17/30 ноября
Свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского (ок. 266-270). Прп. Никона, игумена Радонежского, ученика прп. Сергия (1426).
Мчч. Ацискла и Виктории, Кордубских (IV). Прп. Лазаря иконописца (ок. 857). Мч. Гоброна, во Святом Крещении Михаила, и с ним 133-х воинов (914) (Груз.).
Свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский (ок. 266-270). Святитель Григорий родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности устремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.
Для продолжения образования св. Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Св. Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Восемь лет св. Григорий учился у него и принял от него Крещение.
Подвижническая жизнь св. Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках-язычниках, и они решили оклеветать св. Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершенный с нею грех. Сначала св. Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей денег. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Св. Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее.
Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Св. Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.
Епископ Каппадокийского города Амасии Федим, узнав о подвижнической жизни св. Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Св. Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни св. Григория описал свт. Григорий Нисский.
Св. Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Св. Григорий записал все, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Символ веры, записанный свт. Григорием Неокесарийским, – великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом. Символ св. Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, свт. Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершенного святителем, – по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Так по его молитве исчезло озеро – предмет спора двух сыновей, наследников умершего родителя. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.
Когда началось гонение на христиан при императоре Декие (249 – 251), свт. Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на отрытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить также, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.
После прекращения гонений свт. Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение Павла Самасатского (Самосат – город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самасатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе (264 г.). На этом соборе свт. Григорий занимал первенствующее место.
Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (ок. 266-270 гг.) в городе осталось только 17 язычников. А когда свт. Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
Прп. Никон, игумен Радонежский, ученик прп. Сергия (1426). Прп. Никон родился в 1350 г. в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа. С детства ему много приходилось слышать в Радонежском подвижнике, и сильно горело в нем желание видеть его и подвизаться под его руководством. Со слезами просил он у Господа этой милости. В ранней юности оставил он родительский дом, пошел к прп. Сергию (память его 25 сент.) и умолял принять его в число своих учеников. Но прп. Сергий не принял на этот раз юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, прп. Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сент.), имевшему дар руководства.
Прп. Никон не того ждал, он даже не знал того, к кому отсылал его прп. Сергий, но повиновался, не рассуждая. Суров был прием у прп. Афанасия, но все превозмогло смирение того, кого святая Церковь именует «рачителем послушания»; и под мудрым руководством прп. Афанасия он стал восходить «от силы в силу».
Лишь когда прп. Никону было лет 30, и он был уже рукоположен в сан пресвитера, прп. Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь. Теперь прп. Сергий принял его с любовью и для начала благословил ему служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под свое неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя. А когда за шесть месяцев до кончины прп. Сергий удалился в безмолвие, то поручил ему весь монастырь, причем завещал твердо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.
По кончине прп. Сергия прп. Никон был поставлен игуменом на место его. Горько оплакал прп. Никон кончину своего великого наставника и в точности исполнил волю его, заботясь о братии с любовью. Но вскоре и сам ушел в безмолвие, поручив монастырь прп. Савве, третьему игумену Сергиевой пустыни.
Через 6 лет прп. Савва (память его 3 дек.) по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича переселился на Сторожевскую гору под Звенигородом для основания там монастыря, и прп. Никон оставил свое уединение и опять принял на себя настоятельство. В 1408 г., во время нашествия хана Едигея, ему явились святители Петр и Алексий с прп. Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет. Когда они стали незримы, прп. Никон поспешно вышел из кельи и увидел, что явившиеся идут к церкви. При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь прп. Сергия.
По возвращении они нашли обитель сожженной и стали восстанавливать ее. При закладке же каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы, существующего и в наше время, были обретены нетленные мощи прп. Сергия (5 июля 1422). Храм был украшен иконами знаменитых иконописцев – Даниила Черного и Андрея Рублева, иноков Спасо-Андроникова монастыря.
Когда прп. Никон достиг глубокой старости и отходил уже ко Господу, он неожиданно сказал: «Отнесите меня в ту светлую храмину, которая мне уготована по молитвам отца моего, не хочу более здесь оставаться!» Причастившись Святых Христовых Таин, он сказал: «Вот я, братия, разрешаюсь от союза телесного и отхожу ко Христу!» Затем он стал благословлять братию. Последние слова его были обращены к самому себе: «Изыди, душа моя, с радостью туда, где тебе уготован покой; гряди с радостью, Христос призывает тебя!» И, осенив себя крестным знамением, прп. Никон с молитвой предал душу свою Богу 17 ноября 1426 г.
Погребен он был у южной стены собора, против места погребения прп. Сергия; над могилой его была воздвигнута церковь, где он почивает до сего дня под спудом вместе с некоторыми другими учениками и сподвижниками прп. Сергия. К лику святых он был причислен в 1547 г. Являлся он часто вместе с прп. Сергием. Так, вместе они явились московскому купцу Симону и исцелили его. Вместе же явились в Смутное время защитникам осажденной Троице-Сергиевой лавры. В 1846 г. прп. Никон явился больному монаху Гавриилу и исцелил его.
Память его празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.
Мчч. Ацискл и Виктория, Кордубские (IV).
Прп. Лонгин (IV). Подвизался иноком в Египте.
Прп. Лазарь Константинопольский, иконописец (ок. 857). Преподобный Лазарь жил в Константинополе. Он был пресвитером, вел строгую подвижническую жизнь и писал святые иконы.
При императоре-иконоборце Феофиле (829 – 842) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу. От неминуемой казни за почитание святых икон святого спасла своим вмешательством императрица св. Феодора (память ее 11 февр.).
Выпущенный на свободу, прп. Лазарь нашел убежище в церкви св. Иоанна Крестителя, и там написал икону, которая быстро приобрела славу чудотворной. Когда же Феофил скончался, преподобный уже беспрепятственно занимался писанием святых икон. При этом святой нисколько не помнил зла, но даже молился за своего мучителя.
Скончался прп. Лазарь в 857 г., возвращаясь из Рима, куда он был отправлен с посольством по церковным делам к папе Римскому Бенедикту III.
Мч. Гоброн, во Святом Крещении Михаил, и с ним 133 воина (914) (Груз.). Мученик Гоброн, во святом Крещении Михаил, и с ним 133 воина - грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке "мужественный, храбрый").
В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном.
Грузинский царь Адарнасе II (881 - 923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам, обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор "Мученичества Михаила (Гоброна)" (914 - 918) Тбетский епископ Стефан повествует, что тело святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в общую яму. "Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие". Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества - 17 ноября.
Прп. Геннадий Ватопедский (XV). Преподобный Геннадий служил дохиаром (келарем) в Ватопедском Благовещенском монастыре на Афоне. Однажды, когда нехватка масла в обители настолько была велика, что недоставало даже на нужды церкви, игумен, уповая на помощь Богородицы, послал дохиара Геннадия за последним сосудом, чтобы раздать масло в пищу братии. Святой пребывал в смущении, так как хотел оставить это масло для лампад, но все же исполнил повеление игумена. Через день Геннадий вошел в кладовую, ожидая найти сосуд из-под масла совершенно пустым. Каково же его было удивление, когда он обрел его полным, так что масло даже переливалось через края и текло на пол. Исполненная радости братия прославила Пресвятую Богородицу. Мощи святого почивали в Ватопедской обители. Настенное изображение преподобного имеется в трапезной монастыря.
Прп. Иустин.
Прп. Иоанн Олимпийский.
Свв. Захария сапожник и Иоанн.