Краткие жития святых, православные праздники и события

9/22 ноября

 

Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина, Димитрия, Нестора, Феодора, Константина, Виктора, Илии пресвитеров, Иосифа диакона и прмч. Алексия (1937).

Прп. Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мч. Александра Солунского (305-311). Мч. Антония (V). Прп. Иоанна Колова (V). Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (625). Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920).

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).

 

Мчч. Онисифор и Порфирий Мчч. Онисифор и Порфирий (ок. 284-305). Святые мученики Онисифор и Порфирий жили в царствование римского императора Диоклетиана. Во время жестокого гонения, воздвигнутого им на христиан, и они сподобились претерпеть за Христа тяжкие мучения. Их бесчеловечно били и применяли различные страшные истязания. После того мучители положили страстотерпцев Христовых на длинные сковороды и, разведя огонь, жгли их. Наконец, их привязали к свирепым диким коням. Влачимые ими по каменистой и неровной почве, святые мученики были совершенно растерзаны и в таких мучениях предали души свои Богу. Верующие ночью тайно собрали останки их и с честью погребли в селении Пангианском, где от них стали истекать многие чудеса и исцеления.

Прп. Матрона Константинопольская (ок. 492). Преподобная Матрона родом была из Пергии Памфилийской (в Малой Азии). Родители воспитали ее в благочестии, и она любила ходить в храмы Божии. Муж запрещал ей это и даже часто бил ее. Святая Матрона решила оставить мужа и тайно ушла от него. Чтобы муж не мог найти ее, она остриглась, надела мужскую одежду и поступила в мужской монастырь с именем Вавила. Здесь старалась скрываться ото всех. Братья удивлялись ее уединению и подвигам. Но Богу было угодно открыть настоятелю, что инок Вавила – женщина. Игумен, призвав Матрону, укорил ее: «Как ты осмелилась приступать к Божественным Тайнам с открытой головой и давать целование братии, когда ты женщина?» – «Приступая к Божественным Тайнам, я, как бы по немощи, не вполне открывала голову, – отвечала она. – Давая же целование братии, я думала, что прикасаюсь к устам ангелов, а не людей». Игумен отправил Матрону в женский монастырь. Муж ее, узнав, что она живет в мужском монастыре, пришел к настоятелю и требовал выдачи жены. Настоятель сказал, что она действительно жила в монастыре, но недавно ушла в Иерусалим. Муж отправился в Иерусалим и здесь однажды встретил Матрону, но не узнал ее, потому что лицо ее было прикрыто, и она при встрече с ним низко нагнулась, как бы ища что-то на дороге. Из Иерусалима Матрона удалилась в Бериту и поселилась в пустом языческом храме. Живя здесь, Матрона подвергалась различным искушениям от бесов. Бесы не раз являлись ей, то в виде молодой женщины, уговаривающей ее возвратиться в мир, то в виде старухи, дерзко нападавшей на нее с бесстыдными словами. Узнав о св. Матроне, некоторые жены и девушки начали приходить к ней, чтобы вести иноческую жизнь вместе с ней. Из Берита она отправилась в Константинополь, сюда перешли к ней и сестры. Матрона получила от Бога дар чудотворения. Одна исцеленная ею богатая женщина построила для нее обширный монастырь. К св. Матроне приходили многие за советами и наставлениями. Перед смертью она видела во сне прекрасное место, где живет множество благоверных женщин. Женщины, показывая ей одну из палат, сказали: «Вот твой дом, который уготован тебе Богом». Святая Матрона скончалась в 492 г. в возрасте 100 лет. Прожила в иночестве 75 лет.

Прп. Феоктиста Паросская (ок. 881). Она 36 лет подвизалась на пустынном острове Парос в Эгейском море. В восемнадцать лет она поступила в монастырь. Арабы, напав на монастырь, разграбили его и взяли в плен инокинь. Когда корабли пристали к острову Парос, Бог помог Феоктисте скрыться от врагов. Живя на острове, святая питалась семенами подсолнечника. Одежда ее истлела, и она оставалась без одежды. Тут встретил ее один из охотников и по ее просьбе дал ей свою одежду, и она, одевшись, престала перед ним, рассказала ему свою жизнь и просила в следующий раз принести ей Святые Тайны для причащения. В древние времена мирянам позволялось брать с собою Святые Дары, когда они жили очень далеко от церкви или оправлялись в дальний путь. Охотник так и сделал. Святая Феоктиста причастилась и в тот же день скончалась. Охотник с товарищами похоронил ее тело.

 

 Сщмчч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский, Константин (Черепанов) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Димитрий (Русинов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий родился в 1871 г. в селе Куркино Московского уезда Московской губернии в семье священника Владимира Петровича Русинова. Впоследствии о. Владимир за многолетнюю усердную службу был награжден многими церковными наградами и возведен в сан протоиерея.

В 1893 г. Дмитрий Владимирович окончил Московскую Духовную семинарию. О месте служения о. Димитрия после рукоположения ничего не известно, но из показаний свидетелей следует, что он до 1924 г. служил в храме Трех святителей села Кобяково Озерского района Московской области, а после его закрытия переведен в храм Преображения Господня села Бояркино того же района. Возведен в сан протоиерея.

Отца Димитрия арестовали 28 октября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации и заключили под стражу в Коломенскую тюрьму. Виновным себя священник не признал.

19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Димитрия к расстрелу. Протоиерей Димитрий Русинов был расстрелян 21 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмчч. Нестор (Панин),

 Феодор (Чичканов) пресвитеры (1937): Новомуч.

Сщмч. Константин (Немешаев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Константин родился 23 ноября 1879 г. в селе Песочном Жиздринского уезда Калужской губернии в семье священника Георгия Немешаева. Пойдя по стопам отца, Константин поступил в Калужскую Духовную семинарию. По окончании семинарии женился, и у них с супругой родилось четверо детей.

До 1930 г. местом служения о. Константина, вероятно, было его родное село. Там он с семьей встретил революцию и пережил все лишения последующих лет. Отца Константина несколько раз арестовывали – в 1921-м и 1930-м годах. Второй арест окончился судом и изъятием имущества.

Отец Константин с семьей был вынужден переехать в Московскую область, в село Ведены Рузского района. Органы ОГПУ и здесь продолжали преследование священника и его семьи. У них на квартире произвели обыск, но ничего не нашли. В 1930 г. семья Немешаевых переехала в село Дединово Луховицкого района, где о. Константину предстояло служить вплоть до ареста в 1937 г.

Следующая волна репрессий 1937-38 годов не могла не затронуть такого пастыря, как о. Константин. Даже в страшные тридцатые годы храм, в котором он служил, был полон народа. Его арестовали 6 ноября 1937 г. по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и содержали под стражей в Коломенской тюрьме. Отец Константин вину свою в этом не признал.

17 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Константина к расстрелу. Священник Константин Немешаев был расстрелян 21 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Виктор (Климов) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Илия (Рылько) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Илия родился в 1881 г. в селе Ридомле Толочинского уезда Витебской губернии в семье крестьянина Игнатия Рылько. Окончил учительскую семинарию.

С 1906 по 1913 год Илья Рылько служил псаломщиком в селе Хлебное. После принятия священного сана в 1914 г. о. Илия поочередно служил в селах Усохское-Буул, Хлебное, Благовичи.

В 1934 г. он переехал в Московскую область, где был определен на служение в Никольскую церковь села Никольское-Гагарино Ново-Петровского района Московской области. Село Никольское было в 1775 г. куплено князем Сергеем Сергеевичем Гагариным, что определило его название. В 1783 г. была построена каменная церковь в честь святителя Николая, в которой и служил последние годы своей жизни о. Илия. В 1936 г. он был возведен в сан протоиерея.

23 сентября 1937 г. о. Илию назначили в Ильинскую церковь погоста Ильинское Солнечногорского района Московской области.

30 октября 1937 г. протоиерей Илия был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

На допросе следователь объявил священнику, что он арестован «как активный член контрреволюционной группы Смолякова, которая проводила контрреволюционную агитацию среди населения». На это о. Илия ответил,  что членом контрреволюционной группы не состоял и агитации против советской власти не вел, со Смоляковым и священником Казанцевым имел связь только личного характера, против советской власти никогда ничего не говорили и не агитировали, виновным себя в этом священник не признал.

Были также допрошены два лжесвидетеля, один из которых был председатель колхоза. Они привели примеры якобы имевших место высказываний со стороны священника о притеснении религии со стороны власти вопреки положениям конституции, о притеснении церковников налогами и др.

19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Илию к расстрелу. Протоиерей Илия Рылько был расстрелян 21 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Иосиф (Сченснович) диакон (1937): Новомуч. Священномученик Иосиф родился 7 июня 1886 г. в местечке Жировицы Слонимского уезда Гродненской губернии в семье белорусского крестьянина Антония Сченсновича. Настрой семьи был глубоко православным, и Иосиф с юности посвятил свою жизнь служению Церкви. В 1901 г. Иосиф окончил Жировицкое духовное училище. В 1903 г. он окончил курсы псаломщиков в городе Гродно и был определен псаломщиком в храм в селе Великий Лес Брестского уезда Гродненской губернии, где прослужил до 1915 г.

30 августа 1915 г., из-за начавшихся военных действий, Иосиф был вынужден эвакуироваться и в начале 1916 г. прибыл в Москву. Здесь он поступил псаломщиком в храм преподобного Сергия, что в Рогожской Слободе, по совместительству работая в товарной конторе Северной железной дороги.

В 1918 г. Иосиф Антонович выехал из Москвы в Воронежскую губернию в село Алексеевку и в том же году переехал в слободу Лошиновка Старобельского уезда Харьковской губернии, где стал служить псаломщиком. В 1921 г. он окончил пастырские курсы в городе Старобельске. В 1922 г. он стал служить псаломщиком в храме в селе Счастье Старобельского уезда.

В 1924 г. Иосиф Антонович был рукоположен в сан диакона ко храму в поселке Высокое Харьковской области, где прослужил пять лет. В 1929 г. он стал служить диаконом в храме Петра и Павла у Яузских ворот в Москве, с 1930 года – в Троицком храме поселка Купавна Ногинского района Московской области. В том же году за безупречное церковное служение он был награжден двойным орарем. В это время у них с женой Александрой было трое детей, причем младший сын только родился. У диакона Иосифа были родственники, оставшиеся на территории, которая отошла к Польше; они писали ему, что живут в материальном отношении вполне сносно, и приглашали приехать. В 1933 г. диакон Иосиф отнес документы в Польское посольство, предполагая выехать к братьям в Польшу, но из этого ничего не вышло.

5 ноября 1937 г. руководители НКВД по Московской области выписали справку на арест диакона Иосифа, в которой писали о ведении группой церковников среди населения контрреволюционной агитации и о посещении с этой целью квартир диаконом Сченсновичем.

10 ноября были допрошены свидетели, одна из них показала, что «диакон Сченснович своих детей принуждает посещать церковь. Семья под влиянием главы настроена крайне религиозно».

12 ноября 1937 г. власти арестовали настоятеля Троицкой церкви в поселке Купавна священника Димитрия Богоявленского, диакона Иосифа Сченсновича и члена церковной двадцатки Сергея Фрыгина, заключив их в тюрьму в городе Ногинске. На следующий день после ареста диакон Иосиф был допрошен.

Виновным себя в предъявленном обвинении о. Иосиф не признал.

Через несколько дней, 19 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Диакон Иосиф Сченснович был расстрелян 21 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Прмч. Алексий (Задворнов) (1937): Новомуч.

 

Свт. Агриппин, еп. Неапольский (ок. 200).

Мч. Александр Солунский (305-311). Святой Александр претерпел суровые мучения при царе Максимиане. Исповедав себя христианином, он был схвачен и принуждаем принести жертву идолам. Он же не только не покорился, но, исполнившись большею ревностью по Богу, ниспровергнул жертвенник с жертвой. Разгневанный Максимиан приказал отсечь ему голову. Тогда святой выпросил себе час для молитвы. Совершив усердную молитву, он был обезглавлен. Увидев, что его душе предшествует Ангел, царь позволил христианам похоронить тело святого в городе Солуни.

Мч. Антоний камнесечец (V). Святой Антоний происходил из Сирии и был по ремеслу каменщик. Сожалея о язычниках, приносящих в своих храмах жертвоприношения, святой умолял их отступить от такого нечестия. Когда они не послушали его, он ушел в одно пустынное место. Здесь он встретил некоего отшельника, по имени Тимофей, и с ним прожил два года. Укрепленный его молитвами, он снова отправился к заблуждающемуся народу, в свой город, чтобы направить его на путь истины. Пришел он в свой город тогда, когда жители справляли праздник своим бесам. Он вошел в храм их и сокрушил идолов, за что и подвергся различным мучениям и вынужден был выйти из города. Тогда он отправился в Апамею Сирийскую и там упросил епископа, чтобы тот позволил построить церковь во имя Святой Троицы. Когда он начал постройку храма, узнали об этом жители его города и ночью пришли и рассекли его мечами на части.

Преподобный Иоанн Колов Прп. Иоанн Колов (V). Преподобный Иоанн назван Коловым, то есть малорослым. В молодых летах он ушел с братом своим Даниилом в скитскую пустынь в Египте. Здесь однажды он сказал брату: «Я не хочу заботиться о теле, а хочу жить как ангел», – снял свою одежду и вышел из кельи. Был мороз, и он вынужден был возвратиться в келью. Когда он стучался, Даниил спросил: «Кто тут?» – «Я – брат твой, не могу переносить мороза, и возвратился служить тебе», – отвечал Иоанн. «Уйди, демон, мой брат ангел, не заботится о своем теле и не требует пищи», – сказал Даниил. Тогда Иоанн раскаялся, и брат принял его, сказав: «Брат, имеешь плоть, и должен заботиться об одежде и пище для нее». Св. Иоанн был очень пылок, и ему приходилось много бороться с собой, чтобы приобрести кротость и смирение. Он много заботился об обращении грешников. Так, совратившуюся с доброго пути на широкий путь разврата Таисию (память ее 10 мая) он сумел так тронуть, что она оставила все, удалилась в дикую пустыню и провела там всю оставшуюся жизнь. Св. Иоанн был наставником св. Арсения Великого (память его 8 мая). Он жил в конце IV – начале V века. Оставил много прекрасных изречений.

Прпп. Евстолия (610) и Сосипатра (625). Святая Евстолия, дочь благочестивых родителей, проживала в Риме при царе Маврикии (582-602). С самого юного возраста она соблюдала чистоту, пребывала в посте и бодрствовании. Придя в возраст, она так возлюбила благочестие, что оставила Рим и удалилась в Константинополь, где и посвятила себя подвигам иноческой жизни в одном из монастырей.

Однажды Сосипатра, дочь императора Маврикия, отправилась во Влахернскую церковь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Здесь она встретила Евстолию, слава о добродетельной жизни которой уже распространилась в городе. Тогда Сосипатра стала просить блаженную Евстолию, чтобы она сделалась для нее духовной матерью и хранительницей ее тела. Евстолия согласилась, и тогда Сосипатра приняла иноческий чин, упражняясь в трудах и подвигах. Она выпросила у своего отца удобное место, и там, построив церковный дом, поселилась вместе со святой Евстолией. С течением времени некоторые благочестивые девицы стали просить их, чтобы они позволили проходить вместе с ними многотрудное иноческое житие, приняли их в свой дом. Святые жены не отказали им в их желании. После многих лет подвигов, блаженная Евстолия, наставив многих на путь спасения, отошла ко Господу, оставив преемницей себе блаженную царевну Сосипатру. Блаженная Сосипатра управляла монастырем по примеру своей духовной матери и, достигнув совершенства в добродетельной жизни, с миром отошла ко Господу, Которого возлюбила и ради Которого восприняла такую многотрудную жизнь.

Прпп. Евфимий и Неофит Дохиарские, Афонские (X).

Прп. Симеон Метафраст (X). Метафраст означает перелагатель. Он переложил на простую, понятную для всех речь древние жизнеописания святых. Скончался в X веке в Константинополе.

Прп. Онисифор Печерский (1148). Прп. Онисифор был пресвитером Печерским. У него был духовный сын, инок, который утаивал от него свои согрешения, а Господь их ему не открывал. Этот инок умер, и тело его стало издавать смрад. Отпели его с трудом и положили в пещере, «и пошел такой смрад, что и бессловесные твари бегали от той пещеры». Ночью явился Онисифору прп. Антоний и стал упрекать его за то, что в святом месте погребли нераскаянного грешника. Онисифор стал молиться, говоря: «Господи, для чего ты скрыл от меня дела человека сего?» Ему явился ангел и сказал: «В назидание всем согрешающим и не покаявшимся было это, чтобы все видевшие покаялись!» Пресвитер усилил молитву, и был к нему голос: «Если хочешь, помоги ему!» Игумен уже велел удалить тело, но пресвитер Онисифор сказал ему: «Жаль мне стало брата того, я молился о нем, и был мне голос от Господа: «Я сказал Аврааму, что ради двадцати праведников Я не погублю города сего, тем более ради тебя и сущих с тобой помилую и спасу грешника!»

Рассказал это со слов первых черноризцев Печерских, епископ Владимирский Симон митрополиту Киевскому Сильвестру. Св. Симон назвал также прп. Онисифора «совершенным во всякой добродетели».

Скончался прп. Онисифор 9 ноября 1148 г. и был погребен в Ближних Антониевых пещерах рядом с духовным своим сыном, прп. Спиридоном просфорником.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Нектарий еп. Эгнский Свт. Нектарий, митр. Пентапольский, Эгинский чудотворец (1920).

Прп. Елладий – отшельник Келлийский.

Мчч. Христофор, Мавра и Тимофей.

Мчч. Нарса и Артемон.

 

Икона Божией Матери ''Скоропослушница'' Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» (X). Первообраз иконы пребывает на Афоне в Дохиарском монастыре и, по преданию, был написан при жизни основателя обители прп. Неофита в X в. Икона находилась на стене братской трапезной над дверью. Она прославилась в 1664 г. Проходя мимо ее с зажженной лучиной, трапезарь не раз слышал от нее  слова: «Не копти Моего образа зажженной лучиной», но, принимая эти слова за шутку кого-либо из братии, не прекращал хождений, за что и был наказан слепотой, но через некоторое время, по молитве перед иконой, ему возвращено было зрение, и при этом сказано, что Пресвятая Богородица покровительствует обители, и что Она предстательствует перед Своим Сыном за всех православных христиан, и молитвы их будут исполнены Господом ради Ее ходатайства. С этого момента икона получила название «Скоропослушница» и стала одной из самых почитаемых на Святой Горе. Проход в трапезную заделали, место, где находилась икона, оградили, а с правой стороны устроили храм во имя Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». С тех пор из братии обители избирается опытный и благоговейный старец для неотлучного присутствия около иконы, который следит за неугасимыми лампадами и совершает утром и вечером молебны.

От иконы «Скоропослушница» совершилось множество чудес. Особенно богатым на случаи благодатной помощи было XIX столетие: прозревали слепые, вставали на ноги хромые и расслабленные, многие спасались из плена и оставались невредимы при кораблекрушениях. По обычаю исцеленные в благодарность оставляли у иконы драгоценные приношения – золотые и серебряные кресты, кольца, цепочки и т.п. Таких свидетельств помощи людям «Скоропослушницы» так много, что им не хватает места на иконе, поэтому по бокам от нее стоят высокие ящики-шкафы со стеклянной передней стенкой, где на протянутых одна под другой проволочках висят перстни, браслеты, кольца, старинные монеты…

Немало чудес было явлено по молитвам к Матери Божией перед многочисленными списками иконы в России. В 1887 г. от привезенного с Афона чудотворного списка «Скоропослушницы», находившегося в московской часовне вмч. Пантелеимона в Китай-городе, получила полное исцеление бесноватая Анастасия Фролова, около 20 лет страдавшая припадками. Через год исцелилась от беснования другая женщина. Настоятелем знаменитой часовни многие годы был недавно прославленный в лике местночтимых святых иеросхимонах Аристоклий Афонский, старец Московский (†1918, 24 авг./6 сент.), который очень любил и почитал этот образ Богородицы. Будучи строителем афонского подворья в Москве, на Большой Полянке, он устроил там домовую церковь в честь «Скоропослушницы» и поставил в ней список иконы. В 1932 г. часовню вмч. Пантелеимона закрыли и спустя два года сломали вместе с крепостной стеной Китай-города, но чудотворный образ не был утерян. В 90-х годах, когда храмы снова стали передаваться Русской Православной Церкви, икона «Скоропослушницы» нашла свое место в храме свт. Николая в Клениках на Маросейке. 13 ноября 2004 г., в день торжественного перенесения мощей старца Аристоклия из Данилова монастыря на подворье Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне, храм святителя Николая передал икону «Скоропослушница» Афонскому подворью.

Одна из самых необычных копий – образ, находящийся ныне в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Этот тип иконы не встречается ни в Греции, ни на православном Востоке. В 2005 г. по Указу Святейшего Патриарха Алексия II она получила название «Невская Скоропослушница». Икону привезли с Афона в середине XIX в. два инока, приехавшие в Россию для сбора пожертвований на строительство храма на родине свт. Николая в Мирах Ликийских. Очень скоро образ прославился чудотворениями и стал весьма чтиться петербуржцами. Особо почитала его Царская Семья. Стараниями Великой Княгини Елисаветы Феодоровны часовня, где стояла икона, была превращена в церковь во имя свт. Николая Мирликийского и блгв. князя Александра Невского, а на ее месте впоследствии построен Барградский храм.

После закрытия и разрушения храма во времена лихолетья чудотворная икона скиталась по разным церквям, с 1938 г. 20 лет пребывала в Князь-Владимирском соборе вместе с другой величайшей святыней северной столицы – Казанской иконой. Когда Церкви был возвращен Свято-Троицкий храм Александро-Невской Лавры, чудотворный образ был перенесен во вновь освященный собор и до настоящего времени является одной из самых почитаемых лаврских святынь.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz