25 ноября / 8 декабря
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прмц. Магдалины (1931); сщмчч. Серафима, архиеп. Смоленского, Григория, Иоанна, Василия, Космы, Иоанна, Симеона, Илариона, Ярослава, Александра, Иоанна, Виктора, Андрея, Варлаама пресвитеров и мч. Павла (1937); мч. Николая (1938).
Прп. Петра, молчальника (ок. 429).
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Сщмч. Климент, папа Римский (101). Святой Климент, апостол от семидесяти, четвертый епископ Римский и ближайший ученик апостола Петра. С его именем связано создание первой христианской общины в Крыму на рубеже первого и второго веков после Рождества Христова, распространение славянской письменности в IX веке и Крещение Руси. Его мощи стали одной из первых святынь, которые принес на Русь равноапостольный князь Владимир.
Святой Климент родился в знатной римской семье в 25 году I века, получил блестящее образование. Достигнув совершеннолетия, он покинул Рим и отправился на Святую Землю, где жил и страдал Христос и проповедовали апостолы. Здесь юноша встретил апостола Петра, принял от него Крещение и стал одним из его ближайших учеников, обратил ко Христу много язычников. Незадолго до своей мученической кончины (103 г.) апостол рукоположил Климента во епископа. Император Траян приказал убить Климента, утопив его в море с грузом на шее, чтобы христиане не нашли его тела. Слуги исполнили приказ императора в точности. Но через некоторое время, по молитвам епископа Георгия и христианского населения Херсонеса, море отступило от берега, и нашли на дне его нетленное тело священномученика. [Русский Дом, №5, 2006, стр. 7].
Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский (311). Святой Петр был очень образован и руководил известным Александрийским училищем. Став епископом, он только три первые года мирно правил паствой, а затем Диоклетиан и Максимиан Галерий воздвигли гонения на христиан. Особенно было сильно гонение в Египте, где святительствовал Петр. Во время гонения он удалился из Александрии и скитался в разных местах. Но и в это время не покидал он своей паствы, – писал к ней послания, утверждая в вере во Христа и укрепляя на подвиг мученический, так что, внимая его гласу, очень многие приняли мученический венец. Но были и такие, которые изменяли христианской вере. Впрочем, большая часть из таких скоро раскаивалась. Святитель Петр с любовью принимал кающихся в Церковь, налагая, по мере вины, различные епитимьи. В то время в Александрии явился Арий со своей ересью. Св. Петр отлучил его от Церкви. Тогда Арий начал показывать притворное покаяние, чтобы получить разрешение. Но свт. Петру ночью было видение, которым запрещалось принимать Ария в общение. Гонение Диоклетиана несколько ослабело, и св. Петр возвратился к своей пастве. Но мирное время продолжалось очень недолго. Максимиан снова открыл гонение. Он приказал заключить в темницу и свт. Петра, а потом умертвить. Это произвело сильное волнение в народе. Узнав о волнении, святитель побоялся большого истребления народа, посему тайно предал себя трибуну и сам склонил свою голову под секиру.
Прмц. Магдалина (Забелина) (1931): Новомуч. Преподобномученица Магдалина родилась в 1863 году в городе Орле в семье рабочего Сергея Забелина и в крещении была наречена Марией. В 1876 году, когда ей исполнилось тринадцать лет, она поселилась в селе Посошки Кромского уезда Орловской губернии. В этом году купец Торопов организовал здесь богадельню, которая затем была преобразована в Иоанно-Предтеченскую общину во главе с настоятельницей. Здесь Мария окончила школу и осталась при общине послушницей. По принятии иночества она была наречена Магдалиной.
После начала гонений от безбожных властей, инокиня Магдалина переехала в Троице-Одигитриевскую Зосимову пустынь в Московской губернии, которая в 1920 году была преобразована в сельскохозяйственную артель, но сохранила монастырский устав.
В 1929 году пустынь была окончательно властями закрыта, и ее насельницы расселились по ближайшим к обители селам и деревням. Инокиня Магдалина поселилась вместе с несколькими послушницами в деревне Новинской НароФоминского района. Они зарабатывали на жизнь рукоделием, читали по покойникам Псалтирь, помогали священнику в служении молебнов и панихид.
В 1931 году власти приняли решение об аресте всех изгнанных из обителей монашествующих, и 22 мая 1931 года инокиня Магдалина была арестована и заключена в тюрьму при Наро-Фоминском райисполкоме. Через день состоялся ее допрос. Следователь спросил Магдалину, каких она придерживается политических и партийных убеждений. Та ответила, что к политическим убеждениям и партиям безразлична, хотя они и «мешают в жизни».
Отвечая на вопросы следователя, она сказала: «Питалась своим трудом, занимаясь рукоделием, и помогала крестьянам. Ходить, никуда не ходила… агитации против колхоза не вела».
Все арестованные насельницы были обвинены в том, что будто бы они вели агитацию против колхозов, а также, когда у местного священника за неуплату налогов отобрали корову и лошадь, подговорили крестьянок идти в сельсовет и просить вернуть корову священнику.
Расследование было недолгим – 29 мая 1931 года тройка при ПП ОГПУ Московской области приговорила инокиню Магдалину и других насельниц обители к пяти годам ссылки в Казахстан с распоряжением отправить их к месту ссылки тюремным этапом. Не выдержав мучительно длинной дороги и тяжелых лишений этапа, инокиня Магдалина 8 декабря 1931 года скончалась и была погребена в безвестной могиле.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский). Московские Епархиальные Ведомости № 5-6 за 2008 год]
Сщмч. Серафим (Остроумов), архиеп. Смоленский (1937): Новомуч.
Сщмч. Григорий (Воинов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Григорий родился 26 января 1875 г. в селе Теплый Стан Московской губернии в семье псаломщика Александра Воинова. По окончании в 1898 г. Вифанской Духовной семинарии он поступил учителем в церковноприходскую школу при храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот. Женился, впоследствии у них с женой родилось шестеро детей.
27 июня 1900 г. Григорий Александрович был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви в селе Теплый Стан, где прослужил до 1931 г. В 1907 г. он был награжден набедренником, в 1912 г. – скуфьей, в 1916 г. – камилавкой.
В 1922 г. во время изъятия церковных ценностей о. Григорий возразил против изъятия из храма серебряного креста, пожертвованного храму в XVII веке. В тот же день уполномоченный комиссии по изъятию церковных ценностей направил сообщение в уездный отдел милиции, в котором писал: «Во время изъятия церковных ценностей из Троицкой церкви на мои слова, что ценности идут для помощи голодающим, священник в присутствии всех граждан начал антисоветскую агитацию, применяя слова, что золото и серебро вы переливаете себе на портсигары. Прошу принять к нему меры».
На основании этого сообщения начальник районного отделения милиции 6 мая 1922 г. предписал арестовать священника. В тот же день о. Григорий был арестован и 16 мая допрошен. На вопросы следователя священник ответил: «Во время изъятия из нашей церкви Святой Троицы у нас брали серебряный крест, в котором весу всего около полфунта. Этому кресту около трехсот лет. Я начал просить, чтобы крест нам оставили, так как за границей в Америке или еще где-нибудь его перельют на портсигар, а для нас он является древностью весьма ценной. Никакой агитации против изъятия ценностей я не вел».
Дело было передано в революционный трибунал. На состоявшемся в ноябре – декабре 1922 г. процессе о. Григорий виновным себя не признал, повторив свои показания, данные на предварительном следствии. Что касается воззвания Патриарха Тихона, то «я его не получал, а посему не оглашал. Агитации я никакой и некогда не вел. Изъятие прошло спокойно. Сижу в тюрьме восьмой месяц. Прошу трибунал вернуть меня к моей семье».
Революционный трибунал приговорил о. Григория к трем годам заключения. Первое время он сидел во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке, затем в Лефортовской и Таганской тюрьмах в Москве. Через семь месяцев власти освободили его.
В 1924 г. о. Григорий был награжден наперсным крестом, в 1928 г. возведен в сан протоиерея. 20 июня 1931 г. протоиерей Григорий был переведен в Михайлово-Архангельский храм в селе Кубинка Звенигородского района.
27 ноября 1937 г. о. Григорий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Его обвинили в том, что он будто бы пришел 25 октября 1937 г. на стадион «Кубинский обувщик» на митинг, посвященный выдвижению кандидатов в Верховный Совет. Когда стали обсуждать кандидатуру главы НКВД Николая Ежова, священник махнул рукой и сказал: «Все равно наших людей не наметят. Советская власть намечает своих людей. Мне здесь делать нечего». А затем что-то проворчал и удалился.
Ночью 29 ноября следователь допросил священника и предъявил ему обвинение в проведении контрреволюционной деятельности. Священник свою вину в этом не признал.
На этом допрос был окончен. 3 декабря тройка НКВД приговорила отца Григория к расстрелу. Протоиерей Григорий Воинов был расстрелян 8 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Иоанн (Тарасов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 18 февраля 1867 г. в селе Бородино Клинского уезда Московской губернии в семье крестьянина Якова Ивановича Тарасова. Иван окончил городскую начальную школу и с десятилетнего возраста служил у состоятельных торговцев в Клину, а затем перешел служить в контору прокурора Шмидта. С 1895 г. и до самой революции 1917 г. Иван Яковлевич работал у многих крупных торговцев, а после революции поступил чиновником в Народный комиссариат путей сообщения, откуда уволился по болезни и по возрасту в 1921 г. С этого времени он посвятил свою жизнь служению Церкви, поступив псаломщиком в московский храм Живоначальной Троицы в Листах, и к этому же храму в 1923 г. он был рукоположен во диакона.
В 1924 г. диакон Иоанн был рукоположен в сан священника к Дмитровской церкви в селе Шевырева Слобода Епифаньевского района Тульской области. В 1925 г. он был награжден набедренником и скуфьей и в том же году переведен в Успенский храм в селе Обухово Клинского района Московской области. В 1928 г. о. Иоанн был награжден камилавкой, в 1930 г. – назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майдаково. В 1931 г. священник был награжден наперсным крестом, в 1934 г. – возведен в сан протоиерея и в том же году переведен в Николаевскую церковь в селе Голенищево. В 1935 г. протоиерей Иоанн был назначен в Одигитриевскую церковь в селе Воронино, в 1936 г. – в Казанскую церковь в селе Фроловское, а в августе 1937 г. был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы погоста Вырки Орехово-Зуевского района.
Эти частые перемещения священника с прихода на приход избавили его от нескольких арестов, которым он, безусловно, подвергся бы, оставаясь на одном месте. Но пришло время столь беспощадных гонений, что от них, по замыслу гонителей, не должен был ускользнуть никто.
22 октября 1937 г. был допрошен председатель Нестеровского колхоза, который показал, что священник «враждебно настроен к советской власти и ВКП(б), часто выказывает среди населения антисоветские настроения…».
26 октября 1937 г. протоиерей Иоанн был арестован, заключен в тюрьму в Орехово-Зуеве и тут же допрошен. Ему были предъявлены показания лжесвидетелей, в том числе и председателя колхоза, но все показания о. Иоанн категорически отверг. Следствие длилось около месяца, и 16 ноября следователь снова допросил священника, надеясь, что условия содержания в тюрьме и применяемые к священнику меры воздействия изменят его позицию.
Однако священник не отступил от своих показаний и виновным себя не признал.
29 ноября тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Тарасов был расстрелян 8 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Василий (Парийский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился 28 июля 1894 г., в день, когда Церковь празднует память равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, в одном из сел Александровского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Василия Парийского.
В 1912 г. Василий окончил Переяславское духовное училище и поступил во Владимирскую Духовную семинарию, где окончил только первый курс, и поступил псаломщиком в храм в родном селе. С 1919 г. по 1922 г. он служил в армии, а затем снова псаломщиком. В это время он женился, и у них с женой Верой Ивановной родилось трое детей. В 1925 г. Василий Васильевич был рукоположен во диакона ко храму в селе Успенское Ивановской области, а в 1928 г. во священника ко храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Титовское Загорского района Московской области, где он служил до 1936 г. В октябре 1936 г. о. Василий перешел в Успенский храм села Красное Куровского района Московской области, где и служил до самого ареста в 1937 г.
Как и все священнослужители того времени, о. Василий и его семья лишались избирательных прав. Во время коллективизации их выселили из дома и отняли имущество.
Арестовали о. Василия 27 ноября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной агитации и содержали под стражей в Таганской тюрьме.
Отец Василий не признал себя виновным ни в одном из предъявленных ему обвинений.
1 декабря 1937 г. судебная тройка при Управлении НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Парийский был расстрелян 8 декабря 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Косма (Коротких) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Косма родился 25 октября 1886 г. в день памяти преподобного Космы епископа Маиумского в селе Большая Усача Больше-Усинского уезда Пермской губернии в семье крестьянина Родиона Коротких. Избрав с детства путь служения Богу, Косма оставил родительский дом и уехал учиться в Москву, где окончил пастырскую школу. Вскоре он женился, и у них с супругой Прасковьей Ивановной родились дочь и сын.
С 18 лет Косма исполнял послушание псаломщика, а в 1912 г. был рукоположен во диакона. Точно не известно, где он начал свое диаконское служение, но в личных бумагах о. Космы есть упоминание о том, что в 1917 г. он являлся диаконом Благовещенского Воткинского собора Сарапульского уезда Пермской губернии. Кроме службы в храме, с 1916 по 1919 год о. Косма преподавал Закон Божий в 6-ом Воткинском смешанном начальном училище. В 1921 г. он был рукоположен во священника к Благовещенскому собору.
Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь в 1920 – 30 годах, в полной мере коснулись и его. В 1927 г. он дважды находился под стражей в Сарапульском исправдоме и вынужден был много раз менять место служения. 30 марта 1927 г. епископ Воткинский Онисим (Пылаев) благословил о. Косму продолжить свое служение в качестве настоятеля кладбищенской церкви. Позже о. Косма был священником Богоявленского храма села Нечкино Сарапульской епархии, а уже 27 сентября 1928 г. единоверческий епископ Кержинский Павел благословил о. Косму на служение при единоверческом храме города Ижевска.
О дальнейших скитаниях семьи Коротких документов не сохранилось. Однако к середине 1937 г. о. Косма с матушкой поселились в селе Лукино Подольского уезда Московской области, где до революции действовал Крестовоздвиженский женский монастырь.
Семья Коротких жила бедно, никакого имущества у них не было. Не стяжав земного богатства, священник Косма проповедовал богатство истинное. Он говорил: «Кто верит в Бога до конца, тот останется верным сыном Христа».
Отец Косма духовно окормлял не только жителей Лукина и окрестных сел, но, как позже показывали свидетели на допросах, в религиозные праздники к нему приезжали монахини из Москвы, которые пели в церковном хоре.
Ревностное служение о. Космы не могло остаться незамеченным органами НКВД. Его арестовали 27 ноября 1937 г. и с этого дня держали под стражей в Серпуховской тюрьме по обвинению в Систематической контрреволюционной агитации. Протокол единственного допроса о. Космы от 28 ноября состоит из трех коротких вопросов и ответов. Виновным себя в антисоветской агитации о. Косма не признал.
Решением судебной тройки при управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 г. о. Косма был приговорен к расстрелу. Казнь священника состоялась 8 декабря 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой, где он был затем погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Иоанн (Владимирский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 21 марта 1877 г. в селе Боронкино Луковниковского уезда Тверской губернии в семье священника Михаила Владимирского. Образование получил в Духовной семинарии, в 1906 г. он был рукоположен в сан священника к храму родного села Боронкина, где служил его отец. В 1924 г. власти лишили о. Иоанна избирательных прав, как священника.
В 1930 г. местные власти, ставя своей целью закрытие храма в селе, потребовали от священника уплаты непосильных налогов. Отец Иоанн не смог выплатить их, и был в 1931 г. арестован. Районный суд приговорил его к пяти годам ссылки. Отец Иоанн переехал в соседнюю область и здесь стал служить в храме. По окончании ссылки в 1936 г. он вернулся в родное село, где оставались жить его супруга, Мария Федоровна, и сын, которому было тогда десять лет.
Прошло немногим более года после возвращения священника, как началось новое гонение, еще более жестокое и кровавое.
15 ноября 1937 г. о. Иоанн был арестован. Были вызваны «дежурные свидетели», в этот раз – председатель сельсовета и заведующий избой-читальней. Они согласились подписать приготовленные следователем документы об антисоветских высказываниях священника, будто тот говорил, что до революции жилось лучше, чем при советской власти, всего было много, а теперь и тот хлеб, что есть, у колхозников отбирают, и они голодают. Дали они показания и том, что священник был против закрытия храма.
На следующий день следователь допросил о. Иоанна. Выслушав перечисленные следователем обвинения, священник решительно все их опроверг и виновным себя не признал.
29 ноября дело было закончено и передано на решение тройки НКВД. 5 декабря тройка приговорила священника к расстрелу.
Священник Иоанн Владимирский был расстрелян 8 декабря 1937 г.
Сщмчч. Симеон (Афонькин), Иларион (Соловьев) пресвитеры (1937): Новомуч.
Сщмч. Ярослав (Савицкий) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Ярослав родился 28 марта 1882 г. в селе Пухлое Бельского уезда Гродненской губернии в семье диакона Исаака Савицкого. Как это часто бывало в семьях духовенства, Ярослав Савицкий решил пойти по стопам отца. Он поступил в Духовную семинарию, которую окончил в 1903 г., после чего работал сначала учителем, а затем псаломщиком. В 1905 г. он был рукоположен во священника. Незадолго до принятия священного сана Ярослав Исаакович женился на Ольге Федоровне. У них родилось два сына и дочь.
Место служения о. Ярослава в этот период неизвестно, но есть основание предполагать, что это был Гродненский Красностокский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный в 1901 г. Во время Первой мировой войны, в связи с наступлением немецких войск и угрозой католической экспансии, духовенство и насельницы монастыря вынуждены были покинуть Гродно и переехать в Екатерининскую пустынь Подольского уезда Московской губернии, где в это время располагался мужской монастырь.
В 1919 г. мужской монастырь в Екатерининской пустыни был ликвидирован, но насельницы бывшего Красностокского монастыря организовали сельскохозяйственную трудовую коммуну, и в такой форме обители удалось просуществовать до 1929 г. Согласно решению общего собрания «гражданок сельскохозяйственной трудовой коммуны» было принято постановление: «Оставить при приходской церкви священника Ярослава Савицкого и диакона Иакова Ференца».
В 1919 г. о. Ярослав за ревностное служение Церкви Божией был возведен в сан протоиерея. А в ноябре 1923 г. игумения Елена обратилась с просьбой о награждении его очередной наградой – палицей. На прошении стоит резолюция Патриарха Тихона: «Удостоить».
В 20-е годы о. Ярослав и члены его семьи были лишены избирательных прав.
В 1929 г. сельскохозяйственную артель разогнали, а храм закрыли. К этому времени в пустыни оставалось 117 монахинь и послушниц. В 1929 г. о. Ярослав был назначен настоятелем храма святых мучеников Флора и Лавра села Ям Подольского района Московской области.
В это время «строители светлого будущего» провозгласили курс на коллективизацию. Эта безжалостная кампания обрушилась на крестьян села Ям. Конечно, о. Ярослав не мог оставаться в стороне от бед и горестей своей паствы. Выражаясь языком его будущих обвинителей, «контрреволюционную деятельность Савицкий Ярослав начал в селе Ям развивать явно с момента коллективизации, т.е. с 1930 года. 18 марта 1930 года Савицкий совместно с кулаками, ныне высланными, устроил в селе Ям демонстрацию, направленную на срыв коллективизации. В демонстрации принимало участие до 170 человек. Организована она была в церкви и под руководством Савицкого с пением духовных песней направилась к сельсовету, откуда по предложению членов сельсовета была распущена. В период ликвидации кулачества Савицкий в церкви служил молебны за здоровье высланных кулаков».
Когда о. Ярослав переехал в село Ям, церковный дом у прихода уже отняли, и жить им стало негде. Их приютила прихожанка храма Мария Федоровна Кишенкова. В ее доме, в маленькой комнатке, семья Савицких прожила до самого ареста о. Ярослава в 1937 г. По воспоминаниям дочери хозяйки дома, никакого имущества, кроме немногочисленных личных вещей, у них не было.
По свидетельству жителей села Ям, батюшка был очень добрым человеком, и все прихожане его очень любили. Все отмечают его образованность, ум и силу характера. Эти качества, а также твердая вера и ревностность в пастырском служении вызывали преследования со стороны властей. Так, в 1933 г. он был судим Подольским народным судом за покупку свечей и приговорен к пяти годам лишения свободы. Дело было настолько грубо сфабриковано, что Мособлсуд отменил это решение.
Отца Ярослава арестовали 27 ноября 1937 г. по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Сотрудники органов НКВД приехали за ним около двух часов ночи. С 27 ноября 1937 г. его содержали под стражей в Сепуховской тюрьме. Обвинения в антисоветской агитации он не признал.
Решением судебной тройки при управлении НКВД СССР по Московской области от 1 декабря 1937 г. о. Ярослав был приговорен к расстрелу. Протоиерей Ярослав Савицкий был расстрелян 8 декабря 1937 г. и погребен на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Александр (Вершинский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 6 марта 1873 г. в селе Кунганово Старицкого уезда Тверской губернии в семье диакона Андрея Вершинского. Диакон Андрей был большим почитателем о. Иоанна Кронштадтского. 22 февраля 1906 г. протоиерей Иоанн служил в храме погоста Упировичи Новоторжского уезда, и диакон Андрей специально приехал туда, чтобы послужить с праведником. В 1907 г. диакон Андрей ушел за штат по состоянию здоровья.
В 1897 г. Александр окончил Тверскую Духовную семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Борисоглебский собор в городе Старице. Женился на дочери священника Ильинской церкви в городе Торжке Михаила Федоровича Никольского Еликониде. У священника Михаила Федоровича и его жены Евгении Михайловны родилось тринадцать детей, в живых осталось шестеро. Старшая дочь Елаконида родилась в 1878 г., младший сын Аркадий – в 1900 г. Семья была благочестивая.
30 января 1900 г. псаломщик Александр был рукоположен во диакона к Борисоглебскому собору в городе Старице. 6 февраля того же года он был рукоположен во священника к церкви Архистратига Михаила в селе Михайловском Тверского уезда. С 20 августа по декабрь 1901 г. о. Александр состоял законоучителем в Яковлевской земской школе Тверского уезда.
3 декабря 1901 г. умер тесть о. Александра священник Михаил Никольский, и о. Александр 10 декабря того же года был переведен в Ильинскую церковь в городе Торжке, в которой прослужил до дня ее закрытия воинствующими безбожниками в 1927 г. С 1902 по 1917 г. он был в Торжке законоучителем в училище Министерства просвещения.
У о. Александра и Еликониды Михайловны родилось трое детей – две дочери, в 1912 и 1914 годах, и сын Николай в 1918 г.
Николай во время богослужений помогал отцу в алтаре; с началом Отечественной войны он был призван на фронт в состав 325-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии и во время ожесточенных боев 11 сентября 1944 г. пропал без вести.
После смерти тестя на плечи молодого священника легли все заботы о его многочисленной семье, притом, что некоторые дети были еще малы. В 1920 г. о. Александр был награжден наперсным крестом, в 1922 г. возведен в сан протоиерея.
При наступлении гонений на Русскую Православную Церковь о. Александр нисколько не усомнился в выбранном им пути служения Богу и, обладая большим авторитетом среди духовенства и верующих, был в 1923 г. избран ими первым благочинным 1-го округа Тверского уезда и затем утвержден в этой должности епархиальным архиереем. В том же году он был назначен благочинным Борисоглебского монастыря в Торжке. В 1924 г. протоиерей Александр был награжден палицей, в 1925 г. к 25-летию его служения святой Церкви – золотым наперсным крестом с украшениями.
После закрытия властями в 1927 г. Ильинской церкви архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) (сщмч., память его 18 дек.) благословил общину перейти в Спасо-Преображенский собор в городе Торжке и назначил о. Александра настоятелем. Здесь он прослужил до закрытия собора в 1931 г., а затем был переведен в Николо-Пустынскую церковь. В 1932 г. протоиерей Александр был награжден митрой. В марте 1937 г. храм при активной поддержке властей был захвачен обновленцами, и протоиерей Александр остался без места.
Повсюду разливалось пламя все более беспощадных гонений, это ясно видел и о. Александр, однако он ни на минуту не поколебался в своем решении продолжать служение Церкви. Будучи хорошо известен священноначалию, он был приглашен в марте 1937 г. в Смоленский храм в поселке Ивантеевке Пушкинского района Московской области [ныне город областного подчинения], где прослужил до дня своего ареста.
24 октября один из сотрудников администрации школы в Ивантеевке подал донос секретарю партийного комитета, который одновременно был и секретарем поселкового совета в Ивантеевке. Составитель доноса вызвал в школу диакона Александра Якиманского, дети которого учились в этой школе, и, поговорив с ним, составил донесение о том, что «священник церкви в поселке Ивантеевка Александр Андреевич Вершинский говорит проповеди по праздничным дням», которые «носят монархический характер…; есть подозрение, думает диакон Якиманский, что священник Вершинский состоит в какой-то партии».
10 ноября диакон Александр Якиманский был вызван на допрос в НКВД, где, отвечая на вопросы следователя, дал показания против о. Александра, также с упором на произнесение священником проповедей, в которых тот «протаскивал монархические идеи». Например, по словам доносчика, священник «восхвалял отдельных царей, как-то: царя Давида и других…, говорил о царе Константине и его деятельности… Весной 1937 г. в одной из проповедей Вершинский, связывая свою проповедь с ожившей после зимы природой, говорил: “Природа расцвела… мы должны искать лучшей жизни, раньше жизнь была лучше”».
21 ноября 1937 г. сотрудники НКВД арестовали протоиерея Александра, а через день – председателя церковного совета Павла Васильевича Кузовкова и члена церковного совета Николая Ивановича Копнинского (сщмчч., см. о них ниже). Все они были заключены в Таганскую тюрьму в Москве.
25 ноября диакон Александр Якиманский снова был вызван на допрос к следователю и дал показания против всех арестованных церковнослужителей, утверждая об их антисоветской настроенности и о ведении ими «контрреволюционных разговоров» на собраниях церковных советов.
В тот же день был допрошен священник Смоленского храма в Ивантеевке Николай Михайлович Успенский, который также показал о том, что все три арестованных церковнослужителя «находились между собою в хороших взаимоотношениях» и, собираясь вместе, «систематически разделяли между собой контрреволюционные взгляды». Лжесвидетель утверждал также, что подследственные «настроены явно враждебно к существующему в СССР строю. Руководителем и вдохновителем, как в церковных делах, так в и контрреволюционных высказываниях, был Вершинский…»
На допросах следователь принуждал о. Александра признать свою… Продолжение »