30 марта /12 апреля
Прп. Иоанна Лествичника (649). Свт. Софрония, еп. Иркутского (1771).
Прор. Иоада (X до Р.Х.).
Апп. Сосфена, Аполлоса, Кифы, Кесаря и Епафродита (I). Прав. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона (ок. 303). Прп. Иоанна безмолвника (VI). Прп. Зосимы, еп. Сиракузского (ок. 662).
Прп. Иоанн Лествичник, Синайский (649). Преподобный Иоанн родился, как предполагают, в Константинополе. В возрасте 16 лет даровитый и образованный Иоанн оставляет мiр, удаляется на гору Синайскую, где некогда Бог вручил Моисею скрижали с десятью заповедями, и там поступает в ученики к старцу Мартирию, который через 4 года облекает его в иноческую одежду. Послушание юного инока было столь велико, что, казалось, Иоанн совсем не имел своей воли. Между братиями он изображал из себя простака, вовсе необразованного. Но некоторые прозорливцы-старцы, увидев в нем будущего великого светильника Церкви, относились к нему с уважением и предсказывали, что он будет игуменом на Синае.
Однажды авва Мартирий с учеником своим Иоанном пришел к великому Анастасию Синаиту. Увидев их, Анастасий сказал Мартирию:
– Скажи мне Мартирий, откуда у тебя ученик сей, и кто постриг его в иночество?
– Раб он твой, отче, и я постриг его, – отвечал Мартирий.
И сказал Анастасий с удивлением:
– О, авва Мартирий! Ты постриг игумена Синайской горы
В другое время, также взяв с собою Иоанна, авва Мартирий пошел к великому старцу Иоанну Савваиту. Старец, увидев их, встал, налил воды, умыл Ноги Иоанну и облобызал руку его; авве же Мартирию не умыл ног. Когда после этого ученик старца Савваита Стефан спросил его, – почему он так сделал: не учителю, но ученику умыл ноги и руку того целовал, – старец ответил: «Поверь мне, чадо, что я не знал, кто этот юный инок; принимал же я игумена Синайского и игумену умыл ноги».
У Мартирия Иоанн прожил 19 лет. По смерти старца он решил избрать уединенную жизнь. Получив благословение на это у святого старца Георгия Арселаита (память его 10 марта) Иоанн подвизался в пустыне Фоле, находившейся в углублении долины при подошве Синая. Место это отстояло от храма Синайской обители на расстоянии примерно 8 верст. Преподобный каждую субботу и воскресенье ходил в храм молиться вместе с братией и приобщаться Святых Христовых Таин.
Проводя время в духовных подвигах, св. Иоанн достиг высокой степени совершенства, совершенно подавив в себе низкие человеческие страсти. Между тем по внешности жизнь Иоанна казалась очень обыкновенной: на трапезе он вкушал все, что не запрещалось правилами, хотя и соблюдал умеренность; не проводил ночей без сна, хотя и не спал много. Свободное от молитвы время Иоанн посвящал чтению и списыванию книг. Когда находился вместе с братией, он любил говорить о полезных для души предметах. Некоторые приняли это за тщеславие, и тогда Иоанн наложил на себя подвиг молчания и безмолвствовал целый год. Иноки раскаялись в своей ошибке и стали просить его, чтобы он отверз свои уста для душеспасительной беседы. Иоанн, почитавший выше всего смирение и послушание, снова начал беседовать с братией. Господь наделил его благодатными дарами прозорливости и чудотворения. После 40-летнего пребывания в пустыне Иоанн общим желанием братии был избран игуменом Синайской обители.
Братия, зная мудрость и духовные дарования старца, уговорили прп. Иоанна написать руководство для монашествующих. Из послушания старец выполнил просьбу и составил «Лествицу Райскую» – творение, ставшее основой для монашеского делания всех последующих поколений иноков. Она состоит из тридцати глав и показывает, как, поднимаясь по ступеням духовной жизни, человек достигает духовного Неба – христианского совершенства. Через 4 года после избрания своего игуменом прп. Иоанн отказался от этой должности и удалился снова в пустыню.
Преподобный скончался в 563 году [так в «Житиях…» Е. Поселянина, VI-VII век – у свт. Димитрия Ростовского], имея 80 лет от роду.
Память его празднуется также в 4-ю Неделю Великого поста.
Свт. Софроний, еп. Иркутский (1771). В миру Стефан Кристалевский (1704 – 30.03. 1771), родился в семье «посполитого человека», служилого крестьянина Назария Феодорова. Детские годы после увольнения отца со службы он провел на Полтавщине. Здесь же в Переяславской епархии на Украине в 1730 году постригся в одном из местных монастырей. Был настоятелем в Петербургской Александро-Невской лавре, в сане архимандрита. В 1753 г. был назначен епископом Иркутска, где и скончался. Все время от кончины до погребения – более шести месяцев – свт. Софроний находился во гробе в Казанском пределе. Несмотря на столь длительный срок, его тело не показало никаких признаков тления. После погребения всеми почитаемого архипастыря память о нем сохранялась среди благочестивых иркутян. В 1870 г. тело святителя было открыто вторично, и оно было совершенно цело и благоухало. Рука, державшая крест и разрешительную молитву, была бела как снег. Мантия святителя через сто лет осталась столь же крепкой, как только была положена. И все это – несмотря на большую сырость в пещере. У гроба с нетленными мощами свт. Софрония совершались многочисленные исцеления и чудеса. На Всероссийском Церковном Соборе 1917 – 19 18 свт. Софроний был причислен к лику святых.
Память его празднуется также 30 июня в день прославления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых.
Прор. Иоад (X до Р.Х.). Происходил из Иудейского царства и жил при Соломоне и сыне его Ровоаме. Иоад обличал Израильского царя Иеровоама за то, что тот распространял в своем царстве идолопоклонство. Скончался, задушенный львом за нарушение данной ему от Господа заповеди (3 Цар. XIII).
Апп. Сосфен, Аполлос, Кифа, Кесарь и Епафродит (I). Апостолы от 70-ти, были епископами; за проповедование веры Христовой скончались мученически (память их также 8 дек., см. о них там же).
Прав. Еввула Никомидийская, матерь вмч. Пантелеимона (ок. 303). Родом была из Никомидии; скончалась мирно в III веке, прежде мученической кончины своего сына целителя (память его 27 июля).
Прп. Иоанн безмолвник (Молчальник), Савваит, еп. (VI). С 18-ти лет инок, с 28 лет – епископ римского города Колонии; после 10-ти лет управления паствой тайно от всех поступил в обитель Саввы Освященного сначала послушником, а потом подвизался безмолвно затворником и скончался в глубокой старости (в 557 или 558 году).
Память его празднуется также 3 декабря.
Прп. Зосима, еп. Сиракузский (ок. 662). Преподобный Зосима родился по усердным молитвам благочестивых родителей, долго не имевших детей. В семилетнем возрасте его отдали на воспитание в монастырь, где святой впоследствии принял постриг и сорок лет настоятельствовал в обители. Позднее его поставили епископом Сиракузским.
Святитель Зосима отличался милосердием и нестяжанием, твердо управлял паствой словом и примером собственной жизни. В конце земного пути он тяжело заболел, но переносил все испытания с великодушием и смирением. После его кончины (ок. 662 г.) многие больные получали исцеления от одного прикосновения к гробнице преподобного.
Сщмч. Захария, еп. Коринфский (1684). Оклеветан был в тайной измене государству; за нежелание принять магометанскую веру после жестоких мучений обезглавлен фанатиками турками в Коринфе.
Свт. Иоанн, патриарх Иерусалимский. Скончался мирно.
Свт. Савва еп.
Мч. Персид.