, в этом же году получил место священника при храме села Воскресенки Подольского уезда.

В 1923 г. о. Алексий был переведен служить в храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери в село Игнатово Дмитровского района Московской области. За многолетние пастырские труды о. Алексий был награжден многими церковными наградами, в том числе и саном протоиерея. Из показаний свидетелей видно, что у о. Алексия была многочисленная паства, к нему приезжали люди и из других городов и сел.

С двадцатых годов о. Алексий был лишен избирательных прав как священнослужитель, его хозяйство реквизировали, и многодетной семье было нелегко прокормиться в те голодные годы.

Арестовали о. Алексия 19 ноября 1937 г. по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и агитации, направленной на развал колхозов, «гнусной клевете по адресу советской власти» и террористических настроениях. С 19 ноября 1937 г. его содержали под стражей в Таганской тюрьме. Все обвинения о. Алексий отрицал, виновным себя ни в чем не признал.

Решением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 27 ноября 1937 г. протоиерей Алексий Никатов был приговорен к расстрелу. Казнь священника состоялась 3 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне, где он был затем погребен в общей могиле.

 Сщмч. Александр (Сахаров) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 15 августа 1875 г. в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье диакона Нестора Сахарова.

В 1890 г. после окончания Зарайского Духовного училища Александр поступил в Рязанскую Духовную семинарию. На шестом курсе в декабре 1895 г. епископом Рязанским Иустином (Полянским) Александр Несторович был посвящен в стихарь для проповедования слова Божия с церковной кафедры.

В 1896 г. после окончания семинарии Александр Сахаров был определен учителем и преподавателем Закона Божия в Низковское начальное народное училище Васильевской волости Егорьевского уезда. Поскольку здание училища пришло в крайнюю ветхость, его пришлось закрыть. В сентябре 1897 г. Александра Сахарова перевели учителем в Преображенское народное училище в селе Преображенский Погост Егорьевского уезда.

В 1897 г. по благословению епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова) между деревнями Петровской и Левашево Егорьевского уезда было начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Крестьяне отправили владыке прошение, в котором просили назначить им священника Александра Сахарова. Со своей стороны и Александр Несторович подал прошение об определении его во священника Казанской церкви. Владыка одобрил оба этих прошения.

13 ноября 1897 г. состоялась диаконская, а на следующий день иерейская хиротония о. Александра, которую епископ Мелетий совершил в кафедральном соборе в честь Рождества Христова.

К заботам о строительстве храма прибавилось послушание законоучителя в Петровском начальном училище, куда о. Александр был определен в 1898 г. Пока строились церковь и дома причта, священнику с семейством приходилось испытывать трудности и нужду. 25 мая 1900 г. храм был освящен.

В октябре 1907 г. о. Александра духовенство округа избрало членом благочиннического совета Второго Егорьевского округа. В 1920 г. он был награжден наперсным крестом, а в 1925 г. возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1931 г. протоиерей Александр Сахаров был награжден митрой.

В 1930 г. о. Александр был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения и 5 годам высылки за то, что использовал труд домработницы. Однако он опротестовал это решение и окружным судом был оправдан. В 1931 г. у семьи Сахаровых советская власть отняла последнюю корову. Их дети уже выросли и жили отдельно от родителей.

Отец Александр часто раздавал продукты, полученные за исполнение треб, встречающейся ему на пути детворе из семей, особо нуждающихся в помощи.

На Пасху и престольный праздник о. Александр совершал водосвятные молебны, обходя дома прихожан.

Летом 1937 г. в клубе села Петровское местные коммунисты несколько раз проводили собрания, на которых обсуждался вопрос о закрытии Казанской церкви и переоборудовании ее под школу. Тогда же были сброшены с церкви колокола.

В конце лета 1937 г. начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Александр предчувствовал свой неминуемый скорый арест.

В ночь с 15 на 16 ноября 1937 г. протоиерей Александр был арестован и заключен в камеру предварительного следствия в городе Шатуре, откуда через несколько дней его перевели в Егорьевскую тюрьму.

На обвинение следователя священник ответил, что «антисоветской агитацией» он не  занимался и виновным себя не признает.

27 ноября 1927 г. тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Он был доставлен в Таганскую тюрьму города Москвы.

Протоиерей Александр Сахаров был расстрелян 3 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Владимир (Медведюк) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир родился 15 июля 1888 г. в Польше в городе Луков Седлецкой губернии в благочестивой семье железнодорожного рабочего Фаддея Медведюка.

Окончив в 1910 г. духовное училище, Владимир служил псаломщиком в Радомском соборе в Польше. Мирное течение жизни было прервано Первой мировой войной, и Владимир Фаддеевич, как и тысячи других, оказался в положении беженца. Приехав в Москву, он познакомился с Варварой Дмитриевной Иванюкович, которая происходила из глубоко верующей семьи в Белоруссии и так же, как и он, была беженкой. В 1915 г. они повенчались.

В 1916 г. Владимир Фаддеевич был рукоположен в сан диакона к храму мученицы Ирины, что на Воздвиженке в Москве. Здесь он прослужил до 1919 г. и был рукоположен в сан священника к храму Саввинского подворья на Тверской улице. В 1921 г. он был назначен настоятелем храма святителя Митрофана Воронежского в Петровском парке.

С первых дней служения в храме святителя Митрофана о. Владимир стал пытаться наладить приходскую жизнь. В том океане страстей, бед и страданий, который представляла собой в это время советская Россия, для верующих этот приход стал островком любви. Молодой священник ревностно отнесся к своим пастырским обязанностям, и к нему сразу же потянулась верующая молодежь, которой он старался привить любовь к православному богослужению и храму. В храм святителя Митрофана часто приезжали хоры из разных церквей, что привлекало многих молящихся и любителей церковного пения, так что бывали случаи, когда храм не мог вместить всех желающих.

Во время разгула обновленчества, когда раскольники при помощи безбожных властей дерзко захватывали храмы, о. Владимир, чтобы избежать этого, сам запирал после богослужения храм и уносил ключи домой.

В 1923 г. о. Владимир был награжден камилавкой. В 1925 г. власти арестовали священника и, предъявляя ему надуманные обвинения, стали угрожать заключением в концлагерь. Освободиться, по их словам, можно было, лишь согласившись на сотрудничество с ОГПУ. Отец Владимир дал согласие на это и был освобожден. ОГПУ давало ему какие-то задания, в основном, касающиеся Местоблюстителя Петра, которые он исполнял, но чем дальше, тем больше он входил в разлад с совестью и тем мучительнее переживал свое положение. В конце концов, о. Владимир решил прекратить свои отношения с ОГПУ в качестве секретного сотрудника и исповедал грех предательства перед духовником. 9 декабря 1929 г. следователь ОГПУ вызвал его повесткой в один из кабинетов на Большой Лубянке и потребовал от него объяснений. Отец Владимир заявил ему, что отказывается от дальнейшего сотрудничества. В течение трех суток его уговаривали переменить свое решение, но о. Владимир решительно отказался, заявив, что он все равно уже все рассказал священнику на исповеди. 11 декабря был выписан ордер на его арест, и ему было предъявлено обвинение в «разглашении… сведений, не подлежащих оглашению». 3 февраля 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила о. Владимира к трем годам заключения в концлагерь, которое он отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Семья его в это время была выселена из церковного дома и осталась без крова. Находясь в заключении, он стал усердно молиться прп. Сергию и его родителям, схимонаху Кириллу и схимонахине Марии, чтобы их молитвами семья нашла себе пристанище. И они нашли себе кров в Сергиевом Посаде. Вначале им помогла в этом Ольга Серафимовна Дефендова, известная в свое время благотворительница. Затем с помощью настоятеля Ильинского храма о. Александра Маслова их приняли в семью Аристовых. Глава семьи, диакон Вознесенской церкви, за несколько месяцев перед этим, был арестован и расстрелян. Этот дом стал пристанищем для семьи о. Владимира на многие годы. После окончания срока заключения в 1932 г. о. Владимир жил здесь вместе с семьей, а служить ездил в Москву в храм святителя Митрофана. В 1933 г. храм был закрыт властями, и о. Владимир получил место в Троицком храме в селе Язвище Волоколамского района.

В 1935 г. священник был возведен в сан протоиерея. В Язвище о. Владимиру дали для житья небольшую, в два окна, церковную сторожку, куда переехала вся его семья. Но потом некий благодетель, живший напротив, поселил их в своем доме, где семья протоиерея Владимира прожила десять лет.

В то время в Волоколамском районе жили многие из тех, кто вернулся из ссылки, и кому было запрещено жить в Москве. Среди других в Волоколамске жил протодиакон Николай Цветков (сщмч., память его 15 сент.), которого верующие почитали за подвижническую жизнь и прозорливость. Протоиерей часто ходил к нему для разрешения тех или иных затруднительных вопросов.

Летом 1937 г. начались массовые аресты. В ноябре протоиерей Владимир ездил в Москву и когда вернулся, сказал, что уверен, что его вскоре арестуют.

11 ноября 1937 г. в районное отделение НКВД Волоколамска поступила докладная записка о том, что в селе Язвище было проведено собрание, на котором почти не было молодежи, которая участвовала в домовнике,  организованном неподалеку от избы-читальни сыном протоиерея Владимира Николаем. В записке также утверждалось, что к священнику ежедневно приходит до двадцати человек, в основном старух и стариков из разных колхозов Волоколамского и Новопетровского районов.

25 ноября о. Владимир был арестован. Он знал, что уже никогда не вернется, всех благословил. Тогда же вместе с ним были арестованы послушницы Татьяна Фомичева (сщмц., см. о ней ниже) и Мария Брянцева.

Супругу священника, Варвару Дмитриевну, не допустили к мужу для свидания, а поздно ночью пришел в их дом сотрудник НКВД для производства обыска. Обыск свелся к тому, что он взял все, что попалось под руку, и побросал без описи в мешки.

Допросы начались сразу после ареста. 26 ноября были вызваны председатель сельсовета, участвующий в аресте священника, секретарь сельсовета и «дежурные свидетели», которые подписали показания, написанные следователем. На его обвинения священник заявил, что «контрреволюционной и антисоветской агитацией» он никогда не занимался.

Протоиерей Владимир Медведюк был расстрелян 3 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Иоанн (Заболотный) пресвитер (1937): Новомуч. Преподобномученик Иоанн (в миру Иван Васильевич Заболотный) родился в 1899 году в селе Клиновое Балтского уезда Подольской губернии (ныне Голованевского района Кировоградской области, Украина) в крестьянской семье. В 1918 году призван в Красную Армию, но скрылся от военной службы. В конце 1919 года арестован за дезертирство, позднее заключен в лагерь принудительных работ близ Одессы. После выхода на свободу в 1922 году стал насельником Уманского монастыря, где принял монашеский постриг и пробыл до закрытия монастыря. В 1927 году рукоположен во иерея, служил в разных церквах Украины, а с 1935 года – в церквах Зарайского района Московской области.

16 ноября 1937 года арестован в Стрелецкой Слободе Зарайского района по обвинению «в ведении активной контрреволюционной деятельности и высказывании террористических настроений против коммунистов». Содержался в тюрьме города Коломны. Виновным себя не признал. 27 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к расстрелу. Казнен 3 декабря на полигоне Бутово близ Москвы и погребен в безвестной общей могиле. Имя Иоанна (Заболотного) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2001 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

 Сщмч. Алексий (Аманов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился 9 февраля 1870 г. в городе Касимове Рязанской губернии в семье псаломщика Иоанна Аманова, три сына которого впоследствии стали священниками.

Два года Алексей Аманов обучался в Рязанской Духовной семинарии. После заключения брака с Серафимой Андреевной Анохиной он был рукоположен в сан священника.

С 1914 по 1927 год о. Алексий служил в селе Балыки Почепского района Брянской области. В самом начале 1920-х годов произошел в селе случай. Во двор священника однажды въехало несколько всадников. Зашли в дом. В разговоре с о. Алексием один из них сказал, чтобы он никуда не уходил, что они через час вернутся и его публично расстреляют. После этого они уехали.

Отец Алексий вышел в сад, где начал молиться. Весть о случившемся быстро разнеслась по селу, и люди стали собираться к дому священника, чтобы защитить его, что им и удалось.

В 1927 г. о. Алексий перешел служить в Московскую епархию. Поскольку в Зарайске проживали сестры его жены, он попросил, чтобы ему разрешили служить в этом городе. Священноначалием он был назначен настоятелем Никольского храма села Маслово, где прослужил до 1930 г.

1 декабря 1930 г. он был переведен в Спасский храм города Зарайска. 24 ноября 1931 г. о. Алексий был возведен в сан протоиерея. В 1935 г. протоиерея Алексия Аманова назначили настоятелем Ильинского храма в том же городе, где он прослужил до своего ареста.

Супруга о. Алексия Серафима Андреевна была регентом в храме. Ильинская церковь была маленькая и располагалась на окраине города. Доход в храме был невелик, однако с помощью Божией удавалось вовремя платить налоги, которые безбожная власть налагала на церковь. Нередко внуки священника ходили по храму с тарелкой, собирая подаяния богомольцев.

Порой семья священника голодала. Старшие внуки о. Алексия, десятилетний Василий и семилетняя Зоя, весной бродили по оттаявшим картофельным полям. В вязкой сырой земле они искали гнилую прошлогоднюю картошку.

Зимой не хватало сена, чтобы прокормить козу. Лошади у священника не было, на все требы в любую погоду он ходил пешком, а на Пасхальной неделе несколько дней посещал дома прихожан. Еще в Балыках о. Алексий получил травму ноги, отчего произошел излом коленного сустава. В начале 1930-х годов о. Алексий заболел глаукомой, левым глазом он практически ничего не видел.

В 1930 г. хозяйство священника было записано как кулацкое. Ночью в дом явилось несколько человек, которые предъявили документ о раскулачивании. Пришедшие стали выносить из дома вещи.

В дом к священнику часто приходили люди, чтобы получить совет в том или ином житейском деле. Отец Алексий, чем мог, старался им помочь, не оставлял в беде, за что очень уважался народом.

Во время беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов безбожные власти поставили перед собой задачу произвести повсеместно массовый арест духовенства и закрытие храмов. По всей стране с новой силой начались аресты и расстрелы священнослужителей и мирян.

В середине ноября 1937 г. следователь Зарайского отделения НКВД Крысанов допросил двух человек, которые согласились дать лжесвидетельства против о. Алексия. Одна лжесвидетельница, в частности, показала, что о. Алексий «в сентябре 1937 г. высказывался среди населения против советской власти и коммунистов…» Другой лжесвидетель показал, что в марте 1937 г. о. Алексий ругал сталинскую конституцию.

Отец Алексий был арестован 24 ноября 1937 г. у себя дома. Прощаясь с супругой, он сказал ей: «Спасибо тебе, верной ты была мне женой! Пойду по стопам Спасителя».

В тот же день протоиерей Алексий был допрошен. Виновным себя в контрреволюционной деятельности он не признал.

С момента ареста и все время непродолжительного следствия о. Алексий содержался в тюрьме Коломенского района, а затем был переведен в Таганскую тюрьму.

29 ноября 1927 г. тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Аманов был расстрелян 3 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Василий (Канделябров) (1937): Новомуч.

Сщмч. Николай (Зеленов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1887 г. в селе Бочевино Бронницкого уезда Московской губернии в семье  крестьянина Поликарпа Зеленова.

С 1897 г. он был певчим церковного хора. Окончив в 1907 г. Владимирскую Духовную семинарию, Николай Поликарпович стал учителем церковноприходской школы села Яковцево Муромского уезда.

В 1911 г. он служил диаконом в селе Загарино того же уезда, а в 1912 г. был рукоположен во священника к приходу в селе Голенищево Муромского уезда, где прослужил до июня 1917 г., когда был назначен священником в село Загарино.

Прослужив в Загарино до 1926 г., о. Николай был переведен в деревню Марково Покровской волости, а с 1928 г. до первого ареста о. Николай служил в селе Сеньго-Озеро Петушинского района Орехово-Зуевского округа. Жители села любили священника и приобрели ему корову. Детей у них с матушкой не было, жили они весьма скромно, не владея практически никаким имуществом.

Поводом к аресту послужила статья в местной газете «Колотушка» под заголовком «Поп агитирует против колхоза», опубликованная 24 октября 1929 г. Приехавший в колхоз лектор-антирелигиозник недоумевал, почему в селе Сеньго-Озеро, где числится 150 дворов, в колхозе состоит менее 10 процентов. Вырезка из газеты была подшита к делу с резолюцией, датированной 26 октября: «Завести дело и взять под стражу».

Уже на следующий день началось дознание и были допрошены свидетели: председатель Сеньго-Озеровского колхоза и ряд колхозников, которые выступили против священника, утверждая, что он мешает развитию колхозной деятельности, ведет религиозную пропаганду среди молодежи.

3 ноября 1929 г. о. Николая арестовали и заключили под стражу в арестный дом города Орехово-Зуева. На следующий день состоялся допрос. Виновным себя в «провокации против колхозного строительства» священник не признал.

Во время следствия прихожане обратились к властям с прошением освободить священника «на поруки до решения суда». Прошение подписали около ста человек, но оно осталось без последствий.

6 февраля 1930 г. о. Николая перевели в арестный дом города Покрова. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 23 февраля 1930 г. приговорило священника Николая Зеленова к заключению в концлагерь сроком на три года.

Отбыв наказание, о. Николай был назначен служить в Покровскую церковь села Пустошей Шатурского района Московской области.

18 апреля 1933 г. священник Николай Зеленов подал прошение епископу Коломенскому о переводе его на имеющуюся в Коломенском викариатстве вакансию. Владыка определил о. Николая священником к Богородице-Рождественской церкви села Старынино Зарайского района Московской области. На этом приходе священник Николай Зеленов прослужил до своего ареста.

Отец Николай был арестован 22 ноября 1937 г. Зарайским районным отделением НКВД и в тот же день допрошен. Виновным себя в ведении контрреволюционной деятельности священник не признал.

27 ноября 1927 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Зеленов был расстрелян 3 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмчч. Иоанн (Савр), Емилиан (Панасевич), Николай (Покровский) пресвитеры (1937): Новомуч.

Прмч. Арсений (Дмитриев), игумен (1937): Новомуч. Преподобномученик Арсений (в миру Александр Дмитриевич Дмитриев) родился 19 ноября 1872 г. в деревне Важищи Новгородской губернии в крестьянской семье. 17 апреля 1899 г. поступил послушником в монастырь. 8 мая 1904 г. пострижен в монашество, получив при постриге имя Арсений. 21 ноября 1913 г. его посвящают в сан иеромонаха. В 1924 г. после закрытия монастыря служил в полковой церкви Тихвина. В 1930 г. арестован, осужден к трем годам ссылки. В 1933 г. вернулся в Тихвин, служил в Пантелеймоновской церкви. 29 сентября 1937 г. арестован. 3 декабря 1937 г. расстрелян.

В 2000 году причислен к лику священномучеников. [Русский Дом. Журнал для тех, кто любит Россию, 2009. №9. – С. 39]

Прмч. Евтихий (Качур) (1937): Новомуч. Преподобномученик Евтихий (в миру Евфимий Викторович Качур) родился 26 декабря 1891 года в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в день памяти священномученика Евфимия, епископа Сардийского, который долгие годы в изгнании противостоял ереси иконоборчества.

До революции Евфимий принял монашеский постриг с именем Евтихия и был монахом Богородицкого скита при киевском Братском в честь Богоявления монастыре (в следственном деле монастырь назван «Церковщина»). Рукоположение в иеромонаха состоялось, видимо, после 1917 года.

Место служения иеромонаха Евтихия в 20-ые годы неизвестно, но, как свидетельствует удостоверение о награждении его наперсным крестом, выданное в апреле 1929 года епископом Винницким Варлаамом (Козулей), управляющим Каменец-Подольской епархией, в это время он уже был настоятелем Маркиановского скита Винницкого округа этой епархии. В документе отмечалось, что иеромонах Евтихий награжден «за усердное исполнение священно-пастырских обязанностей и твердое стояние во Святом Православии». Спустя некоторое время иеромонах Евтихий был возведен в сан игумена.

Власти всюду преследовали ревностного пастыря. Его дважды арестовывали (в 1924 и в 1931 годах) и держали под стражей (45 дней в первый раз и 2 месяца во второй).

К моменту ареста в 1937 году игумен Евтихий проживал в городе Зарайске Московской области и работал садовником-цветоводом на фабрике «Москож». Его арестовали 22 ноября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и содержали под стражей в тюрьме Коломенского района.

Следствию известно, что вы среди населения города Зарайска вели активную контрреволюционную деятельность, признаете ли вы это? – спросил следователь.

Я это не признаю, так как никакой контрреволюционной деятельности не вел. Отец Евтихий не признал себя виновным и в других надуманных преступлениях.

27 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила игумена Евтихия (Качура) к расстрелу. Спустя некоторое время приговор был приведен в исполнение. Место его погребения неизвестно.

Имя преподобномученика включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 27 декабря 2000 года.

Прмч. Иларион (Писарец) (1937): Новомуч. Преподобномученик Иларион родился в 1871 г. в селе Собичево Киевской губернии в семье крестьянина Павла Писарца. В 1893 г. он поступил послушником в Глинскую пустынь в Курской губернии, где пробыл до 1914 г.; здесь он принял монашеский постриг.

В 1914 г. монах Иларион был рукоположен во иеромонаха; впоследствии он стал служить в Москве. В 1927 г. жители села Рождество Наро-Фоминского района Московской области, где не было в то время священника, стали просить иеромонаха Илариона к себе на приход. Он согласился и был священноначалием направлен служить в этот храм.

15 октября 1937 г. председатель сельсовета направил заявление в НКВД, в котором сообщал, что на праздник Покров «по домам с молебнами ходил рождественский поп, не имея на это разрешения… Со стороны попа и ранее были нарушения… Он собирал подписи верующих, просим принять соответствующие меры».

26 ноября 1937 г. иеромонах Иларион был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следствии он категорически отверг все предъявленные ему обвинения.

Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz