7/20 ноября
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Сщмчч. Кирилла, митр. Казанского, Михаила, Александра, Александра, Михаила, Александра, Николая, Алексия, Павла, Василия, Павлина пресвитеров, Иоанна и Вениамина диаконов, мч. Николая, мц. Елисаветы (1937); сщмчч. Сергия, архиеп. Елецкого, Николая пресвитера и мч. Георгия (1937).
Прп. Зосимы Возбозомского (1550). Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Икона Божией Матери, именуемой «Взыграние», Угрешской (1795).
Мчч. 33 в Мелитине: Иерон, Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Евгений, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрикий, Аникита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот и Амонит (III). Мученик Иерон служил воином при императоре Диоклетиане в III веке. Однажды он видел во сне человека, одетого в белые ризы, который предсказал, что ему предстоит подвизаться не за земного царя, а за Небесного и получить от Него честь и славу. И вскоре заключили его в темницу, и с ним 33 христиан. Св. Иерон убеждал свою дружину терпеть все за Христа. Те отвечали, что готовы умереть за Него. Когда Иерон приведен был со своею дружиной к правителю Лисию, то тот сказал: «Какой бес привел вас к такому безумию, чтобы противиться власти и не поклоняться богам?» – «Воистину мы были бы безумны, если бы поклонялись вместо Бога дереву, металлу и камню. Теперь же мы премудры, что кланяемся Богу – Творцу всего». Лисий приказал отрубить руку Иерону, а прочих бить немилосердно, так что один из родственников Иерона, изнемогая от полученных ран и боясь новых мучений, отрекся от Христа. Иерон очень скорбел о нем. Лисий снова пытался отвратить мучеников от Христа и, не преуспев, приказал отсечь им головы.
Прп. Лазарь Галисийский (1053). Преподобные Лазарь был родом из города Магнезии (в Малой Азии). Отличался кротостью, состраданием и любовью к бедным. Получил хорошее образование, но чуждался всяких мирских удовольствий. Преподобный Лазарь отправился на поклонение Иерусалимской святыне, где и поступил в обитель святого Саввы. Здесь он провел 10 лет. Удостоенный за свои добродетели священства, святой Лазарь удалился на гору Галисий близ Ефеса. Здесь он основал обитель Воскресения Христова при содействии Византийского императора Константина Мономаха, который питал уважение к нему. При храме святой Лазарь устроил столп, на котором стал подвизаться в подвигах поста и молитвы. Бог наделил его даром чудес и прозорливости. Мирно скончался он в 72-летнем возрасте и был погребен в столпе и по смерти прославлен многими чудесными исцелениями, истекшими от святых его мощей.
Память его празднуется также 17 июля (перенесение мощей).
Сщмч. Кирилл (Смирнов), митр. Казанский (1937): Новомуч. Священномученик Кирилл (в миру Константин Иларионович Смирнов) родился в 1863 г. в Санкт-Петербургской губернии. По окончании Духовной семинарии, а затем Духовной академии со степенью кандидата богословия был возведен в священнический сан и назначен гимназическим законоучителем. На протяжении 13 лет преподавательского труда сотни юных душ были вверены его попечительству. В 1900 г. его назначили священником Троицкой кладбищенской церкви Кронштадта. Известно, что между ним и всероссийским пастырем св. прав. Иоанном Кронштадтским существовали отношения особой духовной близости (перед своей кончиной св. прав. Иоанн просил, чтобы отпевал его именно епископ Кирилл).
В Кронштадте ему пришлось пережить большое личное горе: умерли дочь и супруга. Вдовый священнослужитель принял монашество с именем Кирилл и стал архимандритом. Два года энергичный и деятельный архимандрит Кирилл возглавлял духовную миссию в Иране, где, помимо пастырского, раскрылся его административный талант. В 1904 г. Указом Святейшего Синода архимандриту Кириллу определено быть епископом Гдовским, Викарием Санкт-Петербургской епархии. Затем – определение на кафедру в Тамбов. Тамбовская епархия – место нового служения владыки – в начале XX в. была одной из самых больших в России. Именно владыке Кириллу пришлось подъять труды по канонизации епископа Питирима Тамбовского (память его 28 июля). В дни Первой мировой войны по инициативе владыки Кирилла организуются сборы средств на нужды фронта, лазареты при монастырях для больных и раненых воинов, приюты для детей, лишившихся родителей, Комитет помощи воинам, находившимся в плену. Активное участие принял архиепископ Тамбовский в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Постановлением Святейшего Патриарха Тихона и Святейшего Синода он становится митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, а затем назначается в Казань. После похорон Святейшего Патриарха Тихона, в апреле 1925 г., было вскрыто завещательное распоряжение святителя. В нем говорилось: «В случае Нашей кончины Наши патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову)…»
С 1934 г. владыка находился в своей последней ссылке, в Казахстане. Здесь ему предъявили обвинение в создании «подпольной церковной антисоветской организации».
19 ноября 1937 г. постановлением тройки при УНКВД по Южно-Казахстанской области митрополит Кирилл был приговорен к расстрелу вместе с митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым). На следующий день, 20 ноября, приговор был приведен в исполнение.
Канонизирован на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Сщмч. Михаил (Гусев) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Александр (Ильинский) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Александр Иванович Ильинский родился в 1899 г. в селе Пустынь Нижегородской губернии. Служил в селе Большие Кемары. В ночь с 20 на 21 октября 1937 г. он был арестован в числе большой группы священников Перевозского района Нижегородской области. Следствие шло менее месяца. Он обвинялся, как и другие, в том, что являлся руководителем антисоветской группы и выказывал недовольство советской властью. Священник отверг все выдвинутые против него обвинения. 11 ноября о. Александр и другие священники были приговорены к расстрелу и расстреляны.
Сщмч. Александр (Крылов) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Александр Иванович Крылов родился в 1879 г. в селе Варганы Лысковского уезда Нижегородской губернии. Служил священником в селе Ляпуны Лысковского района Нижегородской области. 17 сентября он был арестован на основании показаний, вымученных под пыткой у арестованных ранее. Отца Александра обвинили в том, что он будто бы участвовал в сожжении двадцати домов и скирды соломы в селе Островском, колхозного двора в селе Уварово и мельницы в деревне Гугино. Отец Александр отверг все обвинения. 11 ноября 1937 г. он был приговорен тройкой УНКВД к расстрелу и расстрелян.
Сщмч. Михаил (Адамонтов) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Михаил Петрович Адамонтов родился в 1892 г. в Нижегородской губернии. Служил в селе Берендеевка Лысковского района Нижегородской области. 15 сентября 1937 г. был арестован. Виновным себя не признал, приговорен к расстрелу и расстрелян.
Сщмч. Александр (Курмышский) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Александр Михайлович Курмышский родился в 1879 г. в городе Симбирске, окончил духовную семинарию, служил в храме села Танайково Перевозского района Нижегородской области. Был арестован в ночь с 20 на 21 октября 1937 г. Следствие шло менее месяца, но все выдвинутые против него обвинения отверг, расстрелян по приговору богоборцами-большевиками.
Сщмч. Николай (Романовский) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Алексий (Молчанов) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Алексей Андреевич Молчанов служил в селе Валки Лысковского района Нижегородской области. Несмотря на пытки, он не подписал лжесвидетельств. Был приговорен к расстрелу и расстрелян.
Сщмч. Павел (Борисоглебский) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Васильевич Борисоглебский родился в Васильсурске Нижегородской губернии. Служил в селе Плотинское Лысковского района Нижегородской области. Отец Павел был арестован 24 июля 1937 г. и обвинен в том, что, находясь в ссылке, в 1930 – 1931 годах допустил антисоветские высказывания. Виновным себя не признал. 11 ноября 1937 г. он был приговорен к расстрелу и расстрелян.
Сщмч. Василий (Краснов) пресвитер (1937): Новомуч. Василий Тимофеевич Краснов родился в 1886 году в деревне Калиновка Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне Сергиевского района Самарской области). Из крестьянской семьи. После окончания 4 классов Духовной семинарии служил псаломщиком в деревне Павловке Бугурусланского уезда. В 1914 году был призван в армию, воевал до января 1918 года. С сентября по ноябрь 1919 года служил в Красной Армии. В 1921 году был рукоположен во иерея.
4 июня 1935 года о. Василий был арестован особым совещанием при НКВД СССР и приговорен к 3 годам ИТЛ. 16 декабря прибыл в Карагандинский ИТЛ, работал сторожем. В сторожке, где он жил, собирались для общей молитвы заключенные-священники. В октябре 1937 года о. Василий вместе с другими участниками молитвенных собраний был арестован, обвинен в том, что «входил в контрреволюционную группу... принимал участие в нелегальных сборищах этой группы, на которых велись контрреволюционные разговоры, представлял по личному почину свое помещение (сторожку) для этих сборов». Отец Василий, не отрицая факта молитвенных собраний, в предъявленных обвинениях виновным себя не признал. Арестованные священники были расстреляны по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской области от 20 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Священник Василий Краснов прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Сщмч. Павлин (Старополев) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Павлин Иванович Старополев родился в 1865 г. в селе Быковы Горы Спасского уезда Нижегородской губернии, окончил духовную семинарию, служил в селе Дубское. 11 ноября о. Павлин и другие священники были приговорены к расстрелу и расстреляны.
Сщмчч. Иоанн (Мошков) и Вениамин (Владимирский) диаконы (1937): Новомуч. Диакон Иоанн Иоаннович Мошков служил в селе Исады, а диакон Вениамин Ксенофонтович Владимирский – в селе Просек, Лысковского района Нижегородской области. 15 сентября 1937 г. они были арестованы.
Мч. Николай (Филиппов) (1937): Новомуч. Николай Федорович Филиппов родился в 1885 г. в селе Макарьево Лысковского уезда Нижегородской губернии. Всю жизнь он прожил в Макарьеве, и когда разгорелось в 1937 г. пламя гонений, был в храме родного села старостой. 13 сентября 1937 г. он был арестован. Все предъявленные обвинения отверг и 11 ноября он был приговорен к расстрелу и расстрелян.
Мц. Елисавета (Сидорова), мирянка (1937): Новомуч. Елисавета Ивановна Сидорова была арестована в числе многих безбожной властью за исповедание православной веры 13 сентября 1937 г. в селе Ивановском Лысковского района Нижегородской области. У следователей не было доказательств вины диаконов Иоанна, Вениамина и мирянки Елизаветы. Несмотря на пытки, арестованные стойко сопротивлялись оговору. В числе двадцати одного человека они были приговорены к расстрелу и расстреляны.
Сщмч. Сергий (Зверев), архиепископ Елецкий (1937): Новомуч. Священномученик Сергий, архиепископ Елецкий (в миру Зверев Александр Михайлович) родился 4 февраля 1870 года в Петропавловске, в семье священника. Окончил Семинарию, Санкт-Петербургский Университет, Придворную певческую капеллу со званием регента. В 1899 году Александр Михайлович завершил обучение в Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия. Был рукоположен во священника, служил инспектором женского епархиального училища Таврической епархии, затем принял монашеский постриг с именем Сергий и был возведён в сан архимандрита.
В 1922 году отец Сергий был хиротонисан во епископа Севастопольского. Есть данные об уклонении ненадолго в обновленческий раскол (в 1924 году); по покаянии принят в лоно Православной Русской Церкви.
В 1925 году Владыка становится епископом Мелитопольским. Он входил во временный состав Священного Синода, учреждённый св. Патриархом Тихоном в 1925 году. В 1925-1926 годы Святитель временно управляет Самарской епархией (по причине заключения епископа Самарского Анатолия (Грисюка). В 1926 году Владыка был арестован, приговорён к двум годам ссылки. В 1927 году возведён в сан архиепископа. Есть сведения, что после выхода Декларации митрополита Сергия, Владыка находился в скрытой оппозиции к нему и не поминал его имени за богослужением.
С 1929 по 1935 годы Владыка являлся архиепископом Елецким. В 1935 году он был арестован «за антисоветскую пропаганду» и приговорён к пяти годам лагерей. 31 октября (13 ноября н. ст.) 1937 года Владыка был расстрелян в Карагандинском концлагере.
Прославлен в 1999 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви. Прославление состоялось в городе Мелитополь.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Сщмч. Николай (Троицкий) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Николай Алексеевич Троицкий, иерей, родился в 1885 г. в селе Лобаски Ичалковского уезда в Мордовии, служил в селе Ревезень. В ночь с 20 по 21 октября 1937 г. был арестован вместе с другими священниками Перевозского района Нижегородской области. Следствие шло менее месяца. Он отверг все выдвинутые против него обвинения, так же как и его сотоварищи. 11 ноября все были приговорены к расстрелу и расстреляны.
Мч. Георгий (Юренев) (1937): Новомуч. Мученик Георгий Николаевич Юренев родился 8 декабря 1887 года в Витебске в дворянской семье. В 1910 году окончил юридический факультет СанктПетербургского университета. Работал секретарем Витебского окружного суда, был избран городским судьей Витебска.
В мае 1920 года арестован советскими властями и выслан из Витебска. Поселился в Твери (в 1931-1990 гг. – Калинин) и, поскольку юридическая деятельность была для него закрыта, работал статистиком-экономистом в городском отделе здравоохранения.
15 марта 1936 года вновь арестован и заключен в тюрьму Калинина. 8 мая обвинен «в участии в контрреволюционной церковной организации» и в срыве мероприятий советской власти. Виновным себя не признал. 27 августа 1936 года приговорен ОСО НКВД СССР к 3 годам лагерей и направлен в Карагандинский ИТЛ (Карлаг), где работал экономистом. В начале сентября 1937 года арестован и обвинен в том, что, «отбывая наказание в Карлаге НКВД, входил в состав контрреволюционной группировки, именуемой «истинно-православная церковь», принимал участие в периодических сборищах этой группы, занимался распространением провокационных слухов среди заключенных и контрреволюционной агитацией», совершал обряды, «в том числе и панихиды по Николаю Романову». 20 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской области приговорен к расстрелу вместе со священномучениками архиепископом Елецким Сергием (Зверевым), священником Василием Красновым, священномучеником протоиереем Николаем Романовским и его сыном Антонием. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Мч. Феодот корчемник (303). Память его празднуется также 18 мая (см. о нем там же).
Мчч. Меласипп и Касиния и сын их Антонин (363). Эти мученики пострадали в IV веке при Юлиане Отступнике. Во время мучений Меласиппу и Касинии отрезали ноги по колени. Антонин, увидев мучения своих родителей, восхвалил их и лобызал отсеченные их ноги. Когда же замучили родителей, но начали мучить и сына. Но Бог хранил его невредимым среди мучений. Сорок детей, видевших чудеса Божии над мучеником, уверовали во Христа и были усечены мечом вместе с ним.
Прп. Зосима Возбозомский (1550). Память его празднуется также 4 апреля (см. о нем там же).
Обретение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Память его празднуется 4 февраля в день преставления († 1532) (см. о нем там же).
В 1628 г. боярыня Анна Годунова просила дать ей немного земли с могилы преподобного, и когда сдвинули помост, лежавший на могиле, из нее вышло благоуханное облако, и совершилось много исцелений. Этот случай был расследован по приказанию царя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета; исцеления были достоверны.
После мятежа 1648 г. боярин Морозов временно укрылся в монастыре. В благодарность святому он стал воздвигать на его могиле храм Воскресения Христова; при этом были обнаружены нетленные мощи преподобного, и опять случилось много чудес, и в 1652 г. прп. Кирилл был причислен к лику святых. Почивал он открыто в раке, находившейся над его бывшей могилой.
Мчч. Авкт, Таврион и Фессалоникия Амфипольские (Македонские). Святая Фессалоникия была дочерью языческого жреца. Когда нечестивый отец узнал, что его дочь стала христианкой, он безжалостно избил ее и выгнал из дома, лишив всяких средств к пропитанию. Святые Авкт и Таврион пытались заступиться за христианку и вразумить ожесточившегося отца. Жрец донес на них, и они были схвачены. Исповедав перед мучителями свою веру во Христа и претерпев жестокие пытки, святые были обезглавлены. Вскоре после их мученической кончины умерла и святая Фессалоникия. Тело ее было с честью погребено в городе Амфиполе в Македонии вместе со святыми мучениками Авктом и Таврионом.
Мч. Афинодор.
Св. Григорий. Брат Григория чудотворца.
Икона Божией Матери, именуемая «Взыграние», Угрешская (1795). Она была обретена 7 ноября 1795 г. в Николо-Угрешском монастыре, древней подмосковной обители, основанной святым благоверным князем Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 г. По пути к месту сражения войско князя Димитрия остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю икона святителя Николая Чудотворца, укрепила его надеждой, и «сия угреша сердце его». С тех пор это место называется Уреша. Святой князь велел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя свт. Николая. Монастырь был постоянным местом «государева богомолья». По дороге из Москвы в дворцовое село Остров царская семья со всей свитой непременно совершала «угрешский поход» в обитель.
Монастырь этот располагался в 18 верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции «Люберцы» Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой. Угрешская икона со дня обретения стала одной из главных святынь монастыря. «Взыграние» – русская икона, но написанная с греческого образца «Гликофилусса» («Сладкое лобзание»). На Святой Горе Афон этот древний образ почитается как чудотворный. На иконе Богоматерь изображена с сидящим на правой Ее стороне Богомладенцем, Который прильнул к Ней Своей ланитой. Чудотворный образ Богородицы стоял в Успенском храме, устроенном на втором этаже Государевых и Патриарших палат, который именовался «церковью Успения, что у Государя на сенях». К нему на поклонение шло огромное количество верующих.
История Николо-Угрешского монастыря в годы советской власти была типичной и весьма печальной: в 1920 г. монастырь закрыли, разруха и запустение царили здесь несколько десятилетий. К счастью, в 1924 г. архитектор-реставратор П. Барановский собрал святыни разоренного Николо-Угрешского монастыря, которые впоследствии составили основу фонда музея-заповедника «Коломенское». Среди этих святынь была и чудотворная икона Божией Матери «Взыграние», которая и поныне находится в музейных фондах.
В конце 1990 г. в обители появились первые монахи. Николо-Угрешский монастырь начал приобретать былую красоту и величие. Сейчас в Угрешском монастыре почитается список с чудотворной иконы, который был передан обители в марте 2003 г. неизвестными благодетелями. В июне 2005 г. в монастыре появился еще один список с чудотворного образа. Он был подарен наместнику монастыря сотрудниками музея в Коломенском, которые и хранят сейчас святыни Угрешской обители.