Краткие жития святых, православные праздники и события

2/15 ноября

 

Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста Персидские и иже с ними (ок. 341-345). Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918).

Прп. Маркиана Киринейского (388).

Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654-1655).

 

Мученики Акиндин, Пигасий Мчч. Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист Персидские и иже с ними до 7000 пострадавших (ок. 341-345). Эти святые мученики пострадали при персидском царе Сапоре II в IV в. Акиндин, Пигасий и Анемподист были вельможами Сапора. Сапору донесли о святых, что они не только сами веруют во Христа, но и обращают других. Царь приказал их мучить. Святые, претерпевая мучения, молились Богу. После разных мучений царь приказал сжечь их, но дождь погасил огонь, а ангел Господень развязал их узы, и они явились к царю. «Как, вы еще не умерли?» – спросил святых мучеников Сапор. «Нас спас Господь, Которому мы покланяемся», – отвечали они. Царь начал хулить Христа, а мучеников велел жечь на раскаленной железной постели. Господь сохранил их невредимыми и в этот раз, так что многие из язычников уверовали во Христа; в числе их были воин Аффоний и знатный вельможа Елпидифор. Царь приказал зашить мучеников в кожаные мешки и бросить в море. Но Господь опять спас их. Тогда еще большее число народа уверовало во Христа. Царь приказал всех уверовавших убить мечом, и было избито до 7 тысяч человек, святых же Акиндина, Пигасия и Анемподиста сожгли в печи.

Пигасий Персидский (Пигасий). Аффоний Персидский (Аффоний). Елпидифор Персидский (Елпидифор). Мученик Анемподист (Анемподист).

Сщмчч. Константин (Юрганов) и Анания (Аристов) пресвитеры (1918): Новомуч. С февраля 1918 г., после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинствам большевиков. Грабежи храмов и монастырей, убийства после лютых издевательств церковнослужителей и мирян без суда и следствия прокатились по Пермской епархии. В селе Серга Кунгурского района были арестованы священники Константин Юрганов и Анания Аристов, увезены в Пермь и 2 ноября расстреляны в саду Духовной семинарии.

 

Прп. Маркиан Киринейский (388). Память его празднуется также 18 января (см. о нем там же).

Прп. Киприан Стороженский (после 1598). Память его празднуется также 26 августа (в числе местночтимых святых). Он был предводителем разбойничьей шайки, вразумлен и обращен к Богу прп. Адрианом Ондрусовским (память его 26 авг.). Приняв у него в обители пострижение в иночество с наречением ему имени Киприан, впоследствии на месте разбойничьего притона (на Сторожевском мысу Ладожского озера) основал обитель во имя святителя Николая Чудотворца. Своей подвижнической жизнью, отличающейся благотворительностью и милосердием, он стяжал еще при жизни дар чудотворения. После его смерти многие по его молитвам получили небесное заступление. Мощи его покоились в бывшей монастырской, а впоследствии приходской церкви.

Мцц. Кириака, Домнина и Домна. Усечены мечом.

 

Икона Божией Матери Одигитрия Шуйская Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (1654-1655). Эта икона была написана в 1654 – 1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи (ныне Ивановской области), где в те времена свирепствовала, не ослабевая, моровая язва.

Уповая на милость Божию и заступление Пресвятой Богородицы, прихожане церкви поручили лучшему иконописцу иноку Герасиму Иконникову за неделю написать образ Богородицы Одигитрии Смоленской, издавна почитавшейся Спасительницей Русской земли от бед и напастей. Сами же они провели эти дни в посте и молитве. Исповедовавшись и причастившись Св. Тайн, прихожане со священником отправились к иконописцу и торжественно принесли икону в храм. После этого моровая язва начала утихать сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе. Вскоре от новонаписанного образа исцелился одержимый долговременным беснованием юноша Иаков. А всего чудотворений от образа было записано 109. По указу царя Алексея Михайловича  и благословению патриарха Иоасафа в 1667 г. в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. Истинность их после дознания была засвидетельствована архиепископом суздальским Стефаном со священным собором. Празднование иконе 28 июля (10 августа) установлено в память об избавлении от холеры в 1831 г., 2 (15) ноября – в память написания образа и прекращения морового поветрия и во вторник Светлой седмицы – в память первого чуда от него. По преданию, Петр I в 1722 г. посещал Шую только для того, чтобы поклониться Шуйской иконе, по молитве перед которой он исцелился от тяжелой болезни. Царь хотел забрать икону в Москву, но шуйские купцы на коленях умолили оставить им святыню.

Иконография Шуйско-Смоленской иконы Богородицы отличается от ее прообраза – Смоленской Богоматери, особенно позой Младенца. Он сидит к молящимся боком, поставив ступню правой ноги на колено левой, а запечатленный свиток поднимает прямо к лицу Богородицы. Сказание объясняет это первым чудом, происшедшим от иконы: уже на другой день после написания иконописец увидел образ измененным и попытался исправить изображение, но назавтра повторилось тоже самое – чудесным образом изменилось положение рук и ног Младенца Христа.

В 1-й половине XIX века был построен каменный Воскресенский собор с его всемирно известной 106-метровой колокольней – первой в Европе среди звонниц, стоящих отдельно от храмов. Колокольня заложена в 1810 г. по проекту итальянского архитектора Марицелла, но, доведенная им до  3-го яруса, обрушилась в 1819 г. и окончена уже русским крестьянином Владимирского уезда Михайло Саватеевым. Этот храм был центром религиозной жизни Шуи на протяжении всего XIX в. Его главная святыня – чудотворная Шуйская икона – собирала 28 июля, в день своего празднования, 30-40 тыс. богомольцев со всей округи. Две ризы иконы – повседневная (серебряно-позолоченная) и парадная (жемчужная) – были выдающимися произведениями ювелирного искусства. Жемчужную ризу украшали 794 бриллианта, 21 изумруд, 75 алмазов, 204 яхонта, до 1000 аметистов, 5 бриллиантовых звезд.

В 1922 г. чудотворная Шуйско-Смоленская икона Божией Матери была изъята из храма, и сведений о ее местонахождении нет. Сейчас в Воскресенском соборе Шуи верующие почитают список XIX в. С 1991 г. Воскресенский собор является подворьем Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz