1/14 ноября
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III). Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918); сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы (1937); мч. Петра (1941).
Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (IV). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).
Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Азийские и матерь их прп. Феодотия (III). Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Асии (в западной части Малой Азии). Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия – христианка. После смерти своего мужа св. Феодотия всю свою жизнь посвятила Богу. Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в вере христианской и наставила их на всяческую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов. Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за это, ибо трудились они для славы Божией. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно скончались. Прославились они многими чудесами не только при своей жизни, но и по смерти.
Честные мощи их были положены вместе в Феремане (в Месопотамии).
Сщмчч. Александр (Смирнов) и Феодор (Ремезов) пресвитеры (1918): Новомуч. Священномученик Александр Смирнов родился в 1877 г. и служил в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. За простоту в обращении и милосердие был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что церковное начальство не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.
В 1918 г. советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, подобный антихристианским эдиктам языческих императоров, ставивший своей целью уничтожение Церкви. Декрет запрещал любую форму проповеди, в которую было включено даже и ношение священником рясы вне храма. Кое-где угрозами принуждали священников изменить свой облик, и, бывало, за неподчинение убивали.
Местные власти потребовали от о. Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником о. Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.
В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. В отместку из Москвы был послан отряд карателей-латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были самой жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и священников, которых удастся захватить. И только отречение от Бога могло спасти жизнь.
В храме Космы и Дамиана, расположенном неподалеку от Вышегорода, служил о. Феодор Ремезов. 14 ноября здесь был престольный праздник, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.
В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд латышей. По пути им повстречался церковный сторож, и они зарубили его.
Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены.
Узнав, что о. Александр дома, каратели послали к нему фельдшерицу, чтобы она пригласила его в сельсовет. Священник отказался идти, не чувствуя себя виновным в чем-либо перед властью. Вскоре в дом явились вооруженные латыши и со злобой и угрозами потребовали от священника идти с ними. Помолившись, он надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу. На пути они встретили идущего под конвоем о. Феодора и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу.
Блаженна и свята кончина мучеников, и светозарен непорочный Христов жребий. Получив уверение свыше о том, что душа его будет удостоена мученического венца, и даже о ближайшей участи палачей, о. Александр сказал: «Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибните».
Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой, отсекший затылок. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.
Но диво! Священник был силою Божией жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к о. Александру вплотную, ударом в сердце его умертвил.
После этого палачи приступили к о. Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Одна пуля попала в ухо, другая – в плечо. Отец Феодор был еще жив, но они не стали его добивать: таково было впечатление от убийства безвинных священников, что каратели спешили покинуть скорей место казни.
Слова о. Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу о. Феодора. Неподалеку обнаружил тело о. Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, о. Федор уже скончался.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа.
На девятый день после кончины о. Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.
В двадцатых годах дом священника был сожжен.
Сщмч. Александр (Шалай) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр Шалай, протоиерей, родился 20 ноября 1879 года в городе Слуцке. В 1930-е годы служил настоятелем Свято-Троицкой церкви села Блонь Пуховичского района Минской области. В 1935 году его храм закрыли. Батюшка продолжал совершать требы на дому. Во время Всесоюзной переписи населения он организовал среди жителей Блони сбор подписей за открытие местного храма. Вскоре в августе 1937 года отец Александр был арестован и по обвинению «в контрреволюционной деятельности, направленной на разложение колхозов» в октябре того же года приговорён к расстрелу. 14 ноября (н. ст.) 1937 года он был расстрелян в городе Бобруйск.
Сщмч. Димитрий (Овечкин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 25 мая 1877 г. в деревне Малые Подберезы Казанской губернии в семье крестьянина. В 1896 г. Дмитрий Киприанович окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики, предполагая жизнь посвятить обучению крестьянских детей. В Казани Дмитрий познакомился со своей будущей женой, дочерью благочестивых уральских купцов, Ольгой Григорьевной Китаевой, преподававшей в школе русский язык. Несколько лет они учительствовали на Урале, а затем переехали в город Осу, где жили родители жены. Здесь Дмитрий Киприанович решил стать священником и поступил в Духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен в сан священника к Успенскому собору города Оса. В 1917 г. на средства жителей города был выстроен Троицкий собор, и о. Димитрий стал служить в нем.
Отец Димитрий своим детям с малолетства старался привить навыки жизни по евангельским заповедям.
В 1922 г. началось изъятие из храмов церковных ценностей. Отец Димитрий отказался сотрудничать с комиссией по передаче церковных ценностей, был арестован и заключен в тюрьму, где пробыл около года. После освобождения в 1923 г. он приступил к служению в храме. В мороз и стужу, днем и ночью ходил священник по требам, никому не отказывая в просьбах. Его неоднократно вызывали в Осинское ГПУ и предлагали сотрудничество, но он отказался. В 1925 г. власти предложили ему стать обновленческим архиереем, что было предательством не только близких, но и самой Церкви, и священник отказался. Отца Димитрия с семьей выселили из церковного дома, и им пришлось долго скитаться, снимая квартиры.
В двадцатых годах власти устраивали диспуты на религиозные темы и о. Димитрий решил в них участвовать. Жена отговаривала его, но он принял твердое решение отстаивать христианскую веру перед лекторами-безбожниками и участвовать во всех трех диспутах, проходивших в Перми. Сразу после этого он был арестован и приговорен к трем годам заключения, которое отбывал на соляных шахтах в Соликамске. Вернулся он из заключения инвалидом – с больными ногами и поврежденным позвоночником. Власти отправили его на поселение в город Кудымкар, куда к нему приехала жена с сыном. В 1936 г. они все вместе переехали к старшей дочери, которая жила в то время в Майкопе.
Скучая по родине, они, наконец, осенью 1937 г. возвратились в город Осу. Это было время самых беспощадных гонений. По приезде в город священник Димитрий Овечкин сразу же был арестован, приговорен к расстрелу и 14 ноября 1937 г. расстрелян.
Мц. Елисавета (Самовская), мирянка (1937): Новомуч. Елисавета Николаевна Самовская была глубоко верующей женщиной, происходившей из дворянской семьи.
В октябре – ноябре 1937 г. массовые аресты выкосили священнослужителей и православных мирян Семеновского района Нижегородской области. По одному из дел было арестовано двадцать шесть человек. Восемь из них были 6 ноября 1937 г. приговорены к расстрелу. Из всех расстрелянных по этому делу только Елисавета Николаевна Самовская не подписала обвинения. В момент ареста ей было семьдесят семь лет. Следователи обвиняли ее в том, что она имеет множество знакомых среди духовенства и прямой нрав, позволяя себе говорить все, что думает.
Мч. Петр (Игнатов) (1941): Новомуч. Мученик Петр родился в 1904 г. в деревне Андреевские Палики Жиздринского уезда Брянской губернии в семье крестьянина Ивана Игнатова. В деревне он окончил сельскую школу и женился на девице Анастасии, которая была круглой сиротой с одиннадцати лет. Когда Петру исполнилось двадцать два года, он был мобилизован на срочную службу и направлен в войска ОГПУ, где прослужил три года рядовым. В то время, пока он служил в армии, его жена Анастасия переехала в село Кунцево под Москвой и устроилась работать на фабрику ткачихой.
После демобилизации Петр поселился у жены в Кунцеве. В 1933 г. супруги поехали на родину в Брянскую область, но, прожив здесь несколько месяцев, вернулись обратно в Кунцево, и Петр устроился работать сторожем на склад Мослегпрома, и они поселились с женой в общежитии.
За время службы Петра в армии Анастасия всецело прилепилась сердцем к Богу и к церкви, так что и образом своей жизни уже стала походить на монахиню. Вернувшись из армии, Петр был весьма удивлен благочестием своей супруги; и если раньше он не смотрел столь серьезно на вопросы веры и на то, сколь важно жить по заповедям Господним, то теперь, глядя на жизнь супруги, он глубоко задумался над этим и потянулся вслед за ней в храм. С тех пор уже не о супружеской плотской жизни они помышляли, а о том, как спастись, как угодить Господу; соответственно не было у них чад земных, а вместо этого были дела благочестия. Обрели они себе и духовного наставника-старца в одном из живущих в Сергиевом Посаде монахов, которых после закрытия Лавры много поселилось тогда неподалеку от столь дорогой им обители.
Сотрудники НКВД в селе видели этих благочестивых православных супругов и 20 октября 1937 г. приняли решение об их аресте. Но никаких свидетельских показаний и материалов у них не было, и они стали вызывать на допросы соседей по дому, где жили супруги, хозяина квартиры, у которого они жили прежде, директора и некоторых рабочих.
В основном свидетели рассказали, что знают супругов как людей глубоко верующих, православного исповедания, что они часто читают религиозные книги и прочитанное обсуждают между собою и с людьми, посещающими их.
3 ноября был допрошен начальник склада, где работал Петр Иванович, который рассказал, что знает «Игнатовых как людей, враждебно настроенных против существующего строя и мероприятий советской власти…». Он также рассказал, что Игнатов отказался вступать в профсоюз по религиозным убеждениям и категорически отказался подписаться на займ обороны, заявив, что «в случае надобности он с охотой пойдет воевать за православную веру». «Вместе с тем он (Игнатов) говорил, что советская власть, коммунисты напрасно притесняют верующих, закрывают церкви, запрещают молебны под открытым небом, они этим перед Богом совершают великий грех, за что на том свете будут держать ответ» – докладывал свидетель.
В тот же день Петр Иванович и его супруга Анастасия были арестованы и заключены в разные тюрьмы Москвы, Петр Иванович был заключен в Таганскую тюрьму.
На вопросы следователя Петр Иванович ответил, что ни он, ни его жена не состояли ни в какой секте «евангельских христиан» и не занимались «сектантской контрреволюционной деятельностью», что принадлежат к старой тихоновской Православной Апостольской Церкви.
19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила Петра Ивановича и его супругу Анастасию к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Петр Иванович Игнатов скончался 14 ноября 1941 г. в исправительно-трудовом лагере города Норильска и был погребен в безвестной могиле.
Сщмчч. Иоанн епископ и Иаков пресвитер, в Персии пострадавшие (ок. 345). Святые Иоанн и Иаков жили при Сапоре Персидском (310-381). Они многих привели к благочестию, за что были схвачены царем и преданы скорбям и мукам. После этого они были усечены мечом.
Мцц. Кириена и Иулиания (IV). Эти святые жены пострадали в царствование императора Максимиана Галерия (305-311).
Кириена происходила из города Тарса, Киликийской области, Иулиания же – из города Россона. За исповедание христианской веры они были схвачены правителем Маркианом, который принуждал их отречься от Христа. За твердость в истинной вере Маркиан приказал нечестивым воинам остричь Кириене голову, обрезать веки и, обнажив, водить вокруг города Тарса. Затем ее вместе со святой Иулианией, отведя в город Россон, предали сожжению.
Мч. Ерминингельд, царевич Готфский (586). Святой мученик Ерминингельд оставил арианскую ересь и был обращен в Православие. Отец его, царь Лувингильд, арианин, ни лаской, ни угрозами не мог заставить сына вернуться к прежней вере и приказал казнить его (†586). Твердость царевича и мужество его перед смертью заставили царя раскаяться в содеянном.
Не решаясь сам принять Православие, он поручил святому епископу Леандру обратить в истинную веру своего наследника Рехарда. Став царем, Рехард утвердил Православие в своей стране.
Мчч. Кесарий, Дасий и с ними Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и еп. Фома, в Дамаске пострадавшие (VII). Святые Кесарий и Дасий были захвачены в городе Дамаске и, преданные различным мукам, не отреклись от христианской веры, за что и были усечены мечом и получили мученические венцы. Они и вместе с ними святые мученики Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и еп. Фома пострадали при взятии г. Дамаска магометанами.
Прмчч. Афонские: Иаков Костурский и ученики его – иеродиакон Иаков и Дионисий монах (ок. 1520). Пострадали около 1520 г.
Прп. Давид, иже во Евбее (ок. 1519).
Свв. Феодор и Прокопий.